А. В. Манойло государственная информационная политика в особых условиях монография - polpoz.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Никонова Светлана Игоревна Государственная политика в области идеологии... 5 762.74kb.
1. Правовая политика 3 Конституция РФ 9 1 186.07kb.
Современная государственная политика в отношении военных городков 4 621.52kb.
6. Государственная политика осуществляется в тесном взаимодействии... 1 145.6kb.
Программа телеконференции 1 49.04kb.
Информационная культура 1 52.2kb.
Государственная политика, военная реформа, военные городки, жилищные... 2 621.7kb.
Контрольная работа по дисциплине «Прикладная социология» 1 146.73kb.
Наумлюк антон Александрович Государственная конфессиональная политика... 2 469.94kb.
«Оперативная информация отдела социальной защиты» 1 23.85kb.
Космические технологии инженерной геодезии и кадастра Государственная... 1 12.61kb.
Актуальность темы 1 166.6kb.
1. На доске выписаны n последовательных натуральных чисел 1 46.11kb.

А. В. Манойло государственная информационная политика в особых условиях монография - страница №1/6

www.koob.ru




А.В. МАНОЙЛО

ГОСУДАРСТВЕННАЯ ИНФОРМАЦИОННАЯ ПОЛИТИКА
В особых УСЛОВИЯХ

Монография

Москва 2003

ББК 66.2(2Рос)

М 23

УДК 327.54


Рецензенты:

заведующий кафедрой информационной политики Российской академии государственной службы при Президенте Российской Федерации, д-р фило­соф. наук, проф. В.Д. Попов; заведующий кафедрой общей юриспруденции и правовых основ безопасности факультета защиты информации Московского инженерно-физического института, акад. РАЕН, д-р юрид. наук, проф. А.А. Фатьянов; заместитель начальника Управления проблем информацион­ной безопасности Совета Безопасности России, чл.-кор. академии криптогра­фии РФ, д-р техн. наук, проф. А.А. Стрельцов; советник УК Администрации Президента Российской Федерации, д-р психолог. наук Г.В. Грачев


Манойло А.В.

М 23 Государственная информационная политика в особых условиях: Монография. М.: МИФИ, 2003. – 388 с.


В монографии представлена разработанная автором концепция информационного противоборства и государственной информационной политики в условиях угрозы использования иностранными государствами арсенала сил, средств и методов информационно-психологической войны в политических целях. В данной концепции информационно-психологическая война рассматривается как инструмент политического воздействия и средство достижения политических целей. Показан новый подход к определению внутренней структуры психологических операций как комбинации основных ее элементов – дезинформирования, лоббирования, манипулирования, шантажа и управления кризисами. Представленная в монографии характеристика системы социальных и политических отношений современного информационного общества и основных факторов, оказывающих влияние на ее формирование и развитие, позволяет рассматривать эту систему в качестве среды организации и проведения информационно-психологических операций. Большое внимание уделяется роли СМИ в тайных операциях информационно-психологической войны.

Монография может быть интересна для государственных служащих, участвующих в разработке и реализации государственной информационной политики, сотрудников специальных служб, правоохранительных и следственных органов, работающих по линии обеспечения информационно-психологической безопасности, работников подразделений по связям с общественностью (PR-структур) финансово-промышленных корпораций, политологов и политтехнологов, журналистов и аналитиков СМИ, научных сотрудников, преподавателей, студентов и аспирантов, научные интересы которых лежат в сфере информационно-психологической безопасности.


ББК 66.2(2Рос)
ISBN 5 – 7262 – 0510 – 3 © А.В. Манойло, 2003

О Г Л А В Л Е н и е

Введение 8
Раздел I. Теоретико-методологические основы

информационной политики 29
Глава 1. Информация, ее роль и функции

в социальных системах 29


1.1. Понятие информации и ее свойства 29

1.2. Виды информации 33

1.3. Социальная информация 40

1.4. Информационный обмен в социальных системах 41


Глава 2. Массовая коммуникация

в социальных системах 51


2.1. Массовая коммуникация как социальное явление 51

2.2. Роль и функции массовой коммуникации

в системе общественно-политических отношений 53

2.3. Управление массовой коммуникацией 54


Глава 3. Информационное пространство 71
3.1. Понятие информационного пространства 71

