Активные формы обучения основам безопасности жизнедеятельности в начальной школе - polpoz.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
201 г. По основам безопасности жизнедеятельности для учащихся Башлыкентской... 1 407.7kb.
Рабочая программа по «Основам безопасности жизнедеятельности» 1 169.03kb.
Федеральный компонент государственного образовательного стандарта... 1 90.79kb.
Рабочая программа по «Основам Безопасности жизнедеятельности» 11... 2 308kb.
Тесты по математике [Текст]: учебное пособие для начальной школы... 1 39.02kb.
Утверждено Ученым советом факультета спорта и безопасности жизнедеятельности 1 58.29kb.
Учебник: Биболетова М. З., Денисенко О. А. EnjoyEnglish 4 класс 3... 3 624.45kb.
Предлагаемая программа рассчитана на изучение курса в 5 классе, «Основ... 1 339.64kb.
Подготовка студентов к разработке, подготовке и проведению уроков... 1 359.99kb.
Дипломная работа специальность 050707. 65 Педагогика и методика дошкольного... 1 28.16kb.
Формирование у младших школьников типа правильной читательской деятельности 1 303.08kb.
Тема урока: «Алфавитный подход к измерению информации» Метод обучения... 1 130.57kb.
1. На доске выписаны n последовательных натуральных чисел 1 46.11kb.

Активные формы обучения основам безопасности жизнедеятельности в начальной школе - страница №1/1

Активные формы обучения основам безопасности жизнедеятельности в начальной школе

Мир, в котором мы живем, полон опасностей. Они подстерегают человека в доме, в общественных местах, в природе.

Знание определенных правил помогает взрослому человеку, если даже ситуация не знакомая, так как в своей памяти мы всегда отыщем аналогичную ситуацию, и проанализировав ее, сможем определить правильные способы своего поведения. У ребёнка нет жизненного опыта взаимоотношений с людьми, природными обитателями и явлениями, техникой и не всегда сам ребёнок может себе и другим помочь в опасной жизненной ситуации.

Как себя вести в различных ситуациях мы обязаны научить и наших детей.

Особую роль в данном случае приобретает начальное звено школьного обучения, где закладываются основы отношений человека с окружающим миром, и где, в силу возрастных психофизических особенностей, преобладает любознательность и эмоциональность. Изучение Основ БЖ на данной ступени развития должно проводиться обязательно, т.к. в этом возрасте закладывается база всех знаний.

Основные цели и задачи курса ОБЖ в начальных классах можно сформулировать следующим образом.



Цели:

Обеспечение здорового образа жизни, сохранение здоровья.

Обеспечение личной безопасности младшего школьника.

Задачи:

- освоение знаний о здоровом образе жизни;

- возможные причины возникновения опасных ситуаций различного характера; меры и правила безопасности; правила поведения в опасной ситуации; использование средств спасения.

Особенности активных методов обучения безопасности жизнедеятельности состоят в том, что в их основе заложено побуждение к практической и мыслительной деятельности, без которой нет движения вперед в овладении знаниями.

Формами работы, повышающими уровень активности обучения являются следующие формы как традиционные, так и новые:

Применение нетрадиционных форм проведения уроков (урок – деловая игра, урок – соревнование, урок – семинар, урок – экскурсия, интегрированный урок и др.);

Использование нетрадиционных форм учебных занятий (интегрированные занятия, объединенные единой темой, проблемой; комбинированные, проектные занятия, творческие мастерские и др.);

Использование игровых форм;

Диалогическое взаимодействие;

Проблемно-задачный подход (проблемные вопросы, проблемные ситуации и др.)

Использование различных форм работы (групповые, бригадные, парные, индивидуальные, фронтальные и др.);

Интерактивные методы обучения (репродуктивный, частично-поисковый, творческий и др.);

Использование дидактических средств (тесты, терминологические кроссворды и др.);

Внедрение развивающих дидактических приемов (речевых оборотов типа “Хочу спросить…”, “Для меня сегодняшний урок…”, “Я бы сделал так…” и т.д.; художественное изо с помощью схем, символов, рисунков и др.);

Использование всех методов мотивации (эмоциональных, познавательных, социальных и др.);

Различные виды домашней работы (групповые, творческие, дифференцированные и др.);

Деятельностный подход в обучении.

Курс ОБЖ способен осуществить связь со всеми предметами, ведь в нем довольно много определений и ситуаций, на которые можно и нужно смотреть с позиций других наук:

Иностранный язык

Физическая культура

Отечественная история

Русский язык и культура речи

Философия

Культурология

Социология

Экономика

Правоведение

Политология

Электротехника, электроника

Математика

Информатика

Физика


Химия

Биология с основами экологии

Психология

Педагогика

Основы специальной педагогики и психологии

Теория и методика обучения безопасности жизнедеятельности

Возрастная анатомия, физиология и гигиена

и т.д. и в этом есть определенное сходство учителя ОБЖ с учителем начальных классов, который также обладает широчайшим спектром знаний.

Как известно, в начальной школе нет отдельного предмета ОБЖ. Он изучается интегрировано на уроках “Окружающий мир».

На него отводится мало времени, и изучить основную базу курса ОБЖ удается весьма поверхностно. Следовательно, для того чтобы получить эти знания необходимо вводить занятия дополнительно, во внеурочное время.

Это могут быть внеклассные мероприятия: факультативы, викторины, классные часы и др.

Младшие школьники воспринимают материал наглядно – образно.

