Цветное стекло - polpoz.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Цветное стекло - страница №1/1

Министерство культуры РФ

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

дополнительного образования детей

«Детская школа искусств»

с. Рышково Курского района Курской области

ЦВЕТНОЕ СТЕКЛО

Учебно – методическое пособие

дополнительнаяпредпрофессиональная общеобразовательная программа в области декоративно-прикладного искусства «Декоративно-прикладное творчество»

ПО.01.УП.02. Прикладное творчество

1-3 класс

Курская область

2012

Цветное стекло: Учебно – методическое пособие по дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программе в области декоративно-прикладного искусства «Декоративно-прикладное творчество» ПО.01.УП.02. Прикладное творчество,1-3 класс/ Сост. О.П.Жихор.

МБОУ ДОД «Детская школа искусств» с. Рышково Курского района Курской области, 2012.

РАССМОТРЕНО

Методическим советом

МБОУ ДОД

«Детская школа искусств»

с. Рышково Курского района

Курской области

Протокол №___________

От_____________2012 года



Составитель:

преподаватель изобразительного искусства, высшая квалификационная категория, Почетный работник общего образования РФ, лауреат Общероссийского конкурса «Лучший преподаватель детской школы искусств – 2013 г.»



Жихор Ольга Петровна

В предлагаемом пособии рассматривается история развития витража, виды современных витражей, классификация витражей. Дается подробное описание техники росписи по стеклу, которое сопровождается иллюстрациями.

Данное пособие рекомендуется для преподавателей отделений изобразительного искусства ДШИ и ДХШ

Рецензент: Л.С. Мазикина – кан. пед. наук, доцент кафедры ХПК, член Союза дизайнеров России

Содержание

Данное учебно-методическое пособие разработано с учетом Федеральных государственных требований к минимуму содержания, структуре и условиям реализации дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программы в области декоративно-прикладного искусства «Декоративно-прикладное творчество» срок обучения 8 лет.

В состав обязательной части «Художественное творчество» входит учебный предмет «Прикладное творчество» 1-3 класс.

Результатом освоения программы учебного предмета «Прикладное творчество» является следующее:



  • Знание основных понятий и терминологий в области декоративно-прикладного искусства и художественных промыслов;

  • Умение работать в различных техниках: плетение, аппликация, коллажа, конструирования;

  • Умение изготавливать игрушки из различных материалов;

  • Навыки заполнения объемных форм узором;

  • Навыки ритмического заполнения поверхности;

  • Навыки проведения объемно-декоративных работ рельефного изображения.

При реализации программы «Декоративно-прикладное творчество» со сроком обучения 8 лет общий объем аудиторной нагрузки обязательной части составляет 2863 часа, в том числе по УП.02. Прикладное творчество 196 часов. В 1 классе предусмотрены 32 учебные недели и дополнительные каникулы в 3 четверти, 2-3 классы 33 учебные недели. В учебном плане ДШИ отводятся по 2 часа в неделю в 1-3 классе. Занятия мелкогрупповые – от 4 до 10 человек.

Продолжительность занятия определена Уставом школы и составляет 40 минут, перемена 10 минут.

В программе учебного предмета «Декоративное творчество» в соответствии с ФГТ запланирована внеаудиторная работа для выполнения домашнего задания обучающимися, посещение ими учреждений культуры (галерей, выставок, музеев, художественных мастерских и др.), участие обучающихся в творческих мероприятиях и культурно-просветительской деятельности ДШИ.

Оценкой качества реализации программы «Декоративное творчество» включает в себя текущий контроль успеваемости, промежуточную аттестацию. Промежуточная аттестация проводится во 2, 4, 6 полугодии, в форме контрольных уроков, зачетов. В качестве средств текущего контроля успеваемости используются тестирование, просмотры учебных творческих работ, в счет аудиторного времени, предусмотренного на учебный предмет.

По окончании четверти выставляются оценки.

Учебный предмет «Декоративное творчество» делится на 6 полугодий. В каждом из пяти запланировано изучение отдельной темы по одному из видов декоративного творчества, шестое полугодие отводится на выполнение творческого проекта по одной из изученных тем.



Содержание учебного предмета «Декоративное творчество»

№ п/п

тема

1 класс

2 класс

3 класс

64 часа

66 ч.

66 ч.

1 пол.

2 пол.

3 пол.

4 пол.

5 пол.

6 пол.

1.

Русская народная игрушка. Обычаи, традиции.

32
















2.

Гобелен. Суджанское Ковроткачество.




32













4.

Скульптурно-текстильная кукла







32










5.

Цветное стекло.










34







6.

Секреты бересты.













32




7.

Творческий проект.
















34

Итого:

196 ч.

Тема «Цветное стекло» в учебном предмете «Декоративное творчество» знакомит обучающихся с историей развития витражного искусства в России. Традиции этого искусства в нашей стране мало изучены. Большинство из витражей дореволюционной поры не сохранились. Популярная литература о витражах в России практически отсутствует. Сегодня витражное искусство в России стремительно развивается.

Изучение тем, выполнение практической части курса базируются на одном из главных дидактических принципов обучения – «от простого к сложному».

Практическим результатом освоения данной темы является творческая работа, в материале с использованием одного или нескольких технологий изготовления витража.

Список литературы, приведенный в конце учебного – методического пособия предназначен для самостоятельной работы преподавателя и обучающихся.

Тема l

Введение

Экскурс в историю

Стекло – замечательный материал, играющий важнейшую роль в интерьере наших домов. Оно может выполнять множество функций и поэтому выступает в самых разных формах; сопровождая нас в быту, пленяя своими отблесками, цветами и волнующей хрупкостью.

Витраж (фр. vire – оконное стекло, от лат.virum – стекло) – произведение декоративного искусства изобразительного или орнаментального характера из цветного стекла, рассчитанное на сквозное освещение и предназначенное для заполнения проема, чаще всего оконного, в каком – либо архитектурном сооружении.

С давних времен витраж использовался в храмах.

В раннехристианском храме окна заполняли тонкими прозрачными пластинами камня (алебастра, селенита), из которых составляли орнамент.