3.2. Свойства информационного пространства 75

3.3. Структура информационного пространства 78

3.4. Субъекты деятельности в информационном пространстве 86

3.5. Роль и функции информационного пространства

в современном мире 94

3.6. Информационное пространство как объект управления

в системе государственной информационной политики 94


Глава 4. Технологии информационного воздействия

в социальных системах 97


4.1. Психологическое воздействие как средство

управляющего воздействия в социальных системах 97

4.2. Виды информационно-психологического воздействия 103

4.3. Технологии информационно-психологического воздействия

в массовых информационных процессах 116

4.4. Технологии информационного воздействия как инструмент

социального управления в системе государственной

информационной политики 122

Глава 5. Информационная политика 123
5.1. Определение, объект и предмет информационной политики 123

5.2. Научная база информационной политики 125

5.3. Методологические основы информационной политики 125

5.4. Информационная политика в системе научного знания 126


Основные выводы и заключения к разделу I 127
РАЗДЕЛ II. Система социальных и политических

отношений современного информационного общества

как среда организации и проведения тайных операций

информационно-психологической войны 135
Глава 6. Информационно-психологические конфликты

в современном информационном обществе 136


6.1. Условия, тенденции и закономерности возникновения

и эволюционного развития острых конфликтных ситуаций

в сфере информационно-психологических отношений 138

6.2. Основные этапы возникновения и развития конфликтов

в современном информационном обществе 141

6.3. Информационно-психологическая безопасность

современного информационного общества 144

6.4. Информационно-психологический конфликт как средство

достижения политических целей 151
Глава 7. Система политических отношений

в современном информационном обществе 152


7.1. Влияние политических конфликтов

на информационно-психологическую безопасность

современного общества 156

7.2. Безопасность политической системы современного

информационного общества 163

7.3. Политические процессы и конфликты как приоритетный объект

тайного информационно-психологического управления 166

7.4. Технологии информационно-психологического воздействия

как приоритетный инструмент политической борьбы

в современном информационном обществе 169


Глава 8. Государственная информационная политика 172
8.1. Информационная безопасность Российской Федерации 173

8.2. Информационно-психологическая безопасность

Российской Федерации 186

8.3. Определение, сущность и содержание

государственной информационной политики 191

8.4. Предмет государственной информационной политики 196

8.5. Объекты и субъекты государственной информационной политики 196

8.6. Государственная информационная политика как часть

системы государственного управления 199
Глава 9. Факторы, оказывающие влияние на формирование

государственной информационной политики 201


9.1. Идеология построения информационного общества 201

9.2. Глобализация и ее информационные составляющие 202

9.3. Геополитическая конкуренция в информационном пространстве 205

9.4. Информационное противоборство

и информационно-психологическая война 210
Основные выводы и заключения к разделу II 211
Раздел III. Информационно-психологическая война

в системе политических отношений современного

информационного общества 222
Глава 10. Информационно-психологическая война

как социальное явление 223


10.1. Эволюция политических форм, средств и методов

информационно-психологического противоборства 224

10.2. Информационно-психологическая война как форма

эскалации межгосударственных конфликтов 239

10.3. Средства и способы ведения информационно-психологической

войны. Информационное оружие 253

10.4. Тайные операции как организационная форма реализации

концепции информационно-психологической войны 258

10.5. Правовая характеристика операций

информационно-психологической войны 259


Глава 11. Концепция информационного противоборства

и информационно-психологической войны 264


11.1. Приоритеты геополитической конкуренции

в информационном пространстве 265

11.2. Информационное противоборство 275

11.3. Информационная асимметрия 278

11.4. Информационное доминирование 280

11.5. Объекты информационного противоборства 280

11.6. Субъекты информационного противоборства 281

Государства, их союзы и коалиции 282

Международные организации 283

Негосударственные незаконные вооруженные формирования

и организации террористической, экстремистской,

радикальной политической, радикальной религиозной

направленности 283

Транснациональные корпорации 284

Виртуальные социальные сообщества 288

Средства массовой информации и массовой коммуникации 294

Виртуальные коалиции 298

11.7. Внешнее управление информационно-психологическими

процессами 298

11.8. Информационно-психологическая экспансия 300

11.9. Информационно-психологическая агрессия 300

11.10. Информационное оружие 303

11.11. Информационно-психологическая война как средство

достижения политических целей 310

11.12. Информационно-психологические операции

как организационная форма реализации концепции

информационно-психологической войны 317

11.13. Информационное сдерживание 321


Основные выводы и заключения к разделу III 322
Раздел IV. Государственная информационная

