Данная исследовательская работа предполагает изучить образ Бабы-Яги в русских народных сказках и мультфильмах - polpoz.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1страница 2
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
«Оркестр русских народных инструментов» 1 47.55kb.
Образ коренных жителей сибири в есиповской и строгановской летописях 1 88.12kb.
Мода и красота в античном мире: Древняя Греция и Рим 1 24.39kb.
Бывают на свете «бой-бабы», «гром-бабы», «бабы-стервы». Их не так... 1 20.06kb.
Исследовательская работа Удивительный мир кристаллов 1 260.52kb.
Участников программы встречают персонажи в русских народных костюмах... 1 162.58kb.
В рамках научного общества систематически проводится исследовательская... 2 495.77kb.
Лабораторная работа Использование стандартных компонентов в C++ Builder 1 87.04kb.
Сценарий праздника русских народных ремесел 1 41.54kb.
Научно-исследовательская работа по подготовке документа территориального... 21 8038.91kb.
Практическая работа 1 по тау для специальности тмс анализ функциональной... 1 112.66kb.
В каком году рассчитывай… (Заметки к вечному сюжету «Литература и... 1 30.89kb.
1. На доске выписаны n последовательных натуральных чисел 1 46.11kb.

Данная исследовательская работа предполагает изучить образ Бабы-Яги в русских народных - страница №1/2

ШКОЛЬНАЯ НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ

ПЕРВЫЕ ШАГИ В НАУКУ - 2011



КТО ТЫ БАБА-ЯГА?

.

Автор исследования:



Южакова Анастасия

Алексеевна,

обучающаяся 4 «А» класса

МАОУ СОШ №1

г. Заводоуковска

Руководитель: Кащеева

Светлана Константиновна,

учитель начальных классов

МАОУ СОШ №1

г. Заводоуковска.

Заводоуковск.

«Кто ты Баба-Яга?»

Южакова Анастасия Алексеевна,

Россия, Тюменская область, город Заводоуковск,

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«Заводоуковская средняя общеобразовательная школа №1»

4 «А» класс.
Краткая аннотация.

Данная исследовательская работа предполагает изучить образ Бабы-Яги в русских народных сказках и мультфильмах.

Узнать, как появилась Баба-Яга, выяснить значение имени, описать её облик, изучить характер. Исследовать какие поступки совершает Баба-Яга: хорошие или плохие. Определить добро или зло несёт в себе этот образ.

Проведенные исследования подтвердили гипотезу о том, что Баба-Яга в разных сказках и мультфильмах может быть разной.

«Кто ты Баба-Яга?»

Южакова Анастасия Алексеевна,

Россия, Тюменская область, город Заводоуковск,

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«Заводоуковская средняя общеобразовательная школа №1»

4 «А» класс.


Аннотация.

Я очень люблю читать книги. Особенно мне нравятся сказки, где главной героиней является Баба-Яга. Мне казалось, что Баба-Яга злая и вредная ведьма и колдунья.

Но когда я прочитала книгу «Домовёнок Кузька в гостях у Бабы-Яги», где я увидела, что в первой части Баба-Яга злая, вредная, а во второй части она добрая, встречает гостей, дарит им подарки. Мне стало интересно, какая же она - Баба Яга: злая или добрая.

Мы задумались над этим вопросом и решили провезти исследование.

Перед собой мы поставили цель:

исследовать образ Бабы Яги в русских народных сказках, мультфильмах и определить добро или зло несёт в себе этот образ.

Для реализации поставленной цели мы предполагаем, решить следующие задачи:

1. Выяснить, как появился образ Бабы-Яги.

2. Описать облик Бабы-Яги, выяснить какой у нее характер.



3. Определить, какие поступки: хорошие или плохие совершает Баба Яга в сказках и мультфильмах.

4. Узнать, как относятся взрослые и дети к Бабе Яге.

Гипотеза: мы предположили, что Баба Яга может быть разной: и доброй и злой.

Предмет исследования: Образ Бабы Яги.

Объект исследования: художественные произведения, мультфильмы с участием Бабы Яги.

Методы исследования:

  1. Теоретическое исследование;

  2. Анализ;

  3. Сравнение;

  4. Анкетирование;

  5. Собеседование;

  6. Обобщение.

Этапы исследования:

1 этап: сбор и классификация литературы с участием Бабы Яги.

2 этап: чтение статей в энциклопедиях о Бабе Яге; чтение статей в толковых словарях; чтение русских народных и авторских сказок; просмотр фильмов и мультфильмов с участием Бабы Яги.

3 этап: анализ её поступков; составление таблиц.

4 этап: анкетирование среди одноклассников и учителей школы.

5 этап: сопоставление результатов своего исследования и результатов анкетирования одноклассников и учителей.

6 этап: выводы по результатам исследования.

В ходе исследования мы доказали истинность выдвинутой гипотезы о том, что Баба- Яга может быть разной: и доброй и злой.

План исследования.

Исследования по теме «Кто ты Баба-Яга?» мы начали в октябре 2011 года со сбора и классификация литературы с участием Бабы Яги.

В ноябре мы работали со статьями в энциклопедиях о Бабе Яге; изучали статьи в толковых словарях; читали русские народные и авторские сказки; просматривали фильмы и мультфильмы с участием Бабы Яги.

В декабре работали с Интернет ресурсами.

В январе 2012 года мы провели анкетирование среди ребят четвертых классов и педагогов нашей школы.

В феврале проанализировали результаты своего исследования и анкетирования и сделали выводы.

«Кто ты Баба-Яга?»

Южакова Анастасия Алексеевна,

Россия, Тюменская область, город Заводоуковск,

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«Заводоуковская средняя общеобразовательная школа №1»

4 «А» класс.

Аннотация.

Я очень люблю читать книги. Особенно мне нравятся сказки, где главной героиней является Баба-Яга. Мне казалось, что Баба-Яга злая и вредная ведьма и колдунья.

Но когда я прочитала книгу «Домовёнок Кузька в гостях у Бабы-Яги», где я увидела, что в первой части Баба-Яга злая, вредная, а во второй части она добрая, встречает гостей, дарит им подарки. Мне стало интересно, какая же она - Баба Яга: злая или добрая.

Мы задумались над этим вопросом и решили провезти исследование.

