Дополнительная общеобразовательная программа - polpoz.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Дополнительная общеобразовательная программа 1 140.86kb.
Дополнительная общеобразовательная программа 1 521.08kb.
Созоненко Валентина Николаевна Грайворон 2013год Дополнительная образовательная... 2 467.16kb.
Основная общеобразовательная программа дошкольного образования 3 1117.74kb.
Характеристика реализуемых образовательных программ 1 702.4kb.
Положение о приемных, текущих и контрольно-переводных нормативах... 1 124.89kb.
Дополнительная программа кандидатского экзамена по специальности 01. 1 70.04kb.
Приказ № от 2011г. Заведующая /Гончарова Т. В./ Дополнительная образовательная... 1 61.94kb.
Основная общеобразовательная программа дошкольного образования муниципального... 16 4092.29kb.
Приказ №40 От 30. 08. 13 г. Основная общеобразовательная программа... 3 1216.71kb.
Директор моу «Хивская средняя общеобразовательная школа им. 1 168.02kb.
Статья 59. Итоговая аттестация Закон "Об образовании в рф" 1 72.98kb.
1. На доске выписаны n последовательных натуральных чисел 1 46.11kb.

Дополнительная общеобразовательная программа - страница №1/1

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

Ужовская средняя общеобразовательная школа


Принята на педагогическом совете Утверждаю

Проток №12 от 30.08.2013 Директор школы__________/Добряева Т.В./

Приказ № 282 от 02.09.2013


Дополнительная общеобразовательная
программа
«Русский фольклор»
Для учащихся 5-6 классов.
Срок реализации 1 год

Ф.И.О. (автора) Ширкина Ирина Владимировна

(учитель русского языка и литературы)

Починковский р-н

п. Ужовка

2013 г


Пояснительная записка.
Направленность программы – социально-педагогическая.

Новизна программы. Изучение обрядового фольклора. Использование новых пьес, сценок. Для закрепления теоретического материала использование новых игр и игровых заданий.

Использование DVD на занятиях для разбора интонаций голоса персонажей и их манер поведения.



Актуальность занятий.

Заключается в раскрепощении детей, в развитии их творческих способностей, в развитии их связной речи, в воспитание чувства уверенности.

Русский фольклор представляет собой специфическую область народного творчества, объединяющую мир взрослых и мир детей, включающую целую систему поэтических и музыкально-поэтических жанров фольклора.

Во многих детских песнях и играх воспроизводятся время и события, давно потерянные памятью народа. Детский фольклор помогает историкам, этнографам лучше понять жизнь, быт, культуру наших предков.

Многие забавы детей являются « шуточным подражанием серьёзному делу взрослых», средством подготовки детей к жизни. В них находят своё отражение производственно-хозяйственная деятельность, национально-психологические черты и социальная жизнь народа.

К детскому фольклору как средству языковой характеристики народа обращались В.И.Даль, Д.К.Зеленин, П.Тихонов, А Мотовилов и другие знатоки языка.

В современной России остро встала проблема культуры народа, его духовных богатств, вопрос об общественной значимости народной жизни, что обостряет интерес к народности, к народной поэзии. Фольклористика обретает общественно-политическое звучание.

Данная программа продолжает знакомства детей со средствами выразительности речи, учит красиво и толково говорить, декламировать, играть на сцене.



Цель: пробудить у обучающихся живой интерес к изучению русского детского фольклора.

Задачи:

образовательная: дать общее представление о содержании и объёме понятия «русский фольклор», о его классификации, основных жанрах, их функциях, генезисе и художественном своеобразии.

развивающая: развивать кругозор, интерес к народному слову, его истории.

воспитательная: воспитывать чувство национальной гордости за свой народ, его культурное наследие, воспитывать внимательное отношение к слову, культуру речи.

Особенности программы.

Материал постепенно усложняется, происходит знакомство с понятиями как функция фольклора, с обрядовыми традициями, генезис и художественное своеобразие.

Происходит знакомство с произведениями фольклора. Выразительное чтение стихов, рассказов, постановка сценок- миниатюр. Использование в сценках кукол.

Возраст детей 10-11 лет.

Срок реализации 1 год

Формы занятий.

Занятия будут проходить в виде бесед, игр, инсценировок, конкурсов, выступления, выразительное чтение, изготовление реквизитов.

Кружок будет проводиться 1 раз в неделю, в среду,с 14 часов до 15часов .

Ожидаемые результаты.

Развитие эстетического вкуса детей.