политика в особых условиях 329
Глава 12. Особые условия реализации

государственной информационной политики 329


12.1. Виды особых условий 330

12.2. Характер влияния особых условий

на государственную информационную политику 333

12.3. Основные причины необходимости изменения характера

и содержания государственной информационной политики

для обеспечения требуемой эффективности в особых условиях 334

12.4. Роль и место государственной информационной политики

в особых условиях в общей системе государственной

информационной политики 335
Глава 13. Информационно-психологическая безопасность

личности, общества и государства в условиях

информационно-психологической войны 336
13.1. Интересы личности, общества и государства в условиях

угрозы информационно-психологической войны 336

13.2. Безопасность личности, общества и государства в условиях

информационно-психологической войны 337

13.3. Виды угроз безопасности личности, общества и государства

в условиях информационно-психологической войны 343

13.4. Источники угроз безопасности личности, общества и государства

в условиях информационно-психологической войны 347


Глава 14. Государственная информационная политика

в особых условиях 349


14.1. Концепция государственной информационной политики

в условиях информационно-психологической войны 349

14.2. Государственная информационная политика

в условиях информационно-психологической войны 351

14.3. Отрасли государственной информационной политики

в условиях информационно-психологической войны 355

14.4. Государственная система информационного противоборства 357

14.5. Противодействие информационно-психологической

агрессии (войне) на ранних стадиях 359

14.6. Быстрое реагирование на внезапно выявленные акции

(мероприятия) информационно-психологической

агрессии (войны) 364

14.7. Информационно-психологическая борьба в условиях

информационно-психологической войны 366

14.8. Практические рекомендации по формированию системы

государственной информационной политики в особых условиях 366


Основные выводы и заключения к разделу IV 368
Основные выводы и заключения монографии 377
Список литературы 380

ВВЕДЕНИЕ

Система социально-политических отношений современного общества формируется в результате воздействия следующих факторов:

идеологии информационного общества;

экономической, политической, социальной, информационной, культурно-идеологической глобализации;

геополитической конкуренции в информационно-психологическом пространстве;

информационного противоборства, принимающего в современных условиях формирования информационного общества такие агрессивные и социально опасные формы, как информационно-психологическая экспансия, информационно-психологическая агрессия, информационно-психоло­гическая война.

Информационное общество – состояние развития общественных и, прежде всего, производственных отношений, при котором основная часть валового продукта создается не за счет материального производства, а на основе создания и продажи наукоемких технологий, информационных продуктов, то есть результатов интеллектуального труда граждан [47], [51].

В настоящее время, несмотря на широкое распространение термина «информационное общество», ученые и специалисты еще не пришли к единому пониманию его основного содержания. Одни считают, что это общество, в котором обеспечивается «легкий и свободный доступ к информации по всему миру», другие – что это общество, в котором «основными объектами и результатами труда большинства являются информация и знания». Видимо, если речь идет о некоторой новой стадии развития общества, ее более правильно определять на основе анализа изменения производительных сил и производственных отношений. С этой точки зрения «информационное общество» может быть определено как общество, в котором основным предметом труда большей части людей являются информация и знания, а орудием труда – информационные технологии.

Идеология информационного общества предполагает кардинальные изменения в системе информационной политики субъекта социально-политических отношений и в его стратегии поведения в информационном обществе – стратегии, отражающей возможные варианты поведения (функционирования) данного субъекта (социальной, политической системы) в современном информационном мире. В информационном обществе возможны следующие варианты такой стратегии поведения [120].

1. Оборонительная, которая характеризуется акцентом на защите информации, контроле доступа и ограничением внешних контактов.

2. Наступательная, характеризующаяся акцентом на активном противодействии с двумя типами возможностей: прямыми атаками на вражеские информационные системы и предоставлением дезинформации его системам.

