Доклад уполномоченного по правам человека в липецкой области за 2013 год - polpoz.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Уполномоченного по правам ребенка мкоу «сош №1» г. Сосенский на 2013... 1 74.8kb.
Закон об уполномоченном по правам человека в республике адыгея принят 1 157.04kb.
Доклад обсужден и одобрен на расширенном заседании Комиссии по правам... 6 1942.09kb.
5 июля 2012 г. Совет ООН по правам человека принял историческую резолюцию... 1 38.65kb.
Доклад к очередному раунду консультаций Европейский Союз Россия по... 1 197.59kb.
Сценарий краеведческой познавательной игровой программы для старшего... 1 93.37kb.
Соглашение о сотрудничестве между Уполномоченным по правам человека... 1 32.74kb.
Ситуации в области прав человека, требующие внимания со стороны Совета... 1 484.85kb.
Европейский суд по правам человека 2 628.07kb.
За веру и добро 1 30.53kb.
Грязинский район расположен в восточной части области. Граничит с... 2 581.39kb.
Философия и религия. Понятие трансценденции 1 24.24kb.
1. На доске выписаны n последовательных натуральных чисел 1 46.11kb.

Доклад уполномоченного по правам человека в липецкой области за 2013 год - страница №11/11


Нарушения прав детей, выявленные в 2013 г.

1. Нарушение права на жизнь, безопасность, здоровье.

- в селе Ярлуково Грязинского района был жестоко убит пьяным отчимом девятилетний мальчик;

- в ночь на 25 февраля 2013 г. в с. КуриловкаУсманского района в результате пожара погибли двое малолетних детей;

Проверка, проведённая прокуратурой Липецкой области показала, что семья, где проживали погибшие дети длительное время была известна всем субъектам профилактики семейного неблагополучия, однако в силу низкого уровня взаимодействия между ними профилактическая работа по оздоровлению обстановки в семье фактически не проводилась.

По результатам проверки прокурор области внес представление в адрес руководства Управления МВД России по Липецкой области с требованием о привлечении к дисциплинарной ответственности 4 должностных лиц, а также направил информацию в адрес председателя областной комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав.

Кроме того, прокурором Усманского района были внесены представления в адрес глав администрации муниципального района и сельского поселения по месту проживания неблагополучной семьи, главному врачу ГУЗ «Усманская центральная районная больница». По результатам их рассмотрения 4 виновных лица привлечены к дисциплинарной ответственности.

- житель г. Ельца осужден (п. «б» ч. 4 ст. 132 УК РФ) за совершение ряда преступлений против половой свободы и половой неприкосновенности малолетних детей к 15 годам лишения свободы в ИК строгого режима с последующим ограничением свободы на срок 1 год 6 месяцев.

Согласно ст. 63 Семейного кодекса РФ  родители имеют право и обязаны воспитывать своих детей. Однако они несут и всю полноту ответственности за их здоровье, физическое и нравственное развитие. Родительские права не могут осуществляться в противоречии с интересами детей и причинять им вред. Способы воспитания детей должны исключать пренебрежительное, жестокое, грубое, унижающее человеческое достоинство обращение, оскорбление или эксплуатацию детей. Родители, осуществляющие родительские права в ущерб правам и интересам детей, несут ответственность в установленном законом порядке.

- неисполнение обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего (ст.156 УК РФ): житель с. Борисовка Добровского района систематически применял насилие и издевательства над детьми, за что осуждён на 10 месяцев исправительных работ с удержанием 10 % из заработка в доход государства.

- в г. Ельце отец 8-летнего ребенка, наказывая сына за неудовлетворительные оценки в школе, избил его ремнем, причинив сотрясение головного мозга, закрытый перелом правой плечевой кости, множественные ушибы головы, лица, туловища, верхних и нижних конечностей. Возбуждено уголовное дело.

- к уголовному наказанию в виде обязательных работ сроком на 300 часов в местах, определяемых органами местного самоуправления по согласованию с уголовно-исполнительной инспекцией, приговорена жительница деревни Брянцево Краснинского района за причинение телесных повреждений малолетней дочери-инвалиду.

