Цели урока: Образовательные - polpoz.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Цели урока: Образовательные - страница №1/1

Тип Моллюски

Составитель учитель биологии Никифорова Валентина Анатольевна



Цели урока:

Образовательные:

Ознакомить с общей характеристикой типа моллюсков, особенностями их строения в связи со средой обитания, многообразием.

Познакомить с классами моллюсков: Брюхоногие, Двустворчатые и Головоногие.

Воспитательные:

Формирование экологической культуры учащихся и бережного отношения к окружающей нас природе.

Воспитание коммуникабельности учащихся при работе в группах.

Развивающие:

Умение применять информационные технологии.

Умение сравнить биологические объекты.

Умение наблюдать, делать выводы из наблюдений.


Оборудование:

Презентация “Тип Моллюски”

Набор раковин моллюсков (на каждую парту)

Компьютеры, мультимедийный проектор.

Экран.

Карточки – задания (на каждую парту):



Раздается задание №1.
Допишите в предложениях недостающие слова.

  1. Моллюски имеют … симметрию.

  2. В отличие от кольчатых червей их тело не …

  3. Тело моллюсков делится на три отдела: …

  4. Голова может отсутствовать у моллюсков, ведущих … образ жизни.

  5. У сидячих и малоподвижных форм может также отсутствовать …

  6. Тело моллюска покрыто кожной складкой - …

  7. Активно плавающие моллюски потеряли …

  8. Моллюски, обитающие в воде, дышат … , наземные формы дышат с помощью …

  9. Сердце моллюсков состоит из …

  10. Между мантией и телом находится …

  11. Нервная система моллюсков представлена отдельными скоплениями …

Примерное время на выполнение задания – 2-3 минуты

Задания 2-5 выполняются аналогично.


Задание №2.
Соотнесите системы внутренних органов (левая колонка) с соответствующими им функциями (правая колонка).







  1. Нервная система

  2. Кровеносная система

  3. Пищеварительная система

  4. Дыхательная система

  5. Выделительная система

  6. Половая система

А) удаление жидких продуктов распада

Б) газообмен между организмом и окружающей средой

В) переваривание пищи

Г) связь организма с окружающей средой, объединение организма в единое целое

Д) воспроизведение потомства

Е) снабжение клеток и тканей кислородом и питательными веществ



Задание №3.

(Для повторения и закрепления). Решите, правильно или неправильно то или иное суждение. Выпишите номера правильных суждений.



  1. Моллюски обитают в различных водоемах и на суше.

  2. Раковина моллюсков состоит в основном из рогоподобного вещества.

  3. Все моллюски имеют двустворчатую или спиральную раковину.

  4. Раковина служит защитой мягкому телу моллюсков.

  5. Тело моллюсков покрыто снаружи кожной складкой – мантией.

  6. Между раковиной и мантией моллюска образуется мантийная полость.

  7. Тело прудовиков, беззубок и кальмаров состоит из мускулистой ноги, туловища и головы со щупальцами.

  8. Большинство моллюсков ведут малоподвижный образ жизни.

  9. Кальмары, каракатицы и осьминоги ведут подвижный образ жизни и передвигаются реактивным способом.

  10. Все моллюски – растительноядные животные.

  11. Прудовики питаются водными растениями, соскабливая их мягкие части с помощью терки.

  12. Кальмары, осьминоги – хищники. Они питаются крабами, рыбой и другими водными животными.

  13. Прудовик дышит растворенным в воде кислородом с помощью жабер.

  14. Кровеносная система моллюсков замкнутая. Она состоит из сердца и сосудов.

  15. Прудовики и катушки – раздельнополые животные.

  16. Оплодотворение яиц у беззубок происходит в мантийной полости моллюска.

  17. Беззубки и перловицы – раздельнополые животные.

Этапы урока.

Организационная часть.

Актуализация знаний.

Изучение нового материала.

Общее закрепление знаний.

Рефлексия. Подведение итогов урока.

Домашнее задание.
Ход урока

I Организационная часть.

Учитель убеждается в готовности учащихся к уроку.

Наличие на партах необходимых материалов к уроку.

II. Актуализация знаний.
Вступительное слово учителя: - Ребята, сегодня мы с вами начнем знакомство с очень необыкновенной группой живых организмов, а вот как их зовут, я хочу, чтобы вы догадались сами. Послушайте, пожалуйста, коротенький отрывочек из сказки М.Е. Салтыкова-Щедрина “Карась-идеалист”. “Карась лежит, зарывшись в ил, и выбирает оттуда микроскопических ракушек ради своего продовольствия и рассуждает: Да и устроена она (ракушка) так, что никак невозможно ее проглотить. Потяни рылом воду, ан в зобу у тебя уж видимо-невидимо ракушек кишит”. Догадались ли вы, каких животных в повседневной жизни мы называем ракушками?

Включается презентация. (приложение 1)

III. Изучение нового материала.

1. Общие черты типа.

