Доклад обсужден и одобрен на расширенном заседании Комиссии по правам человека при Президенте Республики Казахстан - polpoz.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Доклад директора дгп «Инфракос-Экос» Жубатова Ж. К 1 37.45kb.
Доклад уполномоченного по правам человека в липецкой области за 2013 год 11 1637.51kb.
Курс лекций Минск Редакционно-издательский центр Академии управления... 12 1332.75kb.
5 июля 2012 г. Совет ООН по правам человека принял историческую резолюцию... 1 38.65kb.
Ситуации в области прав человека, требующие внимания со стороны Совета... 1 484.85kb.
1. Рабочая группа по универсальному периодическому обзору, учрежденная... 2 515.31kb.
Статья 65. Международное сотрудничество и внешнеэкономическая деятельность 1 23.53kb.
Доклад к очередному раунду консультаций Европейский Союз Россия по... 1 197.59kb.
1. о ходе выполнения ранее принятых решений на заседании Антинаркотической... 1 46.48kb.
Принять предложения акимов Актюбинской, Алматинской, Жамбылской,... 1 50.16kb.
Материалы сборника так же могут быть использованы при проведении... 3 1220.97kb.
26-го февраля 2006 года, на 84-м году жизни, после продолжительной... 1 34.93kb.
1. На доске выписаны n последовательных натуральных чисел 1 46.11kb.

Доклад обсужден и одобрен на расширенном заседании Комиссии по правам человека при - страница №1/6



Доклад Комиссии по правам человека

при Президенте Республики Казахстан

О СОБЛЮДЕНИИ


ПРАВ ЧЕЛОВЕКА И ГРАЖДАНИНА
В РЕСПУБЛИКЕ КАЗАХСТАН В 2004 ГОДУ

Доклад обсужден и одобрен на расширенном заседании Комиссии

по правам человека при Президенте Республики Казахстан

18 марта 2005 года


ВВЕДЕНИЕ
Настоящий информационно - аналитический доклад о соблюдении прав человека и гражданина в Республике Казахстан в 2004 году (далее – доклад) подготовлен и составлен Комиссией по правам человека при Главе государства в соответствии с подпунктом 2) пункта 4 Положения о Комиссии по правам человека при Президенте Республики Казахстан, утвержденного Указом Президента Республики Казахстан № 1042 от 19 марта 2003 года.

Доклад имеет своей целью информирование Главы государства о ситуации с правами человека и гражданина в Казахстане в 2004 году и посвящен решению следующих задач, возложенных на Комиссию:

- создание условий для реализации Президентом Республики Казахстан его конституционного статуса гаранта прав и свобод человека и гражданина в Республике Казахстан;

- содействие совершенствованию механизма обеспечения и защиты прав и свобод человека и гражданина;

- содействие укреплению международного сотрудничества в области обеспечения и защиты прав и свобод человека и гражданина.

Доклад составлен на основе изучения и анализа информации о состоянии прав человека и гражданина в Казахстане, обобщения итогов рассмотрения поступивших Комиссию по правам человека при Главе государства индивидуальных и коллективных обращений граждан, сведений, полученных в результате посещения членами Комиссии и сотрудниками ее Секретариата учреждений пенитенциарной системы, здравоохранения, социальной защиты, образования и других государственных органов.



При подготовке доклада использованы данные, предоставленные государственными органами, неправительственными правозащитными организациями (НПО) Республики Казахстан, международными организациями, аккредитованными в Казахстане, а также результаты специальных исследований Комиссии по правам человека и ее Секретариата, посвященных вопросам совершенствования механизма обеспечения и защиты прав человека, международных конференций, «круглых столов» и семинаров, проведенных Комиссией совместно с государственными органами и НПО РК, международными организациями в течение 2004 года, обобщения и анализа обращений граждан и организаций.

За период с 1 января по 31 декабря 2004 года в сектор Секретариата Комиссии по правам человека Социально-политического отдела Управления внутренней политики Администрации Президента РК через Канцелярию Президента РК и Общественную приемную Администрации Президента Республики Казахстан поступило 903 письменных обращения по поводу нарушения прав и свобод человека и гражданина.

В ходе анализа поступивших обращений выявлены следующие тенденции: жалобы граждан, несогласных с решениями судов составляет 32,56 % от общего количества письменных обращений в Комиссию по правам человека; жалобы, связанные с нарушениями социальных и трудовых прав граждан - 14,17%; жалобы на действия и бездействие правоохранительных органов – 12,51%; жалобы, связанные с неисполнением судебных решений – 6,87%; жалобы на действия и бездействие судебных органов – 4,43%; жалобы на действия и бездействие должностных лиц исправительных учреждений и на условия содержания в учреждениях пенитенциарной системы – 2,43%. Поступившие обращения граждан с соответствующими рекомендациями либо заключениями Комиссии по правам человека при Главе государства направлялись для рассмотрения по существу в государственные органы Республики Казахстан (прокуратуру, суд, центральные и местные исполнительные органы), а также национальные учреждения по правам человека зарубежных государств по обращениям иностранных граждан.



