Аннотация выступления - polpoz.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Аннотация выступления - страница №1/1

Аннотация выступления

Показатели и целевые индикаторы эффективности предоставления общедоступных и бесплатных образовательных услуг на муниципальном уровне

Типенко Н. Г., к.э.н., директор ЦУП

Никитина Е. Н., консультант ЦУП

Лапушинская А. С., консультант ЦУП
Реформирование системы образования, перевод ее на новые рельсы в соответствии с новыми целями и задачами, стоящими перед системой по программе модернизации, предполагает разработку и использование системы показателей и целевых индикаторов, позволяющих отследить как состояние системы, так и происходящие изменения, оценить эффективность предоставления доступных и бесплатных образовательных услуг на муниципальном уровне.

Нами была предложена подобная система показателей для специальных (коррекционных) образовательных учреждений, апробированная на территории 7 субъектов РФ: Кабардино-Балкарская и Карачаево-Черкесская Республики, Красноярский край, Воронежская, Пензенская, Саратовская, Тульская области. Основной вопрос при формировании такой системы показателей – определение целей производимых изменений и поиск показателей, отслеживающих степень их достижения. Всего было разработано и апробировано более 80 показателей и индикаторов.

Существуют общепринятые параметры, по которым отслеживается состояние системы образования с точки зрения ее места в системе других отраслей, такие, как качество, доступность и эффективность. В рамках этих параметров мы и сформировали систему показателей.

Для обеспечения сопоставимости данных были проанализированы имеющиеся показатели, собираемые органами статистики. Сбор первичной информации осуществлялся по типовым формам государственной статистической отчетности.

Особое внимание мы уделили показателям, характеризующим вопросы финансирования и материально-технической базы образовательных учреждений, численности и состава педагогических и медицинских работников, профессиональной подготовки обучающихся.

В качестве меры результативности мы рассматривали степень доступности (на сегодня не является стандартным показателем для системы образования) и уровень качества предоставленной услуги. Неравенство в финансировании – первый признак неравенства доступа. Введение нормативного финансирования повышает степень доступности благодаря предоставлению равных финансовых возможностей и повышению прозрачности при финансировании. Таким образом, снижение дифференциации расходов на учащегося – также показатель результативности.

Разработанные нами целевые индикаторы в комплексе отражают качество обучения по программам в различных типах и видах образовательных учреждений, соответствие уровня материально-технической базы потребностям детей и доступность программ обучения.

По результатам апробации системы показателей и целевых индикаторов эффективности обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья было выделено 4 группы целевых индикаторов с точки зрения их оценки по критериям адекватности, достаточности и актуальности:

1 группа (44% от общего числа целевых индикаторов) - статистика ведется на уровне образовательного учреждения, например: доля расходов на приобретение специальных средств обучения в общем объеме расходов СКОУ1 по группам заболеваний, среднее время использования оборудованных спортивных ресурсов учащимися СКОУ и пр.

Эти индикаторы крайне актуальны для образовательных учреждений, поэтому даже при отсутствии статистики по ним на уровне региона, образовательные учреждения самостоятельно ведут сбор информации.

2 группа (6%) – статистика ведется на уровне региона, например: коэффициент дифференциации удельных расходов по ФОТ педагогического персонала на учащегося, коэффициент дифференциации удельных расходов по ФОТ учебно-вспомогательного персонала на учащегося, коэффициент дифференциации удельных расходов на частичное обеспечение материальных затрат, непосредственно связанных с образовательным процессом и пр.

Эти индикаторы актуальны для межрегиональных и межмуниципальных сравнений, адекватно отражают степень доступности образовательных программ для лиц с ограниченными возможностями здоровья.

3 группа (5%) - статистика не собирается, например: доля вакансий от общего количества ставок педагогов, преподающих лицам с ограниченными возможностями здоровья, доля расходов на инновационные программ для лиц с ограниченными возможностями здоровья от общих расходов учреждения, процент учащихся с ограниченными возможностями здоровья, которые обучаются интегрировано по образовательным программам в обычных классах/группах и пр.

Эти индикаторы актуальны и адекватны с точки зрения мониторинга качества предоставления образовательной услуги лицам с ограниченными возможностями здоровья по критерию социальной значимости результатов, они отражают специфику финансирования обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья. Их отсутствие в государственной статистике обедняет систему целевых индикаторов.

4 группа (45%) - статистика собираются систематически органами государственной статистики на всех уровнях.

По результатам апробации мы выявили несколько способов определения значений индикаторов. 1) Целевые значения индикаторов могут устанавливаться законодательно. Например, показатели по предельной наполняемости, соотношению фондов оплаты труда педагогического и непедагогического персонала и т.п. 2) При низкой дифференциации фактических значений целевым индикатором может быть среднее, максимальное или минимальное значение по региону (в зависимости от целевых установок).

Для определения значений целевых индикаторов были проведены расчеты по 56 учреждениям 7 субъектов РФ. В таблице ниже приведены некоторые значения индикаторов.

Целевые индикаторы эффективности финансирования обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья, 2007 год (пример)






Среднее значение

Стандартное отклонение

Коэффициент вариации

Минимум

Максимум

Количество учащихся на одного педагога, чел.

4

1,76

0,50

2

7

Количество учащихся на одного работника учебно-вспомогательного персонала, чел.

8

3,52

0,42

3

12

Количество учащихся на одного работника административно-управленческого и обслуживающего персонала, чел.

10

5,46

0,56

3

17

Доля фонда оплаты труда педагогов в общем ФОТ учреждения

0,42

0,06

0,13

0,36

0,50

Доля фонда оплаты труда учебно-вспомогательного персонала в общем ФОТ учреждения

0,18

0,06

0,32

0,11

0,25

Коэффициент вариации больше 0,33 показывает, что по соответствующим значениям целевого индикатора дифференциация высока. Это говорит о том, что использование усредненных значений по данным целевым индикаторам на уровне региона не возможно. Здесь подходит вариант минимального, максимального, либо иного нормативно-установленного значения индикатора.

В результате проведенной работы нам удалось построить комплексную систему оценки эффективности финансирования обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья с учетом качества обучения и дать рекомендации регионам для дальнейшего использования данной системы. Показатели и целевые индикаторы эффективности – это не только статистика, а информация для внутреннего контроля и принятия управленческих решений для улучшения текущей ситуации.



1 СКОУ – специальное (коррекционное) образовательное учреждение.