Департамент образования города москвы юго-восточное окружное управление образования гоу центр образования №1462 - polpoz.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Департамент образования города москвы юго-восточное окружное управление... 1 178.48kb.
Департамент образования города москвы юго-восточное окружное управление... 1 35.95kb.
Департамент образования города москвы центральное окружное управление... 2 504.8kb.
Юго-восточное окружное управление образования 1 62.89kb.
Департамент образования города москвы центральное окружное управление... 4 390kb.
Департамент образования г. Москвы северное окружное управление образования 1 211.43kb.
Департамент образования города москвы центральное окружное управление 1 39.18kb.
Зеленоградское управление образования департамент образования города... 1 322.96kb.
Великий сын России Михаил Васильевич Ломоносов. К 300-летию со дня... 1 71.6kb.
Конкурс «Заповедным островам жить!» 4 624.4kb.
Департамент образования города москвы 1 85.64kb.
«Электронные таблицы Excel в профессиональной деятельности» 1 126.88kb.
1. На доске выписаны n последовательных натуральных чисел 1 46.11kb.

Департамент образования города москвы юго-восточное окружное управление образования - страница №1/1

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ

ЮГО-ВОСТОЧНОЕ ОКРУЖНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ

ГОУ Центр образования № 1462

«Согласовано» «Утверждаю):

Методист НМЦ ЮВОУО г. Москвы Директор ГОУ ЦО N 1462

_______________ ______________Волнина Т.В.




Образовательная программа

дополнительного образования детей
ТУРИСТСКО-КРАЕВЕДЧЕСКИЙ КЛУБ «МОЯ МОСКВА»

для детей от 8 до 16 лет



Продолжительность программы:

5 лет обучения



Педагог дополнительного образования:

Докукина Н.В.



Москва 2011 г.


ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ

Название программы: Туристско-краеведческий клуб «Моя Москва»

Автор программы: Докукина Н.В.

Направленность образовательной деятельности, туристско-краеведческое и художественно-эстетическое.

Тип программы: модифицированная

Прохождение экспертизы: Согласовано на кафедре теории и методики преподавания изобразительного искусства Ленинградского государственного областного университета имени А.С. Пушкина (2006г.).

Согласовано на заседании Методического совета школы Протокол № _______________2011 г.

Срок реализации: 5 лет

Количество часов в неделю/год: 1/38+40 практика(для I ступени)

2/76+40 практика(для II ступени)

Возрастная группа обучающихся: 8-16- лет

Целеполагание: развитие познавательного интереса и приобретение дополнительных знаний об исторических местностях и улицах Москвы, через изучение истории города, его архитектуры и городского пространства, развитие исследовательских навыков.

Ожидаемые результаты : создание экскурсионных проектов

Материально-техническое обеспечение: ПК, мультимедийная установка, полиграфические материалы

Методическое обеспечение: дано в пояснительной записке

Пересечение с образовательным стандартом : 30%

«согласовано»______________ __________________

число подпись методиста
Пояснительная записка

Формы и режим занятий:

Занятия проходят в форме:



  • аудиторных занятий: лекции, беседы, работа с картами, фото и видео материалами, составление компьютерных презентаций, экскурсионных маршрутов;

  • практических занятий: тематические выезды на маршрут, знакомство с памятниками истории и архитектуры, составление маршрутных листов, паспортов объектов, историко-архитектурного анализа памятников; работа в музеях города, как в экспозиции, так и в фондах.

Режим занятий:

Аудиторные занятия проводятся 1 раза в неделю по 1 часу для начальной школы и 1 раз в неделю по 2 часа для средней школы.

Выезды на маршрут поводятся для каждой группы (исключая 2-е классы) 1 раз в месяц, продолжительность поездок – 4 часа.
Одним из школьных объединений в нашем Центре Образования является клуб « Моя Москва», где занимаются дети, проявившие особый интерес к предметам эстетического направления. Название данного школьного объединения – клуб – выбрано не случайно, если мы обратимся к определению понятия «клуб», то мы увидим, что клуб – общественная организация, объединяющая группы людей в целях общения, связанного с политическими, научными, художественными, спортивными и другими интересами.

Занятия клуба во многом являются продолжением уроков москвоведения. В ходе проведения уроков москвоведения стало ясно, что один час в неделю, отведенный на этот предмет не может вместить в себя весь комплекс целей и задач которые ставит пред нами курс москвоведения, так как москвоведение – уникальный по своей универсальности предмет. Он легко интегрируется не только с историей, литературой, МХК, мифологией, географией, природоведением и другими предметами, но и позволяет затронуть практически любую проблематику.



Цель программы – развитие познавательного интереса и приобретение дополнительных знаний об исторических местностях и улицах Москвы, через изучение истории города, его архитектуры и городского пространства, развитие исследовательских навыков.

Задачи программы:

  • познакомить учащихся с основными историческими улицами и местностями Москвы, с основными принципами планировки и застройки Москвы в исторической ретроспективе;

  • научить ориентироваться в реальном городском пространстве;

  • научить работать с картами и схемами;

  • привить навыки исследовательской и практической работы по сбору, анализу и систематизации материалов о Москве;

  • воспитать патриотические чувства у учащихся, гордость за свой город, за высокое звание – москвич;

  • развить задатки каждого ребенка, данные ему природой – памяти, сообразительности, наблюдательности и т.д.

