Числа с глубокой древности играют важную и многогранную роль в жизни человека - polpoz.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
Похожие работы
Числа с глубокой древности играют важную и многогранную роль в жизни человека - страница №3/3


Тайны Газетного периулка

Данная тема актуальна в связи с тем, что 10 сентября 2011 года будет 120 лет со дня издания первой частной газеты «Рязанского справочного листка». История дома №3 в небольшом переулке и её жильцов представляет большой интерес для изучения Особенно сейчас, когда людей все больше волнует не просто история событий, а именно человек, который находился в их центре и в значительной мере управлял ими. Как жительнице города Рязани мне интересны предания его улиц и судьбы людей.

В каждом городе живёт своя неповторимая история, но большинству рязанцев даже и в голову не приходит, что какой-то старый дом в совсем маленьком переулке молчаливо хранит память о прошлом. Об одном таком таинственном здании и пойдёт мой дальнейший рассказ. dsc05001

Газетный переулок — один из немногих в Рязани сохранил своё дореволюционное название. Соединяя современные улицы Ленина и Урицкого, пролегает он вдоль городского парка. «А вы знаете, почему переулок называется Газетным?» Невзрачное и заброшенное, на первый взгляд, здание дало название этому переулку.

В семидесятых годах прошлого столетия рязанские газеты лестно отзывались о нём: «...Под номером третьим в Газетном переулке стоит старый деревянный дом, обитый тёсом. Высокий полуподвал из красного кирпича. Ажурный, чугунного литья балкон на опорах и такие же, чёрного чугунного кружева, козырьки над парадными подъездами некогда делали этот скромный особняк нарядным».

Свой дом в Рязани купец второй гильдии Дмитрий Малашкин построил в конце 40-х годов позапрошлого века. Под усадьбу было выбрано одно из престижнейших мест — рядом с городским садом и недалеко от дома известного мецената и благотворителя Гаврилы Рюмина (где сейчас располагается областной художественный музей). Около дома был небольшой сад и надворные хозяйственные постройки. В полуподвале располагалась типолитография, где с 1891 года выпускалась первая частная городская газета «Рязанский справочный листок». Она и дала название переулку – Газетный.

После революции дом Малашкина реквизировали и устроили в нём квартиры для пролетариев. Подвальные помещения, в которых когда-то стояло типографское оборудование использовались в качестве складов. Была здесь недолго и экологическая лаборатория.

В начале нашего тысячелетия это здание даже скромным назвать можно было с натяжкой. Совсем отсутствовали какие-либо оригинальные элементы архитектурного декора. Стены с фасадной стороны ещё в 2000 году хранили следы былой покраски, но небольшие железные козырьки над дверями подъездов проржавели. К тому времени штукатурка с кирпичных подклетов в некоторых местах обвалилась. Не было уже ни балкона, ни чугунных кружев.

До случившегося в 2007 году пожара в «доме печати» ещё продолжали жить люди, а полуподвалы сдавались в аренду организациям. Сейчас от бывшего дома № 3 в этом переулке остались лишь обгорелые стены.

Николай Дмитриевич Малашкин родился 9 ноября 1841 г. в селе Казарь Рязанского уезда. Николай был старшим сыном в семье, и поэтому после окончания Московского коммерческого училища и естественного факультета Московского университета некоторое время помогал отцу управлять делами, занимал должность директора зеркальной фабрики. Потом переехал в Рязань и 24 года работал преподавателем математики и географии во второй мужской гимназии. Он выступил инициатором создания при Рязанской прогимназии начального училища, а в 1905г. встал во главе собственного реального училища. 9add0d71e081aa2b[1]

Николай Дмитриевич был талантливым человеком: он сам рисовал наглядные учебные пособия для гимназистов, создал детский музыкальный коллектив, для которого писал песни. Он играл на скрипке и дирижировал детским хором. Написал былину "Весна - красна", а композитор Цезарь Кюи положил это произведение на музыку.

В Рязани и до 1891 года были попытки издавать частную газету, но все прошения об издании печатного органа были отклонены. Удовлетворено было только одно прошение преподавателя Рязанской прогимназии Николая Дмитриевича Малашкина. Он и основал частную фототиполитографию в полуподвале собственного дома. Первоначально там печатались изображения носорогов, слонов, жирафов и других экзотических животных. Рисунки требовались ему для демонстрации на уроках географии. В дальнейшем в его типографии наряду с газетой печаталась самая разнообразная полиграфическая продукция: учебные пособия, контурные карты, популярные книги, афиши и планы города.

