Ципляева Екатерина Александровна, заместитель директора по воспитательной работе, моу дополнительного образования детей «Центр детск - polpoz.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1страница 2
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Структура стоимости услуги дополнительного образования детей моу... 1 131.55kb.
Педагог дополнительного образования моу дод «Центр детского творчества... 1 31.59kb.
Управление образования Великоустюгского муниципального района Вологодской... 2 549.25kb.
В составлении публичного отчёта принимали участие: заместитель директора... 4 862.55kb.
Музея образовательного учреждения краевого государственного учреждения 1 59.34kb.
Муниципальное задание на оказание муниципальных услуг муниципальному... 1 162.32kb.
Директор департамента образования мэрии города Ярославля 1 177.03kb.
Образования детей 1 230.58kb.
Гаджиева Айшат Магомедсаламовна директор муниципального бюджетного... 1 167.43kb.
Расчет госзатрат Государственного бюджетного образовательного учреждения... 9 2908.23kb.
Дополнительного образования детей 3 731.8kb.
Программа формирования универсальных учебных действий 6 1718.28kb.
1. На доске выписаны n последовательных натуральных чисел 1 46.11kb.

Ципляева Екатерина Александровна, заместитель директора по воспитательной работе - страница №1/2



Интеллектуально – познавательная игра

для старшеклассников «Умники»,

посвященная 60-летию Победы в Великой Отечественной войне
Ципляева Екатерина Александровна,

заместитель директора по воспитательной работе, МОУ дополнительного образования детей «Центр детского творчества»
г. Ноябрьск

Пояснительная записка.

Интеллектуальная игра – это соревнование между детьми в эрудиции. Это активная форма обучения, которая позволяет проверить знания ребят в той или иной отрасли знаний и да ет новые факты в интересной игровой форме.

Одной из таких интересных форм можно назвать традиционную интеллектуально – познавательную игру «Умники», которая уже в течение 7-ми лет проводиться среди образовательных учреждений города Ноябрьска. Игра «Умники» — это неотъемлемая часть дополнительного образования города. Без нее не проходит ни один учебный год. Особое место в интеллектуальной игре «Умники» занимает тематика, посвященная родному краю, отечеству, Родине.
Область применения:

Методическая разработка может быть использована:

— Для проведения интеллектуально-познавательной игры в образовательном учреждении, среди ОУ города, среди муниципальных образований.

— Рекомендована - для организаторов внеклассной воспитательной работы, заместителей директора по воспитательной работе и учебно – методической работе, педагогов – организаторов, учителей и других педагогических работников.


Возраст участников игры:

Интеллектуально-познавательная игра «Умники» проводится среди школ города. В игре принимают участие учащиеся 10-х классов (15-16 лет). В течение трех туров 14 команд по 5 человек каждая зарабатывают баллы (лепты), отвечая на разнообразные вопросы по тематике игры.


Цели и задачи игры:

1. Создание условий для взаимосвязи основного и дополнительного образования детей.

2. Развитие интеллекта и творческого потенциала учащихся.

3. Расширение кругозора учащихся.

4. Воспитание патриотизма, любви к родному краю.

5. Воспитание у школьников чувства коллективизма, взаимопомощи, ответственности и самостоятельности.


Ожидаемые результаты:

В ходе организации и проведения игры участники:

1. Получают знания об истории своей страны, что способствует воспитанию патриотизма и расширению кругозора

2. Повышается интеллектуальный и творческий потенциал.

3. Развиваются навыки поисково-исследовательской деятельности.

4. Развиваются личностные качества: решительность, объективность, уверенность, целеустремленность, настойчивость, стрессоустойчивость.

5. Развиваются умения социального взаимодействия со сверстниками.
Формы и методы, используемые в ходе организации и проведения игры:

Игра проходит в форме «интеллектуального казино»: отвечая на вопросы игры, команды делают ставки; если команда отвечает верно, то ставка удваивается, а если ошибается - команда теряет ставку. Данная форма и содержание проведения игры «Умники» объективно подходит для большого количества участников (13 – 14 команд): в течение 1 – 1,5 часов можно выявить победителя и каждая команда зарабатывает свое количество баллов.

Проведение игры предполагает использование следующих форм, методов и приемов:

1. На подготовительном этапе: КТД, работа с литературой, лекции, экскурсия, встреча с интересными людьми.

2. На этапе проведения игры: КТД, игра, викторина, работа в малых группах, метод эвристической беседы (метод проблемного вопроса), аудио метод восприятия, визуальный метод восприятия.

3. На этапе рефлексии: анализ КТД, анкетирование, самоанализ, получение обратной связи (взаимоанализ).


Документация к игре: (см. приложение №1)

Для проведения игры для участников игры разрабатывается положение, в котором описываются цели и задачи игры, порядок и условия проведения, перечисляются названия 3-х туров игры и даты их проведения.

За месяц до проведения каждого тура игры разрабатывается приложение к положению, в котором уточняется дата, время и место проведения игры; описывается круг знаний для участников игры, т.е. определяются разделы материала, который необходимо знать для успешного участия в игре; описывается рекомендуемая литература к игре, объявляется о проведении дополнительной подготовке к игре (для команд по возможности проводятся лекции и экскурсии по теме игры, которые проводят специалисты Центральной библиотечной системы или Музейного ресурсного центра); объявляется организационный сбор для команд, который проводится за 3 дня до игры (на нем организаторы игры называют тематику раундов, объявляется ставка каждого раунда, уточняются организационные вопросы).
Тематическое содержание:

В 2004 – 2005 учебном году игра «Умники» была посвящена Великой Отечественной войне.

Тема всей игры «Священная война».

1 утр – «Великие битвы и сражения», речь шла об основных битвах и сражениях ВОВ.

2 тур – «Они сражались за Родину», вопросы были составлены о 20-ти персонах – героях и антигероях ВОВ.

3 тур – «Никто не забыт, ничто не забыто…», вопросы были составлены по литературным, музыкальным произведениям и фильмам о войне и военных лет, также об авторах этих произведений, исполнителях песен.


Необходимый уровень знаний для участия в игре:

К I туру:

1. Хронологию основных битв и сражений ВОВ: Курская битва, блокада Ленинграда, оборона Москвы, Сталинградская оборона, оборона Киева, Брестская крепость, операция Багратион, битва за Берлин.

2. Время, ход, стратегические и тактические вехи основных сражений ВОВ.

Ко II туру:

1. Основные вехи биографии следующих военных деятелей ВОВ:

1. И.В. Сталин

2. К.К. Рокоссовский

3. К.Г. Жуков

4. Н.Г. Кузнецов

5. Н.Ф. Ватутин

6. А.М. Василевский

7. В.И. Чуйков

8. В.В. Талалихин

9. К.Е. Ворошилов

10. С.А. Ковпак

11. Р. Зорге

12. Н.Ф. Гастелло

13. А. Матросов

14. А.П. Маресьев

15. З. Космодемьянская

16. М.А. Егоров и М.В. Кантария

17. А.А. Власов

18. И.В. Панфилов

19. А. Гитлер

20. Ф. Паулюс

2. Их годы жизни, основные жизненные победы и достижения (почему их можно назвать героем (антигероем) ВОВ), роль названных персон в ВОВ.

К III туру:

1. Факты биографии и творческие достижения писателей (с чего началась карьера писателя, какие премии – награды были получены), их произведения.

1) М..А. Шолохов «Они сражались за Родину», «Судьба человека».

2) В. Быков «Обелиск», «Сотников».

3) Б. Васильев «А зори здесь тихие».

4) Б. Полевой «Повесть о настоящем человеке»

5) А.Т. Твардовский «Василий Теркин», стихи о войне

6) К. Симонов «Жди меня» и другие стихи о войне.



Примечание: Названные произведения необходимо рассмотреть по схеме: «Автор – название произведения – главные герои – сюжетная линия». Кроме выше указанных произведений, нужно знать названия и других произведений этих авторов.

2. Факты биографии, репертуар и творческие достижения исполнителей песен военных лет и песен о войне (Л.И. Русланова, К.И. Шульженко, М.Н. Бернес, Л. Утесов и другие).

3. Самые известные песни о ВОВ (военных лет и написанные после ВОВ), их историю создания, авторов слов и музыки, первых исполнителей. Песни: «Священная война», «Синий платочек», «Темная ночь», «Журавли», «В лесу прифронтовом», «Смуглянка», «Три танкиста», «Катюша», «День победы», «Бухенвальдский набат», «Огонек», «Моя Москва» и др.

4. Художественные фильмы о ВОВ: «А зори здесь тихие», «Летят журавли», «В бой идут одни старики», «Два бойца», «Судьба человека», «Они сражались за Родину», «Аты-баты, шли солдаты…», «17 мгновений весны», «Баллада о солдате» и др.. (Рассмотреть названные фильмы по схеме «Название – режиссер – год создания – исполнители главных ролей – основная сюжетная линия – награды фильма (если есть)». Названия других фильмов о ВОВ.