В романских храмах (Франция, Германия) появились сюжетные витражи. Многоцветные, большие по размеру витражи из разнообразных по форме стекол, скрепленных свинцовыми перемычками, являлись особенностью готических соборов. Они размещались в огромных стрельчатых окнах, так называемых «розах». В эпоху Возрождения витраж существовал как живопись на стекле, применялась техника выскабливания по специально покрашенному разноцветному стеклу.

В России витражи существовали еще в Xllвеке, однако они не были характерным элементом убранства интерьера русских домов.

В 1820-е годы в России вошли в моду витражи. Их называли тогда «транспарантными картинами» (от французскогоtransparent– прозрачный). В России не было практики изготовления разноцветных стекол для окон. Поэтому для украшения зданий России из-за границы привозили старинные средневековые произведения. Так, в окна здания Арсенала в Царском Селе, предназначенного для хранения коллекции оружия императора Николая l, были вставлены витражи XV-XVllвеков.

Николай l проявлял к транспарантным картинам большой интерес и желал распространить их в России. В первую очередь витражи появились в императорских дворцах. Витражи в этот период стали главным элементом русского интерьера. Стоимость «готических окон» в то время была невероятно высока.

Владельцы частных стекольных заводов пытались изготовить витражи. Результат, как правило, не оправдывал вложенных усилий. Пока одни бились над секретами изготовления витражей, другие расписывали оконные стекла недолговечными масляными красками, или клеили на окна бумагу с рисунками и тем имитировали разноцветные витражи.

Следующий этап истории витражей в России связан с производством на Императорском стеклянном заводе, где в приказном порядке начинают расписывать стекла для окон. Эти работы представляли собой картины на стекле. Такой тип витражей распространился в Европе с 1830-х годов. Первоначально картины для окон составляли из нескольких крупных пластин стекла. Постепенно техника стеклоделия, росписи и обжига настолько усовершенствовалась, что появилась возможность писать картину на цельном стекле, как на куске холста. Сохранились всего два витража Императорского завода: «Ангел молитвы» (1857) и «Святое семейство». Однако из-за сложности исполнения и дороговизны подобных картин на стекле, производство их было невозможным. Деятельность по созданию витражей на Императорском стеклянном заводе существовала около 50 лет. В 1890 году предприятие прекратило свое существование.

В конце XlX века наступил новый этап в развитии витражного искусства. Благодаря техническому прогрессу в области стеклоделия. За основу был взят принципы стиля модерн – графичность контуров, плоскостность рисунка, локально окрашенные поверхности изображения как нельзя лучше соответствовали природе витража, набранного из кусочков цветного стекла. Витражи – картины остались в прошлом. На смену пришло новое направление витраж – панно. Теперь витраж вышел из рамы окна: композиции из цветных стекол стали включать в межкомнатные перегородки, затем появились разноцветные стеклянные потолки и купола, после чего витраж вырвался и за стены дома: светящиеся вывески, рекламные надписи из стеклянных букв преобразили облик города.

Древняя техника витража – мозаичного набора из фигурных кусочков стекла – стала активно использоваться и для многих предметов прикладного назначения: мебели, каминных экранов, ширм, зеркал, музыкальных инструментов, ювелирных украшений. А после усовершенствования способа соединения стекол между собой витражная техника стала применяться не только для плоских поверхностей, но и для объемных предметов – ламп и светильников самых причудливых форм.

Произошли изменения в российской стекольной промышленности, если раньше производство стекла, его отделку и декоративную обработку осуществляла одна и та же фабрика, то теперь заводы лишь производят листовое стекло, а отделочные и художественные работы выполняют специализированные мастерские, витражные ателье. Наиболее известные среди них (1890-1917 гг.) – ателье братьев М. и А. Франк, братьев Оффенбах, М. Кноха и др. Они изготовляли витражи не только для столицы, но и для многих других городов России.

В 1900-х годах в России была организована подготовка профессиональных художников-визажистов, в образовательных учреждениях столицы: в 1895 году – в Императорском обществе поощрения художеств, в 1899 – в Центральном училище технического рисования барона А.Л. Штиглица.

К началу XXвека в России разноцветные окна перестали быть предметом роскоши и стали доступны большому числу заказчиков. Применение витражей в петербургских зданиях приобрело массовый характер. Особняки, церкви, больницы, школы, магазины, рестораны, театры и даже бани украшали витражами.

В конце XlX– начале XXвека изменилось и название витражного произведения: от «транспаранта», «живописи на стекле» или «стеклянной картины XlXстолетия – к «стеклянной мозаике» в 1880 – 1890-е. Затем в русской лексике появились термины, в которых подчеркивалась функция витража как декоративно оформленного окна: «узорное окно», «витро». Лишь в 1990-е в русском языке появилось слово «витраж».

Русские витражи конца XlX – начала XX веков отразили основные принципы стиля модерн. Основой его художественной и декоративной практики было подражание природным формам. Цветы и ветки растений, сплетенные в сложном рисунке стебли или орнаментально упорядоченные мотивы, беспредметные композиции с текучими, плавно изгибающимися линиями – основные изображения на витражах стиля модерн. Наряду с ними существовали и другие - геометрические композиции, вариации на тему готической стрельчатой арки, стилизованные изображения гербов, пейзажные композиции. Фигурные композиции сохранились в нашей стране в незначительном количестве. Один из самых эффектных сюжетных витражей посвящен античной мифологии и находится в гостинице «Европейская».

Витражи в нашей стране никогда широко не применялись. Недоступность витражей для широких слоев населения при остром желании их все-таки иметь, например, в советский период, привела к появлению различных технологий-заменителей.

С началом Первой мировой войны в 1914 году объемы стекольного производства в России сократились, строительная деятельность в стране, а вместе с ней и выпуск отделочных материалов были прекращены. После Октябрьской революции все крупные частные производства были национализированы. Витражные мастерские прекратили свое существование. Лишь в 1930-е годы в советской архитектуре вновь появился интерес к полихромным просвечивающимся композициям, которые составили уже совсем другую – эпоху советского витражного искусства со своей тематикой, новыми материалами, находками и эксперементами.

