Детские организации как фактор формирования лидерских качеств подростка - polpoz.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Детские организации как фактор формирования лидерских качеств подростка - страница №1/1

Детские организации как фактор формирования лидерских качеств подростка

Фоменко Л.М. – зав. методотделом ЦДТ Вахитовского района, г. Казань

Политова В.В. ТГГПУ, г. Казань

This article is about children’s public organizations as a factor of forming of leadership among teenagers.

Происходящие в России социально-экономические преобразования и движение к гражданскому обществу и правовому государству определяют особую актуальность формирования знающих активных граждан, так как укрепление основ государственной и общественной жизни зависит во многом от участия молодежи в политической жизни, от политической и правовой культуры будущих управленцев. Обществу в настоящее время крайне необходимо поколение компетентных граждан, принимающих демократичные ценности и ответственные решения в ситуации выбора, обладающих развитым чувством ответственным за судьбу страны.

Детское общественное объединение - важнейший институт социализации подростка, в котором апробируются технологии, формы, пути и механизмы, открывается возможность использования в полной мере ресурса формирования социальной активности подростков, лидерских качеств. Совершенно очевидно, что любой ребенок по мере своего взросления и самоопределения стремится к общению с ровесниками. Особенно с 9-ти до 16 лет, возрастает потребность в значительном расширении этих контактов и объединений в группу. Подростки во все времена будут стремиться объе6диняться, искать и создавать законы и правила, по которым с их собственной точки зрения им наиболее комфортно жить, самовыражаться, самореализовываться, общаться, самоутверждаться и лидировать, именно, для решения этой потребности возникают детские общественные объединения и организации. Преимущество детской организации для подростков в том, что:


  • здесь создаются все условия для формирования лидерских качеств;

  • предоставляется уникальная возможность обрести положительный опыт взаимодействия со многими «Я» в различных видах деятельности;

  • детские общественные организации не имеют жесткой оценочной системы, не нуждаются в стандартизации деятельности, что открывает широкий простор для творческой реализации самых современных интересов подростков.

Современный этап развития детского движения в городе Казани и Вахитовском районе характеризуется многообразием, разнонаправленностью деятельности, разновозрастным составом, единством общего и национально-особого. В Вахитовском районе существуют более 53-х различных детских формирований, которые, как правило, базируются в общеобразовательных школах и учреждениях дополнительного образования. Все они объединены в районную Ассоциацию «Вахитовец», которая координирует всю деятельность детского движения в районе. В настоящее время здесь можно выделить 2 типа общественных формирований:

1.Детские объединения с идеей общечеловеческого, общегуманистического толка;

2 .Детские организации и объединения, существующие на основе общих интересов, увлечения (военно-патриотическое, объединение игровой направленности).

Ярким представителем первого направления в районе является детская общественная организация лиц.116 «Дети Гиппократа». Программа данной детской организации привлекает подростков своей социальной значимостью, актуальностью, возможностью создать такую модель общества, где нуждающиеся в помощи начнут верить в свои способности и реализовывать их, а те, кто способен помочь, поймут то, что важнее не слова жалости, а взаимоотношения на равных, реальная помощь, основанная на уважении к человеку. О высокой нравственности и прекрасных целях организации «Дети Гиппократа» говорят названия всех направлений деятельности: «Верни надежду!», «Мы все можем!», «Школа взаимной человечности». Задачи этой организации трудны, но благородны и вполне решаемы. Именно, здесь можно развить в себе лидерские качества и проявить их в реальных жизненных ситуациях. А объединения - «Поиск» гимн.96, «ТИД-2» шк.39, «АК БАРС» шк.1, «Космические разведчики» лицей при КГУ им. Лобачевского, «Маса Шорашим» шк.12, «СПЕЦНАЗ» кадетская школа и т.д. представляют другое направление детских объединений, созданных на основе общих интересов и увлечений. Объе6динение «Поиск» ведет постоянную работу по восстановлению имен без вести пропавших земляков, совершает экспедиции в районы, выезжает в «Долину смерти», ведет переписку с родственниками павших в боях за родину, вносит все новые имена в «Книгу Памяти». На основе материалов, собранных в экспедициях и поездках, создан музей и ведется интересная и просветительская работа. Детское объединение шк.12 «Маса Шорашим» сотрудничает и работает по международной программе «Память сердца». Цель данного объединения - поисковая работа по местам еврейского Гетто. Имеющийся опыт нашей работы с детскими организациями, результаты обучения лидеров данных организаций по формированию готовности социальных функций, позволили сделать вывод, что процесс воспитания активной личности сложен. Грань между пассивом и активом будет стираться постепенно. Только на основе сотрудничества, взаимного уважения и доверия взрослых и детей закладывается фундамент социальной инициативы, способности работы с человеком и для человека, формирования лидерских качеств.

