Д. А. Герасимова - polpoz.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Д. А. Герасимова - страница №1/1

Номер секции: 6

Имя автора: Герасимова Дарья Александровна

Название статьи: «Воспитательный потенциал цикла повестей

Н.В. Гоголя «Вечера на хуторе близ Диканьки»



Д.А. Герасимова

Кострома, МБОУ СОШ № 24

Gierasimova-daria@mail.ru

В статье говорится о воспитательном потенциале повестей цикла Н.В. Гоголя «Вечера на хуторе близ Диканьки», изучающихся в 5-6 классах средней школы. Особое внимание уделено проблеме борьбы человека с собственными пороками, воплощенными в образах нечистой силы.
Воспитательный потенциал цикла повестей

Н.В. Гоголя «Вечера на хуторе близ Диканьки
О духовно – нравственной проблематике произведений Н.В. Гоголя, изучаемых в школе, в том числе в среднем звене, немало сказано как в монографиях ученых-филологов, так и в многочисленных работах учителей-словесников, опубликованных в методических журналах.

Повесть «Тарас Бульба», рассказ« Шинель», комедия «Ревизор» Н.В. Гоголя воспитывают чувство патриотизма, учат любви и состраданию к своему ближнему, говорят о честности и порядочности.

Мы бы хотели сосредоточить свое внимание на проблеме, всегда интересовавшей Н.В. Гоголя, – борьбы человека с собственными пороками, воплощенными в образах нечистой силы, подстрекающей его не только к неблаговидным поступкам, но и заставляющей творить истинное зло. На сегодняшний день эта проблема является актуальной, так как общество все больше и больше обращается к заветам православной церкви, к традиционным ценностям, которые нашли воплощение в творчестве Гоголя и других русских классиков. Материалом для размышлений являются несколько повестей цикла «Вечера на хуторе близ Диканьки». Практически все авторы современных программ по литературе предлагают изучать на уроках в 5-6 классах ту или иную повесть из этого цикла: «Заколдованное место» (программа В.Я. Коровиной), «Ночь перед Рождеством» (программа Г.С. Меркина), «Майская ночь, или Утопленница» (программа А.В. Гулина, А.Н. Романовой), «Вечер накануне Ивана Купала» (программа Р.Н. Бунеева, Е.В.Бунеевой).

Современники писателя А.С. Пушкин, В.Ф. Одоевский, А.И. Герцен и другие, как правило, не видели «темной» стороны «Вечеров». Вот, например, высказывание Апполона Григорьева о цикле повестей Гоголя: «Это были еще юношеские, свежие вдохновения поэта, светлые, как украинское небо: все в них ясно и весело, самый юмор простодушен, как юмор народа, «свойство очертить всю пошлость пошлого человека» выступает здесь еще наивно и добродушно, и легко и светло оттого на душе читателя, как светло и легко на душе самого поэта». [2; 7] Современное литературоведение чаще обращается к «темной» стороне цикла. Так, Ю.В. Лебедев указывает, что в произведениях цикла нет той идеальной гармонии, которую видели современники писателя. [421;423].

Ю.В. Манн и Е.И. Самородницкая в книге для учителей «Гоголь в школе» говорят о том, что фантастическое, представляющее собой «темную» сторону повестей, в одних произведениях, ( например, в «Заколдованном месте») пронизано иронией, несколько шаржировано, а в других (в, «Страшной мести», «Вечере накануне Ивана Купала») дано вполне серьезно. [3; 28]

Обратимся к анализу повестей, чаще всего изучаемых в школе, рассмотрим, какие нравственные проблемы встают перед их героями.

