Доклад «О реализации национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» в 2013 году» Москва, 2014 год - polpoz.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Калужская область о результатах реализации Национальной образовательной... 8 1321.81kb.
Доклад мо «Кингисеппский муниципальный район» 1 469.9kb.
Информационная карта участника конкурса «Новая школа Алтая – 2013»... 1 161.69kb.
Отчет о проделанной работе за 2011 год 1 51.23kb.
Серия научных статей, отражающих новые подходы к преподаванию физики... 8 1952.46kb.
Эксперимента 1 31.24kb.
Сроки и повестки заседаний педагогических советов на 2012-2013 учебный год 44 6319.87kb.
План перспективного развития учреждения моу орьевская сош на основе... 1 240.38kb.
Марта 2011 года в г. Киров проводился Международный образовательный... 1 16.02kb.
Доклад о результатах реализации Национальной образовательной инициативы 1 555.81kb.
Публичный доклад о результатах образовательной деятельности 5 570.12kb.
Письмо фнс россии от 26. 01 1 16.05kb.
1. На доске выписаны n последовательных натуральных чисел 1 46.11kb.

Доклад «О реализации национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» в - страница №1/29



Доклад

«О реализации национальной образовательной инициативы
«Наша новая школа» в 2013 году»



Москва, 2014 год
Содержание

Введение 3

О выполнении Плана действий
по модернизации общего образования на 2011–2015 годы 12


Переход на федеральные государственные образовательные стандарты
общего образования 12


Развитие системы поддержки талантливых детей 23

Совершенствование учительского корпуса 34

Изменения школьной инфраструктуры 39

Сохранение и укрепление здоровья школьников 41

Развитие самостоятельности школ 43

Анализ результатов реализации национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» в субъектах Российской Федерации 45

по направлениям 45

1 Направление «Переход на новые образовательные стандарты» 45

1.1 Анализ выполнения задач, поставленных в 2013 году 45

1.2. Результаты проведенных мероприятий 57

1.3 Эффекты реализации направления 67

1.4 Проблемы, выявленные в ходе реализации направления 75

1.5. Задачи на 2014 год по реализации направления 81

2. Направление «Развитие системы поддержки талантливых детей» 87

2.1. Анализ выполнения задач, поставленных в 2013 году 87

2.2. Результаты проведенных мероприятий: 92

2.3. Эффекты реализации направления 97

2.4. Проблемы, выявленные в ходе реализации направления 100

2.5. Задачи на 2013 год по реализации направления 102

3. Направление «Совершенствование учительского корпуса» 103

3.1 Анализ выполнения задач, поставленных в 2013 году 103

3.2 Результаты проведенных мероприятий 113

3.3 Эффекты реализации направления 126

3.4 Проблемы, выявленные в ходе реализации направления 127

3.5.Задачи на 2014 год по реализации направления 130

4 Направление «Изменение школьной инфраструктуры» 133

4.1 Анализ выполнения задач, поставленных в 2013 году 133

4.2 Результаты проведенных мероприятий 138

4.3 Эффекты реализации направления 149

4.4 Проблемы, выявленные в ходе реализации направления 161

4.5. Задачи на 2014 год по реализации направления 167

5 Направление «Сохранение и укрепление здоровья школьников» 168

5.1 Анализ выполнения задач, решавшихся в 2013 году 168

5.2 Результаты проведенных мероприятий 170

5.3 Эффекты реализации направления 181

5.4 Проблемы, выявленные в ходе реализации направления 182

5.5. Задачи по реализации направления на 2014 год 183

6 Направление «Развитие самостоятельности школ» 184

6.1 Анализ выполнения задач поставленных в 2013 году 184

6.2 Результаты проведенных мероприятий 187

6.3 Эффекты реализации направления 204

6.4 Проблемы, выявленные в ходе реализации направления 205

6.5. Задачи на 2014 год по реализации направления 206

Заключение 208

Статистическая форма ННШ-Ф за 2013год 211

Введение


Общие показатели
Доклад Правительства Российской Федерации о реализации национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» (далее – НОИ «Наша новая школа») в 2013 году подготовлен на основании:

83 региональных докладов о реализации НОИ «Наша новая школа» в 2013 году, представленных субъектами Российской Федерации в Минобрнауки России за подписью глав органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации;

данных электронного мониторинга реализации НОИ «Наша новая школа» (http://www.kpmo.ru).

