Дирижер-хормейстер - polpoz.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Дирижер-хормейстер - страница №1/1

Хор. Типы и виды хора.

А.И.Анисимов в книге “Дирижер-хормейстер”* предлагает расширить понятие хора, данное П.Г.Чесноковым, и рассматривать хор как объединение людей, определенную психологически-единую вокальную организацию различных по качеству голосов и музыкальной одаренности участников его, но обязательно объединенных определенным организационно-творческими принципами, творческим отношением к музыке и своему певческому делу. Хор – это не просто коллектив поющих, а живой творческий организм. Он обладает особенностями, порожденными самой природой поющего человека.

Любой музыкант-инструменталист имеет дело с музыкальным инструментом, существующим вне его. Лишь одна профессия, один вид музыкального исполнительства – пение, человеческий голос (сольный или в хоре) – отличается от всех остальных тем, что “инструмент” находится в самом человеке. Это – голосовые связки, дыхательный аппарат, мускульная сила организма, психика и нервная система, которые служат средством для выработки и постоянного развития мастерства владения этим сложнейшим, иногда капризным инструментом, зависящим от многих причин морального, психологического, физического порядка и состояния нервной системы человека. Этими и многими другими причинами определяются особенность, сложность и все трудности профессионально-технической организации работы с хором.


Хоры разделяются на однородные и смешанные (тип хора). К однородным относятся детские, женские и мужские хоры.

К смешанным относятся хоры, в которые входят и женские (или детские) и мужские голоса.

Каждый из типов хора имеет в своем составе две основные партии – верхних и нижних голосов. Хоровой партией называется группа певцов хора, имеющих голоса приблизительно одинаковые по диапазону, а также родственные по тембру.


В однородном детском хоре к партии верхнего голоса относятся дисканты, к партии нижнего голоса – альты.

В однородном женском хоре к партии верхнего голоса относятся сопрано, к партии нижнего голоса – альты.

В однородном мужском хоре к партии верхнего голоса относятся тенора, к партии нижнего голоса – басы.


Однородные хоры в клиросной практике присутствуют преимущественно в женских и мужских монастырях, в учебных заведениях – семинариях, духовных училищах, воскресных школах.

Смешанный хор состоит из соединения двух однородных – женского и мужского, и имеет в своем составе соответственно четыре хоровые партии – сопрано, альт, тенор, бас. Если же одна из них отсутствует, то хор называется неполносмешанным.

Каждая хоровая партия может разделяться на два (реже более) голоса. Такое разделение называется divisi (дивизи). Дивизи может быть временным или постоянным. Частичное (временное) разделение, занимающее обычно непродолжительное время (небольшое количество тактов), помещается на одном нотоносце. Самостоятельное (постоянное) разделение хоровой партии требует отдельного нотоносца.


В зависимости от того, сколько голосов имеет партитура, хор может быть одноголосным, двух-, трех-, четырех- и многоголосным (вид хора). Например:


Мужской однородный хор может петь:

- в один голос, т. е. в унисон (например - Догматики знаменного распева);

- в два голоса, когда тенора и басы имеют самостоятельные партии;

- в три голоса: ТI, TII, Б;

- в четыре голоса: ТI, TII, БI, БII.

Задача. Определить состав хоровых партий одноголосного, двухголосного, трехголосного и четырехголосного женского, неполносмешанного и смешанного хоров.


---------

Количественный состав хора

Чтобы добиться насыщенной и яркой звучности, необходимо установить между хоровыми партиями определенное соотношение; нужно, чтобы при любой силе звучания между партиями сохранялось звуковое равновесие, чтобы одна партия не заглушала другую.


Определяя наименьший состав хоровой партии, нужно учесть специфическую особенность хорового пения. Дыхание певца солиста предельно, а дыхание хоровой партии, в зависимости от требований партитуры, может быть очень продолжительно. В хоровом исполнении певцы, поочередно “беря” дыхание, могут сделать пение как бы непрерывным. Этот характерный для хорового пения прием называется цепным дыханием.