5. Какие события в культурной жизни страны происходили во время ВОВ (кино-, литературно-, музыкальные премьеры , выступления прифронтовых бригад и т.п.).
Перечень литературы для обучающихся и педагогов для подготовки к игре:

К I и II турам:

1. Энциклопедия для детей серии «Аванта +» - «История XX в.».

2. Учебники по истории.

3. Всемирная история в датах и событиях// В. Румянцева. – М.: Радуга. – 2002.

4. Всемирная история: В 24 томах. Т. 22, 23, 24// А.Н. Бадак, И.Е. Войнич, Н.М. Волчек и др. – Мн.,1999.

5. Вся история в одном томе// Авт.-сост. И.О. Родин, Т.М. Пименова. – М., 1997.

6. Вторая мировая война. Итоги и уроки. – М., 1985.

7. Неизвестная Россия. XX век. – М.,1992.

8. Антонова Т.С., Харитонов А.Л. и др. История России: XX век. Компьютерный (мультимедиа) учебник. Часть III. – М.: Клио Софт, 2000. – CD-R

9. Серия «Жизнь замечательных людей».

10. И другие источники.

К III туру:

1. Энциклопедия для детей серии «Аванта +» - «Искусство», Т.7; «Литература XX в.», Т.9.

2. Учебники по литературе.

3. А. Гришко «Мелодии воинской славы»

4. В. Викторов, М. Садовский «Звонкие судьбы».

5. «Славим победу октября» в 3-х выпусках (избранные русские советские песни).

6. Искусство в боевом строю. Воспоминания, дневники, очерки.

7. Журнал «Молодежная эстрада» № 3-5, 2003г. «Война и музы»

8. Б. Савченко «Звезды Российской эстрады».

9. И другие источники.


Правила игры:

Игра состоит из 5 раундов. В начале игры каждая команда получает стартовый капитал - 25 лепт. Отвечая на вопрос, команды делают ставки, записывают ответ в листах и поднимают карточку, соответствующую номеру выбранного ответа (в «Тестовом» раунде), или записывают вариант ответа на листе, который потом вслух зачитывает крупье. Если ответ правильный – ставка удваивается, если нет – команда лишается лепты (лепт). Время обдумывания – 30 секунд (1 мин).

В конце игры подсчитывается заработанный капитал. Победителями тура становятся команды, набравшие наибольшее количество лепт. Победителями всей игры (сезона) становится команда, которая набрала наибольшее количество лепт за 3 тура.
Игра предусматривает разнообразные по форме и содержанию раунды:

«Тестовый» - состоит из 25-ти тестовых вопросов. Ставка раунда: один вопрос – 1 лепта. Отвечая на вопрос, команда получает (или теряет) 1 лепту.

«Сопоставление» - участникам игры предлагается сопоставить предложенные показатели, например, «Даты и события», «Фамилии знаменитых людей и их подвиги» и т.п. В данном раунде предлагается 1 вопрос – сопоставление, за 1 (1,5) минуты участники игры должны сопоставить показатели. Ставка раунда: один вопрос – 4 лепты. Если команда ответила на вопрос верно – получает 4 лепты, а если допустила хотя бы одну ошибку – теряет 4 лепты.

«Описание» - необходимо по описанию чего-либо или кого-либо определить название или имя, например – раунд «Историческая справка» - представлены описания битв и сражений, необходимо узнать - о чем идет речь. Ставка раунда: один вопрос – 2 лепты. За один неправильный ответ забирается 2 лепты.

«Видео – раунд» - участникам игры предлагаются видео-вопросы по теме игры. Ставка раунда: один вопрос – 2 лепты. За один неправильный ответ забирается 2 лепты.

«Музыкальный раунд» - участникам игры предлагаются музыкальные вопросы по теме игры, например, звучат песни военных лет, нужно отгадать исполнителя или название песни. Ставка раунда: один вопрос – 2 лепты. За один неправильный ответ забирается 2 лепты.

«Кот в мешке» - участники должны угадать, какой предмет лежит в мешке. Раунд состоит из 3-х вопросов. Ставка - один вопрос - 1 лепта. За один неправильный ответ забирается 1 лепта.

«Ва – банк» - это решающий раунд! Командам предложен один сложный вопрос. Они должны за 1 минуту дать на него один, единственно верный ответ. Ставку команда выбирает сама: она может поставить 1 лепту, а может все лепты, заработанные за игру. Ответ команда пишет на листе. Крупье зачитывает ответ. Если ответ верен - ставка удваивается. Если нет - все поставленные лепты забираются.


Традиционно в игре 3 раунда существуют всегда. Это – «Тестовый», «Кот в мешке» и «Ва-банк». Остальные раунды подбираются в соответствии с темой игры и возможностями организаторов.

Необходимо отметить, что на игре используется презентация Microsoft Power Point: на экране высвечиваются названия раундов, вопросы и правильные ответы, материалы «Видео-раунда» и пр. Презентация позволяет участникам игры лучше понять содержание вопроса, и в течение времени, отведенного для обсуждения, участники игры могут, глядя на вопрос, уточнить непонятные факты. Традиционно за презентацию отвечает куратор клуба, которая составляет все вопросы и задания для игры и оформляет презентацию.


Ведущие и помощники:

Ведут игру обычно 2 представителя клуба «Умники»: мальчик и девочка.

На игре необходимы 14 крупье (по числу команд), которые следят за ходом игры за столом. В их обязанности входит: отдавать команде заработанные лепты в случае правильного ответа или забирать, если ответ не верен; поднимать карточки в «Тестовом» раунде; зачитывать ответы команд в остальных раундах.

1 человек отвечает за сопровождение игры презентацией. 1 человек – за музыкальное сопровождение игры.

Также необходимы 1-2 помощника, которые выносят мешки для раунда «Кот в мешке», помогают в церемонии награждения, следят за тишиной в зале и фойе.
Необходимое материально-техническое обеспечение:

1. Помещение для проведения игры (актовый зал школы или ЦДТ, который позволит свободно разместить команды и зрителей).

2. Столы для команд и 6 посадочных мест (5 участников команды и крупье).

3. Проектор, компьютер и экран для презентации.

4. Музыкальная аппаратура.

5. Художественное оформление зала (название темы игры, красочное оформление и т.д.)

6. Доска с названием всех команд по порядку ОУ (в конце игры записывают на доске количество баллов и место команды).

7. Лепты – картонные жетоны, на которых написано слово «ЛЕПТА» (по 25 штук на каждый стол и по 40-50 лепт в коробочку крупье).

8. Коробочки для лепт (для крупье).

9. Таблички с цифрами 1, 2, 3 на каждый стол.

10. Название команды на столе.

11. Лист ответов, в который команды записывают свои варианты ответов (приложение №2).

12. Задание на раунд «Сопоставление» (приложение №3).

13. Протокол для экспертной группы, в котором записывается количество лепт, заработанных каждой командой и их место в данном раунде (приложение №4).

14. Лист мнений и предложений для руководителей команд, в листе они могут отметить, что в каждом раунде было интересным, необычным, запоминающимся, или что в каждом раунде можно изменить, дополнить (приложение №5).

15. Дипломы и ценные призы (на 3 туре) для награждения.



Использованная литература.

1. Будем работать вместе: Программа деятельности детских и подростковых организаций// Авт. – сост. Волхов А.В. – М., 1996.

2. Борзова Л.П. Игры на уроке истории: Метод. Пособие. – М., 2001.

3. Журнал «Воспитание школьников, - № 2, 2002.

4. Журнал «Классный руководитель», - № 5, 2000; № 3, 2002; № 2, 1988 и др.

5. Журнал «Педсовет» и «Последний звонок»// Все об интеллектуальных играх.

6. Комарова И.И., Бородычева Е.С. Что, где, когда? Блиц – энциклопедия: Издание второе, исправленное и дополненное. – М., 2002.

7. Мы из КИДа. Из опыта работы Безбородовой О.С. – Волгоград, 2000.

8. Нянковский М.А. Неизвестное об известном. Интеллектуальные игры для школьников. – Ярославль: «Академия развития», 1997.

9. Программа диско клуба.// Сост. Обухова С.Д., - Киров, 1999.

10. Своя игра: Книга для умных// Авторы И. Тюрикова, С. Пехлецкий, С. Бражников, В. Молчанов, Е. Орлова, Е. Зайцев. – М.: ТЕРРА, 1997.

11. Сценарии школьных викторин, конкурсов, познавательных игр// Серия «Библиотека школьника». – Ростов-н/Д: «Феникс», 2004.

12. Федорчук И.А. История. Интеллектуальные игры для школьников. – Ярославль: «Академия развития», 1998.

13. Что? Где? Когда? Вопросы турниров// Е.В. Алексеев, В.Г. Белкин, Н.А. Курмашева, М.О. Поташев, И.К. Тюрикова. – М.: Рольф, 2000.



