А. В. Манойло государственная информационная политика в особых условиях монография - polpoz.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Никонова Светлана Игоревна Государственная политика в области идеологии... 5 762.74kb.
1. Правовая политика 3 Конституция РФ 9 1 186.07kb.
Современная государственная политика в отношении военных городков 4 621.52kb.
6. Государственная политика осуществляется в тесном взаимодействии... 1 145.6kb.
Программа телеконференции 1 49.04kb.
Информационная культура 1 52.2kb.
Государственная политика, военная реформа, военные городки, жилищные... 2 621.7kb.
Контрольная работа по дисциплине «Прикладная социология» 1 146.73kb.
«Оперативная информация отдела социальной защиты» 1 23.85kb.
Наумлюк антон Александрович Государственная конфессиональная политика... 2 469.94kb.
Космические технологии инженерной геодезии и кадастра Государственная... 1 12.61kb.
Актуальность темы 1 166.6kb.
1. На доске выписаны n последовательных натуральных чисел 1 46.11kb.

А. В. Манойло государственная информационная политика в особых условиях монография - страница №5/6

Технологии информационного воздействия

в социальных системах
В информационном обществе управление социальными системами реализуется с помощью комплексных организационных технологий информационно-психологического воздействия. В данной главе представлены результаты исследования сущности и содержания управляющего информационно-психологического воздействия, а также особенностей использования технологий информационно-психологического воздействия в управлении социальными процессами.
4.1. Психологическое воздействие

как средство управляющего воздействия

в социальных системах
В социальных системах функции управления осуществляются посредством оказания информационно-психологического воздействия на объект управления [122], [71], [78], [126].

Психологическое воздействие – это способ оказания влияние на людей (на отдельных индивидов и на группы), осуществляемое с целью изменения идеологических и психологических структур их сознания и подсознания, трансформации эмоциональных состояний, стимулирования определенных типов поведения с использованием различных способов явного и скрытого психологического принуждения. Психологическое воздействие часто применяется в форме технологий тайного принуждения личности. Комплексное использование различных способов скрытого психологического принуждения людей в виде системы психологических операций, разнообразных пропагандистских акций и рекламных кампаний выступает как распространенное средство политической борьбы не только во внешнеполитической деятельности и в условиях международных конфликтов, но и как присущее внутриполитической деятельности. Процесс тайного принуждения личности выступает как вид деятельности, осуществляемый с использованием разнообразных специфических способов и средств, скоординированных во времени, пространстве и реализуемых как отдельными лицами, так и различными социальными организациями в широком смысле понимания данного термина. Технология тайного принуждения личности включает как сам процесс скрытого психологического принуждения людей, так и процедуры, комплексы применяемых способов и средств психологического воздействия.

Выделяют три основных этапа психологического воздействия.

1. Операционный, когда осуществляется деятельность его субъекта.

2. Процессуальный, когда имеет место принятие (одобрение) или неприятие (неодобрение) данного воздействия его объектом.

3. Заключительный, когда проявляются ответные реакции как следствие перестройки психики объекта воздействия.

Перестройка психики под влиянием психологического воздействия может быть различной как по широте, так и по временной устойчивости. По первому критерию различают парциальные изменения, т.е. изменения какого-нибудь одного психологического качества (например, мнения человека о конкретном явлении), и более общие изменения психики, т.е. изменения ряда психологических качеств индивида (или группы). По второму критерию изменения могут быть кратковременными и длительными.

Психологическое воздействие может осуществляться различными методами и основными инструментами, с помощью которых оказывается влияние на сознание и подсознание людей:

во-первых, собственно психологическими методами (убеждением, вну­шением, информированием, поощрением, принуждением, наказанием, ме­тодом примера);

во-вторых, психологическое воздействие может осуществляться с использованием военных средств;

в-третьих, для психологического воздействия может использоваться система торговых и финансовых санкций, направленных на экономический подрыв потенциального противника;

в-четвертых, психологическое воздействие может осуществляться с использованием чисто политических средств.

Психологическое воздействие подразделяется на следующие виды.

1. Информационно-психологическое.

2. Психогенное.

3. Психоаналитическое.

4. Нейролингвистическое.

5. Психотронное (психофизическое).

6. Психотропное.

Выделяют следующие формы психологического воздействия:

воздействие вербальными средствами;

воздействие печатными и изобразительными средствами;

воздействие с помощью радио, телевидения и компьютерной техники.

При выборе форм психологического воздействия необходимо учитывать их специфические особенности. Устное (вербальное) воздействие очень продуктивно, но не всегда возможно. Воздействие с помощью радио, телевидения и компьютерной техники обеспечивает одновременный охват большой аудитории, но требует специальной аппаратуры для приема информации и обеспечения возможностей для ее прослушивания (просмотра). Печатные и изобразительные материалы проигрывают в оперативности, не воспринимаются неграмотными людьми и требуют специальных средств доставки к объекту. Однако их можно изучать неоднократно, передавать из рук в руки, хранить длительное время [78].

Психологическое воздействие оказывается на конкретные сферы психики отдельного человека, групп людей и общественного сознания в целом:

потребностно-мотивационную (знания, убеждения, ценностные ориентации, влечения, желания);

интеллектуально-познавательную (ощущения, восприятия, представления, воображение, память и мышление);

эмоционально-волевую сферу (эмоции, чувства, настроения, волевые процессы);

коммуникативно-поведенческую (характер и особенности общения, взаимодействия, взаимоотношений, межличностного восприятия).

Психологическое воздействие имеет свои механизмы – наиболее общие закономерности, по которым оно осуществляется. Обычно различают механизмы трансформации:

убеждений;

стереотипов;

установок людей.

Психологическое воздействие дает наибольший реальный эффект, когда учитываются присущие этим конкретным сферам особенности функционирования индивидуального, группового и общественного сознания.

Психологическое воздействие осуществляется на основе определенных принципов (основных концептуальных положений).

Различают следующие принципы психологического воздействия:

индивидуального и дифференцированного подхода;

воздействия в группе и через коллектив;

воздействия в процессе деятельности;

сочетания высокой интенсивности влияния с учетом специфических характеристик его объекта;

опоры на положительное или отрицательное в личности и группе;

единства, согласованности, преемственности в психологическом воздействии.

Индивидуальный и дифференцированный подход в психологическом воздействии предполагает:

глубокое и всестороннее знание и учет индивидуально-психологи­ческих особенностей объектов воздействия;

определение конкретных задач влияния на конкретных людей и группы (сообщества) с учетом их личностных и групповых характеристик;

постоянный анализ итогов психологического воздействия; своевременное внесение корректив в методику его осуществления с учетом особенностей каждого конкретного человека.