История появления этой газеты заслуживает особого внимания. В 1891 г. она начала издаваться как «Рязанский справочный листок». Главной задачей небольшого провинциального органа было подмечать требования общества и служить связующим звеном между спросом и предложением. Содержанием газеты были объявления, справочный отдел и ответы на вопросы. Круг потенциальных читателей составляли торговцы, промышленники и предприниматели. Подписная цена листка составляла 1 рубль, номер в розницу стоил 5 копеек. Среди постоянных тем «Рязанского справочного листка» отсутствовали вопросы торговли, промышленной жизни и сельского хозяйства.

Позднее (через 10 лет) газета приобрела и просветительский характер. Это делалось за счёт приложений: чертежей, карт, научных и промышленных рисунков. Публиковались даже лекции по природоведению и садоводству, былина Малашкина «Оттуда пошла земля русская», написанная для ознакомления народа с историей родного края. Издатель вынужден был пойти на такую хитрость, так как в прошении о расширении модели издания в общественную и литературную газету ему было отказано.

В 1894 г. «Рязанский справочный листок» превратился в «Рязанский листок». Его тематическое содержание изменилось и стало более разнообразным. Появились литературные произведения: рассказы, повести, очерки, воспоминания о знаменитых людях, стихотворения. Литературные произведения занимали большую часть газетной площади праздничных номеров. С начала ХХ века большое внимание газеты привлекают вопросы общественной жизни и городского благоустройства. Во время русско-японской войны регулярно печатались письма с фронта, беседы с ранеными и вернувшимися домой воинами, сообщения собственных корреспондентов.

С 1906 г. (после смерти Николая Дмитриевича) во главе редакции встал Николай Николаевич Малашкин, сын основателя. «Рязанский листок» стал освещать политические события (например, политическую компанию по выборам в Государственную думу лидера местных октябристов)

На рубеже веков «Рязанский листок» был единственной рязанской газетой, которая освещала актуальные вопросы местной жизни. Она в 1898г. иронизировала, что если бы в Рязани упала комета, она бы захлебнулась в грязи. В начале 1908 г. «Рязанский листок» превратился в рекламную газету с небольшой колонкой местных новостей, изредка публикующий литературные произведения младших Малашкиных. Часто публиковались в газете дочери Малашкина Клавдия, Елизавета и Ольга.

Постоянные сотрудники либо отошли от дел, либо стали сотрудничать с другими изданиями, ежедневные газеты оттянули на себя большую часть читательской аудитории. Это привело газету к её закрытию. Но на протяжении почти 17 лет даже при небольшом тираже «Рязанский листок» представлял интерес для образованных рязанцев. Так или иначе, Н.Д. Малашкин создал своеобразный тип провинциальной газеты, которая оказала большое влияние на последователей, которые восприняли структуру номера, систему тем освещающихся в газете.

Но это ещё не все тайны, связанные с семьёй Малашкиных..

Из штата Майн 4 октября 1902 года в 9 часов утра был отправлен конверт с чёрной каймой, адресованный Е.Малашкиной. А в редакцию газеты "Рязанский листок" он прибыл 7 октября. В нем лежала фотография Марка Твена. Конверт был полон загадок. Кто же такая Е.Малашкина? Почему Марк Твен послал письмо именно в Рязань? Что означает чёрная кайма на конверте? Как письмо могло прийти из Америки всего за 4 дня?

Елизавета Малашкина - родная дочь Николая Дмитриевича (издателя «Рязанского листка»). Увы, сведений о ней сохранилось очень мало. Фотография её не найдена. Она окончила Рязанское Епархиальное Училище, имела звание домашней учительницы, открыла в Рязани частное женское учебное заведение. Позднее стала драматической писательницей. Она известна своими драматическими произведениями: «Лиза Ахмакова»; «Желтые башмачки»; «Рандеву. Свидание: Шутка». Известно, что Марк Твен, будучи уже широко известным писателем, совершил путешествие в Европу на рубеже XIX и XX веков. Елизавета Николаевна, безусловно, заинтересовала знаменитого американца в качестве наставницы его юных читателей.