2. Нарушение права на образование.

- нарушение требований пожарной безопасности в детских и образовательных учреждениях: (Липецкий областной детский дом, СКО школа-интернат III-IV вида, детский сад комбинированного вида № 78 г. Липецк; в зданиях школ с.Волово и с.Спасское Воловского района до настоящего времени нет обогреваемых туалетных помещений; неисправные огнетушители СОШ с.Завальное Усманского района).

- нарушение требований санитарно-эпидемиологических норм в детских и образовательных учреждениях: хранение продуктов и столовых приборов, уборка помещений для хранения продуктов в столовых школ: (с.Спасское и д.Мишино Воловского района; МДОУ детский сад «Сказка» с. Головинщино и детский сад №1 п. Лев Толстой, МБДОУ детский сад «Родничок» с. Топки Лев–Толстовского района;МБДОУ детский сад "Теремок" с. Становое; МБОУ СОШ №1, филиала МБОУ СОШ №1, МБОУ Лицей №4, МБОУ СОШ с. Баловнево, филиала МБОУ СОШ с. Баловнево в с. Теплое, филиала МБОУ СОШ с. Баловнево в с. Хрущево – Подлесное, МБОУ СОШ с. Березовка, МБОУ СОШ с. Политово Данковского района; школы на ст.Дрязги Усманского района).

- нарушение воздушно-теплового режима в школе: (с.Волово Воловского района - во всех кабинетах температура воздуха не превышала 14 градусов. В кабинете химии столбик термометра вообще не поднимался выше 9 градусов. Дети и учителя были вынуждены заниматься в верхней одежде).

- нарушение требований, предъявляемых к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях: (Воловский район -спортивные залы отсутствуют в 3 школах района: филиале МБОУ СОШ с.Волово в с.Спасское, филиале МБОУ СОШ с.Волово в д.Мишино, филиале МБОУ СОШ с.Захаровка в с.Б-Ивановка).

- нарушение порядка внесения денежных средств (пожертвований) на расчетный счет образовательного учреждения (должно быть только на добровольной основе и целевым назначением): г. Липецк: ДОУ «Детский сад комбинированного вида № 99»; Данковский район: МБОУ лицей №4 г. Данкова, школа №1 г.Данкова, в школах с.Спешнево-Ивановское, с.Баловнево, с.Политово, с.Воскресенское, с. Ивановка, с.Бигильдино, с.Березовка, с.Ягодное; МБОУ СОШ; с.Становое Становлянского района).

- отказ детям, учащимся муниципальных общеобразовательных учреждений, в бесплатном проезде в пассажирском транспорте общего пользования на городских и пригородных маршрутах:(г. Липецк ОАО «Липецкие автобусные линии»).

- нарушение правил безопасности дорожного движения при осуществлении перевозки детей в образовательные учреждения: (Долгоруковский район механик-контролёр ООО "Долгоруковской АТП" выпустил на линию школьный автобус с неисправностями, что поставило под угрозу безопасность детей и сопровождающих их лиц).

- детские игровые и спортивные площадки не соответствуют требованиям Национального стандарта безопасности: (в детских образовательных учреждениях с.Н.Большое, с.Васильевка, с.Набережное, д.В.Чесночное, д.Новопавловка, д.Ивановка Воловского района).

- отсутствие ограждения прилегающей территории общеобразовательного учреждения: (с. Политово и с. Воскресенское Данковского района; г. Липецк школа  № 49).

- нарушение прав детей-инвалидов (отсутствие специального оборудования для создания безбарьерной среды): (станция юных натуралистов в г.Усмани, «Хлевенская детская школа искусств»).


  1. Нарушения прав на защиту материнства и детства, права на социальную защиту.

- несвоевременное предоставление бухгалтерией ОАО «Литмашприбор» заявки в органы казначейства стало причиной задержки выплаты пособия по уходу за ребенком (Усманский район);

- бездействие службы судебных приставов по исполнению судебного решения по взысканию алиментов на содержание несовершеннолетних детей (Данковское РО УФССП).

