Анализ работы педагогического коллектива - polpoz.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Анализ коррекционно- воспитательной работы педагогического коллектива... 2 448.42kb.
Главной целью воспитательной деятельности в техникуме является организация... 1 107.55kb.
Анализ методической работы мобу оош с. Орловка за 2011-2012 учебный... 1 279.26kb.
Анализ методической деятельности педагогического коллектива школы... 3 958.31kb.
Директор моу «сош с. Янтарного» Н. С. Шерстюк Опубликован на сайте... 11 1189.49kb.
Из опыта работы педагогического коллектива государственного учреждения... 2 593.74kb.
Отчет о методической работе педагогического коллектива в 2011 – 2012... 1 113.73kb.
Кадровый состав педагогического коллектива моу «Зинаидинская оош» 1 32.49kb.
Программа развития моу «сош №21» г. Славгорода Алтайского края на... 2 468.65kb.
Представление педагогического коллектива гоу школы №252 на 2009/2010... 1 82.95kb.
План заполнения базы данных 1 46.16kb.
«Киносценарий», познакомиться с разными видами сценариев, углубить... 1 79.34kb.
1. На доске выписаны n последовательных натуральных чисел 1 46.11kb.

Анализ работы педагогического коллектива - страница №1/4

Анализ работы

педагогического коллектива

МОУ «Средняя общеобразовательная школа №5»

в 2009-2010 учебном году


В 2009-2010 учебном году школа вела образовательную деятельность в области начального, основного, среднего (полного) общего образования в соответствии с государственной лицензией, выданной МО РМ.

Школа организует свою деятельность в соответствии с Конституцией РФ и РМ, Законом РФ «Об образовании», законом РМ «Об образовании в Республике Мордовия», Национальной доктриной образования РФ до 2025 года, концепцией модернизации Российского образования на 2001- 2010 годы, национальной образовательной инициативой президента РФ Д.А.Медведева «Наша новая школа», Уставом школы, Типовым положением об общеобразовательном учреждении, локальными актами.

В течение учебного года особое внимание обращалось на ряд принципиально новых положений и подходов к вопросу образования, обозначенных в документах, обуславливающих модернизацию образования, а именно:

- повышение качества образования;

- формирование гармонично развитой, социально активной, творческой личности, учет ее интересов;

- работа с одаренными детьми;

- совершенствование учительского корпуса;

- совершенствование педагогических технологий.

Поэтому приоритетным в работе педагогического коллектива в 2009-2010 учебном году было обновление содержание образования, его модернизация в соответствии с реализацией Закона РФ «Об образовании», создание атмосферы творчества, педагогического поиска, совершенствования форм и методов организации работы с учащимися. Это является условием сохранения контингента учащихся школы.
Контингент учащихся
На начало 2009-2010 учебного года в МОУ «Средняя общеобразовательная школа №5» обучались 676 учащихся. За период учебного года выбыло 14 человек, прибыло 5 учащихся. На конец учебного года численность учащихся составила 667 человек.

В 2009-2010 учебном году в школе функционировало 25 классов-комплектов, 2 группы продленного дня (по 25 человек).


Количество классов-комплектов по ступеням обучения

1 ступень (1-4 классы)

2 ступень(5-9 классы)

3ступень (10-11 классы)

10

13

2

Численность учащихся за последние три года




2007-2008

2008-2009

2009-2010

Начальная школа

262

262

285

Основная школа (5-9)

327

317

340

Средняя школа (10-11)

66

47

42

Всего учащихся

655

626

667

Как видим, по сравнению с 2007 - 2008 учебным годом общая численность учащихся увеличилась на 1,8%.



Распределение выпускников основной школы

в 2009-2010 учебном году










Всего

%


На конец года

27


28

28

83

100

10 класс


12

6

16

34

41,0

СПО

12

19

9

40

48,2

НПО


3

3

3

9

10,8

Другая школа

-

-

-

-




Другой город

-

-

-

-



Как видим, выпускники основной школы предпочитают получить среднее профессиональной образование.



Распределение выпускников средней школы

в 2009-2010 учебном году



11А

%


На конец года

22

100

ВУЗы


20

90,9

Техникумы, колледжи

1

4,5

ПУ


-

-

Труд


1

4,5

Служба в армии

-

-

Как видим, выпускники средней школы предпочитают продолжить образование в высших учебных заведениях.


Выводы и рекомендации:

1.Чтобы добиться стабильности контингента учащихся, работа школы в целом должна быть направлена на создание условий для получения школьниками качественного образования с учётом индивидуальных возможностей и интересов личности ученика.


2. Школа должна расширить спектр образовательных услуг, учитывая потребности учащихся и их родителей, вести активную рекламную пропаганду своей учебно-воспитательной деятельности.

Учебный план.


Учебный план школы был составлен на основании федерального базисного учебного плана 2004 года, уточнённого в соответствии с региональными особенностями (третий год обучения по базисному плану 2004 года).
Максимальная нагрузка учащихся соответствовала нормативам, обозначенным в базисном учебном плане применительно к 5-дневному режиму работы (для учащихся 1-х классов) и 6-дневному режиму работы (для учащихся 2-11-х классов).

