Антропогенная трансформация растительности долины реки Иня - polpoz.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Радионуклиды в растительности и почвенном покрове долины средней... 1 62.68kb.
Водный фонд Республики Марий Эл Реки – 169, ручьи 1 26.24kb.
Уведомление о проведении общественных обсуждений проекта ндв по бассейну... 1 29.53kb.
Вечканова Марина Ильинична Трансформация готической традиции в творчестве... 1 345.65kb.
Об увольнении на покой епископа Кавказского и Черноморского Игнатия... 1 18.94kb.
Внеклассное мероприятие: Материал подготовлен руководителем кружка 1 115.07kb.
2. Государства Древнего Востока 1 119.22kb.
Город Роттердам расположен на северном рукаве дельты реки Рейн при... 1 37.52kb.
Устойчивое управление пастбищами в зоне формирования стока реки Чон... 1 30.71kb.
Оценка эффективности самоочищения реки Рощинки с использованием методик... 1 21.61kb.
Программа и правила проведения вступительного испытания по географии 1 121.45kb.
Закрепление и углубление теоретической подготовки бакалавра и приобретение... 1 104.16kb.
1. На доске выписаны n последовательных натуральных чисел 1 46.11kb.

Антропогенная трансформация растительности долины реки Иня - страница №1/1

Антропогенная трансформация растительности долины реки Иня

Якунина О.Ю.

Научный руководитель - к.б.н., доц. Факторович Л.В.



Введение

Актуальность. Антропогенное воздействие, значительно усилившееся в последнее десятилетие, привело к значительной трансформации растительного покрова, уничтожению и деградации многих коренных зональных сообществ, замене их на вторичные фитоценозы, упрощению ярусной структуры, падению продуктивности (Миркин, Наумова, 1996). Среди антропогенных воздействий значительное место занимает возросшая в последнее время рекреация. В местах массового посещения отдыхающими чрезмерно уплотняется почва, ухудшаются её физические и химические свойства, изменяется видовой состав и структура травостоя (Седельников, 1992). На местах естественной растительности формируется производные синантропные сообщества.

В целях ограничения нежелательных последствий изменения растительных сообществ в условиях рекреации необходимы глубокие научные исследования процессов и явлений, происходящих под влиянием этого фактора (Зеленая книга Сибири:…, 1996).



Цели и задачи. Целью данной работы является изучение специфики антропогенной трансформации растительности в долине р. Иня в месте впадения её в р. Обь. Для достижения поставленной цели предполагалось решение следующих задач:

  1. Выявить флору рекреационных местообитаний в результате геоботанических описаний растительности в пределах трансекты, представляющей собой поперечное сечение долины р. Иня.

  2. Проанализировать соотношение экобиоморф, фито-ценотических и экологических групп растений, долю участия синантропных видов в составе растительных сообществ.

  3. Рассмотреть влияние рекреации на число видов, их разнообразие, а также проективное покрытие фитоценозов и оценить особенности антропогенной трансформации лесостепной растительности района исследования.

  4. Выяснить возможность применения материалов исследования в системе школьного биологического образования.

Научная новизна. Впервые для территории долины в устье реки Иня изучены закономерности трансформации растительности под влиянием рекреации. Впервые на данной территории были выявлены редкие виды Epipactis palustris и Ophioglossum vulgatum.

Практическая значимость данной работы состоит в создании научно обоснованных и конкретных мер по улучшению состояния лесостепных сообществ района исследования. Для этого необходимо оценить их современное состояние и последствия антропогенной трансформации различных фитоценозов, формирующих растительность долины реки Иня, что и было осуществлено в данной работе. Материалы дипломной работы опубликованы в двух печатных работах.

Вывод

  1. В пределах исследованного геоботанического профиля было изучено 18 участков, соответствующих геоморфологическим этапам формирования речной долины. Всего было сделано около 80 геоботанических описаний.

  2. В результате исследования было выявлено и определено 120 видов высших растений, относящихся к 40 семействам и 99 родам. Десять ведущих семейств исследуемой территории включает 67,7% всей флоры, что характерно для арктической флоры в целом.

