Арабо-мусульманская философия - polpoz.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
Похожие работы
Арабо-мусульманская философия - страница №1/5




ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ


Арабо-мусульманская философия



Составитель: член-корр. РАН, д.филос.н. Смирнов А.В., зав. сектором философии исламского мира Института философии РАН


  1. Цели и задачи дисциплины


Цель курса.

Учебная дисциплина «Арабо-мусульманская философия» реализуется с целью ознакомить студентов с основными этапами развития арабо-мусульманской философии — классическим, постклассическим и современным, дать представление о пяти основных направлениях и школах классической исламской философии (мутазилизм, фальсафа, исмаилизм, ишракизм, суфизм), их эволюции в постклассический период, а также о новой тематике современной философии (реформаторство, отношение к наследию, усвоение западной философской традиции).



Задачи курса.

В курсе рассматриваются собственно философские, а не доктринальные и вероучительные, идеи и концепции, а также влияние философии на формирование исламской доктрины и соотношение доктринального и философского знания в исламе.

В задачи курса входит:


  • дать общую характеристику осо­бенностей исламской цивилизации, имеющих значение для развития философии;

  • сопоставить развитие философ­ского знания в средневековой Европе и Арабском халифате;

  • дать ясные критерии демаркации философского и нефилософского знания;

  • изучить основную тематику арабо-мусульманской философии на трех основных этапах ее развития, уделяя особое внимание классическому;

  • показать обусловленность арабо-мусульманской философии внутренней проблематикой мировоззрения и картины мира, характерной для исламской цивилизации, и ее нередуцируемость к другим философским традициям;

  • дать представление о восприятии античной философии арабской философской мыслью и о роли античной философии в развитии арабо-мусульманской философии;

  • уделить внимание изучению первоисточников.


2. Требования к уровню освоения содержания учебной дисциплины

В результате изучения учебной дисциплины обучаемые должны:


знать проблематику, общую для пяти течений и школ классического периода, включающую в себя вопросы метафизики (Первоначало и его отношение к множественному миру, модусы существования/несуществования и соотношение между ними, причинность), теории познания (истина, типология знания, интуитивное и дискурсивное познание), учения о человеке (человек как наделенный способностью действия и познания, практически-созерцательное отношение человека к миру и Первоначалу), свободно ориентироваться в этом проблемном поле, понимая способ постановки задач в его пределах и их разрешения, усвоить категориальный аппарат арабо-мусульманской философии; понимать влияние ранней арабо-мусульманской философии на становление исламской доктринальной мысли, значение антимутазилитской полемики для становления исламского вероучения; знать основные этапы развития каждой из школ и направлений арабо-мусульманской философии, основные фигуры и тексты; понимать значение проблематики, задававшей парадигму философствования в классическую эпоху, для эволюции философии в постклассический период; знать основные интеллектуальные и философские течения рубежа XIX-XX вв. (реформаторство, возрожденчество), а также постколониального периода (отношение к классическому наследию и определение путей эволюции исламских обществ), знать основные направления современной арабской философии, возникшие под влиянием западной философии;
уметь самостоятельно работать с первоисточниками по арабо-мусульманской философии, отличать философские тексты и проблемы от нефилософских, самостоятельно вычленять философскую проблематику в первоисточниках, сравнивать постановку и решение философских проблем различными мыслителями и аргументированно доказывать свою точку зрения;
быть ознакомленными с ролью и местом арабо-мусульманской философии в ряду других философских традиций, с влиянием классической арабо-мусульманской философии на философию и мировоззрение Запада, с местом арабо-мусульманской философии в системе классической арабо-мусульманской культуры.



  1. Трудоемкость учебной дисциплины

(в том числе по видам учебной работы и видам учебных занятий)


Вид учебной работы

Всего часов

Семестры (по учебному плану)

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10
Общая трудоемкость, в т.ч.










82

82

82

82













Аудиторные занятия










32

32

32

32













Лекции (Л)










24

24

24

24













Семинары (С)










8

8

8

8













Лабораторные занятия (ЛЗ)


































Практические занятия (ПЗ)


































Теоретические (научно-практические) конференции (ТК)


































Курсовая работа (Кур.раб.)










10

10

12

12













Контрольные работы (КР)


































Самостоятельные работы под руководством преподавателя (СРРП)










10

10

8

8













Контрольные занятия (КЗ)

(зачеты, которые не выносятся на экзаменационную сессию)




































Самостоятельная работа










30

30

30

30













Виды итогового контроля










зач.

экз.

зач.

экз.















4. Содержание дисциплины:

Тема 1. Арабский язык и арабо-мусульманская философия.

Тема 2. Авторитетные тексты ислама, исламская доктрина и их значение для формирования и развития философии.

Тема 3. Ранние идейные течения в исламе, предшествовавшие возникновению философии.

Тема 4. Понятие арабо-мусульманской философии и этапы ее развития.

Тема 5. Общая характеристика мутазилизма.

Тема 6. Онтология мутазилитов.

Тема 7. Проблематика интерпретации божественных атрибутов.

Тема 8. Атомизм мутазилитов (время, пространство, вещество).

Тема 9. Причинность, теория действия и этика мутазилитов.

Тема 10. Общая характеристика фальсафы. Ал-Кинди – «Философ арабов».

Тема 11. Ал-Фараби — «Второй учитель».

Тема 12. Ибн Сина — «Шейх и глава».

Тема 13. Ибн Туфайл и судьба авиценновского наследия в Магрибе.

Тема 14. Ибн Рушд и аверроизм.

Тема 15. Этическая мысль в фальсафе.

Тема 16. Исмаилизм как философское течение.

Тема 17. Ранний ишракизм: философская система ас-Сухраварди.

Тема 18. Суфизм: этапы формирования и основные идеи.

Тема 19. Философский суфизм. Ибн Араби и вахдат ал-вуджуд.

Тема 20. Философия Ибн Халдуна.

Тема 21. Постклассическая философия.

Тема 22. Современная арабская философия.

4.1 Содержание тем дисциплины

следующая страница >>


izumzum.ru