По некоторым предметам увеличено базисное количество часов, а именно:



Классы

Предмет

Количество часов по БУП

Количество часов по учебному плану школы

Увеличение

3-и

Литературное чтение

3

4

1

Математика

4

5

1

4-е

Литературное чтение

3

5

2

Математика

4

5

1

5-е

Литература

2

3

1

Математика

5

6

1

6-е

Литература

2

3

1

География

1

2

1

7-е

Русский язык

4

5

1

Математика

5

6

1

8-е

Литература

2

3

1

Математика

5

6

1

10 - 11

Русский язык

1

2

1

Литература

3

4

1

Математика

4

5

1

Информатика

1

2

1

Химия

1

2

1

Биология

1

2

1

ИТОГО










19

Из таблицы видим, что к инвариантной части учебного плана было добавлено 19 часов, а ведь цель инвариантной части – дать минимум знаний по всем учебным предметам. Поэтому вариативная часть учебного плана оказалась менее разнообразной, а ее цель – удовлетворение потребностей учащихся и их родителей.

Учебный план 9 класса предусматривал переход на предпрофильное обучение и, соответственно, введение элективных курсов и исключения из плана часов технологии.

По рекомендации Министерства образования Республики Мордовия на изучение мордовского языка отводилось 2 часа факультативных занятий во 2 классе и по 1 часу факультативных занятий в 3-4-х классах, на изучение истории и культуры мордовского края отводилось 0,5 часа в 5-9-х классах.

В учебный план включен рекомендуемый Министром образования Республики Мордовия 3-й час физкультуры лишь в третьих классах (большая загруженность спортивного зала). Двигательная активность учащихся начальной школы развивается помимо уроков физкультуры посредством массового привлечения детей в спортивные секции (легкая атлетика, футбол, настольный теннис), проведения обязательного спортивного часа в группах продленного дня. В 5-9 классах добавлено к двум часам физкультуры по 0,5 часа. Вместо рекомендованных трёх часов физкультуры в 5-9 классах велось 2,5 часа.

На изучение факультатива «Основы православной культуры» в 7-х классах отводилось по 1 часу в неделю, а на «Основы мусульманской культуры» в 8-х классах по 0,5 часа в неделю.

Реализация учебного плана школы обеспечена:

-необходимыми кадрами специалистов соответствующей квалификации;

-необходимыми программно-методическими комплектами (учебными программами, комплектами учебников, методическими рекомендациями, дидактическими и контрольными материалами).

Учебный план МОУ «Средняя школа №5» получает стандартное государственное финансирование в соответствии с типом учреждения (общеобразовательная школа).

Расписание уроков составлено в соответствии с учебным планом, факультативные занятия вынесены за пределы основного расписания.

Обучение велось по федеральным и региональным учебным программам. Программы обеспечены необходимой учебной литературой, рекомендованной МО РФ.

Проанализируем выполнение учебного плана школы в 2009-2010учебном году.

В течение года проводился мониторинг прохождения программного материала заместителем директора по учебно-воспитательной работе Кузнецовой Н.И. На конец учебного года зафиксировано несоответствие необходимого и фактически проведённого количества часов (потеря) по предметам.

Результаты выполнения учебных программ по предметам



2009-2010 учебного года

(5-11 классы)


п/п

Предметы

По плану

Проведено

Кол-во непроведенных часов

1.

Русский язык

2006

1889

117

2.

Литература

1530

1475

55

3.

Английский язык

2040

1948

92

4.

Немецкий язык

1360

1283

77

5.

Алгебра

2039

1906

133

6.

Геометрия

726

674

52

7.

Физика

680

588

92

8.

Информатика

884

809

75

9.

Химия

544

508

36

10.

Биология

918

872

46

11.

История

1020

933

87

12.

Обществознание

510

488

22

13.

География

816

714

102

14.

Технология (обслуживающий труд)

748

661

87

15.

Технология (технический труд)

748

705

43

16.

ОБЖ

68

68

-

17.

Физическая культура

1241

1148

93

18.

Музыка

524

463

61

19.

МХК

102

102

-

20.

ИЗО

286

250

36

ИТОГО





18790

17484

1306

Таким образом, учебный план не выполнен на 7%. Основной причиной является карантинный режим работы школы в период с 16.11.2009г. по 22.11.2009г. (приказ №211-ос от 16.11.2009г.), в период с 24.11.2009г. по 30.11.2009г. (приказ №215-ос от 23.11.2009г) и отмена занятий в дни с низкими температурами. Однако программный материал пройден в полном объеме за счет корректировки календарно-тематического планирования и проведения дополнительных занятий.


Выводы и рекомендации:

1.Руководителям МО каждую учебную четверть анализировать выполнение учебного плана, знать причины значительного несоответствия необходимого и фактически проведённого количества часов по каждому учителю.

2. Руководителям МО контролировать корректировку календарно-тематического планирования учителями в течение года.

