Доклад на тему: «Использование программы Finaleв работе музыканта-концертмейстера» - polpoz.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Характеристика на приобретениеправа на использование программы для ЭВМ 1 55.92kb.
Публичный доклад муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения 9 1562.04kb.
Курсовая работа по дисциплине «экономическая география» на тему «Экономический... 1 153.98kb.
«Использование информационных технологий в работе школьных музеев» 1 90.75kb.
Дополнительная общеобразовательная программа 1 169.22kb.
Доклад на тему: "Общие положения об обязательствах и договорах. 1 96.59kb.
Доклад на тему : «Проблемы обеспечения продовольствием и перенаселение... 1 118.9kb.
Доклад на семинаре классных руководителей по теме «Здоровье учащихся... 1 78.99kb.
Лабораторная работа №19 Шаблоны (параметризованные типы) 1 64.52kb.
Отчет по лабораторной работе №3 «Работа со стандартными программами... 1 76.84kb.
Методические указания к курсовой работе по дисциплине «Программирование... 1 56.93kb.
«Карин и Ари», «Элен и ребята», «тсн», «Русалочка» 1 70.65kb.
1. На доске выписаны n последовательных натуральных чисел 1 46.11kb.

Доклад на тему: «Использование программы Finaleв работе музыканта-концертмейстера» - страница №1/1

Нефтеюганское

городское муниципальное бюджетное

образовательное учреждение дополнительного образования детей

«Детская музыкальная школа имени В.В.Андреева»


Доклад на тему:

«Использование программы Finaleв работе музыканта-концертмейстера»

Выполнила:

Богданова А.Н.-

концертмейстер

НГМБОУ «ДМШ им. В.В. Андреева»

г.Нефтеюганск 2013 г.

С появлением компьютера, в музыке наступило время больших возможностей. Теперь любой человек может воспроизводить на нем звучание целого оркестра, монтировать звуковые файлы точь-в-точь как в профессиональной студии, добавлять к ним всевозможные эффекты. Компьютерные программы для нотации, которые стали возникать еще в 1970-х годах, довольно сильно усовершенствовавшись, сегодня имеют широкое поле действия: творческое, учебное, производственное. Ими пользуются издательства, они востребованы в киноиндустрии и на телевидении (для подготовки партитур и отдельных инструментальных партий), в них работают многие профессиональные композиторы и аранжировщики, они прочно вошли в образовательные программы.

Нотные цифровые технологии настолько масштабно вошли в действующую практику, что превратились в важную еденицу музыкальной культуры. При этом, цифровые ноты играют роль не только знаков на экране, но непосредственно связаны со звуком и его тембрами (электронные ноты звучат), они становятся мультимедийными учебными материалами (аудио- и видео-ноты обучают музыке), автоматизированным помощником (развернутые интсрументальные нотные партитуры в цифровом формате мгновенно транспонируются), встроенным цифровым модулем (например, к аудио- или видео-редактору), и т.д. Это внедрение нотных средств в смежные области творчества и образования стало главным принципом развития нотно-цифровых технологий XXI века, благодаря которым, возможности нотографии стали доступны более широкому кругу пользователей.

Большинство людей, которые, так или иначе, связаны с набором нотного текста, т.е. созданием различных аранжировок, нотных переложений и т.д., знакомы с программой Finale.

Это нотный редактор, разработанный компанией MakeMusic, в 1988 году. В настоящее время является лидером в мировой индустрии музыки и во многом диктует направление развития цифрового нотопечатания и цифровых стандартов. Первую версию программы Finaleразработал Фил Фэрренд, пианист, композитор, писатель, кинокритик. Данная программа широко используется в профессиональном создании музыки для издательских и образовательных учреждений, для кино, телевидения и театра, позволяет вводить, редактировать и печатать нотный текст разной сложности в диапозоне от простых мелодий, фортепианных пьес или гитарных табулатур до симфонических партитур, специальной нотации (от ранней музыки до авангарда) и нотных изданий.

Программа Finale глубоко внедрилась в образовательный процесс, построенный на музыкально-компьютерных технологиях, что предоставляет немалое количество по-разному настраиваемых заданий музыкального образования: всевозможные карточки-задачи, головоломки, упражнения и развернутый словарь словарь музыкальных терминов.

Finaleидеально подходит для образовательных целей, так как включает в себя, помимо функций нотного редактора, еще и функции секвенсора, проигрывателя для набранного нотного текста. Как правило, компьютерный набор нотной информации происходит посредством виртуальной клавиатуры (мышью). Приятное и очевидное управление этим нотным редактором позволяет пользователю найти любую функцию с помощью всего лишь нескольких кликов. Все объекты отображаются графически прямо в файловом меню, поэтому разобраться в программе сможет даже человек не очень хорошо владеющий английским языком.

В программе нотатореFinaleприсутствует много дополнительных алгоритмов, например, позволяющих создавать в нотах автоматическую гармонизацию мелодии, распознавать сканированный текст, сохранять изображение не только в растровом (TIFF), но и в веторном (EPS) графическом формате (при этом возможна печать нотных партитур абсолютно разного размера – от микроскопического до гигантского).

Finale - это тот нотный редактор, лицензионная версия которого доступна по цене любому учебному заведению, а также соответствует всем требованиям отечественной музыкальной науки.