Количество общеобразовательных организаций, включенных в мониторинг НОИ «Наша новая школа» на конец 2013 года – 43,4 тысячи из 43,7 тысяч образовательных организаций, реализующих общеобразовательные программы что составляет 99,3% от общего числа образовательных организаций, реализующих общеобразовательные программы.

Из 40,7 тысяч общеобразовательных организаций, реализующих образовательные программы основного и среднего общего образования, данные для мониторинга предоставили 40,2 тысяч. В 51 субъекте Российской Федерации данные предоставили все общеобразовательные организации, в 9 субъектах Российской Федерации – менее 98%: Амурская область (97,2%), Липецкая область (96,99%), Брянская область (96,92%), Республика Хакасия (96,89 %), Республика Башкортостан (96,61%), Республика Ингушетия (96,12%), Республика Татарстан (92,95%), Республика Дагестан (91,82%), Курганская область (88,26%).

Численность учащихся в 83 субъектах Российской Федерации к концу 2013 года по сравнению с 2012 годом незначительно увеличилась – с 13,45 млн. до 13,55 млн. учащихся.

26,5% учащихся проживают в сельской местности, 73,5% – в городской местности. Субъекты Российской Федерации, в которых доля учащихся, проживающих в сельской местности, превышает долю учащихся, проживающих в городах: Республика Алтай (70,9%), Чеченская Республика (63,6%), Республика Дагестан (57,4 %), Республика Ингушетия (56,1%), Республика Адыгея (55,2%), Карачаево-Черкесская Республика (52,7%), Республика Калмыкия (51,6%).

В 64 субъектах Российской Федерации доля учащихся, обучающихся в городской местности, увеличилась по сравнению с 2012 годом, в 11 субъектах Российской Федерации – более чем на 2%: Магаданская область, Республика Татарстан, Чувашская Республика, Ненецкий автономный округ, Республика Коми, Республика Дагестан, Республика Ингушетия, Забайкальский край, Новосибирская область, Курганская область, Тамбовская область. В 18 субъектах Российской Федерации доля учащихся, обучающихся в городской местности, снизилась по сравнению с 2012 годом, в 2 субъектах Российской Федерации – более чем на 2%: Ямало-Ненецкий автономный округ (снижение на 2,3%), Чукотский автономный округ (снижение на 5%). Соотношение учащихся городской и сельской местности в Московской области не изменилось.

Общая численность учителей по данным Росстата в общеобразовательных организациях в декабре 2013 года составила 1,032 млн. человек.

По данным электронного мониторинга реализации НОИ «Наша новая школа» с 2010 года ежегодно сокращается число учителей – внешних совместителей (с 68,4 тысяч человек в 2010 году до 59,5 тысяч человек в 2013 году). При этом число внутренних совместителей растет (195,1 тысяч человек в 2010 году, 235,9 тысяч человек в 2013 году).

Наибольший рост доли учителей – внешних совместителей (более 1%) показали: Магаданская область (1,2%), Республика Саха (Якутия) (1,6%), Чукотский автономный округ (1,7%), Пермский край (1,1%), Республика Башкортостан (1,3%), Смоленская область (2,5%). Сокращение доли учителей – внешних совместителей произошло в 53 субъектах Российской Федерации, из них в наибольшей степени (более 2%): Ненецкий автономный округ (–7,7%), Новосибирская область (–3,8%), Республика Хакасия (–2,6%), Челябинская область (–3,5%), Брянская область (–3,8%), Владимирская область (–2,1%), Москва (–3,3%).

Наибольший рост доли учителей – внутренних совместителей (более 10%) в период с 2010 год по 2013 год показали: Еврейская автономная область (14,4%), Удмуртская Республика (11,7%), Чувашская Республика (10,3%), Ленинградская (14,4%), Новгородская (11,1%), Псковская (12,5%), Омская (12,3%), Ростовская (11,9%) области. Падение показателя произошло только в 3 субъектах Российской Федерации: Республика Ингушетия (–1,0%), Республика Тыва (–4,4%), Москва (–8,2%).

Распределение количества учителей по субъектам Российской Федерации и федеральным округам примерно соответствует распределению учащихся, но с учетом увеличения соотношения «ученик/учитель» в регионах, где высока доля учащихся, проживающих в сельской местности: при среднем по субъектам Российской Федерации соотношении 12,7 (средневзвешенное 12,98) в этих регионах наблюдаются следующие значения: Республика Дагестан – 8,2, Республика Калмыкия – 8,2, Республика Алтай – 8,6, Республика Саха (Якутия) – 9,1, Республика Мордовия – 9,7, Карачаево-Черкесская Республика – 10,3, Тамбовская область – 10,5, Чукотский автономный округ – 10,8, Республика Ингушетия – 11,0, Алтайский край – 11,0.