Перед собой мы поставили цель:

исследовать образ Бабы Яги в русских сказках, мультфильмах, фильмах и определить добро или зло несёт в себе этот образ.

Для реализации поставленной цели мы предполагаем, решить следующие задачи:

1. Выяснить, как появился образ Бабы-Яги.

2. Описать облик Бабы-Яги, выяснить какой у нее характер.



3. Определить, какие поступки: хорошие или плохие совершает Баба Яга.

4. Узнать, как относятся взрослые и дети к Бабе Яге.

Гипотеза: мы предположили, что Баба Яга может быть разной: и доброй и злой.

Предмет исследования: Образ Бабы Яги.

Объект исследования: художественные произведения, мультфильмы с участием Бабы Яги.

Методы исследования:

  1. Теоретическое исследование;

  2. Анализ;

  3. Сравнение;

  4. Анкетирование;

  5. Собеседование;

  6. Обобщение.

Этапы исследования:

1 этап: сбор и классификация литературы с участием Бабы Яги.

2 этап: чтение статей в энциклопедиях о Бабе Яге; чтение статей в толковых словарях; чтение русских народных и авторских сказок; просмотр фильмов и мультфильмов с участием Бабы Яги.

3 этап: анализ её поступков; составление таблиц.

4 этап: анкетирование среди одноклассников и учителей школы.

5 этап: сопоставление результатов своего исследования и результатов анкетирования одноклассников и учителей.

6 этап: выводы по результатам исследования.

Баба Яга, самый древний, загадочный и любимый всеми сказочный образ.

Её имя состоит из двух слов: баба и яга.

В толковом словаре русского языка И. Ожегова(с.33) мы прочитали толкование слова «баба»- это замужняя женщина, или бабушка.

А в «Большом иллюстрированном толковом словаре русского языка» В.Даля даётся толкование:

«Яга, ягая, ягавая»- род ведьмы, злой дух, под личиною безобразной старухи.(стр. 347)

В толковом словаре живого великорусского языка В. Даля словаре мы прочитали (т. №1, стр 32)

Баба-Яга – сказочное страшилище, большуха над ведьмами, подручница сатаны.

В вопросе о том, как попала Баба-Яга в русские сказки, и почему ее так зовут, исследователи до сих пор не пришли к общему мнению.

В книге В. П. Аникина «К мудрости ступенька» (стр. 41-45 ) мы прочитали, что



Ба́ба - Яга́ — персонаж славянской мифологии и фольклора славянских народов, старуха-чародейка, наделённая магической силой, ведунья, оборотень. Она живет в глухом лесу в избушке на курьих ножках, летает в ступе, погоняя ее пестом и заметая след метлой. Любит полакомиться человечиной - маленькими детьми и добрыми молодцами.

По одной из версий, Баба-Яга - это проводник в потусторонний мир. Живет на границе миров живых и мертвых, где-то в "тридевятом царстве". А знаменитая избушка на курьих ножках — как бы проходная в этот мир; потому и нельзя в нее войти, пока она не повернется к лесу задом. В пользу этой гипотезы говорят такие детали.

В древности умерших хоронили в домовинах — домиках, расположенных над землей на очень высоких пнях с выглядывающими из-под земли корнями, похожими на куриные ноги. Домовины ставились таким образом, чтобы отверстие в них было обращено в противоположную от поселения сторону, к лесу. Умерших хоронили ногами к выходу, и если заглянуть в домовину, можно было увидеть только их ноги - отсюда и произошло выражение «Баба-Яга костяная нога».

Сама Баба-Яга - страшная, злая, слепая, волосы расплетенные, косматые, нос в потолок врос. Передвигается Баба-Яга подобно ведьме или нечистому духу. В сказках она ездит в железной ступе, погоняя ее пестом, заметая следы помелом.

Раньше был обычай: когда умершего, везли на санях в последний путь, за ним заметали санный след, чтобы не вернулся в мир живых.

По другой версии, прототип Бабы-Яги - ведуньи, знахарки, которые лечили людей. Часто это были нелюдимые женщины, жившие вдали от поселений, в лесу.

Страсть Бабы-Яги поджаривать детей в печи на лопате напоминает обряд "перепекания", или "припекания", младенцев, больных рахитом или атрофией: ребенка заворачивали в "пеленку" из теста, клали на деревянную хлебную лопату, и трижды всовывали в горячую печь. Затем его разворачивали, а тесто отдавали на съедение собакам.

Сторонники третьей версии видят в Бабе-Яге Великую Мать - могущественную богиню или мудрую жрицу. Во времена охотничьих племен такая жрица-ведунья распоряжалась обрядом «посвящения в полноправные члены общины». Обряд заключался в том, что мальчиков-подростков уводили в глубину леса, где они проходили обучение, чтобы стать настоящим охотником. Он сопровождался телесными истязаниями и повреждениями. Поэтому этого обряда боялись, особенно мальчики и их матери.

Что делает сказочная Баба-Яга? Она похищает детей и уносит их в лес, жарит их (символически пожирает), а также дает полезные советы выжившим, то есть прошедшим испытание. По мере развития земледелия этот обряд исчез. Но страх перед ним остался. Так образ ведуньи, проводившей важные обряды, перешёл в образ косматой, страшной, кровожадной ведьмы, которая похищает детей и съедает их.

Есть и другие версии, согласно которым баба-Яга пришла в русские сказки из Индии ("баба-яга" - "наставник йоги"), из Центральной Африки (рассказы русских моряков об африканском племени людоедов - ягга, которыми руководила женщина-королева).

Таким образом, мы видим, что Баба-Яга - это многоликий сказочный персонаж, вобравший в себя множество символов и мифов прошлого.

Бабу Ягу чаще всего можно увидеть на страницах русских народных сказок.

Какой предстаёт перед нами Баба Яга в этих сказках? Что несёт она в себе: зло или добро? Положительный этот образ или отрицательный? Чтобы ответить на этот вопрос, мы прочитали русские народные и авторские сказки, просмотрели фильмы и мультфильмы с участием Бабы-Яги. (приложение 1):


  1. Марья –Моревна.

  2. Сказка про Василису Прекрасную.

  3. Василиса Прекрасная.

  4. Баба-Яга.

  5. Баба Яга и заморышек.

  6. Золотой конь.

  7. Гуси-лебеди.

  8. Сказка о молодильных яблочках и живой воде.