3. Заместителю директора по учебной работе Стратиенко Н.А. в течение учебного года обеспечивать и контролировать оптимальную замену отсутствующих учителей.


Одним из условий предпрофильного обучения является введение в учебный план элективных курсов. Учителями школы были разработаны и проведены следующие элективные курсы:


Элективные курсы в 9 классах

15 часов



Название курса

Учитель

Количество часов в неделю

1

Трудные случаи пунктуации

Стратиенко Н.А.



1,5ч×2гр=3ч



2

3


Решение текстовых задач

Решение тестовых заданий по подготовке к итоговой аттестации.

Карпунина М.М.

Зотова О.П..

1ч×2гр=2ч

1ч×1гр=1ч


4

5


Изучаем конституцию.

Детский правозащитный университет.



Сабаева Е.А.

Вельмискина А.В.



0,5ч×2гр=1ч

0,5ч×1гр=0,5ч


6

Активизация процесса профессионального самоопределения учащихся.


Филимонова О.И.


0,5ч×3гр=1,5ч



7
8

Решение задач повышенной сложности

Расчетные задачи в школьном курсе химии



Елизарова Е.В.
Тарасова Т.В.

0,5ч×2гр=1ч
1ч×1гр=1ч

9

Географическое положение России

Захарова Л.С.

0,5ч×3гр=1,5ч

10

Основы медицинских знаний

Драгунова С.С.


0,5ч×3гр=1,5ч

11

Лексика и фразеология русского языка

Филимонова О.И.

1ч×1гр=1ч


Элективные курсы в 11 классе

5 часов




Название курса

Учитель

Кол. Часов в неделю

1

Функции помогают уравнениям.

Ануфриева Г.М.

1


2

Подготовка к ЕГЭ

Мамонова Е. А.

1


3

Политический круиз

Вельмискина А. В.

1


4

Глобализация в мировой экономике

Березина Л.А.

1

5

Химия и жизнь

Тарасова Т.В.


1

Управление образовательным процессом нацелено прежде всего на повышение качества образования.

Управление в течение учебного года - это:

- подбор и расстановка кадров;

- повышение квалификации и педагогического мастерства кадров;

- отлаженность системы управления образовательным процессом;

- чёткость работы каждого составляющего структуры управления образовательным процессом.

Подобная схема управления повышает ответственность учителя за конечный результат обучения и воспитания.

Кадры.

Реализация образовательного процесса в школе обеспечена необходимыми кадрами. В 2009-2010 учебном году работали 43 учителя-предметника (включая преподавателя ОБЖ), 2 воспитателя группы продлённого дня, педагог-психолог, учитель-логопед. Работали по высшей квалификационной категории 7 педагогов, по первой квалификационной категории 24 педагогов, по второй квалификационной категории 9 педагогов (включая воспитателей ГПД).






2008-2009

2009-2010

2010-2011

Общее количество учителей

43

43

44

Работали по высшей квалификационной категории

7

7

7

Работали по первой квалификационной категории

24

24

26

Работали по второй квалификационной категории

7

9

8

Повысился профессиональный уровень учительского коллектива. Успешно прошли аттестацию 10 человек (21,3 %) педагогического коллектива, а именно:

- на первую квалификационную категорию – 1 человек (Кузнецова Н.И. – заместитель директора по УВР)

- на вторую квалификационную категорию – 3 человека (Ваничкина Н.Н.- начальные школа., Короткова Е.В. – начальная школа, Филимонова О.И – русский язык литература.)

Подтвердили:

- высшую квалификационную категорию – 1 человек (Тарасова Т.В. - химия)

- первую квалификационную категорию – 5 человек (Ефимов П.И. - математика, Драгунова С.С. - биология, Соколова С.Ю. - технология, Никишкина Л.Н. – начальная школа, Ососкова О.П. – начальная школа)

На 1 сентября 2010-2011 учебного года коллектив школы насчитывает 44 учителя-предметника (включая преподавателя ОБЖ), 2 воспитателя ГПД, педагога-психолога, учителя-логопеда. Из них имеют вторую квалификационную категорию 8 человек (в том числе 2 воспитателя ГПД) –(20,5%), первую квалификационную категорию – 26 человек (59,1%), высшую квалификационную категорию –7 человек (18,2%).

НАГРАДЫ


Отличник народного образования - 6 педагогов (14%).

Почётный работник общего образования - 4 (9,3%)

Награждены Грамотой РФ – 3 педагога(7%).
В течение 2009-2010 учебного года прошли курсы повышения квалификации в МРИО 11 человек (25,6%).

В 2010-2011 учебном году планируется аттестация:

- на первую квалификационную категорию – 1 человек (Елизарова Е.В.);

- на подтверждение первой квалификационной категории – 4 человека (Кузнецова Н.И..

Минеева С.А., Мамонова Е.А., Рузайкина Т.А.);

- на соответствие занимаемой должности – 5 человек (Березина Л.А., Калошина О.Н., Киреев В.Н., Киреев В.В., Яшкова Н.Н.).