Ответ же на вопрос о сроках доставки не представляет затруднений. Юлианский календарь в России (до 1917г.) отставал от принятого в Европе и Америке Грегорианского календаря ровно на 13 дней. Следовательно, письму потребовалось для прибытия в Рязань не четыре дня, а целых 16. (звучит романс «О, если б мог выразить в звуке»)

Эксперты, которые изучали послание Марка Твена так и не смогли дать объяснение чёрной кайме на конверте. По одной из версий, известный писатель выразил траур по дяде Елизаветы (Леониде Дмитриевиче Малашкине). Известно, что Ф. Шаляпин исполнял романсы « Я встретил Вас..» и « О, если б мог выразить в звуке» на музыку Л. Д. Малашкина, которые возможно слышал Марк Твен. Леонид Дмитриевич умер в 1902г. Возможно, американский писатель выразил так своё соболезнование по этому поводу. Вот так интересно переплелись судьбы таких разных людей.

Своей работой мне хотелось бы привлечь внимание к малым, но значимым историческим памятникам родного города; чтобы судьба знаменитого дома была решена в пользу его восстановления, а жизнь и деятельность братьев Малашкиных стала достоянием всех рязанцев. С этой целью я планирую передать копию своей работы в краеведческий отдел Рязанской Областной библиотеки им. Горького. А плакат с таким же названием, как и исследовательская работа, уже украшает остановку рядом с Газетным переулком и привлекает внимание к проблеме сохранения культурного наследия прошлого. Это результат моего участия в конкуре «Историческая остановка».

ДИПЛОМ ТРЕТЬЕЙ СТЕПЕНИ




Гусева Альбина, 10А класс

Набойкина Марина Владимировна,

учитель биологии и химии высшей категории
Мозаики из смальты – «вечные» картины

Анализируя данные о современных оформительских материалах, мы столкнулись с нехваткой информации о смальте и областях ее применения. Кроме того, опрос, проведенный среди учащихся и педагогов школы, показал, что только 38% (8 человек из 21 опрошенного) взрослых и 1,3% (5 человек из 383 опрошенных) имеют представление о том, что такое смальта; рассказать об истории этого искусства или привести примеры известных мозаик из смальты или имен художников, работавших со смальтой, не смог никто из опрошенных. В тоже время обучением выполнению мозаик из цветного стекла не занимается ни одна детская студия нашего города. Цель работы: расширить знания о смальте как виде искусства и о вкладе М.В.Ломоносова в разработку технологии смальты.

Смальта — это цветное стекло небольших размеров, применяемое для мозаичных работ. В России XVIII-XIX века смальтой (шмальтой) нередко называли и сами мозаики целиком. Благодаря устойчивости смальт к атмосферным воздействиям, мозаичные картины веками не теряют внешнего вида и свежести красок. Это - уникальный, и в то же время универсальный материал, дошедший до нас с древнейших времен. Первые мозаики набирались из природных камней, однако в скором времени художники-мастера стали искать способы увеличения палитры материалов для наборов своих произведений. Выходом стало производство искусственных камней на основе спекания песка с различными легкоплавкими природными минералами. Так появилась первая смальта, с годами превращаясь в один из основных материалов для набора мозаик.

Смальта обладает широчайшей цветовой палитрой. Внутри одного стекла ручной выплавки также могут быть незначительные переливы цвета, что в готовом изделии создает эффект живого цвета, мерцания. Она обладает эффектом внутреннего свечения, глубины материала. Смальта — один из наиболее долговечных материалов, водостойка, морозоустойчива, устойчива ко многим агрессивным средам. Размер и форма элементов смальты может варьироваться фактически неограниченно, что вместе с широким выбором цвета дает основу для создания различных визуальных эффектов.

В то же время при всей современной технике создание мозаики из смальты — ручной труд, требующий аккуратности и тщательности подбора цветов. Кроме того, сферу её применения ограничивают неровная поверхность, колотые грани (использование смальты лишь в качестве материала для составления панно, но — не общей отделки), «мёртвая зона» просмотра панно из смальты — около 5 метров (использование смальты для создания монументальных произведений), высокая трудоёмкость, высокая себестоимость материала.

По своему составу смальты относятся к группе свинцовых силикатных стекол. Основное специфическое свойство мозаических смальт - это их заглушенность. Глушение стекла происходит в результате введения в шихту глушителя (вещества, способствующего помутнению стекла), который не растворился во время варки стекла, или потому, что, растворившись во время варки, он выделился при охлаждении в виде маленьких кристалликов. В наше время для глушения наиболее часто употребляются фториды (криолит, плавиковый шпат и некоторые другие природные и искусственные соединения фтора). Для расцвечивания смальты добавляют красители. Обычно это оксиды металлов: платины, серебра, иридия, титана и пр. Современные технологии позволяют придать смальте широчайшую палитру красок, создают эффект мерцания и перелива цветов.

