А. В. Манойло государственная информационная политика в особых условиях монография - polpoz.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Никонова Светлана Игоревна Государственная политика в области идеологии... 5 762.74kb.
1. Правовая политика 3 Конституция РФ 9 1 186.07kb.
Современная государственная политика в отношении военных городков 4 621.52kb.
6. Государственная политика осуществляется в тесном взаимодействии... 1 145.6kb.
Программа телеконференции 1 49.04kb.
Информационная культура 1 52.2kb.
Государственная политика, военная реформа, военные городки, жилищные... 2 621.7kb.
Контрольная работа по дисциплине «Прикладная социология» 1 146.73kb.
«Оперативная информация отдела социальной защиты» 1 23.85kb.
Наумлюк антон Александрович Государственная конфессиональная политика... 2 469.94kb.
Космические технологии инженерной геодезии и кадастра Государственная... 1 12.61kb.
Актуальность темы 1 166.6kb.
1. На доске выписаны n последовательных натуральных чисел 1 46.11kb.

А. В. Манойло государственная информационная политика в особых условиях монография - страница №2/6


Р а з д е л I
Теоретико-методологические основы

информационной политики

В данном разделе представлены теоретико-методологические основы информационной политики как научной дисциплины и особого вида деятельности, разработанные на кафедре информационной политики РАГС: определение, объект и предмет информационной политики, определение научной базы информационной политики как научной дисциплины, роль и место информационной политики в системе научного знания.



г л а в а 1
Информация, ее роль и функции

в социальных системах
В главе исследуются сущность, содержание и свойства информации как предмета регулирования и управления в системе государственной информационной политики, роль и функции информации и информационного обмена в современном мире, ее виды, формы, категории, структура информационных полей и потоков.
1.1. Понятие информации и ее свойства
Информация (от латинского informatio – разъяснение, изложение) – в самом общем понимании представляет собой меру распределения материи и энергии в пространстве и во времени, меру изменений, которыми сопровождаются все протекающие в мире процессы.

В исследованиях, связанных с понятием информации, много нерешенных вопросов. До сих пор длится дискуссия, является ли информация свойством всего материального, или – только живых организмов, или – исключительно разумных, сознательно действующих существ.

В настоящее время известно множество определений информации как результат научной дискуссии и различных подходов к трактовке танного понятия (технического, правового, социального и других), см., например, [16], [22], [23], [38], [51], [63], [72], [74], [75], [77], [78], [117], [120], [121], [124], [131], [133], [143], [152], [165]. Общего определения информации до сих пор не выработано. Определения информации давали такие широко известные ученые, как Н. Винер, Р. Хартли, К. Шеннон, Н. Рашевский и другие. Ниже приведены некоторые из наиболее распространенных определений.

Информация:

фундаментальная первооснова и всеобщее свойство Вселенной, которая существует независимо от нас, проявляется в трехмерном процессе взаимодействия микро- и макропроцессов энергии, движения и массы в пространстве и времени;

результат отражения движения объектов материального мира в системах живой природы;

свойство материи изменяться и отражать это изменение;

сообщение, описание фактов;

новости, новые сведения;

«отраженное разнообразие»;

снятая неопределенность, связанная со случайными процессами, а также с превращением возможности в действительность;

свойство объекта уменьшать неопределенность процесса изменения его состояния во времени;

снятие (устранение) неопределенности, где неопределенность – не­достаточное знание об объектах и явлениях (отождествляется с неин­формированностью субъекта);

уменьшение неопределенно­сти в результате сообщения;

степень модификации структуры входными данными;

передача, основа связи и управления в живой природе и машинах;

сведения о лицах, предметах, событиях, явлениях и процессах независимо от формы их представления, используемые в целях получения знаний, при­нятия решений.

Информация – отражение в психике закона существования мира (психическое отражение мира):

как инвариант обратимых трансформаций поступающего к субъекту сообщения;

инвариант: величина, остающаяся неизменной при тех или иных преобразованиях;

единица, заключающая в себе все основные признаки своих конкретных реализаций;

сведения об окружающем мире и протекающих в нем процессах, воспринимаемые биологическим объектом или специальным устройством.

Информация об объекте есть изменение параметра наблюдателя, вызванное взаимодействием наблюдателя с объектом.

Информация имеет ряд важных особенностей.

1. Собственно об информации можно говорить лишь тогда, когда хотя бы одним объектом в материальном взаимодействии является живой организм. Исходя из этого, информация есть воспринимаемая живым организмом через органы чувств окружающая действительность в виде распределения материи и энергии во времени и в пространстве и процессов их перераспределения.

2. Информация не материальна, хотя ее носителем является материя.

3. Чем сложнее объект материального мира или процесс, тем больше информации он в себе несет.

4. Чем сложнее организм, тем больше вариантов его поведения может соответствовать одной и той же полученной информации.

В отечественной науке сложились две основные концепции восприятия информации как явления – атрибутивная и функциональная.

Сторонники атрибутивной концепции (Б.В. Ахлибинский, Л.Б. Баженов, Б.В. Бирюков, К.Е. Морозов, И.Б. Новик, Л.А. Петрушенко, А.Д. Урсул и др.) считают информацию свойством всех материальных объектов, т.е. атрибутом материи.

Сторонники функциональной концепции (В.В. Вержбицкий, Г.Г. Вдовиченко, И.И. Гришкин, Д.И. Дубровский, Н.И. Жуков, А.М. Коршунов, М.И. Сетров и др.) связывают информацию с функционированием самоорганизующихся систем. Этими самоорганизующимися системами являются живые организмы и, возможно, в будущем кибернетические устройства.