Выводы и рекомендации:

1. Учителя школы к аттестации на высшую квалификационную категорию подходят с опаской, хотя есть педагоги, которые, по мнению администрации, заслуживают ее. Необходимо проводить целенаправленную подготовку учителей к аттестации на высшую квалификационную категорию.

2.Учителям прошедшим курсы повышения квалификации знакомить своих коллег на МО с материалами прослушанных курсов (курсовая работа, методические материала, уроки с ИКТ и т.д.)

В школе сложилась чёткая система управления учебно-воспитательным процессом: совещания при директоре, совещания при завуче, производственные совещания, внутришкольный контроль.

Цель проводимых в течение учебного года совещаний при директоре – обсуждение вопросов об уровне обученности учащихся, принятие решений по вопросам контроля учебно-воспитательного процесса, социальной работы, подготовка приказов по школе.

Так, на совещаниях при директоре в 2009-2010учебном году рассматривались следующие вопросы:

- утверждение учебного плана школы;

- организация обучения на дому;

- работа групп продлённого дня ;

- организация горячего питания учащихся, в том числе из малоимущих семей и детей-сирот;


-обеспечение бесплатными учебниками детей-сирот;

Цель совещаний при завуче – теоретическая подготовка педагогов по отдельным вопросам учебно-воспитательного процесса, ведению школьной документации; итоговая отчётность по пунктам внутришкольного контроля, анализ качества выполнения контрольных и экзаменационных работ, обсуждение путей повышения качества знаний учащихся, принятие решений, подготовка приказов.

Так, на совещаниях при завуче рассматривались следующие вопросы:

-инструктаж по оформлению классных журналов;

-вводный контроль ЗУН учащихся 2-4, 6-11-х классов по русскому языку и математике;

-критерии оценки деятельности учителя в период проведения аттестации;

-результаты учебной деятельности школьников;

-состояние обучения детей на дому;

-предупреждение второгодничества;

-соблюдение преемственности обучения;

-организация индивидуальной работы с одарёнными детьми.
Основной составляющей управления образовательным процессом является внутришкольный контроль. В школе сложилась система контроля, построенная на принципах вариативности, прозрачности и гласности.

Административный контроль включает в себя следующие виды контроля: фронтальный, тематический, персональный, классно-обобщающий. В школе отработана практика текущего контроля успеваемости и диагностики достижений обучающихся, состояния школьной документации (классных журналов, дневников и тетрадей учащихся), мониторинга выполнения образовательных программ.

Результаты административных контрольных работ (на начало учебного года, на конец 1 полугодия, на конец учебного года) анализировались на заседаниях методических объединений, совещаниях при завуче, где обсуждались типичные ошибки, допущенные учащимися, и намечались пути их устранения.

По результатам административных контрольных работ, как правило, издавались приказы по школе.

Должное внимание уделялось контролю успеваемости школьников со слабой мотивацией к обучению. Этот контроль включает в себя следующие пункты:

- посещение уроков учителей, имеющих наибольшее количество неуспевающих детей;

- контроль наличия у преподавателя разноуровневых заданий;

- проверка тетрадей и дневников учащихся;

- проверка классных журналов (система опроса неуспевающих детей);

- психолого-педагогическая консультация школьников со слабой мотивацией обучения (диагностика).

Основной формой диагностики профессионального мастерства учителя остаётся посещение администрацией школы уроков с последующим их анализом.

Цели посещения уроков администрацией: изучение уровня преподавания (анализ эффективности методических приёмов, используемых на уроке и обеспечивающих прочность знаний учащихся; применение учителем новых технологий обучения, позволяющих активизировать познавательную деятельность учащихся; дифференцированное преподавание, вовлекающее в учебный процесс детей с разным уровнем обучения и пр.); повышение или подтверждение учителем квалификационной категории; оказание методической помощи молодому специалисту и т.д.

Уроки, посещённые администрацией школы в 2009-2010 учебном году, продемонстрировали разнообразные формы организации учебного процесса (фронтальные, групповые, индивидуальные, коллективные) большинством учителей. Практикуются уроки следующего типа: комбинированные, уроки-практикумы (контроль и обобщение знаний), уроки-лекции (10-11-

классы), уроки-зачёты, уроки-семинары. Значительно увеличилось количество проводимых уроков с применением компьютерных технологий.

Отмечены следующие недостатки:

-нет связи с предыдущим уроком и установки на будущий;

- отбор содержания, форм и методов обучения рассчитан на среднего ученика, без учёта его индивидуальных особенностей;

- урок не планируется на ученика с высоким и низким уровнем мотивации;

-нет стимулов к активной познавательной деятельности (кроме строгого тона учителя);

- не выдерживается методика работы с учебником;

- недостаточное внимание уделяется работе по развитию монологической речи учащихся, обогащению их лексикона;

- монолог учителя на уроке изобилует просторечными выражениями, речевыми ошибками;

- не всегда соблюдаются педагогический такт и этика по отношению к учащимся;

-не организован конец урока: нет обобщения, не объявлены оценки, нет образца домашнего задания;

- домашнее задание не дифференцируется, не учитывает индивидуальных особенностей учащихся;

- учителя 5-11-х классов слабо владеют информацией о здоровье, психологических и интеллектуальных способностях учеников;


Структура управления включает в себя совет школы, педагогический совет, методический совет, методические объединения, творческие (проблемные) группы.