4. Нарушение права на труд.

- нарушение техники безопасности и правил охраны труда

Несовершеннолетний Ш. на время летних каникул трудоустроился помощником бармена в кафе «Челси» ООО «Вкусная жизнь» г. Липецк. Спустя две недели на своем рабочем месте он опрокинул на себя кастрюлю с горячим морсом и получил сильные ожоги, причинившие его здоровью вред средней тяжести. В результате Ш. проходил длительное лечение в МУЗ ГБ «Свободный Сокол».

Как установлено в ходе прокурорской проверки, причиной несчастного случая явился допуск работника к исполнению должностных обязанностей без прохождения вводного инструктажа по охране труда.

Кроме того, в нарушение требований трудового законодательства с несовершеннолетним при приеме на работу не был заключен трудовой договор, не издавался приказ о приеме на работу, не обеспечено ведение трудовой книжки. Ш. не прошел в установленном порядке обязательный предварительный медицинский осмотр для определения его пригодности для выполнения поручаемой работы и предупреждения профессиональных заболеваний.


  1. Нарушение права на охрану здоровья.

- врач ГУЗ «Грязинская ЦРБ» без письменного согласия родителей дала разрешение на проведение внеплановых прививок в детском саду; в фельдшерско-акушерском пункте с.Лавы Казинской амбулатории ГУЗ «Елецкая ЦРБ» не проводилось своевременное списание вакцины после проведения вакцинации; в медицинской аптечке, находящейся в автомобиле скорой медицинской помощи Воловского района, имелись лекарственные препараты со сроком годности, истекшим в 2010г.; В отдельных образовательных учреждениях Липецкого, Добровского, Елецкого районов допускались нарушения требований Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» и п. 3 постановления Правительства Российской Федерации от 16.04.2012 № 291 "О лицензировании медицинской деятельности».

Грязинским межрайонным прокурором установлены случаи несоответствия федеральному и региональному законодательству приказов руководителей общеобразовательных учреждений в части организации питания определенной категории детей.

6. Нарушение права на отдых.

- нарушения при эксплуатации детских игровых площадок и городков (в с. Тербуны оборудование 8 детских игровых площадок по своему техническому состоянию представляло угрозу для здоровья детей; Добринского, Богородицкого, Верхнематренского и Среднематренского сельсоветов Добринского района; на «Аллее влюбленных» г. Данкова Данковского района).

Грязинская межрайонная прокуратура провела проверку по факту получения травмы несовершеннолетним на детской площадке, расположенной во дворе жилого дома. Установлено, что причиной несчастного случая стала поломка качелей, которые упали на ребенка.

В результате мальчик со сложным  переломом ключицы был госпитализирован в Липецкую областную детскую больницу.

По требованию прокуратуры аварийные качели были демонтированы управляющей компанией, обслуживающей придомовую территорию, а законному представителю ребенка выплачена компенсация морального ущерба и возмещены затраты на лечение сына.

За несоблюдение требований, предъявляемых к безопасности игрового оборудования, в отношении управляющей компании возбуждено дело об административном правонарушении по ст. 5.3. КоАП Липецкой области (нарушение правил благоустройства территорий поселений и городских округов).



ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Будущее области зависит от качества человеческого капитала. А это - субстанция весьма привередливая: тонко чувствует фальшь и способна развиваться только в условиях безусловного соблюдения прав человека.

На словах это требование нашло всеобщее признание. В широкой печати, в выступлениях с высоких трибун звучат призывы свято блюсти Конституцию РФ, Декларацию прав человека. Но на практике между словом и делом существует дистанция огромного размера. Многие проблемы, с которыми граждане обращаются к Уполномоченному, носят застарелый системный характер (доступное жильё, реформы здравоохранения, правоохранительных и правоприменительных органов, т.д.). Решение этих вопросов, как правило, выходит за рамки полномочий региональных властей и связано с выполнением социальных обязательств Правительства Российской Федерации и соответствующим законодательным обеспечением со стороны Государственной Думы Федерального Собрания РФ. Но и там, где субъекту Федерации переданы полномочия (как, например, в сфере образования, здравоохранения, жилищно-коммунального хозяйства, социальной защиты) исполнители находятся в «узком коридоре» федеральной политики.