Всякая информация обладает тремя основными параметрами:

количеством;

содержанием;

ценностью.

Количественный момент исследуется в основном математической статистикой, содержательный – семантической теорией. Самую известную формулу количества информации предложил К. Шеннон: количество информации выражается количественным изменением неопределенности в результате сообщения. А. Колмогоров решает проблему алгоритмически: здесь количество информации соответствует сложности алгоритма, переводящего систему из одного состояния в другое. Суть семантического подхода к проблеме: информация есть осмысленные тексты, состоящие из знаков некоторого языка. Существует система, в которой эти знаки различимы и осмысленны (носители информации). Осмысление предполагает, что знаки известны воспринимающей системе (приемнику информации). Последняя должна содержать в себе подсистему, позволяющую объяснить каждое понятие с помощью набора других понятий – так называемый тезаурус. Информация воспринимается приемником посредством цепочки трансляций – перевода тезаурусом знаков языка носителя на язык приемника. На основе полученной таким образом информации система реагирует на окружающий мир. Понятие информации – основное в кибернетической теории Н. Винера и его последователей, утверждающих, что все процессы управления и связи в живой природе, обществе, машинах представляют собой процесс передачи, хранения и переработки информации. Действующий объект поглощает последнюю из окружающего мира и использует ее для выбора правильного поведения. Количество информации есть количество выбора, или отрицательная энтропия – основа и средство борьбы с кибернетическим «шумом», искажающим информацию (в термодинамическом смысле «шум» означает возрастание энтропийного хаоса).

Информация включает содержательную и представительскую составляющие. Содержательная составляющая информации отражает ее сущностную сторону, связанную с отражением реальной действительности. Представительская составляющая определяет форму представления информации для передачи, обеспечения ее адекватного восприятия потребителем.

Информация характеризуется формой представления, содержанием и затратами интеллектуального труда человека на ее создание.

Форма представления информации может быть классифицирована по:

степени упорядоченности;

форме закрепления;

доступности.

Основными свойствами информации являются:

способность воздействовать на психику;

значимость (полнота);

достоверность;

целостность;

адекватность.

Способность воздействовать на психику – неотъемлемое свойство информации. Фундаментальное свойство информации (применительно к человеку) – оторвавшись от объекта отражения существовать самостоятельно, стать содержимым памяти, то есть самостоятельно участвовать в психических процессах, трансформируясь в представления, знания, умения, навыки.

Значимость информации – свойство информации сохранять свою потребительскую ценность для получателя в течение времени, т.е. не подвергаться моральному старению.

Достоверность информации – соответствие полученной информации действительной обстановке. Достоверность достигается:

обозначением времени свершения событий, сведения о которых передаются;

тщательным изучением и сопоставлением данных, полученных из различных источников;

проверкой сомнительных сведений; своевременным скрытием дезинформационных и маскировочных мероприятий;

исключением искаженной информации, передаваемой по техническим средствам.

Целостность информации – это неизменность информации в условиях случайных или преднамеренных действий в процессе эксплуатации информационной системы. Под целостностью информации также понимается актуальность и непротиворечивость информации, ее защищенность от разрушения и несанкционированного изменения.

Адекватность или старение информации – свойство информации утрачивать со временем свою практическую ценность, обусловленное изменением состояния отображаемой ею предметной области.
1.2. Виды информации
Виды информации различают, как правило, по следующим основным характеристикам:

степень упорядоченности;

форма закрепления;

доступность;

содержание (сфера применения, ценность информации от времени, предназначение);

затраты интеллектуального труда человека на создание информации;

По степени упорядоченности различают информацию и документированную информацию.

По форме закрепления информация подразделяется на:

представленную в письменном виде (рукопись, машинопись, нотная запись и т.д.);

в устной форме (публичное исполнение и т.д.);

в виде звуковой или видеозаписи механической, магнитной, цифровой, оптической и т.д.);

в виде изображения (рисунок, эскиз, картина, план, чертеж, кино-, теле-, видеоизображения, компьютерная графика и анимация, фотография и т.д.);

в объемно-пространственной форме (скульптура, модель, макет, сооружение и т.д.).

По доступности информация разделяется на открытую (общедоступную) и ограниченного доступа.

По содержанию информация может быть классифицирована по сфере применения, ценности информации от времени, предназначению.

По сфере применения информация может быть разделена на:

экономическую;

социально значимую;

служебную;

частную;


развлекательную и т.п.

По ценности от времени информация может быть разделена на:

оперативную;

неоперативную;

памятники культуры.

Ценность оперативной информации существенно зависит от времени, прошедшего с момента ее возникновения. Ценность неоперативной информации в меньшей степени зависит от времени. Произведения художественной литературы или искусства могут сохранять свою ценность в течение нескольких лет. Если ценность этих произведений не уменьшается в течение десятков лет, они могут быть отнесены к памятникам культуры.

По предназначению информация в социальных системах подразделяется на:

массовую;

групповую;

индивидуальную.

Массовая информация представляет собой сведения, предназначенные для неограниченного круга лиц. Как правило, форма представления массовой информации – это предназначенные для неограниченного круга лиц печатные, аудио-, аудиовизуальные и иные сообщения и материалы.

Групповая информация ориентирована на использование вполне определенным кругом лиц, имеющих отношение к содержащимся в ней сведениям.

Индивидуальная информация ориентирована на конкретного человека.

