Единство экономического пространства одна из центральных проблем современной России. Открытие экономики приводит к тому, что простра - polpoz.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1страница 2
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Заполняется Посольством или Консульством 1 35.62kb.
Семинара под названием «Изучение проблем ирано-российского торгово-... 1 25.45kb.
Конкурс архитектурных концепций «Пространство Современной Архитектуры» 1 41.29kb.
Лекция 3 Фундаментальные законы и принципы (продолжение) 1 142.09kb.
Монитор событий в украине апрель 2004 года 1 187.57kb.
Приложение Проект на 15 марта 2006г. Соглашение о применении единого... 1 65.87kb.
Вероятностное пространство как математическая модель эксперимента... 1 35.74kb.
1 Сущность и классификация внешнеэкономических связей Развитие цивилизации... 27 5951.26kb.
Алкоголизм это одна из наиболее серьезных проблем нашего времени 4 440.94kb.
В сравнении с производственной сферой 2 452.08kb.
Вячеслав Тельнин 1 33.06kb.
Украино-грузинские отношения фактор стабильности в Черноморском бассейне 1 156.71kb.
1. На доске выписаны n последовательных натуральных чисел 1 46.11kb.

Единство экономического пространства одна из центральных проблем современной России. - страница №1/2

Институт экономики РАН

Центр стран СНГ и Балтии

Л.Б.Вардомский
Российское экономическое пространство: вопросы единства в условиях глобализации
Научный доклад


Москва

Весна 2006

Резюме
Единство экономического пространства – одна из центральных проблем современной России. Открытие экономики приводит к тому, что пространство страны становится частью глобального экономического пространства. На основе разработанных автором методологических подходов рассматриваются структурно-экономические особенности пространства России и его динамика под действием глобализации. Усиление межрегиональных различий и разобщение экономического пространства стало одной из причин восстановления властной вертикали. Вместе с тем потенциал централизации как инструмента решения проблем российского пространства не следует переоценивать, поскольку модернизация страны по инновационной модели при жесткой властной вертикали будет малоэффективна.

Рассматриваются вопрос о том, в какой мере реализация проектов регионального сотрудничества с соседними государствами и создание «большого» экономического пространства может способствовать решению проблем российского пространства и обратное воздействие свойств пространства на перспективы регионального сотрудничества.



The Russian economic space: problems of unity in conditions of globalization
Summary

Unity of the economic space is one of the main problems of contemporary Russia. Opening of the economy leads to that the country’s space becomes a part of the global economic space. On the basis of the methodological approaches worked out by the author there are considered structural-economic features of the space of Russia and its dynamics under the effect of globalization. Aggravation of interregional differences and dissociation of the economic space has become one of the reasons of restoration of the vertical of power. At the same time the potential of centralization as an instrument of solution of the problems of the Russian space should not be overestimated since modernization of the country according to the innovation model would be of little effect under rigid vertical of power.

There are also examined the following questions: to what extent realization of the projects of regional cooperation with the neighbouring states and formation of a “large” economic space can promote solution of the problems of the Russian space and reverse influence of the characteristics of the space upon the prospects of regional cooperation.


Содержание
Введение

1. Некоторые общие представления

1.1 О сущности и динамике экономического пространства

1.2 Центро-периферийная организация пространства


1.3 Границы экономических пространств

2. Экономическое пространство России

2.1 Коренные свойства российского пространства

2.2 Современная динамика региональных процессов

2.3 Международные экономические отношения и пространство России

2.3.1 Типы приграничных регионов

3. Политика центра – инструменты и результаты

3.1 Политика в отношении пространства страны

3.2 Трудности создания «большого» пространства

3.2.1 Приграничное сотрудничество

Заключение

Введение
Распад СССР, рыночная трансформация, включение России в процессы глобализации и международной регионализации требуют нового осмысления фактора пространства в настоящем и будущем страны. В стране и за рубежом за последние годы появилось множество исследований посвященных современному состоянию и перспективам России в свете существующих и ожидаемых угроз.

Актуальность исследования российского пространства обусловлена также продолжающимся поиском идентичности России в современном мире, который проявляется в попытках ряда авторов сформулировать новые геополитические идеи и концепции1. «Пространство», как известно, является ключевой категорией геополитики.2

Пространственные проблемы России отражаются в громадных внутренних контрастах, неэффективной региональной структуре экономики, унаследованной от прошлого, депопуляции и экономической маргинализации большей части окраин России, произошедшем в 1990-е гг. сужении зоны политического и экономического влияния в мире.