Мозаики из смальты пришли в культуру Древней Руси вместе с Византийским влиянием и стали одним из заметных направлений художественно-декоративной живописи. В Киевской Руси существовала, по крайней мере, одна мастерская по выплавке смальт. Возле Софии Киевской археологами найдены остатки производства смальт, использовавшихся для создания мозаик главного русского христианского храма той поры — образо́в Христа Вседержителя и Оранты Заступницы. Вероятно, киевской мастерской руководили византийские мастера.


Портрет Петра I. М.В.Ломоносов
В XVIII веке Михаил Ломоносов фактически заново открыл технологию смальт для России. Живой, художественный и практический интерес к мозаике, овладевший Ломоносовым, сочетался с давно волновавшими его вопросами теоретической физики и химии. Ломоносов разрабатывал теорию цветов, исходя из своего понимания физической природы света. Установив трехмерность многообразия цветов, Ломоносов указывал пути для решения практических задач цветотехники, нашедшей в наше время такое широкое применение в цветной фотографии, печати, кино. Он трудится над созданием приборов для получения любых цветов через сложение или вычитание трех основных. Принципы этих приборов осуществлены в современных колориметрах. Поставив в течение 3 лет более 4 тысяч опытов, М. В. Ломоносов нашел способ получать смальты практически любого цвета, глубоких и сочных тонов, разнообразнейших оттенков: "превосходное зеленое травяного цвета, весьма похожее на настоящий изумруд", "зеленое, приближающееся по цвету к аквамарину", "цвета печени", "карнеоловое", "очень похожее на превосходную бирюзу, но полупрозрачное", "превосходного мясного цвета", "цвета черной Печени" и т. д. Вводя в опытные плавки различные вещества для окраски стекол, Ломоносов вовсе не ограничивался теми из них, которые применялись раньше в стеклоделии, но постоянно испытывал новые. c:\users\пользователь\desktop\смальта и ломоносов\картинки,фото\000040.jpg

Летом 1752 года Ломоносов заканчивает первую художественную работу - мозаичный образ Богоматери по картине итальянского живописца Солимены. В 1757 году из мозаичной мастерской Ломоносова вышли четыре портрета Петра Великого. В 1758 г., не отступая от своих замыслов, Ломоносов разработал проект художественного убранства внутренних стен Петропавловского собора мозаичными картинами, прославляющими Петра I. Однако рассмотрение Ломоносовского проекта затянулось на несколько лет. К середине 1764 г. была закончена мозаика «Полтавская баталия». Отдавая дань художественному творчеству Ломоносова, высоко оценивая созданные им произведения мозаичного искусства, Академия художеств 10 октября 1763 г. избрала его своим почетным членом.

Далее в истории смальты в России можно выделить два всплеска популярности. Вторая половина XIX века. Идея замены икон и элементов оформления Исаакиевского собора мозаиками способствовала быстрому росту интереса к смальте и мозаике со стороны как ответственных за строительство лиц, так и всех, кто так или иначе считал себя причастным к архитектурному и художественному миру двух российских столиц. Основным местом производства смальт стала мастерская Академии Художеств в Санкт-Петербурге (Мозаичная мастерская В. А. Фролова). Кроме Исаакиевского собора еще одним монументальным объектом, полностью отделанным мозаиками из смальты, стал Храм Воскресения Христова (Спас на крови).

Следующим периодом популярности смальты стало послевоенное советское время. Смальта использовалась практически повсеместно — как для создания монументальных мозаичных панно, так и для украшения станций метро (станции Белорусская, Комсомольская) и остановок общественного транспорта, как для оформления помпезных общественных зданий, так и для небольших интерьерных композиций в детских садах. Отдельным направлением стало использование смальты в оформлении фонтанов в курортных и южных городах.фото0098.jpg

В Рязани в 20-м веке ряд объектов был украшен стеклянной мозаикой, например, передняя стена кафе «Мещера», что располагалось напротив кинотеатра «Дружба» (сейчас – клуб «Аристократ»), а также свод Троицкого храма. В настоящее время практически отсутствуют сооружения, оформленные в технике смальты. Из старых мозаик сохранилась мозаика, украшающая стену в фойе Театра кукол. Новые здания и сооружения, к сожалению, смальтой практически не оформляются. Исключения – украшенный мозаикой арочный вход во двор Преображенского храма в с. Канищево, а также стена в фойе поликлиники завода «Красное Знамя».