В коммуникативных процессах информация как таковая может быть двух типов: побудительная и констатирующая.

Побудительная информация проявляется в форме приказа, совета или просьбы. Она призвана стимулировать какое-то действие. Стимуляцию, в свою очередь, подразделяют на активизацию (побуждение к действию в заданном направлении), интердикцию (запрет нежелательных видов деятельности) и дестабилизацию (рассогласование или нарушение некоторых автономных форм поведения или деятельности).

Констатирующая информация проявляется в форме сообщения и не предполагает непосредственного изменения поведения.

По интеллектуальным затратам человека на создание информации она условно может быть разделена на:

высокоинтеллектуальную;

распорядительную;

бытовую.


С точки зрения способа фиксации информации существуют различные виды документированной информации – т.е. зафиксированной на каком-либо материальном носителе информация с реквизитами, позволяющими ее идентифицировать.

Под носителем информации в общем случае понимается физическое лицо, или материальный объект, в том числе физическое поле, в котором информация находит свое отображение в виде символов, образов, сигналов, технических решений и процессов.

Документирование информации является обязательным условием включения информации в информационные ресурсы. По действующему законодательству Российской Федерации документированная информация с ограниченным доступом по условиям ее правового режима подразделяется на информацию, отнесенную к государственной тайне, и конфиденциальную.

Документированная информация при ее изучении и анализе называется также документальными источниками. Классификация документальных источников возможна по разным критериям: по способу фиксирования информации, по целевому назначению, по степени персонификации, по статусу, по источнику информации и т.д.

Информация может иметь ряд ограничений по доступу к ней, различные условия ее правового режима. В этих случаях необходимо обеспечивать ее защиту от неправомерного доступа, искажений, модификации и прочих противоправных действий. Данный вид информации рассматривается как защищаемая – т.е. информация, являющаяся предметом собственности и подлежащая защите в соответствии с требованиями правовых документов или требованиями, устанавливаемыми собственником информации.

Одним из главных видов информации, защита которой гарантируется на уровне национального законодательства, является конфиденциальная.

Под конфиденциальной информацией понимается документированная информация, ознакомление с которой ограничивается ее собственником или в соответствии с законодательством. Ограничения (установление режима) использования информации определяются законом или собственником информации, которые объявляют о степени (уровне) ее конфиденциальности.

В соответствии с законодательством Российской Федерации к конфиденциальной информации относятся, в частности, такие виды информации, как:

государственная тайна – информация в области военной, внешнеполитической, экономической, разведывательной, контрразведывательной и оперативно-розыскной деятельности, распространение которой может нанести ущерб безопасности государства;

служебная и коммерческая тайна – информация, имеющая действительную или потенциальную коммерческую ценность в силу неизвестности ее третьим лицам, если к ней нет законного доступа на законных (санкционированных) основаниях и обладатель такой информации принимает меры к охране ее конфиденциальности;

банковская, личная и семейная тайна;

тайна переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных или иных сообщений;

тайна усыновления;

информация, являющаяся объектом авторских и смежных прав;

информация, непосредственно затрагивающая права и свободы гражданина, или персональные данные – сведения о фактах, событиях и обстоятельствах жизни гражданина, позволяющие идентифицировать его личность, как правило, включаемые в состав государственных информационных ресурсов, органов местного самоуправления, а также получаемые и собираемые негосударственными организациями.

Законодательством также обеспечивается защита такой информации, как частная – это информация, которая затрагивает ограниченный круг лиц и касается их частной жизни: сведения, раскрывающие реализацию гражданином своих конституционных прав на свободу мысли, совести, собраний, информационной деятельности, о мировоззрении, нравственных ценностях, отношении к религии и т.д.

Действующим законодательством Российской Федерации запрещено относить к информации с ограниченным доступом:

законодательные и другие нормативные акты, устанавливающие правовой статус органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций, общественных объединений, а также права, свободы и обязанности граждан, порядок их реализации;

документы, содержащие информацию о чрезвычайных ситуациях, экологическую, метеорологическую, демографическую, санитарно-эпиде­миологическую и другую информацию, необходимую для обеспечения безопасного функционирования населенных пунктов, производственных объектов, безопасности граждан и населения в целом;

документы, содержащие информацию о деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления, об использовании бюджетных средств и других государственных и местных ресурсов, о состоянии экономики и потребностях населения, за исключением сведений, отнесенных к государственной тайне;

документы, накапливаемые в открытых фондах библиотек и архивов, информационных системах органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, организаций, представляющие общественный интерес или необходимые для реализации прав, свобод и обязанностей граждан.

Информация, не имеющая ограничений по доступу к ней всех заинтересованных лиц, – это открытая информация.

Если информация подверглась модификации, осуществленной в деструктивных целях, то такая информация определяется как искаженная. В социально-политическом аспекте искаженная информация – это информация, претерпевшая под действием определенных способов трансформации и искажения информационных потоков качественные изменения, в результате которых она начинает оказывать негативное воздействие на функционирование политической системы общества. Искаженная информация, таким образом, является деструктивной разновидностью социально значимой информации, искажающей адекватность политической реальности. Трансформация и изменение информации или процессов ее функционирования используется некоторыми субъектами для оказания воздействия на психику людей и их поведение, для психологических манипуляций и оказания манипулятивного воздействия на личность и общество.

Выделяют следующие основные разновидности искаженной информации в сравнении с ее антиподами – «противоположными полюсами» информации, необходимой для нормального функционирования конкретных структурных элементов политической системы общества.

