Диагностики особенностей психического развития учащегося с проблемами в обучении - polpoz.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Практикум по лабораторным занятиям по дисциплине «Основы психодиагностики» 1 142.68kb.
Повреждающие факторы психического развития детей 1 182.91kb.
Изучение психологических особенностей учащегося с целью составления... 1 29.58kb.
Проблемы психического развития и их предупреждение (от рождения до... 14 3938.81kb.
Пояснительная записка Обыденным делом стал компьютер в нашей жизни. 1 113.97kb.
Советы психолога к единому национальному тестированию Способы снятия... 1 35.72kb.
Тесты по математике [Текст]: учебное пособие для начальной школы... 1 39.02kb.
Подготовка учащегося к самостоятельной жизни, к овладению доступными... 1 465.74kb.
Коробко Елена Геннадьевна, инструктор по физической культуре 1 64.43kb.
При обучении лингвострановедению в неязыковом вузе преподаватели... 1 181.31kb.
Это целенаправленный сбор работ учащегося, которые показывают старания... 1 64.85kb.
Педагогического совета 1 207.75kb.
1. На доске выписаны n последовательных натуральных чисел 1 46.11kb.

Диагностики особенностей психического развития учащегося с проблемами в обучении - страница №1/6

4-й курс обучения
Цель: формирование учебно-профессиональных действий аналитического, диагностического и прогностического характера на основе:

  • психологического анализа уроков;

  • диагностики особенностей психического развития учащегося с проблемами в обучении;

  • установления характера выявленных проблем;

  • прогнозирования некоторых особенностей развития ребёнка в процессе учебной деятельности;

  • выработки психолого-педагогических рекомендаций по оптимизации процесса его обучения.

Базовыми знаниями, необходимыми студенту для выполнения этого этапа педпрактики (кроме названных ранее) являются:

  • знания о структуре и особенностях формирования учебной деятельности; психологических критериях её анализа;

  • знание диагностических методик изучения познавательной и личностной сферы детей подросткового возраста, владение критериями анализа полученных результатов;

  • знание о возрастных особенностях развития детей и возможных проблемах их развития.

Таким образом, формируемые на этом этапе действия опираются на знания по возрастной, педагогической и социальной психологии.
Содержание психологической части педагогической практики для студентов 4-го курса
Задание 1. Психологический анализ урока (по основной специальности).

Цель: Развитие навыков психологического анализа урока с точки зрения формирования учебной деятельности и развития психических функций учащихся.
Требования к анализу урока:

  1. В процессе практики необходимо подробно запротоколировать 1 урок по основной специальности для проведения его психологического анализа.

  2. В анализе необходимо указать следующее:

    • формируемые в ходе урока компоненты учебной деятельности (мотивацию, учебную задачу, учебные действия, в том числе действия саморегуляции);

    • при характеристике формируемых компонентов учебной деятельности или психических функций указать их вид или специфику (например: развитие мышления, операция анализа);

    • каждое действие учителя на уроке, его задания действия и высказывания детей оценить с точки зрения их психологического смысла;

    • в качестве вывода сделать письменное заключение о соответствии целей и темы урока возрастным особенностям детей, уровню их знаний (по материалам урока), а также оценить адекватность выбранных форм и методов для реализации поставленных целей. В выводе необходимо оценить развивающий эффект урока (какие развивающие технологии использовались, их адекватность целям урока и возрасту детей) и общую его направленность (в русле традиционной или развивающей концепции он построен).

  3. Оформление данного задания производится в форме таблицы, перед которой приводятся выходные данные урока. Например:


Психологический анализ урока____________________ в _______ классе
Тема урока:

Цели урока:

Таблица 7




Протокол урока

Психологический анализ

урока


учитель

дети






Пример фрагмента оформления урока представлен в Приложении 2.


Задание 2. Диагностика психического развития учащегося.

Цель: изучение познавательных и личностных особенностей психического развития школьника с проблемами в обучении.

В процессе наблюдения за учащимися и беседы с учителем необходимо выбрать одного ученика, имеющего проблемы с освоением учебной деятельности, для изучения особенностей его психического развития.

С целью установления возможного характера школьных трудностей ребёнка следует провести диагностику его личностно-познавательной сферы по следующим параметрам:

Познавательная сфера Личностная сфера


  • Внимание - Мотивация

  • Память - Самооценка

  • Мышление - Ценностные ориентации личности

Методики для изучения этих параметров указаны в Приложении 1 и 3.