В 2009-2010 учебном году проведено 7 заседаний педагогических советов:


ТЕМАТИКА

ПЕДАГОГИЧЕСКИХ СОВЕТОВ

2009-2010 учебный год


п/п


Тема педсовета

Дата проведения

Ответственный

1

Анализ работы педагогического коллектива МОУ «Средняя школа №5»

в 2008 - 2009 учебном году.

Президентская инициатива «Наша новая школа».


Август



Ефимов П.И.

2

Воспитание личности школьника - важнейшее условие оптимизации учебного процесса.

Ноябрь

Буренкова Л.М.

3

Обучение и воспитание успехом.

Январь

Кузнецова Н.И.

4

Итоги учебной и воспитательной работы на конец 3 четверти.

Март

Кузнецова Н.И.

Буренкова Л.М.



5

О допуске к государственной (итоговой) аттестации выпускников

9,11-х классов.



Май

Ефимов П.И.

Кузнецова Н.И.


6



О переводе учащихся

1-8,10 параллелей в следующий класс.




Май

Ефимов П.И.

Кузнецова Н.И.



7

О выпуске учащихся 9-х классов.

О выпуске учащихся 11-х классов.




Июнь


Ефимов П.И.

Кузнецова Н.И.




Методический совет является организующим началом методической работы в школе.

На заседаниях методического совета в течение 2009-2010 учебного года руководители методических объединений знакомились с нормативными документами, методическими рекомендациями, новинками методической литературы, намечали перспективы развития опытно-экспериментальной работы в школе и пути становления профессионального роста учителя, обсуждали возможности новых технологий обучения.

Вот некоторые из рассмотренных вопросов:

1) учебный план школы;

2) учебно-методическое оснащение образовательного процесса;

3) разработка и реализация программ элективных курсов;

4) календарно-тематическое планирование по предмету как документ, отражающий прохождение программного материала;

5) роль методического объединения в становлении профессионального роста учителя (учебные программы, апробация новых курсов, преемственность в обучении);

5)организация исследовательской работы учащихся;

6) повышение профессионального мастерства учителя как необходимое условие развития школы.

Составляющими методической структуры МОУ «Средняя школа № 5» являются методические объединения учителей-предметников, работа которых в течение учебного года велась по утверждённому администрацией школы плану. Всего в школе сформировано 9 методических объединений учителей-предметников и методическое объединение классных руководителей.

Деятельность каждого методического объединения была нацелена на изучение и методическую разработку общешкольной проблемы («Формирование нравственных ценностей и учебной деятельности школьников на этапе модернизации образования»): проводилось обсуждение публикаций периодической печати по данному вопросу, практиковалось взаимопосещение уроков, проведение тематических предметных недель и семинаров. При организации учебного процесса в соответствии с методической проблемой школы во всех методических объединениях анализировалась эффективность такой организации и отслеживалась результативность обучения школьников. В рамках каждого методического объединения проводился мониторинг прохождения образовательных программ, отслеживалась результативность обученности учащихся по предмету, проводился анализ выполнения контрольных срезов по предмету, выявляющих уровень знаний, умений и навыков учащихся, то есть отлажена система мониторинга образовательного процесса внутри МО.

Тематика заседаний МО отражала основные проблемные вопросы, которые стремился решать педагогический коллектив школы. В основном поставленные на 2009-2010 учебный год задачи методической работы были выполнены.

Остановимся на анализе работы отдельных методических объединений, представленном их руководителями.



Методическая работа в современной школе – это целостная, основанная на достижениях науки и передового педагогического опыта и на конкретном анализе учебно-воспитательного процесса система взаимосвязанных мер, действий и мероприятий, направленных на всестороннее повышение квалификации и профессионального мастерства каждого учителя, на развитие и повышение творческого потенциала педагогического коллектива, а в конечном счете – на совершенствование учебно-воспитательного процесса, достижения оптимального уровня образования.
В 2009 - 2010 учебном году ШМО учителей начальных классов работало 10 человек:




Учитель

класс

программа

Тема самообразования

1.

Короткова Е.В.



«Школа 2000-2100»

«Дифференциация обучения на уроках математики с целью эффективного развития интеллекта и творческих способностей ученика»

2.

Лопухова З.Л.



«Школа России»

«Развитие познавательной активности при решении текстовых задач»

3.

Дугина Т.Н.



«Школа России»

«Экологическое воспитание младших школьников»

4.

Рузайкина Т.А.


2 А

«Школа России»

«Развитие логического мышления на уроках математики»

5.

Ваничкина Н.Н.


2 Б

«Школа России»

«Формы и приёмы работы по формированию навыка грамотного письма»

6.

Ганаева С.А.




«Школа 2000-2100»

«Развитие познавательных и интеллектуальных способностей младшего школьника»

7.

Никишкина Л.Н.