1. «Объективная – фальсифицированная информация». В политической борьбе объективная информация часто сознательно или непроизвольно «фальсифицируется» – подделывается, искажается, подлинное подменяется ложным, что порождает бредовые политические идеи».

2. «Системная – дезориентирующая информация». Под видом системной политической информации может функционировать ее подобие – «информация дезориентирующая», неправильно определяющая положение общества в историческом процессе: экономическом состоянии, отношениях с иными народами и государствами и т.д. Она может порождать сверхценные политические идеи, объективно не заслуживающие такого внимания, которое субъективно они вызывают.

3. «Организованная – деморализующая информация». Организованность информации способствует упорядочиванию нравственных принципов, экономических требований, поведения в нечто целое и гармоничное. Может происходить подмена организованной информации «деморализующей», которая трансформирует нравственные ценности и провоцирует «скачок политических идей», вытекающий из нарушения последовательности умозаключений, утверждений, хаотичности и незавершенности мыслей, непоследовательности и поведения.

4. «Достаточная – энтропийная политическая информация». Вместо краткой, убедительной и доказательной информации в средствах массовой коммуникации появляются всевозможные точки зрения от самых примитивных до самых фантастических и невероятных. Множество газет, политических партий, авторитетов и оракулов на тысячи ладов толкуют элементарные вещи, делая известное – неизвестным, понятное – непонятным, уродливое – красивым, нравственное – безнравственным, ясное – неясным. Причем доминируют наиболее примитивные, мистические и просто бредовые объяснения.

5. «Социализирующая политическая информация» – «политическая дезинформация». В «социализирующей политической информации» отражаются результаты трансформации исходных сведений о социально-политической ситуации и направлениях ее развития в форму ясных, понятных и убедительных для большинства населения новых алгоритмов и стереотипов социального поведения, адекватных социальной действительности. В то же время «социализирующая политическая информация» может подменяться «политической дезинформацией» – ложными сообщениями, которые вводят общественное мнение в заблуждение под видом истинных. Начинается с уничтожения книг и издания новых, с принципиально иными фактами и их трактовкой. В результате действия таких информационных процессов развивается так называемая массовая «бессвязность политического мышления», при котором возможно правильное восприятие частностей, но с утратой способности к логическим выводам и синтезированию частностей в целом. Известные представления, понятия, мысли утрачивают их истинную историческую связь, разрываются. Информационная ткань распадается на бессмысленные фрагменты, из которых составляется новая деформированная картина мира.

6. «Конкретная политическая информация» – «дезорганизующая политическая информация», т.е. расстраивающая систему административного управления, разрушающая общественный порядок и приводящая к развалу хозяйственной и финансовой деятельности. Осуществляется методами «политического резонерства», основными признаками которых являются абсолютно бессодержательные, бедные мыслью программные политические выступления, облеченные во внешне правильную и привлекательную форму.

7. «Практичная информация» – «развращающая политическая информация» побуждает к запрещенным действиям: цель становится всем – неблагие средства используются для достижения результата, право истины замещается правом силы и т.д. Распространение развращающей политической информации порождает феномен «разорванности политического мышления», что с точки зрения психологии является признаком патологии мышления. В этом случае понятия и представления сочетаются друг с другом на основе случайных или формальных признаков.

8. «Необходимая информация» – «дезинтегрирующая политическая информация», под воздействием которой разъединяется целостное общество на соперничающие, противоборствующие части. Люди вдруг обнаруживают под влиянием такой информации неразрешимые противоречия в отношениях со своими недавними соратниками, коллегами, даже родственниками. Крайним следствием результатов воздействия этого вида информации может выступать гражданская война («брат против брата», «сын против отца» и т.д.).

С появлением электронно-вычислительных машин возник такой вид информации, как информация компьютерная – идентифицируемый, имеющий собственника элемент информационной системы.

Одно из первых определений компьютерной информации принадлежит Н. Винеру. Компьютерная информация – это информация, которая передается, обрабатывается и хранится с использованием электронно-вычислительной техники. Она может быть перенесена в пространстве, сохранена во времени, передана другому субъекту или техническому устройству, подвергнута иным операциям.

Существуют и другие определения для данного термина. Ниже перечислены некоторые из них.

Компьютерная информация это:

сведения (данные) о лицах, предметах, фактах, событиях, явлениях и процессах, которые представлены в специальном, понятном машине, виде, пригодном для их автоматизированной обработки, хранения и передачи, находятся на машинном носителе, в памяти ЭВМ или циркулируют по каналам связи, объединяющим ЭВМ в единую систему или сеть, и имеют собственника;

сведения, знания или набор команд для использования в ЭВМ или управления ею, находящиеся в ЭВМ или на машинных носителях, идентифицируемый элемент информационной системы, имеющий собственника, установившего правила ее использования;

сведения (данные) о лицах, предметах, фактах, событиях, явлениях и процессах, подлежащие вводу в ЭВМ, хранимые в ее памяти, обрабатываемые на ЭВМ и выдаваемые пользователям;

информация, представленная в специальном (машинном) виде, предназначенном и пригодном для ее автоматизированной обработки, хранения и передачи, находящаяся на материальном носителе и имеющая собственника, установившего порядок ее создания (генерации), обработки, передачи и уничтожения;

информация, зафиксированная на машинном носителе или передаваемая по телекоммуникационным каналам в форме, доступной восприятию ЭВМ;

документированная информация, хранящаяся в памяти ЭВМ или управляющая ею;

информация на машинном носителе, в ЭВМ, системе или сети ЭВМ;

информация, которая передается, обрабатывается и хранится с использованием электронно-вычислительной техники.

