Актуализировать знания обучающихся по основным положениям теории окислительно-восстановительных реакций - polpoz.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Урок «Окислительно восстановительные реакции с участием органических... 1 91.8kb.
Сборник содержит задачи по основным разделам микроэкономики: теории... 1 24.19kb.
Цели и задачи 1 49.43kb.
Программа дисциплины Теория социальных систем и социальных взаимодействий... 1 227.95kb.
Качество подготовки воспитанников цдтт 1 60.96kb.
Нормы оценки знаний и умений учащихся по физике 1 290kb.
Начальник отдела образования администрации г. Саратова Л. В. 4 708.26kb.
Дать студентам обширные и систематизированные знания в области теории... 1 33.89kb.
Методические рекомендации по органической химии «Решение цепочек... 1 41.94kb.
Внеклассное мероприятие «Праздник птиц» 1 76.68kb.
Актуализировать проблему взаимоотношений в коллективе, направить... 1 28.35kb.
Российская федерация кемеровская область калтанский городской округ... 1 188.95kb.
1. На доске выписаны n последовательных натуральных чисел 1 46.11kb.

Актуализировать знания обучающихся по основным положениям теории окислительно-восстановительных - страница №1/1


I. Актуализация знаний.

Цель:

  • актуализировать знания обучающихся по основным положениям теории окислительно-восстановительных реакций;

  • повторить зависимость свойств атома от его строения (на примере окислительно-восстановительных способностей), положения в периодической системе Д.И. Менделеева;

  • определить необходимость классификации окислительно-восстановательных реакций.

Фронтальная беседа.

Дополнительный вопрос.

.


  1. Какие реакции мы называем окислительно-восстановительными?

Окислительно-восстановительные реакции – реакции, протекающие с изменением степени окисления атомов, входящих в состав реагирующих веществ

  1. Что называется степенью окисления?

Степень окисления – это условный, формальный заряд, который приписывают атомам в электронейтральной молекуле или многоатомном ионе. Степень окисления может быть положительной, отрицательной или равняться нулю, что зависит от природы соответствующих соединений.

  1. Как изменяется окислительная, восстановительная способность атома в периоде слева направо, в группе сверху вниз?

Окислительная способность (окислительные свойства) - способность атомов химических элементов принимать электроны в окислительно-восстановительной реакции.

Окислительные свойства атомов химических элементов в периоде слева направо возрастают, в группе сверху вниз убывают.

Восстановительные свойства, наоборот, в периоде слева направо убывают, в группе сверху вниз возрастают

С чем связано это явление?

Это связано с увеличением заряда ядра и уменьшением радиуса атома химического элемента в периоде слева направо, и с увеличением заряда ядра и увеличением радиуса атома в группе сверху вниз.



  1. Какой элемент является окислителем, какой- восстановителем?

Окислители – атомы иди молекулы, присоединяющие электроны. Окислители - акцепторы электронов

Восстановители – атомы или молекулы, отдающие электроны. Восстановители – доноры электронов



  1. Среди химических реакций

CuO + H2 → Cu + H2O

Fe + H2O + O2 → Fe(OH) 3

KOH + HCl → KCl + H2O

CaO + H2SO4 → CaSO4 + H2O

число окислительно – восстановительных реакций равно:


  1. 1

  2. 2

  3. 3

  4. 4

  1. Как Вы это определили?

Среди химических реакций

1. Cu+2O-2 + H2 0 Cu0 + H +12O-2

2. Fe0 + H+12O-2 + O2 0 → Fe+3(O -2H+1 ) 3

3. K +1O -2H+1 + H+1Cl -1→ K +11Cl -1 + H +12O-2

4. Ca+2O-2 + H+12S +6O4-2 → Ca+2S+6O4-2 + H +12O-2

число окислительно – восстановительных реакций равно:



  1. 1

  2. 2

  3. 3

  4. 4

В реакции (1) происходит перемещение электронов от водорода со степенью окисления 0 к меди со степенью окисления +2, H2 0 является донором электронов, Cu+2 - их акцептором.

