Александр Дмитриев - polpoz.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Александр Дмитриев - страница №1/1


Александр Дмитриев


Опыт анализов «массовой культуры» 1930-1950-х гг.
Предлагаемый курс должен дать общий очерк попыток исследования «массовой культуры» в момент ее зарождения, преимущественно во второй четверти ХХ века. Новый социальный опыт, рожденный Первой мировой войной и революционными изменениями в России и Центральной Европе, находил выражение в трансформации содержания культуры и литературного канона (в том числе и в Соединенных Штатах Америки). Появление «массового общества» и сопутствующих культурных изменений (от новых видов искусства, вроде кинематографа, до средств психологической мобилизации и пропаганды) стало предметом как новых художественных практик, так и теоретической рефлексии. В настоящем курсе основное внимание уделено будет именно этой последней, включая философские, методологические, институциональные и политические аспекты теории массовой культуры и ее мифологической составляющей. Именно поэтому самое существенное место в нем будет занимать опыт «критики идеологии», связанный с наследием Франкфуртской школы социальных исследований, реализованный именно при изучении американской массовой культуры в 1940-е гг. (В.Беньямин, Т. Адорно, Л.Левенталь) Исследование популярных жанров и мифов обыденного сознания у Ролана Барта (в «Мифологиях») и низовой словесности у русских формалистов и их последователей (с конца 1920-х гг.) будет рассмотрен в качестве важных сопоставительных примеров анализа массовой литературы и ее исторической эволюции.
Курс будет построен в виде трех лекций и двух семинаров-обсуждений базовых текстов (с необходимым историко-методологическим введением):


  1. Искусство массового общества как предмет критической социальной теории (лекция)

Темы:

- Дебаты вокруг понятий «массового вкуса» в Европе Нового времени (по Л. Левенталю)

- Феномен «демократизации культуры»: либеральное и консервативное почтение (Г. Зиммель, К. Манхейм, Х. Ортега-и-Гассет)

- Анализ отчуждения и марксистский неоклассицизм (расхождения Георга Лукача и Эрнста Блоха)

- Массовая эстетика 1920-1930-х гг. и роль кино (Зигфрид Кракауэр, Беньямин и Адорно)

- Эстетизация политики и политизация эстетики: опыт ангажированности искусства (спор В. Беньямина с Т. Адорно)




  1. Семинар: Культуриндустрия как объект социально-философского анализа («Диалектика Просвещения» Хоркхаймера и Адорно)

Вопросы:

- Может ли «высокое» классическое наследие выступать мерой современной культурной ситуации?

- Существует ли народное/демократическое искусство в эпоху массовой культуры?

- Что является гарантией неангажированности теоретика культуриндустрии; и почему ее влияние не тотально?

- Возможна ли неэлитарная теория массовой культуры?


  1. Два варианта критики популярной культуры (Лео Левенталь, Бертольт Брехт и Ролан Барт) (лекция)

Темы:

- Американское общество как предмет культурного анализа (П.Лазарсфельд и его сотрудничество с учеными Франкфуртской школы в конце 1930- первой половине 1940-х гг.)

- Жанр популярной биографии и структура аудитории «тонкого» журнала (по Л. Левенталю)

- Возможность «обнажения приема» и проблематика действенности литературы (театральная теория Брехта как посредствующее звено между «критической теорией» и «Мифологиями» Барта)

- Наследие Франкфуртской школы и неомарксистский анализ «массовой культуры» (Ф. Джеймисон, Т. Иглтон и др.)


  1. Семинар: Ролан Барт как мифолог (мелко)буржуазной культуры.

Вопросы:

- Каковы пределы демистифицирующей работы аналитика массовой культуры?

- Нужна ли эмпатия для исследователя массовых идеологий, или его подход может быть только строго описательным?

- Какой язык описания мифов популярной культуры может считаться адекватным?

- В чем причина ассиметричности правого и левого мифов у Барта? Должен ли аналитик мифологий быть политически ангажирован?

- Каково соотношение «американского» и «европейского» в мелкобуржуазном мифе?




  1. Русский формализм и проблематизация литературного канона: Массовая литература как проблема отечественного гуманитарного знания (лекция).

Темы:

- Проблема массовой рецепции в рамках формалистской теории в 1920-е гг. (новый читатель, феномен Тарзана и популярности переводной литературы, стиль О. Генри и случай Зощенко)

- Продуктивная роль эпигонства («второй ряд» как резервуар стилистического обновления) и теория литературного быта

- Литература между рынком и государством (XVIII век и начало 1930-х гг.)

- В поисках народности: лубок, фольклор и низовая словесность в оценках учеников формалистов и их современников (Гуковский, Никитин, Бахтин).
Литература:
Обязательная:


  1. Беньямин В. Произведение искусства в эпоху его технической воспроизводимости. М., 1996. С. 15-65.

  2. Адорно Т., Хоркхаймер М. Диалектика Просвещения. Философские фрагменты. М.- СПб., 1997. с. 149-209.

  3. Барт Р. Мифологии. М., 1996. С. 253-286.

  4. Loewenthal L. Literature and Mass Culture. (Communication in Society. Vol. 1). New Brunswick and London, 1984. (The Triumph of Mass Idols, 1944). P. 203-235.

5. Гудков Л.Д. Массовая литература как проблема. Для кого?// Новое литературное обозрение. № 22. 1997.

Дополнительная:

6. Бак-Морс С. Биография мысли. “Passagen-Werk” В.Беньямина. Историко-философский ежегодник. 1990. М.: Наука, 1991.

7. Buck-Morss S. The Origin of Negative Dialectics. Theodor W. Adorno, Walter Benjamin and the Frankfurt Institute. N.Y., 1979. P. 136-163.

8. Jay M. The Dialectical Imagination. A History of the Frankfurt School and the Insti­­tute of Social Research.1923-1950.Berkley:University of California Press,1996. P. 173-218.

9. Loewenthal L. Literature, Popular Culture and Society. N.Y., 1961.

10. Lunn E. Marxism and Modernism. An Historical Study on Lukacs, Brecht, Benjamin, and Adorno. Berkley, 1982.

11. Morrison D. E. Kultur and Culture: The Case of Thedor W. Adorno and Paul F. Lazarsfeld// Social research. 1978. N 2.

12. Дмитриев А.Н. Адорно и Лазарсфельд: опыт сотрудничества в изучении массовых коммуникаций// Социологический журнал . 1997. № 3.

13. Зенкин С.Н. Ролан Барт – теоретик и практик мифологий// Барт Р. Мифологии. М., 1996. С. 5-53.

14. Брехт Б. О литературе. 2-е изд. М., 1984.

15. Шкловский В. Матвей Комаров, житель города Москвы. Л., 1929.

16. Гриц Т., Никитин М., Тренин В. Словесность и коммерция: книжная лавка Смирдина. М., 1929.

17. Гуковский Г.А. Шкловский как историк литературы// Звезда. 1930. № 1.

18. Ханзен-Лёве О. Русский формализм: Методологическая реконструкция развития на основе принципа отстранения. М., 2001. С. 384 - 410.

19. Дубин Б.В. Слово – письмо – литература. М., 2001.







izumzum.ru