Одним из главных приоритетов современной российской политики является обеспечение единства России, целостности и неделимости ее пространства. Угрозы целостности страны виделись и видятся в ограниченной способности федерального центра контролировать им политические и социально-экономические процессы в субъектах федерации. Как вполне реальная угроза в Кремле воспринимается экономическая и политическая власть региональных элит, которая может нарушить единство пространства России, усилить центробежные тенденции и, как следствие этого, вызвать распад государства.

Одновременно угрозу единству российского пространства создают внешние факторы. В условиях глобализации оно подвергается неизбежному экономическому, культурному, идеологическому и информационно-пропагандистскому воздействию извне. Наиболее серьезные угрозы для целостности страны возникают в ее порубежье, на межнациональных и культурно-цивилизационных стыках.

Немалую угрозу целостности российского пространства создает усиление его внутренних социально-экономических различий в ходе рыночной трансформации и глобализации экономики. Эти различия или контрасты, измеряемые величиной отклонений от средних значений параметров регионального развития, предстают в виде территориальных диспропорций экономики и социальной сферы.

Неудовлетворенность элит и населения регионов ходом социально-экономического развития и проводимых реформ, растущее расслоение субъектов РФ по уровню доходов населения, безработицы и другим социальным показателям, отсутствие внимания федерального центра к проблемам отдельных территорий, не учет их этно-культурной и экономической специфики, создают питательную среду сепаратизма.

Большой физический размер пространства сегодня, как и ранее, дает важные стратегические преимущества в военно-политическом плане, с точки зрения контроля мирового воздушного и космического пространства, выхода к разным океаническим акваториям, широкого соседства с зарубежными государствами. На разнообразное соседство опирается концепция многовекторной внешней политики страны. Большое пространство страны обусловливает и богатство различными природными ресурсами3.

Однако глобальное позиционирование страны показывает, что «количество» пространства не обеспечивает ей устойчивых конкурентных преимуществ, как в экономике, так и политике. 4 Для устойчивого экономического развития в настоящее время более важную роль играет инновационность экономики (способность разрабатывать, производить или воспроизводить новые товары и услуги), емкость национального рыночного пространства и преференциальный доступ к рыночным пространствам зарубежных государств, прежде всего, соседних.

По оценке проф. Л.З. Зевина, устойчивое развитие возможно на пространстве с населением не менее 300 млн. чел.5 Пространство такого размера, вероятно, является минимально необходимым для появления новых направлений бизнеса, новых технологий, концентрации достаточных инвестиционных ресурсов.

Инновационная модернизация России не может не опираться на ее топливно-сырьевой сектор, который требует включения в экономический оборот новых природных ресурсов. Перед страной стоит задача сочетания восстановления процесса колонизации пространства с процессом модернизации староосвоенных территорий и территориальной организации экономики в целом, которая складывалась в условиях закрытой, жестко централизованной экономической системы. Одновременно Россия не может быть в стороне от активно протекающих в глобальной экономике процессов регионализации международного экономического сотрудничества.

Таким образом, для современной России первостепенное значение имеет поиск ответов на такие вопросы как:

каковы инструменты понижения пространственных диспропорций и повышения качества экономического пространства для целей устойчивого повышения конкурентоспособности страны?

каким должно быть соотношение процессов централизации и децентрализации в управлении российским пространством?

что такое единство экономического пространства страны при растущем значении для развития национальной экономики международного экономического сотрудничества?

как связано обустройство российского пространства с глобализацией экономики и международным региональным сотрудничеством?

какие условия определяют приоритетность акцента в политике на «улучшение» российского пространства или на формирование «большого» (интегрированного) пространства?

1. Некоторые общие представления

1.1 О сущности и динамике экономического пространства

В настоящее время параллельно используются три основных понимания «экономического пространства» – системно-структурное, хозяйственно-правовое и геополитическое (геоэкономическое). Первое понимание выработано пространственной или региональной экономикой. С точки зрения этой ветви экономической науки – «экономическое пространство – … территория, вмещающая множество объектов и связей между ними» 6. Из этого определения вытекает, что понятие "пространство" близко понятию "территория". Но последнее более конкретно в физическом смысле и тесно связано с расположенными на ней материальными объектами. Кроме того, помимо территории существуют акватории, которые также составляют экономическое пространство.