Основная палитра инструментов редактора следующая:

- аккордовая цифровка;

- изменение ключа внутри партитуры (например, внутри такта);

- изменение знаков альтерации как при ключе (транспонирование), так и внутри такта);

- атрибуты нотоносца и системы нотоносцев (ключ, акколада, текстовое обозначение, транспозиция и т.д.);

- изменение количества тактов (добавить-удалить), изменение вида тактовой черты; с помощью этого инструмента также расставляются номера тактов в заданной области и многотактовые паузы;

- знаки реприз, вольты, фонари, сеньо;

- палитра умных графем – создание crescendo,diminuendo, пунктирной лиги, глиссандо, трели и т.д.;

- нюансы, которые относятся ко всем голосам многоголосной партитуры к конкретному нотоносцу или к произвольно выбранной группе нотоносцев;

- штрихи (staccato, акцент, фермата, форшлаг и т.д.);

- подтекстовка, лирика (текст в вокальной музыке).

Finale – сложная и непрерывно развивающаяся программа, поэтому никакое пособие (не говоря уже о «фирменной документации») не может дать ее полной и всеобъемлющей картины. Только в практических экспериментах, на извилистой тропе проб и ошибок вы обретете необходимые профессиональные навыки работы в одном из лучших (и одновременно самых сложных) «нотаторов» XXI века.

Развитие современного образования тесно связано с широким использованием информационно-коммуникативных технологий. Потому введение компьютерных технологий в образовательный процесс детских музыкальных школ, как для учащихся, так и для педагогов, является на данный момент одной из самых актуальных проблем музыкального образования. В данном случае речь пойдет о неизменности использования этого нотного редактора в работе музыканта-концертмейстера.

Деятельность аккомпаниатора-пианиста подразумевает обычно лишь концертную работу, тогда как понятие «концертмейстер» включает в себя нечто большее: разучивание с солистами их партий, умение контролировать качество их исполнения, знание их исполнительской специфики и причин возникновения трудностей в исполнении, умение подсказать правильный путь к исправлению тех или иных недостатков. Таким образом, в деятельности концертмейстера объединяются творческие, педагогические и психологические функции и их трудно отделить друг от друга в учебных, концертных и конкурсных ситуациях. Работа концертмейстера уникальна и увлекательна, его роль в учебном процессе детских школ искусств неоспоримо велика, а владение в совершенстве «комплексом концертмейстера» повышает востребованность пианиста в разных сферах музыкальной деятельности от домашнего музицирования до музыкального исполнительства. Одним из важных аспектов деятельности концертмейстера, помимо чтения с листа, является умение транспонировать музыку в другую тональность. Это входит в число непременных условий, определяющих его профессиональную пригодность.

В современной практике музыкантов-исполнителей транспозиция производится с целью:

- изменить регистр (например, если нужно, чтобы высокий голос исполнил произведение, написанное для более низкого);

- изменить тональность, чтобы получить более удобную для того или иного инструмента;

- облегчить чтение нот, перемести их в более привычную октаву (октавный транспорт).

Самое главное в транспонировании, это практика и нотная тетрадь. Однако, владение техникой работы в нотном редакторе Finale позволит концертмейстеру значительно облагородить наборную рутину и сэкономить драгоценное время для более творческих задач.

В вокальном или хоровом классе концертмейстеру нередко могут предложить сыграть аккомпанемент не в той тональности, в которой напечатаны ноты. Это объясняется возможностями тесситуры и состоянием голосового аппарата детей на данный момент. С помощью всего лишь одного нажатия клавиши возможно транспонирование произведения в любую тональность, на нужное количество тонов.

По мере овладения знаниями искусства концертмейстерства, перед музыкантом открываются широкие возможности самостоятельного творческого поиска. При всем разнообразии концертмейстерских навыков и умений доминирующим звеном в работе музыканта-исполнителя является точность выбора типа аккомпанемента.

Палитра инструментов в нотном редакторе Finaleзначительно упрощать фактуру аккомпанемента, добиваясь более рационального способа его изложения; умение грамотно облегчить трудные места – снятие подголосков, украшений, удвоений, отказ от каких-либо гармонических фигураций, настройка полей партитуры (формат страницы, нотной системы, определить масштабирование нот), т.е. создать правильный и красочный аккомпанемент к произведению.

Тщательно отработанная и откорректированная партия фортепиано позволяет концертмейстеру быстро ориентироваться в нотном тексте при визуальном прочтении партитуры.

Можно с уверенностью сказать, что сегодня музыкальный звук и нотография соединились в универсальном языке цифрового искусства и образования. Ведь неслучайно, что интерес к его созданию часто проявляли вовсе не программисты, а музыканты, обратившиеся к компьютерным средствам и создавшие первые версии цифровых нотных редакторов.

Однако, несмотря на вышесказанное, не стоит забывать, что для успешного аккомпанемента, концертмейстер должен не только упрощать свою работу, но и обладать множеством необходимых ему навыков – хорошо владеть инструментом, как в техническом, так и в музыкальном плане, быстро ориентироваться в нотном тексте, проявлять чуткость и внимание к фразировке солиста, умение сразу охватить характер и настроение произведения и т.д.

Закончить хотелось бы мыслью М.Годыной: «Работу концертмейстера очень трудно перевести на язык бумаги – она в пальцах, в душе».



Список литературы.

  1. Концертмейстерский класс: Метод. Разработка по курсу/ Моск.ин-т культуры. Сост. Курасова Т.И., Норинская Л.Д.- М.,1993. – 44 с.

  2. Кубанцева Е.И. Концертмейстерский класс: учебное пособие. – М., 2002. – 192 с.

  3. Лебедев С., Трубинов П. Русская книга о Finale. СПб «Композитор» Санкт-Петербург,2003.208 с.

  4. Музыкальный энциклопедический словарь/ под ред. Г.В.Келдыш.- 2-е изд. – М., 1998.



izumzum.ru