Ожидаемые результаты:

Учащиеся, полностью освоившие содержание комплексной образовательной программы смогут свободно ориентироваться в городе, в районах, расположенных в пределах Садового кольца и Камер-коллежского вала, уметь работать с картой и ориентироваться по ней. Они также более подробно узнают принципы планировки Москвы, основные памятники истории и архитектуры города, основные исторические местности и улицы столицы и краткие исторические сведения о них, узнают биографии и адреса знаменитых москвичей, смогут провести экскурсии по изученным темам, научатся вести самостоятельную исследовательскую работу по изучению Москвы.

Полученные знания и навыки можно проверять системой игровых заданий: кроссвордами, головоломками, фото и видеотестами, работами с атласом и контурными картами.

Работа клуба ведется в нескольких направлениях: планирование и проведение экскурсионных дней, создание новых экскурсионных маршрутов самими учащимися, более глубокое знакомство с историей, архитектурой, памятниками, с московскими адресами выдающихся москвичей, а также проектная деятельность.

Важным направлением работы клуба является организация школьных экскурсий. Экскурсия представляет собой процесс наглядного восприятия окружающего нас мира.

Настоящая программа относится к культурологической направленности.

Использование экскурсий в школьной практике началось ещё в начале 20 века, около 100 лет назад, когда произошел значительный подъем экскурсионной работы в системе начального т среднего образования. В крупных городах России – Москве, Петербурге, Киеве и других появилась специальная литература и рекомендации по использованию экскурсии как формы усвоения учебного материала и организации свободного времени учащихся.

Живя на окраинах города, в «спальных районах», наши дети часто знают о своем городе меньше, чем гости мегаполиса. Этот недостаток, призваны частично восполнять экскурсионные дни, когда учащиеся выезжают по тем или иным маршрутам, посещают музеи города, осуществляют загородные поездки в целях эстетического воспитания, для повышения эрудиции школьников, общей культуры поведения. К организации экскурсий необходимо привлекать родителей.

Целесообразно экскурсионную работу в школе проводить через экскурсионные дни. В этом случае тематику экскурсий можно подбирать в соответствии со спецификой школы. Как правило, темы экскурсионных поездок подбираются так, что бы они являлись продолжением тем, начатых на таких уроках, как мифология и фольклор, изобразительное искусство, мировая художественная культура, москвоведение, музыка, музыкальная литература и другие предметы гуманитарного цикла.

Посещая музеи музыкальной культуры, учащиеся знакомятся с творчеством известных композиторов, что является необходимым условием полного освоения содержания образования по москвоведению, музыкальной литературе, отдельных тем по мировой художественной культуре.

Посещая музеи художественной культуры, учащиеся учатся разбираться в основах разных видов искусства, прикасаются к жизни и творчеству великих художников, узнают их московские адреса, тем самым активируют познавательный интерес к предметам изобразительного искусства и мировой художественной культуры.

Бывая на различных производствах, ребята знакомятся с народными промыслами, пытаются ответить на вопросы: «Как делаются изделия, которыми восхищаются во всем мире? И почему они делаются так, а не иначе?», на многих производствах ребята сами пытаются расписать ложку, матрешку или поднос, вылепить глиняную игрушку, таким образом, непосредственно участвуют в творческом процессе и получают навыки поисково-исследовательской деятельности.

Знакомясь с памятниками истории и архитектуры Москвы, учащиеся понимают, что московская история и архитектура являются частью мировой художественной культуры.

Вторым направлением работы клуба (группа «Экскурсовод») является создание новых экскурсий самими учащимися. Экскурсия – результат специфического творчества. Для того, чтобы хорошо провести экскурсию, начинающий экскурсовод должен хорошо знать материал (исторический, градостроительный, искусствоведческий и др.), уметь анализировать, увлекательно и интересно подавать материал, иметь навыки общения, знать основы психологии, уметь грамотно выражать свои мысли.

Создание новой экскурсии по любой теме – сложный процесс, требующий активного участия большого количества учащихся. Экскурсия не может существовать без устной речи, без рассказа экскурсовода.

Особенность рассказа на экскурсии состоит в том, что он, как правило, основан на зрительных восприятиях.

При разработке новой тематической экскурсии руководителю необходимо определить цель экскурсии, к примеру, воспитания чувства патриотизма, любви к своему городу и т.д. и т.п., то есть то, ради чего будут показываться те или иные памятники. Также необходимо определить круг задач, которые необходимо решить при работе над темой:


  • учащиеся при подготовке новой экскурсии учатся работать быстро и организованно, отбирать и анализировать информационный материал, учатся работать с цифрами и датами, читать географическую карту, делать сжатые деловые записи.

  • при сборе информационного материала, учащиеся расширяют свой кругозор, эрудицию, повышают культурный уровень, приобретают прочные знания по данной тематике и т.д.

  • овладевают методикой ведения экскурсий.

  • развивается воображение юного экскурсовода: он учится наблюдать и сохранять в памяти образы предметов и явлений, мыслить образами.

  • при длительной работе над темой у будущего экскурсовода укрепляется уверенность в своих силах, он учится понятно и убедительно преподносить материал, при необходимости перестроить план и маршрут экскурсии.