Ее успешному осуществлению, как известно, мешают множество факторов: непрофессионализм, равнодушие, бюрократизм и черствость должностных лиц, как высшего звена, так и областных и муниципальных органов власти, сельских и поселковых администраций. Всё это в совокупности и создаёт ту непростую среду, в которой формируется тот самый человеческий капитал современной России.

Особенно болезненно он реагирует на попытки выдать желаемое за действительное. В таких случаях, подсказывают аналитики, Конституцию в обществе воспринимают как свод волшебных сказок. Государство – как машину подавления. Социальная политика на деле оборачивается имитацией усилий во имя спасения так называемых малоимущих, которые, впрочем, могли бы и не ощущать себя таковыми при справедливом распределении общественных благ.

Не хочется проводить аналогий, но люди, знающие историю, могут вспомнить, что все социальные революции, начиная, с «классической» Великой Французской 1789 года, возникали на фоне недовольства граждан имущественным и социальным неравенством, пропастью между бедностью широких масс и богатством кучки избранных.



Чего, в первую очередь, хотят россияне в 21 веке? Справедливости в самом широком смысле слова. Благополучия для семьи, повышения ее доходов, замедления гонки цен и тарифов, достойной и оплачиваемой работы, устранения диспропорций между уровнем жизни в городе и на селе, обуздания произвола чиновников и силовиков, прекращения тотальной коррупции.

Разумеется, предоставить все и сразу на тарелочке с голубой каемочкой государство не в состоянии. Нужны соответствующие разъяснения, диалог сторон, совместный поиск баланса интересов, правовое просвещение широких слоев населения. Задать тон и содержание этих процессов должна в первую очередь законодательная власть. Рассматривая с этих позиций опыт властных структур Липецкой области, необходимо сказать, что они в свете темы прав человека стараются держаться, по возможности, на высоте.

В прошедшем году областной Совет рассмотрел и принял более 130 законов, и каждый по своему, в пределах действий во времени и пространстве, так или иначе, затрагивал озвученную в докладе тему. Наиболее ярко, по мнению Уполномоченного, она проявилось в следующих нормативных актах.

Были приняты изменения в Закон области «О регулировании вопросов, связанных с оборотом алкогольной продукции на территории Липецкой области». Депутаты поддержали инициативы администрации по установлению запрета на розничную продажу алкоголя в предприятиях общественного питания, расположенных в нестационарных торговых объектах, запрета продажи алкоголя в дни молодёжных и школьных праздников. Также внесены изменения в Закон «Об обеспечении жильем ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов». Теперь ветераны, инвалиды боевых действий, а также члены семей погибших (умерших) инвалидов и ветеранов боевых действий, нуждающиеся в улучшении жилищных условий и вставшие на учет до 01.01.2005 г., наряду с ветеранами Великой Отечественной войны, обозначенными в Законе Липецкой области № 318-ОЗ от 18 августа 2006 года, также будут получать единовременную денежную выплату на строительство и приобретение жилья в соответствии с установленным порядком.

Внесены изменения в Закон Липецкой области «О бесплатном предоставлении земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, гражданам, имеющим трех и более детей», согласно которым земельный участок может передаваться в собственность или в аренду многодетным семьям. Ранее он предварительно предоставлялся в аренду до завершения строительства и государственной регистрации права собственности на жилой дом.

