Департамент образования города москвы - polpoz.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Департамент образования города москвы юго-восточное окружное управление... 1 178.48kb.
Департамент образования города москвы юго-восточное окружное управление... 1 460.81kb.
В целях реализации Закона города Москвы от 7 декабря 2011 г. 1 15.97kb.
Департамент образования города москвы центральное окружное управление... 2 504.8kb.
Департамент образования города москвы юго-восточное окружное управление... 1 35.95kb.
Правительство москвы департамент здравоохранения письмо 16 мая 2006 г. 1 136.67kb.
Департамент культуры города Москвы Государственное бюджетное учреждение... 1 129.56kb.
Департамент образования города москвы центральное окружное управление 1 39.18kb.
Департамент образования города москвы центральное окружное управление... 4 390kb.
Департамент образования города Москвы Самарский филиал 1 102.12kb.
Департамент образования города москвы 10 1182.45kb.
Область применения 4 425.1kb.
1. На доске выписаны n последовательных натуральных чисел 1 46.11kb.

Департамент образования города москвы - страница №1/1

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ

Юго-Западное окружное управление образования г.Москвы

Государственное бюджетное образовательное образование города Москвы детский сад компенсирующего вида № 2708

Современный опыт применения иппопедагогических идей.

Подготовила: учитель-логопед Краева

Юлия Юрьевна

2013 год

Нет таблетки от речевых нарушений,

но есть логопеды и лошади.

«Всякое безвредное средство, оказавшееся

успешным хотя бы однажды, заслуживает

изучения». П.Брок

Полноценная речь является необходимым условием становления и функционирования человека, формирования его личности. Нарушения речи разной этиологии и патогенеза приводят к отклонениям в познавательной и эмоционально-волевой сфере, к деформациям в развитии личности.

Данные логопедии и логопсихологии говорят, что не существует речевых расстройств, при которых, вследствие межсистемных связей, не отмечались бы другие психологические нарушения. Вместе они образуют сложный психологический профиль отклонений в психическом развитии, в структуре которого одним из ведущих синдромов являются речевые нарушения. Поэтому в настоящее время для оптимизации логопедической помощи специалисты ищут новые подходы в преодолении речевых расстройств.

В 2012 – 2013 учебном году в рамках реализации годовых задач в нашем учреждении были организованы тренинги по анамалотерапии. Организовав тренинги по иппотерапии, я рассмотрела возможность внедрения в реабилитационную практику высокоэффективного метода коррекции и адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья и особыми образовательными потребностями. Цель курса - анализ влияния иппотерапии на развитие детей с задержкой речи.

В эксперементальную группу вошли дети, имеющие речевые нарушения:



  1. Дизартрия .

  2. Алалия.

  3. Общее недоразвитие речи 1 уровень.

  4. Системное недоразвитие речи при ЗПР.

  5. Дети, страдающие аутизмом.


Иппотерапия - метод реабилитации, основанный на занятии верховой ездой; форма коррекционно-развивающих занятий. В качестве инструмента реабилитации выступают лошадь, процесс верховой езды, физические и коррекционно-развивающие упражнения, выполняемые человеком во время верховой езды.

Иппотерапия:

  1. Реабилитационная верховая езда для детей с ограниченными возможностями.

  2. Рекреационная (досуговая) верховая езда.

Хочется отметить высокую эффективность и уникальность реабилитационного воздействия на физический статус и психоэмоциональную сферу ребенка. Безусловно, положительный эффект наблюдается в улучшении физического состояния, которое проявляется в улучшении общего соматического состояния, в уменьшении спастики, в увеличении объема активных и пассивных движений в конечностях, а также артикуляционной моторики, частичном восстановлении мелкой моторики. В работу включаются мышцы, которые бездействуют, даже не будучи пораженными. Все это формирует стереотип, который всадник переносит из верховой езды в жизнь.

Иппотерапия отличается от лечебной физкультуры тем, что способна возбудить у занимающегося сильную разнонаправленную мотивацию. С одной стороны, ребенок боится большого животного, он не уверен в себе, а с другой стороны - испытывает желание проехать верхом, погладить лошадь, научиться управлять. Это желание помогает преодолеть страх, неуверенность. У него повышается самооценка, меняется отношение к окружающим. Мобилизуя волевые усилия, ребенок совершенствует выполнение различных упражнений, одновременно развивая свои двигательные навыки.

