Анализ возможностей и условий выбора пациентами медицинских организаций и врачей - polpoz.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
И профилактики дисбиоза кишечника 1 243.64kb.
Перечень медицинских учреждений и других медицинских организаций... 1 133.61kb.
Анализ возможностей языка saml 0 1 134.91kb.
Наблюдение за детьми раннего возраста с «фоновой» патологией 4 570.51kb.
Съезд победителей 1 94.42kb.
Сегодня культурно-досуговый центр на селе является местом серьезного... 3 618.6kb.
Вопросы к экзамену по курсу «Финансовый анализ» 1 56.44kb.
Организация и обеспечение лечения больных острыми и хроническими... 1 72.55kb.
1. 2 Характеристика помещений, условий среды, выбор степени 7 защиты... 1 60.22kb.
5 Требования к организации и обеспечению комфортных параметров микроклимата 14 1303.18kb.
Обобщение и анализ судебной практики отдела по контролю за деятельностью... 1 174.93kb.
Сыпченко Марина Витальевна 1 149.79kb.
1. На доске выписаны n последовательных натуральных чисел 1 46.11kb.

Анализ возможностей и условий выбора пациентами медицинских организаций и врачей - страница №1/1

Анализ возможностей и условий выбора пациентами медицинских организаций и врачей
С.В.Шишкин, М.Д.Красильникова, Н.В.Бондаренко
Шишкин Сергей Владимирович – проректор Государственного университета-Высшей школы экономики, доктор экономических наук

Красильникова Марина Дмитриевна - заведующая отделом Аналитического Центра Юрия Левады, кандидат экономических наук

Бондаренко Наталья Владимировна – младший научный сотрудник Аналитического Центра Юрия Левады
Обеспечение возможностей выбора медицинского учреждения и врача рассматривается в экономической теории и в практике организации здравоохранения в странах с развитой рыночной экономикой в качестве механизма повышения эффективности здравоохранения. Расширение таких возможностей официально декларируется как одно из важнейших направлений модернизации российской системы здравоохранения. Между тем предметом самостоятельного исследования до сих пор не выступали характеристики реальных практик потребительского выбора при обращении за медицинской помощью в нашей стране.

Задачи эмпирического исследования, выполненного в ГУ-ВШЭ в 2009 г., включали:



  1. Получение количественных оценок распространенности ситуаций выбора пациентами медицинских учреждений и врачей, и выявление различий в этих практиках для групп населения с разными социально-демографическими характеристиками.

  2. Анализ источников получения пациентами информации для выбора медицинских организаций и врачей.

  3. Анализ мотивов выбора пациентами медицинских организаций и врачей.

Для решения этих задач был проведен количественный социологический опрос населения на основе полностью формализованного личного интервью. Опрос проведен в апреле 2009 года Аналитическим Центром Юрия Левады по репрезентативной выборке населения России, 1600 человек в возрасте 18 лет и старше.

Понятие «выбор» в данном исследовании включало: (1) выбор между двумя или более медицинскими учреждениями или двумя и более врачами одной специальности, (2) самостоятельную смену медицинского учреждения или врача, а также (3) поиск врача/медучреждения, когда люди не знали, куда именно обратиться за медицинской помощью.

Согласно полученным данным, за последние 2 года 5% респондентов по собственной инициативе меняли поликлиническое учреждение или врача-терапевта, к которому были прикреплены, 12% среди обращавшихся за амбулаторной помощью выбирали врача – узкого специалиста, а среди получавших стационарную помощь за последние три года выбор больницы производили 18%.

При этом значительная группа респондентов (по амбулаторной помощи – 26% пациентов, по стационарной помощи – 33% пациентов) сообщала о тех или иных факторах, потенциально ограничивающих возможности выбора медицинских услуг. В основном это отсутствие альтернативных предложений медицинских услуг/ альтернативных медицинских учреждений, ограниченная мобильность или значительная удаленность медицинских учреждений, отсутствие достаточных денежных средств. Чаще всего среди таких респондентов оказывались представители традиционно социально уязвимых групп населения: мало обеспеченные, лица старших возрастов, жители малых городов и сел.

Наибольшие различия в распространенности ситуаций выбора врача или медицинского учреждения наблюдаются между респондентами с различным материальным статусом. Среди наименее обеспеченных лишь 7% пациентов сообщали, что они сами выбирали больницу, а среди наиболее обеспеченных – 24% пациентов. В то же время пациенты с более высоким уровнем доходов чаще указывали, что у них не было необходимости выбирать, куда обратиться за медицинской помощью, поскольку вполне устраивают врачи и медицинские учреждения, в которых они ее обычно получают. Аналогичные различия выявлены между жителями крупных городов и остальным населением.

Уровень образования влияет на частоту выбора места получения стационарной медицинской помощи, но не влияет на выбор амбулаторной помощи.

Исследование показало, что процесс выбора пациентами медицинских учреждений происходит в условиях весьма ограниченной информации, и основан на каком то одном типе источника информации. При выборе амбулаторных услуг пациенты, прежде всего, ориентируются на рекомендации родственников, друзей, знакомых, не являющихся медицинскими работниками (40%), тогда как в случае выбора больницы – на рекомендации врача (55%). При выборе врачей/медучреждений респонденты во всех случаях крайне редко упоминали рекламу, информацию в СМИ.

Исследование показало, что для основной части населения выбор врача, медицинского учреждения в первую очередь диктуется стремлением найти компетентного врача, способного оказать нужную медицинскую помощь, а не стремление к поиску экономически доступного места получения медицинской помощи. В большинстве случаев выбор субъекта оказания амбулаторной помощи был обусловлен неудовлетворенностью пациентов квалификацией прежнего врача или того специалиста, к которому его направили, либо длительными сроками ожидания в медицинском учреждении, в котором пациент ранее обслуживался. При выборе стационара пациенты чаще указывали на фактор цены, но он по-прежнему остается в числе относительно менее распространенных факторов выбора медицинских услуг. Таким образом, Мотив поиска экономически доступного медицинского учреждения и врача оказывается менее важным, чем мотив поиска субъекта качественной медицинской помощи. Причем доминирует мотив поиска именно врача, а не медицинского учреждения. Репутация учреждения не воспринимается как гарантия получения качественной помощи у конкретного врача.

Группа опрошенных, для которых более значимыми были экономические финансовые условия предоставления медицинских услуг (бесплатно или за приемлемую плату), составила 22% в случае амбулаторных услуг и 30% - стационарных. оказание платной амбулаторной медицинской помощи гораздо чаще воспринимается населением как приемлемый способ получения нужной услуги, нежели когда речь идет о стационарной помощи.

В целом проведенное исследование позволяет сделать вывод о том, что возможности развития потребительского выбора и усиления его влияния на эффективность оказания медицинской помощи существуют, но весьма ограничены. Расширение возможностей выбора пациентами врача и медицинского учреждения должно рассматриваться не изолированно, а как один из составных элементов в ряду механизмов повышения качества, доступности и эффективности системы здравоохранения.