После того как выбрана тема экскурсии, на занятиях клуба необходимо научить ребят строить связный зрительный ряд. Для этого сначала отбираются объекты города, которые подходят для показа по данной теме, затем составляется маршрут поездки, и оставляются объекты, которые «ложатся» на маршрут. В подготовке экскурсии этот этап наиболее сложный, так как ребятам хочется включить как можно больше объектов, а приходится чем-то жертвовать. Здесь к элементам поисковой и исследовательской работы подключаются элементы анализа и отбора, вычленения главного.

Затем составляются паспорта объектов, куда начинающий экскурсовод должен из большого объема материала, отобрать главное и по определенному плану описать объект. Или наоборот, если материала недостаточно, поработать в библиотеке и найти недостающие факты.

Помимо контрольного текста, который создается коллективно под руководством преподавателя, участники творческой бригады составляют индивидуальный текст, который является результатом индивидуального творчества.

Экскурсию целесообразно использовать и непосредственно в преподавании Москвоведения, когда пройдена та или иная тема, учащиеся выходят на маршрут и самостоятельно проводят экскурсию по изученному району Москвы. Такая экскурсия может являться и зачетом по пройденному материалу.

Проводя экскурсии для своих же товарищей, многие из ребят преодолевают своеобразный психологический барьер, ведь нужно вести рассказ, по ходу движения автобуса показывать объекты, где нет остановок, общаться с водителем и т.д. Как показал первый опыт, юные экскурсоводы успешно справляются с этими трудностями.

Программа имеет комплексный характер, призвана не просто познакомить обучающихся с историей Москвы не выходя из стен класса, а позволить ребятам практически освоить свой город, приобрести пространственно-визуальный образ города, связать историю Москвы с её городским ландшафтом, ощутить колорит и неповторимость города, воплощенные в московских зданиях, памятниках, площадях и улицах, всей материальной среде, несущей неповторимый образ «малой Родины».

Во всех направлениях работы клуба, занятия в классе предваряют выезд на маршрут, посещение выставок, музеев. Если в классе, как правило, лекционная подача материала с использованием видео и фото материалов и компьютерных презентаций, то на выезде, главное – ощущение городского пространства, его восприятие. В путешествии по заданному маршруту главным становятся зрительные впечатления, реальный город – улицы, здания, дворы, городской пейзаж и ландшафт. Выезды на маршрут строятся так, что бы показывать и анализировать увиденное: как застраивалась та или иная улица, почему она поворачивает в ту или иную сторону, чем объяснить неровности городского рельефа, почему один двор просторный, а другой тесный. В результате вырабатывается умение видеть город, читать его, как книгу. Программа дает возможность познать город и в дальнейшем использовать приобретенные навыки самостоятельно. Продолжительность прогулки до двух часов (плюс 2 часа на дорогу). Для более глубокого изучения Москвы целесообразно знакомство с другими городам: в них могут сохраняться градостроительные системы, давно исчезнувшие в Москве. Например, остатки белокаменного Кремля в Серпухове или сохранившиеся древние валы и сам масштаб городской застройки Волоколамска дают представление о том, как могла выглядеть Москва в древности. Очень полезна поездка в Коломну, где сохранились фрагменты Кремля, похожего на Московский Кремль. Поэтому раз в месяц целесообразно совершать загородные поездки.

Особое внимание уделяется практической работе по сбору исторических материалов о Москве – фотографий, открыток, календарей, книг, газетных и журнальных публикаций, воспоминаний. Занятия развивают у учащихся стремление самим собирать такие материалы и составлять личные коллекции, библиотеки, архивы, вести дневники и другие записи по истории города.

Следующим направлением работы клуба являются индивидуальные занятия с учащимися, проявившими склонность к исследовательской работе, сбору и анализу материалов по истории Москвы. Эти дети участвуют в научно-практических конференциях, ежегодных конкурсах творческих проектов по москвоведению, готовят свои исследования к публикациям. Подготовка к такой деятельности проводится по индивидуальной программе.

Индивидуальные занятия проводятся по примерному плану, выработанному в практике педагогов Центра культурологического образования:



  • выбор темы исследования;

  • подбор источников и литературы;

  • изучение и анализ материалов;

  • составление выписок и конспектов;

  • составление библиографии;

  • консультации со специалистами;

  • составление схем и таблиц;

  • подбор иллюстраций и планов;

  • посещение музеев, связанных с тематикой работы;

  • написание первого варианта работы;

  • работа над техникой выступления;

  • корректировка и уточнение фактов;

  • написание окончательного варианта работы;

  • подготовка тезисов;

  • составление мультимедийной презентации;

  • составление выступления при защите проекта;

  • пробное выступление;

Занятия проводятся индивидуально с одним учащимся или с группой, если над темой работает несколько человек, количество часов зависит от количества тем, находящихся в разработке, если их слишком много, занятия проводятся раз в две недели.

ПРИМЕРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ПЛАН



Название блока тем

Количество часов (аудиторные/выезды)







1 год

2 год

3 год

Направление клуба «Экскурсовод»

1.

Экскурсоведение

38/40

-

-

2.