  9. Царевна – Лягушка.

  10. Пёрышко Финиста Ясна- сокола.

  11. Поди туда-не знаю куда, принеси то-не знаю что.

  12. Заколдованная королевна.

13.Иван Свитанник.

14.Пилипка-сынок.

Во всех сказках, мне кажется, Баба Яга выглядит одинаково. Это всегда старуха с костяной ногой. В некоторых сказках она безобразная: например, в сказке «Финист-Ясный сокол» описана так: «…баба-яга — костяная нога, ноги из угла в угол, губы на грядке, а нос к потолку прирос...»

«Царевна-лягушка»: «.. на печи, на девятом кирпиче, лежит Баба-Яга, костяная нога, зубы – на полке, а нос в потолок врос».

«Марья-Моревна»: «… в избушке сидит Баба Яга, костяная нога, нос в потолок врос, руки как крюки».

Баба-Яга - повелительница зверей. Все у неё в подчинении ходят. Верно, служат ей серые волки, гуси-лебеди, рыбы, кот. И сама Баба-Яга имеет способность обращаться в разных птиц и зверей.

А для того, чтобы попасть к Бабе Яге, приходится идти долго, преодолевая разные препятствия. В сказке «Василиса Прекрасная» Василиса шла всю ночь и весь день, только к следующему вечеру вышла на полянку, где стояла избушка Бабы Яги.

Марьюшка из сказки «Финист-Ясный сокол» шла чистым полем, шла темным лесом, высокими горами, износила башмаки железные, посох железный изломала и колпак железный порвала, пока пришла к избушке Бабы Яги.



В «Сказке о молодильных яблочках и живой воде»: «… Ехал он долго ли, коротко ли, низко ли, высоко ли, по зеленым лугам, по каменным горам, ехал день до вечеру - красна солнышка до закату - и наезжает на избушку…»

Значит, живёт Баба Яга очень далеко в дремучем лесу, в самой чаще, куда непросто попасть.

Кто же встречается в сказках с Бабой Ягой? По какой причине герой сказки попадает в такое неприятное место?

В некоторых сказках у Бабы Яги оказываются дети. Баба Яга хочет их съесть и предлагает сесть на лопату, чтобы она могла посадить их в печь.

Детей или похищает сама Баба Яга, как в сказке «Терешечка», или по ее приказу крадут детей гуси, как в сказке «Гуси-лебеди», а бывает, их заманивают туда помощники Бабы Яги. Так было в фильме «Золотые Рога».

Но в этих сказках дети оказались у Бабы Яги потому, что не послушали своих родителей. Машенька не за братцем смотрела, а с подружками играла, девочки из сказки «Золотые Рога» пошли туда, куда запретила им мама. И брат их оказался у Яги тоже из-за того, что ослушался маму. В этих сказках детей Яга не съела, всем им удалось от нее сбежать, но для этого им пришлось обмануть Ягу, проявить смелость, смекалку или попросить помощь у других героев, которые помогали детям за их хорошее отношение к ним.

Иногда к Бабе Яге отсылают своих падчериц-рукодельниц, красавиц мачехи, как в сказке «Баба Яга».

Взрослые попадают к Бабе Яге почти всегда по своей воле, они специально ищут ее. Кто же, кроме неё, может помочь добрым молодцам спасти своих красавиц? И всех она сначала напоит, накормит и спать уложит. Баба Яга много знает, особенно про волшебный мир, который отличается от мира людей. У нее есть волшебные предметы, которыми она дает героям сказок.

Получается, что в данных ситуациях Баба Яга добрая, мудрая – она помогает тем, кто обратился к ней за помощью.Даёт советы, как везти себя герою. Например; в сказках: «Марья Моревна», «Баба Яга», «Баба Яга и Заморышек» героям, пришедшим за помощью, Баба Яга соглашается помочь. Но она проверяет, их заставляет выполнить какие-либо задания. Например, в сказке «Марья–Моревна»: … "Здравствуй, бабушка!" - "Здравствуй, Иван-царевич! Почто пришел - по своей доброй воле аль по нужде?" - "Пришел заслужить у тебя богатырского коня!" - "Изволь, царевич! У меня ведь не год служить, а всего-то три дня; если упасешь моих кобылиц - дам тебе богатырского коня, а если нет, то не гневайся - торчать твоей голове на последнем шесте!"

В сказке «Баба Яга»: «Хорошо, племяннушка, дам тебе иголочку да ниточку, а ты садись покуда поработай!»

В сказке «Царевна-Лягушка» Баба Яга она помогла Ивану-царевичу разгадать тайну смерти Кощея и спасти Василису.

А есть такие сказки, в которых Баба Яга помогает героям, не желая им зла. Но сразу при встрече она их пытается напугать, говорит: «Тьфу, тьфу, русским духом пахнет! Красная девушка, дело пытаешь аль от дела лытаешь?» или «-Фу, фу, русского духу слыхом не слыхано, видом не видано, а нынче русский дух сам пришел! Вот изжарю тебя в печи да съем и на косточках покатаюсь….». И если герои не испугались, говорили ласково, то Баба Яга им и предметы волшебные даёт, и дорогу подскажет.

Получается, что в русских народных сказках одолеть Бабу Ягу или заслужить ее сочувствие и помощь могут не все. Остаются невредимыми только те, кто проявил выдержку, смелость, не испугался её; был с Ягой вежливым; помогал слабым, был умным, смог перехитрить Бабу Ягу; сумел выполнить задание Яги.

Проанализировав сказки, мы составили такую таблицу:


«Баба Яга в русских народных сказках»


Название сказки


Поступок Бабы Яги

Хороший или плохой поступок

Терешечка

Хотела съесть Терешечку

Плохой

Марья-Моревна

Хотела погубить Ивана-царевича

Плохой

Василиса Прекрасная

Хотела съесть Василису

Плохой

Сказка про Василису Премудрую

Помогла Иванушке найти Василису

Хороший

Баба Яга

Хотела съесть девочку

Плохой

Баба Яга и заморышек

Хотела всех погубить

Плохой

Золотой конь

Рассказала, как достать гусли

Плохой

Гуси-лебеди

Похитила ребёнка, чтобы съесть

Плохой

Сказка о молодильных яблочках и живой воде

Дала совет, как найти воду и яблоки

Хороший

Царевна-лягушка

Дала совет, чтобы победить Кощея Бессмертного

Хороший

Финист-Ясный сокол

Помогла Марьюшке найти Финиста-ясного сокола

Хороший

Поди туда – не знаю куда, принеси то – не знаю что

Помогла Андрею-стрелку

Хороший

Заколдованная королевна

Помогла найти королевну

Хороший

Иван Свитанник

Хотела выколоть глаза Ивану

Плохой

Пилипка-сынок

Хотела съесть Пилипку

Плохой

Кроме русских народных сказок, Баба-Яга встречается и в авторских сказках, фильмах и мультфильмах. Какой предстает Баба-Яга в них? Чтобы ответить на этот вопрос мы прочитали и просмотрели следующие сказки, фильмы и мультфильмы:



  1. Морозко.