Лидера выдвигает деятельность. Детские общественные организации и объединения признаны школой формирования лидерских качеств подростков. Всем хорошо известные методики И. П. Иванова, «Орлятская методика» с их мощнейшим воспитательным потенциалом. От них нельзя отказываться ни в коем случае! Время все расставило по местам, и сегодня, мы хорошо понимаем, что коллективные методы работы с детьми - это методы развития индивидуальности, формирования лидерских качеств.

Лидер - развивает в себе лидерские качества и стремление проявить их в реальных жизненных ситуациях, социально-значимых делах:

- умеет вести диалог;

- познает и развивает себя как личность;

- активный участник конкурсов, акций и операций.

На изменение активности подростков оказывают влияние социально значимые дела, которые требуют максимальной отдачи от каждого участника и в которых происходит четкая идентификация социальной роли и индивидуальной позиции подростков, а отсюда и формирование лидерских качеств. Социально - значимые дела… Это фестивали и слеты, форумы детских общественных организаций «Мы - Вахитовцы!», круглый стол «Доброе сердце» (деятельность волонтеров), благотворительные и трудовые акции, такие как: «Сладкая радость», «Спеши делать добро», «Ветеран в твоем доме», «Памятникам Вахитовского района - особую заботу» и др. Многие благотворительные акции стаи традиционными в районе. Органично вписался в программу Года молодежи и районный этап конкурса лидеров и руководителей ДОО и молодежных организаций «Лидер 2009»,который традиционно проводится в Центре Детского творчества Вахитовского района. В этом году он проходил под девизом «Среди больших и малых дел достойный лидера удел!». В финал вышли 9 участников, представлявших широкий спектр детских общественных организаций Вахитовского района. Каждый из них раскрылся как активная, творческая, думающая личность, со сформировавшийся гражданской позицией. Все участники конкурса подготовили собственные портфолио, самоанализ деятельности в своей организации. Воспитание гражданина не должно осуществляться только на словах, т.е. вербальный метод не должен превращаться в единственный инструмент работы организатора, лидера организации, в содержании и воспитательных технологиях ДОО должно быть нечто более действенное и социально значимое с точки зрения самого подростка. Например, социальные проекты, основная цель, которых оказание реальной помощи городу, школе, местному сообществу, району. Социальный проект - интенсивный поиск новых социальных форм взаимодействия с различными людьми. Каждый из лидеров на конкурсе «Лидер 2009» защищал свои оригинальные социальные проекты: «Путевка в жизнь» (социальная работа в детских домах); «Лучшее-лучшим» (о чистоте русского языка); «День доброй воли» (о благотворительных акциях); «Уроки театрального искусства для детей с ограниченными возможностями»; «Новый дизайн старого забора» (благоустройство города), «Сто добрых дел школе и городу» - все они не просто проработаны на бумаге, но и успешно реализуются, принося конкретные ощутимые результаты. Работа над подготовкой и реализацией социального проекта - прекрасная возможность проявить свои лидерские качества, сплотив детское объединение в единое общественное объединение.

Проводился метод «недописанного тезиса». В ходе этого метода лучше отразилась позиция лидера в конкурсе:

«Моя активная жизненная позиция - это …………»

«Что я думаю о современной России …………….».

Участвуя в данном конкурсе, лидеры Вахитовского считают: «Уже не так-то просто быть активистом, как кажется. Но для многих людей активная жизненная позиция - это стиль жизни. И такими людьми являемся мы». Особый интерес представляет проблема ценностной ориентации молодых людей. Лидеры Вахитовского района приняли участие в анкетировании. В ходе анализа анкет определились наиболее важные качества лидера (в порядке значимости)



1.Целеустремленность

2.Коммуникабельность

3.Волевые качества

4.Честность

5.Организационные способности.