Тема экскурсии

-

76/40

76/40

Направление «Чуден град Москов»

3.

Введение в Москву

38

-

-

4.

«Сказочная» Москва

-

38/40

-

5.

Москва в кольце Садовых

-

-

38/40




Проектная деятельность




Количество часов зависит от количества разрабатываемых тем.

Программа направления работы клуба «Экскурсовод» создана для учащихся II III ступеней и рассчитана на два-три года, в зависимости от выбранной темы, то есть от объема материала, который необходимо усвоить и обработать. Продолжительность аудиторных занятий 2 часа в неделю, всего за учебный год предусмотрено 38 занятий, то есть 76 часов на каждый блок и один раз в месяц выезд на маршрут продолжительностью 4 час (2 час прогулка, 2 часа дорога), 40 часов в год. В первый год обучения учащиеся знакомятся с первым блоком программы, а именно с курсом «Экскурсоведения», который знакомит ребят с приемами экскурсионного рассказа и показа, узнают, чем экскурсовод отличается от гида, экскурсия – от лекции, овладевают приемами ведения экскурсии и так далее. При введении в клубную работу экскурсоведения, вовсе не ставится задача сделать профессию экскурсовода делом жизни ребенка, проведение экскурсий может стать для него интересным, творчески развивающим увлечением. Тем более, как показала практика, дети-экскурсанты с большим интересом и вниманием слушают детей-экскурсоводов. Следующие блоки программы не могут быть постоянными, так как темы разрабатываемых экскурсий зависят от юбилейных дат, от необходимости выбранной темы для школы и от предложений членов клуба.

Программа направления работы клуба «Чуден град Москов» создана для учащихся I ступени и рассчитана на два года. Продолжительность занятий – 1 час в неделю, всего за учебный год предусмотрено 38 аудиторных занятий, то есть 38 часов на блок, и один раз в месяц выезд на маршрут продолжительностью 4 часа (2 часа прогулка, 2 часа дорога), 40 часов в год. В ходе реализации программы, дети подробнее изучают исторические местности, лежащие между Земляным городом и Камер-коллежским валом.
Методическое обеспечение:


  • Т.Н. Ждановская «Размышления на тему…» Августовский педсовет. М. 2006 г.

  • Т.Н. Ждановская «Мой опыт». Сборник статей. Кафедра истории и обществознания МИОО. 2006г.

  • Н.А. Горелова, Н.М. Поникарова «Методические материалы по школьному москвоведению» М. 1998г.

  • Н.А. Горелова, Н.М. Поникарова «Лики Москвы» Эксперементальная программа по москвоведению М. 1996г.

  • Н.А. Горелова, Н.М. Поникарова «Город чудный, город древний…»

  • Материалы по москвоведению для младших школьников. М. 1994г.

  • С.И. Козленко, А.И. Алексеева «Методические материалы по школьному москвоведению» М. 1998г.

  • М.Т. Студеникин «Рабочая тетрадь для 3-4 классов» М.1997г.

  • А.В. Святославский «Городская экскурсия» МИОО 2006г.

  • Д.М. Турусин Комплексная программа «Москвоходы» М.2006г.


Техническое обеспечение программы:

Аудио и видео техника, компьютер, мультимедийный проектор, карты, атласы, контурные карты, аудио, видеоматериалы, компьютерные программы по москвоведению, по истории и архитектуре Москвы.



Примерный годовой план работы клуба «Моя Москва».

Направление «Экскурсовод».

Первый год обучения (Экскурсоведение).





ТЕМА ЗАНЯТИЙ

ЧАСЫ

1.

Вводное занятие: профессия – экскурсовод.

1

2.

Можем мы экскурсоведение назвать наукой?

1

3.

Что такое экскурсия и чем она отличается от лекции.

1

4.

Цель и задачи экскурсии.

1

5.

Кто такой экскурсовод и чем он отличается от гида. Личность экскурсовода

1

6.

Виды экскурсий и способы их проведения.

1

7.

Экскурсионные приемы. Показ и рассказ.

1

8.

Приемы показа: предварительный осмотр и локализации.

1

9.

Объекты Братиславского парка и парка Артема Боровика.

1

10.

Приемы показа: панорамный показ и сравнения и аналогии.

1

11.

Прием экскурсионного анализа.

1

12.

Приемы показа: по ходу движения автобуса и показ наглядных пособий.

1

13.

Приемы показа: зрительная реконструкция.

1

14.

Зависимость результата экскурсии от показа объектов.

1

15.

Приемы рассказа: описания и экскурсионной справки.

1

16.

Приемы рассказа: объяснения и цитирования.

1

17.

Приемы рассказа: литературного монтажа и сценической импровизации.

1

18.

Приемы рассказа: комментирования, вопросов и ответов, заданий.

1

19.

Приемы проблемной ситуации, отступления, индукции.

1

20.

Как разработать новую экскурсию, определение темы, цели и задач экскурсии.

1

21.

Что такое методическая разработка экскурсии и библиография.

1

22.

Что такое портфель экскурсовода и паспорта объектов.

1

23.

Практическое занятие составление паспортов объектов.

1

24.

Контрольный и индивидуальный тексты экскурсии.

1

25.

Что такое зрительный ряд, его определение.

1

26.

