Боязнь греха в простом смысле этого слова заложена в самой природе каждого человека и позволяет ему естественно и просто воспринять - polpoz.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Боязнь греха в простом смысле этого слова заложена в самой природе каждого человека - страница №1/1

Рав Яаков а-Леви Фильбер

02.2002. /(Архив 8 Адара 5761)

Стремление строить свою жизнь в соответствии с моральными принципами и соотносить свои поступки с нравственными основами заложено в самой природе человека, как сказано в Ко'элет (7:29): “Ибо сделал Вс-сильный человека прямым”. И у всех людей положительное начало, черпающее свои силы непосредственно из энергии души, напрямую связанной с Б-гом, во много раз мощнее, чем желание во что бы то ни стало удовлетворить свои страсти или получить выгоду, порождаемое материальной оболочкой, скрывающей Б-жественную волю, мудрость и добро, распространяющиеся повсюду. Тот, кто получил элементарное воспитание, способствовавшее раскрытию его положительного начала, тот, кого не запутали с самого детства ложными теориями или отрицательными примерами, дав ему убедительные, но неверные в корне, обоснования для совершения плохих поступков, - скорее всего будет стремиться поступать справедливо и идти по жизни прямо, повинуясь естественному для него желанию. А о тех, кто, несмотря на повеление души идти по правильному пути, идет на зов своей материальной оболочки, говорится в продолжении приведенного выше предложения из Ко'элет: “...а они [люди] пускаются в многочисленные подсчеты” - исходят прежде всего не из того, что подсказывает им душа, а из того, что выгодно для них.

“Боязнь греха в простом смысле этого слова заложена в самой природе каждого человека и позволяет ему естественно и просто воспринять и усвоить объективные нравственные принципы. У еврея же есть еще один инстинкт - отрицательное отношение к преступлениям, совершаемым против законов Торы, против всего того, что является “наследием Яакова”... Но этот инстинкт раскрывается и начинает действовать только после того, как человек приложит огромные усилия для изучения Торы... И нет у еврея никакой возможности жить естественной для него жизнью, пока не раскроется в полной мере его духовная природа” (Рав Кук, Гилхот тшува 6:3).

Но у каждого человека, кроме желания поступать правильно и вести себя в полном соответствии с законом, есть и стремление сделать хотя бы в какой-то степени больше, чем от тебя требует формальный закон. Или иными словами - стремление проявить милосердие. И частный человек, и человеческое общество не могут поставить перед собой цель во всем придерживаться четко установленных правил и ни в коем случае не делать больше, чем требует формальный закон. Такая тенденция в обществе или такие устремления частного человека непременно приведут к ошибкам и закончатся тем, что даже формальный закон не будет соблюдаться. “Главная причина разрушения Йерушалаима заключалась в том, что мудрецы стремились исполнять закон и не делали ничего сверх того, что требует от них буква закона” (Бава меция, 32). Поэтому и человек и общество должны стремиться к проявлению доброй воли как в законах, связывающих человека с человеком, так и в законах, связывающих человека и Вс-вышнего, - сделать больше, приложить усилия там, где формальный закон не требует твоего вмешательства.

В трактате Бава меция (83а) описывается следующий случай. Рабочие Раба бар бар Хана разбили его бочку с вином, и он забрал их верхние одежды, чтобы продать и возместить нанесенный ему убыток. Когда они стали требовать, чтобы он вернул их накидки, он сказал им, что рабочий рассматривается как сторож, который охраняет имущество за плату и несет ответственность за все пропажи или порчи, произошедшие по его недосмотру. Узнав об этом случае, Рав велел Рабе вернуть рабочим их одежды. Раба удивился: он не мог поверить, что совершил ошибку в таком простом и очевидном случае и поступил не по закону. Но слово учителя - закон, и Раба возвратил одежды рабочим. Но когда он не захотел выплатить рабочим всю причитающуюся им сумму и удержал часть денег за нанесенный убыток, и Рава вмешался вновь и велел ему полностью рассчитаться с нанятыми им людьми, Раба не выдержал и спросил, разве закон не на его стороне. “Да, - ответил Рава, - закон на твоей стороне”. Раба понял, что мудрец Торы, являющийся примером для других людей, не имеет права строить свои взаимоотношения с людьми на основе формального закона, а должен проявлять в своих поступках добрую волю, уступчивость и желание сохранить мир между людьми.



При строительстве Мишкана, когда от людей требовалось не только совершить физическое действие, но и раскрыть свои души, проявление щедрости и доброй воли стали неотъемлемой составляющей самого закона - требования, предъявляемого к людям, принимающим участие в строительстве переносного Храма в пустыне: “У всякого человека, сердце которого будет преисполнено желанием принести добровольный дар, вы примите приношение для Меня”. Кроме того, Тора повелела принести не деньги, а готовые материалы: “серебро, золото и медь, ... голубую ткань, красную ткань, красный шелк, лен и козью шерсть... оленьи шкуры, окрашенные в красный цвет, шкуры зверя тахаш и бревна из дерева шитим” (Шмот 25:2-5). Человек, приложивший усилия для изготовления материалов, проявляет желание быть в гораздо большей степени причастным к сооружению Мишкана, чем тот, кто дал деньги для их покупки. А Вс-вышнему при строительстве Мишкана нужно было, в первую очередь, проявление желания сердец построить дом Б-га.

То же самое - проявление любви к Б-гу - нужно было и при строительстве Храма в Йерушалаиме. Про Храм Шломо сказано: “Паланкин сделал себе царь Шломо из деревьев Леванона. Столбы его сделал он из серебра, обивка его из золота, а сидение его из пурпура. внутри он застлан любовью дочерей Йерушалаима” (Шир а-Ширим 3:9-11). Паланкин - Храм, дочери Йерушалаима - души евреев, объединенные в едином порыве сделать дом Б-га, чтобы Его присутствие постоянно проявлялось на земле. Но самое главное - Б-жественное присутствие должно найти свое место в среде еврейского народа, а это невозможно без проявления любви и стремления сделать для Него “место”, где Он будет пребывать: “Сделайте мне святилище, и буду пребывать среди вас” (Шмот 25:8).