По мнению ряда специалистов, ограничивать место содержания компьютерной информации только ЭВМ или машинными носителями не оправданно, так как в настоящее время находят широкое распространение автоматизированные информационные системы, построенные на сети ЭВМ, объединённых по радиоканалу.

Компьютерная информация в общем случае может содержаться (находиться) как на машинном носителе, так и в памяти ЭВМ, циркулировать по каналам связи, объединяющим ЭВМ в единую систему или сеть.

В ряде случаев вместо термина «компьютерная информация» используется термин «машинная информация», под которой, как правило, понимают информацию, циркулирующую в вычислительной среде, зафиксированную на физическом носителе в форме, доступной восприятию ЭВМ, или передающуюся по телекоммуникационным каналам; сформированную в вычислительной среде и пересылаемую посредством электромагнитных сигналов из одной ЭВМ в другую, из ЭВМ на периферийное устройство, либо на управляющий датчик оборудования.
1.3. Социальная информация
К социальной информации относится любая информация, циркулирующая в обществе, которая обеспечивает выполнение им функций именно как социальной системы. Соответственно, если эти функции обеспечивает любой из вышеперечисленных видов информации, ее можно рассматривать и как социальную.

При этом для общества можно выделить некоторую информацию, имеющую для его членов наибольшее значение. Такая информация называется социально значимой.

Социально значимая информация – это информация, включающая в себя помимо всего следующие сведения:

о состоянии экономической сферы;

об интересующих значительное количество людей событиях общественной жизни внутри страны и за рубежом;

о деятельности политических партий и движений, лидеров общества и государства;

о рынке труда и капитала и т.д.

В общем виде социально-психологическая информация – это преломленная в субъективном пространстве сознания социально значащая тема, ставшая социально-психологическим феноменом, объединяющим семантику, эстетику и энергетику. Социально-психологическая информация имеет свое собственное информационное пространство, сформированное из специфических информационных полей, коррелирующее с иными пространствами и полями (социальными и психологическими).


1.4. Информационный обмен в социальных системах
Информационный обмен в социальных системах основан на взаимодействии, т.е. на процессе взаимного (совместного) воздействия – непосредственного или опосредованного – объектов (субъектов) друг на друга, порождающего их взаимную обусловленность и связь.

С точки зрения философии, взаимодействие – это универсальная форма развития объективного мира, определяющая существование и структурную организацию любой материальной системы. Взаимодействие как материальный процесс сопровождается передачей материи, движения и информации. Оно относительно, осуществляется с определенной скоростью и в определенном пространстве-времени. Психологическая наука рассматривает взаимодействие как процесс влияния людей друг на друга, порождающий их взаимные связи, отношения, общение, совместные переживания и совместную деятельность.

Под информационным обменом в общем случае понимается передача и получение информационных продуктов, а также оказание информационных услуг.

В организационно-правовом аспекте информационный обмен в социальной системе представляет собой передачу информации ее собственником (собственником информационных ресурсов, на которых эта информация базируется) пользователю.

Собственник информации – это субъект, в полном объеме реализующий полномочия владения, пользования, распоряжения информацией в соответствии с законодательными актами.

Собственник информационных ресурсов, информационных систем, технологий и средств их обеспечения – это субъект, в полном объеме реализующий полномочия владения, пользования, распоряжения указанными объектами.

Пользователь информации – субъект, обращающийся к информационной системе, посреднику за получением необходимой ему информации и пользующийся ею. Пользователь (потребитель) информации, средств международного информационного обмена – субъект, обращающийся к собственнику или владельцу за получением необходимых ему информационных продуктов или возможности использования средств международного информационного обмена и пользующийся ими. Пользователь, имеющий право доступа к системе обработки или передачи информации, называется абонентом.

В процессе информационного обмена осуществляется доступ к информации, который представляет собой специальный тип взаимодействия между субъектом и объектом, в результате которого создается поток информации от одного к другому. Доступ к информации включает в себя ознакомление с информацией, ее обработку, в частности, копирование, модификацию или уничтожение информации. Доступ к информации предполагает получение субъектом возможности ознакомления с информацией, в том числе при помощи технических средств. Представление субъекту некоторых прав доступа к информационному обмену называется авторизацией.

Получение информации (добывание информации) в процессе информационного обмена – это действия, связанные со сбором, обработкой и анализом фактов, связанных со структурой, свойствами и взаимодействием объектов и явлений, извлекаемых из поступающих сигналов и знаков.

Существуют следующие виды информационного обмена:

информационный обмен в технических системах;

информационный обмен в социальных системах.

Характерной особенностью информационного обмена в технических системах является то, что основными субъектами коммуникации являются технические устройства и программные продукты, осуществляющие обмен информацией в процессе своего функционирования. Человек (оператор) осуществляет в этом случае, как правило, функции общего контроля и управления работой технических систем.

Наиболее существенная особенность информационного обмена в социальных системах состоит в том, что главными субъектами этого процесса являются люди и социальные группы, а роль технических устройств – хранение, передача и автоматизированная обработка информации для представления ее в наиболее удобном для человеческого восприятия виде.