Принцип психологического воздействия в группе и через коллектив требует:

определять приоритеты во влиянии на неформальных лидеров и руководителей группы (сообщества);

определять перспективы развития группы, объединяющие мысли и действия всех ее членов и именно на них сосредоточивать фокус основного влияния субъекта воздействия;

умело использовать силу группового мнения в интересах повышения эффективности воздействия;

заставлять всех членов группы подчинять личные интересы общим;

обеспечивать единство и сплоченность активных людей в действиях, способствующих воплощению целей осуществляемого на группу психологического воздействия.

Психологическое воздействие в процессе деятельности предполагает, что влияние на людей может осуществляться менее заметно и более продуктивно.

Принцип сочетания высокой интенсивности влияния с учетом специфических характеристик его объекта предполагает непрерывное достижение целей психологического воздействия, временная приостановка которого возможна лишь в том случае, когда необходима его корректировка исходя из специфического проявления конкретных психологических особенностей людей, осмыслить которые заранее не представлялось возможным.

Опора на положительное или отрицательное в личности и группе ориентирует на изучение и учет прежде всего того, что может способствовать или препятствовать психологическому воздействию. Те или иные положительные или отрицательные характеристики личности или группы могут как затруднять его, так и повышать его эффективность, что необходимо заранее принимать во внимание.

Принцип единства, согласованности, преемственности в психологическом воздействии требует:

наличия единства взглядов всех субъектов психологического воздействия на его задачи;

достижения единства во всех элементах и во всем содержании психологического воздействия; использования достижений современной науки в интересах повышения эффективности общего воздействия на различных людей и их группы;

согласования линии психологического воздействия по отношению к отдельным людям; обобщения опыта по достижению согласованности и преемственности в психологическом воздействии в различных социальных условиях.

Закономерности психологического воздействия:

если оно направлено, в первую очередь, на потребностно-мотивацион­ную сферу людей, то его результаты сказываются, в первую очередь, на направленности и силе побуждений (влечений и желаний) людей;

когда под прицелом оказывается эмоциональная сфера психики, то это отражается на внутренних переживаниях, а также на межличностных отношениях;

сочетание воздействий на обе названные сферы позволяет влиять на волевую активность людей и таким образом управлять их поведением;

влияние на коммуникативно-поведенческую сферу (специфику взаимоотношений и общения) позволяет создавать социально-психологи­ческий комфорт и дискомфорт, заставлять людей сотрудничать либо конфликтовать с окружающими;

в результате психологического воздействия на интеллектуально-позна­вательную сферу человека изменяются в нужную сторону его представления, характер восприятия вновь поступающей информации и, в итоге, его картина мира.

Метод психологического воздействия – совокупность психологических приемов и операций по осуществлению воздействия на сознание и подсознание человека или групп лиц. Выделяют такие методы психологического воздействия, как убеждение, внушение, принуждение, заражение, подражание и др.

Различают прямые и косвенные методы воздействия на сознание [39], [78]. Традиционный прямой способ воздействия на сознание основан на убеждении людей, обращении к их разуму с применением рациональных аргументов, логики. Необходимой составной частью проведения такой разъяснительной работы, обращенной к разуму людей, был учет реальной обстановки. При этом важно понимать расстановку сил, реальные интересы людей, проводить научный анализ. Вместе с тем необходимо учитывать состояние общественного сознания, т.е. дать четкие, броские, понятные лозунги; бороться за людей, за их сознание повседневно.

Наряду с рациональными способами воздействия на сознание существуют иррациональные способы. Они могут оказывать разрушительное воздействие, подавлять рациональное начало и заставлять людей служить своим целям. Один из эффективных методов – метод большой лжи. В основе этого метода лежит использование довольно ограниченного характера восприимчивости масс наряду с учетом присущей массам забывчивости. Используется неготовность людей к «большой лжи», основанная на привычности к мелкому бытовому обману наряду с наличием социальных и внутренних запретов на существенный по масштабу обман.

Метод закрепления установок (положений). В основе метода лежит ограниченность восприятия людей. Человек не успевает перерабатывать массив данных и его оперативная память ограничена, избыточную информацию он воспринимает как шум. Поэтому действительно важную роль играют простые формулировки, повторение, закрепление определенного набора положений.

Метод синхронизации индивидуума с группой. Метод основан на том, что в подсознании человека заложено определенное, кореллирующее поступки отдельных лиц, «стадное» чувство принадлежности к определенной общественной группе, которое стимулирует моду, синхронизацию поступков, подчинение лидерам. На его основе можно успешно пропагандировать расовую и религиозную исключительность, преимущества определенного «образа жизни» и т.п.

Метод рекламы. Применяется при нецелесообразности посылки заведомо ложной информации. Суть метода: «Всегда говорите правду, говорите много правды, говорите гораздо больше правды, чем от вас ожидают, но никогда не говорите всю правду».

Метод опосредованного воздействия средств массовой информации на общественное сознание через межличностные неформальные каналы информации. Основан на подаче нужного материала с вопросительным знаком и предложении обсудить, отзвонить, прокомментировать и т.д.

Косвенные методы связаны с воздействием на условия функционирования мозга людей. К этим методам относится инициализация нарушений мозговой деятельности путем повышения потребления алкоголя и организации наркосбыта в стане противника, также используется влияние на сознание людей электромагнитных и акустических полей.

Принуждение – один из методов психологического воздействия – применение таких мер к объектам психологического воздействия, которые побуждают их выполнять какие-либо действия вопреки собственной воле (желанию).

В информационном противоборстве применяются различные, многочисленные тайные (скрытые) способы и формы (технологии) принуждения личности [39]. Среди них: аферы, махинации, мошенничество, блеф, стратагемы, политические игры и мистификации, манипулятивное воздействие, провокации, психологические и тайные операции, пропаганда, политические игры и рекламные кампании, политическая и коммерческая реклама, дезинформация и оперативные игры – это далеко не полный перечень понятий, используемых для обозначения способов проявлений тайного принуждения человека.

Политические и оперативные игры, специальные и тайные операции, психологические операции и психологическая война, пропагандистские и рекламные кампании являются понятиями, отражающими устойчивые организационные формы целенаправленного комплексного применения различных способов и средств скрытого принуждения людей [37], включающих:

сокрытие истинных целей действий, суть которых заключается, как правило, в получении односторонней или большей выгоды для инициатора этих действий;

использование приемов, маскирующих истинные цели и побуждающих совершать действия, выгодные для инициатора их применения.