Старинные российские витражи благодаря усилиям историков и хранителей музеев постепенно возвращаются, они становятся известными по архивным документам, некоторые обнаруживаются в музейных хранилищах. Их реставрируют и демонстрируют на выставках.

Тема 2


Видысовременных витражей

Сегодня цветное стекло переживает свое второе рождение благодаря новым технологиям, применяемым при его изготовлении, а значит, внимание людей, обладающих вкусом, вновь приковано к хрупкому источнику магии света и цвета.

Витражи становятся знаком отличия людей с нестандартным мышлением – творческих, респектабельных личностей. Художественные витражи являются частью интерьера людей безупречного стиля в сочетании с домашним уютом.

Кто-то предпочитает вечную классику, кто-то выдержанную мрачноватую готику, кто-то замысловатый модерн… все, что можно вообразить, воплотить в многоцветии витража.

В современных художественных мастерских разработана технология изготовления различных видов витражей.

Пескоструйный витраж

Пескоструйный витраж – вид витража, представляющий собой группу стекол (филенок), выполненных в одном техническом приеме, относящемся к пескоструйной обработке, и объединенных общей композиционной и смысловой идеей, а также расположением в секциях рам.



Мозаичный витраж

Мозаичный витраж – наборный витраж, как правило, орнаментальный, имеющий геометрическое построение, может напоминать мозаику с примерно одинаковых по размеру модулей смальты. Мозаичный набор используется как фон, но может применятся и самостоятельно, сплошным ковром перекрывая пространство окон. В качестве модулей при мозаичном наборе нередко используются отлитые в форму фигурные детали сложного рельефа.



Наборный витраж Наборный витраж – простейший вид витража, как правило, без росписи, который создается на наборном столе из кусочков сразу вырезаемых или заранее нарезанных.

Спечной витраж (фьзинг)

Спечной витраж или фьюзинг – витражная техника, в которой рисунок создается путем совместного запекания разноцветных кусочков стекла или путем впекания в стекло инородных элементов (например, проволоки).



Расписной витраж

Расписной витраж – витраж, в котором все (или почти все) стекла расписаны, независимо от того, на цельном стекле написана картина или она собрана в оправу из расписных фрагментов. Возможны незначительные вкрапления фацетных, граненых, прессованных стекол.



Травленый витраж

Травленый витраж – витраж представляет собой группу стекол (филенок), выполненных в одном техническом приеме, относящемся к технике травления и объединенный общей композиционной и смысловой идеей, а также расположением в секциях рам.



Спаечный витраж

Свинцово-спаечный (спаечный) – витраж, выполненный из стекол со снятой по периметру стекла фаской или объемных, шлифованных и полированных стекол, имеющих огранку. Чтобы получить широкую фаску(это усиливает эффект от преломлений света) требуется более толстое стекло, что увеличивает вес витража. Поэтому готовые детали собирают в более прочную (латунную или медную оправу). Подобный витраж лучше размещать в межкомнатных дверях, дверцах мебели, так как такая оправа в состоянии выдержать нагрузки открывания и закрывания, а свинец в этом случае провисает. Золотистый оттенок медной или латунной оправы придает вещам драгоценный вид, будучи видимым, не только на просвет, но и в отраженном свете, что особенно важно для мебельных витражей.



Комбинированный витраж.Комбинированный витраж – витраж, сочетающий в себе несколько приемов, например расписной медальон и технику мозаичного набора, фацетное остекление в качестве фона. В старину такие сочетания достигались путем подгонки уже готовых, часто купленных витражей под более широкий оконный проем, когда недостающая часть просто доставляли, придавая этому остеклению вид орнамента. Комбинированный орнамент сегодня очень популярен, он позволяет добиться богатство фактур, оптических эффектов, декоративной насыщенности при создании абстрактных композиций, при решении сложных образных задач, создании атмосферы, построенной на контрастах.

Кабошон

Кабошон – рельефная фигурная вставка в витраже, в основном прозрачная, часто прессованная или отлитая в форму, внешним видом напоминающая каплю воды или стеклянную пуговицу. Витражный кабошон может быть полусферой или слегка приплюснутой полусферой с бортиком для крепления в оправу, а также более сложной формы.



Узор «Мороз»

Узор «Мороз» - фактура стекла, получаема при помощи нанесения столярного клея или желатина на заранее запескоструенную, зацарапанную, протравленную или затертую абразивом поверхность. При данной технике используется свойство высыхающего клея уменьшаться в объеме. Горячий клей затекает и въедается в шероховатости соответственно обработанной поверхности, а по мере высыхания, он начинает отскакивать, выдирая тонкие пластинки стекла. Получается фактура, своим рисунком напоминающая морозные узоры на окне.



Нацвет

Нацвет – тонкий слой цветного стекла, лежащий на более толстом (бесцветном) в цельном изделии. Нацвет изготавливается при горячем формовании. Снятие этого слоя гравировкой, методом пескоструйной обработки или травления позволяет получить очень контрастный, силуэтный рисунок.



Травление

Травление – техника, основанная способности плавиковой кислоты взаимодействовать с диоксидом кремния (главным компонентом стекла). При этом взаимодействии с кислотой стекло разрушается. Защитные трафареты дают возможность получать рисунок любой сложности и необходимой глубины.



Многослойное травление

Многослойное травление – травление специальными составами в несколько планов, достигаемое постепенным протравливанием стекла на разную глубину, поэтапным снятием защитного лака или постепенным его нанесением. Получается более объемный рисунок, даже ощутимый рельеф на стекле. Матовый трафаретный рисунок, выполненный в один прием – наиболее простой способ травления, не требующий дополнительного снятия или нанесения лака, так как повторно стекло не травится. В классическом витраже материалом для оправы является свинец.



Рюмочная плитка

Рюмочная плитка – специально изготавливаемая для сборки витража декоративная деталь в виде плоского круга. Технология изготовления та же, что и при производстве рюмочных плиток (пятаков) –круглая плоскость, на которую ставится рюмка. Внешняя часть ноги рюмки и деталь витража почти не отличаются.



Транспарант

Транспарант – просвечивающиеся стекла, прозрачная живопись на стекле, воспринимающаяся на просвет. Транспарантная живопись – это, как правило, живопись безобжиговыми составами.