В повести «Заколдованное место» главный герой, дед рассказчика, попадая с помощью заколдованного места в потусторонний мир, находит клад. Но клад в руки герою не дается, хотя он приложил для этого немало усилий (три раза пытался добыть клад, стараясь выполнить положенный ритуал при его добыче), но в награду все равно получил «сор, дрязг, стыдно сказать, что такое». [1;218] В повести Гоголь явно порицает жадность старого казака. «Ну, хлопцы, будет вам теперь на бублики! Будете, собачьи дети, ходить в золотых жупанах!» Посмотрите-ка, посмотрите сюда, что я вам принёс! — сказал дед и открыл котёл». [1;218] Как мы видим, герой думает о наживе, а ведь по народным поверьям считается, что это проклятые деньги, и, чтобы очистить их, необходимо пожертвовать большую часть суммы на богоугодные дела.

Писатель противопоставляет фантастический мир в произведении, хоть и комичный, но неприятный, жуткий, реальному миру. «Со страхом оборотился он: боже ты мой, какая ночь! ни звезд, ни месяца; вокруг провалы; под ногами круча без дна; над головою свесилась гора и вот - вот, кажись, так и хочет оборваться на него! И чудится деду, что из-за нее мигает какая-то харя: у! у! нос — как мех в кузнице; ноздри — хоть по ведру воды влей в каждую! губы, ей богу, как две колоды! красные очи выкатились наверх, и еще и язык высунула и дразнит! [1;217]

Автор этим резким противопоставлением реального и фантастического миров показывает нам, что герою не нужен был этот клад, потому что он и так был богат дружной семьей, удивительными рассказами чумаков, веселыми танцами, плодородной землей, дающей необыкновенный урожай. Дед понял эту истину и передал ее своим внукам: «И не думайте, говорил он часто нам, — всё, что ни скажет враг господа Христа, всё солжет, собачий сын! У него правды и на копейку нет!». [1;218]

В основу повести «Ночь перед Рождеством», легло произведение древнерусской литературы «Сказание о путешествии Иоанна на бесе в Иерусалим». Учитель может обратить внимание ребят на это произведение и провести параллель между ним и повестью Гоголя. В житийном памятнике путешествие на бесе в Иерусалим для архиепископа Иоанна имеет неприятные последствия: «Когда уходил бес из кельи святого, то сказал: «Иоанн! Замучил ты меня: в одну ночь заставил донести себя из Великого Новгорода в Иерусалим-град и в ту же ночь из Иерусалима-града в Великий Новгород. Это ведь заклятием твоим, как цепями, был я крепко связан и все, бедный, перенес. Смотри же не рассказывай никому о случившемся со мной. Если же расскажешь, то я тебя оклевещу. Будешь тогда как блудник осужден и поруган, и на плот тебя посадят и пустят по реке Волхову». Так и происходит впоследствии. [4] Исходя из сказанного, дети сами сделают вывод, что, по мысли древнерусского автора, любой неблаговидный поступок, темная мысль и даже недолгий контакт с демоническими силами имеют печальные, порой необратимые последствия. «Ночь перед рождеством» близка жанру волшебной сказки, поэтому и герою все сходит с рук. Победа Вакулы над чертом кажется полной. Но это только на первый взгляд. Гоголь в конце произведения указывает на то, что борьба добрых и злых сил не завершена. Вот финал повести: «Это, однако ж не все, на стене сбоку, как войдешь в церковь, намалевал Вакула черта в аду, такого гадкого, что все плевали, когда проходили мимо; а бабы, как только расплакивалось у них на руках дитя, подносили его к картине и говорили : «Он бачь, яка кака намалеванна!» - и дитя, удерживая слезенки, косилось на картину и жалось к груди своей матери». [1;144] Вакула не получил реального наказания за свой поступок, но, судя по финалу повести, мы не можем сказать, что взаимодействие с темной силой для него прошло даром, так как образ реального демона запечатлелся в его памяти и через фреску влиял на жителей Диканьки.