Смальтовые мозаики – способ создания прекрасных и вечных произведений искусства. До нашего времени сохранились замечательные мозаики Византии, киевских храмов, уникальные по своей цветовой гамме и эмоциональной насыщенности смальты Михаила Васильевича Ломоносова. Разработка технологии смальты – один из элементов научного наследия этого величайшего ученого. Смальта - один из "вечных" материалов в истории мировой культуры. Гостиные и спальни, залы дворцов и соборов, фасады, купола, настенные панно, камины и предметы камерных интерьеров. Смальта универсальна, практична, красива. Смальта - удивительно богатый по художественным возможностям материал, древний и современный, классический и авангардный, ностальгический и в то же время модный.

ДИПЛОМ ВТОРОЙ СТЕПЕНИ


Корнюшина Ульяна, Шахова Анастасия, 10А класс

Пичугина Елена Викторовна,

учитель истории и обществознания первой категории
Она была первой…

Спорт – это явление в культурной жизни общества. В нем человек стремится расширить границы своих возможностей, это огромный мир эмоций, порождаемых успехами и неудачами.

Одним из немаловажных видов спорта, составляющий детский досуг, является художественная гимнастика. Изучению становления и развития этого вида спорта посвящена эта работа. Ее цель – исследовать, кто являлся основоположником художественной гимнастики в Рязани. Данная тема актуальна, так как подрастающее поколение должно знать и помнить людей, которые прославили наш город. Наше исследование носит обобщающий характер, что позволяет объединить материал различных источников и проследить развитие художественной гимнастики в г. Рязани. В своей работе мы использовали материалы периодической печати 1945г. - 1970г., книги, посвященные развитию художественной гимнастики В.Н.Григорьева, Г. Пучковой, домашний архив Машковой Т.Н., информацию, полученную при личной встрече с Машковой Т.Н, сайты Интернет.photo_svetlana_lebedeva

В настоящее время художественная гимнастика получила широкое распространение в Рязани. Но как показал опрос учащихся средней школы №48, лишь 2 человека из 75 знают , что С.С. Лебедева является основоположником этого вида спорта в Рязани.

Начав работу по изучению жизни С.С. Лебедевой, мы столкнулась с тем, что в печатной литературе очень мало сведений о ней. Еще меньше написано об ее жизни. Весь материал разбросан по отдельным источникам и нам пришлось по крупицам собирать информацию о Светлане Семеновне.

Но нам удалось найти воспитанницу С.С. Лебедевой, чемпионку мира по художественной гимнастике 1967г., заслуженного тренера России – Татьяну Николаевну Машкову ( Иванову по мужу). И начальные сведения мы получили от нее.

В 1957г. Лебедева окончила Московский государственный институт физкультуры.

С.С.Лебедева получила направление на работу в г.Рязань. Светлана Семеновна радовалась. Наконец-то сбылась мечта, она будет работать в родном городе. Действительность оказалась прозой. «Художественной гимнастики в смете нет", - сказали новому тренеру. Но С.С. Лебедеву это не остановило. Шаг за шагом она приближалась к намеченной цели.

1959год. Астрахань. Первенство Центрального Совета ДСО «Труд». Команда рязанских гимнасток заняла почетное 6 место. Это был успех. Художественная гимнастика завоевала постоянную прописку в Рязани.

Апрель 1960г. в соревнованиях на первенство РСФСР команда Рязани среди 26 областей и автономных республик завоевала 9 место. Через полгода на первенстве ЦС ДСО «Труд» в Петрозаводске рязанские девчата занимают 3 место, а Галя Офицерова стала обладательницей серебряной награды.

В 1961г. рязанские гимнастки становятся победителями зонального первенства среди школ Министерства просвещения России.

Успех юных рязанок – заслуга С.С. Лебедевой. Возвращаясь с соревнований, девчата спешат к Светлане Семеновне поделиться своими чувствами, мыслями, планами. И каждый раз с волнением она встречает их, впитавших ее любовь.

В1962г. Нина Сачко, Галя Офицерова, Ирина Пухова становятся мастерами спорта СССР. Через год подруг догнали Таня Машкова (Иванова) и Таня Зайцева. Еще через год мастерские значки получили Юля Артеменко, Таня Сквознова и Ира Хаит.