Если хоровая партия состоит всего из двух певцов, то прибегать к цепному дыханию нельзя без явного ущерба для качества звучания. Если один из певцов прекратит пение, другой окажется солистом; тем самым нарушится основной принцип хорового исполнения – совместное пение. Хоровая партия, следовательно, должна состоять, по меньшей мере, из трех исполнителей. Когда один певец переводит дыхание, двое остальных продолжают петь.

Из сказанного вытекает, что наименьшим составом смешанного хора надо считать следующий: S3+A3+T3+B3. Однако возможно и отступление: естественно было бы несколько увеличить число крайних голосов.


Удвоив или утроив число исполнителей малого состава, мы получим хор среднего состава из 24 – 36 исполнителей и т.д.


Каждый из перечисленных видов хоров имеет свои технические и исполнительские возможности. Для малого состава (12-24 чел.), например, подходит менее сложная хоровая фактура, нежелательны слишком высокие или слишком низкие тональности, мелодические и гармонические трудности, целесообразно более частое применение четырехголосного аккордового склада в тесном расположении.


Среднему составу хора (24-48 чел.) доступно исполнение значительной части хоровых произведений. Но следует избегать слишком продолжительного деления хоровых партий.


Для хорового коллектива большого состава естественно владение вокально-хоровой техникой, большой подвижностью. Большой состав свободно исполняет не только четырехголосную, но также и многоголосную фактуру. Большой состав смешанного хорового коллектива может быть разделен на отдельные самостоятельные хоры, которые, в зависимости от их количества, образуют двуххорный (разделенный на два), треххорный или четыреххорный коллектив. Подобные хоровые коллективы звучат особо мощно и красочно при исполнении унисонного или унисонного-октавного хорового изложения.


Для клиросной практики наиболее характерны хоры малого и среднего состава, а, зачастую, и коллективы, которые в классическом хороведении не подходят к определению “хор” и называются вокально-хоровым ансамблем, количественный состав которого колеблется от 3-4 до 6-8-12-16 человек (т. е. удвоения, утроения трио, квартета).


Задача 1. Сообщите количественный состав вашего хора, и распределите его участников по голосам. Укажите, к какому типу и виду хора, по вашему мнению, он может быть отнесен.


Задача 2. Сообщите репертуар вашего хора. Сделайте разбор двух партитур из репертуара вашего хора с подробными указаниями, какому голосу вами поручена каждая хоровая партия, как распределены голоса между S, A, T, B.


Задача 3. Подберите хоровые партитуры на различные составы однородных и смешанных хоров, от одноголосных до четырехголосных.

---------
Хоровые партии, составляющие их голоса.
Диапазоны, регистры*

Все певческие голоса по высоте воспроизводимых звуков и по тембру разделяются на женские, мужские и детские (по физиологическому принципу). Каждая из этих больших групп делится на высокие и низкие голоса.

Сила звучания человеческого голоса неодинакова в различных участках звукового диапазона, яркость звучания усиливается при восходящем движении и ослабевает в нисходящем. Хоровое пение в восходящем движении большей частью развивается в звучание светлое, прозрачное, блестящее. И, наоборот – пение хора в нисходящем движении превращается в звучание более тихое, матовое, глухое.

Каждая хоровая партия имеет определенный диапазон или звуковой объем. Мы различаем диапазоны хоровой партии: общий и т.н. рабочий. Наиболее удобным и практически используемым в хоровой практике является средний, рабочий регистр диапазона голоса и хора в целом.

Умение правильно определить голос и назначить его в определенную хоровую партию необходимо каждому руководителю хорового коллектива как для выработки качественного хорового звучания, так и для охраны голоса певцов (пение в несвойственном диапазоне губительно и чревато серьезными заболеваниями голосового аппарата).




Женские голоса

В женских голосах различают три регистра: грудной, средний, или микстовый, и головной. Крайние ноты регистров, при переходе от одного регистра к другому, называются переходными. Протяженность регистров и переходные ноты у высоких и низких голосов неодинаковы.