При информационном обмене в социальных системах возможны различные режимы работы с информацией, которые основаны на установленных правилах, нормах работы с информацией. В сфере массового информационного обмена в обществе различают следующие режимы работы с информацией:

ситуативный (хроника – оперативное информационное освещение текущих событий в режиме времени, близком к реальному);

проектный – предполагает существенный временной объем на реализацию данного режима, используется при программировании, придумывании, режиссировании ситуации и ее информационного освещения – наиболее подходит для планирования и проведения информационно-психологических операций.

Распространение информации в обществе проходит через своеобразный «фильтр доверия – недоверия». Подобный фильтр действует так, что истинная информация может оказаться не принятой, а ложная – принятой. Существуют средства, способствующие принятию информации и ослабляющие действие фильтров. Совокупность этих средств называют фасцинацией. Примером фасцинации может быть музыкальное, пространственное или цветовое сопровождение речи. В процессе информационного обмена в обществе перед участниками общения стоит задача не только обменяться информацией, но и добиться ее адекватного понимания партнерами.

Основой информационного обмена в социальных системах является информационная деятельность – деятельность субъектов коммуникации по производству, использованию и передаче информации. В процессе информационной деятельности возникают информационные отношения – т.е. общественные отношения, складывающиеся в процессе сбора, обработки, хранения, передачи и распространения информации. Информационные отношения регулируются нормами права. Информационные правоотношения возникают в результате реализации субъектами информационной деятельности прав и свобод, предусмотренных действующим законодательством.

Информационные правоотношения в социальной системе – это урегулированные нормами права общественные отношения в сфере информационной деятельности (информационного обмена), участники которых (лица или организации) выступают как носители юридических прав и обязанностей.

В ходе информационного обмена в социальной системе возникают и протекают информационные процессы – т.е. процессы создания, сбора, обработки, накопления, хранения, поиска, передачи, получения, использования и уничтожения, распространения и потребления информации.

Информационный процесс в обществе (социуме) представляет собой совокупность единства многообразия различных потоков воспроизводства, восприятия, оценки, выработки, отношения, диспозиции и позиции к информации и формирования на этой основе мотивов социального поведения. Информационный процесс – это сложное переплетение осознанного и неосознанного воздействия источника информации на все уровни человеческой психики: от биопсихологических до уровня общественного сознания.

Информационный процесс может рассматриваться:

1) в качестве объекта аналитической работы;

2) главным образом, в плане информационного воздействия на население, где определенную роль играют СМИ, где существенное место занимает информационное воздействие на массовое сознание, информационно-психологические войны;

3) как средство государственного управления.

Совокупность разного рода информационных процессов, информационных систем, системы массового сознания и психики создают систему более сложного порядка – информационное пространство.

Главной составляющей, основой информационных процессов, является коммуникация.

Коммуникация – это:

передача информации (идей, образов, оценок, установок) от лица к лицу, от одной культурной единицы к другой;

линия или канал, соединяющие участников обмена информацией;

взаимодействие, с помощью которого информация передается и принимается; процесс передачи и приема информации.

В процессе коммуникации осуществляются:

взаимное влияние людей друг на друга;

обмен различными идеями, интересами, настроениями, чувствами.

Коммуникация между людьми имеет ряд специфических особенностей:

в ней предполагаются наличные отношения двух индивидов, каждый из которых является активным субъектом (при этом взаимное их информирование предполагает налажива­ние совместной деятельности);

обеспечивается возможность взаимного влияния партнеров друг на друга посредством системы знаков;

коммуникативное влияние осуществляется лишь при наличии единой или схожей системы кодификации и декодификации у коммуникатора (человека, направляющего информацию) и реципиента (человека, принимающего ее);

существует вероятность возникновения коммуникативных барьеров (в этом случае четко выступает связь, существующая между общением и отношением).

Коммуникация осуществляется по каналу, который включает в себя средства или пути, с помощью которых и по которым передается информация в коммуникативном процессе (процессе общения) между коммуникатором и реципиентом (аудиторией). Для практического осуществления коммуникации используется наличествующий канал связи – физическая среда передачи информации. Если информация передается с использованием технических средств, то речь идет о такой разновидности канала связи, как канал передачи данных – физическая среда, по которой передается информация из одного технического устройства в другое.

Если в процессе информационного обмена по каналу коммуникации происходит не просто ее передача от одного участника коммуникации к другому, а распространение в рамках социальной системы или ее значимой части, то можно говорить о наличии канала распространения информации.

Канал распространения информации (информационный канал) – это физический путь от источника информации к потребителю (потребителям) информации – реципиенту (аудитории). К каналам распространения информации в обществе относятся прежде всего средства массовой информации и массовой коммуникации, а также каналы межличностного и группового общения.

В зависимости от количества участников информационного обмена и способов распространения информации выделяются каналы межличностной и массовой коммуникации.

В коммуникации по межличностному каналу (межличностной коммуникации) как особая проблема выделяется интерпретация сообщения, поступающего от коммуникатора к реципиенту, так как:

1) форма и содержание сообщения существенно зависят от личностных особенностей самого коммуникатора, его представлений о реципиенте и от отношения к нему, а также от всей ситуации, в которой протекает общение;

2) посланное им сообщение не остается неизменным – оно трансформируется, изменяется под влиянием индивидуально-психологических особенностей личности реципиента, а также отношения последнего к автору, самому тексту и ситуации общения.

Важной особенностью коммуникации между людьми в информационном обществе является возможность использовать такие каналы связи, как аппаратные и в некоторых каналах программные средства передачи информации, обеспечивающие информационный обмен не зависимо от разделяющего его участников расстояния.