Ученики лучше будут понимать текст произведений, владеть средствами художественной выразительности. Дети будут более раскрепощенные, научатся без стеснения выразительно читать произведения. Будут принимать активное участие в проведении школьных мероприятий, жизни класса.

Будут организованы выступления перед учащимися, родителями, также принимать участие в районных смотрах художественной самодеятельности.

2. Учебно-тематический план.

Количество часов-34; теоретических-25; практических-9.



Дата

занятия


Тема занятия

Практика

Теория




1

Введение. Русский детский фольклор.




1




2

«Пришел Тит и Варфоломей, значит осень у дверей» - встреча осени

Поэзия пестования. Колыбельные песни.



0,5

1




3

«Похороны мух и тараканов» - шуточный обряд очищения жилища. Пестушки.

0,5

1




4

«Восенушка-осень, в гости тебя просим» - величание осениПотешки.




1




5

«Никита Гусепролет» - театрализованное развлечение, прощание с птицами

Прибаутки.



1







6

«Савватий пчеловник – Медовая лакомка» - семейный сладкий вечерок Докучные сказки.

0,5

0,5




7

«Сергей капустник» - капустные вечерки Бытовой фольклор. Детские народные песни.

0,5

0,5




8

«Шуми, наша ярмарка» - ярмарочное театрально-игровое представление Заклички и приговорки.

1







9

«Покров – натопи избу без дров» - время начала посиделок Детская обрядовая поэзия.




1




10

«Вселенская родительская суббота» - поминание предков. Изучение обрядовых традиций.




1




11

«Кузьминки – осени поминки»Прозвища и дразнилки.




1




12

«Пряхи, вы пряхи, белые рубахи»  - русские посиделкиДетские сказки.

0,5

1




13

«Свадебка» - свадебный шуточный обряд

1







14

«Екатерина – санница» - зимние игры, катание на санках Страшилки.




1




15

«День Наума Грамотника» - покровитель ребят-учеников Потешный фольклор. Словесные игры.

0,5

1




16

«Спиридон – Солнцеворот» - переломный день между мраком и светом. Молчанки и голосянки.




1




17

«Пришла Коляда накануне Рождества» - народный обряд колядования. Поддёвки.




1




18

«Рождество» - театрализованное представление

Сечки.


0,5

0,5




19

«Васильева коляда» - фольклорное представление Скороговорки.




1




20

«Зимушка – зима» - зимний спортивно-театрализованный праздник




1




21

«День рождения Снегурки»Небылицы – перевёртыши.




1




22

«Кудесы» - праздник Домового Загадки.




1




23

«Фестиваль русской матрешки» - фестиваль семейных театров.




1




24

«Богатырские утехи» - театрализованное костюмированное представление.




1




25

«Масленица»  - народный обрядовый праздник проводов зимы




1




26

Игровой фольклор. «Весна, весна, красная!» - Ярилины игры Формальные ролевые игры без поэтически организованного текста.

0,5

0,5




27

«При солнышке тепло, при матери добро» - мамин  праздник Формальные ролевые игры с игровыми припевами




1




28

«Весновка – свистунья» - приманивание весны Формальные ролевые игры с приговорками.




1




29

«Сороки» - птичий праздник, вторая встреча весны Игры – импровизации.

0,5







30

«Вербное воскресенье» - вербный базар Жеребьёвые сговорки.




1




31

«Благовещение» - сказочное представление силами детей и взрослых

0,5

0,5




32

«Егорий Вешний» - праздник первого выгона скота. Считалки.




1




33

«Май на улицу зовет, заводите хоровод!» - игры, шутки в полминутки Народный кукольный театр. На весёлой ярмарке.

0,5


0,5




34

« Наша станица хороша – веселись и пой душа» - фольклорный праздник. Заключительное занятие.

0,5

0,5


Содержание программы
В освоении учащимися видов народного творчества автор выделяет три этапа, соответствующие каждому из трех годов обучения.

I этап – этап «введения» в народную культуру.

Происходит знакомство с народной культурой, традициями, творчеством. Этот этап восприятия предмета, природы, музыки, слова, игры. Происходит первое знакомство с народным календарем, трудом, бытом и праздниками русского народа.

Знакомство с праздниками, бытом, обрядами, обычаями, трудом, природой является стержнем занятия и рассматривается в его вводной части по всем направлениям деятельности.

Народный календарь
Эта тема является базовой, на которой строится содержание всех видов деятельности программы. Каждое событие в народном календаре приурочено к определенному времени года, месяцу и дню.

Программа знакомит с верованиями древних людей, олицетворением природы, растений, животных, представлениями об устройстве мира, положенными в основу культуры и традиций русского народа.

