Доклад уполномоченного по правам человека в липецкой области за 2013 год - polpoz.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Уполномоченного по правам ребенка мкоу «сош №1» г. Сосенский на 2013... 1 74.8kb.
Закон об уполномоченном по правам человека в республике адыгея принят 1 157.04kb.
Доклад обсужден и одобрен на расширенном заседании Комиссии по правам... 6 1942.09kb.
5 июля 2012 г. Совет ООН по правам человека принял историческую резолюцию... 1 38.65kb.
Доклад к очередному раунду консультаций Европейский Союз Россия по... 1 197.59kb.
Сценарий краеведческой познавательной игровой программы для старшего... 1 93.37kb.
Соглашение о сотрудничестве между Уполномоченным по правам человека... 1 32.74kb.
Ситуации в области прав человека, требующие внимания со стороны Совета... 1 484.85kb.
Европейский суд по правам человека 2 628.07kb.
За веру и добро 1 30.53kb.
Грязинский район расположен в восточной части области. Граничит с... 2 581.39kb.
Философия и религия. Понятие трансценденции 1 24.24kb.
1. На доске выписаны n последовательных натуральных чисел 1 46.11kb.

Доклад уполномоченного по правам человека в липецкой области за 2013 год - страница №2/11


СТАТИСТИКА И СОЦИОЛОГИЯ ОБРАЩЕНИЙ

В 2013 г. к Уполномоченному по правам человека в Липецкой области поступило 517 обращений. Это на 30% меньше по сравнению с прошлым 2012 годом и на 20% меньше по сравнению с 2011 г.

Казалось бы – падение существенное, но Уполномоченный в своей работе во главу угла ставит объективность и сознательно исходит из того, что нельзя «надувать мыльные пузыри» в статистике, искусственно форсировать рост числа обращений. Принципиальная позиция Уполномоченного заключается в том, чтобы показать реальную картину состояния работы в сфере защиты прав человека в Липецкой области без дополнительных корректировок и популизма.

Как уже указывалось в предыдущих докладах, динамика количества обращений к Уполномоченному носит не линейный, а циклический характер и зависит от множества внешних и внутренних факторов, анализ которых также достаточно подробно давался в докладах Уполномоченного прошедших лет.

И в этом смысле гораздо интереснее не абстрактные абсолютные цифры обращений, а качественные характеристики поступивших жалоб, их содержательная часть.

Ещё одним обстоятельством, снизившим число обращений, вероятно, стала и деятельность многочисленных государственных формирований по правовому просвещению населения. Жители области стали больше знать о компетенции и полномочиях регионального омбудсмена, целях и задачах его работы. Обращения стали более предметными и конкретными, хотя по-прежнему число жалоб, не отвечающих требования закона Липецкой области № 155-ОЗ «Об Уполномоченном по правам человека в Липецкой области», составляет довольно значительную цифру - 30%.

С созданием сети МФЦ всей Липецкой области и расширением количества услуг, оказываемых этими центрами, можно связать и улучшение работы органов власти, непосредственно приближенных к человеку, что не могло не сказаться на сокращении числа жалоб.

И, возвращаясь к качественным характеристикам обращений, нужно констатировать, что в тематическом аспекте никаких изменений не произошло. На протяжении всего времени работы Уполномоченного первая тройка тем выглядит так:

- нарушения прав граждан правоохранительными органами (в 2013 г. – 14%);

- реализация права на жилище (в 2013 г. -13%);

- нарушения прав потребителей жилищно-коммунальных услуг (в 2013 г. – 9%).

Перераспределение мест в разные годы внутри этой тройки происходит, но состав её остаётся практически неизменным (например, в 2012 г. первое место разделили право на жилище и права потребителей жилищно-коммунальных услуг – по 18%).

Таким образом, за прошедшие десять лет болезненные проблемы, актуальные для большого числа наших сограждан, так и не нашли своего разрешения по существу. И это не только тревожно, но и опасно для авторитета государственной власти.

Одновременно хочу обратить внимание, что работа с жалобами граждан на правоохранительные органы и суды выходит из компетенции Уполномоченного по правам человека в Липецкой области (который рассматривает жалобы на действия или бездействия только региональных и муниципальных органов власти), а все правоохранительные структуры, как известно, имеют исключительно федеральное подчинение.