Также есть ряд регионов, где доля учащихся, проживающих в сельской местности, сравнительно невелика, но, тем не менее, соотношение «ученик/ учитель» существенно ниже среднего значения по Российской Федерации – вследствие большого количества малокомплектных общеобразовательных организаций: Республика Татарстан (10,7), Ненецкий автономный округ (10,8), Брянская область (10,3), Курская область (8,9), Орловская область (9,8), Смоленская область (10,1).

Наибольшее соотношение «ученик/учитель» наблюдается преимущественно в регионах с высокой долей учащихся, проживающих в городской местности: Приморский край – 15,2, Самарская область – 15,1, Калининградская область – 15,9, Кемеровская область – 15,7, Тюменская область – 16,7, Челябинская область – 15, Ивановская область – 15,6, Московская область – 17, Краснодарский край – 17,2.

Исключением из закономерности выступают Тюменская область и Краснодарский край. При средней по Российской Федерации доле учащихся, обучающихся в сельской местности 26,5%, в Тюменской области в сельской местности обучаются 38,1% учащихся. При этом соотношение «ученик/ учитель» составляет 16,7 (одно из самых высоких в Российской Федерации). В Краснодарском крае эта ситуация еще более выражена. При 45,6% учащихся, обучающихся в сельской местности соотношение «ученик/учитель» составляет 17,2 (самое высокое в Российской Федерации).

С 2012 года по 2013 год соотношение «ученик/учитель» в сельской местности незначительно снизилось (с 8,3 до 8,2), а в городской – столь же незначительно увеличилось (с 15,8 до 15,9).

Среднее по субъектам Российской Федерации соотношение «ученик/ учитель» существенно увеличилось с 2010 года: 11,1 – в 2010 году, 12,5 – в 2011 году, 12,6 – в 2012 году, 12,7 – в 2013 году.

Доля выпускников 9 классов, получивших аттестат с отличием, выросла по сравнению с 2012 годом в 1,5 раза (с 4% до 6% в среднем по субъектам Российской Федерации).

Сохранилась и даже усугубилась ситуация с искусственным завышением результатов итоговой аттестации 9 классов в отдельных субъектах Российской Федерации (преимущественно – регионах Северо-Кавказского федерального округа) – доля выпускников 9 классов, получивших аттестат с отличием, превышает среднероссийское значение в 1,5 раза и более, что не подтверждается в дальнейшем ни результатами единого государственного экзамена (далее - ЕГЭ), ни результатами всероссийской олимпиады школьников.

Субъекты Российской Федерации, в которых доля выпускников 9 классов, получивших аттестат с отличием, составляет более 9%: Республика Северная Осетия-Алания (9,53%), Курская область (9,91%), Республика Ингушетия (10,12%), Кабардино-Балкарская Республика (10,38%), Воронежская область (10,63%), Чеченская Республика (10,70%), Республика Дагестан (11,64%).

Субъекты Российской Федерации, показавшие самую низкую долю выпускников 9 классов, получивших аттестат об основном общем образовании с отличием: Чукотский автономный округ (1,50%), Ненецкий автономный округ (1,81%), Сахалинская область (2,07%), Мурманская область (2,43%), Ямало-Ненецкий автономный округ (2,52%), Архангельская область (2,68%), Республика Алтай (3,28%), Республика Бурятия (3,30%), Челябинская область (3,30%), Ленинградская область (3,46%), Тюменская область (3,54%), Республика Коми (3,65%), Белгородская область (3,81%), Омская область (3,82%).

Для подавляющего большинства регионов характерно увеличение доли учащихся 9 классов, получающих аттестат об основном общем образовании с отличием (в среднем на 30-40%), по сравнению с предыдущим годом.

По сравнению с прошлым годом вырос спрос выпускников 9 классов на профессиональное образование и профильное обучение по образовательным программам среднего общего образования. В профессиональные образовательные организации поступило в среднем по субъектам Российской Федерации 41,1% выпускников 9 классов (38,4% – в 2012 году), на профильное обучение в 10 класс – 33,7% (33,15% – в 2012 году).