Высокие женские голоса


Сопрано – высокие женские голоса, по характеру звучания бывают лирические, драматические, лирико-драматические, колоратурные, лирико-колоратурные.


Лирическое сопрано имеет теплый, задушевный, “мягкий” тембр. Диапазон: до первой – до третьей октавы; голос легко идет наверх. Лучше всего звучат ноты второй октавы. Верхние тоны легко поддаются изменению силы звука. Рабочий диапазон лежит в пределах фа первой – ля второй октавы.


Различают центральное и легкое лирическое сопрано. Центральное сопрано по полноте звучания приближается к драматическому, имеет хорошо звучащую середину и часто более короткий головной регистр. Легкое лирическое сопрано с предельными нотами ми – соль третьей октавы, обладающее природной беглостью, легкостью и подвижностью, называется лирико-колоратурным сопрано. У этого голоса силой и красотой выделяются ноты головного звучания, середина звучит слабо, а крайние нижние ноты по сравнению с верхними часто бывают беззвучны.


Драматическое сопрано отличается насыщенным звучанием драматического плана. Диапазон: ля - си малой октавы – до третьей. Голос тяжелый, с трудом идет наверх. Верхние ноты звучат напряженно и потому наиболее употребимы на forte. Наиболее свободно и полно звучит средний регистр (фа первой – ре второй октавы). В голосах со смешанным, лирико-драматическим звучанием в зависимости от преобладания одного или другого характера выделяются соответствующие признаки.


Легкие лирические и лирико-колоратурные голоса в хоре составляют партию первого сопрано, остальные высокие женские голоса – второе сопрано.


Основным критерием отбора в партию первого сопрано, кроме достаточного диапазона верхних нот (полной второй октавы или первых нот третьей октавы), является яркая звучность и легкость на верхних нотах.


Общий диапазон сопрановой партии – до первой – до третьей октавы; рабочий диапазон – фа первой – ля второй октавы; переходные ноты – ми-фа первой, ми-фа, фа# второй октавы.


Низкие женские голоса


Меццо-сопрано – низкие женские голоса, в хоре входят в партию альтов. В отличие от сопрано, у которых ноты грудного регистра звучат слабо и бедно по тембру, в этих голосах, помимо общего более густого звучания, ноты ниже ре, до первой октавы имеют значительное грудное резонирование, достаточную силу и красоту тембра. Различают высокое и низкое меццо-сопрано. Первое чаще всего лирического характера, второе – драматического. Переходные ноты одни и те же.


Высокое меццо-сопрано – довольно подвижный голос; ноты грудного регистра звучат у него мягче и несколько слабее, чем у низкого меццо-сопрано. В хоре наиболее применимы ноты в пределах первой октавы.


Низкое меццо-сопрано от высокого отличается малой подвижностью, более густыми грудными нотами. Такой голос с широким диапазоном грудного регистра и особенно густыми. Полнокровными нотами в малой октаве, называют контральто. У контральто переходные ноты к головному регистру лежат приблизительно на терцию ниже (си бемоль – си первой октавы). У такого голоса ярко выраженное грудное резонирование распространяется иногда на весь средний регистр, в связи с чем переход к головному регистру очень резкий и затрудненный. Звуки второй октавы крикливы, неудобны, воспроизводятся с трудом. Рабочий диапазон в пределах ля малой – си первой октавы.


В хоре высокие меццо-сопрано составляют партию первых альтов, а низкие меццо-сопрано относятся ко вторым альтам.


Высокое меццо-сопрано иногда трудно отличить от драматического сопрано. При дифференциации этих голосов обращают внимание на звучание грудных нот и особенно звуков в малой октаве. Наличие полнозвучных нот малой октавы указывает на меццо-сопрано. Но решающее значение имеет определение переходных нот к головному регистру и удобной тесситуры (сопрановой или меццо-сопрановой).