Каждая страна или ее выделенная часть (административный или экономический район, историческая область) имеют свое пространство, связи внутри пространства и связи с внешним по отношению к ним пространством. Такое понимание экономического пространства близко к понятиям «пространственная (территориальная) структура экономики» и «пространственная (территориальная) организация хозяйства.7

В таком понимании качества и порядок экономического пространства, определяются общим уровнем его освоенности и развития (включая показатели их дифференциации), структурными особенностями хозяйства (соотношение основных видов хозяйственной деятельности, отдельных частей пространства, его центров и периферии), экономической и социальной связанностью его отдельных частей (развитие коммуникаций, мобильность населения, переплетением и интенсивностью производственных, сбытовых и финансовых связей).

В системно-структурной трактовке акцент делается на качественное развитие пространства, улучшение его свойств с целью повышения конкурентоспособности. В этой связи следует подчеркнуть, что ценность пространства как вместилища экономической деятельности, природных ресурсов, коммуникационных и образовательных систем, национальных культур возрастает в ходе общественного прогресса. На нем накапливаются материальные объекты и знания, создаваемые в ходе экономического освоения пространства, формируются рынки сбыта товаров и услуг, а также институциональные системы, обеспечивающие прогресс общества. По мере научно-технического прогресса и международного сотрудничества пространство качественно изменяется. Оно становится все более дифференцированным по функциям, но одновременно и более контактным, доступным, емким.8 В периоды экономических и политических потрясений (войн, экономических кризисов, распадов государств) экономическое пространство может утрачивать некоторые свои качества, полностью или частично становиться непригодным для проживания населения или ведения бизнеса. Но в любом случае количественные и качественные характеристики экономического использования пространства на конкретном историческом этапе влияют на последующий ход его использования.

Данное понимание предполагает также возможность разложение экономического пространства на отдельные составляющие и оперирование такими категориями как таможенное пространство, конкурентное пространство, энергетическое пространство, транспортное пространство, пространство деятельности отдельных компаний и т.д.

В трактовке экономического пространства даваемого Конституций РФ, главный акцент делается на его целостность и единство, понимаемые как свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержка конкуренции, свобода экономической деятельности, равные права субъектов РФ во взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти. В условиях становления в России нового федерализма на момент принятия Конституции и в период до конца 90-х гг. сохранялась угроза правовой дезинтеграции экономического пространства, поскольку многие субъекты принимали региональные законы, нарушавшие свободу перемещений, а также в некоторых случаях провозглашали верховенство региональных законов над федеральными.

Термин «единое экономическое пространство» предполагает действие единых правил осуществления предпринимательской деятельности на всем пространстве страны, единые правила вмешательства государства в эту деятельность и гарантиях со стороны федерального центра обеспечить свободное перемещение в пределах пространства страны факторов производства, товаров и услуг. Данное хозяйственно-правовое понимание пространства нацелено, с одной стороны, на его сохранение, а, с другой, на повышение управляемости происходящих на нем экономических и социальных процессов. Вместе с тем следует отчетливо понимать, что равные правовые условия не означают равных условий ведения предпринимательской деятельности в целом, поскольку существует множество структурных параметров, дифференцирующих пространство – емкость региональных рынков, предложение рабочей силы той или иной квалификации, цена кредитов, величина энерготарифов и т.д., определяющих предпринимательский климат на той или иной части единого пространства.

Сохранение или формирование единого (или общего) экономического пространства составляет основную смысловую нагрузку геополитического понимания экономического пространства. На основе геополитического подхода выработано представление об «экономическом пространстве», конструируемом посредством глобального и регионального межгосударственного сотрудничества.

Единое в географическом смысле мировое пространство поделено между многочисленными пользователями, в качестве которых выступают суверенные государства и другие политические образования – всего более 220. На основе избранных приоритетов экономического развития, а также имеющихся возможностей и сложившихся традиций они проводят определенную политику в отношении своего пространства.

Одновременно мировая тенденция к расширению полномочий местных органов власти расширяет их функции в использовании «своего» пространства. Таким образом, число реальных пользователей пространства, действующих на основе национальных и местных нормативно-правовых актов, в реальности многократно больше.