3 Б

«Планета знаний»

«Создание у учащихся более полного представления о культуре народа через познание региональной культуры, традиции»

8.

Быкова С.Г.

3 В

«Планета знаний»

«Развитие исследовательских навыков школьников»

9.

Шакина В.А.

4 А

«Планета знаний»

«Развитие исследовательских навыков школьников»

10.

Ососкова О.П.

4 Б

«Планета знаний»

«Развитие исследовательских навыков школьников»

В МО 8 учителей первой категории и 2 учителя второй категории

Все учителя вели преподавание согласно учебной программе Министерства образования РФ, по утверждённым календарно-тематическим планам.

В 2009 - 2010 учебном году перед ШМО учителей начальных классов были поставлены следующие цели:


  • Повышение теоретического, методического, профессионального мастерства учителя

  • Вооружение педагогов эффективными методами, приемами и технологиями организации урочной и внеурочной деятельности

  • Изучение нормативно-правовых документов по организации образовательного процесса в начальной школе

  • Эффективное использование в деятельности МО программных документов

  • Изучение достижений положительного педагогического опыта и достижений педагогической науки и практики

  • Развитие творческого потенциала педагогов

  • Развитие у педагогов способности к рефлексивной оценке своих достижений

  • Формирование потребности педагогов в повышении своей профессиональной культуры

  • Развитие положительной профессиональной мотивации учителя в стремлении к профессиональному росту

  • Развитие коммуникативной культуры педагога

  • Организация работы педагогов по развитию индивидуальных умений учащихся на всех этапах урока

  • Формирование рефлексивной культуры учителя

  • Формирование культуры качественного использования информационных технологий на уроке

  • Повышение эффективности урока на всех этапах обучения в школе

В результате совместной работы определены и реализуются следующие задачи:



  • повысить профессиональный и культурный уровень преподавателей;

  • стимулировать их служебную и общественную активность;

  • обновить и совершенствовать знания в области преподаваемой дисциплины;

  • совершенствовать педагогическое и методическое мастерство на основе идей педагогов-новаторов и творчески работающих преподавателей;

  • совершенствовать методы и стиль взаимодействия на принципах гуманизации, демократизации и гласности;

  • совершенствовать деятельность по организации и содействию творческой, активной, самостоятельной работы педагогов, как на уроках, так и во вне учебное время;

  • формировать умения и навыки анализа образовательного процесса в целом и самоанализа своей учебно-воспитательной деятельности в частности;

  • выявлять, обобщать и внедрять передовой педагогический опыт;

  • приобщать преподавателей к исследовательской деятельности

В соответствии с задачами наше МО в 2009-2010 учебном году продолжило работу над темой: «Проблемно - диалогическое обучение как метод формирования современного стиля мышления».

В текущем учебном году было проведено 5 заседаний . Основные темы были направлены на обсуждение актуальных вопросов воспитания и обучения младших школьников.

Темы заседаний


  1. «Анализ учебно-воспитательной работы за 2008/09 учебный год. Задачи на 2009/10 учебный год. Единый орфографический режим в нач. школе»

  2. «Использование учебного и компьютерного оборудования на уроках в начальной школе как условие повышения качества учебного процесса»

  3. «Коррекционная работа с учащимися как важный аспект психологической поддержки ребёнка в системе личностно- ориентированного образовательного процесса»

  4. «Современный урок с использованием ИКТ»

  5. «Анализ работы МО за 2009 – 2010 уч.г.»

На заседаниях были заслушаны выступления Никишкиной Л.Н., Ганаевой С.А., Лопуховой З.Л., Дугиной Т.Н. и др. членов МО , где рассматривались вопросы : современные педагогические технологии, проблемный метод обучения, проектный метод обучения, исследовательская деятельность учащихся, использование ИКТ на современном уроке, причины неуспеваемости и пути её предупреждения и др.

В феврале была проведена неделя творчества учителей начальной школы


класс

учитель

предмет

Тема урока


1 В

Дугина Т.Н.


Математика

Смотр знаний

3 Б

Никишкина Л.Н.

Внеклассное чтение

«Домовой – хранитель домашнего очага»

По книге Т.Александровой

«Домовёнок Кузька» ИКТ


1 Б

Лопухова З.Л.

Русский язык (письмо)

Слова отвечающие на вопросы Кто? Что?

3 Б

Быкова С.Г.


Математика

«Путешествуем по городам Европы» ИКТ

4 А

Шакина В.А.

Русский язык

Имена существительные 1-го, 2-го, 3-го склонения

1 А

Короткова Е.В.


Математика

Простейшие уравнения

3 А

Ганаева С.А.

Русский язык

Роль имени прилагательного в речи

Связь имени прилагательного с именем существительным. ИКТ



2 Б

Ваничкина Н.Н.


Русский язык




4 Б

Ососкова О.П.


