Департамент образования города москвы центральное окружное управление образования - polpoz.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Департамент образования города москвы центральное окружное управление... 2 504.8kb.
Департамент образования города москвы центральное окружное управление 1 39.18kb.
Департамент образования города москвы юго-восточное окружное управление... 1 178.48kb.
Департамент образования города москвы юго-восточное окружное управление... 1 460.81kb.
Департамент образования города москвы юго-восточное окружное управление... 1 35.95kb.
Департамент образования г. Москвы северное окружное управление образования 1 211.43kb.
Зеленоградское управление образования департамент образования города... 1 322.96kb.
Департамент образования города москвы 1 85.64kb.
В целях реализации Закона города Москвы от 7 декабря 2011 г. 1 15.97kb.
Департамент образования города Москвы Самарский филиал 1 102.12kb.
Департамент образования города москвы 10 1182.45kb.
Выступлений было больше, но не все выступавшие к контрольному сроку... 1 76.86kb.
1. На доске выписаны n последовательных натуральных чисел 1 46.11kb.

Департамент образования города москвы центральное окружное управление образования - страница №1/4



ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ

ЦЕНТРАЛЬНОЕ ОКРУЖНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДОМ ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА «НА ТАГАНКЕ»


«Согласовано» «Утверждаю»

Педагогический совет Директор ДДТ «На Таганке»

ДДТ «На Таганке» ____________ А.И.Богачева

Протокол № ________ «__» ____________ 2010 г.

от «__» ____________ 2010 г.


ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ

«КЛАССИЧЕСКАЯ ГИТАРА»

Форма организации образовательной деятельности-

кружок

Срок реализации: 5 лет



Возраст учащихся: 7-13 лет

Редакционные изменения внесены в 2010 году

Составитель программы:

Лебединский Артем Юрьевич,

педагог дополнительного образования

I квалификационной категории

Москва

2007
Пояснительная записка


Направленность программы – художественно-эстетическая.

Актуальность

Занятия музыкой, и, в частности, игра на гитаре, помимо развития чисто музыкальных способностей (чувство ритма, музыкальный слух, музыкальная память и т.д.), также всесторонне развивают личность ребёнка. Освоение музыкальной грамоты развивает интеллект, сопереживание исполняемой музыке развивает эмпатию и расширяет спектр эмоциональных реакций ребёнка. Различные ассоциативные параллели между образами и явлениями окружающего мира и непосредственно исполняемым музыкальным материалом развивают образное мышление.

Занятия музыкой формируют такие положительные качества характера, как терпение, усидчивость, внимательность, способность мобилизоваться в стрессовой ситуации (концертные выступления).

В целом приобщение к музыкальной культуре существенно расширяет кругозор ребёнка, тем более что музыка напрямую связана с другими видами искусств.



Новизна данной программы заключается в том, что в ней особое внимание уделяется преодолению технических трудностей при обучении игре на классической гитаре. Технически грамотное владение инструментом позволяет избежать профессионального заболевания.

Педагогическая целесообразность

В классе специального музыкального инструмента учащийся приобретает навыки игры на классической гитаре. Главная задача педагога – воспитать у ученика чувство осознания значимости учебного материала. Например, для формирования технического мастерства необходимо у исполнителя создать правильное отношение к работе с гаммами, арпеджио и этюдами. Ученик должен понимать их значимость при овладении элементами исполнительского мастерства. Для того чтобы вызвать интерес у ученика, следует подбирать художественно-ценный, эмоционально-привлекательный материал. Техника игры на гитаре включает способы звукоизвлечения, положение и движение рук при игре, исполнительские приемы, которые позволяют воспроизводить те или иные элементы музыкальной фактуры, свойственные данному инструменту.



ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ КУРСА СПЕЦИАЛЬНОГО МУЗЫКАЛЬНОГО ИНСТРУМЕНТА (КЛАССИЧЕСКАЯ ГИТАРА)


Цель программы – помочь в формировании профессиональных навыков при обучении игре на гитаре.