Максимум возможностей получения профессионального образования или профильного обучения реализуется в следующих субъектах Российской Федерации: Новгородская область (99,8%), Мурманская область (94,0%), Кемеровская область (94,0%), Чувашская Республика (92,5%), Омская область (92,2%), Ивановская область (91,9%), Ленинградская область (90,1%), Тамбовская область (89,9%), Самарская область (88,9%), Саратовская область (88,3%).

Минимальное значение этого показателя демонстрируют: Приморский край (59,1%), Кабардино-Балкарская Республика (52,7%), Республика Дагестан (42,6%), Республика Ингушетия (36,1%), Чеченская Республика (33,6%).

В среднем по субъектам Российской Федерации 74,79% выпускников 9 классов изъявили желание и получили возможность определить профильную направленность своего дальнейшего образования. В 2012 году этот показатель составлял 71,53%, в 2011 году – 72,08%.

Субъекты Российской Федерации с наибольшей долей (более 50%) выпускников 9 классов, поступивших в профессиональные образовательные организации: Оренбургская область (53,26%), Ленинградская область (52,63%), Кемеровская область (50,08%), Курганская область (51,69 %), Астраханская область (52,05%), Краснодарский край (51,84%).

Субъекты Российской Федерации с наименьшей долей (менее 25%) выпускников 9 классов, поступивших в профессиональные образовательные организации: Республика Саха (Якутия) (19,74%), Чукотский автономный округ (17,70%), Кабардино-Балкарская Республика (24,91%), Республика Дагестан (20,59%), Республика Ингушетия (12,52%), Республика Северная Осетия-Алания (23,37%), Чеченская Республика (19,03%), Республика Тыва (22,08 %).

Субъекты Российской Федерации с наибольшей долей выпускников 9 классов, поступивших на профильное обучение: Новгородская область (52,09%), Омская область (51,19%), Мурманская область (50,24%), Москва (48,82%), Чувашская Республика (48,39%).

Субъекты Российской Федерации с наименьшей долей по данному показателю: Чеченская Республика (14,58%), Приморский край (18,71%), Астраханская область (19,26%), Вологодская область (20,37%), Иркутская область (20,97%).

Наименьший результат по показателю «доля выпускников 11 (12) классов, получивших серебряную или золотую медаль» демонстрируют следующие субъекты Российской Федерации: Ямало-Ненецкий автономный округ (5%), Пермский край (4,97%), Сахалинская область (4,73%), Ненецкий автономный округ (4,69%), Республика Карелия (4,43%), Архангельская область (4,40%), Республика Ингушетия (3,33%), Республика Тыва (2,99%), Чукотский автономный округ (2,54%), Чеченская Республика (1,46%).

Наибольший результат по данному показателю: Республика Мордовия (13,54%), Курская область (12,45%), Самарская область (12,33%), Липецкая область (12,31%), Брянская область (12,03%), Чувашская Республика (11,57%), Тамбовская область (11,34%), Новгородская область (11,08%), Воронежская область (11,07%), Республика Адыгея (10,98%). В этих регионах каждый десятый (а в некоторых субъектах Российской Федерации и каждый восьмой) выпускник 11(12) классов получил золотую или серебряную медаль.

По сравнению с результатами 2012 года существенно увеличилась доля выпускников 11(12) классов, не получивших аттестат о среднем общем образовании. Данный показатель растет ежегодно: 2,92% – в 2010 году, 3,44% – в 2011 году, 4,19% – в 2012 году и 5,46% – в 2013 году. Значения показателей регионов внутри федеральных округов стали менее однородными.

28 субъектов Российской Федерации из 83 снизили значение данного показателя с 2012 года, из них 4 субъекта Российской Федерации – более чем на 2%: Кабардино-Балкарская Республика (на 2,1%, до 0,44% – в 2013 году), Республика Алтай (на 2,9%, до 9,5% – в 2013 году), Свердловская область (на 3,44%, до 5,18% в 2013 году), Ростовская область (на 2,72%, до 2,65% в 2013 году).

В 55 субъектах Российской Федерации доля выпускников 11(12) классов, не получивших аттестат о среднем общем образовании, увеличилась, из них в 7 – более, чем на 5%: Амурская область (на 5,44%), Архангельская область (на 5%), Ненецкий автономный округ (на 6,4%), Республика Карелия (на 5%), Карачаево-Черкесская Республика (на 5,79%), Республика Ингушетия (на 10,5%), Республика Тыва (на 6,9%).