Эрклез

Эрклез – декоративная вставка в витраж в виде небольшой глыбки из более толстого стекла с поверхностью в виде сколотых граней. Такие вставки вырезают из стекла, обтачиваются по шаблону, затем обтесывают специально заточенным инструментом. В сколотых поверхностях солнечный свет особенно искрится.



Бендинг

Бендинг – это изгибание витража в печи для придания ему полукруглой цилиндрической или угловой формы.



Шебеке (панджара)

Шебеки или панджара – ажурная решетка, являющаяся оконным переплетом, вырезанная из камня или дерева, часто с разноцветными стеклами.

Тема 3

Приемы и технология художественной обработки стекла

Классификации витражей

В настоящее время выделяют несколько типов витражей в зависимости от техники изготовления:



  • Классический витраж (технология Тиффани) – образован прозрачными кусками стекла, удерживаемыми перегородками из свинца, меди, латуни или оловянно-свинцового припоя.

  • Накладной витраж – получается по технологии фьюзингаспеканием, иногда наклеиванием элементов на основу.

  • Расписной витраж – на поверхность стекла наносится рисунок прозрачными красками.

  • Пленочный витраж – на поверхность стекла наклеивается свинцовая лента и разноцветная самоклеющаяся пленка (английская технология).

  • Комбинированный витраж – образуется сочетанием различных технологий создания витража.

  • Пескоструйный витраж.

  • Мозаичный витраж.

  • Наборный витраж.

  • Спечной витраж (фьюзинг).

  • Травленный витраж.

  • Спаечный витраж.

  • Фацетный витраж.

  • Кабошон.

  • Узор «Мороз»

  • Нацвет.

  • Травление.

  • Эрклез.

  • Бендинг.

  • Шебеке (панджара)

  • Литой витраж – каждый модуль стекла отливается в ручную либо выдувается. Стеклу, толщина которого варьирует от 5 до 30 мм, также придается поверхностная фактура, которая преломляет свет, усиливает выразительность. Для скрепления стекол используется цементный раствор и металлическая арматура.

Теория создания витражей

Познакомить обучающихся со сложными технологиями изготовления витражей можно, совершить с ними реальную или видео экскурсию в художественную мастерскую по изготовлению витражей в вашем городе.

Рассмотрим несколько направлений творческой деятельности по созданию витражей обучающимися, соответствующих данному возрасту.

Пленочный витраж

Изготовление витражей в технике пленочного витража является высококачественной имитацией классических витражей, создающихся из цветного стекла. В качестве основы для витража может быть использовано простое (прозрачное), тонированное, либо химически матированное (молочное) стекло. Богатая цветовая палитра витражных пленок позволяет создавать любые рисунки. Пленки могут быть прозрачными, полупрозрачными и матовыми. Художественные витражи можно использовать в дизайне интерьера квартир и офисов. Это могут быть витражи в двери, витражи в окна, ниши, перегородки, порталы, потолки, бра и люстры.Технология изготовления пленочного витража:



  1. Составить эскиз по размеру стекла. Обвести черным фломастером. Акварелью определить цветовые сочетания;

  2. Обезжирить стекло любым спиртосодержащим раствором;

  3. Вырезать элементы композиции из пленки;

  4. При создании пленочных витражей на цельное стекло по эскизу наносится специальная пленка, имитирующая цветное стекло;

  5. Стыки между пленками с обеих сторон закрывают свинцовой лентой, имеющей разнообразные цвета и ширину;

  6. В некоторых моделях витражей применяются фацетованные стеклянные элементы различных форм, которые наклеиваются на ультрафиолетовый клей и также с двух сторон обрамляют свинцовым профилем.

Данный вид витража прослужит минимум 15 лет. Ухаживать за ними следует как за обычным стеклом:

  1. Протирать влажной тряпкой, смоченной жидкостью для мытья стекла;

  2. Для ухода за пленочным витражом не рекомендуется применять сухие чистящие средства, а также растворители.

Преимущество пленочного витража в красоте. Вы вряд ли сможете отличить пленочный витраж от Тиффани, настолько они похожи. При этом в пленочном витраже более 1100 цветовых оттенков. Благодаря витражной пленке прочность стекла только увеличивается. Пленочный витраж может легко монтироваться на изогнутое стекло. В отличии от технологии витража – фьюзинг, здесь обе поверхности стекла лицевые. Пленочный витраж гораздо легче классического витража.

Фьюзинг

Проще говоря, спекание. В условиях школьной мастерской обучающиеся выполняют работы небольшой формы походящих по размеру для нагревания в муфельной печи. Данная технология изготовления состоит в следующем:



  1. Разработанный в цвете эскиз подкладывается под один большой кусок стекла;

  2. Кусочки разноцветного стекла, стеклянных гранул, шихты, дроты складываются в рисунок соответственно эскизу на лицевой части стекла;

  3. Затем будущий витраж отправляется в муфельную печь на несколько часов, где кусочки стекла спекаются при температуре 850 градусов;

  4. Остывший спекшийся в цельный пласт витраж достают из печи.

Авторская работа по красоте может превосходить классические витражи. Витраж, изготовленный по технологии фьюзинг, чуть менее долговечен, чем классический витраж, но 30 лет он прослужит.

К недостаткам подобной технологии изготовления витража стоит отнести односторонность, то есть внутренняя сторона витража смотрится не столь изящно как лицевая.



Роспись стекла

Существуют два основных направления росписи стекла, которые отличаются друг от друга этапами процесса, материалами и конечным результатом:



  1. Техника росписи стекла витражными прозрачными красками

  2. Техника росписи стекла не прозрачными (акриловыми) красками

Декоративная живопись по стеклу постоянно совершенствуется, благодаря экспериментам последних лет производителей красок. Полная гамма красок для росписи по стеклу дает огромные возможности для творческих поисков.

Витражные краски прозрачные и очень яркие. Они бывают обжигаемые и не обжигаемые. Обжигаемыми красками используют тогда, когда необходимо получить прочность покрытия, но здесь необходимо учитывать, что не каждое изделие из стекла сможет выдержать обжиг в печи, поэтому если вы не уверены, что ваше изделие выдержит высокую температуру, то лучше использовать не обжигаемые краски.