  2. Золотые рога.

  3. Новогодние приключения Маши и Вити.

  4. Книга мастеров.

мультфильмы:

  1. Летучий корабль.

  2. Ивашка из дворца пионеров.

  3. Домовёнок Кузька в гостях у Бабы-Яги.

  4. Ну, погоди! (выпуск 16).

  5. Добрыня Никитич и Змей Горыныч.

  6. Бабка Ёжка и другие.

авторские сказки:

1.Э. Успенский. Вниз по волшебной реке.

2.К. Матюшкина. Веники еловые или приключения Вани в лаптях и сарафане.

3.А.Ремизов. Светящиеся черепа.

4.Е. Шварц. Два клёна.

Проанализировав поведение Бабы –Яги, мы составили таблицу:



«Баба Яга в современных авторских сказках, фильмах и мультфильмах»

Название мультфильма/фильма

Поступок Бабы Яги

Плохой или хороший поступок

Морозко

Хотела погубить героев

Плохой

Золотые рога

Похитила дочерей Евдокии и превратила их в ланей

Плохой

Новогодние приключения Маши и Вити

Хотела съесть Машу и Витю

Плохой

Летучий корабль

Сказали заклинание

Хороший

Ивашка из дворца пионеров

Хотела съесть Ивашку

Плохой

Домовёнок Кузя

Заботилась о Кузе

Хороший

Ну, погоди!

Веселила героев

Хороший

Бабка Ёжка и другие

Заботилась о девочке, которую нашла

Хороший

Книга мастеров

Дала живую воду

Хороший

Добрыня Никитич и Змей Горыныч

Хотела погубить Забаву

Плохой

Э.Успенский. Вниз по волшебной реке

Помогла главным героям

Хороший

К.Матюшкина. Веники еловые или приключения Вани в лаптях и сарафане

Помогла главным героям

Хороший

А.Ремизов. Светящиеся черепа

Хотела погубить девочку

Плохой

Е. Шварц. Два клёна

Заколдовала сыновей Василисы работницы

Плохой

В авторских сказках мы увидели, что Баба-Яга совсем другая. Здесь характер её стал мягче: она уже почти не делает гадостей и совсем не ест людей. С особой симпатией Баба-Яга относится к детям. И больше она похожа на добрую деревенскую бабушку, чем на злую колдунью. Пример этому – авторская сказка Эдуарда Успенского «Вниз по волшебной реке». Здесь Баба Яга не только приютила Митю, но и отправилась вместе с ним спасать царство.

В мультфильме «Летучий корабль» их много. Это весёлые поющие бабульки. Таким образом, мы видим, что Баба-Яга творит множество добрых дел.

Образ Бабы-Яги встречается и в жанре фольклора.

Наряду с народными и авторскими сказками о Бабе Яге известны дразнилки. В них отмечаются действительные и мнимые недостатки людей, которых хотят высмеять, осудить в них пороки или просто обидеть в отместку за причинённое зло, подразнить. Например:

Бабка Ежка

Костяная ножка,

По улице шла,

Рубль нашла,

Побежала на лужок

И купила пирожок!

*

Бабка Ёжка,



Костяная ножка,

С печки упала,

Ножку сломала,

А потом и говорит:

- У меня живот болит!

*

Баба Яга,



На лбу рога,

Высунь бородавки,

Дам тебе пиявки!

*

Баба Яга,



На лбу рога,

Выглянь из избушки,

Дам кусок лягушки!

А еще сейчас есть целая серия компьютерных игр «Баба Яга учится….», которая помогает малышам 5-7 лет научиться читать и считать, изучать иностранные языки. А помощница малышей в этих играх – милая Баба Яга.

Вот такой разный показан образ Бабы-Яги.

Нам стало интересно узнать, как относятся взрослые и дети к Бабе Яге. Мы поинтересовались, что думают ученики и учителя об этой героине. Для этого мы составили анкету и опросили 79 учащихся и 55 учителей нашей школы.

Приложение№1.

Большинство учеников (54) считают Бабу Ягу злой волшебницей, колдуньей, а большинство учителей считают, что она добрая волшебница – 25.

Учащиеся считают Бабу Ягу злой и жестокой – (57 и 34 выбора), а взрослые считают её доброй и мудрой (26 и 15 выборов).

У меня возник вопрос: «Почему взрослые Ягу считают доброй и мудрой, а дети злой и жестокой?»

Мы уточнили мнение детей и взрослых. Получили такие ответы:

Некоторые дети и взрослые считают, что Баба Яга помогает добрым молодцам спасти своих красавиц. А есть взрослые и дети боятся Бабу Ягу, потому что она ворует детей и не прочь кого-нибудь поджарить.

Поэтому отношение к Бабе Яге у детей и взрослых разное. Нам кажется, что отношение к Бабе – Яге зависит от того. Какие книги прочитали, и какие посмотрели фильмы? Оказывается мнение о Бабе –Яге зависит от того, какие посмотрели фильмы и прочитали книги, где главная героиня Баба-Яга.

Оказывается, мнение о Бабе Яге меняется с возрастом.


Оказалось, что Баба Яга всегда разная. У нее много ролей, много всегда видов. Она бывает и доброй, и злой. С ее помощью учат маленьких детей слушаться родителей. Рассказывают нам о том, что доброта, ум, вежливость и смелость помогают не только дойти до цели, но и остаться в живых, остаться человеком. Сама Баба Яга совсем не милая старушка, а все же страж между добром и злом, и может быть и на стороне добра, и на стороне зла. В народных сказках она чаще пугающая, страшная. А в современности ее чаще представляют доброй старушкой, помощницей героев.