В реакции (2) происходит перемещение электронов от атомов железа со степенью окисления 0 к атомам кислорода со степенью окисления 0, Fe0 при этом является донором электронов, O2 0 - их акцептором.

Следовательно, среди указанных химических реакций только две являются окислительно-восстановительными.


  1. Обратите внимание на слова Д.И. Менделеева.

Подтвердите высказывание Великого русского химика примерами из практики.

Реакции фотосинтеза, гликолиза, клеточного дыхания являются окислительно-восстановительными, реакции получения серной, азотной кислоты, аммиака так же являются окислительно-восстановительными.



  1. Вспомните основные методы научного исследования и ответьте на такой вопрос: при большом объеме накопленной информации, что необходимо сделать, для лучшей работы с ней?

Систематизировать материал, классифицировать его (т.е. разделить на группы по определенным признакам).

  1. Как Вы думаете, на какой вопрос мы постараемся найти ответ сегодня на уроке?

Можно ли классифицировать окислительно-восстановительные реакции, и если можно, то по какому признаку.

II. Изучение нового материала.

Цель:

  • сформировать понятие классификации окислительно-восстановительных реакций, отдельных групп реакций;

  • сформулировать определение реакций межмолекулярного окисления-восстановления, реакций внутримолекулярного окисления-восстановления, реакций диспропорционирования, реакции сопропорционирования;

  • продолжить формирование навыков составления уравнений окислительно-восстановительных реакций методом электронно-ионного баланса (отработка методики выполнения заданий части «А», «В», «С» ЕГЭ).

Проблемный вопрос.
Задачи урока формулируют ученики.

Работа в парах (группах)- 5-7 минут


Задание повышенного уровня

Задание на 1-2 минуты выполняет весь класс.

Запись терминов на доске.


Вопрос классу.
Предполагаемый ответ

Пояснение учителя.




Сегодня на уроке мы должны ответить на вопрос:

Существует ли классификация окислительно-восстановительных реакций?

Попробуйте сформулировать задачи сегодняшнего урока:

- выделить признак или свойство окислительно-восстановительных реакций для классификации;

- разделить окислительно-восстановительные на группы;

- определить отличительные черты каждой группы.

Для этого, работая в группах, Вы должны методом электронно-ионного баланса закончить предложенные уравнения окислительно-восстановительных реакций, выделить черты сходства между ними, их особенности и занести найденные признаки в таблицу.



Тип ОВР

Характерные признаки

Задание первой группе:

К2Cr2O7 + Na2S + …→ Cr2(SO4)3 + S + K2SO4 + … + …



Задание второй группы:

HNO2 → HNO3 + NO + H2O;

K2MnO4 + H2O → KMnO4 + MnO2 + KOH

Задание третьей группе:

NH4NO2 → N2 + H2O;

(NH4)2Cr2O7 → N2 + Cr2O3 + H2O

Задание четвертой группе:

Cu2S + HNO3 → Cu(NO3)2 + H2SO4 + NO2 + H2O



Дополнительное задание:

H2S + SO2 → S + H2O

Через 5 – 7 минут подводятся итоги работы в группах.

Представители каждой группы выходит к доске и объясняет этапы составления уравнения конкретной окислительно-восстановительной реакции. Завершиться выступление группы должно выводом, содержащим особенности анализируемых уравнений.

Класс в это время заносит уравнения и метод их решения в тетради. В заключении в таблицу в графу «Характерные признаки» заносит особенности анализируемых реакций.

После отчета первой, второй и третьей группы, весь класс анализирует дополнительное задание.

Постепенно в ходе работы заполняется вторая графа таблицы.
Характерные признаки

Окислитель и восстановитель находятся в молекулах разных химических веществ.