Для преодоления практических проблем необходимо решать следующие задачи:



  • Развивать эмоциональную отзывчивость, сенсорные способности, ладовысотный слух, чувство ритма, формировать культуру звукоизвлечения;

  • Обучать игровым навыкам, добиваясь простоты, естественности и выразительности исполнения музыкального произведения;

  • Содействовать возникновению музыкального вкуса на основе полученных впечатлений и представление о музыке, формируя оценочные отношения к музыкальному произведению;

  • Развивать творческую активность во всех видах музыкальной деятельности детей;

  • Формировать самостоятельность, инициативу, стремление применять в повседневной жизни выученный репертуар.

Основной формой учебно-воспитательной работы является урок. В процессе урока следует использовать различные формы работы в зависимости от целей данного занятия, одаренности и подготовки учащегося, музыкального материала. Рекомендуется постоянно стимулировать развитие техники игры на инструменте. Начало работы лежит в организации игрового аппарата (устойчивая и удобная посадка во время исполнения, правильная постановка рук, исключающая мышечные напряжения и скованность). Успехи в значительной степени зависят от того, насколько правильно организованы домашние занятия. Цели и границы выполнения домашних заданий определяются педагогом в виде конкретных заданий, которые учащийся должен решать в процессе самостоятельной работы.

Наряду с практическим обучением игре на гитаре в задачи предмета входят:



  • формирование художественного вкуса;

  • расширение кругозора;

  • ознакомление с лучшими образцами русской, советской, зарубежной музыки;

  • изучение произведений современных композиторов;

  • привитие интереса к музыке путем развития музыкальных способностей.

Прогнозируемые результаты

К концу 1-го года обучения учащиеся

будут знать:


звукоряд, октавы, размещение нот на нотном стане, графическое изображение звуков и их длительности (ноты), графическое изображение промежутков между нотами (паузы), скрипичный ключ, такт, тактовая черта, тактовый размер, устройство гитары, строй гитары, расположение нот на грифе;
будут владеть:

правильной посадкой за инструментом, постановкой левой и правой руки, основными приемами звукоизвлечения;


будут уметь:

играть одноголосные мелодии, гаммы до мажор, соль мажор в 2 октавы, 2-3 этюда, 3-4 пьесы различного характера.


К концу 2-го года обучения учащиеся

будут знать:

способы звукоизвлечения, предусмотренные содержанием программы 2-го года обучения;

будут уметь:

играть гаммы ре мажор, ля мажор в пределах пройденных позиций, 2-3 этюдов

3-4 разнохарактерные пьесы;



овладеют игрой в III, IV, V позиции, игрой двухголосия.
К концу 3-го года обучения учащиеся

будут знать:

музыкальные штрихи, приемы игры на гитаре, предусмотренные содержанием программы 3-го года обучения;
научатся:

работать над извлечением звука, над кантиленой,

играть хроматическую гамму, 2-3 этюда, 3-4 разнохарактерных произведения.
К концу 4-го года обучения учащиеся

будут знать:

музыкальные штрихи, предусмотренные содержанием программы 4-го года обучения,

будут владеть:

рациональной механикой пальцев правой руки, аппликатурой правой руки, техникой скользящего удара;

будут уметь:

играть мажорные и минорные гаммы в 2-3 октавы в пределах пройденных позиций, 2-3 этюда, 3-4 пьесы, исполнять натуральные флажолеты.

К концу 5-го года обучения учащиеся

будут знать:

логику движений пальцев левой руки;
будут уметь:

играть мажорные и минорные гаммы в аппликатуре А.Сеговии, хроматические упражнения Д.Прата;

играть 2-3 этюда, выпускную программу согласно содержанию программы 5-го года обучения;
будут владеть:

приемами глиссандо и вибрация.


Данная образовательная программа по дисциплине «Классическая гитара» рассчитана на 5 лет обучения и предусматривает индивидуальные занятия в объеме 2 занятия в неделю продолжительностью по 30 минут каждое. Возраст обучающихся – 7-13 лет.

Предмет «Классическая гитара» имеет ярко выраженную специфику, внутреннюю логику последовательного прохождения материала, предполагает использование определенных форм работы с учетом возрастных особенностей детей младшего и среднего школьного возраста.