Построение зрительного ряда.

1

27.

Как выбрать подтемы экскурсии.

1

28.

Что такое логический переход. Связь между подтемами.

1

29.

Практическое занятие: связать подтемы логическими переходами.

1

30.

Как при разработке экскурсии выбираются объекты.

1

31.

Значение экскурсионного объекта, как правильно организовать показ объектов.

1

32.

Как при разработке экскурсии выбирается маршрут.

1

33.

Практическое занятие: расставить предложенные объекты по маршруту. Работа с картой.

1

34.

Распределение времени, необходимого на раскрытие подтем.

1

35.

Техника ведения экскурсии.

1

36.

Слагаемые мастерства экскурсовода.

1

37.

Кругозор, эрудиция, язык экскурсовода.

1

38.

Практическое занятие: проанализировать информационный материал, сделать сжатые записи, выделить цифры и даты.

1

Итого: 38 часов

Примерный план выездов:




МАРШРУТ


ЧАСЫ

1.

Воробьевы горы, прием панорамного показа.

4

2.

Ул. Варварка, прием реконструкции событий.

4

3.

Московский Кремль, приемы предварительного показа, реконструкции, локализации, сравнения и другие.

4

4.

Обзорная экскурсия по Москве.

4

5.

Любой музей, особенности музейной экскурсии

4

6.

Храм Христа Спасителя, приемы описания, реконструкции и другие.

4

7.

Новодевичий монастырь, особенности пешеходной экскурсии.

4

8.

Братиславский парк и парк Артема Боровика

2

9.

Парк 850-летия Москвы и церковь Утоли моя печали

2

10.

Спасо-Андроников монастырь, приемы объяснения, исторической справки, панорамного показа и другие.

4

11.

Поклонная гора, приемы реконструкции, панорамного показа, локализации, цитирования и другие

4

Итого: 40 часов.

Всего на блок: 78часов.


Примерный годовой план работы клуба «Моя Москва»

Направление «Чуден град Москов»

«Введение в Москву» (первый год обучения)



Название темы

Часы

1.

Правила поведения и безопасность в городе.

1

2.

Что такое москвоведение или откуда мы узнаем о Москве.

1

3.

Как появилась Москва легенды и научные версии.

1

4.

Что означает слово «Москва», первые уроки топонимики.

1

5.

Значение Москвы-реки в жизни города.

1

7.

По улице-сказке на Красную площадь.

1

8.

План, карта и схема Красной площади и центра.

1

9.

Александровский сад – памятник. Могила Неизвестного солдата.

1

10.

У стен древнего Кремля. Кремль – крепость.

1

11.

Первые поселения на территории Боровицкого холма.

1

12.

Первая застройка города вне кремлевских стен.

1

13.

Почему Москву называли «большая деревня».

1

14.

Как в Москве появились улицы. Что такое радиусы Москвы.

1

15

Тверская улица – главная в Москве. Работа с картой.

1

16.

Как в Москве появились кольца. Работа с картой.

1

17

Тверской бульвар – первый бульвар Москвы.

1

18.

О чем говорят имена: имя человека, улицы, города.

1

19.

Какие в Москве были дома, где москвичи жили.

1

20.

Как и когда появились многоэтажные дома. Высотки Москвы.

1

21.

Где эта улица, где этот дом, как москвичи находили друг друга.

1

22.

Как одевались древние москвичи.

1

23.

Как москвичи лечились. Где была первая аптека города.

1

24.

Как москвичи развлекались. Первый театр Москвы.

1

25.

На чем москвичи передвигались. От конки до метро.

1

26.

Метро – подземный город Москвы.

1

27.

Как не заблудиться в метро. Работа со схемой метрополитена.

1

28.

Почему история Москвы, связана с военной историей страны.

1

29.

1812 год в топонимах Москвы, Бородинская панорама.

1

30.

1941 год в топонимах Москвы. Поклонная гора.

1

31.

Москва в современных границах. МКАД, новые микрорайоны.

1

32.

История Марьина и Марьинского парка.

1

33.

Что такое музей и для чего он нужен.

1

34.

Детские театры Москвы, когда они появились.

1

35.

Природа Москвы. Леса и водоемы.

1

36.

Животный мир города, как нам его сберечь.

1

37.

Московский зоопарк. История и сегодняшний день.

1

38.

Мы – москвичи! Игры, викторины.

1

Итого: 38 часов
Направление «Чуден град Москов»

«Введение в Москву» (первый год обучения)
Приблизительное планирование выездов.




Название маршрута

Часы

1.

Воробьевы горы.

4

2.

Красная площадь и посещение Покровского собора.

4

3.

Памятники Александровского сада.

4

4.

Путешествие вокруг Кремля.

4

5.

Тверские улица и бульвар, работа с картами.

4

6.

Китай-город. Великая улица, Зарядье.

4

7.

На «Букашке» по Садовому кольцу.

4

8.

Пешеходная экскурсия по метро с выходами в город

4

9.

Автобусная обзорная экскурсия по Москве.

4

10.

Путешествие по Марьинскому парку.

4

Итого: 40 часов.

Всего на блок: 78 часов.


Примерный годовой план работы клуба «Моя Москва»

Направление «Чуден град Москов»

«Сказочная» Москва. (второй год обучения).




