Четыре симфонии Брамса это разные типы жанра. Все они написаны в зрелый период творчества, в 70-е 80-е годы. Брамс подступился к жан - polpoz.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Четыре симфонии Брамса это разные типы жанра. Все они написаны в зрелый период творчества - страница №1/1

СИМФОНИИ ИОГАННЕСА БРАМСА
Четыре симфонии Брамса – это разные типы жанра. Все они написаны в зрелый период творчества, в 70-е – 80-е годы. Брамс подступился к жанру симфонии только к 40 годам.

«Я слышу за собой шаги гиганта», – говорил Брамс о Бетховене. Знаменитый дирижер Ганс фон Бюлов сказал: «Первая симфония Брамса – это десятая симфония Бетховена».



1-я симфония (c-moll) – эпико-драматическая. В ней есть своя «тема радости», которая проходит через всю симфонию.

Тональное развитие – от c-moll к C-dur. Вывод оптимистический.



2-я симфония (D-dur) – лирико-эпическая, с танцевальным тематизмом.
Кульминация симфонического творчества Брамса – лирико-драматические симфонии: 3-я и 4-я.

В 3-й симфонии (F-dur) лирические темы драматизируются. Тональное развитие – от


 f-moll к F-dur. Особенно знаменита третья часть, Allegretto (c-moll), написанная в духе славянской лирической песни или романса. Эта часть стала визитной карточкой Брамса-симфониста.
Общие черты симфоний: в эпоху кризиса жанра Брамс сохраняет классический 4 частный цикл. Его симфонии монументальные, по-бетховенски цельные, с волнообразным развитием, но их музыкальное содержание истинно романтическое.

В симфониях Брамса воплотились типичные черты его композиторского мышления: страстный драматизм, героический пафос и искренний лирический мелодизм; опора на песню, романс, протестантский хорал, на танцевальные и другие бытовые жанры – в сочетании с симфоническими методами развития.


4-я симфония (e-moll) (1884–1885) – одна из вершин симфонизма послебетховенского периода; классическая по форме, романтическая по содержанию. Эта симфония в целом лирико-драматическая, но с трагическим исходом.

I часть – многотемное сонатное allegro (e-moll); начинается как элегия, но завершается драматично.

Экспозиция:

ГП основана на мотиве протестантского хорала. Его слова: «Мир, я должен тебя покинуть». (Эта же тема встречалась у Баха в фуге f-moll). У Брамса она изложена в стиле романса.

В конце СП вторгается новый фанфарный элемент (как вступление к ПП).



ПП (h-moll) – страстная патетическая тема с широкими интонациями. Она сопровож-дается ритмом, напоминающим испанскую хабанеру, опирается на тревожную гармонию доминанты.

ЗП – группа светлых тем в H-dur, из которых выделяется последняя – героическая, призывная (с «золотым ходом» валторн). Такое пестрое сочетание разных стилевых истоков в одном сочинении порождало упреки в эклектике. Но могучий художественный дар способен соединить несовместимое.

Разработка начинается эпично, как повторение экспозиции.

В первой волне развивается и драматизируется тема ГП.



Вторая волна построена на фанфарном элементе, он срастается с призывной темой ЗП и приходит к мощной кульминации.

Реприза начинается необычно. Деревянные духовые ведут ГП в ритмическом увеличе-нии. Она звучит как органный хорал, но постепенно обретает свой изначальный характер.

Кода построена на теме ГП, где она звучит как канон, с трагическим пафосом.

II часть (E-dur, Andante moderato). Здесь сонатная форма без разработки.

ГП – светлая, созерцательная, в мелодическом мажоре.

СП – грозная, полифонизированная.

ПП – опять контраст. Светлая, певучая тема (ее ведут виолончели). К концу части она развивается до гимнического звучания.

III часть – скерцо (C-dur). Своим жизнерадостным и бодрым настроением она резко выделяется среди других частей (похожий характер у скерцо 6-й симфонии Чайковского). Форма здесь тоже сонатная.

ГП соединяет несколько мотивов: бравых, маршевых и озорных плясовых.

ПП – игривая, в духе легкой песенки.

IV часть (e-moll) – необычный трагический финал. Очень резкий контраст после скер-цо. Это пассакалия: 32 вариации на хоральную тему. Сама тема (8 аккордов) звучит очень жестко и неумолимо. В середине выделяется эпизод с солирующей флейтой и несколько вариаций в мажоре. Затем начинается репризный раздел, ведущий к развязке симфонии. (Трагический финал в медленном темпе предвосхищает финал 6-й симфонии Чайковского).