Промежуточная аттестация: в конце каждого учебного года проводится зачет, на котором учащиеся исполняют 2-3 разнохарактерных произведения.
Итоговой формой контроля знаний, умений и навыков по дисциплине является выпускной экзамен. Экзамен проводится в форме концерта и включает исполнение 4-5 произведений:

  1. Произведение с элементами полифонии

  2. Крупная форма (сонатина, рондо, сюита и пр.)

  3. Концертная обработка народной песни или танца

  4. Пьеса кантиленного характера

  5. Оригинальное произведение или пьеса по выбору.

Оценка знаний учащихся проводится по следующим критериям:

– оценка «отлично» выставляется учащемуся за исполнение программы на достаточно высоком уровне, с грамотным применением элементов агогики, динамики, артикуляции, стилевых особенностей, тембрального разнообразия, аппликатурной точности.

– оценка «хорошо» выставляется учащемуся, если он недостаточно полно раскрыл музыкальные и стилевые особенности произведения.

– оценка «удовлетворительно» выставляется, если учащийся сыграл текст музыкальных произведений без фразировки, динамических и агогических элементов.

– оценка «неудовлетворительно» выставляется, если учащийся подготовил к экзамену менее трех произведений, исполнял программу с частыми сбоями в игре, демонстрировал неверный текст.

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ ПРОГРАММЫ
Раздел I. Краткая история развития гитары и изучение гитарного репертуара до XIX века

1.1. Как и когда возникли струнные инструменты?

Первые упоминания. Струнные инструменты древнего Египта, их изображения на гробницах фараонов. Легенды о возникновении струнных инструментов. Этапы распространения: др. Греция, др. Рим, арабское государство, Европа, Россия.

Устройство гитары, названия элементов конструкции. Посадка с инструментом (скамеечка, ее высота), положение гитары, постановка рук, положение пальцев правой и левой руки при игре, перемещение рук при исполнении. Упражнения для правой и левой руки:

Звукоизвлечение способом апояндо поочередно на каждой открытой струне

Работа пальцев левой руки в позициях

Упражнение на синхронность движений пальцев обеих рук

Хроматическое упражнение «Вертушка»

1.2. Струнные инструменты – прародители гитары

Культурно-исторические предпосылки возникновения гитары. Струнные инструменты Востока, Италии, Греции, Китая, Индии. История названия инструмента.

Условные обозначения в нотации для гитары. Строй шестиструнной гитары. Звукоряд. Октавы. Тоновая структура. Принцип расположения нот на грифе гитары. Нотный стан. Расположение нот на нотном стане. Изображение нот. Изображение пауз. Длительность нот и пауз. Игра упражнений на длительность нот
1.3. Эволюция инструмента

Разнообразие видов и конструкций гитар, предшествующих ее современному виду.



1.4. Противостояние лютни и гитары

Известные придворные лютнисты эпохи Барокко. Первые гитаристы основоположники методик и школ. Работа с лютневыми сочинениями композиторов эпохи Барокко. Работа с гитарными сочинениями эпохи барокко. XVII век – период упадка.



1.5. Первый золотой век в развитии гитары

Романтизм. Выдающиеся гитаристы-композиторы эпохи романтизма.

Развитие национальных гитарных школ. Работа над произведениями европейских композиторов;

Италия – М.Джулиани, Ф.Карулли, М.Каркасси, Л.Леньяни.

Испания – Ф.Таррега, Ф.Сор, Д.Агуадо.

Франция – Н.Кост.

Австрия – Й. Мерц.

Россия – М. Соколовский, Н.Макаров, А.Сихра, М.Высотский.

Конец расцвета, появление новых концертных инструментов.

Работа над произведениями крупной формы XIX века.




Раздел II. Второй золотой век гитары
2.1. XX век – гитара полноправный концертный инструмент

Жизнь и творчество Андреса Сеговии (Испания). Работа над транскрипциями композиторов XVIII века (С.Л. Вайс, И.С. Бах, Ф. Гендель и др.)

Новые приемы игры и способы звукоизвлечения.