Каналы средств массовой информации и массовой коммуникации (СМИ и МК) являются одновременно средством интерактивной коммуникации между властью, политической и экономической элитой и остальным обществом, а также односторонним инструментом информационно-психологи­ческого воздействия их владельцев на потребителей информации. Зачастую это воздействие осуществляется помимо воли адресата, например, когда информирование выступает в роли некоего фона в местах, где человек в то или иное время вынужден находиться. Что бы по этим каналам не распространялось, человек не может повлиять на источник информационно-психологического воздействия и, таким образом, вынужден воспринимать информацию, в которую вплетены психологические манипуляции.

Имеющиеся в обществе пути распространения информации, характерные для данного общества или его сегментов, называются сетями. К ним относятся следующие.

1. Социальные сети, куда подпадают ключевые коммуникаторы.

2. Сети обсуждения, в рамках которых информация превращается из публичной в индивидуальную (информация не будет эффективной, если ее не будет сопровождать процесс обсуждения).

3. Коммуникативные сети в качестве принятых в том или ином обществе способов выдачи информации.

4. Сети достоверности, где происходит не потеря, а усиление достоверности сообщения.

С точки зрения рассмотрения человека и общества как информационных самообучающихся систем, в них можно выделить следующие типы сетей.

1. С-сети – информационные самообучающиеся системы, в которых освоение информации происходит благодаря рождению элементов в системе.

2. СР-сети – информационные самообучающиеся системы, в которых освоение информации происходит благодаря гибели и рождению элементов системы.

3. Р-сети – информационные самообучающиеся системы, в которых освоение информации происходит благодаря разрушению элементов системы.

Главными участниками информационного обмена в массовой коммуникации являются коммуникатор и аудитория.

Коммуникатор (в широком понимании этого слова) – это совокупная фигура, символизирующая все атрибуты источника информации: сбор информации, ее обработка и распространение (передача). Применительно к сфере информационной политики и информационно-психологического противоборства коммуникатор – специалист, обладающий знаниями и навыками по планированию, организации и проведению мероприятий массового информирования (информационно-психологического воздействия), владеющий технологиями управления информационными процессами и манипулирования информацией, а также управления поведением социальных систем (объектов) – людей, социальных групп, общества. Коммуникатор по сравнению с объектом воздействия (аудиторией) обладает заведомым преимуществом. Могущество современного коммуникатора – в его комплексности, системности, масштабности и целенаправленности, что связано со следующими причинами.

Во-первых, информационные сообщения готовятся специалистами, прошедшими соответствующую подготовку и ориентирующимися на особенности восприятия той или иной информации. Использование определенных механизмов психики людей позволяет во многом предвосхитить необходимую реакцию аудитории.

Во-вторых, время сообщения информации, канал ее распространения и другие особенности доставки адресату, не являются случайными, а диктуются определенным расчетом, который осуществляется соответствующими специалистами.

В-третьих, лицо непосредственно излагающее информацию (диктор, ведущий, комментатор), подбирается и подается таким образом, чтобы вызвать у аудитории симпатию, желание слушать (смотреть, читать) именно его, а не другого человека. Так решается задача привязки аудитории к эмоционально близкому, персонифицированному источнику информации (коммуникатору).

В-четвертых, существует широкий спектр эффектов и приемов (начиная от подпорогового влияния на психику и кончая эксплуатацией базовых потребностей индивида), использование которых притягивает человека к экрану, заставляет купить определенный журнал, газету или сделать иной выбор источника информации.

Во время коммуникативного процесса можно выделить три позиции коммуникатора:

открытую (когда коммуникатор открыто объявляет себя сторонником излагаемой точки зрения, оценивает различные факты в ее подтверждение);

отстраненную (когда коммуникатор держится подчеркнуто нейтрально, сопоставляет противоречивые точки зрения, не исключая ориентации на одну из них, но не заявленную открыто);

закрытую (когда коммуникатор умалчивает о своей точке зрения, даже прибегает иногда к специальным мерам, чтобы скрыть ее).

Аудитория (публика, реципиент) – люди, которые воспринимают информацию. Аудитория (публика) должна обладать такими коммуникативными навыками, как нерефлексивное и рефлексивное слушание.

Нерефлексивное слушание – или внимательное молчание – применяется на этапах постановки проблемы, когда она только формируется говорящим, а также тогда, когда цель общения со стороны говорящего – «излить душу», эмоциональная разрядка.

Рефлексивное слушание используется в ситуациях, когда говорящий нуждается не столько в эмоциональной поддержке, сколько в помощи при решении определенных проблем.

Существует несколько видов классификации аудитории. Так, аудитория может быть поделена на:

«непублику» – часть аудитории, минимально включенную в коммуникацию;

«сознающую публику» – которая понимает, что она зависит от воздействия других, но не высказывает этого;

«латентную» – не замечающую своей связи с другими людьми и организациями в коммуникативной ситуации;

«активную публику» – которая включается в коммуникативные и организационные структуры для исправления ситуации.

В теории коммуникации известно несколько подходов к определению публики.

1. Географический – указывает на место проживания, но не дает разграничений внутри этих рамок. В этом плане помогает информация о почтовых, телефонных кодах, границах городов, районов и т.д.

2. Демографический – определение по полу, возрасту, образованию, семейному статусу, доходам. Этот подход также часто не объясняет, почему люди ведут себя так или иначе.

3. Психографический – психологические типы, жизненные типы, оценки, которые в комбинации с другими характеристиками лучше помогают понять аудиторию.

4. Скрытая сила – определение закулисных участников ситуации, которые реально управляют ею.