8 мастеров спорта. Не каждый тренер в состоянии похвастаться такими результатами.

1965г. был ознаменован важными событиями в истории художественной гимнастики. С.С. Лебедевой было присвоено звание заслуженного тренера РСФСР.

1967г. в Копенгагене Т. Машкова (Иванова) в составе сборной СССР стала чемпионкой мира, в 1970г. – обладательницей Кубка мира и серебряным призером чемпионата мира в групповых упражнениях.

Проходят годы, сменяются поколения спортсменов, появляются новые имена среди рязанских «художниц». Слава о гимнастках из Рязани далеко раскатилась по всему свету. Лучшие из них входят в состав команды республики страны. Вот и Таня Машкова стала чемпионкой мира, достойно представила советский спорт за рубежом.

Татьяна Горшкова, Галина Пучкова, и Татьяна Машкова перешли на тренерскую работу и имеют высокое звание – заслуженный тренер России. Рязанская школа художественной гимнастики не замыкается только в пространстве Рязанской области, а благодаря своим ученицам и их тренерам так или иначе выходит на мировую арену спорта.

Рязанка Марина Говорова стала обладательницей Кубка мира и чемпионкой Европы в 1990г., повторив успех Татьяны Машковой. В 1993г. она возглавила молодежную сборную России. С1993 по 2005год под руководством Марины Говоровой молодежная сборная России в групповых упражнениях трижды выигрывала первенство Европы, дважды становилась серебряным призером, один раз – бронзовым. Луконина Яна – мастер спорта международного класса, двухкратная победительница первенства Европы в 2008г.

Крепка традициями Рязанская школа художественной гимнастики. Но в жизни ничего не бывает случайно – все логично и закономерно. Светлана Семеновна Лебедева, приехав в родной город в1957году, взялась осуществлять свою мечту – создать в Рязани школу «художниц». Шаг за шагом, день за днем она приближала исполнение своей мечты. Результаты и звания ее воспитанниц говорят сами за себя: заслуженный мастер спорта России, заслуженный тренер России, обладательница кубка мира, чемпионка Всероссийской и Всесоюзной универсиад, победительницы многих международных турниров. Светлана Семеновна отдала свою жизнь художественной гимнастике.

Рязанской школе художественной гимнастики в 2008г. исполнилось 50 лет. В этом немалая заслуга Светланы Семеновны Лебедевой. К сожалению, Светлана Семеновна рано ушла из жизни. Ее не стало в 1991г., но память о ней жива. Ежегодно в Рязани проводится традиционный Всероссийский турнир памяти С.С. Лебедевой. В 2010г. его участниками были и ученицы нашей школы – Зотова Полина и Капранова Дарья.

Несмотря на трудности, нам удалось решить все поставленные задачи. Мы узнали, что С.С.Лебедева с 1957 года начала работать тренером по художественной гимнастике в нашем городе. Нам удалось найти и встретиться с одной из ее воспитанниц – чемпионкой мира 1967г. и заслуженным тренером России – Т.Н.Машковой (Ивановой). Мы получили фотографии С.С.Лебедевой.

Работа посвящена изучению становления и развития художественной гимнастики в Рязани. В результате исследования установлено, что именно С.С. Лебедева является основоположником этого вида спорта. Эту работу можно использовать на классных часа, посвященных изучению культурного наследия родного края, днях здоровья.

ДИПЛОМ ПЕРВОЙ СТЕПЕНИ



Ратников Денис, Денисов Василий, 5А класс

Николаева Эльвира Вениаминовна,

учитель русского языка и литературы первой категории
Тайны фамилий

Фамилия — наследственное имя семьи. Но многие ли знают: откуда взялась и что означает их фамилия? Фамилия — своего рода живая история. Она доносит до нас множество забытых, никем не записанных слов и многие утраченные живой речью формы. Если задать простой вопрос: «Знаете ли вы, что означает лично ваша фамилия, откуда она произошла, какова её история?». Вряд ли будет ошибкой сказать, что в большинстве случаев носитель фамилии этого не знает, равно как и историю своей семьи дальше, чем на 3 – 4 поколения. Удивительна история человеческих фамилий. Фамилия намного моложе имени: только за последние века сложились твердые традиции в обращении с нею, насчитываются столетия с тех пор, как ношение фамилии стало обязательным для каждого. Актуальность данной работы заключается в том, что сегодня изучение фамилий может дать немало интересных сведений о прошлом, прояснить некоторые темные вопросы ушедших в былое отношений между людьми, а порою способно вскрыть и самые, казалось бы, труднодоступные подробности в жизни и общества, и языка. Несомненно, знать своих предков, гордится ими, беречь честь своей семьи, флаг которой – ее фамилия - долг и обязанность каждого человека.