«Вечер накануне Ивана Купала» – самое мрачное из всех произведений цикла, где зло руками человека творит страшные дела. Поистине кошмарные картины предстают перед читателем – лакающая кровь ведьма, дьявольский хохот, стаи скачущих чудищ, кровавый призрак Петруся. В этом произведении последствия связи с нечистой силой доведены до крайнего предела – приношения человеческой жертвы. Повесть заставляет детей задуматься над множеством вопросов: приносит ли богатство, тем более добытое ценой жизни другого человека, счастье людям, стоит ли вообще к нему стремиться, на какие жертвы можно пойти ради своей любви. В повести тоже речь идет о добывании клада, который хочет прибрать к рукам Басаврюк, но в нечистые руки он не дается, поэтому зло действует через человека, губя его душу и душу близких ему людей. В финале произведения появляется образ Пидорки, бывшей когда-то настоящей красавицей «приехавший из Киева козак рассказал, что видел в лавре монахиню, всю высохшую, как скелет, и беспрестанно молящуюся, в которой земляки по всем приметам узнали Пидорку; что будто еще никто не слыхал от нее ни одного слова; что пришла она пешком и принесла оклад к иконе Божьей Матери, исцвеченный такими яркими камнями, что все зажмуривались, на него глядя». [1;53]

Повесть «Майская ночь, или Утопленница», пожалуй, является единственной, где потусторонняя сила помогает героям, впоследствии никак не влияя на них. В произведении вопросы нравственного характера связаны, прежде всего, с образом деревенского головы, который творит бесчинства в родном селе: заставляет без платы за труд восстанавливать дорогу, волочится, не смотря на почтенный возраст, за молоденькими девушками; по слухам живет со своею свояченицей, обливает людей на морозе водой. Все это невозможно ему простить, так как, по сути, на него никто не влияет, в том числе и нечистая сила.

Следовательно, нравственная ответственность лежит на самих героях. Их дурные поступки нельзя объяснить только вредным воздействием темных сил. Скорее напротив: темные мысли, пороки человека открывают доступ к нему демоническим персонажам. Так черт пытается завладеть душой Вакулы в тот момент, когда кузнец сам задумал искать помощи у нечистого, предался отчаянию и помышлял о самоубийстве. Алчность героев в повестях «Заколдованное место» и «Вечер накануне Ивана Купала» дает власть над ними духам зла. Гоголь как православный писатель не считает демонические существа просто вымыслом, игрой фантазии. В его произведениях нельзя назвать черта или ведьму персонификацией отрицательных качеств главного героя. В то же время он не показывает власть злых сил над человеком непобедимой, необъяснимой. Такая позиция писателя и создает впечатление светлой и радостной атмосферы «Вечеров на хуторе близ Диканьки», несмотря на изображение драматических и страшных ситуаций. Стихия зла ограничена слабостью человеческой души, её склонностью к страстям. Как правило, если добро побеждает в душе героя, злые силы не могут ему повредить. К такому нравственному итогу приводит нас изучение любой повести цикла , и это, безусловно, соответствует современным задачам духовно-нравственного воспитания школьников

Таким образом, мы видим, что повести из цикла повестей Н.В. Гоголя «Вечера на хуторе близ Диканьки», зачастую воспринимаемые детьми слишком легко, имеют огромный воспитательный потенциал, заставляют задуматься над сложнейшими вопросами человеческого бытия.


Литература

1. Н. В. Гоголь «Вечера на хуторе близ Диканьки». – Москва.: «Монолит» 2002.

2. Лебедев Ю.В. История русской литературы XIX в. В 3-х ч. Ч.1. – М.: Просвещение., 2007

3. Манн Ю.В.. Самородницкая Е.И. Гоголь в школе.- М.: ВАКО, 2007.



4. Слово второе о том же о великом святителе Иоанне, архиепископе Великого Новгорода, как он за одну ночь попал из Новгорода во Иерусалим-град и снова возвратился той же ночью в Великий Новгород / История литературы Древней Руси: электронный учебно-методический комплекс [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://ppf.asf.ru/drl/bes.html;