Содержательная часть
Великие битвы и сражения
Сценарий I тура интеллектуально-познавательной игры «Умники»

Голос за кадром:

Возможно – память –

Чистая страница –

В ней – эхо прожитых, тревожных лет…

История – она не повторится

Но нас зовет вдали манящий свет…

Свои откроем имена и даты -

Но сердце будет бережно хранить –

Тот взгляд мальчишки – юного солдата –

Он вс е отдал, чтобы могли мы жить…



Выход ведущих
В1. Шесть десятилетий назад взошло над необъятными просторами нашей Родины солнце огромной радости.

В2. Закончилась долгая война… Но события тех далеких лет навсегда останутся в памяти народа.

В1. Здравствуйте, дорогие друзья!

В2. Сегодня мы поговорим о великих битвах и сражениях Великой отечественной войны.

В1. Мы рады приветствовать вас в нашем интеллектуальном казино!

В2. Казино, где высшие ценности – ум и смекалка, интеллект и находчивость, интуиция и удача! Мы хотим, чтобы сегодня удача никого не обходила стороной!

В1. Начинаем первую интеллектуально – познавательную игру «Умники»

Музыка: «Что? Где? Когда?» Выход крупье к столикам
В2: В игре принимают участие команды образовательных учреждений города Ноябрьска

В1: Приветствуем наших игроков!

(ведущие по очереди объявляют команды) (команды встают и снова присаживаются)
В1: Ну, что ж, участников мы представили, а теперь настало время познакомиться с гостями «Умников» – экспертной группой, которая будет следить за ходом игры.

(представление экспертов)

В2: Интеллектуально-познавательная игра «Умники» проводится 6 год подряд. Проходит она в рамках фестиваля творчества школьников «Восхождение к истокам»

В1: Тема всей игры «Священная война»

В2: Сегодня – первая игра: «Великие битвы и сражения»

В1: Напоминаем правила игры в нашем интеллектуальном казино

Игра будет состоять из 5-ти раундов. В начале игры каждая команда получит стартовый капитал- 25 лепт. Отвечая на вопрос, команды делают ставки, записывают ответ в листах и поднимают карточку, соответствующую номеру выбранного ответа.



В2: Если ответ правильный – ставка удваивается, если нет – команда лишается лепты. Время обдумывания – 30 секунд. В конце игры подсчитывается заработанный капитал. Победителями игры становятся команды, набравшие наибольшее количество лепт.

В1: Каждая заработанная лепта делает вас на несколько шагов ближе к победе. За столом игру будут контролировать крупье.

В2: Чтобы лучше понять правила игры в нашем интеллектуальном казино, давайте прорепетируем. Итак, пробный вопрос.
В1: Делайте ставки господа! – Вы должны положить одну лепту на край стола!

Внимание пробный вопрос:

Сталин игнорировал все донесения и сообщения о подготовке Германии к войне с СССР, по мнению людей, близко его знавших, потому что:

1. убедил себя в том, что Германия воевать на два фронта (против Англии и СССР) не решится.

2. верил в прочность советско-германских договоров 1939 и 1940 гг.

3. был уверен, что это провокаторы подталкивают СССР к войне с Германией

Время на обсуждение 30 секунд.



(Время)

В2: Ваши ответы, господа! Крупье, поднимите карточки.

Правильный ответ- №1: Сталин убедил себя в том, что Германия воевать на два фронта (против Англии и СССР) не решится.

За правильный ответ ставка удваивается!

В1: Итак, правила оглашены, пора начинать игру!
(Фанфары)

В2 – Начинаем I раунд – «Тестовый»

В1 – Ставка – 1 вопрос – 1 лепта. Делайте ваши ставки, господа!

Внимание 1-й вопрос:

В первый день войны была объявлена всеобщая мобилизация и введено военное положение:

1. в западных районах страны

2. от Волги до западных границ страны

3. на всю европейскую часть страны вплоть до Урала

(Время)

В2 – Ваши ответы, господа.

Правильный ответ: №1 – в западных районах страны



Далее все вопросы и ответы объявляются таким же образом.
*2*

Сколько было советских воинов в Брестской крепости к моменту нападения противника?

1) менее 2-х тысяч человек

2) 3,5 – 4 тысячи человек



3) от 7 до 8 тысячи человек

Правильный ответ: №3 К моменту нападения было от 7 до 8 тысячи советских воинов, после упорного сопротивления утром 22 июня удалось выйти из крепости примерно половине личного состава, и в крепости осталось 3,5 – 4 тысячи человек.


*3*

Первое крупное поражение Германии во Второй мировой войне произошло под:



1. Москвой

2. Сталинградом

3. Курском
*4*

30 июня 1941 года на заседании Президиума Верховного Совета Союза ССР, Совета Народных Комиссаров и Центрального Комитета ВКП(б) было принято решение о создании высшего органа власти, в состав которого вошли Сталин, Молотов, Ворошилов, Маленков, Берия. Какое название получил вновь созданный орган власти?

1. Ставка Верховного Главнокомандования

2. Государственный Комитет Обороны

3. Совет Труда и Обороны


*5*

Основным стратегическим направлением немецкого наступления летом 1942 года являлось:

1. северное направление на Ленинград

2. западное направление на Москву



3. южное направление на Сталинград
*6*

Операция вермахта по захвату Москвы называлась:

1. «Барбаросса»

2. «Кремль»



3. «Тайфун»
*7*

Операция советского командования, проводившаяся в 1942 году под кодовым названием «Уран», ставила цель:



1. окружить группировку войск противника под Сталинградом

2. наступление под Киевом

3. максимально обезопасить Москву от возможного нового наступления немцев
*8*

Начатое 19 ноября 1942 года контрнаступление советских войск под Сталинградом завершилось соединением войск Сталинградского и Юго-Западного фронтов в районе города:

1. Богучар

2. Калач

3. Новая Калитва


*9*

В ходе подготовки какой операции советское командование избрало тактику «преднамеренной обороны»?

1. контрнаступления под Москвой

2. обороны Ленинграда



3. на Орловско-Курском направлении
*10*

Где в ходе войны произошло крупнейшее танковое сражение с участием 1200 танков и самоходных орудий?

1. под Москвой на Волоколамском шоссе

2. под Прохоровкой

3. при взятии Берлина


*11*

В результате каких действий немецкой армии 23 августа 1942 года в Сталинграде погибли десятки тысяч жителей? В результате:

1. прорыва обороны города войсками 6-й немецкой армии

2. двух тысяч боевых вылетов немецкой авиации

3. засылки в город двух тысяч немецких диверсантов-подрывников


*12*

В каком сражении впервые немецкие войска использовали в больших масштабах танки «Тигр», «Пантера» и новые истребители «Фокке-Вульф-190»?

1. Сталинградская битва

2. Оборона Киева



3. Курская битва
*13*

Найдите неверное высказывание:

1. на строительство оборонительных сооружений под Москвой были мобилизованы сотни тысяч москвичей

2. эвакуация людей и ценностей из Москвы проводилась по четкому плану

3. парад войск на Красной площади 7 ноября 1941 года имел огромное идеологическое значение


*14*

Наступательная операция советских войск «Багратион» закончилась освобождением:

1. Ленинграда

2. Украины



3. Белоруссии
*15*

В Сталинском приказе № 227 говорилось:

1. об обороне крупных городов

2. о запрете самовольного отступления частей Красной Армии

3. о наступлении советских войск на основных направлениях


*16*

Большой урон немецким захватчикам на оккупированной территории СССР нанесли действия партизан, особенно в период Курской битвы и битвы за Днепр, когда были успешно проведены две крупные партизанские операции. Одна из них называлась…



1. «Концерт»

2. «Искра»

3. «Лесная армия»
*17*

Назовите кодовое название летней операции немецких войск в 1943 года в районе Курска, Орла и Белгорода.

1. «Ост»

2. «Цитадель»

3. «Белый орел»



*18*

Окруженные под Сталинградом немецкие войска сдаваться отказались, и их ликвидация продолжалась до 2 февраля 1943 г., когда капитулировала:



1. последняя воинская часть

2. группа из 24 генералов во главе с произведенным накануне в фельдмаршалы Паулюсом

3. крупная танковая группировка
*19*

Первый за годы войны победный салют прозвучал в Москве:

1. в ознаменование окончательного снятия блокады Ленинграда

2. в честь освобождения Белгорода и Орла

3. в честь победы в Сталинграде


*20*

Основной итог Курской битвы состоит:

1. в открытии второго фронта в Европе

2. в окончательном переходе стратегической инициативы к советскому командованию

3. в окружении и разгроме немецкой группы армий «Центр»


*21*

Начальник генштаба сухопутных сил генерал Франц Гальдер 18 сентября 1942 года записал в дневнике: «На Ленинградском фронте, где у противника сосредоточены людские и материальные силы, и средства, положение будет напряженным до тех пор, пока не даст себя знать наш союзник …». О каком союзнике идет речь?

1. мороз

2. голод

3. Япония


*22*

В ходе военной кампании 1944 года:

1. советские войска вышли на территорию Германии

2. линия фронта стабилизировалась по Днепру



3. были полностью освобождены все территории СССР
*23*

В качестве резерва в районе Курской битвы советское командование сосредоточило:

1. Две дивизии

2. Степной фронт

3. Пять авиаполков


*24*

Что из предложенного явилось важным итогом удержания Ленинграда?