Цель исследовательской работы: сохранить память о своих предках, изучить значение, происхождение фамилий, распределить фамилии на группы по значению, в зависимости от истории их происхождения, исследовать происхождение фамилий учащихся 5А класса МОУ «СОШ №48»; выяснить самые распространённые фамилии в школе.

Наука о собственных именах называется ономастикой. Термин этот связан с греческим словом онома - имя. Отрасли ономастики, посвященные изучению отдельных разрядов имен, также имеют свои особые названия. Имена людей относятся к ведению антропономики.



В России становление фамилий началось поздно и растянулось на четыре столетия. В различных общественных слоях фамилии появились в разное время. Первыми в русских землях приобрели фамилии граждане Великого Новгорода. Несколько позже в XIV—XV вв. родовые имена появились у князей и бояр.

Несколько позже складываются фамилии дворян (XVI - XVIII века). Хронологически следующая категория фамилий принадлежала торговым и служилым людям (XVII - XIX). В XIX веке складываются фамилии русского духовенства. Самая многочисленная часть населения - крестьяне не имели юридически закрепленных фамилий до XIX века, а некоторые представители крестьян получили фамилии лишь в начале 1930-х годов в связи с паспортизацией, проведенной Советским правительством.

Существует пять основных путей образования русских фамилий:

1. Фамилии, образованные от канонических и различных народных форм крестильных христианских имен.

2. Фамилии, сохранившие в своей основе имена мирские.

3. Фамилии, образованные от профессиональных прозвищ предков.

4. Фамилии, образованные от названия местности, откуда был родом один из предков.

5. Фамилии, принадлежавшие православному духовенству.



В 5А классе 23 человека. У каждого своя фамилия. Мы попытались установить значение каждой. Далеко не все наши фамилии легко объяснимы. Что они означают в настоящий момент, понять очень тяжело. А разве не любопытно добраться до смысла этих слов? Ведь что-то они должны же были означать.

  • АБРАМОВ. Фамилия по имени Абрам (Авраам).

  • АНДРЕЕВА. Отчество от мужского имени Андрей. Десятое место в первой сотне самых распространенных в России фамилий занимает эта. Происхождение ее предельно ясно – от имени Андрей, что в переводе с греческого означает ‘мужественный, храбрый’.

  • АНТОНОВ. Фамилия по имени Антон (краткой форме от Антоний). Эта фамилия – в первой сотне самых распространенных в России. В некоторых регионах России Антонов принято называть Таней, Тоней, поэтому, возможно, Танеев, Тонашев, Тонев, Тонеев, Тонин, Тошин тоже относятся к этому имени.

  • БОНДАРЕВА. Отчество от именования отца по его профессии: бондарь – бочар, ремесленник, выделывающий бочки.

  • ГОЛОВИНА. «Голова!» – и в наши дни это высшая оценка умственных способностей человека. В старину к тому же головой называли представителя власти: городской голова и т.п. Естественно, что фамилий с этим корнем много: Головаков (‘большеголовый’), Голованивский, Голованиевский, Голованов, Головарёв, Головастов, Головастый, Головатый, Головачёв, Головин, Головинский, Головушин, Головушкин.

  • ДАДАШЕВ. От тюркского имени Дадаш, которое означает "брат".

  • ДАНИЛИН. Православное крестильное имя Данила имело достаточно широкое значение. Даниил означает по-древнееврейски «мой судья – Бог», фамилия Данилин (Данилов) - очень распространённая фамилия, и в таблице самых распространённых фамилий она имеет место.

  • ДЕНИСОВ. Фамилия образована по традиционной форме: первоначально — отчество “сын Дениса”. Денис — русская форма древнегреческого имени Дионис, принадлежавшего, согласно древним легендам, языческому богу земледелия и вина.

  • ИВИН. Фамилия идет от русского дворянского рода. Родоначальник его - брат Александра Невского, князь Константин Ярославич Галицкий. Праправнук его, кн. Дмитрий Иванович, был лишен удела Дмитрием Донским. Его правнуки князьями уже не писались: один из них, потомок Рюрика в 18-м колене - Иван Борисович, по прозванию Ива, был родоначальником Ивиных. Род внесен в II и VI части родословных книг Костромской, Тамбовской и Тверской губерний.