Не обжигаемые краски по прозрачности и насыщенности цветов ничем не уступают обжигаемым. Важным элементом в данной технике является использование контурной пасты (аутлайнер или контур).

Для работы нам понадобится:



  • хорошо освященное рабочее место (дневной или искусственный свет, не искажающий цвет, например галогеновая лампа);

  • идеально ровный (установленный строго горизонтально) стол;

  • краски (очень жидкие), после нанесения на поверхность стекла, они могут не желательным образом стекать, следуя наклону столешницы;

  • для эскизов и рисунков: тонкая бумага для рисования, калька, фломастер с тонким кончиком, цветные карандаши, ластик для стирания карандаша, линейка с миллиметровыми делениями, фломастер со сверхтонким кончиком для рисования на стекле, бумажная клеящаяся лента, копировальная бумага, пачка зубочисток, бритвенное лезвие, пластиковая тарелка, булавка;

  • для росписи: набор круглых кисточек из синтетики, набор красок для витража (включающий базовые цвета), флакон бесцветного лака, флакон специального разбавителя, контуры по стеклу и керамике, блюдце, несколько полотняных тряпочек, алюминиевая, анодированная кистемойка;

  • для очистки: состав для обезжиривания стекла, хлопковая тряпочка.

Живопись по стеклу создается, по сути, двумя материалами: контурной пастой, которая имитирует эффект свинца, и краской, прозрачной – для стекла и для холодной росписи керамики. Использование определенной краски может даже изменить функциональность предмета. Контурная паста выпускается в тюбике, выдавливается через насадку, образуя на стекле, контур, который после затвердевания служит границей для краски и защищает ее от внешних воздействий. Краска, которая будет, наносится кисточкой, надежно схватываясь со свинцовым контуром, обеспечит прочное соединение обоих материалов с основой. Свинцовый контур – видимый и эстетически значимый элемент, хорошо узнаваемый и типичный, поэтому при разработке композиции учитывается стиль данной техники.

Этапы техники росписи стекла витражными прозрачными красками:



  1. Подготавливаем поверхность: очищаем и обезжириваем;

  2. Закрепляем эскиз с обратной стороны стекла или наносим контуры специальным фломастером;

  3. Проводим аутлайнером рельефную линию;

  4. Закрашиваем рисунок красками;

  5. Даем высохнуть, при использовании обжигаемых красок, необходимо изделие поместить в печь, нагретую до температуры указанной в инструкции к краскам;

  6. При желании можно покрыть изделие специальным лаком, он придает краскам дополнительный блеск и устойчивость цвета.

Техника росписи стекла непрозрачными акриловыми красками практически не отличается от работы гуашью или акварелью, очень красиво получается роспись в технике on-stoke(в буквальном переводе обозначает один прием, мазок, штрих). В этой технике, элемент рисунка наносится всего одним движением, за один прием. Кисточкой берется одновременно две краски и одним мазком наносятся элементы рисунка: листочки, линии, завитки и прочее. При росписи акриловыми красками нет необходимости использовать контур, вырисовывать им четкие и ровные линии.

Техника росписи point-to-point

Техника point-to-point выглядит как вышивка бисером или чеканка по металлу. Декорировать этой техникой можно практически любые предметы. Техника поразительна, красива, ее легко могут освоить дети младшего возраста.

Необходимые материалы и инструменты для техники point-to-point:


  1. Акриловые контуры по стеклу и керамике. Они должны быть безупречного качества, удобная туба, идеальная густота краски, однородная консистенция. Тубы имеют съемный носик, когда краска закончится, можно с помощью одноразового медицинского шприца залить новую порцию и продолжить работать.

  2. Металлические насадки для контуров. Они позволяют сделать маленькую и аккуратную точечку. Можно добиться ювелирной изысканности. Металлические наконечники бывают диаметром 3, 5, 8 мм, что позволит придать работе профессиональный вид. Но за насадками нужно тщательно ухаживать, чтобы в сопелке не засохла краска. Надо промывать, прочищать насадки. Хранить их нужно вымытыми и высушенными или в банке со спиртом.

  3. Спирт, ватные палочки, влажные салфетки. Все перечисленное используется для смывания разных огрехов и ошибок.

После сбора всех необходимых материалов можно приступать к созданию росписи в технике point-to-point. Тренироваться можно на любой ровной твердой поверхности. Попробуйте на кусочке стекла или коробочке от диска. Сначала лучше тренировать технику росписи point-to-point не на пестрых поверхностях, а на окрашенных в один цвет. В приложении вы найдете подробную инструкцию по созданию росписи в техникеpoint-to-point.

Заключение

Витраж один из видов декоративно-прикладного творчества привлекает в работе с обучающимися прежде своей доступностью, необходимые материалы всегда есть в продаже и по приемлемой цене. Самое же приятное для ребенка - собственноручно создать эксклюзивный предмет декора. Декорировать с обучающимися можно любые предметы:



  • обычные фоторамки, расписав стекло и вставив его в рамку, вы получите картину в витражном стиле. Создание настоящего витража – очень трудоемкий процесс, а с помощью красок по стеклу вы за несколько часов создадите вещь, которая никого не оставит равнодушным;

  • стеклянная утварь: стаканы, бокалы, графины, разнообразные салатники и мисочки, тарелки, вазы, фонари для греющих свечей, бутылки и банки интересной формы, плафоны. Их можно полностью расписать в витражном стиле или ограничится орнаментом, инициалами, узорами;

  • вставки из стекла в мебели, дверях и стенах;

  • зеркала. Изображение в виде рамки или просто в уголке оживит ничем не примечательное зеркало;

  • любые нестандартные заготовки из стекла, сделанные на заказ в мастерской или купленные в магазине: подвески, часы, настольные игры.

  • Из стаканов, колб, мисочек можно изготовить подсвечники, подставки для карандашей, вазочки и прочие функциональные вещицы. Не гнушайтесь расписывать стеклотару – возможно, лет через сто она станет редчайшим явлением на Земле, так как производить ее дорого, перерабатывать невыгодно, хранить неудобно. Тарелки расписывайте в тон вашего интерьера, и на специальных подставках они украсят обстановку кухни или гостиной. Дополнительно используют различные стразы, бусины, бисер, мелкую крошку янтаря, цветной песок, блестки – все это приклеивается к поверхности предмета и создает великолепный декоративный эффект.