Решение жилищного вопроса находится в жёсткой взаимосвязи с муниципальными бюджетами, бюджетом региона, и бюджетами некоторых федеральных и ведомственных программ.

Вопросы жилищно-коммунального обслуживания после изменений в законодательстве и в организационно-правовых формах управляющих компаний находятся в гражданско-договорной сфере права, а контроль омбудсмена не распространяется на деятельность коммерческих структур.

Вместе с тем, приведённые обстоятельства, на наш взгляд, свидетельствуют не о правовом бессилии или недостаточной компетенции Уполномоченного по правам человека, а о том, что те органы, которые по закону должны контролировать соответствующие сферы жизни нашего общества (следствие, прокуратура, суд, жилищная инспекция, органы местного самоуправления и т.д.) в силу разных причин недостаточно эффективно справляются со своими обязанностями. И тогда люди вынуждены идти к омбудсмену. В свою очередь, Уполномоченный своей деятельностью не заменяет работу других государственных органов. Но в любом случае, при поступлении обращений, решение которых находилось вне компетенции омбудсмена, заявителям давались подробные разъяснения о способах защиты прав в соответствии с действующим законодательством и уполномоченных государственных органах.

Среди других консолидируемых тем можно выделить реализацию права на квалифицированную медицинскую помощь – 7 %. Жалобы на нарушения права граждан на обращения в органы государственной власти и на справедливое судебное разбирательство составили по 6%. Право на гражданство, труд, пенсии, землепользование составили каждое около 3% среди жалоб. Единичные обращения поступали и по другим вопросам.

При рассмотрении обращений граждан в 88% случаев были даны консультации и разъяснения действующего законодательства, в 7% жалобы были признаны обоснованными и проделана работа по восстановлению нарушенных прав граждан, в 5% факты нарушений не подтвердились. На момент подготовки доклада 7% обращений ещё находились на контроле Уполномоченного по правам человека или в стадии работы.

Социальный состав заявителей достаточно стабилен. 16% - это люди с ограниченными физическими возможностями, 14% - пенсионеры, 12% - подозреваемые и обвиняемые, ещё 12% - осуждённые. Есть также граждане других государств, дети-сироты, многодетные семьи, ветераны. 9% составили коллективные жалобы.

География поступивших жалоб не принесла особых сюрпризов. Несколько снизилась доля г. Липецка (до 40%) и соответственно выросло число обращений из г. Ельца (18%). По-прежнему стабильно число обращений из Грязинского (4%), Данковского, Добровского, Елецкого, Лебедянского, Липецкого, Усманского и Чаплыгинского (каждый около 3%). Обращения из остальных районов были единичны, из Воловского и Измалковского районов жалоб не поступало.

Также в адрес Уполномоченного по правам человека в Липецкой области поступали обращения от жителей г. Москвы, Республики Дагестан, Ставропольского края, Воронежской, Ивановской, Оренбургской, Орловской, Псковской, Саратовской областей.



ПРАВО НА ОБРАЩЕНИЕ В ОРГАНЫ ВЛАСТИ И ПОЛУЧЕНИЕ ИНФОРМАЦИИ

В соответствии с Конституцией РФ, органы государственной власти и органы местного самоуправления, их должностные лица обязаны обеспечить каждому возможность ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы, если иное не предусмотрено законом.

Доступ к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления может обеспечиваться в том числе путем размещения государственными органами и органами местного самоуправления информации о своей деятельности в сети "Интернет".

С этой целью должны быть созданы официальные сайты с указанием адресов электронной почты, по которым пользователь может направить запрос и получить запрашиваемую информацию.

Вопросы предоставления услуг в электронном виде и способы повышения удовлетворенности граждан оказанием государственных и муниципальных услуг находятся в центре внимания администрации Липецкой области.

В настоящее время создан портал государственных и муниципальных услуг Липецкой области http://pgu.admlr.lipetsk.ru/wps/portal/lipetsk , но его наполнение ещё не закончено.