Основные источники информационно-психологического воздействия на человека включают в себя (в обобщенном виде) [39]:

государство (в том числе иностранные государства), органы власти и управления и другие государственные структуры и учреждения;

общество (различные общественные, экономические, политические и иные организации, в том числе зарубежные);

различные социальные группы (формальные и неформальные, устойчивые и случайные, большие и малые по месту жительства, работы, учебы, службы, совместному проживанию и, проведения досуга и т.д.);

отдельные личности (в том числе представители государственных и общественных структур, разнообразных социальных групп и т.п.).
4.2. Виды информационно-психологического

воздействия
Информационно-психологическое воздействие состоит из двух основных видов: побуждение и принуждение.

Побуждение объекта информационно-психологического воздействия к совершению каких-либо действий (изменения жизненной активности) – такое открытое (для сознания объекта) воздействие на сознание объекта, в результате которого в сознании происходит формирование мотивации к совершению определенных поступков.

Основные способы формирования мотивации в результате открытого (явного для объекта воздействия) информационно-психологического воздействия: убеждение; разъяснение; информирование; обсуждение, согласование; сравнение; воспитание; содействие, поддержка; изменение настроения (психологического состояния); формирование психологического фона и др.

Побуждение реализуется как в процессе субъкт-субъектного, так и в процессе объект-субъектного взаимодействия, и является основной движущей силой процесса коммуникации. Побуждение является основным открытым методом управления как в межличностном взаимодействии, так и в процессах взаимодействия личности и общества, личности и государства, государства и общественных организаций и т.д.

Принуждение как вид информационно-психологического воздействия – такое воздействие на сознание объекта, в результате которого в сознании объекта происходит формирование мотивации к обязательному совершению определенных поступков вопреки собственной воле или желанию.

По отношению к сознанию объекта информационно-психологического воздействия принуждение может быть открытым и скрытым (тайным). К формам открытого принуждения относятся такие виды принуждения, как государственное принуждение и принуждение общественное, основанное на действии норм социального поведения – морали и нравственности, а также юридически оформленных отношений между социальными субъектами. К формам тайного принуждения относятся: психологические манипуляции, дезинформирование, агрессивная пропаганда, лоббирование, шантаж, технологии антикризисного управления, широко используемые в современных операциях информационно-психологической войны. Остановимся на них более подробно.


Психологические манипуляции
В исследование манипулятивных технологий как социального явления и определении форм противодействия манипуляциям огромный вклад внесли видные ученые Г.В. Грачев и И.К. Мельник [39], В.Г. Красько [71].

Манипуляция – это способ психологического воздействия, цель которого – изменение направленности активности (психической и иной) других людей, осуществляемое незаметно для них.

Манипуляция может рассматриваться как вид применения власти, при котором обладающий ею влияет на поведение других, не раскрывая характер поведения, которое от них ожидает.

Манипуляция сознанием – это управление путем навязывания людям идей, установок, мотивов, стереотипов поведения, выгодных субъекту воздействия.

Выделяют три уровня манипулирования:

первый уровень – усиление существующих в сознании людей нужных идей, установок, мотивов, ценностей, норм;

второй уровень связан с частными, малыми изменениями взглядов на то или иное событие, процесс, факт, что также оказывает воздействие на эмоциональное и практическое отношение к конкретному явлению;

третий уровень – коренное, кардинальное изменение жизненных установок путем сообщения объекту новых, сенсационных, необычных, драматических, необычайно важных для него сведений (данных).

С помощью манипулирования можно добиться изменения жизненных установок на первых двух уровнях воздействия. Кардинальные изменения взглядов отдельного человека, группы людей или социальной общности требуют комплексного воздействия на сознание человека всеми имеющимися методами и способами в течение длительного времени.

Рис. 1
Основной механизм манипулирования сознанием состоит в следующем (рис. 1). Практикой установлено, что чем более осведомленными будут люди, тем труднее манипулировать ими, поэтому объектов психологического воздействия нужно снабжать суррогатом информации – урезанной и усеченной, т.е. такой, которая отвечает целям психологического воздействия. Сначала людям пытаются навязать такие стереотипы, которые способны вызывать нужные реакции, поступки и поведение. При этом особо ориентируются (или специально выбирают) на тех, кто как бы против своей воли верит в мифы, штампы, слухи. Затем используется ряд приемов, позволяющих повышать эффективность воздействия:

преподнесение «нужной» в данный момент, зачастую грубо сфабрикованной информации;

преднамеренное утаивание истинных, соответствующих действительности сведений;

обеспечение информационной перегрузки, затрудняющей возможность объекту воздействия разобраться в истинном существе дела.

В случае, если обман раскрывается, предполагается, что с течением времени острота ситуации спадает, и многое воспринимается уже как нечто естественное, необходимое или, в крайнем случае, вынужденное.

Манипулирование информацией включает в себя ряд приемов.

1. Информационная перегрузка. Сообщается гигантское количество информации, основную часть которой составляют абстрактные рассуждения, ненужные подробности, различные пустяки и т.п. «мусор». В результате объект не может разобраться в истинной сути проблемы.

2. Дозирование информации. Сообщается только часть сведений, а остальные тщательно скрываются. Это приводит к тому, что картина реальности искажается в ту или иную сторону, либо вообще становится непонятной.

3. Большая ложь. Любимый прием министра пропаганды нацистской Германии Й. Геббельса. Он утверждал, что чем наглее и неправдоподобнее ложь, тем скорее в нее поверят, главное – подавать ее максимально серьезно.

4. Смешивание истинных фактов со всевозможными предположениями, допущениями, гипотезами, слухами. В результате становится невозможным отличить правду от вымысла.

5. Затягивание времени. Этот способ сводится к тому, чтобы под различными предлогами оттягивать обнародование действительно важных сведений до того момента, когда будет уже поздно что-то изменить.

6. Возвратный удар. Суть этого способа в том, что вымышленную (естественно, выгодную для себя) версию тех или иных событий через подставных лиц распространяют в органах СМИ, нейтральных по отношению к обеим конфликтующим сторонам. Пресса конкурирующей стороны (противника) обычно повторяет эту версию, ибо она считается более «объективной», чем мнения прямых участников конфликта.

7. Своевременная ложь. Способ заключается в сообщении совершенно лживой, но чрезвычайно ожидаемой в данный момент («горячей») информации. Чем больше содержание сообщения отвечает настроениям объекта, тем эффективнее его результат. Потом обман раскрывается, но за это время острота ситуации спадает, либо определенный процесс принимает необратимый характер.