Стекло – один из важных материалов в интерьере наших домов, а стекло, расписанное вручную, принесет в ваш дом еще больше света и радости.

ПРИЛОЖЕНИЕ

Экскурс в историю

Экскурс в историю

Экскурс в историю

Экскурс в историю

ИНСТРУКЦИОННАЯ КАРТА №1

Как пользоваться контурной пастой

  1. Начнем с подготовки контурной пасты, которая воспроизводит эффект свинца. Откройте тюбик и , проделав отверстие, выдавите немного свинца на тарелку, чтобы удалить, возможно, скопившиеся в тюбике лишний воздух. Иногда в насадке может застыть немного пасты, которая будет препятствовать дальнейшему выходу состава наружу. В этом случае удалите застывший свинец, отвинтив насадку, и вставьте булавку изнутри в направлении выходного отверстия;

  2. Снова привинтите насадку, повторите первую операцию, выдавив немного свинца до появления компактного и однородного валика;

  3. Чтобы обеспечить равномерный выход свинца из тюбика, подкрутите складку внизу тюбика, стараясь всегда держать тюбик под давлением. Теперь свинец готов к использованию. Чтобы получать хороший результат, необходимо научится правильной постановке работы. Контур не должен быть не слишком тонким, ни сплющенным, не прерывисто-ломаным. Благодаря навыку вы будете создавать из свинца контур, похожий на круглую проволоку средней толщины.

  4. Правильное положение тюбика в руке: горизонтальное на среднем пальце до изгиба кисти между указательным и большим пальцами. Придерживайте его указательным пальцем, чтобы не упал. Собственно, работать будет большой палец, регулируя нажимом выход свинца;

  5. Чтобы кисть не дрожала, а запястье и мышцы руки не напрягались, на стол следует опираться всем ребром кисти и предплечья до локтя, чтобы получался единый рычаг, который перемещался бы, скользя по рабочей плоскости;

  6. Внимательно рассмотрим подготовленный рисунок. Логично начинать нанесение контура слева направо и сверху вниз, чтобы не класть кисть или руку на участок с уже нанесенным свинцом. Лучше начинать с одной из внешних линий рисунка.

  7. Теперь нужно снять с тюбика колпачок и подушечкой пальца другой руки очистить кончик насадки, который должен всегда оставаться совершенно чистым, иначе остаток свинца может изменить направление выходящего материала;

  8. Определите точку, с которой хотите начать. Держите тюбик слегка приподнятым над стеклом и начинайте осторожно нажимать на него, выдавливая свинец так, чтобы он ложился сверху, и одновременно двигайте кистью и рукой, стараясь закрыть пастой линию рисунка. Когда необходимо остановится, перестаньте сжимать тюбик за мгновение до достижения выбранной точки, чтобы на стекло лег последний отрезок свинца, оставшийся в насадке;

  9. Если хотите продолжить работу и замкнуть контур рисунка, снова начинайте нажимать на тюбик, опуская начало валика свинца на окончание контура. Таким образом, вы получите однородный контур без лишнего расхода материала. Если в результате образовался наплыв из свинца, возьмите зубочистку и осторожно разнесите в разные стороны излишек материала до исчезновения наплыва. Если свинец не попал на линию, опять воспользуйтесь зубочистками, чтобы подправить контур, сдвинув его на нужную линию. Эту операцию следует выполнить сразу, потому что через 5 минут свинец начнет затвердевать и после этого его нельзя поправить, разве что полностью удалить неправильный фрагмент контура (с помощью лезвия) и заново переделать. Во время работы важно не спешить, чем медленнее движется рука, тем более аккуратной получается линия контура. Если же будете действовать быстро или резко, валик станет неоднородным и не сможет образовать нужного барьера для сдерживания краски;

  10. Доведите контур рисунка, работая спокойно и непринужденно, не делая резких движений, не выкручивая запястье или руку;

  11. Когда контур закроет весь рисунок, оставьте работу на 5-6 часов, не меньше, чтобы свинец достаточно затвердел. Только после этого можно приступать к заливке композиции цветом.


ИНСТРУКЦИОННАЯ КАРТА №2

Как пользоваться прозрачной краской для стекла

  1. Набор красок должен содержать основные базовые цвета, которые хорошо смешиваются друг с другом, и один бесцветный лак, увеличивающий прозрачность красок для получения светлых оттенков.

  2. Чтобы раскрасить рисунок с уже нанесенным контурами и свинцом, на рабочем столе размещаем несколько баночек с прозрачными красками для стекла. Кроме того, потребуется баночка бесцветного лака для стекла и несколько кисточек. Теперь нальем разбавитель в кистемойку, которую будем держать под рукой, и можем приступать к работе.

  3. Наливаем на поверхность стекла немного состава для обезжиривания.

  4. Протираем ее сухой тряпочкой, не оставляющей ворсинок.

  5. Чтобы получить переход цвета, видимый с обеих сторон стекла, сначала подготовим колера, которыми будем работать. Если нужен более светлый оттенок, добавим в краску немного бесцветного лака (около половины объема). Каждый колер наливаем в отдельную емкость.

  6. Тщательно перемешиваем колер кисточкой до получения однородного оттенка, затем оставляем на несколько минут, чтобы исчезли воздушные пузырьки, которые образовались при перемешивании.

  7. Обмакиваем кончик кисточки и испытываем краску на пробном куске стекла, чтобы проверить, получена ли требуемая интенсивность. Если оттенок колера подходит, мы можем начинать работу.

  8. Обмакнув в краску кисточку и покрутив ее, чтобы сплотить волоски, возьмем немного краски на кончик и нанесем ее на стекло так, чтобы цвет начал распределяться от края линии свинца. Работаем осторожно, кисточка должна едва касаться поверхности.

  9. Для передачи цветовых переходов берем несколько красок одновременно, нанося их рядом одну за другой и осторожно размывая кистью места перехода между разными цветами, чтобы свести на нет границу и получить их взаимопроникновение.