Одной из перспективных форм работы с населением по предоставлению гражданам информации в электронном виде и на обычных носителях являются многофункциональные центры (МФЦ).

Липецкая область - первый и пока единственный регион в Российской Федерации, где в каждом муниципальном районе и городском округе создана новая структура предоставления гражданам и бизнесу государственных и муниципальных услуг.

В минувшем году распоряжением администрации области был создан уполномоченный многофункциональный центр (УМФЦ), призванный централизовать эту работу.



Сегодня в области открыт 21 многофункциональный центр и более ста удалённых офисов, в сельских администрациях установлены 132 информационных терминала. В шаговой доступности от МФЦ проживает уже 96% населения области. В отдаленные села выезжают мобильные МФЦ. Для большей доступности работает мобильный call-центр, который за год рассмотрел более 100 тысяч обращений. Действует и постоянно обновляется специально созданный портал системы МФЦ.

В двух учебно-тренировочных центрах (на базе филиала МФЦ г. Ельца на 24 рабочих места и отдела МФЦ г. Липецка на 12 мест) специалисты повышают квалификацию. Внедрён единый корпоративный стиль и кодекс этики сотрудников МФЦ, а удовлетворённость граждан обслуживанием в МФЦ в минувшем году составила 87 %.

Уже в нынешнем году намечено обеспечить стопроцентный охват населения области при оказании услуг по принципу «одного окна» по месту пребывания. Начата работа по внедрению автоматизированной информационной системы МФЦ, что ускорит получение расширенного спектра услуг.

Особое внимание уделяется повышению востребованности электронных услуг и устранению информационного неравенства для обеспечения доступа к широкополосному интернету всех жителей области как залогу успешного продвижения новых технологий в жизни государства.

Однако, для того чтобы процедура взаимодействия граждан с органами власти приобрела юридическое значение, заявление гражданина, подаваемое в электронной форме, должно быть подписано электронной подписью, которая является аналогом собственноручной. Электронная подпись уже активно используется организациями, юридическими лицами, и крайне мало гражданами.

Проблему частично снимает выпуск универсальных электронных карт, бесплатное оформление которых в 2013 году стало предлагаться физическим лицам, а окончательно разрешить её может внедрение электронного паспорта гражданина.

Работа по развитию системы МФЦ не осталась не замеченной. Министерство труда и социальной защиты РФ включило Липецкую область в группу регионов – лидеров рейтинга открытости и прозрачности государственных и муниципальных учреждений, оказывающих социальные услуги. А по данным аналитического агентства CNewsAnalytics, входящего в группу компаний РБК и специализирующемся на подготовке ежегодных рейтингов в сфере информационных технологий и телекоммуникаций, мы заняли второе место в сводном рейтинге регионов Российской Федерации по использованию приоритетных информационно-технологических систем.

Вместе с тем поступают жалобы граждан на то, что алгоритм работы системы МФЦ не достаточно продуман и понятен, что не избавляет людей от беготни по кабинетам для получения дополнительных справок.

Например, чтобы заменить паспорт при достижении соответствующего возраста раньше нужно было просто прийти и сдать документ в паспортный стол по месту жительства, а затем, через несколько дней, зайти и получить новый документ. Теперь паспорт на замену нужно сдать в окно соответствующей службы в МФЦ, но для этого гражданину нужно всё равно идти в паспортный стол по месту жительства и брать справку. То есть теперь нам нужно отстоять не одну очередь, а две и посетить также два учреждения вместо одного, а сроки замены паспорта увеличились с нескольких дней до двух недель!!! Торжество бюрократии налицо.

Аналогичные проблемы возникают и при оформлении регистрации по месту жительства. Гражданин сдаёт паспорт в паспортный стол по месту жительства, паспортист отвозит и сдаёт паспорта в соответствующее подразделение МФЦ. И если раньше регистрация также оформлялась в течение нескольких дней, то теперь паспортисты говорят: «Раньше чем через две недели и не приходите. А лучше – через три. Очереди большие!».