На стадии изучения нового материала (осмысления) наиболее целесообразным является метод рассказа с использованием презентации, для более наглядного представления систем органов животного, с одновременным кратким конспектированием учащимися основных особенностей строения моллюска. Такой метод работы позволит активизировать все информационные каналы, формирующие три основных системы восприятия – визуальную, аудиальную, кинестетическую.

Моллюски, или мягкотелые, образуют обособленный тип беспозвоночных животных, характерной особенностью которых является наличие кожной складки – мантии, ведущих свое начало от древних неспециализированных многощетинковых червей.

Количество видов достигает 130 тысяч, выделяют семь классов, мы познакомимся только с тремя из них: Брюхоногие, Двустворчатые, Головоногие. (слайд № 6)
1.1 Среда обитания.

Обитают они преимущественно в морях (мидии, устрицы, кальмары, осьминоги), пресных водоемах (беззубки, прудовики, живородки), реже — во влажной наземной среде (виноградная улитка, слизни). Размеры тела взрослых моллюсков разных видов значительно различаются — от нескольких миллиметров до 20 м. (слайд № 7)


1.2 Движение моллюсков.

Большинство из них — малоподвижные животные, некоторые ведут прикрепленный образ жизни (мидии, устрицы), и только головоногие моллюски способны быстро передвигаться реактивным способом. (слайд № 7)


1.3 Внешнее строение моллюсков. (слайды № 8-9)

Определите по рисунку общие части тела разных моллюсков и отличительные особенности. Сделайте вывод.


Вывод: Тело моллюсков в большинстве случаев состоит из:

Голова.Туловище. Нога. Мантия (мантийная полость) Раковина.

Определите симметрию тела моллюсков.

Большинство моллюсков – двустороннее-симметричные, брюхоногие – асимметричные.

На голове расположены органы чувств. Туловище представляет собой кожно-мускульный мешок, его основание окружено обширной кожной складкой-мантией. Между мантией и стенкой тела образуется мантийная полость, в которой находятся органы дыхания, некоторые органы чувств и куда открываются заднепроходное отверстие, протоки почек и половых желез. Сильно утолщенная благодаря мускулатуре брюшная сторона образует различные формы ног: широкие – ползательные, клиновидные – для плавания, округлые – присасывающиеся и др.
1.4 Поэтапное закрепление материала.

Учащиеся выполняют задание: “Обозначь части тела моллюсков”

(приложение 2)

На спинной стороне, как правило, расположена раковина, чаще цельная, реже двустворчатая или состоящая из нескольких пластинок. У некоторых моллюсков раковина находится под кожей или исчезает совсем. Наружный слой раковины образован органическим рогоподобным веществом, внутренний - тончайшими пластинками извести неравномерное отражение света от которых, придает внутренней поверхности раковины перламутровый блеск. (слайды № 10-11)

1.5 Лабораторная работа: “Особенности строения раковин моллюсков”

Оборудование: набор раковин брюхоногих и двустворчатых моллюсков.

(задания напечатаны на карточках и выдаются на каждый стол)

(приложение 3)

Задание:

1. Рассмотрите раковину двустворчатого моллюска:

а) определите её форму, окраску;

б) найдите её передний (широкий) конец и задний (узкий) конец;

в) найдите выпуклую часть раковины – вершину;

г) найдите изогнутые линии – годичные кольца;

д) попробуйте определить прочность раковины.

2. Рассмотрите раковину брюхоногого моллюска:

а) определите её форму, окраску;

б) найдите вершину раковины и отверстие – устье;

в) сосчитайте число оборотов раковины;

г) попробуйте определить прочность раковины.

3. Сравните раковины двух моллюсков, установите черты сходства и отличия по плану:

Форма.


Окраска.

Наличие годичных колец на раковине.

Наличие оборотов на раковине.

Прочность раковины.

Значение раковины.

1.6 Внутреннее строение.

1.6.1 Пищеварительная система.

Пищеварительная система представлена глоткой, в которой находится орган, измельчающий пишу – терка (радула) с расположенными на ней роговыми зубчиками.

Терка служит для соскабливания растительной пищи и лишь в редких случаях для ее активного захвата. Через пищевод пища попадает в желудок, куда открываются протоки пищеварительной железы, которая совмещает функции печени и поджелудочной железы.

Кишка дифференцирована на тонкую и заднюю кишку. Задняя кишка открывается порошицей в мантийную полость. У брюхоногих и головоногих моллюсков имеются слюнные железы. (слайды № 12-13)


1.6.2 Кровеносная система.

Характеризуется наличием сердца, состоящего из желудочка и одного или двух предсердий, и сосудов (вводится понятие “Незамкнутая кровеносная система”) Кровь из сердца поступает в сосуды, затем кровь поступает в промежутки между органами, омывает их, затем вновь собирается в сосуды, течет к легким, а оттуда поступает в сердце. (слайд № 14)

1.6.3 Дыхательная система.