Дети знакомятся с земледельческим календарем, основанном на временах года и главных древнейших праздниках, соответствующих солнечным фазам: зимний солнцеворот – зимние Святки, весеннее равноденствие – Сороки, осеннее равноденствие – Осенины. В программе раскрываются история и особенности православных праздников и дней церковного календаря, которые получили в народе свое объяснение. Николай Чудотворец стал хранителем от бед и напастей, пророк Илья – подателем дождя и т.д. За многими святыми закрепились народные прозвища, отражающие состояние природы и приметысвязанные с праздником: св. Спиридон – Спиридон-Солнцеворот, пресв. Ксения – Ксения-полузимница, св. Евдокия – Авдотья-весновка, св. Параскева – Параскева-льняница и так по всему календарю.

Воспитанники узнают о сезонных полевых работах (сев, пахота, косьба, жатва, уборка урожая), мужских и женских домашних и хозяйственных делах (прядение, ткачество, шитье, плотницкое и столярное дело, уход за скотиной) и об участии в них детей.

На занятиях рассказывается об укладе жизни русского народа: образ жизни, поведение и отношения в семье и общине, традиции общения и воспитания. Дети знакомятся с приметами и поверьями, помогавшими людям в трудовой и хозяйственной деятельности, в быту: когда делать ту или иную работу, как спасти скотину от напастей и т.д.).

В программе предусмотрено проведение обрядов и праздников, традиционно отмечаемых в народе: Кузьминки – заготовка впрок квашеной капусты, Авдотья – посев семян, Пасха – крашение яиц и т.д.

Учащиеся изучают детский поэтический фольклор, узнают, в какие игры играли их предки и как они связаны с сезонами, обрядами и праздниками.

Музыкально-поэтический фольклор

Музыкально-поэтическое творчество тесно связано с трудовой деятельностью русского народа, его обрядами и праздниками. Этот богатейший пласт фольклорной культуры в данной программе рассматривается в контексте изучения народных подвижных и обрядовых игр, хороводов, обрядов, ритуалов.



В подвижных играх используются:

 считалки,

 приговорки,

 песенки.



В обрядах:

 заклички,

 песенки,

 напевы,

 речёвки,

 зазывалки,

 колядки,

 таусени,

 приговоры,

 припевы,

 песни-присловки,

 песенки-подражалки.

Например, в Борисов день – соловьиный – перекладывание песни соловья, меняя голос, чередуя краткие и протяжные звуки: «Цыган…цыган…сала…сала…Пек, пек, пек…».

В хороводах:

В хороводах отображают деятельность людей, их труд на земле: «Жито», «А мы просто сеяли», «Редька», «Хрен», «Плетень», «Ленок» и другие. Дети поют песни, а затем представляют, как пашут, сеют жито, жнут его, молотят, варят пиво, копают хрен, сеют лён и т.д.



В ритуалах:

Ритуальные действия сопровождаются

 заговорами,

 приговорами,

 корильными стихами и др.

Например, на «Средокрестие»: «Кресты-богомолы побежали по дороге, «Блины пеки…», на Вербицу: «Верба-хлёст…», на Егорьев день: «Батюшка Егорий, спаси нашу скотинку…», на Филиппов день, чтобы спасти скот от падежа: «Цапка-царапка, подай пирожка…» и т.д.

В программе представлены «голосянки», докучные сказки: «В некотором царстве…». Дети играют в молчанки: «Сорок амбаров сухих тараканов…», «курилки»: «Гори, гори ярко, придёт Захарко…». Дети разучивают приговорки и просьбы к насекомым, явлениям природы: «Улита, улита…», «Ветер-ветрица…», «Дождик, дождик…» и прочие.

Воспитанники знакомятся с просьбами и песенками, сопровождающими жизнь крестьянских детей. При ловле рыбы: «Рыба свежа, наживка сальна…», пригоняя домой стадо: «Стадо гонится, Богу молится…», вечером: «Солнышко красное, садись поскорей, нас, сирот, пожалей!» и другие.

В программу входит участие в обрядах, входящих в состав народных календарных праздников: Спиридон- солнцеворот, новогоднее засевание, масленичные гуляния, Покров, Кузьминки, Рождество и другие.

В связи с тем, что обрядовые и подвижные игры, хороводы, музыкальный и поэтический фольклор часто входят в состав различных ритуалов и имеют одну основу, на занятии изучаются все вышеперечисленные виды творчества в комплексе.

В первый год обучения учащиеся знакомятся с малым фольклорным жанром: закличками, считалками, играми; узнают, что такое зачин; осваивают правила, способы выбора ведущего.