Оформление результатов исследования строится по плану:

  • указывается Ф. И., возраст испытуемого ученика,

  • характер трудностей и проблем (по результатам беседы с учителем и наблюдения),

  • результаты проведённой диагностики:

    • название методики,

    • её цель,

    • результаты,

    • вывод о состоянии психологических функций (последовательно по всем проведённым методикам);

  • общее заключение о развитии изученных психических функций в сопоставлении с возрастной нормой с указанием психических процессов, нуждающихся в специальном развитии или коррекции;

  • рекомендации по формированию (коррекции) необходимых психических процессов с целью устранения трудностей овладения учебной деятельностью.


Общие критерии оценки задания по психологии для студентов 4-го курса


  1. Подробная запись протокола урока по указанной форме, четкое изложение выходных данных урока.

  2. Полное, логичное и последовательное (в соответствии с требованиями к анализу) психологическое обоснование действий учителя по развитию на уроке психических функций учащихся и формированию компонентов учебной деятельности.

  3. Адекватность сделанного на основе анализа заключения, его полнота (см. требования) и достоверность, подтверждаемая фактами урока.

  4. Использование всех необходимых методов (не менее 4-х из предложенных) для диагностики интеллектуально-личностного развития ребенка и их оформление в соответствии с требованиями.

  5. Правильность и обоснованность сделанных выводов по итогам использованных методов.

  6. Полнота и последовательность составления характеристики на ребенка (по предложенному плану), подтверждение выводов данными экспериментов.

  7. Адекватность общего заключения о состоянии развития психики ребенка экспериментально полученным данным; грамотное их обобщение в выводе и четкие рекомендации по преодолению выявленных трудностей в развитии ребенка.

  8. Употребление необходимых научных терминов («психологический язык»).


Приложение 1
Методика изучения мотивации учения школьников

при переходе из начальной школы в среднюю (5-й класс)

Анкета
Дата Ф.И. Класс____________
Дорогой друг!

Внимательно прочитай каждое неоконченное предложение и все варианты ответов к нему. Выбери для окончания предложения 3 варианта из предлагаемых ответов, самых справедливых и частых по отношению к тебе. Выбранные ответы подчеркни.


1. Я стараюсь учиться лучше, чтобы...

а) получить хорошую отметку;

б) наш класс был лучшим;

в) принести больше пользы людям;

г) получить впоследствии много денег;

д) меня уважали и хвалили товарищи;

е) меня любила и хвалила учительница;

ж) меня хвалили родители;

з) мне покупали красивые вещи;
и) меня не наказывали:

к) я больше знал и умел.

2. Я не могу учиться лучше, так как...

а) у меня есть более интересные дела;

б) можно учиться плохо, а зарабатывать впоследствии хорошо;

в) мне мешают дома;

г) в школе часто ругают;

д) просто мне не хочется учиться;

е) не могу заставить себя работать;
ж) мне трудно, я не понимаю;

з) я не успеваю работать вместе со всеми.

3. Если я получаю хорошую отметку, мне больше всего нравится, что...

а) я хорошо знаю учебный материал;

б) товарищи будут довольны;

в) буду считаться хорошим учеником;

г) мама будет довольна;

д) учительница будет рада;

е) мне купят красивую вещь;

ж) меня не будут наказывать;

з) я не буду тянуть класс назад.

4. Если я получаю плохую отметку, мне больше всего не нравится, что...

а) я плохо знаю учебный материал;

б) получил плохую оценку;

в) буду считаться плохим учеником;

г) товарищи будут смеяться;

д) мама будет расстроена;

е) учительница будет недовольна;

ж) весь класс тяну назад;

з) меня накажут дома;

е) мне не купят красивую вещь.

Обработка результатов

Учащимся предлагается выбирать 3 варианта ответов, чтобы исключить случайность выборов и получить более объективные результаты. Каждый вариант ответов имеет свой «балльный вес» в зависимости от того, какой вид мотива он отражает. Соответствие между баллами и характером (видом) мотивов таково:




внешний мотив (В)

- 0 баллов

игровой мотив (И)

- 1 балл

получение отметки (О)

- 2 балла

позиционный мотив (П)

- 3 балла

социальный мотив (С)

- 4 балла

учебный мотив (У)

- 5 баллов


следующая страница >>