Окружающий мир

Князь Владимир. Крещение Руси ИКТ
На данных уроках учителя использовали современные методы работы, четыре учителя провели урок с использованием компьютерной презентации, что сделало его более интересным и эффективным. Урок внеклассного чтения Никишкиной Л.Н. был необычен, нёс информацию, которую было интересно слушать и учителям. Уроки в первых классах (учителя Лопухова З.Л., Дугина Т.Н., Короткова Е.В.) прошли интересно, с использование наглядности и достаточно организованно, дети уже умеют слушать, понимают вопросы учителя и пытаются на них отвечать.

Все уроки были построены методически верно, грамотно. На заседании МО педагоги смогли проанализировать свои уроки , показать свои плюсы и минусы. Было принято решение , больше внимания уделять развитию коммуникативных навыков учащихся, используя широкие возможности современного урока.


В октябре 2009г. в начальной школе впервые прошёл школьный тур городского конкурса «Школьники города – науке XXI века», где приняли учащиеся 3 -4 классов. Ребята представили исследовательские работы: «Собаки в городе. Хорошо или плохо?» Калачин Влад 3А класс(Ганаева С.А.), «Чипсы – мусорная еда?» Тюфтин Денис 3 Б класс(Никишкина Л.Н.), «Княгиня кухни» Горюков Дима, Зинин Саша, Филимонова Милена 4 Б класс(Ососкова О.П.), «Что приобрести: ранец или сумку?» Кечуткина Яна 3В класс(Быкова С.Г.), «Колыбельная в жизни ребёнка» Скопцова Катя 3А класс, (Никишкина Л.Н.), «Зелёная аптека на службе человека» Понизяйкин Влад, Бабина Алина 3А класс (Ганаева С.А.). Победителями школьного конкурса стали две работы: «Чипсы – мусорная еда?» и «Княгиня кухни». Дети выполнившие эти работы , представляли их на городском конкурсе «Школьники города – науке XXI века». Первый опыт принёс хорошие результаты : Тюфтин Денис со своей работой «Чипсы – мусорная еда?» занял первое место.

В апреле прошёл школьный тур городского конкурса чтецов «Великой Победе слава», в нём участвовали ребята 2 – 4 классов. Победители школьного тура: Клычков Роман 4А класс (Шакина В.А.), Янгличев Абдулхай 3А класс (Ганаева С.А.), Куцкая Настя 2А класс (Рузайкина Т.А.) приняли участие в городском конкурсе чтецов, а Клычков Роман стал победителем этого конкурса.

Также в апреле прошёл школьный тур городской олимпиады младших школьников в 4-х классах по математике и русскому языку. Победители : Васильев Женя 4 Б класс ( Ососкова О.П.) по математике, Семушева Алина 4А класс (Шакина В.А.) по русскому языку - приняли участие в городской олимпиаде младших школьников ,где Семушева Алина заняла II место .

Учащиеся 3А и 3Б классов ( Ганаева С.А. и Никишкина Л.Н.) приняли участие в республиканской акции «Наши зимующие птицы» . Они вели наблюдения за птицами зимующими в городе и вели дневники , исследовали повадки птиц, подкармливали их всю зиму, а весной в «День птиц» приняли участие в I Республиканской конференции «Наши зимующие птицы», где представили и защитили свои исследовательские работы(от каждого класса одна работа).Исследовательская работа 3А класса «Покормите птиц зимой» заняла III место по Республике (учитель Ганаева С.А.), 3Б класс получили диплом Участника.

В течение учебного года ученики 3 А - 4 человека и 3 Б - 5человек ( Ганаева С.А. и Никишкина Л.Н.) участвовали в Российском открытом заочном конкурсе «Познание и творчество» г. Обнинск и стали лауреатами.

Учащиеся начальной школы приняли активное участие во всероссийских конкурсах «Русский медвежонок» и «Кенгуру».

Работа учителей с учащимися не ограничивалась только классно – урочной системой работы. Учащиеся начальной школы активно вовлекались во все внеклассные мероприятия , что способствовало развитию:


  • познавательных интересов и способностей учащихся;

  • творческих способностей;

  • положительного отношения к школе;

  • сохранению здоровья участников педагогического процесса.

В рамках внеклассной работы были даны открытые мероприятия: «Великий День Победы» (ИКТ) Быкова С.Г., «Песни Войны» (ИКТ) Ганаева С.А., конкурс «Ученик 2010» 3А класс Ганаева С.А., «Поговорим о маме» (ИКТ) Никишкина Л.Н., «Праздник букваря» Короткова Е.В., «Осенины» Рузайкина Т.А., Ососкова О.П. и Шакина В.А. закончили год открытым классным часом «Начальная школа – пора золотая» , и многое другое. Все мероприятия прошли на высоком уровне, в интересной форме и получили положительные отклики от коллег и родителей.

Ученики принимали активное участие в городских , районных конкурсах рисунков. Учителя начальной школы организуют экскурсии для учащихся в Музеи Мордовии .