Изучение произведений композиторов (не гитаристов) создающих музыку для гитары – Х.Родриго, М. Торроба, Э. Вила-Лобос, М. Понсе, М. Кастельнуово-Тедеско и др. «Гитарные» произведения И.Альбениса.



2.2. Гитара в Латинской Америке

Работа над произведениями А. Барриоса, Д. Пернамбуко, А. Лауро, М.Луизы-Анидо, А. Диаса, Х. Кардоссо, Х. Мореля, Л. Альмейды и др.



2.3. Становление шестиструнной гитары в СССР

Жизнь и творчество основоположников советской гитарной школы: П. Агафошин (Москва), П. Исаков (Ленинград), К. Смага (Киев), А.Минеев (Урал)



2.4. Гитара в России и за рубежом сегодня

Исполнительское и композиторское наследие современных гитаристов:

Россия: композиторы – Н. Кошкин, В.Козлов, Евг. Баев, В. Ерзунов

исполнители – А.Бардина, В. Доценко, В.Кузнецов, В. Чабанов, Д.Илларионов, А.Дервоед и др.

Зарубежье: композиторы – Х. Кардоссо, Х. Морель, Р. Дьенс, К. Доменикони и др.

Работа над произведениями современных российских и зарубежных композиторов.


СОДЕРЖАНИЕ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ
Раздел I. Начальный этап обучения
1.1. Устройство гитары, названия элементов конструкции. Посадка с инструментом (скамеечка, ее высота), положение гитары, постановка рук, положение пальцев правой и левой руки при игре, перемещение рук при исполнении. Упражнения для правой и левой руки:

Звукоизвлечение способом апояндо поочередно на каждой открытой струне

Работа пальцев левой руки в позициях

Упражнение на синхронность движений пальцев обеих рук

Хроматическое упражнение «Вертушка»

1.2. Условные обозначения в нотации для гитары. Строй шестиструнной гитары. Звукоряд. Октавы. Тоновая структура. Принцип расположения нот на грифе гитары. Нотный стан. Скрипичный ключ. Расположение нот на нотном стане. Изображение нот. Изображение пауз. Метроритм. Такт. Тактовая черта. Затакт. Длительность нот и пауз. Игра упражнений на длительность нот.

1.3. Расположение нот II октавы на нотоносце. Расположение нот II октавы на грифе. Хроматическое упражнение «Вертушка» в V позиции. Нахождение любой заданной ноты II октавы (сыграть).

Знаки увеличения длительности нот.

1.4. Расположение нот I октавы на нотоносце. «Вертушка» в восходящем и нисходящем движении со сменой позиций: I – V – IX –V –I. Знаки альтерации. Ключевые и случайные знаки альтерации. Расположение нот I октавы на грифе. Исполнение нот I и II октав (с соблюдением аппликатуры). Знаки сокращения нотной записи. Расположение альтерированных нот на грифе. Расположение нот малой октавы на нотоносце. Исполнение нот трех октав с соблюдением аппликатуры.

1.5. Динамические оттенки. Обозначения темпа. Непарное деление длительностей. Интервалы. Аккорды. Лад. Тональность. Септаккорд. Исполнение одноголосных мелодий.


Раздел II. Работа над произведениями
2.1. Подготовительный этап

2.1.1. Взятие струны. Ногтевой способ звукоизвлечения. Уход за ногтями. Обработка ногтей.

2.1.2. Способы звукоизвлечения и законы их применения. Способы звукоизвлечения как средства выразительности для более полного раскрытия художественного образа в произведении.

2.1.3. Рациональная механика движений пальцев правой руки. Закономерности аппликатуры правой руки при игре способом апояндо.

2.1.4. Логика движений пальцев левой руки. Рациональность движений при взаимодействии пальцев правой и левой руки. Игра арпедио и хроматических упражнений (Д. Прат, М.Каркасси, Ф. Карулли, упражнение «Вертушка»

2.1.5. Исполнение гамм.

2.1.5.1. Гаммы с аппликатурой А.Сеговии. Закономерности аппликатуры правой руки при исполнении гамм. Гаммы терциями, секстами, октавами.