Во второй год обучения воспитанники самостоятельно организуют игры, выбирая водящего, рассказывают правила игр, по желанию усложняют их. Широко используют частушки, заклички, игровые песни.

На третий год обучения дети могут самостоятельно организовать игру, приурочивая её к определённому времени года и празднику. Знают достаточное количество произведений детского музыкального и поэтического фольклора.


  1. Методическое обеспечение программы



  2.  технические средства обучения: магнитофон, видео-, аудиоаппаратура, набор кассет;

 печь для выпечки изделий из теста;

 альбомы по основам народного и декоративно-прикладного искусства;

 образцы изделий традиционных художественных промыслов;

 альбомы, карты образцов по технике лепки и росписи;

 различные дидактические материалы по всем темам курса (трафареты, карточки, образцы, геометрические формы, муляжи, игрушки, плоскостной материал и другие дидактические пособия);

 книги с описанием различных методик обучения, специальная литература;



 литература для детей.

Список литературы


  1. Алексеев Э.Е. Фольклор в контексте современной культуры. – М., 1988.

  2. Богуславская И.Я. Дымковская игрушка. – Л., 1996.

  3. Василенко В.М. Народное искусство. Избранные труды о народном творчестве Х–ХХ вв. – М.,1974.

  4. Возвращение к истокам. Народное искусство и детское творчество. – М., 2000.

  5. Вспомним забытые игры. – М., 1988.

  6. Григорьев В.М. Народные игры и традиции в России. – М., 1994.

  7. Григорьев В.М. Народная педагогика игры. Часть 1–2. – М., 1996.

  8. Дайн Г.Л. Игрушечных дел мастера. – М., 1994.

  9. Дайн Г.Л. Детский народный календарь. – М., 2001.

  10. Дайн Г.Л. Русская народная игрушка. – М.,1981.

  11. Латынин Л.А. Образы народного искусства. – М., 1983.

  12. Латынина Д.И. Родная история. Живая Русь. – М., 1976.

  13. Народная детская поэзия (прибаутки, небылицы, считалки, детские игры). Сост. Новицкая М.Ю. – М., 1999.

  14. Некрасова М.А. Народное искусство как часть культуры. – М., 1983.

  15. Некрасова М.А. Народное искусство России. – М., 1983.

  16. Основы народного и декоративно-прикладного искусства. УМК. Науч. ред. Шпикалова Т.Я. – М., 1992.

  17. Русская мысль о музыкальном фольклоре. – М., 1979.

  18. Русская частушка. Фольклорный сборник. – М., 1993.

  19. Семёнова М. Мы – славяне! Популярная энциклопедия. – СПб., 1998.

  20. Традиционные новгородские игры и забавы. Сост. Григорьев С.В. – Новгород, 1999.

  21. Шпикалова Т.Я., Некрасова М.А.. Народные знания. Фольклор. Народное искусство. Вып. 1.– М., 1991.

  22. Шпикалова Т.Я. Изобразительное искусство. Основы народного и декоративно-прикладного искусства. – М.,1996.

  23. Энциклопедия русских обычаев. Русская народная поэзия. Обрядовая поэзия. Сост. Юдина Н.А. – Л.,1984.


Литература, рекомендуемая для обучающихся

  1. Былины. – М., 1988.

  2. Василенко В.Н. Стихи о русских игрушках. – М., 2002.

  3. Введение в народоведение. Родная земля. – М., 1997.

  4. Гуленьки. Русские народные прибаутки, заклички, приговорки. Сост. Науменко. – М., 1982.

  5. Дорожкин Ю.Г. Простые узоры и орнаменты. Рабочая тетрадь по основам народного искусства. – М., 1999.

  6. Дорожкин Ю.Г. Сказочная гжель. Рабочая тетрадь. – М., 1999.

  7. Дорожкин Ю.Г. Жостовский букет. Рабочая тетрадь. – М., 1999.

  8. Дорожкин Ю.Г., Соломенникова О.А. Филимоновские свистульки. Рабочая тетрадь. – М., 2000.

  9. Дорожкин Ю.Г. Городецкая роспись. Рабочая тетрадь. – М., 2000.

  10. Жар-птица. Русские народные сказки. – Н.Новгород, 1994.

  11. Ни окон, ни дверей. Русские народные загадки, сказки. – М., 1989.

  12. Русский праздничный народный костюм. – М., 2000.

  13. Тридцать три Егорки. – М., 1989.

  14. Узоры Полхов-Майдана. Рабочая тетрадь. – М., 2001.

  15. Энциклопедия славянской мифологии. – М., 1996.



izumzum.ru