Манипулятивное воздействие на психику людей как объектов пропагандистских акций осуществляется, как правило, в виде двух относительно самостоятельных этапов, дополняющих или сменяющих друг друга. Это обусловлено общей закономерностью внушающего воздействия, на основе которого, прежде всего, базируются манипулятивные стратегии и тактики, и для которого характерно использование в процессе внушения двух основных этапов – подготовительного и основного. В соответствии с выделенными закономерностями и соответствующими механизмами информационного воздействия, функции первого подготовительного этапа заключаются в облегчении восприятия последующих затем пропагандистских материалов. Его основное назначение – создание атмосферы доверия между коммуникатором (источником информации) и аудиторией воздействия. В связи с тем, что информация воспринимается легче, если для этого создана благоприятная почва, в задачи первого этапа входит разрушение у адресата (объекта воздействия) имеющихся психологических установок, барьеров к восприятию последующей информации независимо от того, покажется ли она адресату неприятной или даже чудовищной.

На втором этапе осуществляется привлечение внимания и возбуждения интереса к передаваемым сообщениям, на основании некритического восприятия и усвоения аудиторией (слушателями, читателями, зрителями) получаемой информации, что позволяет в значительной степени увеличить внушающий эффект воздействия информации в ущерб ее рациональной оценке. На этом этапе также активно используется техника и специальные приемы манипулятивного воздействия.

Деление на указанные выше этапы является относительно условным и не следует это рассматривать так, что сначала идет серия информационных сообщений, решающих лишь задачи первого этапа, а затем следуют пропагандистские материалы в соответствии со вторым этапом манипулятивного воздействия. Задачи первого и второго этапов психологического воздействия решаются постоянно в процессе практически всех осуществляемых пропагандистских акций. В определенные периоды времени может осуществляться лишь некоторое преобладание в сообщениях материалов, свойственных для одного из данных этапов, что соответствует решаемым задачам в конкретный период времени (например, укрепление доверия к источнику или доведение нужной информации в соответствующей форме).

В современных условиях в информационно-коммуникативных процессах используются не просто отдельные приемы, а специальные манипулятивные технологии.

Технология – совокупность приемов, методов и средств, используемых для достижения конкретных целей, в частности, как способ осуществления деятельности на основе рационального ее расчленения на процедуры и операции с их последующей координацией и синхронизацией и выбора оптимальных средств, методов их выполнения.

Манипулятивная технология представляет собой совокупность приемов, методов и средств манипуляции сознанием и информационно-психо­логического воздействия, используемых для достижения целей манипулятора [39].

Манипулятивные технологии складываются из определенных сочетаний конкретных структурных элементов, по своим специфическим закономерностям. Могут быть различные сочетания этих элементов, оригинальные решения последовательности и частоты их применения в конкретных информационно-коммуникативных ситуациях.

Применение манипулятивных технологий в качестве способа управления поведением людей и влияния на их индивидуальное и массовое сознание осуществляется на нескольких уровнях.

1. Организованное влияние и психологические операции, осуществляемые в ходе реализации межгосударственной политики.

2. Использования различных средств и технологий манипулятивного характера в внутриполитической борьбе, экономической конкуренции и деятельности организаций, находящихся в состоянии конфликтного противоборства.

3. Манипулирование людей друг с другом в процессе межличностного взаимодействия.


Дезинформирование
Дезинформирование базируется на таком понятии, как дезинформация. Дезинформация – это способ маскировки, заключающийся в преднамеренном распространении ложных сведений об объектах, их составе и деятельности, а также имитации их деятельности [39].

Согласно Г.В. Грачеву, И.К. Мельнику, модель порождения дезинформации:

выбор отрицательного действия;

гиперболизация отрицательного действия;

имплантация результата в реальность;

акцент на введенном сообщении;

порождение следствий.

Дезинформирование – это способ психологического воздействия, заключающийся в намеренном предоставлении противнику такой информации, которая вводит его в заблуждение относительно истинного положения дел.

Дезинформирование может рассматриваться следующим образом.

1. Мероприятие, рассчитанное на введение в заблуждение лиц или организаций путем подтасовки и подделки документальных доказательств с тем, чтобы вызвать ответное действие со стороны лиц или организаций, компрометирующее ее.

2. Сообщение неверных сведений, введение в заблуждение ложной информацией.

Дезинформирование включает в себя использование заведомо ложных данных и сведений, становясь, по сути, разновидностью обмана. Грани между дезинформированием и обманом могут быть трудноразличимы.

Мероприятия по дезинформированию проводятся одновременно в политической, экономической и военной областях путем организации регулярных «утечек» закрытых (секретных) сведений и распространения «личных мнений» информированных высокопоставленных представителей власти.

Видами дезинформирования являются:

распространение ложной информации, слухов, формирование иллюзий;

организация «утечки» конфиденциальных сведений;

преувеличение тех или иных событий и фактов, распространение противоречивых сообщений.

Мероприятия по дезинформированию осуществляются:

по единому замыслу, с согласованием мероприятий между собой;

с тщательным согласованием пропорций правды и лжи (при максимальном использовании правдоподобной информации);

с обязательным и умелым сокрытием истинных намерений, целей и задач, решаемых собственными силами (сторонниками).

Дезинформирование широко применяется во всех видах психологических операций. Основным инструментом дезинформирования в психологических операциях обычно являются средства массовой информации – печать, радио, телевидение.

Нюансы в применении дезинформации, правды и обмана были разъяснены в частности, в Британской энциклопедии (1922 г., том 2): «Правда ценна только тогда, когда она действенна. Полная правда вообще излишня и почти всегда способна привести к заблуждениям. Использовать правду возможно лишь частично. Хотя правда не является необходимой для успеха пропаганды, но из этого однако не должно вытекать, что те лица, которые занимаются пропагандой, являются сознательно бесчестными людьми. Безусловно, в работе по воздействию на общественное мнение принимают участие люди, которые порой безразлично относятся ко всяким доказательствам или считают, что цель оправдывает средства. Но чем больше делается призывов к чувствам, пусть это будет пат­риотизм или алчность, гордость или жалость, тем более заглушается чувство критики. Подозрительность, кото­рую возбуждает всякая явная пропаганда, уменьшает ее эффективность; из этого следует сделать вывод, что большая часть работы должна проводиться незаметно».
Лоббирование
Лоббирование (лобби, лоббизм) – комплекс различных приемов и методов (прямых и косвенных) воздействия на властные (в основном) структуры с целью достижения определенной цели. Технология лоббизма имеет достаточно сложную структуру, в которую включены не только традиционные мероприятия информационно-психологического воздействия, но и ряд обеспечивающих действий. Реализуется такая технология специально приспособленной для этих целей структурой (рис. 2).