Благодаря своему исследованию я узнала много нового и интересного. И у меня возникло желание рассказать своим одноклассникам и друзьям, о том, что Баба-Яга бывает разной. Нужно просто побольше узнать о ней, читать книги, смотреть фильмы с её участием. Тогда может быть и у вас изменится мнение о Бабе-Яге. узнать больше о Бабе Яге.


Так кто же она такая – Баба Яга? Даже прочитав десятки толстых томов и проведя тщательный анализ её образа, в этом человек трудно разобраться, потому что Баба Яга никогда не раскрывает всех своих тайн и остаётся вечной загадкой для


Кто такая Баба Яга?

Какая Баба Яга?

Злая волшебница, ведьма




Злая




Добрая колдунья




Добрая




Добрая помощница героев




Мудрая




Смешная




Красивая




Жестокая




Весёлая



Результаты анкетирования представлены в следующих диаграммах:



Какая Баба Яга?

Учащиеся

Учит

Список литературы

  1. Большая книга русских народных сказок / М.: Планета детства, 2003.

2. Даль В. И. Большой иллюстрированный толковый словарь русского

языка / В. И. Даль – М.: Астрель, 2009г.

3. Ожегов С.И. Словарь русского языка / С.И. Ожегов - М.: ОНИКС Мир и Образование, 2008г.-366с.

4. Даль В. И. Толковый словарь живого великорусского языка / В. И. Даль

М.: Русский язык, 1978г. – 508с.

5. Аникин В. П. «К мудрости ступенька» / В. П. Аникин – М.: Детская

литература, 1982г. – 45с.

6. Аникин В. П. « Русская народная сказка. Пособие для учителей» /

В. П. Аникин – М.: Просвещение, 1977г. – 119с.

7. Лебёдушка: Русские волшебные сказки. М.: Детская литература, 1983.

8. Матюшкина К. Веники еловые или приключения Вани в лаптях и сарафане/К.Матюшкина. –М: Астрель, 2009.

9. Мифы народов мира / М.: Советская Энциклопедия, 1987.

10. Сказки народов мира / сост. Л.В.Ханбеков. – Минск: Юнацтва, 1985.

11. Успенский Э. Вниз по волшебной реке/Э.Успенский. – М: Астрель, 2007.

12. Чудесные русские сказки. М: Эксмо, 2004.

13. http://www.zankovcom/lit-met3.htm -- статьи по изучению нар. сказок

14. http://ww.paganism.ru/babayagahtm - о происхождении образа

15. http://www.trud.ru/Arhiv2002/03/15/200203150440604.htm- картинки

16. http://myfhology.narod.ru/heroes/b/baba-yaga.htm - о славянских мифах

17. http://sueverija.narod.ru/Muzei/Jaga.htm - о суевериях и обрядах

18. http://wikipendia.ru

Содержание

Введение……………………………………………………………………..1

Глава 1.Теоретическая часть

1.1.Значение имени Бабы Яги………………………………………………3

1.2.Образ Бабы Яги в сказках, фильмах, мультфильмах…………………9

Глава 2.Практическая часть……………………………………………….12

Глава 3. Выводы……………………………………………………………18

Литература ………………………………………………………………....19




ГУО «Гимназия №3 г. Бреста»

Выполнила

ученица 4 «Б» класса

Шумская Вероника.

Руководитель

Симонюк Елена Николаевна,

учитель начальных классов

Брест, 2011

Слайд 1-2-3

Здравствуйте, уважаемые гости и участники конференции! Я, ученица

4 «Б» класса гимназии №3 г.Бреста Шумская Вероника, приглашаю вас в чудесный мир сказок. Речь сегодня пойдёт о самой знаменитой сказочной героине – Бабе Яге.

Я прочитала книгу Кати Матюшкиной «Веники Еловые или приключения Вани в лаптях и сарафане». В ней рассказывается о том, как Баба Яга вместе с девочкой, которую она нашла совсем маленькой в капустном поле и вырастила как свою дочку, пытались победить Кощея Бессмертного. В этой сказке Баба Яга мне была совсем и не страшной, а скорее симпатичной, и я сопереживала ей и ждала ее победы. Но когда мама читала мне и сестре русскую народную сказку «Гуси-лебеди», я поняла, что в этой сказке она вредная злобная старуха, которая приказала гусям похитить ребенка, чтобы его съесть. И мне стало интересно, какая же она - Баба Яга: злая или добрая.



Слайд 4

Цель работы: уточнение образа Бабы Яги.

Для достижения цели были поставлены следующие задачи:

- узнать значение имени Бабы Яги, где она живёт;

- узнать, какие поступки совершает Баба Яга в сказках и мультфильмах.

- узнать, как относятся взрослые и дети к Бабе Яге;

Слайд 5

Гипотеза: мы предположили, что образ Бабы Яги может быть разный.

Слайд 6-7

Чтобы узнать значение имени Бабы Яги, мы читали энциклопедии, толковые словари.

Баба – первая часть имени показывает, что она старая женщина.

Ведь наши слова « баба», «бабушка» предназначены для обозначения намного старших людей.

Современный толковый словарь русского языка Т.Ф.Ефремовой говорит, что "ЯГА" это – шуба мехом наружу.

Также возможно, что слово «яга» произошло от древнего русского слова «ягать», что означает «ругаться, кричать».

Получается, что, возможно, Баба Яга – это пожилая женщина, которая, возможно, носит шубу мехом наружу и ругается, кричит.

Слайд 8

Чтобы узнать, как выглядит Баба Яга и какие поступки она совершала, я прочитала русские и белорусские народные сказки, авторские сказки просмотрела фильмы и мультфильмы с участием Бабы Яги.

Во всех сказка, мне кажется, Баба Яга выглядит одинаково. Это всегда старуха с костяной ногой. В некоторых сказках она безобразная: например, в сказке «Финист-Ясный сокол» описана так: «…баба-яга — костяная нога, ноги из угла в угол, губы на грядке, а нос к потолку прирос...»