1. невозможность переброски немецких армий «Север» для взятия Москвы

2. открытие второго фронта в Европе

3. отказ Японии вступать в войну против СССР
*25*

При разработке Берлинской операции И.В. Сталин решающее значение придавал решению задачи:

1. расчленение берлинской группировки противника и уничтожения ее частей по отдельности

2. взятие Берлина советскими войсками без помощи союзников

3. водружение Знамени Победы над Рейхстагом


В2: Второй раунд - «Даты и события»
(Гонг)

В1 – Внимание, условия раунда.

Вашему вниманию будет предложен список из восьми дат и восьми событий. Вам необходимо за 1 минуту сопоставить их. После оглашения вопроса вы пишите пары цифр на листе с надписью «II раунд». Ставка 4 лепты. Если вы ответили на все вопросы верно - ставка удваивается, если допущена хотя бы одна ошибка - вы теряете 4 лепты.


В2 – Внимание вопрос – 8 дат и 8 событий:

(Ведущий зачитывает список)




Даты:




События:

1

22 июня – 20 июля 1941г.

1

Освобождение Киева

2

27 января 1944г.

2

Курская битва

3

19 ноября 1942 – 2 февраля 1943г.

3

Сталинградское сражение

4

3-6 ноября 1943г.

4

Снятие блокады Ленинграда

5

16 апреля – 8 мая 1945г.

5

Оборона Москвы

6

5 июля – 23 августа 1943г.

6

Оборона Брестской крепости

7

30 сентября – 5 декабря 1941г.

7

Операция «Багратион»

8

лето 1944г.

8

Битва за Берлин


В1 – Крупье, раздайте задание!

Время – 1 мин.
В2 – Время вышло. Крупье, заберите ответы.

Внимание, правильный ответ.

1-6: 22 июня – 20 июля 1941г. – оборона Брестской крепости

2-4: 27 января 1944г. – Снятие блокады Ленинграда

3-3: 19 ноября 1942 – 2 февраля 1943г. - Сталинградское сражение

4-1: 3-6 ноября 1943г. – Освобождение Киева

5-8: 16 апреля – 8 мая 1945г. - Битва за Берлин

6-2: 5 июля – 23 августа 1943г. – Курская битва

7-5: 30 сентября – 5 декабря 1941г. - Оборона Москвы

8-7: лето 1944г. - Операция «Багратион»


В1 – Крупье, огласите результаты раунда.

(В1 перечисляет школы)
В1 – Мы начинаем III раунд – «Историческая справка»
(Гонг)

В2 – Внимание, условия III раунда:

Вашему вниманию будут предложены описания битв и сражений. Вам нужно за 30 секунд определить о чем идет речь. Ответы пишите на листах с надписью «3 раунд». После окончания раунда карточки передаются крупье. Правильный ответ оглашается после последней характеристики.

Ставка – 1 вопрос – 2 лепты.

За один неправильный ответ забирается 2 лепты.


В1 – Внимание вопрос.

Первое описание:

Замыслом ЭТОЙ операции предусматривалось: сковать противника с фронта силами 2-го Белорусского фронта и, нанося главные удары силами 3-го и 1-го Прибалтийских фронтов с севера и 1-го Белорусского с юга, вначале разгромить наиболее сильные фланговые вражеские группировки, окружить и уничтожить их в районе Витебска и Бобруйска, а затем, развивая наступление в глубину, окружить группировку противника и тем самым не допустить его отхода на запад. О какой военной операции идет речь?



Время
В2 – Внимание, второе описание:

В этом сражении на отдельных участках фронта немецко-фашистское командование создавало многократное превосходство в живой силе и технике. Однако продвижение немецких войск часто разбивалось о стойкость и беспримерное мужество советских солдат. Один из таких примеров – бессмертный подвиг 28 панфиловцев, преградивших путь десяткам вражеских танков. О каком сражении идет речь?



Время
В1 – Внимание, третье описание:

Эта битва отличалась большим размахом и направленностью. В ней с обеих сторон участвовало более 4 млн. человек, свыше 69 тысяч орудий и минометов, 13,2 тысячи танков и самоходных установок, до 12 тысяч боевых самолетов. Благодаря этой битве укрепилась антифашистская коалиция, усилилась борьба наров Европы против фашистских оккупантов. О какой битве идет речь?



Время
В2 – Крупье, огласите ответы команд.

(В1 перечисляет школы)

В1 – Внимание, правильный ответ:
1-е описание: операция «Багратион» (или Белорусская стратегическая операция)

2-е описание: битва за Москву

3-е описание: Курская битва
В2 – IV раунд – «Кот в мешке»

(Гонг)

В2: Знаете ли вы уважаемые, что значит «купить кота в мешке»? Совершенно верно, т.е. купить неизвестно что.

В1: Вот и в этом раунде вы будете угадывать, что же находится в мешке.

В2: Внимание, условия игры. Вы должны узнать, какой предмет находится в мешке. Ответ пишете на карточке с надписью «4 раунд». После каждого обсуждения вопроса карточка передается крупье.

Ставка - 1 вопрос - 1 лепта

За 1 неправильный ответ забирается 1 лепта.
В1 – Делайте ваши ставки, господа!

Внимание, 1-й вопрос:

Маршалы бывают разные. С 1943 года в СССР ввели звания маршалов авиации, связи, артиллерии и т.д. Но главней всех их были маршалы Советского Союза. Только у них на погонах кроме звезды был ЭТОТ знак отличия. Что было на погонах у маршала Советского Союза? Что в мешке?

Время

В2 – Крупье, огласите ответы команд.

Правильный ответ: Герб Советского Союза.

***

В1 – Делайте ставки. Внимание 2-й вопрос:

Что во время Великой Отечественной войны фронтовики называли "карманной артиллерией"? Что лежит в мешке?



Время

В2 – Крупье, огласите ответы команд.

Правильный ответ: Ручная граната. (ответ «граната» засчитывается)

***

В1- Делайте ваши ставки. Внимание вопрос:

В блокадном Ленинграде фуражное зерно, предназначенное для корма животных, было предложено перевезти на мельницы, перемолоть и использовать в качестве добавки к ржаной муке в хлебопечении. В «блокадный» хлеб также добавляли целлюлозу и … Что еще добавляли в хлеб? Что в мешке?



Время
В2 – Время вышло. Крупье, огласите ответы команд.

Правильный ответ: В «блокадный» хлеб добавляли целлюлозу и опилки.
В1: Раунд пятый “Ва-банк”
(Гонг)
В2: Внимание, условия игры:

Вам будет предложен вопрос. Вы должны будете за 1 минуту дать на него один, единственно верный ответ. Ставку выбираете сами. Ответ пишете на листе. Если ответ верен - ставка удваивается.

Если нет - все поставленные лепты забираются.

Лист с ответом передается крупье для подведения итогов раунда.


В1 – Делайте ваши ставки, господа!

Внимание вопрос:


Перед взятием Берлина маршал Жуков со своим штабом разработал план ночного штурма Зееловских высот с применением ЭТОГО. После необходимой подготовки в ночь на 17 апреля 1945 года войска стали штурмовать вторую половину обороны. Немцы не могли понять, что за «новое оружие» у русских. Чем воспользовались советские войска, чтобы шокировать фашистов и сломить их сопротивление?

(Время) – 1 мин.
В2 – Крупье, огласите ответы команд.

(Крупье зачитывают ответы команд)

Внимание, правильный ответ:

Чтобы шокировать фашистов и сломить их сопротивление вперед двинулись 140 прожекторных установок, которые освещали путь советским войскам и слепили противника. (Ответ – прожектор – верный)
Финал

В1: Завершился последний раунд первой игры “Умники” 2004 года в нашем интеллектуальном казино.

В2: Настало время подсчитать заработанный капитал и определить победителей.

(Подсчет лепт – заполнение табло)

В1: Для подведения итогов сегодняшней игры слово предоставляется ________________________

В2: До свидания!

В1: До новых встреч в интеллектуальном казино на следующей игре “Умники”.

Они сражались за Родину
Сценарий II тура интеллектуально-познавательной игры «Умники»
На экране слайдшоу – фото участников ВОВ.
Голос за кадром:

Весь под ногами шар земной.

Живу. Дышу. Пою.

Но в памяти всегда со мной

Погибшие в бою.

Пусть всех имен не назову,

Нет кровнее родни.

Не потому ли я живу,

Что умерли они?

Чем им обязан – знаю я.

И пусть не только стих,

Достойна будет жизнь моя

Солдатской смерти их.

Минута молчания.

Выход ведущих
В1. Здравствуйте, дорогие друзья!

В2. Сегодня мы поговорим о персонах Великой отечественной войны…

В1. О тех, кто сражался за нашу Родину!

В2. Мы начинаем вторую интеллектуально-познавательную игру «Умники» сезона 2004-2005 года.

Музыка: «Что? Где? Когда?» Выход крупье к столикам
В2: В игре принимают участие команды образовательных учреждений города Ноябрьска

В1: Приветствуем наших игроков!