В течение учебного года учителя - члены нашего МО работали над самообразованием. Ососкова О.П., Ганаева С.А., Короткова Е.В. выступали на педагогических советах школы. Учителя: Короткова Е.В. и Ваничкина Н.Н. приняли участие в семинаре классных руководителей «Воспитание патриотизма и интернационализма средствами этнопедагогики», Ганаева С.А. участвовала в работе семинара учителей начальной школы «Обеспечение преемственности между ступенями общеобразовательной школы…» (СОШ №9), приняла участие в научно – практической конференции учителей начальной школы «Развитие творческого потенциала уч-ся посредством современных педагогических технологий» (СОШ №32). Л.Н. Никишкина поделилась опытом на Межрегиональном научно методическом семинаре в МГПИ им. М.Е.Евсевьева.

На сайте «Фестиваль педагогических идей «Открытый урок» учителя: Ганаева С.А. и Ососкова О.П. опубликовали свои материалы. Повышала свою педагогическую квалификацию с помощью материалов учебно-методической газеты «Начальная школа» Ганаева С.А. и получила СЕРТИФИКАТ /№129477/

Ваничкина Н.Н. и Короткова Е.В. аттестовались на 2 квалификационную категорию /12 разряд/, Ососкова О.П. подтвердила свою категорию /13 разряд/

С ноября начала работать «Малышкина школа», учитель Ососкова О.П.. Было укомплектовано три первых класса, проведены первые родительские собрания, закуплены учебники.

Исходя из материальной базы школы, учителя проводят уроки с применением информационных технологий (в частности, используя мультимедийные презентации, материалы Интернета).

В каждом классе формируется медиатека (копилка творческих разработок учителя). Компьютерные технологии призваны стать не дополнительным «довеском» в обучении, а неотъемлемой частью целостного образовательного процесса, значительно повышающей его эффективность.

Наличие программно-методического обеспечения, ориентированного на поддержку преподавания в начальных классах, а также учебного и демонстрационного оборудования, сопрягаемого с компьютером, позволяет организовать в учебном процессе исследовательскую деятельность, обеспечить возможность самостоятельной учебной деятельности и предметной деятельности со средствами новых информационных технологий.

Начальное образование в МОУ СШ №5 реализуется по модели 4-х летней начальной школы в режиме шестидневной недели при 45 минутной продолжительности урока. Обучение осуществляется по программам «Школа России», «Школа 2000-2100» , «Планета знаний». Количество часов отведённое на изучение обязательных в начальной школе учебных предметов, не ниже установленных норм.

Всего в начальной школе в 2009-2010 году обучалось 285 человек:

1-ые классы -- 93 человека

2-ые --57 человек

3-ьи -- 78 человек

4-ые -- 57 человек

В 2009-2010 учебном году программы начального звена выполнена по всем предметам. На повторный год обучения оставлен один ученик Кухнюк Руслан /2Б класс Ваничкина Н.Н./

По решению Министерства образования РФ в первых классах (1-4) обучение ведётся без отметок. Анализ проведённых итоговых проверок показал, что программа 1-го класса освоена. 35 % учеников выполнили обязательную часть контрольной работы по математике без ошибок. 46% учеников написали итоговый диктант без ошибок.

Учащиеся начальной школы справились с итоговыми контрольными работами по русскому языку, где качество знаний :

2-е классы -- 49 % при 87,7% обученности

3-и классы --53,6% при 82,6% обученности

4-е классы --45% при 79% обученности

Если сравнить результат с прошлым годом , то во вторых классах процент качества снизился на 24%. В третьих и четвёртых классах произошло небольшое повышение процента качества на 4 – 6 %

Наиболее распространёнными ошибками были: безударные гласные в корне слова, парные согласные на конце слова, написание предлогов и приставок. В 4-х классах, падежные окончания существительных и прилагательных. Учителям больше внимания уделять работе над этими орфограммами.

Итоговые контрольные работы по математике показали следующие результаты:

2-е классы -- 56 % при 90,4% обученности

3-и классы --61,9% при 84% обученности

4-е классы --71% при 86,5% обученности

По сравнению с прошлым годом во вторых классах снизился процент качества на 23%, и процент обученности на 7%, В третьих классах снижение на 5%, в четвёртых классах повышение процента качества на 7%.

Типичные ошибки:

Выбор действия при решении задач, вычислительные ошибки, деление и умножение многозначных чисел.

По результатам контрольных работ, ШМО сделало вывод, что в начальном звене существует проблема в формировании орфографической зоркости, в решении составных задач, выполнении операций над именованными числами. Не всегда теоретические знания ученики умеют применять практически. Часть учеников имеет незначительный интерес к чтению. Значит перед учителями МО стоит задача: поиск и изучение новых приёмов работы над этими проблемами, совершенствование своей работы в этом направлении. Работа педагогов должна сосредоточиваться на интенсивной языковой практике учащихся (устной и письменной); на преодолении разрыва между теорией и практикой в обучении языка; на раскрытии интересов, склонностей и способностей учащихся с целью выявления самостоятельного творчества каждой личности; на формировании читательских умений и интереса к изучению художественной литературы. Необходимо вести индивидуальный контроль над уровнем знаний учащихся, усилить коррекционную работу со слабоуспевающими учениками и с одаренными детьми, что даст большую стабильность и системность.

На заседании МО №5 решено признать работу методического объединения удовлетворительной.


следующая страница >>


izumzum.ru