Слайд 9

А для того, чтобы попасть к Бабе Яге, приходится идти долго, преодолевая разные препятствия. Дом у Бабы Яги – это избушка на курьих



«…и привела его тропинка в дремучий лес. Пусто кругом, не видать души человеческой. Только стоит избушка одна-одинёшенька, на курьей ножке, об одном окошке, со крутым крыльцом.» «Сказка про Василису Премудрую»

Слайд 10

Передвигается Баба-Яга в ступе, погоняя ее пестом, заметая следы помелом. «Вдруг слышит Василиса – земля дрожит, ходуном ходит. Это Баба Яга в ступе летит, пестом погоняет, помелом след заметает» -- так описано появление Бабы Яги в сказке «Василиса Прекрасная».



Слайд 11

Прочитав сказки, просмотрев фильмы с участием Бабы Яги, я проанализировала её поступки.

Кто же встречается в сказках с Бабой Ягой? По какой причине герой сказки попадает в такое неприятное место?

В этих сказках у Бабы Яги оказываются дети. Их или похищает сама Баба Яга или по её приказу крадут детей гуси, а бывает, их заманивают туда помощники Бабы Яги.



Слайд 12

В этих сказках и фильмах Баба Яга стремится погубить героев, которые попали к ней.



Слайд 13

А о том, что она не всегда злючка, она и сама иногда вспоминает.

Кто же, кроме Бабы Яги, может помочь добрым молодцам спасти своих красавиц? Во многих произведениях Баба Яга дарит героям волшебные предметы, даёт советы, подсказывает, к кому обратиться за помощью.

Слайд 14

В этих сказках и фильмах Баба Яга совершает добрые поступки, так как помогает героям.



Слайд 15

А еще сейчас есть целая серия компьютерных игр «Баба Яга учится….», которая помогает малышам 5-7 лет научиться читать и считать, изучать иностранные языки. А помощница малышей в этих играх – милая Баба Яга.



Слайд 16

Значит, Бабу Ягу нельзя считать только злобной и сварливой колдуньей. Она может быть и доброй, и злой. Наша гипотеза подтвердилась.



Слайд 17-18

Для нашего исследования представляет интерес отношение взрослых и детей к образу Бабы Яги. Нам стало любопытно: что думают ученики и учителя об этой героине? Для этого мы составили анкету и опросили учеников и учителей.

На вопрос «Кто такая Баба Яга?» мы получили следующие ответы:

54 ученика считают Бабу Ягу злой волшебницей, колдуньей, а 25 учителей считают, что она добрая волшебница . Учащиеся считают Бабу Ягу злой и жестокой, а взрослые считают её доброй и мудрой.

У меня возник вопрос: «Почему взрослые Ягу считают доброй и мудрой, а дети злой и жестокой?»

Мы уточнили мнение детей и взрослых. Получили такие ответы:

взрослые считают, что Баба Яга помогает добрым молодцам спасти своих красавиц. А дети боятся Бабу Ягу, потому что она ворует детей и не прочь кого-нибудь поджарить.

Поэтому отношение к Бабе Яге у детей и взрослых разное.

Мнение о бабе яге меняется с возрастом.

Слайд 19-20-21-22-23

На уроках трудового обучения и изобразительного искусства Елена Николаевна предложила нам изобразить Бабу Ягу. Вот какая она у нас получилась.



Слайды

Так какая же Баба Яга? Уважаемые гости и участники конференции! Какие качества подходят этим Ёжкам? Определите для себя, какая же она –Баба Яга.

Весёлая - коварная

Заботливая – ленивая

Добрая – деловая

Наивная – подлая

Добрая - жестокая

Слайд

Может, и у вас она получилась разная?



Слайд

Благодаря своему исследованию я узнала много нового и интересного. И у меня возникло желание узнать больше о Бабе Яге. Например:

- Откуда возник образ Бабы Яги?

- Почему она летает на метле или в ступе?

- Почему живёт в избушке на курьих ножках?

- Почему Бабой Ягой запугивают детей?

- Почему она домовёнка Кузю заворачивала в тесто?

Я уверена, что найду ответы на свои вопросы.



Слайд 30

Завершить своё выступление мне хотелось бы стихотворением

Георгия Ладонщикова «В старой сказке»:

Стонет от ветра глухая тайга,

Плачет-печалится Баба-Яга,

Хотя для печали причин вроде нет:

Живет она целую тысячу лет.

Избушка её и тепла, и светла,

Ступа исправна, в порядке метла,

Хранятся в запасе коварство и зло.

Что ж на душе у неё тяжело?

Может быть зло, ей творить надоело,

Хочет хоть раз сделать доброе дело?

Может, ей хочется выйти из сказки,

Узнать теплоту человеческой ласки?

Спасибо за внимание!

За тридевять земель, в тридесятом царстве, за огненной рекою живет Баба Яга; у нее есть такая кобылица, на которой она каждый день вокруг света облетает. Много у нее и других славных кобылиц; я у нее три дня пастухом был, ни одной кобылицы не упустил, и за то Баба Яга дала мне одного жеребеночка". - "Как же ты через огненную реку переправился?" - "А у меня есть такой платок - как махну в правую сторону три раза, сделается высокий-высокий мост, и огонь его не достанет!"

- стоит дом Бабы Яги, кругом дома двенадцать шестов, на одиннадцати шестах по человеческой голове, только один незанятый. "Здравствуй , бабушка!" - "Здравствуй, Иван-царевич! Почто пришел - по своей доброй воле аль по нужде?" - "Пришел заслужить у тебя богатырского коня!" - "Изволь, царевич! У меня ведь не год служить, а всего-то три дня; если упасешь моих кобылиц - дам тебе богатырского коня, а если нет, то не гневайся - торчать твоей голове на последнем шесте!"

Иван-царевич согласился, Баба Яга его накормила-напоила и велела за дело приниматься. Бросилась в погоню; во весь дух в железной ступе скачет, пестом погоняет, помелом след заметает! Прискакала к огненной реке, взглянула на мост и думает: "Хорош мост!" Поехала по мосту, только добралась до середины - мост обломился, и Баба Яга чубарах в реку... Тут ей и лютая смерть приключилась!

Василиса-Прекрасная.

Василиса собралась, положила куколку свою в карман и, перекрестившись, пошла в дремучий лес.

Идет она и дрожит. Вдруг скачет мимо ее всадник: сам белый, одет в белом, конь под ним белый, и сбруя на коне белая, — на дворе стало рассветать.

Идет она дальше, как скачет другой всадник: сам красный, одет в красном и на красном коне, — стало всходить солнце.