Рис. 2. Технология лоббизма
Лоббизм – естественная форма достижения поставленных целей, присущая об­ществу на определенном уровне развития (в экономической, политической и культурной сфере). Лоббизм, будучи наиболее полно выявленным США (где с 1946 г. он регистрируется и находится под финансовым контро­лем в соответствии с законом), характерен практически для всех социально-политических структур.

Понятия «лобби», «лоббизм», «лоббирование» и другие его производные заимствованы из англоязычной политической терминологии (от англ. lobby – крытая прогулочная площадка, коридор). В 1553 г. употреблялось для указания на прогулочную площадку в монастыре. Столетие спустя так же начали называть помещение для прогулок в палате общин Англии. Политический оттенок значение этого слова приобрело в Америке, когда в 1864 г. термин «лоббирование» начал обозначать покупку голосов за деньги в коридорах конгресса.

Политика лоббирования может проводиться в пользу:

отдельных социальных и политических сил;

отдельных стран и регионов;

стратегий решения частных социальных или глобальных проблем.


Пропаганда
Пропаганда (лат. propaganda – подлежащее распространению) – деятельность (устная или с помощью средств массовой информации), осуществляющая популяризацию и распространение идей в массовом сознании.

Понятие «пропаганда» было введено в 1662 г. Ватиканом, образовавшим особую конгрегацию, задачей которой было распространение веры с помощью миссионерской деятельности.

Под политической пропагандой понимается систематически осуществляемые усилия повлиять на сознание индивидов, групп, общества для достижения определенного, заранее намеченного результата в области политического действия.

В понятие «пропаганда» в большинстве случаев вкладывается негативный смысл. Многие зарубежные специалисты признают, что пропаганда является средством обмана, информационно-психологического насилия над личностью и контроля ее поведения. Наиболее характерным и отражающим сущность пропаганды является определение английского теоретика Л. Фрезера, который полагает, что «пропаганду можно определить как искусство принуждения людей делать то, чего бы они не делали, если бы располагали всеми относящимися к ситуации данными». Известный американский исследователь средств массовой информации Лассуэл подчеркивал, что не цель, а метод отличает управление людьми с помощью пропаганды от управления ими при помощи насилия, бойкота, подкупа или других средств социального контроля.

Сущность пропаганды по мнению американских психологов состоит в том, что под ее влиянием каждый индивид ведет себя так, как если бы его поведение вытекало из его собственных решений. Точно так же можно манипулировать поведением группы людей, причем каждый член такой группы будет считать, что поступает по собственному разумению.

Пропаганда воздействует на чувства больше, чем на разум. Пропаганда прямо или косвенно играет на всех человеческих эмоциях – на простых эмоциях, вроде страха, на сложных – таких, как гордость или любовь к приключениям, на недостойных эмоциях вроде жадности, или на добрых – таких, как сочувствие или само­уважение, на эгоистических эмоциях вроде честолюбия, или на эмоциях, обращенных к другим – таких, как любовь к семье. Все человеческие эмоции и инстинкты в то или иное время давали пропагандистам средства влиять или пытаться влиять на пове­дение тех, кто служит для них мишенью.

Пропаганда условно подразделяется на «белую», «серую» и «черную».

Белая пропаганда обычно ведется от имени официального источника или одно­го из его органов. Она является открытой, использует проверенные данные и не маскирует свои цели.

Серая пропаганда уже не указывает определенного источника информации, использует непроверенные сведения, стре­мится ввести людей в заблуждение.

Черная пропаганда всегда скрывает свой подлинный источник, основывает­ся на самом настоящем обмане.

Применение серой и особенно черной пропаганды в развитых демократических государствах запрещено за­коном и преследуется им. Тем не менее оно возможно и используется нечистоплотными средствами массовой информации в своих целях.

Выделяют следующие семь основных приемов информационно-психологического воздействия при ведении пропаганды, известных как «азбука пропаганды»:

1. «Приклеивание или навешивание ярлыков» (name calling).

2. «Сияющие обобщения» или «блистательная неопределенность» (glittering generality).

3. «Перенос» или «трансфер» (transfer).

4. «Ссылка на авторитеты», «по рекомендации», «свидетельства» или «освидетельствование» (testimonial).

5.«Свои ребята» или «игра в простонародность» (plain Folks).

6. «Перетасовка» или «подтасовка карт» (card stacking).

7. «Общий вагон», «общая платформа» или «фургон с оркестром» (band wagon).

Эти приемы пропаганды в систематизированном виде были сформулированы в США в конце 30-х годов XX века в Институте анализа пропаганды.

Этапы воздействия пропаган­дистского сообщения:

этап привлечения внимания и возбуждения интереса;

этап эмоциональной стимуляции;

этап демонстрации того, как созданное напряжение мо­жет быть разрешено следованием совету коммуникатора.


Управление кризисами
В современной экономической конкуренции и политической борьбе распространена такая форма информационного противоборства, как управление кризисами (англ. – Crisis management) [39].

В управлении кризисами используются технологии создания и управления кризисными ситуация­ми в интересах определенных социальных субъектов. Эти технологии используются для тайного принуждения личности, преимущественно в экономической конкуренции и политической борьбе, в них применяется комплекс различных способов и средств скрытого принуждения людей.

Управление кризисами базируется на разведывательных методах и технологиях, корнями уходит в то, что называют «разведка корпораций». Или, другими словами, это методы разведки в сочетании со специфическими «кризисными» технологиями, позволяющими непосредственно использовать получаемую разведывательными методами информацию для извлечения прибыли и решения эко­номических задач.

В кризисных технологиях ис­пользуются различные (практически любые) каналы доставки информации. Это могут быть СМИ и МК, внутрифирменные служеб­ные записки, разговоры в компаниях на отдыхе, письма, телефонные звонки и др. При использовании каналов доставки информации применяется принцип «подстраховывающих мероприятий», в соответствии с которым, как правило, используется для создания мнения несколько каналов доставки информации.

Первая часть комплекса кризисных технологий – чисто разведыва­тельные технологии, которые используются всеми разведками мира, а также негосударственными разведывательными структурами (специализированными негосудар­ственными и частными разведывательными фирмами, разведыва­тельными подразделениями крупных компаний или так называемой разведкой корпораций и т.п.).