Таким образом, реабилитационная, а также рекреационная верховая езда направлена на развитие и коррекцию трех сфер деятельности ребенка: сенсомоторную, когнитивную, эмоциональную.


Какое место занимает иппотерапия в логопедической работе?

Опишем два места занятий:

- Логопедический кабинет – это специально оборудованное помещение, которое имеет свою развивающую среду с многочисленными играми и дидактическими пособиями, классной доской и индивидуальным зеркалом на стене. Для того, чтобы занятия не были утомительными логопед использует различные приемы и методы в своей работе.

- Открытое пространство: манеж и круг для верховых занятий, площадка детского сада (рекреационная верховая езда).

Коррекция речевых нарушений – это длительный процесс, иногда он длится годами. И тогда специалист ищет новые подходы и пути преодоления речевых нарушений. Поэтому я решила обратиться к иппотерапии, которая помогает создать обстановку расслабления, комфорта и удовольствия, а также новизны. Лошадь вносит эмоциональную струю, вызывает необходимость общаться, высказать свои мысли.

Сравнительная таблица коррекционных занятий в логопедическом кабинете и занятий иппотерапией.



В логопедическом кабинете

На открытой площадке в мире лошадей

Социальное окружение:

- в помещении;

- кабинет для занятий.

Однообразие утомляет ребенка.



Социальное окружение:

- на воздухе;

- контакт с природой;

- большое пространство.

*свобода, большие возможности использовать окружающий мир.

*лошадь менее навязчива, чем человек.

*освобождение от излишней внутренней напряженности.

* не воспринимает как занятие.



Благодаря этому улучшаются:

- взаимоотношения с другими людьми;

- умственная активность;

- структуирование пространства, времени;

- желание говорить (потребность общения);

- психологическое отключение от концентрации на себе.



Взаимоотношения двух лиц:

- кабинет для занятий;

- игрушки не живые;

- мягкие;

- несколько разных запахов;

- предметные и сюжетные картинки.



Контакт с логопедом:

- непосредственный физический.

- подвижность на двух ногах.


Тройственные взаимоотношения:

Игрушки: одушевленные, живые, мягкие, теплые, везущие, качающие, сильно пахнущие (насыщенно).



Контакт с лошадью:

Контакт тело к телу (чувство реальности быстро просыпается).

Подвижность: на 4 ногах, ход лошади. Движения медленные при растягивании и вытягивании волнообразное возрождение архаичного возникновения жизни.

*Развитие спортивной активности.



Символическая активность:

Общение через устную речь, дополненное мимикой, артикуляционной позой.

Обращение к передаточному объекту в логопедической игре с помощью голоса и предмета.


Общение становится архаичным, происходит регрессия к примитивному языку жестов, языку тела.

*Быстрое ознакомление: хвост, пол, уши…густая грива волос.

Быстрое общение к одушевленному передаточному объекту, контакт с которым приятен.


Таким образом, мы видим, что иппотерапия помогает создать обстановку расслабления, комфорта и удовольствия, что несомненно положительно сказывается на результатах занятий.

Стоит отметить, что иппотерапия входит в комплекс мероприятий по преодолению речевых нарушений и не может заменить логопедическое занятие в кабинете.

Нельзя не отметить этический аспект влияния иппотерапии как на детей, так и на их родителей. Родители видят своего ребенка по иному - на красивом грациозном животном, которые вызывает у них ассоциации прекрасных кентавров. Они с удовольствием фотографируют и с гордостью показывают фотографии своих детей. Таким образом, данные тренинги способствуют приятию своих детей, помогают родителю ощутить себя участником коррекционно-педагогического процесса.

В нашем учреждении организованы занятия по рекреационной верховой езде. Сеансы реабилитационной верховой езды проходят в специальном закрытом манеже, который находится на конюшне. Туда дети приходят вместе с родителями.