Василиса прошла всю ночь и весь день, только к следующему вечеру вышла на полянку, где стояла избушка яги-бабы; забор вокруг избы из человечьих костей, на заборе торчат черепа людские с глазами; вместо дверей у ворот — ноги человечьи, вместо запоров — руки, вместо замка — рот с острыми зубами. Василиса обомлела от ужаса и стала как вкопанная. Вдруг едет опять всадник: сам черный, одет во всем черном и на черном коне; подскакал к воротам бабы-яги и исчез, как сквозь землю провалился, — настала ночь. Но темнота продолжалась недолго: у всех черепов на заборе засветились глаза, и на всей поляне стало светло, как середи дня. Василиса дрожала со страху, но, не зная, куда бежать, оставалась на месте.

Скоро послышался в лесу страшный шум: деревья трещали, сухие листья хрустели; выехала из лесу баба-яга — в ступе едет, пестом погоняет, помелом след заметает. Подъехала к воротам, остановилась и, обнюхав вокруг себя, закричала:

— Фу, фу! Русским духом пахнет! Кто здесь?

Василиса подошла к старухе со страхом и, низко поклонясь, сказала:

— Это я, бабушка! Мачехины дочери прислали меня за огнем к тебе.

— Хорошо, — сказала баба-яга, — знаю я их, поживи ты наперед да поработай у меня, тогда и дам тебе огня; а коли нет, так я тебя съем!

Потом обратилась к воротам и вскрикнула:

— Эй, запоры мои крепкие, отомкнитесь; ворота мои широкие, отворитесь!

Ворота отворились, а баба-яга въехала, посвистывая, за нею вошла Василиса, а потом опять все заперлось.

Войдя в горницу, баба-яга растянулась и говорит Василисе:

— Подавай-ка сюда, что там есть в печи: я есть хочу.

Василиса зажгла лучину от тех черепов, что на заборе, и начала таскать из печки да подавать яге кушанье, а кушанья настряпано было человек на десять; из погреба принесла она квасу, меду, пива и вина. Все съела, все выпила старуха; Василисе оставила только щец немножко, краюшку хлеба да кусочек поросятины. Стала яга-баба спать ложиться и говорит:

— Когда завтра я уеду, ты смотри — двор вычисти, избу вымети, обед состряпай, белье приготовь да пойди в закром, возьми четверть пшеницы и очисть ее от чернушки. Да чтоб все было сделано, а не то — съем тебя!

После такого наказу баба-яга захрапела; а Василиса поставила старухины объедки перед куклою, залилась слезами и говорила:

— На, куколка, покушай, моего горя послушай! Тяжелую дала мне яга-баба работу и грозится съесть меня, коли всего не исполню; помоги мне!

Кукла ответила:

— Не бойся, Василиса Прекрасная! Поужинай, помолися да спать ложися; утро мудреней вечера!

Ранешенько проснулась Василиса, а баба-яга уже встала, выглянула в окно: у черепов глаза потухают; вот мелькнул белый всадник — и совсем рассвело. Баба-яга вышла на двор, свистнула — перед ней явилась ступа с пестом и помелом. Промелькнул красный всадник — взошло солнце. Баба-яга села в ступу и выехала со двора, пестом погоняет, помелом след заметает. Осталась Василиса одна, осмотрела дом бабы-яги, подивилась изобилью во всем и остановилась в раздумье: за какую работу ей прежде всего приняться. Глядит, а вся работа уже сделана; куколка выбирала из пшеницы последние зерна чернушки.

— Ах ты, избавительница моя! — сказала Василиса куколке. — Ты от беды меня спасла.

— Тебе осталось только обед состряпать, — отвечала куколка, влезая в карман Василисы. — Состряпай с богом, да и отдыхай на здоровье!

К вечеру Василиса собрала на стол и ждет бабу-ягу. Начало смеркаться, мелькнул за воротами черный всадник — и совсем стемнело; только светились глаза у черепов. Затрещали деревья, захрустели листья — едет баба-яга. Василиса встретила ее.

— Все ли сделано? — спрашивает яга.

— Изволь посмотреть сама, бабушка! — молвила Василиса.

Баба-яга все осмотрела, подосадовала, что не за что рассердиться, и сказала:

— Ну, хорошо!

Потом крикнула:

— Верные мои слуги, сердечные други, смелите мою пшеницу!

Явились три пары рук, схватили пшеницу и унесли вон из глаз. Баба-яга наелась, стала ложиться спать и опять дала приказ Василисе:

— Завтра сделай ты то же, что и нынче, да сверх того возьми из закрома мак да очисти его от земли по зернышку, вишь, кто-то по злобе земли в него намешал!

Сказала старуха, повернулась к стене и захрапела, а Василиса принялась кормить свою куколку. Куколка поела и сказала ей по-вчерашнему:

— Молись богу да ложись спать: утро вечера мудренее, все будет сделано, Василисушка!

Наутро баба-яга опять уехала в ступе со двора, а Василиса с куколкой всю работу тотчас исправили. Старуха воротилась, оглядела все и крикнула:

— Верные мои слуги, сердечные други, выжмите из маку масло!

Явились три пары рук, схватили мак и унесли из глаз. Баба-яга села обедать; она ест, а Василиса стоит молча.

— Что ж ты ничего не говоришь со мною? — сказала баба-яга. — Стоишь как немая?

— Не смела, — отвечала Василиса, — а если позволишь, то мне хотелось бы спросить тебя кой о чем.

— Спрашивай; только не всякий вопрос к добру ведет: много будешь знать, скоро состареешься!

— Я хочу спросить тебя, бабушка, только о том, что видела: когда я шла к тебе, меня обогнал всадник на белом коне, сам белый и в белой одежде: кто он такой?

— Это день мой ясный, — отвечала баба-яга.

— Потом обогнал меня другой всадник на красном коне, сам красный и весь в красном одет; это кто такой?

— Это мое солнышко красное! — отвечала баба-яга.

— А что значит черный всадник, который обогнал меня у самых твоих ворот, бабушка?

— Это ночь моя темная — всё мои слуги верные!

Василиса вспомнила о трех парах рук и молчала.

— Что ж ты еще не спрашиваешь? — молвила баба-яга.

— Будет с меня и этого; сама ж ты, бабушка, сказала, что много узнаешь — состареешься.