  3. Анализ жизненных форм показал явное преобладание стержнекорневых растений, что объясняется сменой злаковых сообществ в злаково-разнотравные. Анализ фито-ценотических спектров выявил тенденции внедрения в естественные фитоценозы рудеральных видов, что связано сформированием на правом берегу сообществ из натурализовавшихся посадок клена ясенелистного, а на левом берегу вследствие активности рекреационной нагрузки.

  4. Индекс Симпсона показывает низкую степень биоразнообразия некоторых участков, где сильнее выражены последствия антропогенной нагрузки.

  5. Вместе с тем на этих участках возрастает проективное покрытие и число видов, что свидетельствует о трансформации этих сообществ и внедрения в них новых, чаще всего синантропных видов.

Литература

  1. Анастасова Л.П., Клепинина З.А., Трайтак Д.Т. Обучение учащихся обобщениям на уроках природоведения, ботаники и общей биологии. // Пособие для учителя. М.: МГПИ им. Ленина, 1981. – 79с.

  2. Байков К.С., Доронькин В.М., Малышев Л.И. Пространственное разнообразие десяти ведущих семейств сосудистых растений во флоре Сибири. // Сборник ботанических исследований Сибири и Казахстана, Барнаул, 1998. с.49-62.

  3. Боровицкий П.И., Винниченко П.Ф., Крамаров Д.Я., Тулякова Г.М., Яковлева О.С. Методика преподавания естествознания. Л., Учпедгиз, 1955.- 167с.

  4. Ботт Э. Использование Microsoft Office 97. – К., Диалектика, 1997. – 416 с.

  5. Быков Б.А. Геоботаника. Изд. третье, перераб. Алма-Ата: «Наука», 1978, 288с.

  6. Бурда Р.И. Антропогенная трансформация флоры. Киев: Наук. думка, 1991, с. 287.

  7. Василевич В.И. Очерки теоретической фитоценологии. – Л.: Наука, 1983. – 248с.

  8. Верзилин Н.М. Проблемы методики преподавания биологии. М., «Педагогика», 1974, 224с.

  9. Верзилин Н.М., Корсунская В.М. Общая методика преподавания биологии: Учебник для студентов пед. ин-тов по биол. спец. 4-е изд. – М,: Просвещение, 1983. – 384с.

  10. Викторов С.В., Ремезова Г.Л. индикационная геоботаника: Учеб. пособие. – м.: Изд-во Моск. ун-та, 1988. – 168с.

  11. Воронов А.Г. Геоботаника. М.: Наука, 1973. – 97с.

  12. География Новосибирской области: Учебное пособие. – 4-е изд., перераб. и доп. Новосибирск: Зап.-Сиб. книжн. издат., 1981. – 80с.

  13. Герд А.Я. О методах преподавания описательных естественных наук. –«Учитель», 1866, № 2,3.;

  14. Герд В.А. Экскурсионное дело. – В кн.: Сб. статей по вопросам методики экскурсий. М.-Л., 1928, 93 стр.

  15. Герцен А.И. Письма об изучении природы. М., Госполитиздат, 1944, с.9.

  16. Голубева Е.И. Методы диагностики состояния антропогенно трансформированных экосистем. М., 1999, 58с.

  17. Горчаковский П.Л., Абрамчук А.В. Антропогенная трансформация лугов и проблема ораны генетических ресурсов их флоры. – В сб. Растительный покров антропогенных местообитаний: Межвузовский сборник научных трудов. Ижевск, Удм. ун-т., 1988, с. 130-144.

  18. Горышина Т.К. О влиянии вытаптывания при рекреационных нагрузках на внутреннее строение листа и таллома некоторых растений. – «Экология», 1983, №4, с. 76-84.

  19. Дьякова Р.А., Б.В. Емельянов, Пасечный П.С., Основы экскурсоведения: Учеб. пособие для слушателей фак. обществ. профессий пед. ин-тов/ Под ред. Б. В. Емельянова. – М.: Просвещение, 1985. – 256 с.

  20. Жандаев М.Ж. Речные долины. – Алма-Ата: Казахстан, 1984. 184с.

  21. Завадовский Б.М. Внешкольные биологические экскурсии. М., Госиздат, 1922.

  22. Западная Сибирь //В.В. Ревердатто, А.В. Куминов, Л.Н. Соболев. М., АНСССР, 1963, с.246.

  23. Зверев И.Д. Проблемы методики обучения биологии в средней школе. Науч.-исслед. ин-т содержения и методов обучения АКП СССР. – М.: Педагогика, 1978. – 320с.