Интернационализация национальных хозяйств, деятельность ВТО и других международных институтов приводит к интернационализации использования занимаемых ими пространств. Оно выражается не только в допуске к использованию национального пространства нерезидентов, но и в сближении норм, правил и принципов использования пространства в отдельных странах.

Так, в ЕС создано интегрированное экономическое пространство с унифицированными правилами и нормами предпринимательской деятельности в странах-участницах и свободой трансграничного движения людей, товаров, услуг и капиталов. При таком понимании экономического пространства предполагается, что в нем главное место занимают гармонизированные или унифицированные институты предпринимательской деятельности.

Данная трактовка лишь косвенно включает в себя объекты регулирования и вообще не рассматривает пространство как вместилище экономической жизни.

В конструировании новых пространств могут участвовать не только страны (так, в Европе помимо ЕС, действуют такие группировки как Центральноевропейская зона свободной торговли, Альпийско-Адриатическое сообщество, Организация черноморского экономического сотрудничества и др.), но их части (еврорегионы, Баренц-Арктический регион, Северное измерение). В качестве основных акторов такой регионализации выступают не только органы центральной, но и региональной власти, неправительственные организации, бизнес-структуры. Однако какого-то особого экономического пространства эти образования не создают, поскольку руководствуются либо нормам ЕС, либо отдельных стран-участниц. Тем не менее, появление таких образований способствует формированию трансграничных сетевых структур и региональных бизнес- кластеров9.

Активное конструирование пространств путем его укрупнения и одновременно дробления в рамках нового регионализма10 объясняется ужесточением международной конкуренций в условиях взаимного открытия рынков стран и необходимости использования инструментов поддержки национальных или региональных производителей. Новый регионализм – способ повышения конкурентоспособности стран и их регионов.

В последнее время все большее внимание исследователей привлекает инновационный подход к экономическому пространству. Это обусловлено бурным прогрессом «экономики знаний» и выдвижением инновационного фактора на ведущие позиции среди факторов экономического развития. Экономический потенциал любого рассматриваемого пространства все сильнее зависит от его способности производить, распространять и воспринимать новые товары и услуги, новые технологии производства, организации бизнеса и оценки их эффективности. Большие различия в инновационности в пределах как глобального экономического пространства, так и национального, выступают основным фактором растущих межгосударственных и межрегиональных различий по многим социальным и экономическим показателям, оказывают сильное влияние на международное экономическое сотрудничество, затрудняют поиск баланса интересов стран и регионов – инноваторов, с одной стороны, и стран и регионов– инновационных аутсайдеров.

Системно-структурное, хозяйственно-правовое, геополитическое и инновационное понимания экономического пространства в условиях либерализации внешнеэкономических связей оказываются тесно взаимосвязанными. Национальное экономическое пространство по мере его включения в глобальную экономику и интегрированную экономику группы стран-участниц регионального объединения превращается в часть более крупного экономического пространства. Гармонизация и унификация правовых норм регулирующих предпринимательскую деятельность, свобода трансграничного движения влияет на национальное экономическое пространство, как некий сложившийся порядок. Оно постепенно меняет свои качества – структуру, связанность, общий уровень развития, инновационность. Это, в свою очередь, изменяет качества всего макропространства. С другой стороны, структурно-экономические и инновационные свойства национального пространства, могут сдерживать или способствовать формированию крупных пространств, определять место интегрирующихся пространств в макропорядке крупных пространств. Чем выше уровень развития страны, тем интенсивнее и эффективнее используется ее национальное пространство, и тем выше заинтересованность ее резидентов в расширении пространства предпринимательской деятельности за счет глобализации и регионализации

В связи с этим «экономическое пространство», как форму бытия экономики следует рассматривать одновременно с позиций всех выше упомянутых подходов. Тем более, что сегодня пространственные формы экономики возникают в результате взаимодействия национальных и зарубежных субъектов предпринимательской деятельности, которое, в свою очередь, обусловлено технологическим уровнем экономики. Здесь уместно привести слова классика о том, что " ... если дана известная ступень развития производительных сил, то всегда требуется и определенное пространство".11 Экономическое пространство это одновременно и результат, и условие деятельности хозяйствующих субъектов. При этом его важнейшими структурными элементами являются центры и границы.

следующая страница >>