(ведущие по очереди объявляют команды)
В1: Представляем гостей «Умников» – экспертную группу, которая будет следить за ходом игры.

(представление экспертов)

В1: Тема всей игры «Священная война»

В2: Тема второго тура: «Они сражались за Родину»

Напоминаем правила игры в нашем интеллектуальном казино (оглашаются правила)



(Фанфары)
В2 – Начинаем I раунд – «Тестовый»

В1 – Ставка – 1 вопрос – 1 лепта. Делайте ваши ставки, господа!

Внимание 1-й вопрос:

Лишь за несколько часов до развязывания Германией войны И.В. Сталин разрешил отдать приказ о приведении войск приграничных округов в боевое положение по настоянию:

1. С.К. Тимошенко и К.Г. Жукова

2. К.Г. Жукова и К.Е. Ворошилова

3. К.Е. Ворошилова и Н.Г. Кузнецова

(Время)

В2 – Ваши ответы, господа.

Правильный ответ: №1 по настоянию С.К. Тимошенко и К.Г. Жукова



Далее все вопросы и ответы объявляются таким же образом.
*2*

Кто выступил по радио с обращением к советскому народу в полдень 22 июня 1941 года?

1. И.В. Сталин

2. Г.К. Жуков



3. В.М. Молотов
*3*

Когда выполнил свой первый боевой вылет в Великой Отечественной войне капитан Николай Гастелло?



1. 22 июня 1941 года

2. 24 июня 1941 года

3. 26 июня 1941 года
*4*

В 1941 году всю страну облетели слова: «Велика Россия, а отступать некуда: позади Москва», - сказанные солдатам политруком:



1. В. Г. Клочковым

2. И.В. Панфиловым

3. В.В. Талалихиным
*5*

Кто сменил маршала С.К. Тимошенко на посту наркома обороны в первые же месяцы войны?

1. К.К. Рокоссовский

2. И.В. Сталин

3. Г.К. Жуков


*6*

18 ноября 1941 года Зоя Космодемьянская с группой партизан перешла линию фронта. Какое задание они должны были выполнить?

1. захватить в плен немецкого офицера

2. развесить агитационные листовки



3. провести тактику «выжженной земли»
*7*

Руководителями партизанского движения во время Великой Отечественной войны являлись:

1. И.В. Сталин и Г.К. Жуков

2. К.Е. Ворошилов и П.К. Пономаренко

3. Р.Я. Малиновский и К.К. Рокоссовский


*8*

Звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда» Виктору Васильевичу Талалихину присвоено Указом Президиума Верховного Совета СССР от 8 августа 1941 года за:



1. первый в истории авиации ночной таран вражеского бомбардировщика

2. большое количество сбитых вражеских самолетов

3. мужество и героизм, проявленные при сражениях под Москвой
*9*

В сентябре 1942 г. под Сталинград выехали начальник Генерального штаба А.М. Василевский и Г.К. Жуков в качестве:

1. координатора действий фронтов в предстоящем контрнаступлении

2. заместителя Верховного Главнокомандующего

3. инспектора Наркомата обороны


*10*

В середине декабря 1942 года войска Юго-Западного фронта осуществили прорыв обороны противника на среднем течении Дона. В этой ответственной операции генерал-полковник Ватутин лично руководил действиями танковых соединений. 28 января 1943 года Н.Ф. Ватутин был награжден орденом…



1. Суворова I степени

2. Красного знамени

3. Богдана Хмельницкого
*11*

Кто из героев Великой Отечественной войны был первым в Советской Армии навечно зачислен в списки гвардейского стрелкового полка?

1. Панфилов

2. Матросов

3. Ковпак


*12*

Кто руководил обороной Москвы?

1. К.Е. Ворошилов

2. И.В. Сталин



3. Г.К. Жуков
*13*

В первой половине 1930-х годов Рихард Зорге работал в Шанхае. А под каким псевдонимом он работал?

1. «Шанхай»

2. «Сфинкс»



3. «Рамзай»
*14*

Оставленный без должности этот военный энергично взялся за литературную деятельность. Одна за другой выходили в свет его книги воспоминаний о службе: «Накануне», «На далеком меридиане», «Курсом к победе» и др. Основной целью автора явились выводы о прошедшем, из которого следовало извлекать уроки на будущее. Одним из немногих мемуаристов он затрагивал вопросы стратегии. О ком идет речь? О:

1. К.Г. Жукове

2. А.М. Василевском



3. Н.Г. Кузнецове
*15*

Кто из российских военачальников носил звания маршалов двух государств?



1. К.К. Рокоссовский

2. Н.Г. Кузнецов

3. К.Е. Ворошилов

Правильный ответ: №1 Маршал Советского Союза и Маршал Польши К.К. Рокоссовский


*16*

Описывая в своих мемуарах планирование битвы на Курской дуге, маршал Жуков упоминает о непродолжительной командировке на Северо-Кавказский фронт. Назовите фамилию политработника, с которым Жуков так и не смог поговорить за время пребывания на этом фронте.



1. Брежнев

2. Ватутин

3. Панфилов
*17*

Кого во время Великой отечественной войны называли «Власовцами»?

1. членов крупного партизанского отряда под командованием генерала Власова

2. полицаев на оккупированных территориях по имени известного начальника полиции Власова



3. солдат армии, сформированной генералом Власовым и сражавшейся на стороне гитлеровской Германии

*18*

Во избежание напрасного кровопролития окруженным под Сталинградом немецким войскам предложил сдаться командующий Донским фронтом генерал:

1. В.И. Чуйков

2. Н.Ф. Ватутин



3. К.К. Рокоссовский
*19*

В юности Адольф Гитлер пытался заработать на жизнь неким ремеслом. Но больших успехов он не достиг. Он был зол на весь мир, обвиняя в своих неудачах «п естрый австрийский сброд», который не дает ходу ничему истинно германскому. Как пытался заработать себе на жизнь Гитлер в юности?

1. играл на скрипке

2. сочинял стихи



3. писал картины
*20*

Алексей Маресьев, несмотря на тяжелую травму, в воздушных боях доказал, что может пилотировать новейший по тем временам боевой истребитель Ла-5 и выходить победителем в схватке с истребителями «Фоке-Вульф-190». Только в одном из воздушных боев в августе 43-го он сбил двух «фоккеров». А в какой битве это произошло?



1. Курская дуга

2. Операция «Багратион»

3. Освобождение Северного Кавказа
*21*

В апреле 1944 года был впервые вручен орден «Победы» за №1. Кто стал первым обладателем этой высшей военной награды?

1. И.В. Сталин

2. Г.К. Жуков

3. А.М. Василевский


*22*

В годы войны, чтобы не подвергать опасности близких, многие партизаны носили вымышленные имена. Какое вымышленное имя было у Сидора Ковпака?

1. «Старик»

2. «Дед»

3. «Лесничий»


*23*

Какое событие произошло в жизни Адольфа Гитлера ранним утром 29 апреля 1945 года? Гитлер:

1. выехал из бункера для осмотра разрушенных городов

2. сочетался браком с Евой Браун

3. покончил жизнь самоубийством


*24*

Кто командовал 1-м, 2-м, 3-м Белорусскими фронтами в январе 1945 года?

1. И.Д. Черняховский, А.М. Василевский, И.С. Конев

2. Н.Ф. Ватутин, И.С. Конев, Ф.И. Толбухин



3. Г.К. Жуков, К.К. Рокоссовский, И.Д. Черняховский
*25*

Знамен Победы было несколько. Военным советом специально было сделано 9 знамен и роздано 9 полкам: чей полк первым прорвется к Рейхстагу, те должны закрепить знамя, как символ Победы. Эти знамена были пронумерованы от №1 до №9. Под каким номером было знамя, которое водрузили над Рейхстагом 30 апреля 1945 года?

1. №1

2. №5

3. №7
В1: Второй раунд - «Логические пары»



(Гонг)

В2 – Внимание, условия раунда.

Вашему вниманию будет предложен список персон и исторических фактов. Вам необходимо за 1 минуту составить логические пары, убрав лишние варианты. После оглашения вопроса вы пишите пары цифр на листе с надписью «II раунд». Ставка 4 лепты. Если вы ответили на все вопросы верно - ставка удваивается, если допущена хотя бы одна ошибка - вы теряете 4 лепты.


В1 – Внимание вопрос – персоны и исторические факты:
(Ведущий зачитывает список)




Персоны




Исторические факты

1

М.А. Егоров и М.В. Кантария

1

Командующий «Русской освободительной армией»

2

Н. Гастелло

2

Наземный таран скопления вражеских войск

3

А. Матросов

3

1-й авиационный ночной таран бомбардировщика

4

С.А. Ковпак

4

Получение звания «Генералиссимус»

5

А.А. Власов

5

Проведение тактики «выжженной земли»

6

Г.К. Жуков

6

Водружение знамени победы над Рейхстагом

7

И.В. Сталин

7

Закрыл телом амбразуру пулеметного дзота







8

Принимал парад Победы







9

Руководитель партизанских отрядов







10

Руководил парадом Победы







11

Командующий немецкой 6-ой армией


В2 – Крупье, раздайте задание! Время!

