«Древняя Спарта» - polpoz.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
«Древняя Спарта» - страница №1/1

Открытый урок по теме «Древняя Спарта»

Цели урока:

  1. познакомить учащихся с общественным и государственным устройством Спарты, сравнить их с Афинским государством;

  2. продолжить формирование и умение правильно показывать на карте места изучаемых событий;

  3. продолжить формирование и умение анализировать ответы товарищей, составлять рассказ.

Методы:

  • словесный (беседа);

  • наглядный (метод демонстрации);

  • практический (индивидуальная работа с учащимися).

Время проведения – 40 минут.

Место проведения – кабинет № 53

Инвентарь – карта «Древняя Греция (до середины V века до н.э.)»

Ход занятия:

I этап. Организационный момент.

Тема урока – Древняя Спарта



II этап. Актуализация опорных знаний учащихся по теме: «Зарождение демократии в Афинах»

  1. Подготовка устного ответа по карточке №1. (карточка прилагается)

  2. Дифференцированная работа учащихся письменно на листочках (5 – 7 человек) по карточке №2. (карточка прилагается)

  3. Дифференцированная работа учащихся письменно в рабочих тетрадях (5 – 7 человек) по карточке №3. (карточка прилагается)

  4. Работа с классом. Обсуждение вопроса домашнего задания:

- почему Солон вынужден был покинуть своё государство на длительный срок?

- а существует ли сегодня в нашем государстве демократия?

5. Устный ответ ученика по карточке №1 и отзыв на него одноклассников.

III этап. Тема занятия.

Комбинированный урок по теме: «Древняя Спарта»

Итак, мы познакомились с реформами, которые проводил Солон в Афинском государстве. Но мы знаем, что подобных полисов в Греции было много. Одним из крупнейших была Спарта. Сегодня мы познакомимся с тем, как жили жители Спарты, как осуществлялось управление в сравнении с Афинским Государством.



Задача для учащихся:

сравнить условия жизни жителей Спарты и Афин в VIII – VI в. до н.э.

А сейчас мы с Вами разберём:


  1. Географическое положение Спартанского государства.

  2. Спартанцы и илоты.

  3. Управление Спартой.

  4. Воспитание Спартанцев.

На доске тема урока, новые слова: Лакония, Миссения, илоты.

  1. Работа с картой. С. 149 уч. Вигасина

- где находится государство Афины?

- где находится Спарта?

2. Самостоятельная работа учащихся с текстом учебника.


  1. Задание: прочитать п.1 § 31 с.143-144 уч. Вигасина.

б) Выяснить:

- кого называли илотами?

- какие обязанности существовали у илотов?

- как обращались с илотами спартанцы?

3. Рассказ учителя.

Государственное устройство Спарты было очень простым и почти не менялось с VIII по III век до нашей эры. Во главе государства стояли два царя – полководца из разных родов и Совет из 30 старейшин (геронтов), который решал все важные вопросы. Важнейшие из них обсуждались общим собранием воинов – спартанцев. Был ещё небольшой совет эфоров – они контролировали деятельность царей, чтобы те не захватили всю власть в Спарте.

Спартанское общество похоже на общество Древней Индии. Здесь были две главные касты: свободных воинов и крепостных землевладельцев (илотов). Переход из одной группы в другую был невозможен: за преступление или трусость воина могли казнить или изгнать из Спарты, но превратить его в илота было нельзя. Также ни за какие заслуги илот или чужеземец (метек) не мог войти в группу воинов – спартанцев.

4.Работа с историческим документом.

Плутарх. Ликург, XVI

Кормилицы были заботливые и умелые, детей не пеленали, чтобы дать свободу членам тела, растили их не прихотливыми и не разборчивыми в еде, не боящимися темноты или одиночества, не знающими, что такое своеволие и плачь. Поэтому иной раз даже чужестранцы покупали кормилиц родом из Лаконии… Грамоте они учились лишь в той мере, в какой без этого нельзя было обойтись, в остальном же всё воспитание сводилось к требованиям беспрекословно подчиняться, стойко переносить лишения и одерживать верх над противником. С возрастом требования делались всё жестче: ребятишек коротко стригли, они бегали босиком, приучались играть нагими. В 12 лет они уже расхаживали без хитона, получая раз в год по гиматию, грязные, запущенные; бани и умащения были им не знакомы – за весь год лишь несколько дней они пользовались этим благом. Спали они вместе, по илам и отрядам на подстилках, которые сами себе приготовляли, ломая голыми руками метёлки тростника на берегу Эврота.



Крушкол Ю.С. Хрестоматия по истории Древнего мира. – М.,1987.с.135-136
IV этап: закрепление изученного на уроке.

Беседа с учащимися:

- чем отличались условия жизни жителей Спарты и Афин в VII – VI вв.до н.э.?

V этап: итог урока.


  1. Выставление оценок за урок.

  2. Домашнее задание:

- Прочитать § 31 учебника Вигасина

- Подготовить развёрнутый ответ на вопрос:

- как воспитывали спартанцев?

- прочитайте миф на с.147 уч. Вигасина.

ПРИЛОЖЕНИЕ

Карточка № 1

Подготовь развёрнутый ответ на вопрос: «Почему благодаря реформам Солона в Афинах стала устанавливаться демократия?»

Для этого вспомни:


  1. Кем был Солон?

  2. Как он поступил с должниками?

  3. Как изменились права демоса?

  4. Что такое Народное собрание?

  5. Что обозначает понятие «Демократия»?

Сделай вывод.



Карточка № 2

Напишите, что означают эти слова:



  1. Демос - ___________________

  2. Демократия - _______________

  3. Реформы - _________________

  4. Граждане - _________________



Карточка № 3

Ответьте на вопрос:



В древности греки плавали главным образом вдоль берегов и избегали выходить в открытое море. Для объяснения этого факта есть несколько причин. Какие причины назовёте вы?



izumzum.ru