НАЗВАНИЕ ТЕМЫ

ЧАСЫ

1.

Вводное занятие: Какие сооружения Москвы мы можем отнести к «восьмому чуду света».

1

2.

Деревянное зодчество средневековой Москвы. Коломенский дворец.

1

3.

Церковь Вознесения в Коломенском.

1

4.

Церковь Усекновения головы Иоанна Предтечи в Дьякове.

1

5.

Покровский собор (Храм Василия Блаженного) и Церковь Усекновения головы Иоанна Предтечи в Дьякове. Сравнительный анализ.

1

6.

Колокольный звон и московские колокольни.

1

7.

Колокольня Ивана Великого и колокольня Новодевичьего монастыря.

1

8.

Меньшикова башня и Сухарева башня.

1

9.

Тайны и легенды, связанные с московскими башнями

1

10.

Башни Московского Кремля.

1

11.

Необычные московские дома.

1

12.

Китайский чайный домик.

1

13.

Дом-сказка (дом Перцова)

1

14.

Дом-ларец (особняк Цветкова)

1

15.

Дом-телефон (в Милютинском переулке)

1

16.

Дома-комоды

1

17.

«Мавританское подворье» на Воздвиженке.

1

18.

«Чудный русский дом» (дом Игумнова)

1

19.

Дом-корабль (Северный речной вокзал)

1

20.

Дом-улей (дом Мельникова)

1

21.

Дом-паровоз ( Наркомат путей сообщения на Садовой-Черногрязской).

1

22.

Дом-звезда (театр Российской Армии)

1

23.

Дом Проховщикова в Староконюшенном переулке.

1

24.

Самый древний храм Москвы. (Спасский собор)

1

25.

Подземные дворцы Москвы (метро)

1

26.

Высотки Москвы.

1

27.

Главная водная артерия Москвы. Работа с картой.

1

28.

Легенды о московских водяных.

1

29.

Московские пруды. Просмотр видематериалов.

1

30.

«Крылатые выражения», которые родились в Москве.

1

31.

100 пословиц и поговорок, связанных с Москвой.

1

32.

Игра: « С полуслова».

1

33.

Московские топонимы.

4

34.

Иностранцы в Москве.

2

Итого: 38 часов.

Направление «Чуден град Москов»

«Сказочная» Москва (второй год обучения)

Приблизительное планирование выездов.




МАРШРУТ

ЧАСЫ

1.

Коломенское - Дьяково

4

2.

Новодевичий монастырь

4

3.

Арбат: дом Мельникова, Проховщикова, Морозова.

4

4.

Мясницкая и Б. Лубянка: Чайный домик и дом Растопчина.

4

5.

Спасо-Анроников монастырь (Спасский собор)

4

6.

Пречистенская набережная, дом Цветкова.

4

7.

Милютинский переулок, дом-телефон.

4

8.

Телеграфный переулок Меньшикова башня, Чистые пруды.

4

9.

Театр Российской Армии и театр зверей им. Дурова.

4

10.

Лефортово с посещением Введенского кладбища.

4

Итого: 40 часов.

Всего на блок: 78 часов.


Примерный годовой план работы клуба «Моя Москва»

Направление «Экскурсовод»

Москва в кольце Садовых. (третий год обучения).




НАЗВАНИЕ ТЕМЫ

ЧАСЫ

1.

Вводное занятие, выбор наиболее интересных памятников, работа с картой.

2

2.

Ул. Пречистенка: дом Д.Давыдова (№17), дом Хрущевых, дом Лопухина А.В. (№11), жилые палаты 17 века, дом-музей Л.Н. Толстого, дом Архарова (№16), особняк Гухтейля К.А. (№8),

Особняк Дерожинской в Пречистенском переулке.



6

3.

Денежный переулок: дом Поливанова А.К. (№9/6), особняк конца 19 века(№16), особняк начала 19 века (№7).

3

4.

Дом Перцова на Пречистенской набережной

2

5.

Дом Мельникова в Кривоарбатском переулке, особняк Второва на Спасопесковской площадке.

3

6.

Воздвиженка: дом В.А. Морозовой (№14), Дом Н.П. Шереметева (№8/1), дом Талызина П.В. (№5)

4

7.

Ул. Остоженка: особняк Еропкина П.Д. (№38), особняки №9 и №51.

3

8.

Ул. Волхонка: дом Тропинина В.А. (№9), дом Долгорукова (№16).

3

9.

Усадьба Лунина П.М. (Государственный музей искусства народов Востока)

2

10.

Ул. Поварская: особняк 19 века (№9), дом Саарбекова М.С. (№24), особняк Шлосберга Я.М. (№46), особняк Миндовского

4

11.

Особняк Миндовского в Мертвом переулке.

2

12.

Особняк Грибова в Хлебном переулке.

2

13.

Ул. Тверская: бывший Английский клуб (№21), сало Волконской З. (№14)

3

14.

Тверской бульвар: дом Герцена А.И., памятник Гоголю, до-музей Ермоловой М.Н.

3

15.

«Шефский дом на Комсомольском проспекте.

2

16.

Дом Шехтеля в Ермолаевском переулке.

2

17.

Дом Верстовского в Хлебном переулке.