Время – 1,5 мин.
В2 – Время вышло. Крупье, заберите ответы.

Внимание, правильный ответ.

1-6: М.А. Егоров и М.В. Кантария – Водружение знамени победы над Рейхстагом

2-2: Н. Гастелло – Наземный таран скопления вражеских войск

3-7: А. Матросов – Закрыл телом амбразуру пулеметного дзота

4-9: С.А. Ковпак – Руководитель партизанских отрядов

5-1: А.А. Власов – Командующий «Русской освободительной армией»

6-8: Г.К. Жуков – Принимал парад Победы

7-4: И.В. Сталин - Получение звания «Генералиссимус»
В1 – Крупье, огласите результаты раунда.

(В1 перечисляет школы)
В1 – Мы начинаем III раунд – «Биографическая справка»

Гонг
В2 – Внимание, условия III раунда:

Вашему вниманию будут предложены описание известной личности или эпизод из его жизни. Вам нужно за 30 секунд определить о ком идет речь. Ответы пишите на листах с надписью «3 раунд». После окончания раунда карточки передаются крупье. Правильный ответ оглашается после последней характеристики.

Ставка – 1 вопрос – 2 лепты. За один неправильный ответ забирается 2 лепты.
В1 – Внимание вопрос.

Первое описание:

Этот военный деятель был сыном священника, мечтал стать агрономом, закончил духовную семинарию. Участвовал в Первой мировой войне. Работал сельским учителем. Был призван в Красную Армию. Когда стали увольнять из армии офицеров с неподходящим социальным происхождением, ОН отрекся от отца – священника. И только спустя 14 лет по приказу Сталина восстановил связь с родными.

А в историю Второй мировой войны ОН вошел как один из главных авторов основных стратегических операций. О ком идет речь?

Время
В2 – Внимание, второе описание:

Этот военный в Красную Армию вступил добровольцем в 1918 году. Был зачислен в 1-й Саратовский пехотный полк 25-й Чапаевской дивизии. Великая Отечественная война застала ЕГО на посту военного комиссара Киргизской ССР. ОН впервые широко применил систему глубоко эшелонированной артиллерийской противотанковой обороны, создал и умело использовал в бою подвижные отряды заграждения. Погиб на поле боя, похоронен с воинскими почестями на Новодевичьем кладбище в Москве. О ком идет речь?



Время
В1 – Внимание, третье описание:

Воевавший вместе с ЭТИМ военным полковник вспоминал: «Каждая фраза, которую ОН писал или произносил, была точно взвешена, ясно выражала его мысль, так что не вызывала никаких сомнений. Еще будучи молодым офицером ОН получил от товарищей прозвище «Медлитель». Его острый, как клинок, ум, его непобедимая логика снискали ему уважение всех сотрудников. Решение его созревало только после взвешивания всех мыслимых случайностей». ОН попал в плен, вернулся на Родину только в 1953 году. Умер 1 февраля 1957 года. О ком идет речь?



Время
В2 – Крупье, огласите ответы команд.

(В1 перечисляет школы)

В1 – Внимание, правильный ответ:

1-е описание: Александр Михайлович Василевский

2-е описание: Иван Васильевич Панфилов

3-е описание: Фридрих Паулюс


В2 – IV раунд – «Кот в мешке»

(Гонг)

В2: Внимание, условия игры. Вы должны узнать, какой предмет находится в мешке. Ответ пишете на листе с надписью «4 раунд». После каждого обсуждения вопроса лист передается крупье.

Ставка- 1 вопрос- 1 лепта. За 1 неправильный ответ забирается 1 лепта.


В1 – Делайте ваши ставки, господа!

Внимание, 1-й вопрос:

После Гражданской войны Жуков учился на кавалерийских курсах усовершенствования командного состава. Константин Рокоссовский, занимавшийся с ним в одной группе, вспоминал: «Жуков, как никто, отдавался изучению военной науки. Заглянешь в его комнату, а он все изучает…». Что изучал Жуков? Что в мешке?

Время

В2 – Крупье, огласите ответы команд.

Правильный ответ: Карта. Рокоссовский говорил: «…Заглянешь в его комнату, а он все ползает по карте, разложенной на полу…»

***

В1 – Делайте ставки. Внимание 2-й вопрос

27 февраля 1943 года Александр Матросов совершил свой подвиг. Через несколько дней имя Матросова стало известно всей стране и … командиру полка, в котором служил Матросов. Откуда командир полка узнал о подвиге рядового Матросова? Что в мешке?



Время

В2 – Крупье, огласите ответы команд. Правильный ответ: Подвиг Матросова был использован находившимся случайно при части журналистом для патриотической статьи. И командир полка узнал о подвиге из газет.

***

В1- Делайте ваши ставки. Внимание вопрос:

Во время гражданской войны в 19 лет Василий Чуйков стал командиром полка, сражался на Южном, Восточном и Западных фронтах, был награжден 2 орденами Красного Знамени, Золотым оружием и... Чем еще был награжден Чуйков в 1918 году? Что в мешке?



Время

В2 – Время вышло. Крупье, огласите ответы команд. Правильный ответ: Именными золотыми часами
В1: Раунд пятый “Ва-банк”

(Гонг)

В2: Внимание, условия игры:

Вам будет предложен вопрос. Вы должны будете за 1 минуту дать на него один, единственно верный ответ. Ставку выбираете сами. Ответ пишете на листе. Если ответ верен - ставка удваивается.

Если нет - все поставленные лепты забираются.

Лист с ответом передается крупье для подведения итогов раунда.


В1 – Делайте ваши ставки, господа! Внимание вопрос:
Где, согласно своему завещанию, похоронен дважды герой Советского Союза Маршал Советского Союза Василий Иванович Чуйков?

(Время) – 1 мин.
В2 – Крупье, огласите ответы команд.

(Крупье зачитывают ответы команд)
Внимание, правильный ответ: Согласно завещанию Чуйков похоронен там, где воевал, где сложили голову многие его товарищи - в Волгограде на Мамаевом кургане у подножья монумента «Родина мать».
Финал
В1: Завершился последний раунд второй игры “Умники” 2004-2005 года в нашем интеллектуальном казино.

В2: Настало время подсчитать заработанный капитал и определить победителей.

(Подсчет лепт – заполнение табло)
В1: Для подведения итогов сегодняшней игры слово предоставляется ____________________

В2: До свидания!

В1: До новых встреч в интеллектуальном казино на финальной игре “Умники” сезона 2004 – 2005 года.

Никто не забыт, ничто не забыто…
Сценарий III тура интеллектуально-познавательной игры «Умники» сезона
На экране сюжет из к/ф «Офицеры» (финальная песня из фильма)

Выходят девочка и мальчик читают стихотворение.

Он отгремел - дал екий 45-й…

Но в сердце каждый миг неповторим.

Отец и дед – они ушли в солдаты,

Вперед стремились сквозь сражений дым…

Под гром орудий, всполохи заката

Хранили в сердце мирный уголок,

Где о смуглянке пел однополчанам

Веселый, белокурый паренек…

Нелегкие дороги фронтовые –

Фрагменты, хроники –

И жизнь – всего одна…

Бесстрашные и вечно молодые –

Мы не забудем ваши имена…


Выход ведущих

В1. Здравствуйте, дорогие друзья!

В2. Сегодня - финальная игра «Умники»

Музыка: «Что? Где? Когда?» Выход крупье к столикам

В2. В игре принимают участие команды образовательных учреждений города Ноябрьска!

В1. Приветствуем наших игроков! (представление команд)

В1. Участники представлены. Настало время познакомиться с гостями «Умников» – экспертной группой, которая будет следить за ходом игры. (представление экспертов)

В2. Напоминаем, сколько баллов заработала каждая команда в первых двух играх (называют баллы)

В1. Сегодня – третья – финальная игра: «Никто не забыт, ничто не забыто…»

Напоминаем правила игры в нашем интеллектуальном казино (оглашают правила)



В1. Правила оглашены. Мы начинаем игру!

(Фанфары)

В2 – Начинаем I раунд – «Тестовый»

В1 – Ставка – 1 вопрос – 1 лепта. Делайте ваши ставки, господа! Внимание 1-й вопрос:

Стихотворение со словами будущей песни было опубликовано 24 июня 1941 года сразу в двух газетах «Известиях» и «Красной звезде». Композитор Александров сразу сочинил мелодию, и песня отправилась воевать. Е е увезли на фронт три бригады Ансамбля. Впервые песня прозвучала на перроне Белорусского вокзала перед призывниками. Назовите эту песню.

1. «В землянке»

2. «Священная война»

3. «Темная ночь»



(Время)

В2 – Ваши ответы, господа. Правильный ответ: №2 Песня «Священная война» вошла в быт армии и всего народа, как гимн мести и проклятия фашизму.

Далее все вопросы и ответы объявляются таким же образом.
*2*

Знаменитый эстрадный исполнитель Леонид Утесов начал свою кипучую жизнь на эстраде в далеком 1911 году. Мало кто знает, что «Утесов» – это псевдоним. Назовите настоящую фамилию Леонида Осиповича Утесова.