  10. Если после нанесения краски на ее поверхности появился воздушный пузырек, убираем его с помощью зубочистки или кончиком совершенно чистой кисточки.

  11. Теперь надо приподнять стекло, держа его горизонтально, чтобы проверить на просвет, не осталось ли где-нибудь пустых участков. Для уверенности в идеальной прочности рисунка мы должны наносить краску так, чтобы она полностью прилегала к линии свинца. Примерно через двое суток краска высохнет окончательно, и работу можно вставить в подходящую рамку.


ИНСТРУКЦИОННАЯ КАРТА №3

Как пользоваться не прозрачными акриловыми красками

  1. Используя прозрачные краски для стекла, применяли только разные градации одного цвета, или, располагая рядом, друг с другом разные хроматические тона, для получения светотени. Теперь же будем пользоваться палитрой эмалей, которая позволит писать в классической манере, с эффектами цветовых переходов.

  2. Для работы необходим набор акриловых красок по керамике – это глянцевые эмали насыщенного и яркого тона, созданные для обеспечения кроющего эффекта, способных смешиваться между собой, и одного бесцветного лака, жидкости, которая при смешивании с эмалью делает ее полностью или частично прозрачной. Это краски двойного назначения, как кроющие они видны в отсутствии подсветки, как прозрачные – при подсветке сзади.

  3. Для росписи воспользуемся круглыми кисточками из синтетического волоса и разбавителем для размягчения и очистки кисточек. Приступая к работе этими эмалями, мы используем рисунок, контур которого очерчен свинцом. Так же и в прозрачных красках по стеклу, готовим колера и для светлых оттенков, добавляем до 50% бесцветного лака. Тщательно перемешиваем большой кистью №6 и оставляем отстояться, чтобы исчезли воздушные пузырьки.

  4. Делаем пробу двух цветов в углу пластинки, потом поднимаем ее и смотрим на просвет, проверяем, чтобы краска имела одинаковую степень прозрачности. Перед началом очищаем стекло обезжиривающим составом и продолжаем работу.

  5. Для росписи мелких элементов берем очень тонкую кисточку №00 или №01. Естественно, время от времени надо поднимать стекло, всякий раз в горизонтальном положении, чтобы проверить на просвет, не осталось ли где-нибудь пустых участков, особенно около свинцовых контуров.

  6. Для придания фрагментам росписи определенной фактуры, например эффекта оперения птицы или шерсти медвежонка, надо подождать минут 5-7, потом снова работать с эмалью, нанося кончиком кисточки №01 быстрые короткие мазки.

  7. Необходимо помнить, когда будем пользоваться белилами или их смесями с другими красками, чтобы получить примерно такую же прозрачность (как у краски без белил), надо добавлять в колер вдвое больше бесцветного лака. Готовую работу, прежде чем поставить вертикально, следует выдержать не менее двух часов в горизонтальном положении. Полная сушка займет двое суток, после чего картину можно вставить в раму. Для перехода эмали в стеклообразное, исключительно твердое состояние потребуется примерно 20 дней.


ТЕХНИКА РОСПИСИ

point-to-point

Необходимые материалы и инструменты для техники point-to- point:

акриловые контуры, акриловая краска, разбавитель, акриловый лак спирт, ватные палочки, влажные салфетки



Порядок создания росписи по технике point-to- point:

  1. Обезжириваем поверхность спиртом, она высохнет за минуту.

  2. Снимаем крышку с контура, поворачиваем носиком вниз, чтобы краска подтекала к выходу, легонько сжимаем тюбик и пробуем поставить точку.



  1. Чтобы получилась точечка, а не клякса, нужно правильно оторвать – поднять контур от поверхности. Это нужно сделать как бы отрывисто, контур при этом держим вертикально.

  2. Ставим рядом другую точку. Нам нужно добиться равномерного между точками расстояния. Тогда работа будет выглядеть профессионально. Руке нужно задать ритм. Опускаем – ставим точку – отрываем – отступаем – снова опускаем.

5. Выводим цепочку из точечек. Точки будут одинаковыми, если надавливать равномерно. Чем сильнее давим на тюбик, тем крупнее точка. Чем слабее, тем точечка меньше.

6. Неудачные точки убираем ватной палочкой, смоченной в спирте. Каждое касание – чистой палочкой.

7. Следующий навык росписи в технике point-to- point – нарисовать цепочку из постепенно увеличивающихся точек. У вас наверняка получается все

быстрее и быстрее.

8. Теперь выполним следующие упражнения:

- проведем ровную линию;

- волнистую;

- непрерывную ровную линию, чередуя с сильным нажимом на контур, для поучения точки и т.д.

9. Теперь учимся делать фигуру. Пусть это будет ажурный круг. Рисуем круг из одинаковых крупных точек. В центре ставим такую же точку. И от края точки к центральной делаем уменьшающуюся цепочку. Должен получится так, как на рисунке.

10. Следующая фигура – веер. Делаем дугу из крупных точечек и из каждой точки делаем цепочку, уменьшающуюся к центру. Линии не обязательно должны быть ровными. Должно красиво смотреться все вместе. А точки не должны слипаться.

11. Теперь пробуем рисовать спиральку, треугольник, листик и т.д. Все делаем одинаковыми точками. Затем смотрим и выделяем одну или несколько точек, сделав ее,покрупнее.

12. Придумываем свои авторские узоры, и выполняем их в технике point-to- point.



ДЕКОРИРОВАНИЕ

стеклянной тарелки в технике

point-to-point

Необходимые материалы и инструменты:

Круглая тарелка из прозрачного стекла, грунт акриловый черный, контуры для росписи по стеклу, акриловый лак, спирт, широкая кисть.

1. Обезжириваем тарелку спиртосодержащей жидкостью. Вытираем насухо хлопчатобумажной тканью. Наносим на обратную сторону тарелки черный акриловый грунт с помощью широкой синтетической кисти.

2. После того как слой грунта высохнет (через 2-3 часа), наносим еще один. Важно, чтобы поверхность была полностью закрашена, без просветов.

3. Ждем высыхания второго слоя грунта (около 3-х часов), после чего покрываем загрунтованную поверхность акриловым лаком в два слоя с промежуточной просушкой каждого. Тарелка готова к росписи.