  24. Зверев И.Д., Мягкова А.Н. Общая методика преподавания биологии. Пособие для учителя. – М.: Просвещение, 1985. – 191с.

  25. Зеленая книга Сибири: Редкие и нуждающиеся в охране растительные сообщества. – Новосибирск: Наука. Сибирская издат. фирма РАН, 1996. – 396с.

  26. Злобин Ю.А. О некоторых параметрах для оценки реакции ценопопуляций на влияние антропогенных факторов. – В кн. Антропогенные процессы в растительности: Сборник научных трудов. Уфа: БФАН, 1985, с. 89-94.

  27. Злобин Ю.А., Кохановский В.М. Гомотогенность и антропогенные сукцессии лесных сообществ. – «Синтаксономия и динамика антропогенной растительности: Межвузовский научн. сборник. - Уфа, Башкирский ин-тут, 1986, с. 164.

  28. Зубарева Л.А. Некоторые особенности сукцессий луговой растительности Владимирской области. Автореферат диссертации на соискание ученой степени…, Москва, 1980.

  29. Исаков Ю.А. Казанская Н.С., Панфилов Д.В. Классификация, география и антропогенные трансформации экосистем. М., 1980. с.168.

  30. Казанская Н.С. Динамика травяно-кустарничкового яруса некоторых лесных фитоценозов под влиянием рекреационной деятельности человека. В сб. Количественные методы анализа растительности. Рига, 1971, с. 36-39.

  31. Кайгородов Д.Н. На разные темы. Изд. 2-е. М., 1907. – 93с.

  32. Карцева И.Д., Шубкина Л.С. Хрестоматия по методике преподавания биологии: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов по биол. спец. М: просвещение, 1984.- 288с.

  33. Коблова М.Н. Изменение луговых ценозов Волго-Ахтубинской поймы под влиянием высоких рекреационных нагрузок. В сб. Структура и динамика растительного покрова, МОИП секц. ботаники. М., «Наука», 1977, с.47-48.

  34. Ковда В.А. Процессы почвообразования в дельтах и поймах рек континентальных областей СССР. – В кн. Проблемы советского почвоведения, сб. 14. М.-Л., АН СССР, 1946, с. 45-51.

  35. Колонтаев В.М., Дробышева Л.М. Формы организации обучения биологии. Учебное пособие. Тамбов: Изд-во ТГУ им. Г.Р. Державина, 2001. – 136с.

  36. Комиссаров Б.Д. Методологические проблемы школьного биологического образования. М.: «Наука», 1991. с. 96.

  37. Кон И.С. Психология ранней юности: Кн. для учителя. – М.: Просвещение, 1989. – 255с.

  38. Кон И.С. Психология старшеклассника: Пособие для учителя. – М.: Просвещение, 1980. – 192с.

  39. Кравцов В.М., Донукалова Р.П. География Новосибирской области. – Новосибирск: Студия Дизайн ИНФОЛИО, 1996. – 144с.

  40. Красноборов И.М. Высокогорная флора Западного Саяна. – Новосибирск: Наука. Сиб. отд-ние, 1976. – 379 с.

  41. Крупская Н. К. Избранные педагогические произведения. М., 1965

  42. Кузьменко И.Т., Павлова М.Н., Богомолова Р.Т., Тюрюканов А.Н., Шкуренко Л.А. Почвы и первичная биологическая продуктивность пойм рек Центральной России. М., «Наука», 1977, с. 96.

  43. Куркин К.А. Эколого-ценотический режим замкнутости луговых биогеоценозов. В кн. Проблемы биогеоценологии. М.: «Наука», 1973, с.137-148.

  44. Лебедева Н.В., Дроздов Н.Н., Криволуцкий Д.А. Биоразнообразие и методы его оценки: Учебное пособие. – М.: Изд-во Моск. ун-та, 1999. – 95с.

  45. Левитов Н.Д. Общая психологическая характеристика десятиклассника. М.: Просвещение, 1971, 79с.

  46. Любарский Е.Л. Вегетативно-подвижные растения в пойме. В сб. Растительность речных пойм, методы её изучения и вопросы рационального использования. Тезисы докладов I Всесоюзной конференции. Уфа, АНСССР, 1972, с. 75-79.