В одном и том же веществе содержится элемент с промежуточной степенью окисления, исполняющий роль и окислителя и восстановителя одновременно. Происходит уменьшение и возрастание степени окисления атомов одного и того же химического элемента.

Окислитель и восстановитель находятся в одном и том же веществе. Атом с большей степенью окисления окисляет атом с меньшей степенью окисления.



III. Закрепление изученного материала.

Цель:

  • закрепление понятий классификации окислительно-восстановительных реакций, отдельных групп реакций;

  • формирование понятий реакций межмолекулярного окисления-восстановления, реакций внутримолекулярного окисления-восстановления, реакций диспропорционирования, реакции сопропорционирования;

  • отработка навыков определения типов окислительно-восстановительных оеакций;

  • формирование навыков составления уравнений окислительно-восстановительных реакций методом электронно-ионного баланса (отработка методики выполнения заданий части «А», «В», «С» ЕГЭ).

Атомы одного и того же химического элемента находясь в молекулах разных веществ и разных степенях окисления приобретают одну промежуточную степень окисления.


Межмолекулярная ОВР, внутримолекулярная ОВР, диспропорционирование, сопропорционирование, дисмутация, конмутация.

1. Назовите признак, по которому можно распределить все окислительно-восстановительные реакции на группы.

Месторасположение окислителя и восстановителя,
2. Попробуйте соотнести название группы окислительно-восстановительной реакции и ее название (термины с доски).

Учащиеся легко соотнесут межмолекулярные и внутримолекулярные ОВР, учителю останется объяснить диспропорционирование и сопропорционирование.

В результате работы в тетрадях у учащихся появляется таблица.
Характерные признаки
Межмолекулярные ОВР

Окислитель и восстановитель находятся в молекулах разных химических веществ.


Внутримолекулярные ОВР

В одном и том же веществе содержится элемент с промежуточной степенью окисления, исполняющий роль и окислителя и восстановителя одновременно. Происходит уменьшение и возрастание степени окисления атомов одного и того же химического элемента.


Диспропор-

порционирование

(дисмутация)

Окислитель и восстановитель находятся в одном и том же веществе. Атом с большей степенью окисления окисляет атом с меньшей степенью окисления.


Сопропорционирова-

ние

(конмутация)

Атомы одного и того же химического элемента находясь в молекулах разных веществ и разных степенях окисления, приобретают одну промежуточную степень окисления.

В настоящее время выделяют три типа окислительно-восстановительных реакций; межмолекулярные реакции, внутримолекулярные реакции, реакции диспропорционирования. Реакции сопропорционирования рассматривают как частный случай межмолекуляпных реакций и как реакции, противоположные реакциям диспропорционирования.

Один из интересных случаев межмолекулярного окисления-восстановления рассматривала четвертая группа.

Представитель четвертой группы у доски объясняет этапы работы по составлению уравнения ОВР и особенности конкретной реакции.


Вопрос классу.

Письменное задание.



1.Дайте определение межмолекулярным окислительно-восстановительным реакциям, внутримолекулярным окислительно-восстановительным реакциям, реакциям диспропорционирования, реакциям сопропорционирования.

2. Выполните задание III, IV, V по карточкам, назовите окислитель и восстановитель и определите тип окислительно-восстановительной реакции.




IV. Домашнее задание.

Цель:

  • отработка навыков подбора информации по заданной теме;

  • формирование понятийного аппарата теории окислительно-восстановительных реакций;

  • отработка навыков составления уравнений окислительно-восстановительных реакций методом электронного баланса;

  • подготовка к ЕГЭ (отработка методики выполнения заданий части «А», «В», «С» ЕГЭ).




  1. Подобрать по три примера окислительно-восстановительных реакций различных типов (на 4 балла).

  2. Составить задачу, характерную для части «В» и части «С» ЕГЭ, с участием окислительно-восстановительной реакции (на 5 баллов).

  3. Основные понятия темы повторить.



izumzum.ru