Поэтому занятия по ОБЖ носят зачастую демонстрационный характер и педагогу необходимо для качественного обучения иметь огромный арсенал наглядных пособий: макеты, муляжи, стенды, плакаты, таблицы, фотографии, схемы, рисунки, слайды, фильмы, электронные учебники, энциклопедии, игры, обучающие электронные программы.

Сейчас начальная школа находится в условиях перехода на федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования и теперь учитель должен проводить свои уроки, используя информационно-коммуникативные технологии (ИКТ-технологии]. Таким образом увеличивается производительность труда преподавателей и учащихся, соответственно повышается эффективность и интенсификации обучения.

В связи с этим кабинеты начальных классов в нашем городе активно оснащаются мультимедийным оборудованием и предоставляется прекрасная возможность использовать на занятиях по ОБЖ мультимедийные презентации, которых на сегодняшний день существует великое множество.

Также рекомендуется активно использовать на занятиях видеоролики, учебные фильмы и мультфильмы. Это не только подборка мультфильмов «Азбука безопасности. Смешарики.», но и обычные короткометражные и полнометражные мультфильмы (желательно отечественного производства). Если вспомнить, то почти в каждом мультфильме или литературном произведении, а в особенности в сказках, приведены примеры возникновения опасной ситуации и более или менее успешного выхода из нее. Например: «Кошкин дом», «Колобок», «Красная шапочка», «Волк и семеро козлят» и др.

Просмотр данного продукта может быть частью занятия по ОБЖ. Далее следует рассмотрение опасностей, анализ поведения героев и как вывод - составление правил безопасного поведения. На таком занятии дети не только слушают и смотрят, но и сами активно принимают участие, сами делают выводы.

Отсюда следует, что наиболее верным является подход, при котором обеспечивается единство теоретического и практического аспектов БЖД. Можно прослушать десятки лекций о способах и стилях плавания, но впоследствии утонуть в небольшой речушке со спокойным течением. Ведь для того чтобы научиться плавать, надо тренироваться. Чтобы не растеряться в более сложных ситуациях (при столкновении с преступником, пожаре в доме или в лесу и т. п.), необходимо овладеть практическими умениями и навыками.



Это достигается путем практических тернировочных заданий.

Например: Перед Новым годом, мы с ребятами говорим о правилах украшения ёлки и пользовании различными пиротехническими средствами. Я рассказываю, какие травмы бывают у детей, если они самостоятельно зажигают петарды и бенгальские огни. Зачитываю стихотворения на тему пожара (С.Я.Маршака «Пожар»). Дети делают правильный вывод без учителя. После следует просмотр фильма или мультфильма, где рассматриваются различные ситуации: почему возникают пожары и как их предотвратить. Далее предлагается практическая работа по тушению небольшого возгорания (имитация) и оказанию первой помощи при ожоге, используя алгоритм.

В начальной школе ребята любят работать в парах, командах и в группах. Здесь незаменимой оказывается игра. В содержание игры включаются вопросы и задания, которые требуют активизации мыслительной деятельности, обеспечивают их последовательное развитие.

Игра – отличная возможность для учащихся проверить себя, потренироваться и одновременно выявить наиболее характерные ошибки. Такие игры позволяют лучше подготовить школьников к правильным и умелым действиям в реальных ситуациях.

При обыгрывании определённых ситуаций, например: пожар в доме, наводнение, поведение на дороге, младшие школьники стараются пережить эту ситуацию, осмыслить и лучше усвоить. Чтобы в последствии в определённый момент воспользоваться полученными знаниями и применить их на практике.

Например: Игра «Что мы знаем о вещах»

Цель: расширять представления детей о правилах безопасного поведения в быту; развивать внимание, память; воспитывать чувство сотрудничества

Материал: карточки с изображением пореза, ожога, ушиба руки и пожара, картинки с изображением различных, бытовых предметов.

Ход игры: в игре принимают от 2 до 4 детей, каждый из них берёт себе по картинке с изображением «травмы». Воспитатель поочередно поднимает картинку с изображением предмета. Участники должны догадаться, к какой травме может привести неправильное обращение с этим предметом, соотнести со своей карточкой и взять картинку. При отборе ребёнок должен объяснить, чем опасен тот или иной предмет, рассказать правила общения с ними.

При подготовке игр нужно учитывать, что создаваемая ситуация должна:

- быть простой и понятной (одна задача, один приём, одно место действия);

- иметь способность к адаптации и проигрываться в разных местах (в классе, на улице);

- быть хорошо подуманной и спланированной, предусмотреть возможность неожиданного изменения её условий и направления развития путём включения в сюжет по ходу игры новых обстоятельств, персонажей, реквизита;

- поддаваться оценке, поскольку если каждая ситуация правильно спланирована, то её проще оценить.

Вывод.

Активное обучение предполагает использование такой системы методов, которая направлена главным образом не на изложение преподавателем готовых знаний, их запоминание и воспроизведение, а на самостоятельное овладение учащимися знаниями и умениями в процессе активной мыслительной и практической деятельности.



Источники:

1. (ОСОБЕННОСТИ ПРЕПОДАВАНИЯ ОСНОВ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ В УСЛОВИЯХ ПЕРЕХОДА НА ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ. Пузач Виктория Спартаковна учитель начальных классов ГОУ СОШ "Школа здоровья"№1605 г. Москва)



2. Теория и методика обучения безопасности жизнедеятельности: учебное пособие. Н.М.Чернявская. 2006

3. http://k67.mskcollege.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=130&Itemid=111