Или пример с МФЦ Липецкого района: гражданин К. обратился туда по вопросу выделения земельного участка. Специалист соответствующей службы проконсультировала гражданина и предложила ему написать заявление. После этого она попросила его… отнести и отдать заявление в приёмную главы администрации Липецкого района! Хорошо что это находится не далеко, но зачем тогда человеку нужно было заходить в МФЦ, когда он мог сразу написать это заявление в приёмной главы? Мало того, как позже выяснилось, специалист земельного отдела МФЦ неправильно проконсультировала заявителя, в результате чего было потеряно два месяца и ему пришлось повторно обращаться по своему вопросу!

К сожалению, такой опыт только дискредитирует рациональные и перспективные технологии и показывает, что мелочей и деталей в вопросах работы с населением не бывает. По мнению Уполномоченного, в настоящее время внимание органов власти в этом вопросе нужно перенести с территориальной доступности (которая как говорилось выше одна из самых высоких в стране), на качественную работу. Наверное пришло время провести анализ и ревизию предлагаемых услуг с точки зрения их реальной эффективности, алгоритма их исполнения и здравого смысла, для того, чтобы избежать указанной бюрократии и «хождения по кругу». Также особое внимание нужно уделить квалификации и подготовке персонала МФЦ, обратить внимание на оснащение зданий туалетными комнатами, игровыми комнатами для детей и создание удобных мест ожидания.

В 2013 г. продолжалось совершенствование законодательной базы по информационной доступности органов власти и работе с обращениями граждан.

Федеральным законом от 7 июня 2013 г. N 112-ФЗ внесены важные изменения в Федеральные законы "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" и "Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления".

Устанавливается, что информация, размещаемая ее обладателями в Интернете в формате, допускающем автоматизированную обработку без предварительных изменений человеком в целях повторного ее использования, является общедоступной информацией, размещаемой в форме открытых данных.

Одновременно должны соблюдаться нормы законодательства о гостайне, персональных данных, др. Вводятся нормы о единой системе идентификации и аутентификации.

Правительство РФ определяет случаи, при которых Интернет-доступ к госинформсистемам предоставляется исключительно пользователям, прошедшим авторизацию в названной единой системе, а также порядок ее применения.

Закрепляется, что общедоступная информация о деятельности госорганов и органов местного самоуправления предоставляется неограниченному кругу лиц посредством ее размещения в Интернете в форме открытых данных. Периодичность размещения информации, сроки ее обновления, а также иные требования будут определяться в порядке, установленном Правительством РФ.

Федеральным законом от 02.07.2013 № 182-ФЗ внесены изменения в Федеральный закон «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации». Уточнен порядок рассмотрения анонимных и повторных обращений.

До внесения указанных изменений анонимными считались обращения, в которых не указаны фамилия гражданина и почтовый адрес.

Согласно поправкам не направляется ответ на обращение, если в нем отсутствует хотя бы часть данных о гражданине - его фамилия или почтовый адрес.

Законом также уточнен порядок рассмотрения повторных обращений. Ранее повторными считались те, на которые одним и тем же органом многократно давались ответы по существу (при том, что в обращении не приводились новые доводы или обстоятельства). В связи с неопределенностью понятия "многократно" оно заменено термином "неоднократно", т. е. 2 раза и более.

Даже обладая информацией, защищать права могут только юридически подготовленные граждане или квалифицированные специалисты – юристы, к которым граждане обращаются. Однако не каждый гражданин имеет возможность оплачивать труд адвоката или юриста, что, естественно, нарушает равенство права граждан на получение юридической помощи. Уполномоченный по правам человека в Липецкой области неоднократно возвращался к этой теме. В 2003 г. им был подготовлен специальный доклад с конкретными предложениями. И вот в 2013 г. вопрос разрешился в удовлетворительной форме. Был утверждён порядок взаимодействия исполнительных органов государственной власти Липецкой области и подведомственных им учреждений как участников государственной системы бесплатной юридической помощи. В документе определён механизм и формы совместной работы, порядок обмена информацией, обобщение результатов, статистика и отчетность. Координацией деятельности органов власти и учреждений в вопросах оказания гражданам бесплатной юридической помощи занимается управление административных органов Липецкой области. Участниками государственной системы являются исполнительные органы власти - 21 областное управление и две инспекции, а также 12 подведомственных учреждений, в том числе шесть городских и районных центров занятости. Работающие здесь юристы ведут правовое консультирование жителей области (не только граждан льготной категории) в устной и письменной форме по вопросам своей компетенции.