В то же время признаем и другое: поле, в котором находятся права человека, формируют не только нормативные правовые документы субъекта федерации. В современном российском праве существует строгая иерархия по юридической силе. Более того, в соответствии с Конституцией РФ законы субъектов не могут противоречить федеральным и обязаны «подстраиваться» под нормы и требования, принятые на столичном уровне. Улавливать, так сказать, общую тональность и направление. В этом смысле движение в общем фарватере не оставляет места для собственных маневров местным парламентариям. В 2013 году депутаты Государственной Думы в спешном порядке вводили всё новые запреты и перекраивали российское законодательство, забывая при этом, что чем больше законов и запретов, тем меньше остается возможностей для их исполнения, и что запреты работают только тогда, когда одновременно есть положительная альтернатива действий граждан. Такая практика - хорошая среда для взращивания в обществе социальной розни, ксенофобии, одномыслия, конструирования удобного и послушного «общественного сектора», избирательного подхода к соблюдению прав человека.

В этой связи вспоминается притча немецкого философа Георга Гегеля о курице, которая, каждый день видит человека, который приходит и кормит ее зерном. Существо с куриными мозгами обобщает свои наблюдения и делает вывод, что странный тип, который таскает ведра в ее птичник, существует для того, чтобы кормить курицу. Но однажды человек приносит в курятник не зерно, а топор и быстро преподает высокомерной хохлатке наглядный урок об опасности скоропалительных выводов.

Чтобы подобное не случилось с нами, нужно не забывать, кто в доме хозяин, кто создает общественные блага и кому они на самом деле принадлежат. Проникать в суть вещей, а не бороться с искусственными фантомами.

В России слишком много проблем, которые требуют системного внимания законодателей и Правительства РФ. Десятилетиями, например, ждут разрешения вопросы, от которых зависит качество жизни. Требуется не только изменения и совершенствование законодательства, но и изменения значительного количества процедур, на основании которых построена работа многих государственных учреждений, осуществляющих правоохранительные, административные, образовательные, социально-медицинские и др. полномочия.

А разве можно так долго мириться с тем, что человек в России сегодня чувствует себя недостаточно защищенным от произвола и бюрократизма должностных лиц самых разных государственных институтов. Стабильная однообразность тем и жалоб, с которыми обращаются граждане к Уполномоченному по правам человека не только в Липецкой области, но и в других субъектах Российской Федерации, свидетельствуют о том, что необходимо менять реальные государственные приоритеты и переходить от деклараций и избирательных проектов к выстраиванию комплексной социальной политики, которая гибко и своевременно будет реагировать на запросы граждан.

Именно на этом необходимо сосредоточить работу исполнительной и законодательной власти на ближайшую перспективу. Иначе мы – и страна, и российское общество - проиграем в исторической конкуренции.

Подводя итоги, можно сказать, что прошедший год обнажил целый ряд серьезных проблем, для которых трудно предложить однозначное решение. Именно отсутствие у органов власти представлений о том, как следует бороться с множащимися трудностями и порождает стремление взять «на короткий поводок» гражданское общество. Не уверен, что этот прием попадет в золотой фонд российской государственности.

И последнее. Понятно, что организация коммуникации общества и власти - вещь не простая. Нет практики и устоявшихся традиций такого диалога. Институты гражданского общества у нас еще не получили достаточного развития. Это подтверждает и опыт работы Уполномоченного по правам человека в прошедшем году. Главный вывод состоит в том, что гражданское общество требует не поляризации и деления на свой и чужой, на иностранных агентов и патриотических дружинников, на «наших» и «не наших», на «местных» и «понаехавших», а системной и независимой поддержки, использования гражданских инициатив и волонтёров в работе органов власти, в формировании актуальной повестки дня.



Мы должны проявлять мудрость и дальновидность, строить общий дом, помня о том, что главное его богатство - это люди. А главная цель - развитие человеческого капитала, качества жизни человека, которое должно стать основной стратегической задачей всех органов законодательной и исполнительной власти нашего региона в тесном взаимодействии с гражданским обществом. Именно такой подход, в свою очередь, обеспечит соблюдение и защиту прав человека в нашем регионе.



Уполномоченный по правам

человека в Липецкой области Н.И.Загнойко


<< предыдущая страница  


izumzum.ru