— Хорошо, — сказала баба-яга, — что ты спрашиваешь только о том, что видала за двором, а не во дворе! Я не люблю, чтоб у меня сор из избы выносили, и слишком любопытных ем! Теперь я тебя спрошу: как успеваешь ты исполнять работу, которую я задаю тебе?

— Мне помогает благословение моей матери, — отвечала Василиса.

— Так вот что! Убирайся же ты от меня, благословенная дочка! Не нужно мне благословенных.

Вытащила она Василису из горницы и вытолкала за ворота, сняла с забора один череп с горящими глазами и, наткнув на палку, отдала ей и сказала:

— Вот тебе огонь для мачехиных дочек, возьми его; они ведь за этим тебя сюда и прислали.

Финист-Ясный сокол

Заказала Марьюшка трое башмаков железных, трое посохов железных, трое колпаков железных и отправилась в путь-дорогу дальнюю, искать желанного Финиста — ясна сокола. Шла она чистым полем, шла темным лесом, высокими горами. Птички веселыми песнями ей сердце радовали, ручейки лицо белое умывали, леса темные привечали. И никто не мог Марьюшку тронуть: волки серые, медведи, лисицы — все звери к ней сбегались. Износила она башмаки железные, посох железный изломала и колпак железный порвала.

И вот выходит Марьюшка на поляну и видит: стоит избушка на курьих ножках — вертится. Говорит Марьюшка:

— Избушка, избушка, встань к лесу задом, ко мне передом! Мне в тебя лезть, хлеба есть.

Повернулась избушка к лесу задом, к Марьюшке передом. Зашла Марьюшка в избушку и видит: сидит там баба-яга — костяная нога, ноги из угла в угол, губы на грядке, а нос к потолку прирос.

Увидела баба-яга Марьюшку, зашумела:

— Тьфу, тьфу, русским духом пахнет! Красная девушка, дело пытаешь аль от дела лытаешь?

— Ищу, бабушка, Финиста — ясна сокола.

— О красавица, долго тебе искать! Твой ясный сокол за тридевять земель, в тридевятом государстве. Опоила его зельем царица-волшебница и женила на себе. Но я тебе помогу. Вот тебе серебряное блюдечко и золотое яичко. Когда придешь в тридевятое царство, наймись работницей к царице. Покончишь работу — бери блюдечко, клади золотое яичко, само будет кататься. Станут покупать — не продавай. Просись Финиста — ясна сокола повидать.

Поблагодарила Марьюшка бабу-ягу и пошла. Потемнел лес, страшно стало Марьюшке, боится и шагнуть, а навстречу кот. Прыгнул к Марьюшке и замурлыкал:

— Не бойся, Марьюшка, иди вперед. Будет еще страшнее, а ты иди и иди, не оглядывайся.

Потерся кот спинкой и был таков, а Марьюшка пошла дальше. А лес стал еще темней. Шла, шла Марьюшка, сапоги железные износила, посох поломала, колпак порвала и пришла к избушке на курьих ножках. Вокруг тын, на кольях черепа, и каждый череп огнем горит.

Говорит Марьюшка:

— Избушка, избушка, встань к лесу задом, ко мне передом! Мне в тебя лезть, хлеба есть.

Повернулась избушка к лесу задом, к Марьюшке передом. Зашла Марьюшка в избушку и видит: сидит там баба-яга — костяная нога, ноги из угла в угол, губы на грядке, а нос к потолку прирос.

Увидела баба-яга Марьюшку, зашумела:

— Тьфу, тьфу, русским духом пахнет! Красная девушка, дело пытаешь аль от дела лытаешь?

— Ищу, бабушка, Финиста — ясна сокола.

— А у моей сестры была?

— Была, бабушка.

— Ладно, красавица, помогу тебе. Бери серебряные пяльцы, золотую иголочку. Иголочка сама будет вышивать серебром и золотом по малиновому бархату. Будут покупать — не продавай. Просись Финиста — ясна сокола повидать.

Поблагодарила Марьюшка бабу-ягу и пошла. А в лесу стук, гром, свист, черепа лес освещают. Страшно стало Марьюшке. Глядь, собака бежит:

— Ав, ав, Марьюшка, не бойся, родная иди! Будет еще страшнее, не оглядывайся.

Сказала и была такова. Пошла Марьюшка, а лес стал еще темнее. За ноги ее цепляет, за рукава хватает... Идет Марьюшка, идет и назад не оглянется.

Долго ли, коротко ли шла — башмаки железные износила, посох железный поломала, колпак железный порвала. Вышла на полянку, а на полянке избушка на курьих ножках, вокруг тын, а на кольях лошадиные черепа; каждый череп огнем горит.

Говорит Марьюшка:

— Избушка, избушка, встань к лесу задом, ко мне передом!

Повернулась избушка к лесу задом, а к Марьюшке передом. Зашла Марьюшка в избушку и видит: сидит баба-яга — костяная нога, ноги из угла в угол, губы на грядке, а нос к потолку прирос. Сама черная, а во рту один клык торчит.

Увидела баба-яга Марьюшку, зашумела:

— Тьфу, тьфу, русским духом пахнет! Красная девушка, дело пытаешь аль от дела лытаешь?

— Ищу, бабушка, Финиста — ясна сокола.

— Трудно, красавица, тебе будет его отыскать, да я помогу. Вот тебе серебряное донце, золотое веретенце. Бери в руки, само прясть будет, потянется нитка не простая, а золотая.

— Спасибо тебе, бабушка.

— Ладно, спасибо после скажешь, а теперь слушай, что тебе накажу: будут золотое веретенце покупать — не продавай, а просись Финиста — ясна сокола повидать.

Поблагодарила Марьюшка бабу-ягу и пошла, а лес зашумел, загудел; поднялся свист, совы закружились, мыши из нор повылезли — да все на Марьюшку. И видит Марьюшка — бежит навстречу серый волк.

— Не горюй, — говорит он, — а садись на меня и не оглядывайся.

Села Марьюшка на серого волка, и только ее и видели. Впереди степи широкие, луга бархатные, реки медовые, берега кисельные, горы в облака упираются. А Марьюшка скачет и скачет. И вот перед Марьюшкой хрустальный терем. Крыльцо резное, оконца узорчатые, а в оконце царица глядит

описание: баба яга

Русская народная сказка

Баба - Яга

следующая страница >>