Вторую часть составляют специфические, собственно кризисные тех­нологии. Сущностью и психологическим содержанием кризисных технологий является тайное принуждение человека. В crisis management'e используется сочетание «мнение + влияние» в совокупности с технологическими приемами, позволяющими создавать нужное мнение и оказывать нужное влияние [39]. Кризисные технологии позволяют сделать это таким образом, чтобы не попасть под уголовное преследование (не выходя за рамки закона и не совершая ничего такого, за что можно было бы привлечь к ответ­ственности).

Основные составные компоненты операции по управлению кризисом [39]:

1. Сбор информации. При сборе информации ищут слабые места, за которые можно «уцепиться» (или которые надо ликвидировать). Определяются сильные сторо­ны, которые надо избегать (или на которые можно опереться). Определяются деловые, личные и другие связи действующих лиц. Снимаются так называемые «зависимости»: кому человек может отказать, если не согласен с его просьбой, а кому – нет; какой человек или структура может подействовать на объект в приказном порядке, а какие – нет. Определяются личные интересы действующих лиц, снимаются психологические характеристики и прогнозируется по­ведение в разных ситуациях. Также определяются каналы получения ими информации, целевые аудитории и т.д.

2. Реинжиниринг. Его цель – повысить эффективность работы фирмы. Реинжини­ринг часто применяется отдельно, вне всякой связи с кризисными технологиями, так как по своей сути это чисто управленческая задача. Но когда реинжиниринг идет в увязке с кризисными программами, управленческие схемы проверяются на так называе­мую «кризисную устойчивость», и в них вносятся соответствую­щие коррективы.

3. Создание мнений на целевых аудиториях. На каждой из целевых аудиторий создается запланированное мнение. Работа идет более «точечно», чем в рекламе или public relation (PR), применяются некоторые специальные технологии.

4. Обеспечение принятия нуж­ных решений – лоббирование. Сrisis management включает в себя технологии обеспе­чения принятия решений на основе созданного мнения. После создания мнения человек уже приведен в состояние, когда он и сам готов принять нужное решение. Для повышения вероятности того, что он это решение реально примет, его акку­ратно и в полном соответствии с законодательством «стимулиру­ют», «подталкивают» к принятию данного решения и одновременно перекрывают возможности для непринятия решения. Этот процесс базируется на знании, учете и использовании личнос­тных характеристик, личных интересов, структуры деловых, дол­жностных и личных связей и пр.
Шантаж
Шантаж как операция информационно-психологической войны известен давно. В последнее время шантаж стал применяться все чаще и чаще именно в контексте информационно-психологических войн.

Шантаж – это создание условий, при которых объект шантажа ставится в ситуацию, при которой отказ от выполнения условий, поставленных субъектом воздействия, может реально повлечь наступление неприемлемых для объекта последствий. Именно неприемлемость для объекта возможных последствий и является основой шантажа, которая делает его сильным и весьма опасным оружием.

Опасность шантажа усиливается еще и тем, что зачастую объект лишен возможности перепроверить правдивость реальности угроз со стороны субъекта. Нередко объект, понимая гипотетичность угроз, все же совершает действия выгодные субъекту, только потому, что получить информацию о том, что субъект блефует, у него нет реальной возможности.

Еще одной особенностью шантажа является то, что далеко не всегда субъект действует открыто. Нередко объект так и не узнает, кто же конкретно его шантажировал.

Все чаще шантаж сопровождается похищением заложников, что до крайности обостряет ситуацию и в значительной мере сковывает активные действия объекта, направленные на нейтрализацию субъекта.

В ситуации применения шантажа объект ставится в положение, когда ему необходимо принять решение о том, принять или отвергнуть предложение шантажиста.

В случае, если субъект использует информацию, компрометирующую объект, последний пытается оценить ущерб, который будет нанесен его имиджу, и те последствия, которые возникать.

Если же шантаж базируется на похищении и удержании заложников – на карту ставится их здоровье, а нередко и жизнь.

По целям шантаж условно можно разделить на:

получение денег;

получение оружия, наркотиков, средств передвижения и т.п.;

побуждение объекта к совершению или к отказу от совершения неких действий.

По содержанию:

политический;

экономический;

психологический;

смешанный.

Мировая практика показывает, что для объекта нет никаких гарантий реализации обещаний субъекта, даже если он абсолютно полностью выполнил все его требования. С другой стороны, отказ от выполнения требований шантажиста также не дает никаких гарантий, что он не приведет свои угрозы в действие.



4.3. Технологии информационно-психологического

воздействия в массовых информационных

процессах
Технологии информационно-психологического воздействия в массовых информационных процессах базируются на использовании возможностей СМИ и МК для воздействия на массовое и индивидуальное сознание аудитории.

Технологии воздействия на общественное сознание через органы СМИ – комплексы методов, приемов, использующихся в СМИ для оказания информационно-психологического воздействия на личность, группу людей и население страны. Эти технологии могут с одинаковым успехом применяться и как средство укрепления психологической стабильности общества, и как оружие для ее разрушения в зависимости от целевых установок инициатора информационно-психологического воздействия и от потенциала, желания объекта воздействия принять эти установки или защищать себя от внешнего информационного «давления» [58], [55, с. 16].

Технологии информационно-психологического воздействия в СМИ используются государством не только против внешнеполитических оппонентов или в поддержку своих союзников за рубежом, но также и для оказания «нужного» информационного влияния на общественное сознание внутри страны.

Основные технологии для воздействия на общественное сознание через органы СМИ:

1. Манипулирование с истинной информацией.

2. Тенденциозный подбор тем и материалов.

3. Распределение эфирного времени, непропорционально истинному значению информационных фрагментов.

4. Фрагментарность представления информации.

5. Намеренно выравненное представление малосравнимых факторов – технология «media amplification».

6. Отвлечение внимания аудитории от действительно значимого, но политически невыгодного для освещения события некачественным представлением информационного материала.

7. Выбор выгодного момента для информирования населения (например, для выброса компрометирующих материалов).

8. Эмоциональное комментирование, представление происходящего.

9. Двухступенчатый коммуникационный поток: использование в комментариях мнений компетентных персон, уважаемых обществом.

10. Использование в качестве телеведущих обаятельных и привлекательных людей, которые наиболее убедительны в случаях, когда большую роль играет субъективное предпочтение («Мнение в конечном счете определяется чувствами, а не рассудком» – Герберт Спенсер).