1. Нейман

2. Вайнсбейн (Лазарь Иосифович)

3. Шпайзман


*3*

Это событие стало как бы отправной точкой на пути Леонида Утесова к жанру «песенного джаза». После какого события в 1934 году Леонид Утесов получил огромную популярность? После:

1. создания оркестра «Теа – джаз»

2. выхода на экран фильма «Веселые ребята»

3. показа программы «Песни моей Родины»


*4*

Этот автор начал писать свои первые произведения рано, «еще не зная всех букв алфавита», как сам отметил в автобиографии. В 18-летнем возрасте он оставил родное Загорье и поступил в Смоленский пединститут. В 1939 году закончил Московский институт философии и литературы и его призвали в армию. С первых дней войны этот автор работал в газете «Красная Армия», часто бывал на передовой. О ком идет речь? О:

1. Константине Симонове

2. Борисе Полевом



3. Александре Твардовском
*5*

Кому Константин Симонов посвятил свое стихотворение «Жди меня, и я вернусь…»?

1. Марине Ладыниной

2. Вере Самойловой



3. Валентине Серовой
*6*

Объявление о начале Великой Отечественной войне застало этого советского эстрадного исполнителя в Ереване. Добровольно вступив в ряды действующей армии, исполнитель стал солистом фронтового ансамбля. За первый год Ленинградской блокады дал 500 концертов. Песни этого исполнителя одни из самых популярных песен военного времени. О ком идет речь?

1. Лидия Русланова

2. Клавдия Шульженко

3. Марк Бернес


*7*

Как называется глава из поэмы Твардовского «Василий Теркин», в которой есть такие строки:



В поле вьюга – завируха,

В трех верстах гремит война.

На печи в избе - старуха,

Дед – хозяин у окна

В глубине родной России

Против ветра, грудь вперед,

По снегам идет Василий

Теркин. Немца бить идет.

1. «Два солдата»

2. «Гармонь»

3. «О награде»
*8*

Судьба героинь повести Бориса Васильева «А зори здесь тихие», как и многих, прошедших тропами войны, была непростой. Часто героев сражала не шальная пуля, а тяжелая весть. «Рита Осянина узнала об этом уже в июле…» Какое известие получила Рита?



1. о гибели мужа

2. о расстреле семьи

3. о бомб ежке родного города
*9*

Какой фильм был удостоен высокой награды – большого приза «Золотой пальмовой ветви» на XI международном кинофестивале в Канне?

1. «Баллада о солдате»

2. «Летят журавли»

3. «Судьба человека»


*10*

События жизни этого писателя легли в основу одного из его произведений: на обелиске одной из братских могил под Кировоградом в длинном списке погибших есть его имя. Спасся он от смерти случайно: будучи тяжелораненым, выполз из избы, которую через несколько минут снесли прорвавшиеся немецкие танки. О каком писателе идет речь?



1. Василь Быков

2. Константин Симонов

3. Михаил Шолохов
*11*

Режиссер этого фильма Леонид Луков так зримо обрисовал ситуацию, так ярко передал чувство героев, их внутреннее состояние, рассказал тему будущей песни, что композитор Никита Богословский сразу сел к роялю и без единой остановки сыграл мелодию. Песня так и вошла потом в фильм без единого изменения. О каких песне и фильме идет речь?



1. «Темная ночь» из кинофильма «Два бойца»

2. «Смуглянка» из кинофильма «В бой идут они старики»

3. «Три танкиста» из кинофильма «Трактористы»
*12*

На стихи Исаковского писали музыку лучшие композиторы. А мелодия одной из самых популярных песен войны сочинена неизвестным автором. В какой песне на стихи Исаковского музыка народная?

1. «Катюша»

2. «Огонек»

3. «В землянке»


*13*

В рассказе Василия Быкова «Обелиск» герой Ткачук во время войны был в партизанском отряде. Кто командовал этим отрядом?



1. Селезн ев

2. Мороз


3. Броневич
*14*

«Ну, ничего: не сегодня – завтра, послезавтра, а он побежит, черт возьми! Вс е будет хорошо. Он не сомневался, что снова станет <…> воевать!» О герое какого литературного произведения идет речь?

1. «Сотников» В. Быкова

2. «Повесть о настоящем человеке» Б. Полевого

3. «Они сражались за Родину» М. Шолохова


*15*

В написании сценария к какому фильму НЕ принимал участия Борис Васильев?

1. «Аты – баты, шли солдаты…»

2. «А зори здесь тихие»



3. «В бой идут одни старики»
*16*

Эта песня стала последней в жизни Марка Бернеса. Впервые она прозвучала по радио после его смерти. О какой песне идет речь?

1. «Бухенвальдский набат»

2. «Хотят ли русские войны…»



3. «Журавли»
*17*

9 августа 1942 года – в день, выбранный немецким командованием для въезда в осажденный Ленинград, в городе состоялась музыкальная премьера, которая стала настоящим подвигом – поддержала дух его жителей. Как называлось это музыкальное произведение, и кто был его автором?

1. «Моя Москва» Исаака Дунаевского

2. «Седьмая симфония» Дмитрия Шостаковича

3. «Ода осажденному городу» Тихона Хренникова


*18*

«Она шла во двор задавать корм поросенку, овцам, старому казенному мерину. Умывала, переодевала и кормила с ложечки мать. <…> Подружки е е давно кончили школу… А она кормила, мыла, скребла и – опять кормила. И – ждала завтрашнего дня.» О какой героине повести «А зори здесь тихие» идет речь?

1. Галя Четвертак

2. Женя Камелькова



3. Лиза Бричкина
*19*

Режиссер и актер Сергей Бондарчук во время съемок фильма «Они сражались за Родину» тесно общался с Михаилом Шолоховым. После окончания съемок была приемка фильма, и картину сначала не приняли. Фильм вышел благодаря помощи Шолохова. К какому событию приурочили премьеру фильма «Они сражались за Родину»?

1. к 30-летию Победы

2. к 70-летию Шолохова

3. к 60-ой годовщине Октябрьской революции


*20*

Эта песня стала известной и популярной благодаря тому, что е е исполнение было заснято на кинопленку, и песня появилась в фильме «Концерт – фронту». О какой песне идет речь?



1. «Синий платочек»

2. «Катюша»

3. «В лесу прифронтовом»
*21*

В фильме «Семнадцать мгновений весны» роль Мюллера исполнял Леонид Броневой, Штирлица - Вячеслав Тихонов. А кто исполнял роль Шелленберга?

1. Леонид Куравлев

2. Олег Табаков

3. Евгений Евстигнеев


*22*

Когда герои повести «Сотников» Василия Быкова были в пути и Сотникова начал донимать кашель, Рыбак спросил, почему тот не отказался идти на задание, если мог, так как был болен. Что на это ответил Сотников?

1. «Не хотел, чтобы ты пошел один»

2. «Потому и не отказался, что другие отказались»

3. «А кто же, если не я!»


*23*

Песня «День Победы» впервые прозвучала в праздничной передаче телевизионного «Голубого огонька», посвященного 30-летию Победы, но прошла незамеченной. А спустя полгода на концерте, посвященном дню Милиции, ее замечательно спел один исполнитель, и песня стала сразу одной из самых популярных. Кто был этим исполнителем?

1. Муслим Магомаев

2. Лев Лещенко

3. Иосиф Кобзон


*24*

По признанию героя рассказа «Судьба человека», на допросе у коменданта лагеря он не притронулся к хлебу, потому что:

1. не был голоден

2. хотел поделиться с пленными



3. показал врагам достоинство и гордость солдата
*25*

Какое событие произошло в жизни Михаила Александровича Шолохова в 1965 году?



1. присуждена Нобелевская премия в области литературы

2. присвоено звание героя Социалистического Труда

3. вышла новая редакция романа «Они сражались за Родину»
В1 – Мы начинаем II раунд – «Это кино»

(Гонг)

В2 – Внимание, условия II раунда: Вашему вниманию будут три видео сюжета, по содержанию которых будет задан вопрос. Вам нужно за 30 секунд ответить на вопрос. Ответы пишите на листе с надписью «2 раунд». После каждого обсуждения вопроса ответы передается крупье.

Ставка – 1 вопрос – 2 лепты. За один неправильный ответ забирается 2 лепты.



В1 – Делайте ваши ставки, господа.

1-й сюжет по фильму режиссера Михаила Калатозова «Летят Журавли».



Внимание на экран:

Сюжет №1 (Разговор семьи за столом)

В2 – Внимание вопрос:

Продолжите фразу, которую произнес отец Бориса: «А тем, кто не вернется…»



Время

В1 – Крупье, огласите ответы команд.

(В1 перечисляет школы)

Внимание на экран:

Ответ №1

В2 – Внимание, правильный ответ: «А тем, кто не вернется – памятник до неба и каждое имя золотом…».

В1 – Делайте ваши ставки, господа.

2-й сюжет по фильму режиссера Сергея Бондарчука «Судьба человека».