  47. Макарова О.Б. Методика обучения естественнонаучным дисциплинам (биология, экология, валеология, естествознание): Учебное пособие. Ч.1.-Новосибирск: Изд. НГПУ, 2000. – 92 с. 40-45.(про Юнга).

  48. Малышев Л.И. Флористические спектры Советского Союза. В сб. История флоры и растительности Евразии. Ленинград: Наука, 1972. с. 17-39.

  49. Матвеев В.И. Динамика растительности водоемов под влиянием природных и антропогенных факторов (на примере бассейна Средней Волги). Автореферат диссертации …. Свердловск, 1982.

  50. Миркин Б.М. О месте антропогенных смен в классификации форм динамики растительного покрова, - «Экология»,1971, №5, с.31-38.

  51. Миркин Б.М. Узловые вопросы курса общей геоботаники. (Сокращ. курс лекций для студентов биол. факульт. универ.). Уфа, «БГУ», 1970, 88с.

  52. Миркин Б.М., Наумова Л.Г.Экология России. – Учебник для 10-11 кл. – М.: Просвещение, 1996.

  53. Миркин Б.М., Наумова Л.Г., Соломещ А.И. Современная наука о растительности: Учебник. – М.: Логос, 2000 – 264с.

  54. Мягкова А.Н., Комиссаров Б.Д. Методика обучения общей биологии. Пособие для учителей. – 2-е изд., перераб. – М.: Просвещение, 1979. – 288с.

  55. Новосибирская область. Природа и ресурсы. Новосибирск, «Наука» Сибирское отделение, 1978. 151с.

  56. Огурцов Н.Г. Психологические особенности старшеклассников. Минск, НИИП МП БССР, 1974, вып. 1. с. 46.

  57. Определитель растений Новосибирской области // Королева А.С., Красноборов И.М., Пеньковская Е.Ф., Новосибирск: «Наука», 1973.- 368с.

  58. Определитель растений Новосибирской области // И.М. Красноборов, М.Н. Ломоносов, Д.Н. Шауло и др. – Новосибирск: Наука. Сибирское предприятие РАН, 2000.- 492с.

  59. Подласый И.П. Педагогика. Новый курс: Учебник для студ. высш. учеб. заведений: В 2 кн. – М.: Гуманит. изд центр ВЛАДОС, 2003. – Кн.1. – 576с.

  60. Полевая геоботаника // Под ред. Е.М. Лавренко и А.А. Корчагина. М.-Л., АН СССР, 1959, т.1. 444с.

  61. Половцов В.В. Основы общей методики естествознания. Пг., Госиздат, 1922. – 253с.

  62. Пономарева И.Н., В.П Соломин, Г.Д. Сидельникова Общая методика обучения биологии: Учеб. пособие для студ. пед. вузов. – м.: Издат. центр «Академия», 2003. – 272с.

  63. Почвы НСО/ред. Ковалев, Новосибирск, «Наука» Сибирское отделение, 1966, 422с.

  64. Природа НСО // ред. А.Г. Поползина, Новосибирск, Зап.-Сиб. книж. издат., 1968. - 154с.

  65. Природа НСО и её охрана. Новосибирск, Зап.-Сиб. книжное издательство, 1976, с. 178.

  66. Работнов Т.А. Луга как биогеоценозы. В кн. Проблемы биогеоценологии. М.: «Наука», 1973, с.189-197.

  67. Работнов Т.А. Мозаичность луговых фитоценозов. – Бюл. МОИП. Отд. биол., 1972, т.77, вып.4, с.104-416.

  68. Работнов Т.А. Некоторые особенности пойменных луговых биогеоценозов. В сб. Растительность речных пойм, методы её изучения и вопросы рационального использования. Тезисы докладов I Всесоюзной конференции. Уфа, АНСССР, 1972, с. 112-118.

  69. Райков Б.Е. Пути и методы натуралистического просвещения. М., Изд-во АПН РСФСР, 1960

  70. Райков Б.Е. Экскурсионный план средней школы. – Педагогический ежегодник. Спб., 1910, т. 11, с.52.

  71. Рысин Л.П. Проблемы рекреационного природопользования. В сб. Проблемы антропогенной динамики биогеоценозов. – М. Наука, 1990, с.87.