11. Определенная последовательность предоставления информации: при высказывании противоречивых точек зрения наиболее убедительной является информация, переданная первой.

12. Искусство специализированного монтажа информации (например, совмещение во времени тенденциозного звукового сопровождения и документального видеоряда).

13. Доведение информации лишь до определенной группы населения (например, по территориальному, национальному, религиозному или социальному признаку); этот прием помогает идентифицировать и сформировать группы единомышленников.

14. Транслирование видеоинформации, полученной с применением возможностей компьютерной графики, или/и искусственно синтезированной речи, например, государственных, общественных деятелей.

15. Технология влияния СМИ на деформацию архетипических образов, внедрение в общественное сознание элементов нестабильности, дезорганизованности, хаоса, неуверенности и страха.

16. Использование СМИ как канала доведения до населения, руководства страны нацеленной дезинформации.

17. Технологии манипуляции в СМИ с опросами общественного мнения.

18. Использование СМИ как инструмента непосредственного доведения до общества и отдельных личностей угроз, ультиматумов, «импульсов» диктата и устрашения.

19. «Эффект CNN».

20. Демонстрация в пропагандистских материалах превосходства своей культуры (цивилизации) – является для СМИ ведущих западных стран (в том числе НАТО) важнейшим содержательным элементом информационно-психологического воздействия.

21. Эксплуатация в СМИ всевозможных слухов, которые могут целенаправленно влиять на информационно-психологический климат в обществе.

22. Использование СМИ как инструмента непосредственного доведения до общества и отдельных личностей угроз, ультиматумов, «импульсов» диктата и устрашения.

23. Технология «рефлексивного управления».



Манипулирование с истинной информацией. Одна из технологий для воздействия на общественное сознание через органы СМИ. Обозначается английским термином «truth projection» («проецирование правды») и является одной из наиболее широко распространенных технологий информационно-психологического воздействия на общественное сознание через СМИ. Известно, что информация СМИ лишь отражает как в зеркале действительные события. При этом «зеркало» может иметь свою «кривизну», «прозрачность», «цветовую гамму», «ограниченные размеры» и другие «дефекты», происхождение которых является искусственным. Благодаря, в частности, такому относительно простому трюку, как организованное блокирование в СМИ части информации или запрет на выражение точки зрения противоположной стороны при акцентировании политически выгодных тем, можно вызвать у аудитории реакцию, которая будет неадекватной происходящим в действительности событиям.

Технологии манипуляции в СМИ опросами общественного мнения. Входят в состав технологий для воздействия на общественное сознание через органы СМИ. Основаны на демонстрации в СМИ некорректных результатов опросов, которая может деформировать не только мнение личности, но и общественное мнение. Последовательность и форма вопросов, которые зачастую составляют не социологи, а журналисты, могут стимулировать ответ. Нередко характер ответов зависит не столько от оценки конкретной ситуации, сколько от общего отношения к происходящему вокруг, от предрассудков, бытующих в массовом сознании, от «протестных» стереотипов. Опросы, являясь по существу средством зондирования состояния общества, в принципе позволяют манипулировать общественным мнением.

Технология влияния СМИ на деформацию архетипических образов – одна из технологий для воздействия на общественное сознание через органы СМИ, посредством которой осуществляется внедрение в общественное сознание элементов нестабильности, дезорганизованности, хаоса, неуверенности и страха. Эта технология состоит в воздействии на стереотипы, установки, сложившиеся у населения конкретной страны, в вытеснении из общественного сознания доминирующей национальной идеи, объединяющего морального начала и рассчитана на реализацию в долгосрочном, стратегическом плане.

По К.Г. Юнгу, процесс вытеснения (из сознания в ближние и далее в более глубокие слои бессознательного) осуществляется благодаря «моральному влиянию окружающего». Процессу вытеснения непременно сопутствует процесс ассоциирования в сознании новых впечатлений. Оба процесса проходят непрерывно и у разных личностей по-разному в зависимости от их волевых установок, однако в любом случае «высвобождающаяся психическая энергия» оказывает влияние на психическое и даже физическое состояние личности. При этом, «чувство моральной неполноценности возникает... отнюдь не из столкновения со всеобщим, в известном смысле произвольным моральным законом, а из конфликта с собственной самостью, которая, исходя из чувства душевного равновесия, требует восполнения дефицита».

Восполнение этого дефицита у взрослого населения (далеко не у всех) может происходить путем ассимиляции сознанием «архетипических ресурсов бессознательного». У молодежи таких возможностей меньше – молодой человек ассимилирует скорее новые внешние впечатления (по К.Г. Юнгу, у молодежи соответствующие архетипические формы почти не заполнены). По мнению западных экспертов, СМИ и, в первую очередь, телевидение оказывают огромное влияние на ход указанных процессов.

«Эффект CNN» – одна из технологий для воздействия на общественное сознание через органы СМИ, заключается в демонстрации по телевидению потрясающих психику аудитории актуальных событий в реальном масштабе времени. Благодаря эффекту «присутствия» телезрителя в гуще событий (например, при бомбардировках городов) достигается эмоциональное усиление оказываемого на аудиторию психологического воздействия, которое закрепляется нацеленным комментарием.

Управление рефлексивное – одна из технологий для воздействия на общественное сознание. Психологическая технология, основанная на циклической повторяемости цепочки: воздействие (стимул) – реакция. По К.Г. Юнгу, информационно-психологическое воздействие реализуется через «относительность всего человеческого». Рефлексивное управление – это информационное воздействие на объекты, для описания которых необходимо употреблять такие понятия, как сознание и воля. Такими объектами являются отдельные люди и объединения людей (семья, группа, страна, нация, общество, цивилизация). Рефлексивное управление как термин может пониматься во-первых, как искусство манипуляции людьми и группами людей, во-вторых, как специфический метод социального контроля. Технология главным образом нацелена против узкой группы людей в конкретном государстве, облеченных наибольшими полномочиями, или против отдельных личностей в этой группе. Предполагается, что информационно-психологическое воздействие на руководящие и исполнительные структуры страны приводит минимум к временному замедлению темпа принятия оперативных решений и даже к блокированию основных узлов управленческой структуры государства, и максимум – к принятию элитой власти таких решений, которые благоприятствуют целям и намерениям инициатора информационно-психологи­ческого воздействия.

Специфика рефлексивного управления как технологии (метода) заключается в том, что генерация информационных воздействий опирается не столько на естественную человеческую интуицию, сколько на особую модель управляемого субъекта.