2

18.

Дом-музей Чехова А.П. Садово-Черногрязская,6.

2

19.

Дом Черткова на Мясницкой (№7).

2

20.

Дом Благородного собрания, ул. Б.Дмитровка,1

2

21.

Дом 18 века в Петроверигском переулке (№4).

2

22.

Погодинская изба в Абрикосовском переулке.

2

23.

Усадьба Шувалова И.М., ул. Маросейка, д.38.

2

24.

Дом Апраксиных-Трубецких на Покровке.

2

25.

Особняк Бестужева-Рюмина, Старокирочный переулок,4

2

26.

Дом Демидовых, Гороховский переулок, 4.

2

27.

Усадьба Тютчевых, Армянский переулок,11.

2

28.

Ул. Б. Никитская: особняк Рябушинского С.П., дом Лопатиных (№54), особняк конца 19 века (№48).

4

29.

Ул. Спиридоновка: дом Морозовых (№17), особняк Тарасова Г.А. (№30).

4

Итого: 76 часов.
Направление «Экскурсовод»

Москва в кольце Садовых (третий год обучения)

Приблизительное планирование выездов.




МАРШРУТ

ЧАСЫ

1.

Улица Пречистенка.

4

2.

Улица Воздвиженка – улица Арбат.

4

3.

Улица Остоженка – улица Волхонка.

4

4.

Улица Поварская.

4

5.

Улица Тверская – Тверской бульвар.

4

6.

Улица Б. Дмитровка – улица Мясницкая

4

7.

Улица Садово-Кудринская, улица Садово-Черногрязская.

4

8.

Денежный переулок.

4

9.

Улица Покровка – Гороховский переулок – Армянский переулок – улица Маросейка

4

10.

Улица Б. Никитская

4

Итого: 40 часов.

Всего на блок: 116 часов.


Примерный годовой план работы клуба «Моя Москва».

Направление «Экскурсовод».

Второй год обучения (создание экскурсии «Мы – марьинцы»).




НАЗВАНИЕ ТЕМЫ

ЧАСЫ

1.

Вводное занятие: цель и задачи курса, работа с картой района.

2

2.

Географическое положение ЮВАО, Реки и водоемы. Человек и реки.

2

3.

Климат Юго-востока, парадоксы природных условий. Человек и природа. Животный мир. Кузьминский лесопарк, памятники природы.

2

4.

Древнейшие археологичесие находки в долине Москвы-реки. Археологи и историки. Городище железного века в Капотне и на территории Перервенского монастыря.

2

5.

Появление славян на Юго-востоке Москвы. Первые поселения.

2

6.

Занятия древних славян. Васильцев и Капотненский станы. Поселение бортников.

2

7.

Древние торговые пути Москвы, проходившие через Юго-восток, ямская служба. Земли Юго-востока в истории возвышения Москвы.

2

8.

Монастыри Юго-востока: Крутицкий и Николо-Перервинский.

2

9.

Оборонительный пояс Москвы: Спасо-Андроников и Симонов монастыри.

2

10.

Земли Юго-востока в конце 14 – начале 15 веков. Слободы.

2

11.

Юго-восток в 15-18 столетиях. Быт и занятия крестьян. Появлении первых ремесленников. Кирпичное производство

2

12.

Быт князей и бояр. Царская охота.

2

13.

Немецкая слобода. Франц Лефорт. Петр Первый и его потешна Флотилия. Возникновение Лефортова.

2

14.

Дворянские усадьбы Юго-востока. Кузьминки. Строгановы – первые владельцы Кузьминок. Второе название усадьбы – Влахренское.

2

15.

Последние владельцы Кузьминок – князья Голицыны.

2

16.

Архитектор Д.И. Жилярди: Конный двор, висячий мост, оранжерея. Сегодняшний день Кузьминок.

2

17.

Усадьба Люблино, история, владельцы. Ф.М. Достоевский и усадьба Люблино. Писательские дачи.

2

18.

Владение Милославских – Бедрино.

2

19.

Усадьба Кусково. Н.И. Шереметев и Параша Жемчугова. Дворец, парк, парковые павильоны. Крепостные архитекторы.

2

20.

Усадьба Царицыно. В.И. Баженов и М.Ф. Казаков. Царицыно сегодня.

2

21.

Юго-восток Москвы и 1812 год. Тарутинский марш-маневр.

2

22.

Москва в середине 19 века. Московские заставы.

2

23.

Развитие промышленности. Из истории Текстильщиков.

2

24.

Строительство железных дорог. Развитие школьного дела. Духовная жизнь и милосердие.

2

25.

Православные сельские храмы Юго-востока Москвы.

2

26.

Вклад жителей Юго-востока в дело Победы в Великой Отечественной войне.

2

27.

Карта Москвы после 1960 года. Вхождение в территорию Москвы бывших деревень. Работа с картой.

2

28.

Отбор материала для вступления к пешеходной экскурсии по Марьино.

2

29.

Прослушивание индивидуальных вступлений. Разработка нескольких вариантов маршрутов экскурсии.

2

30.

Отбор экскурсионных объектов. Марьино на карте города. работа с картой.

2

31.

История деревни Марьино. Жизнь древних марьинцев, род занятий. Топонимика Марьинского парка и улиц микрорайона.