Общий диапазон альтовой партии – фа-соль малой – фа-соль втрой октавы; рабочий диапазон – до первой – до-ре второй октавы; переходные ноты – до#-ре первой, си первой-до-до# второй октавы.



Мужские голоса

Мужские голоса звучат на октаву ниже женских, в них различают только два регистра: грудной и головной, резко разграниченные, особенно у низких голосов. Переходные ноты между регистрами у высоких и низких голосов различны.

Тенор – высокий мужской голос. По характеру звучания тенора различаются на лирические и драматические. У лирического тенора наиболее полно звучит первая октава. Наверх этот голос идет легко. Нижняя половина малой октавы звучит слабо, неинтересно по тембру. Общий диапазон: до малой – до второй октавы; рабочий диапазон: соль малой – соль, ля первой октавы. Переходные ноты: ми бемоль-фа# первой октавы.


Лирический тенор с широким диапазоном головного регистра, который формируется легко и свободно до нот ре, ми второй октавы, называется альтино. Этот очень редкий голос без затруднений преодолевает переходные ноты, а верхние ноты у него по звучанию близки к низким женским голосам. Альтино особой силой звука не отличаются, но полезны в хоре для расширения диапазона и обогащения красок звучания.


Драматический тенор отличается насыщенным звучанием соответствующего характера. Переходные ноты к головному регистру те же, но они осваиваются с трудом. Неудобство на этих нотах выражено больше, чем у лирических теноров. Головные ноты воспроизводятся напряженно и могут быть исполнены на forte или mezzo forte. Рабочий диапазон в области малой октавы и до переходных нот к головному регистру. На крайних нижних нотах сила звука обычно падает. Но бывают драматические тенора, у которых нижние звуки мало отличаются от баритонального звучания. Н.В.Матвеев в “книге Хоровое пение”* рекомендует избегать участия в хоре драматических голосов, т.к. они по характеру своего тембра (наличие некоторой вибрации) разрушают ансамбль партии.


Низкие мужские голоса


Низкие мужские голоса: баритоны и басы звучат в большой, малой и нижней половине первой октавы, иногда в контроктаве. Грудной регистр занимает приблизительно 2/3 диапазона.


Баритон – довольно подвижный голос, особенно лирический баритон. Полный диапазон: ля большой – фа, соль первой октавы. Переходные ноты: до#-ми бемоль первой октавы. Наибльшая сила и яркость звучания появляется в верхней половине диапазона. Рабочий диапазон: до малой – ре первой октавы.


По характеру звучания различаются баритоны лирические и драматические. Драматические баритоны по густоте звучания приближаются к басам и иногда, при надобности, если обладают достаточной силой звука на нижних нотах, могут быть использованы в партии вторых басов.*


Бас имеет широкий диапазон нижних нот. Переходные ноты ниже, чем у баритона, на нотах си малой – до первой октавы. Наиболее полно звучит нижняя половина диапазона. Звуки в большой октаве отличаются низким звучанием достаточной силы. Общий диапазон: Ми большой – фа первой октавы. Рабочий диапазон: Фа, Соль большой октавы – ре, ми первой октавы.


Басы, имеющие в своем диапазоне ноты контроктавы. Называются басами профундо или октавистами. У этого голоса короткий диапазон верхних нот. Голос наверх идет с трудом, верхняя половина малой октавы звучит напряженно и некрасиво. Октависты – голоса специфически хоровые, звуки контроктавы обычно большой силой не отличаются, но и при звучании на piano создают красивый органный фон, очень ценный для хора.


Баритоны в хоре составляют партию первых басов, а остальные низкие голоса – партию вторых басов.




В хоровой практике при определении голоса в ту или иную партию основное значение имеет не столько характер голоса (лирический, драматический), сколько величина диапазона, звучание верхних или нижних нот, владение ими. Но во избежание пестроты звучания следует учитывать и характер голоса и по возможности стараться составлять каждую партию из одинаковых по характеру голосов.