  • КЛЮЕВ. Отчество от прозвища или нецерковного мужского личного имени Клюй, подтвержденного документально: в 1638 г. по Москве записан Гаврило Клюй (С. Б. Веселовский). В 1678 г. — сибирский казак Бориско Клюев…

  • ЛИТВИНОВ. Далеко не все Литвиновы — потомки литовцев. Литвинами русские называли и белорусов, которые до воссоединения с Россией (конец XVIII века) долгое время жили в составе Литовского, а затем Польско-Литовского государства.

  • МАРЧЕНКО. Эта фамилия имеет украинское происхождение. В основе фамилии лежит уменьшительная форма имени или прозвища дальнего предка человека по мужской линии или, реже, по женской линии. Такие фамилии широко распространены на всей территории Украины, южной Белоруссии и казачьих областях России.

  • МАСЛОВА. От некрестильного имени или прозвища Масло. Такие имена, от названий продуктов, были широко известны на Руси.

  • РАТНИКОВ. Отчество от именования отца — ратник. Ко времени массового формирования фамилий это слово, ранее означавшее воина вообще, стало официальным термином, означавшим зачисленного в запасные солдаты ополчения на случай войны

  • САМОХВАЛОВ. В основе прозвище или некрестильное имя Самохвал - хвастун, бахвальщик (Даль).

  • ТАЛАНОВ. Фамилия, распространенная во многих местностях России. В ее основе — еще живое в ряде говоров слово талан — “удача, счастье” «Талан» не надо смешивать с «талантом». Талант у человека может быть, а талана — удачи, везения — может не хватать. Дабы сопутствовали сыну всю жизнь счастье и удача, любящие родители давали ему имя Талан. «Кому есть талан, тот будет атаман». Поговорки о неудачнике: «Нашему Ивану ни в чем нет талану», «Мой талан съел баран».

  • ЧЕБОТАРЕВА. Отчество от именования отца по его профессии: чеботарь — “сапожник”

  • ФИЛИППОВА. Отчество от церковного мужского имени Филипп.

  • ШИРИНОВ. Эта фамилия имеет русское происхождение. Такие фамилии чаще всего происходят от названий народов, населявших территорию России. Большая часть носителей таких фамилий принадлежала к дворянским родам.

В результате исследования было установлено, что наибольший процент составляют фамилии, сохранившие в своей основе мирские имена и фамилии, образованные от канонических и народных форм христианских имен, которыми дети нарекались при крещении. Второе место принадлежит фамилиям, образованным от прозвищ предков и от профессиональных прозвищ предков. Затем идут нестандартные фамилии. И наиболее редки фамилии, образованные от диалектных слов, от названия местности, откуда родом был один из предков и фамилии, принадлежавшие православному духовенству.фото0070.jpg

Самые распространенные фамилии в Рязанской области: Ивановы, Поповы, Смирновы и Кузнецовы.

Мы проанализировали «Алфавитную книгу записей учащихся» и установили, что самая распространенная фамилия в нашей школе - это Попов - 24 чел. (1 место). На втором месте - Кузнецов - 21 чел., на третьем месте Козлов - 20чел. (3 место). Часто в нашей школе встречаются фамилия: Иванов, Петров, Ивлев (Ивлиев), Андреев, Николаев, Маслов.

Нестандартные русские фамилии

Фамилии, не оформленные суффиксами -ов (-ев), -ин (-ын), -ский (-цкий), -ской (-цкой), принято называть нестандартными. Среди необычных фамилий можно отметить следующие: Гутара, Пеприк, Працюк, Пертли, Пугач, Снегур, Сокур, Сылка, Сяба и др.

Изучение фамилий ценно для науки, оно позволяет полнее представить исторические события последних столетий и историю науки, литературы. Фамилия - своего рода живая история. Проведенное исследование показывает, насколько интересна и актуальна данная тема. Через фамилии можно узнать слова, исчезнувшие из живого языка вовсе или сохранившихся только в местных говорах, и тем самым открыть много нового о своих предках, их занятиях, быте, взаимоотношениях и верованиях.

Данная работа имеет практическую направленность и может быть использована на уроках русского языка и внеклассных мероприятиях.

ДИПЛОМ ПЕРВОЙ СТЕПЕНИ







<< предыдущая страница