6.Интеллектуальные возможности

7.Ответственность

8.Активность

9.Уверенность в себе

10.Ораторское искусство



11.Креативность.

Отсюда видно, что у представителей ДОО есть потребностей в позитивных ориентирах, в умении разбираться в окружающей действительности и в самих себя. Поэтому очень важно для каждого подростка найти свое место в жизни, раскрыть индивидуальные способности и талант. На сегодняшний день наше общество нуждается в сильных людях, способных принимать решение, брать на себя ответственность и вести других за собой, т. е в лидерах. Несомненно, будущий путь нашего общества напрямую зависит от того, какие ценности будут сформированы у молодежи сегодня, насколько подростки будут готовы к новому типу социальных отношений. Лидер ДОО «Спектр» Варламова Е. определила для себя 7 ступеней достижения успеха: 1.Я - здоровый человек. 2.Я - Лидер. 3.Я - хороший товарищ. 4.Я - познающая мир. 5.Я - патриот своего Отечества. 6. Я - гражданин России. 7. Я - успешный человек. Девиз ее деятельности: «Не бойся расти медленно, бойся стоять на месте и не расти совсем!». Хотелось бы прокомментировать отзывы лидеров после проведения конкурсов «Лидер 2009» (районного, городского). Так, представительница гимн. 28 Сегида Алла пишет: «Участвуя в конкурсе, я научилась быстро реагировать на неожиданные ситуации, работать в команде, развивать творческий подход к решению всевозможных вопросов, проявлять свои лидерские качества. Я уверена, что это все важно и поможет мне во взрослой жизни»; гимн. 28 Мусина Алла: «Я стала уверенней чувствовать себя перед аудиторией, научилась четко и кратко высказывать свои мысли, стала свободней общаться с людьми». Вот так и происходит формирование лидерских качеств! Мы же ставим задачу - объединить усилия ДОО в реализации творческого потенциала подростков дать возможность показать себя на городских конкурса определить лучших и направить те, кто в поиске, привлечь внимание общественности, найти партнеров. Лучшие от района приняли участие в городском конкурсе. Отсюда и победы: 2 место в номинации «Лидер ДОО», 1 место на Республиканском конкурсе и 1 место на Российском - Сунгатуллина Регина школа № 1. Лидер - это ведущий, способный организовать, сплотить в коллектив массу людей, объединенных общими целями и интересами, готовы взять ответственность не только за себя, но, и за других способных зажечь в людях интерес и повести за собой. По своей сути и содержанию, общественное детское движение, ученическое самоуправление, социально - полезная, общественная деятельность в условиях коллектива - сферы, в которых подросток имеет реальные возможности для формирования лидерских качеств. Со времен пионерской организации воспитанию юных лидеров всегда уделялось большое внимание. Однако, тестирование современных подростков (300 учащихся Вахитовского района г. Казани), принимающих участие в детских общественных организациях, показало, что только 9,0% обладают высокой степенью социального - интереса. Именно, они способны сотрудничеству, помощи другому способности принять другую точку зрения, даже за счет личных интересов. А время сегодня диктует становление такой ДОО, в деятельности которой, особое значение приобретают социальные отношения. Поэтому сегодня мы должны воспитывать особых лидеров, которых отличают: потребность проявлять себя, никогда не доставляя вреда другим; умение видеть, кому нужна помощь и вовремя протянуть руку дружбы; организаторские способности, позволяющие действовать каждому, проявлять свои знания, умения, навыки; вера в потенциальные возможности каждого, его «изюминку», особенность, отличающую его от других.

Таким образом, мы сменили тематику занятий, методику их организации, направляя усилия на то, чтобы в результате формировались такие устойчивые качества, коммуникабельность, сопереживание, ответственность, инициатива сочувствие, самоуважение. А задачи районной общественной организации поставили - социальные проектирование, социальное взаимодействие, социальные инициативы. Это позволило учить подростков вглядываться в человека, раскрывать его способности (в том числе и латентные), создавать условия для действия других, чтобы за ними чаще оставалось права выбора.