Наибольшая доля выпускников 11(12) классов, не получивших аттестат, наблюдается в следующих субъектах Российской Федерации: Чеченская Республика (14,89%), Амурская область (13,57%), Забайкальский край (12,53%), Республика Тыва (11,74%), Республика Ингушетия (11,57%), Магаданская область (11,31%), Республика Дагестан (10,09%), Сахалинская область (9,85%), Республика Алтай (9,49%), Республика Карелия (9,49%).

Наименьшая доля выпускников 11(12) классов, не получивших аттестат: Ханты-Мансийский автономный округ – Югра (2,10 %), Кемеровская область (1,92%), Ивановская область (1,83%), Ямало-Ненецкий автономный округ (1,61%), Мурманская область (1,53%), Новгородская область (1,52%), Московская область (1,30%), Тюменская область (0,75%), Кабардино-Балкарская Республика (0,44%), Ленинградская область (0,43%).

Отмечается большая результативность ЕГЭ среди выпускников, обучавшихся в классах с углубленным изучением отдельных предметов, либо в профильных классах. Коэффициент корреляции между данным показателем и средним баллом ЕГЭ по русскому языку (в разрезе регионов) составил в 2013 году – 0,47. Корреляция с результатами по математике ниже – 0,3. Четко выражена обратная корреляция с показателем «количество выпускников 11(12) классов, не получивших аттестат», коэффициент –0,48.

Средняя по регионам доля выпускников 11 классов, обучавшихся в профильных классах, составляет 46,28%. Доля выпускников, изучавших углубленно отдельные предметы – 8,07%. Оба эти показателя существенно выросли с 2012 года (на 5,4% и 1,4% соответственно).

Субъекты Российской Федерации, в которых наибольшему количеству учащихся 10–11 классов предоставлена возможность профильного или углубленного изучения отдельных предметов: Новгородская область (99,6%), Кемеровская область (89%), Чувашская Республика (85,6%), Мурманская область (85,1%), Чукотский автономный округ (83,8%), Республика Марий Эл (81%), Самарская область (80,4%), Тамбовская область (78,9%), Калининградская область (78,4%), Москва (76,4%).

Субъекты Российской Федерации с наименьшей долей выпускников 11 классов, обучавшихся в классах с углубленным или профильным изучением предметов: Удмуртская Республика (33,7%), Карачаево-Черкесская Республика (32,8%), Иркутская область (32,2%), Астраханская область (29,8%), Приморский край (27,1%), Вологодская область (26,2%), Республика Адыгея (24,6%), Республика Дагестан (22,9%), Республика Ингушетия (16,9%), Чеченская Республика (8,3%).

В 2013 году продолжились работы по преодолению ветхости и аварийности школьных зданий, а также по улучшению материально-технической базы образовательных организаций.

В 2013 году в Российской Федерации построено 163 новые школы.

Доля обучающихся в новых школах составляет в среднем по всем субъектам Российской Федерации 0,45%. В Республике Ингушетии –5,41%, в Калининградской области –3,19%.

Также в 121 общеобразовательной организации были построены новые спортивные залы.

В 2 957 школах в отчетном году проведен капитальный ремонт.

Доля учащихся, обучающихся в зданиях, в которых проведен капитальный ремонт, составила в среднем по всем субъектам Российской Федерации – 7,48%. По отдельным субъектам Российской Федерации, в которых больше всего школ подверглись капитальному ремонту, доля учащихся составила в Курской области –20,63%, Ивановской области –19,01%, Ямало-Ненецком автономном округе –27,94%, Республике Тыва –20,38%, Республике Алтай –18,87%, Чеченской Республике – 34,38%, Республике Ингушетии –20,93%, Республике Татарстан–20,98%.

Доля общеобразовательных организаций, имеющих учебно-производственные мастерские, в общем количестве общеобразовательных организаций составляет – 59,16%.

Доля обучающихся в общеобразовательных организациях, имеющих учебно-производственные мастерские, в общей численности учащихся школ, предоставляющих данные в систему электронного мониторинга реализации НОИ «Наша новая школа» составляет 69,45%.

Доля учащихся 10-11(12) классов общеобразовательных организаций, обучающихся в отдельных зданиях общеобразовательных организаций, реализующих образовательные программы среднего общего образования, составляет 2,33%. Больше всего доля этих учащихся в Чукотском автономном округе –34,18%.


следующая страница >>