Занятия по иппотерапии проходят в составе группы, в которую входят три участника плюс лошадь. Участниками группы являются ребенок, учитель-логопед (инструктор-иппотерапевт) и коневод, который водит лошадь по команде инструктора, руководящего всем процессом и одновременно страхующего всадника, идя рядом  с ним.
Существующий опыт в реабилитационной практике подтверждает, что наилучший эффект достигается при сочетании иппотерапии с другими реабилитационными средствами и методами. Очень эффективным оказалось сочетание иппотерапии с коррекционными занятиями. В силу вышеперечисленных реабилитационных возможностей, иппотерапия создает уникальную, комплексно воздействующую на ребенка, лечебную и развивающую ситуацию.

Основные цели иппотерапии при проблемах с развитием речи:


- психофизическая реабилитация (повышение уровня физического и душевного равновесия)
социальная адаптация (повышение уровня социального здоровья)
- повышение качества жизни ( без изменения уровня здоровья )
- эмоциональная мотивация активного образа жизни
- микросоциальное ориентирование
-повышение значимости немедикаментозного лечения (кинезотерапии)
- воспитательно-образовательное воздействие
- наращивание позитивного мышления и положительных эмоций.

В комплекс упражнений входят:



  1. Упражнения на расслабления.

  2. Дыхательная гимнастика.

  3. Самомассаж.

  4. Гимнастика для глаз.

  5. Общеукрепляющие упражнения.

  6. Упражнения на развитие координации движений, моторики.

  7. Упражнения на развитие фонематического слуха.

  8. Артикуляционная гимнастика. Упражнения на автоматизацию звуков.

  9. Упражнения для развития лексико-грамматических средств языка и связной речи..

Таким образом, рекреационная и развивающая верховая езда прекрасно приспособлена для коррекции нарушений, связанных с речью. Детям с задержкой речевого развития нужно какое-то яркое впечатление, чтобы заговорить. Лошади волнуют всех детей. Ребенка можно обучать структуре речи практически незаметно, видоизменяя короткие предложения замаскированные под инструкции. Кроме того, программа обогащает словарный запас ребенка, который сталкивается с разнообразными словами, обозначающими части тела лошади, предметы сбруи или элементы езды. А также можно использовать специализированные игры и упражнения для развития и закрепления лексико-грамматических средств языка и связной речи.



Переживания ребенка на лошади являются прекрасным источником для спонтанного развития речи, что особенно важно при обучении. Ребенку хочется «управлять» вниманием лошади, когда он говорит «шагом», «легче», «тпру!». Многие дети не знают, как обратиться с просьбой или начать диалог, они могут даже не иметь представления, о чем можно говорить в определенном случае. Программатика языка связана с когнитивной зрелостью, и они влияют друг на друга. Дети учатся правильному использованию речи в социальных ситуациях. В занятие можно включать несколько детей, это будет хорошей практикой социального взаимодействия.
По итогам диагностики, результатами первого года проведения тренингов стало формирование у большинства участников повышенной познавательной мотивации, а также профилактика речевых нарушений. Присутствие на занятиях родителей (родственников) способствовало принятию ребенка и, как следствие, созданию более гармоничной обстановки в семье. У всех детей отмечалось улучшение памяти, более высокая по сравнению с первоначальной диагностикой концентрация внимания, возможность присутствия и работы в коллективе, положительная динамика в физическом самочувствии, снижение утомляемости, эмоциональный подъем. Разнообразие движений и ощущений, роль лошади в качестве незаменимого живого партнера, сотрудника, ведет к развитию, а в некоторых случаях - и формированию двигательных, сенсорных, психических и социальных способностей. В то же время необходимо отметить, что только при правильной организации логопедом условий воздействия на ребенка на основе иппопедагогических идей, занятия, насыщенные сенсорной информацией, слуховым восприятием, зрительными и обонятельными ощущениями, могут оказать комплексное педагогическое влияние на всадника.

Невзирая на сомнения многих специалистов-логопедов, мне хотелось показать успешность терапии дополненной лошадьми. Я убеждена в эффективности речевой терапии, проводимой с помощью лошадей, судя по результатам, которые наблюдаю у детей со сложными речевыми патологиями.