Технология предусматривает создание очень подробного психологического портрета (модели) объекта информационно-психологического воздействия. Модель объекта информационно-психологического воздействия должна отражать не только область его поведения, но и его способность осознавать самого себя и других субъектов, включая и тех, которые пытаются установить контроль над данным объектом воздействия, т.е. должна быть рефлексивной. Изучаются надежные каналы доведения информации до объекта, оценивается его восприимчивость к различным типам внешнего воздействия, в том числе через СМИ. Создается компьютерная модель психологии поведения объекта, его рефлекторного аппарата; по особой программе проигрываются сценарии информационно-психологического воздействия и его последствия. После применения «импульса» информационно-психологического воздействия в реальном масштабе времени происходит оценка близости реакции объекта к целевой установке, и, в случае необходимости, выбирается дополнительное оптимальное воздействие. При этом особое значение для субъекта, реализующего эту технологию, имеют факты, свидетельствующие о действенности информационно-психологического воздействия. Эти факты проявляются в нарушении психической устойчивости объекта воздействия и свидетельствуют об его уязвимости: например, появление бессонницы, ночных кошмаров, повышенной нервозности и раздражительности. Повторяемость циклов информационно-психологического воздействия не лимитируется.

В политических процессах активно используются манипулятивные политические технологии. Все политические технологии манипулирования поведением человека действуют в ограниченном временном и функциональном диапазоне. Степень их эффективности определяется духовной зрелостью людей, их готовностью обманываться. Глубинной основой политических манипулятивных технологий является конструирование мифов, обращение не к разуму человека, а к глубинам подсознания. Люди позволяют собой манипулировать, сбрасывая ответственность за свои поступки на так называемых манипуляторов. Любой человек даже чисто интуитивно, бессознательно всегда чувствует, что им манипулируют, но позволяет себе быть манипулируемым, поскольку именно эта манипуляция дает ему возможность делать то, что он очень хотел бы сделать, но почему-то до сих пор себе не разрешал. В этой сфере в разном порядке используются одни и те же схемы как, например, устройство грандиозных концертных или театрализованных шоу с миллионными вложениями или проведение небольших манифестаций с привлечением к ним внимания СМИ, организация небольших драк и погромов с искусственным раздуванием их значимости для получения несоизмеримого с масштабами происшествия психологического эффекта.

Проблемы манипулирования не исчерпываются политическим маркетингом, включая в том числе акции ориентированного манипулирования, связанные с интересами различных финансово-промышленных групп.

Метод политических мифов – основан на изменении основы ориентации человека, в качестве которой служит складывающаяся в мозгу определенная картина мира, с которой сравниваются явления, наблюдаемые в окружающей среде. Несоответствие ее реальности ведет к неадекватному поведению и, с какой-то степенью вероятности, к гибели организма. Изменение картины мира может происходить внедрением в сознание политических мифов, позволяющих заменить целостное мировоззрение фрагментарным.

Совокупности мифов, входя в мировоззрение, изменяют объективную картину мира, приводя к неадекватному искаженному пониманию реальности, своего рода психическим сдвигам. Миф для управления большими массами людей использует силу воображения. Миф нечувствителен к рациональным аргументам, его нельзя отрицать с помощью силлогизмов.

Для любого воздействия в существующих условиях необходимо присутствие правды и ее определенная дозированность. На этом фоне могут поступать и необходимые порции ложных данных. Но наиболее эффективный метод заключается в расчленении явления, выделении истинных, но единичных фактов, и отождествлении их с самим явлением. Или в более общей постановке вопроса – создании на основе истинных фактов ложной информационной структуры. Сложные образования такого типа носят название политических мифов. Политический миф создается в соответствии с планом. Новые политические мифы не возникают спонтанно, а представляют собой искусственные творения, специалистами в сфере политических и социальных технологий. Мифы могут создаваться точно так же и в соответствии с теми же правилами, как и любое другое современное оружие. Благодаря СМИ, процесс создания мифов резко ускорился. В настоящее время миф – это один из центральных пунктов психологической войны. Картина мира, то есть то, с чем человек сравнивает реальность, из целостной и взаимосогласованной становится фрагментарной, мозаичной, состоящей из набора мифов. Мифы, нарушая целостное мировоззрение, создают мозаичное, распадающееся мышление, формируют ложную картину мира. Люди как бы управляются мифами, которые внедряются через СМИ в их сознание. Эти мифы дают ложную искаженную картину мира и заставляют людей действовать против своих интересов.

В процессе «мифологизации» исчезают реальные человеческие черты и на сцене общественной жизни появляются герои, побеждающие не политических противников или соперников в конкурентной борьбе, а «чудовищ». Для создания и закрепления мифологических образов используются разработки из области психолингвистики, суггестивной лингвистики, нейролингвистического программирования, эриксонианского гипноза, психологии восприятия. Все они отличаются высокой эффективностью воздействия. Свою основную задачу многие политические имиджмейкеры исходя из предпочтений электората понимают как подбор мифологического персонажа для клиента и подгон его «деяния» к соответствующим мифологическим подвигам.
4.4. Технологии информационного воздействия

как инструмент социального управления в системе

государственной информационной политики
Государственная информационная политика (ГИП) как деятельность федеральных органов государственной власти по достижению национальных интересов Российской Федерации в информационно-психологи­ческой сфере реализует свои функции государственного управления системой социально-политических отношений общества через установленные российским законодательствам меры, процедуры и технологии информационно-психологического воздействия на индивидуальное и массовое сознание граждан, отдельных социальных групп, социальных систем и всего общества в целом.

Порядок применения технологий и процедур информационно-психо­логического воздействия, используемых системой органов государственной информационной политики в качестве инструмента государственного социального управления, строго регламентируется действующим российским законодательством.

Как к инструменту ГИП, к технологиям информационно-психологи­ческого воздействия предъявляют следующие требования.

1. Эффективность в выполнении задач и функций ГИП.

2. Технологии должны быть удобными для использования любым субъектом ГИП.

3. Универсальность – технологии должны быть с приемлемой степенью эффективности воздействовать на различные объекты ГИП и обладать способностью к использованию в целях ГИП в различных сочетаниях с другими технологиями, используемыми в ГИП.

Технологии должны быть легко модифицируемы с учетом изменяющихся требований и условий реализации ГИП.

Технологии должны сочетать в себе соответствие принципам гуманизма, нравственности и морали, принципам честной политической борьбы, гарантии безопасности населению страны с высокой степенью интенсивности управляющего воздействия и гарантированным поражением любого источника информационно-психологической агрессии.



<< предыдущая страница   следующая страница >>


izumzum.ru