5. Должности – должностные роли, а не люди часто определяют поведение.

6. Репутация – это определение лидеров мнений в группах, от которых в сильной степени зависит выработка общего решения.

7. Членство – определение вхождения людей в те или иные социальные группы (например, принадлежность к партии). Соответственно, члены тех или иных социальных образований читают прессу, связанную с их организациями.

8. Роль в принятии решений – это определение наиболее активных участников, от которых зависит, какое решение будет принято.

Для того, чтобы у аудитории не возникало ощущения одностороннего воздействия и комплекса «безучастности адресата», современными СМИ и МК широко практикуются психологические «привязки» к информационному каналу, которые представляют собой способы обратной связи в различных формах (звонки в студию во время прямого эфира, выбор по телефону варианта ответа на поставленный вопрос и др.). Подобные приемы зачастую являются лишь способами формирования общественного мнения, а не его реальным отражением, т.е. разновидностью манипуляции, построенной на возникновении у адресата воздействия иллюзии участия в информационном процессе.

Для того, чтобы избежать возможных негативных последствий от деструктивных действий в процессе информационного обмена, осуществляется правовое регулирование информационных процессов в обществе.

В Российской Федерации законодательством регулируются следующие действия, совершаемые с информацией:

сбор и поиск (в том числе доступ к ней);

накопление и хранение;

защита;

распространение и предоставление;



непредоставление;

копирование;

уничтожение;

изменение (модификация);

блокирование;

хищение, изъятие и утрата.

Целью правового регулирования и организационных мер в отношении информации, вовлеченной в информационный обмен, является ее безопасность.

Безопасность информации это:

1) состояние информации, информационных ресурсов и информационных и телекоммуникационных систем, при котором с требуемой вероятностью обеспечивается защита информации;

2) состояние защищенности информации, обрабатываемой средствами вычислительной техники или автоматизированной системы от внутренних или внешних угроз.

Безопасность обеспечивается путем защиты информации от случайного или преднамеренного доступа лиц, не имеющих на это права, ее получения, раскрытия, модификации или разрушения. Реализация требований и правил по защите информации, поддержанию информационных систем в защищенном состоянии, эксплуатация специальных технических и программно-математических средств защиты и обеспечение организационных и инженерно-технических мер защиты информационных систем, обрабатывающих информацию с ограниченным доступом в негосударственных структурах, осуществляется службами безопасности информации.

Существует ряд определений термина «защита информации», которые отражают различные подходы к ее обеспечению.

Под защитой информации может пониматься следующее.

1. Деятельность, направленная на предотвращение утечки защищаемой информации, несанкционированных и непреднамеренных воздействий на защищаемую информацию.

2. Комплекс мероприятий, проводимых с целью предотвращения утечки, хищения, утраты, несанкционированного уничтожения, искажения, модификации (подделки), несанкционированного копирования, блокирования информации и т.п.

3. Организационные, правовые, технические и технологические меры по предотвращению угроз информационной безопасности и устранению их последствий.

На национальном уровне осуществляется прежде всего правовая защита информации – специальные правовые акты, правила, процедуры и мероприятия, обеспечивающие защиту информации на правовой основе.

Целями защиты информации, как правило, являются:

предотвращение утечки, хищения, утраты, искажения и подделки информации;

предотвращение угроз безопасности личности, общества и государства;

предотвращение несанкционированных действий по уничтожению, модификации, искажению, копированию, блокированию информации;

защита конституционных прав граждан на сохранение личной тайны и конфиденциальности персональных сведений;

сохранение государственной тайны и конфиденциальности информации.

Выделяют также ряд видов защиты информации в зависимости от особенностей источников угроз и возможных способов их реализации.

По источникам угроз защита информации осуществляется от неправомерных действий любого заинтересованного субъекта, которым может быть: государство; юридическое лицо; группа юридических и/или физических лиц, отдельное физическое лицо (наиболее общий случай).

По возможным способам реализации угроз:

защита информации от непреднамеренного воздействия – деятельность, направленная на предотвращение воздействия на защищаемую информацию ошибок ее пользователя, сбоя технических и программных средств информационных систем, природных явлений или иных нецеленаправленных на изменение информации мероприятий, приводящих к искажению, уничтожению, копированию, блокированию доступа к информации, а также к утрате, уничтожению или сбою функционирования носителя информации;

защита информации от несанкционированного воздействия – деятельность, направленная на предотвращение воздействия на защищаемую информацию с нарушением установленных прав и (или) правил на изменение информации, приводящего к ее искажению, уничтожению, блокированию доступа к информации, а также к утрате, уничтожению или сбою функционирования носителя информации;

защита информации от несанкционированного доступа – деятельность, направленная на предотвращение получения защищаемой информации заинтересованным субъектом с нарушением установленных правовыми документами или собственником, владельцем информации прав или правил доступа к защищаемой информации;

защита информации от воздействия на нее технических средств, приводящего к ее хищению, искажению, уничтожению (в том числе путем вывода из строя технических устройств – носителей информации) с помощью соответствующих технических средств;

защита информации от разглашения – деятельность, направленная на предотвращение несанкционированного доведения защищаемой информации до потребителей, не имеющих права доступа к этой информации;

защита информации от утечки – деятельность, направленная на предотвращение неконтролируемого распространения защищаемой информации в результате ее разглашения, несанкционированного доступа к информации и получения защищаемой информации заинтересованным в этом субъектом (злоумышленником).



Г л а в а 2

<< предыдущая страница   следующая страница >>


izumzum.ru