Кроме того, в 2004 году Секретариат Комиссии по правам человека рассмотрел 340 устных обращений граждан по поводу защиты их прав во внесудебном порядке. Всем гражданам, устно обратившимся в Комиссию по правам человека (это в основном граждане, относящиеся к социально уязвимым слоям населения), членами Комиссии и сотрудниками ее Секретариата давались исчерпывающие юридические консультации.

В ходе изучения поступивших письменных обращений Комиссией было взято на особый контроль 67 жалоб граждан, вызвавших обоснованные сомнения в объективности их рассмотрения уполномоченными государственными органами. Из них в 27 жалобах факты нарушения прав человека нашли свое подтверждение. При непосредственной помощи Комиссии по правам человека при Главе государства нарушенные права этих граждан были восстановлены.

Практически в каждой главе доклада для сравнительного анализа нарушений прав человека приводятся сведения о решенных положительно обращениях граждан, поступивших в Комиссию по правам человека.



Наряду с привлеченным разнообразным фактическим материалом, характеризующим правоприменительную практику государственных органов, хозяйствующих субъектов и иных организаций в контексте соблюдения прав и свобод человека и гражданина, доклад содержит анализ национального законодательства, регулирующего сферу прав человека на предмет его соответствия международным стандартам, а также заключения и рекомендации по совершенствованию механизма обеспечения и защиты прав человека.

По своей структуре доклад отчасти отражает стремление его составителей придерживаться международных стандартов, предъявляемых к докладам в области прав человека, в нем анализируются вопросы соблюдения гражданских (личных) и политических прав, экономических, социальных и культурных прав человека и гражданина.

В контексте соблюдения гражданских (личных) и социальных прав человека и гражданина в докладе впервые представлены результаты специальных исследований Комиссии по правам человека при Главе государства, посвященные актуальным вопросам обеспечения законности и защиты прав человека в сферах миграционных и трудовых отношений.

Отдельные главы доклада посвящены анализу соблюдения прав человека и гражданина в ходе предварительного следствия и дознания; в сфере отправления правосудия; в стадии исполнительного производства; в пенитенциарной системе.



I. Приоритетные направления развития системы обеспечения

прав человека в Республике Казахстан

С момента обретения независимости в декабре 1991 года Казахстан провозгласил курс на демократизацию и построение правового государства на основе верховенства закона, рыночной экономики и всеобщего равенства. Данный курс нашел свое воплощение в Конституции страны, статья 1 которой провозглашает, что «Республика Казахстан утверждает себя демократическим, светским, правовым и социальным государством, высшими ценностями которого являются человек, его жизнь, права и свободы».

Конституция провозглашает, что «права и свободы человека принадлежат каждому от рождения, признаются абсолютными и неотчуждаемыми, определяют содержание и применение законов и иных нормативных правовых актов» (статья 12).

Раздел 2 Конституции РК также закрепляет основные права и свободы человека и гражданина в Республике Казахстан, признаваемые в международном праве и соответствующие общепризнанным международным стандартам.

Следует отметить, что раздел 2 Конституции РК, конкретизируя ст.1 Конституции, утверждает во всем богатстве и разнообразии систему прав человека и гражданина в виде гражданских, политических, социальных, экономических, культурных прав, объединенных принципами равноправия и социальной справедливости. Эти права и свободы действуют на всей территории Республики Казахстан.

Политический курс на демократизацию и обеспечение прав человека неизменен и последовательно реализуется.

В республике создана и функционирует независимая судебная ветвь власти, призванная осуществлять защиту и восстановление нарушенных прав человека и гражданина.

В Казахстане успешно работают институты внесудебной защиты прав человека. Наряду с правоохранительными и иными государственными органами, защиту прав человека и гражданина осуществляют национальные учреждения по правам человека (Комиссия по правам человека при Президенте Республики Казахстан, Уполномоченный по правам человека в Республике Казахстан), адвокатура, нотариат, правозащитные неправительственные организации (НПО).

В целях обеспечения реализации положений Конституции в сентябре 2002 года Указом Президента РК была принята Концепция правовой политики Республики Казахстан, в которой были определены приоритеты дальнейшего реформирования государственно-правовой системы до 2010 года. Среди них – расширение полномочий представительных органов власти, совершенствование выборного законодательства с целью достижения всеобъемлющего политического плюрализма, укрепление роли и статуса женщин в общественно-политической жизни государства и др. При этом в числе основных принципов правовой политики провозглашен приоритет прав и свобод человека и гражданина.