  72. Селедец В.П., Косолапов А.Б. Растительность и туризм. Владивосток, ДВГАЭУ, 2000. с. 95.

  73. Сичинава В.А. Экскурсионная работа. – М.: Просвещение, 1981. – 92с.

  74. Сочава В.Б. Растительные сообщества и динамика природных систем. // В сб. Доклады института географии Сибири и Дальнего Востока. Вып. 20. Иркутск, АНСССР, 1968, с. 12-21.

  75. Спиридонова В.Н. Изменение видового состава травянистого покрова в березняке разнотравном под влиянием рекреационной нагрузки. – «Экология» 1978, №4, с.45-49.

  76. Стебаев И.В., Пивоварова Ж.Ф. и др. Биогеосистемы лесов и вод России. – Новосибирск: ВО «Наука» Сибирская издательская фирма, 1993. – 348с.

  77. Стихарева Т.Н. Формирование синантропной растительности под влиянием рекреации (на примере Казахского мелкосопочника). Автореферат на соискание …Екатеринбург, 1991.

  78. Сукачев В.Н. Избранные труды. Т.1. Ленинград, «Наука»,1972, 417с.

  79. Таран И.В., Спиридонов В.Н. Устойчивость рекреационных лесов. Новосибирск, «Наука» Сиб. отдел., 1977, с.179

  80. Тимофеев В.Е. К вопросу о критериях дискретности растительного покрова речной поймы. В сб. Морфология и динамика растительного покрова. Выпуск 6. Куйбышев, КГПИ им. В.В. Куйбышева,1977, с.3-13.

  81. Тимофеев В.Е. К методике изучения растительного покрова речных долинно-водосборных геосистем. В сб. Морфология и динамика растительного покрова. Выпуск 5. Куйбышев, КГПИ им. В.В. Куйбышева, 1975, с. 3-10.

  82. Тимофеев В.Е. Пространственные структуры и динамические тенденции растительности речных долин бассейна Средней Волги. Автореферат диссертации…Ленинград, 1971.

  83. Тимофеев В.Е. Экологические режимы речной долинно-водосборной геосистемы. . В сб. Морфология и динамика растительного покрова. Выпуск 7. Куйбышев, КГПИ им. В.В. Куйбышева,1979, с.3-11.

  84. Толмачев А.И. Введение в географию растений. – Л.: Изд-во Ленингр. ун-та, 1974. – 244 с.

  85. Толмачев А. И. Методы сравнительной флористики и проблемы флорогенеза. – Новосибирск: Наука, 1986. – 197 с.

  86. Ушинский К.Д. Собрание сочинений. т.8. М., АПН РСФСР,1950, с. 441-442.

  87. Флора Путорана. Материалы к познанию особенностей состава и генезиса горных субарктических флор Сибири. Отв. ред. Л.И. Малышев, Новосибирск, Изд-во «Наука», 1976. – 243с.

  88. Флора Сибири. / Сост. Пешкова Г.А., Никифорова О.Д., Ломоносова М.Н. и др. – В 14т. – Новосибирск: наука. Сиб. отд-ние, 1990. – т.2 – 361с.

  89. Шенников А.П. Введение в геоботанику. Л., Ленинградский ун-тет 1964. – 447с.

  90. Шенников А.П. Луговедение, Л., ЛГУ, 1941 с. 89.

  91. Шеляг-Сосонко Ю.Р., Орлов А.А. Основные тенденции антропогенного изменения растительности Подольской возвышенности. – Сб. Антропогенные процессы в растительности. Уфа, 1985. с. 102-116.

  92. Широких Д.П, Нога Г.С. Биологические экскурсии в сельскохозяйственное производство: Пособие для учителя. – М.: Просвещение, 1979. – 188с.

  93. Шмидт В.М. О некоторых приемах сравнения систематической структуры флор// Теоретические и методические проблемы сравнительной флористики. Неринга, 1983. – л.: наука, 1987. с.149-163.

  94. Энциклопедия для детей: т.3 (География). – Сост. С.Т. Исмаилова. – М.: Аванта+, 1994. – с.343

  95. Ярошенко П.Д. Геоботаника: (Основные понятия, направления и методы). М. АН СССР, 1961. с. 200.

  96. Davies W. Vegetation of grass verges and other excessively trodden habitats. – J. Ecology, 1938, 26 p.38-49.