2.1.6. Исполнение штрихов на гитаре

2.1.6.1. Легато. Восходящее и нисходящее легато. Способы исполнения и достижения легато при игре. Игра упражнений на легато. Нон легато.

2.1.6.2. Стаккато. Способы исполнения и достижения стаккато при игре.

2.1.6.3. Исполнение других видов штрихов

2.1.7. Исполнение мелизмов на гитаре

2.1.7.1. Форшлаг. Мордент. Группетто. Трель.

2.1.8. Приемы игры на гитаре

2.1.8.1. Барре. Тремоло. Тремоландо. Глиссандо. Вибрация. Флажолеты. Пиццикато. Пульгар. Тамбурин. Расгеадо.
2.2. Разбор и выучивание произведений зарубежных композиторов различных эпох

2.2.1. Изучение произведений композиторов эпохи барокко:

Г. Санз, А. Мударра, В. Брещианелло, В. Галилей, Ф. да Милано, Л. Милан.

2.2.2. Изучение произведений композиторов эпохи классицизма:

С. Л. Вайс, И. С. Бах, Ф. Гендель, Л. Боккерини, М. Рокамора, Р. де Визе,

Б. Калатаюд, М. Венто, Ж.Ф. Рамо.

2.2.3. Изучение произведений композиторов эпохи романтизма:

М. Джулиани, Л. Леньяни, Ф. Карулли, Ф. Сор, Ф. Таррега, Д. Агуадо,

Н. Кост, И. Мертц, М. Льобет.

2.2.4. Изучение произведений композиторов XX века:

А. Барриос, Д. Пернамбуко, А. Лауро, М.Луиза-Анидо, А. Диас, Х. Кардоссо, Х. Морель, Л. Альмейда и др.
2.3. Становление шестиструнной гитары в СССР
2.3.1. Жизнь и творчество основоположников советской гитарной школы: П. Агафошин (Москва), П. Исаков (Ленинград), К. Смага (Киев), А.Минеев (Урал)

2.4. Гитара в России и за рубежом сегодня

2.4.1. Исполнительское и композиторское наследие современных гитаристов:

Россия: композиторы – Н. Кошкин, В.Козлов, Евг. Баев, В. Ерзунов

исполнители – А.Бардина, В. Доценко, В.Кузнецов, В. Чабанов, Д.Илларионов, А.Дервоед и др.

Зарубежье: композиторы – Х. Кардоссо, Х. Морель, Р. Дьенс, К. Доменикони и др.

Работа над произведениями современных российских и зарубежных композиторов.

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ ПО ГОДАМ ОБУЧЕНИЯ

1 год обучения

Краткий курс нотной грамоты

Звукоряд. Октавы

Размещение нот на нотном стане (нотоносце)

Графическое изображение звуков и их длительности (ноты)

Графическое изображение промежутков между нотами (паузы)

Скрипичный ключ

Такт. Тактовая черта. Тактовый размер.

Начальный этап практических занятий

Устройство гитары

Строй гитары

Расположение нот на грифе

Посадка с инструментом

Постановка левой руки

Постановка правой руки

Апояндо


Игра одноголосных мелодий

I, II позиции

Упражнение «вертушка»

Гаммы До мажор, Соль мажор в 2 октавы

4-6 этюдов

4-6 пьес различного характера



Примерный репертуарный список

Пьесы

Украинская нар. песня «Черная коровка»

Русская нар. песня «Ходит зайка по саду»

Украинская нар. песня «Дударик»

Белорусская нар. песня «Савка и Гришка»

Русская нар. песня «Степь да степь кругом»

Русская нар. песня «Во саду ли, в огороде» Обр. Е.Ларичева

Русская нар. песня «Ивушка» Обр. Н.Михайленко

М.Каркасси Полька

К.Виленский Прелюдия

М.Каркасси Вальс

А.Диабелли Скерцо

Ф.Молино Рондо

Ф.Сор Менуэт



Этюды
Ф.Сор Этюды (по выбору)

А.Иванов-Крамской Этюды (по выбору)


следующая страница >>