В судебной сфере будет продолжена политика, направленная на дальнейшее укрепление судов и их специализацию (создание административных судов, ювенальных судов и т.д.).

В обществе активно обсуждается вопрос о введении в Казахстане судов присяжных заседателей для практической реализации конституционного положения об осуществлении уголовного судопроизводства с участием присяжных заседателей. Необходимые задачи по введению в практику уголовного судопроизводства страны института суда присяжных поставил Глава государства в своем Послании народу Казахстана на 2005 год:



  • в 2005 году должны быть приняты закон «О присяжных заседателях», внесены изменения и дополнения в Конституционный закон «О судебной системе и статусе судей» и другие законодательные акты по вопросам введения суда присяжных.

В соответствии с Конституцией будет усилен судебный контроль за процессуальной деятельностью органов уголовного преследования, вплоть до внедрения института судебного санкционирования ареста.

Будет продолжена дальнейшая гуманизация сферы уголовного права. Она будет выражаться, прежде всего, в:



  • дальнейшей декриминализации преступлений, относящихся к преступлениям небольшой степени тяжести;

  • расширении применения имущественных санкций за отдельные виды экономических преступлений, а также расширении применения наказаний, не связанных с применением лишения свободы;

  • создании необходимых условий для введения в действие таких видов наказания, как ограничение свободы, арест и пожизненное лишение свободы;

  • ограничении срока содержания под стражей подсудимых в период рассмотрения уголовных дел в суде.

Кроме того, предполагается упростить процедуру дознания и следствия, более широко внедрить институт примирения сторон, усилить гарантии от необоснованного уголовного преследования.

Серьезные задачи по обеспечению прав человека поставил Президент страны в своем Послании народу Казахстана в 2004 году. Среди них:

  • разграничение компетенции всех уровней власти,

  • введение местного самоуправления, расширение роли политических партий в обществе и государстве,

  • совершенствование выборного законодательства с учетом мнений институтов гражданского общества,

  • проведение выборов акимов сельских округов, и в порядке эксперимента - выборов акимов отдельных районов, оказание государственной поддержки НПО,

  • обеспечение более полной реализации свободы слова и недопущение вмешательства чиновников в деятельность СМИ путем принятия нового Закона о СМИ,

  • гуманизация сферы уголовного права,

  • введение института присяжных заседателей, судебного санкционирования ареста, моратория на смертную казнь.

Необходимо отметить, что все эти инициативы Главы государства получили поддержку общественности Казахстана.

Весной 2004 года в своем очередном Послании народу Казахстана «К конкурентоспособному Казахстану, конкурентоспособной экономике, конкурентоспособной нации» Президент страны подчеркнул, что в предстоящие годы необходимо «…сосредоточиться на трёх принципиальных элементах: развитии институтов гражданского общества, децентрализации, создании устойчивой политико-партийной системы. Необходимо предпринять шаги по укреплению стабильности, демократии и защиты прав граждан». Кроме того, в Послании народу Казахстана на 2005 год «Казахстан на пути ускоренной экономической, социальной и политической модернизации» Глава государства особо отметил о развитии институтов гражданского общества, в частности дальнейшем развитии гарантий прав и свобод граждан Казахстана, свободы слова, объединений и политического волеизъявления.

В развитие национальных и международных механизмов защиты прав человека Казахстан намерен в ближайшее время ратифицировать Международный пакт «О гражданских и политических правах» и Международный пакт «Об экономических, социальных и культурных правах», являющиеся основополагающими международными договорами ООН в сфере защиты и поощрения прав человека.

Комиссия по правам человека при Главе государства была одним из активных инициаторов присоединения Казахстана к Международным пактам ООН 1966 года, составляющим стержень международных механизмов защиты прав человека в рамках ООН.

В казахстанском обществе активно обсуждается вопрос о присоединении Казахстана к двум Факультативным протоколам Международного пакта о гражданских и политических правах, предусматривающим признание государствами-участниками компетенции Комитета ООН по правам человека получать и рассматривать жалобы от лиц, заявляющих о нарушении каких-либо прав, установленных в Пакте, а также отказ государства от применения смертной казни.

Комиссия по правам человека при Главе государства рекомендовала Правительству Республики Казахстан о присоединении Казахстана к двум вышеуказанным Факультативным протоколам Международного пакта о гражданских и политических правах.

Таким образом, политический курс на последовательное развитие правозащитных механизмов, общую либерализацию политической системы, гуманизацию уголовной правоприменительной практики в Казахстане неизменен.

следующая страница >>


izumzum.ru