Внимание на экран:

Сюжет №2 (Немцы ведут пленных и заставляют запеть песню)

В2 – Внимание вопрос:

Какую песню запели пленные?



Время

В1 – Крупье, огласите ответы команд.

(В1 перечисляет школы)

Внимание на экран:

Ответ №2

В2 – Внимание, правильный ответ: Пленные запели песню «Катюша».

В1 – Делайте ваши ставки, господа.

3-й сюжет по фильму режиссера Григория Чухрая «Баллада о солдате».



Внимание на экран:

Сюжет №3 (На переправе Скворцова просят передать подарок на станцию Узловая)

В2 – Внимание вопрос:

Какой подарок должен был передать боец Скворцов по адресу: улица Чехова - 7, станция Узловая?



Время

В1 – Крупье, огласите ответы команд.

(В1 перечисляет школы)

Внимание на экран:

Ответ №3

В2 – Внимание, правильный ответ: Два куска мыла.
В1. Мы начинаем III раунд – «Угадай мелодию»

Гонг

В2. Внимание, условия III раунда:

Для вас прозвучат 8 музыкальных отрывков. После каждого – у вас будет 30 секунд на обсуждение вопроса. Прослушав первые 3 отрывка, вы должны будете угадать исполнителя и написать его фамилию на листе с надписью «3 раунд – исполнители». Прослушав следующие 5 отрывков, вы должны будете угадать песню и написать е е название на листе с надписью «3 раунд – песни». В 3 раунде делаются 2 ставки: по 3 и 5 лет соответственно. Ставка – 1 вопрос – 1 лепта. За каждый правильный ответ ваша ставка удваивается. За один неправильный ответ забирается 1 лепта. Результаты раунда оглашаются после последнего музыкального фрагмента.


В1. Делайте ваши ставки, господа. Ставка - 3 лепты. Внимание, первый музыкальный отрывок.

Звучит 1-й музыкальный отрывок. Время

В2. Запишите ваш ответ! Внимание, следующий музыкальный отрывок. (3 вопроса)

В1. Просим команды передать карточки крупье. Внимание, правильные ответы:

1. Марк Бернес

2. Клавдия Шульженко

3. Леонид Утесов



В2. Делайте ваши ставки, господа. Ставка – 5 лепт. Внимание, песни о войне.

Звучит 1-я песня. Время

В1. Запишите ваш ответ! Внимание, вторая песня. (всего 5 песен)

В2. Просим команды передать карточки крупье.

В1. Внимание, правильные ответы:

1. «В лесу прифронтовом»

2. «Давай закурим»

3. «Огон ек»

4. «В землянке» («Землянка»)

5. «Моя Москва»



В1. Крупье, огласите количество правильных ответов у команд в 3 раунде.
В2. IV раунд – «Кот в мешке»

(Гонг)

В2. Внимание, условия игры. Вы должны узнать, какой предмет находится в мешке. Ответ пишете на листе с надписью «4 раунд». После каждого обсуждения вопроса ответы передается крупье.

Ставка- 1 вопрос- 1 лепта. За 1 неправильный ответ забирается 1 лепта.



В1. Делайте ваши ставки, господа! Внимание, 1-й вопрос:

В книге про бойца «Василий Теркин» автор описывает различные предметы, принадлежащие бойцам, которые помогают в повседневной военной жизни. О каком предмете говорится в этих строках:

«Тот, в котором жизнь проводишь

Не снимая, - так хорош! –

И когда ко сну отходишь,

И когда на смерть идешь…»? Что в мешке?



Время

В2. Крупье, огласите ответы команд.

Правильный ответ: В этих строках речь идет о головном уборе бойца – шапке – ушанке.
В1. Делайте ставки. Внимание 2-й вопрос

Лидия Русланова выступала на сцене в подлинном костюме саратовской крестьянки. От какого атрибута костюма со временем певице пришлось отказаться? Что в мешке?



Время

В2. Крупье, огласите ответы команд.

Правильный ответ: Лидия Андреевна Русланова коллекционировала подлинные народные костюмы, любила на концертах рядиться в них, но со временем ей пришлось отказаться от лаптей.
В1. Делайте ваши ставки. Внимание вопрос:

В фильме Михаила Калатозова «Летят журавли» главная героиня Вероника спустя длительное время нашла прощальное письмо Бориса. Где хранилось это письмо? Что в мешке?



Время
В2. Время вышло. Крупье, огласите ответы команд.

Правильный ответ: письмо хранилось в корзинке игрушечной белки
В1. Раунд пятый “Ва-банк”

(Гонг)

В2. Внимание, условия игры:

Вам будет предложен вопрос. Вы должны будете за 1 минуту дать на него один, единственно верный ответ. Ставку выбираете сами. Ответ пишете на листе. Если ответ верен - ставка удваивается.

Если нет - все поставленные лепты забираются.

Лист с ответом передается крупье для подведения итогов раунда.


В1. Делайте ваши ставки, господа! Внимание вопрос:

Роман «Они сражались за Родину» так и не был закончен Шолоховым. Критики считали, что «виной» тому и масштабность творческого замысла, и личность самого автора. Предположительно главная причина «незаконченности» романа кроется в понимании Шолоховым своего писательского предназначения: «<…> писать правду легко, сложнее писать …». Что, по мнению Шолохова, писать сложнее, чем правду?



(Время) – 1 мин.

В2. Крупье, огласите ответы команд. (Крупье зачитывают ответы команд)

Внимание, правильный ответ: Шолохов признался: «… писать правду легко, сложнее писать … истину. Правда – понятие многоликое».


Финал

В1. Завершился последний раунд финальной игры “Умники” 2004 года в нашем интеллектуальном казино.

В2. Настало время подсчитать заработанный капитал.

(Подсчет лепт)

В1. Для подведения итогов экспертный совет удаляется на совещание.

В2. А пока мы предлагаем участникам игры «Умники» ответить на вопросы нашей анкеты. Крупье – раздайте анкеты.

В1. А руководителей команд просим заполнить лист мнений и предложений.

Заполнение анкет.
В1. Вот и наступил самый волнующий и ответственный момент – подведение итогов интеллектуально-познавательной игры «Умники» сезона 2004 – 2005 учебного года

В2. Для объявления результатов и награждения слово предоставляется: ________________________

Награждение победителей
В1. Мы не говорим вам «Прощай!»

В2. Мы говорим вам «До свидания!»

В1. До новой встречи в интеллектуальном клубе «Умники»!

Приложение
Приложение №1.
Положение

о проведении интеллектуально – познавательной игры «Умники»

среди школьников образовательных учреждений г. Ноябрьска.
1. Общие положения

1.1. Настоящее Положение разработано в соответствии с Положением о проведении VI фестиваля творчества детей «Восхождение к истокам», посвященного 60-летию со Дня Победы в Великой Отечественной войне и 75-летию ЯНАО.

1.2. Настоящее Положение определяет цели, условия, порядок проведения интеллектуально – познавательной игры «Умники» среди школьников образовательных учреждений г. Ноябрьска.

1.3. Интеллектуально – познавательная игра «Умники» проводится по теме «Священная война» и является формой соединения основного и дополнительного образования детей в области истории, литературы, мировой художественной культуры, искусства и музыки.


2. Цели и задачи.

2.1. Создание условий для взаимосвязи основного и дополнительного образования детей;

2.2. Развитие интеллекта и творческого потенциала учащихся;

2.3. Расширение кругозора учащихся;

2.4. Воспитание патриотизма.

2.5. Воспитание у школьников чувства коллективизма, взаимопомощи, ответственности и

самостоятельности.
3. Участники:

В игре могут принимать участие команды образовательных учреждений г. Ноябрьска. Состав команды - 5 человек. Возраст 15 - 16 лет (10 класс). Каждая команда должна иметь название, эмблему (отличительный знак).


4. Порядок и условия проведения игры:

4.1. Интеллектуально – познавательная игра «Умники» проводится в форме «интеллектуального казино», в III тура:



I тур – «Великие битвы и сражения» (декабрь)

II тур – «Они сражались за Родину» (январь)

III тур – «Никто не забыт, ничто не забыто» – (февраль)

4.2.Награждение участников проводится по итогам 3-х туров.

4.3.Жюри оценивает:

— уровень эрудированности участников в вопросах истории, литературы, искусства.

— глубину знаний учащихся.

4.4 Решение жюри не оспаривается.


Место проведения: Центр детского творчества
Организаторы: Комитет по образованию, Центр детского творчества.
Заявки: Письменные заявки на участие принимаются в ЦДТ.
За справками обращаться: Центр детского творчества, каб.13, куратор городского интеллектуального клуба «Умники» Ципляева Е.А., тел. 36-82-72.
Приложение № 1

к Положению о проведении интеллектуально-познавательной игры «Умники»,

среди образовательных учреждений г. Ноябрьска по теме «Священная война»
Время проведения: I тур игры «Умники» состоится 18 декабря 2004 г.

Место проведения: Центр детского творчества

Время проведения: 15.00

следующая страница >>


izumzum.ru