2

32.

Составление текста о школе 1942. Первая остановка. Начало маршрута

2

33.

Российско-словацкая дружба. Братиславская школа. Братиславский парк. Экскурсионный анализ Братиславского парка.

2

34.

Древний ландшафт местности в современном облике микрорайона Марьинский парк. Бывшие озера и старицы в декоративных прудах.

2

35.

Жилая застройка Марьинского парка. Спортивная жизнь марьинцев. Ледовый дворец. строительство детских площадок.

2

36.

Парк имени Артема Боровика. Экскурсионный анализ памятного знака. Зеленые массивы Марьинского парка.

2

37.

Марьинцы на защите Москвы в 1941-45 годах. Памятник солдату 20 века на пересечении улиц Люблинская и Перервы. Экскурсионный анализ памятника.

2

38.

Храм иконы «Утоли моя печали». Экскурсионный анализ храма. Отбор материала к тексту экскурсии.

2

Итого: 76 часов


Направление «Экскурсовод».

Второй год обучения (создание экскурсии «Мы - марьинцы»).

Приблизительное планирование выездов.




МАРШРУТ

ЧАСЫ

1.

Кузьминки, лесопарк, памятники природы

4

2.

Крутицкое подворье.

4

3.

Николо-Перервинский монастырь

4

4.

Спасо-Андроников монастырь.

4

5.

Симонов монастырь.

4

6.

Кузьминки. Конный двор, музейная экскурсия.

4

7.

Люблино, усадьба Дурасова.

4

8.

Усадьба Кусково.

4

9.

Усадьба Царицыно.

4

10.

Марьино. Парк Артема Боровика, памятник Солдату 20 века.

2

11.

Марьино. Братславский парк, храм иконы «Утоли моя печали», парк 850-летия Москвы.

2

Итого: 40 часов.

Всего на блок: 116 часов.


Примерный годовой план работы клуба «Моя Москва».

Направление «Экскурсовод».(третий год обучения)

Тема: «Фонтаны Москвы», разработка пешеходной экскурсии



НАЗВАНИЕ ТЕМЫ

ЧАСЫ

1.

Обсуждение литературы, создание библиографии

2

2.

Пресная вода – главное богатство планеты

2

3.

«Водное» прошлое и настоящее Москвы, реки и ручьи города

2

4.

История Москвы реки, сегодняшний день и перспективы

2

5.

История Неглинной, сегодняшний день и перспективы




6.

История Яузы и, сегодняшний день и перспективы

2

7.

Сходня, Сетунь, Лихоборка и другие современные реки

2

8.

Водяные Москвы и другие легенды, связанные с реками

2

9.

Топонимы, связанные с Москвой-рекой

2

10.

Топонимы, связанные с Яузой и другими реками

2

11.

Племена, жившие по берегам реки Москвы

2

12.

Роль Москвы реки в жизни города

2

13.

Первые водопроводы Москвы, Водовзводная башня

2

14.

Мытищенский водопровод, Петр Первый и Екатерина II/

2

15.

Фридрих Вильгельм Бауэр

2

16.

Ростокинский и другие акведуки

2

17.

Первые водоразборные фонтаны

2

18.

Городской голова Николай Александрович Алексеев.

2

19.

История городской канализации

2

20.

В.А. Гиляровский и его описание водных проблем города

2

21.

Разбор картины В.Перова «Тройка»

2

22.

Иван Петрович Витали – автор первых фонтанов

2

23.

Фонтаны Театральной и Лубянской площади

2

24.

Фонтаны сада Эрмитаж

2

25.

Фонтаны Тверского бульвара

2

26.

Фонтаны Чистопрудного бульвара

2

27.

Фонтаны Новокузнецкой улицы и Лаврушинского переулка

2

28.

Фонтаны Водоотводного канала и мост Поцелуев

2

29.

Памятник Петру I и его фонтаны Как устроен фонтан?

2

30.

Фонтаны Пушкинской и Тверской площадей

2

31.

Фонтаны Манежной площади

2

32.

Фонтаны Александровского сада

2

33.

Фонтаны пл.Киевского вокзала и Поклонной горы

2

34.

Фонтаны ВВЦ

2

35.

Составление маршрута экскурсии, отбор объектов.

2

36.

Отбор текстового материала, создание контрольного текста

2

37

Обсуждение индивидуальных вступлений

2

38

Обсуждение индивидуальных текстов

2

Итого: 76 часов
Направление «Экскурсовод».(третий год обучения)

Тема: «Фонтаны Москвы», разработка пешеходной экскурсии

Примерный план выездов




МАРШРУТ

ЧАСЫ

1.

Воробьевы горы, Фонтан Аллеи Ученых

4

2.

Фонтаны Замоскворечья

4

3.

Тверской бульвар м его фонтаны

4

4.

Чистопрудный бульвар и его фонтаны

4

5.

Фонтан «Европа и Поклонная гора

4

6.

Тверская улица и её фонтаны

4

7.

Фонтаны Манежной площади и Александровского сада

4

8.

Театральная площадь и её фонтаны

4

9.

Сад Эрмитаж

4

10.

Фонтаны ВВЦ

4

Итого: 40 часов

Всего на блок: 116 часов