4. Для работы используем акриловые контуры по стеклу нескольких цветов. Один из цветов будет основным. Основным контуром намечаем мотив, чуть сдвинув от середины тарелки. Дублируем «линию» вторым рядом точек. Точки ставим близко друг другу, стараясь, чтобы расстояние между ними было одинаковым.

5. Наращиваем получившийся узор со всех сторон, прорисовывая мотивы – стилизованные листья и стебли с цветами. Заполняем внутреннее пространство узора, используя разные цвета. Используя точки разного размера, мы делаем роспись более кружевным и легким.

6. Доводим узор до края, по задумке нам не нужно, чтобы было видно плоскость фона. Он должен чуть проглядывать через орнамент.

7. Заполняем плоскость тарелки узорами полностью. Рисуем мелкие и крупные формы, плавно заводя точечные линии из формы в форму. Здесь нам не нужна симметрия. В итоге получится эффект вышивки бисером по бархату или же изысканной чеканки по металлу с использованием эмали. Оставляем тарелку на сутки до полного высыхания краски.

Творческие работы обучающихся

Павлюченкова Анастасия, 14 лет

Творческие работы обучающихся

Ломова Дарья, 12 лет

Творческие работы обучающихся

Львов Максим, 13 лет

Творческие работы обучающихся

Творческие работы обучающихся

Милютина Ирина, 14 лет

Творческие работы обучающихся

Ломова Дарья, 13 лет

Творческие работы обучающихся

Милютина Ирина, 14 лет

Творческие работы обучающихся

Львов Максим, 14 лет

Литература


  1. Яглова Н.Т. Витраж // Русское декоративное искусство. Т.3. – М., 1965.

  2. Всеобщая история искусств. Т.1. Искусство древнего мира. – М.: Искусство, 1956.

  3. Гуревич А.Я. Категория средневековой культуры. М., 1972.

  4. Лясковская О.А. Французская готика Xll – XlVвеков: Архитектура. Скульптура. Витраж. – М., Искусство, 1973.

  5. Гусева Е.Н., Гончарова Н.М., Лебедев В.Н., Хвалов С.А., Сверчкова В.Д. Витражи в конференц-зале Академии художеств. Находки и открытия // 240 лет Музею Академии Художеств. Научная конференция 11-12 мая 1999. Краткое содержание докладов. – СПб., 1999.

  6. Волобаева Т.В. Петербургские витражи эпохи модерна: эстетика, производство, памятники // 100 лет петербургскому модерну. – СПб., 2000.

  7. Иванов Е.Ю. Каталог-путеводитель по витражам Санкт-Петербурга. – СПб., 2001.

  8. Княжицкая Т.В. Витражи Петербурга. – СПб., 2006.

  9. Рагин В., Хиггинс М., Искусство витража. От истоков к современности. – М., 2006.

  10. Аль Нуман Л., Глазков А. Витражи в архитектуре. – 2006.

  11. Бутиков Г.П. Государственный музей «Исаакиевский собор». СПб., 1993.

  12. Лоренц Н.Ф. Орнамент всех времен и стилей. – СПб: Издательство Девриена, 1898.

  13. Ткачук Т.М. Цветные витражи: стильно и модно. – М.: АСТ; Донецк: Сталкер, 2008.

  14. Черныш О. Восточная «филигрань». // журнал «Делаем сами. Мастерская эксклюзива». ООО «Гефест-Пресс», №11 ноябрь 2011.

  15. Сергеева М. Огонь на дне бокала. // журнал «Делаем сами. Мастерская эксклюзива». ООО «Гефест-Пресс», №11 ноябрь 2011.

  16. Канарейкина А. Волшебный фонарь. // журнал «Делаем сами. Мастерская эксклюзива». ООО «Гефест-Пресс», №11 ноябрь 2011.

  17. Газета «Строительство и недвижимость», №37, 2000.

Оглавление

Содержание ---------------------------------------------------------------------------------3

Введение -------------------------------------------------------------------------------------6

Экскурс в историю ----------------------------------------------------------------------6

Виды современных витражей -----------------------------------------------------------9

Пескоструйный витраж ----------------------------------------------------------------10

Мозаичный витраж ---------------------------------------------------------------------10

Наборный витраж -----------------------------------------------------------------------10

Спечной витраж (фьюзинг) -----------------------------------------------------------10

Расписной витраж ----------------------------------------------------------------------10

Травленный витраж --------------------------------------------------------------------10

Паечный витраж ------------------------------------------------------------------------10

Комбинированный витраж -----------------------------------------------------------10

Кабошон ----------------------------------------------------------------------------------11

Узор «Мороз» ---------------------------------------------------------------------------11

Нацвет -------------------------------------------------------------------------------------11

Травление --------------------------------------------------------------------------------11

Многослойное травление -------------------------------------------------------------12

Рюмочная плитка -----------------------------------------------------------------------12

Транспарант ------------------------------------------------------------------------------12

Эрклез -------------------------------------------------------------------------------------12

Бендинг -----------------------------------------------------------------------------------13

Шебеке (панджара) ---------------------------------------------------------------------13

Приемы и технология художественной обработки стекла -----------------------14

Классификация витражей -------------------------------------------------------------14Теория создания витражей --------------------------------------------------------------15

Пленочный витраж ---------------------------------------------------------------------15

Фьюзинг ----------------------------------------------------------------------------------16

Роспись стекла --------------------------------------------------------------------------16

Техника росписи point-to-point ------------------------------------------------------18

Заключение --------------------------------------------------------------------------------20

Приложение --------------------------------------------------------------------------------21

Фрагменты витражей-------------------------------------------------------------------22

Инструкционная карта №1------------------------------------------------------------29

Инструкционная карта №2------------------------------------------------------------31

Инструкционная карта №3------------------------------------------------------------33

Техника росписи point-to-point (мастер-класс)------------------------------------35

Декорирование стеклянной тарелки в технике point-to-point -----------------44

«Сладкая песнь» ------------------------------------------------------------------------50



Образцы детских работ-----------------------------------------------------------------55

Литература ---------------------------------------------------------------------------------65