У большинства видов органы дыхания представлены жабрами, наземные моллюски, а также некоторые виды водных брюхоногих имеют легкое – особый карман мантии, стенки которого густо оплетены сосудами. (слайд № 14)

1.6.4 Выделительная система.

Выделительный орган представлен почками, протоки которых открываются в мантийную полость. (слайд № 14)

1.6.5 Нервная система.

Нервная система состоит из нервных узлов, отходящих от них нервных стволов и нервов. (слайд № 14)

1.6.6 Органы чувств.

Органы чувств представлены органами химического чувства, равновесия, осязания, обоняния, многие виды имеют глаза. (слайд № 15)

1.6.7 Размножение.

Большинство моллюсков – раздельнополые (двустворчатые, головоногие)

Брюхоногие – гермафродиты.

Оплодотворение – наружное (двустворчатые) и внутреннее (брюхоногие и головоногие)

Развитие: прямое (головоногие) и непрямое (брюхоногие, двустворчатые)

1.7 Поэтапное закрепление знаний.

Блиц-опрос: представляет собой перечень вопросов, представленных на мультимедийном экране, после которого учитель предлагает провести взаимопроверку по всплывающим ответам, и только после этого быть проведен анализ количества правильных ответов. (слайды № 16,17,18)

Вопросы слайда:

1. Среда обитания моллюсков:

Моря, пресные водоёмы, суша.

2. Симметрия тела большинства моллюсков:

Двустронняя.

3. Тело большинства моллюсков защищено:

Раковиной.

4. Тело покрыто кожной складкой:

Мантией.


5. Между телом и мантией находится:

Мантийная полость.

6. Тело большинства моллюсков состоит из:

Головы, туловища, мантии, ноги, раковины.

7. Кровеносная система:

Незамкнутая.

8. Органы дыхания:

Лёгкое или жабры.

9. В пищеварительной системе появляются органы:

Радула (тёрка), печень, слюнные железы.

10. Органы выделения:

Почки.


11. Нервная система:

Нервные узлы, нервные стволы, нервы.

12. Органы чувств:

Осязания, обоняния, зрения, равновесия, химического чувства.

13. По способу размножения моллюски:

Раздельнополые и гермафродиты.

1.8 Многообразие моллюсков.

1.8.1 Класс Брюхоногие. (слайд № 19)

1.8.2 Класс Двустворчатые. (слайд № 20)

1.8.3 Класс Головоногие. (слайд № 21)

1.9 Поэтапное закрепление материала.

Учащиеся выполняют задание: “Распределите моллюсков по классам”

(приложение 4)
2.0 Значение моллюсков в жизни человека. (слайды № 22 - 30)

!Учащиеся выступают в роли продавцов “Хозяйственного отдела”, “Ювелирного отдела”, “Галантерейного отдела”, “Продовольственного отдела” и рассказывают о своей продукции. (приложение 7)

IV. Общее закрепление материала.

V. Рефлексия. Итоги урока.

Что нового сегодня узнали на уроке.

Как оцениваете свою работу на уроке.

VI. Выставление оценок.

VII. Домашнее задание.

Выучить конспект, задание на выбор (Ребус или кроссворд)

Задание №1.

Отгадайте ребусы.

Мягкотелые …

Он в неё прячется.

Помогают дышать у водных 
Движет кровь 
Служит для соскабливания 
Они выделяют 
Умеющие распознавать запахи 
Имеющие две половинки 
Обладают реактивностью 

Производится во время защиты 


Задание №2.

Отгадайте кроссворд по теме «Брюхоногие моллюски».

1. Пищеварительная железа.
2. «Язык» прудовика.
3. Чувствительный орган на голове прудовика.
4. Внутренний орган.
5. Наружный «скелет».
6. Часть тела.
7. Кожная складка.
8. Орган выделения.

Используя начальные буквы, впишите названия двустворчатых моллюсков (по горизонтали).


Литература:

1. В.М. Константинов, В.Г. Бабенко “Биология. Животные”, 7 кл., изд. “Вентана-Граф”, М., 2006г.

2. В.С. Кучменко “Биология. Животные”. Методическое пособие. 7 кл., изд. “Вентана-Граф”, М., 2004г.

3. Н.Ю.Феоктистова “Факиры морского дна”. Сборник: “Я иду на урок биологии: “Зоология. Беспозвоночные”, М., изд. “Первое сентября”, 2000г.



  1. В.В.Пасечник, С.В.Суматохин, Г.С.Калинова «Биология. 7 класс» учебник для общеобразовательных учреждений. М., «Просвещение», 2011.

  2. П.И.Липатов, учитель биологии, многопрофильный лицей «Единство», г.Междуреченск Кемеровской области. «Кроссворды по классам моллюсков».

  3. О.А. Пепеляева, И.В. Сунцова «Поурочные разработки по биологии, 7-8 класс», М., «ВАКО», 2008.

  4. http://biouroki.ru/



izumzum.ru