Организация местного самоуправления в Российской Федерации базируется на принципе свободного доступа населения к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления.

Для размещения информации о своей деятельности органы местного самоуправления создают официальные сайты с указанием адресов электронной почты, по которым любым заинтересованным лицом может быть направлен запрос и получена запрашиваемая информация.

В случае, если орган местного самоуправления не имеет возможности размещать информацию о своей деятельности в сети Интернет, указанная информация может размещаться на официальном сайте субъекта Российской Федерации либо на официальном сайте муниципального образования.



В зависимости от сферы деятельности государственного органа, органа местного самоуправления до сведения населения доводится информация:

1) общие сведения об органе местного самоуправления;

2) о нормотворческой деятельности органа местного самоуправления;

3) об участии органа местного самоуправления в целевых и иных программах;

4) о состоянии защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и принятых мерах по обеспечению их безопасности;

5) о результатах проверок, проведенных органом местного самоуправления, подведомственными организациями в пределах их полномочий;

6) тексты официальных выступлений и заявлений руководителей и заместителей руководителей органа местного самоуправления;

7) о статистических данных о деятельности органа местного самоуправления.

Между тем нарушения Федерального закона от 09.02.2009 г. № 8-ФЗ "Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления" все еще имеют достаточно распространенный характер в муниципальных образованиях Липецкой области. Территориальным подразделениям прокуратуры Липецкой области приходилось неоднократно прибегать к мерам прокурорского реагирования.

Так, информация, размещенная на сайте администрации г.Ельца, не только по своему объему не соответствовала предъявляемым требованиям, но и не обновлялась своевременно. Отсутствовала важная для населения информация о полномочиях, функциях, контактных телефонах должностных лиц городской администрации, о созданных профильных подразделениях. Не было информации о вакантных должностях муниципальной службы, порядке поступления граждан на муниципальную службу, квалификационных требованиях к кандидатам на замещение вакантных должностей. На сайте не размещалась информация о мерах по обеспечению безопасности населения в чрезвычайных ситуациях. Не было сведений о подведомственных администрации города организациях. Выявлены и другие нарушения.

В настоящее время сайт администрации приведён в порядок.

По-прежнему не редки нарушения при работе с письменными обращениями граждан. В соответствии с Федеральным законом от 02.05.2006 № 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации", государственный орган, орган местного самоуправления или должностное лицо обязаны обеспечить объективное, всестороннее и своевременное рассмотрение обращения, в случае необходимости - с участием гражданина, направившего обращение. О результатах рассмотрения обращения заявитель должен быть своевременно уведомлен, в случае необходимости - приняты меры, направленные на восстановление или защиту его нарушенных прав, свобод и законных интересов.

В нарушение указанного требования граждане не получают ответ на свое обращение в установленный срок, а это вынуждает их обратиться за помощью в другие инстанции – в прокуратуру, к Уполномоченному по правам человека, в отделы жалоб администрации области и областного совета депутатов, в различные общественные приёмные.

Такие факты имели место в Задонском районе (Донской сельсовет), в г. Липецке (администрация г. Липецка, Государственной жилищной инспекцией Липецкой области ответ на коллективную жалобу граждан был направлен лишь спустя 3 месяца с момента его регистрации), Долгоруковский район (районный отдел соцзащиты населения, Жерновский, Стегаловский, Дубовецкий, Меньшеколодезский, Верхнеломовецкий сельсовет), Чаплыгинский район (ГУЗ "Чаплыгинская ЦРБ"), Добровский район (в Добровском производственном участке Липецкого филиала ФГУП «Ростехинвентаризация-Федеральное БТИ» обращение было зарегистрировано спустя 20 дней после его принятия!), Измалковский район (Измалковский сельсовет), Усманский район (Никольский сельсовет), Воловский район (Большовский сельсовет), Добринский район (районный отдел УФССП по Липецкой области), Елецкий район (Пищулинский сельсовет), Хлевенский район (Хлевенский сельсовет).


<< предыдущая страница   следующая страница >>


izumzum.ru