3. Количественная, характеризуется способностью перемещать и использовать большие массивы информации по огромным инфраструктурам.

4. Качественная, характеризующаяся акцентом на информационном менеджменте, в результате чего управление информацией становится лучше, чем у конкурентов.

5. Впитывающая, характеризующаяся вниманием к сбору и впитыванию больших объемов информации. Выигрыш в этом случае приходит за счет экономии на исследованиях, поскольку активно отслеживается чужая инновационная деятельность.



Важнейшим результатом формирования информационного общества стало возникновение глобального информационного пространства социальных систем, в котором развернулась острая борьба за достижение информационного превосходства. Рассматривая информационное пространство с позиций синергетики, его можно представить как открытую самоорганизующуюся систему, включающую в себя огромное разнообразие информационных потоков и информационных полей, находящихся во взаимодействии.

Уровень развития информационного пространства решающим образом влияет на основные сферы общества – социально-политическую, экономическую, культурно-идеологическую. От этого уровня зависят поведение людей, формирование общественно-политических движений, социальная безопасность. Связав и интегрировав (в различной степени) практически все страны мира, имеющие достаточно развитую инфраструктуру систем связи и телекоммуникаций, информационное пространство фактически стерло границы между странами, что является одним из главных стимулов глобализации и одновременно результатом этого процесса. С развитием технических каналов связи и телекоммуникаций информационное пространство приобретает в информационном обществе качество трансграничности в силу отсутствия или неэффективности в информационном пространстве большинства традиционных ограничений, налагаемых разнесенностью различных субъектов этого пространства в реальном пространстве земного шара и существованием природных и институциональных преград (океанов, гор, государственных границ и т.п.). В результате информационное пространство социальных систем, включая и компоненты, напрямую не отраженные в киберпространстве, также становится трансграничным, что вводит в информационные процессы ранее относительно замкнутых систем новых субъектов, которые могут оказывать через информационное пространство влияние на «внутренние» процессы этих систем, сравнимое с влиянием традиционных участников этих процессов. Исключительно важное значение информационного пространства в концепциях информационных войн определяет необходимость формирования новой парадигмы информационного пространства, включающей концепцию управления информационным пространством в целях реализации информационной политики и особенности информационного пространства как среды организации и проведения тайных операций информационно-психологической войны.

Глобализация как процесс эволюции цивилизации в настоящее время проходит на общемировом, континентальном и региональном уровнях и выражается, в частности, в интеграционных процессах, затрагивающих все сферы жизнедеятельности людей, народов и государств. Единого общепринятого понятия глобализации пока не существует по причине большого разнообразия противоречивых концептуальных подходов к изучению данного феномена. В последние десятилетия процессы сближения и взаимопроникновения национальных экономик, направленные на создание единых механизмов хозяйствования, приобретают глобальный масштаб, пронизывая различные стороны социально-экономической, политической и культурной жизни интегрирующихся стран на основе развития компьютерных технологий. Глобализация – более серьезный процесс формирования единого мирового финансового, информационного и психологического пространства.

Современная теория глобализации фрагментирует процесс глобализации на мелкие компоненты, придает им самостоятельное значение и, при необходимости, акцентирует внимание лишь на некоторых из них [32]. Идея глобального рынка и информационного общества является одной из иллюстраций этого явления.

Процессы глобализации формируют среду организации и проведения тайных операций информационно-психологической войны, интегрируя в единое информационно-психологическое пространство отдельные сектора, сегменты и элементы национальных информационно-психологических пространств, связывая их воедино множеством структурных прямых и обратных связей и, тем самым делая объекты информационного противоборства максимально доступными для поражения средствами информационно-психологической войны. Глобализация формирует и расширяет глобальную информационную сферу, стирая государственные, национальные границы и различные барьеры, что позволяет развязывать крупномасштабную информационно-психологическую агрессию (войну) и избирать для тайных операций в качестве театра военных действий информационные пространства целых регионов земного шара. Ориентация современных концепций информационно-психологической войны на ведение боевых действий на глобальном уровне обязательно должно учитываться в концепции информационного противоборства и государственной информационной политики Российской Федерации.

Важной чертой информационно-психологической экспансии участников информационного противоборства является так называемый информационный (информационно-психологический) неоколониализм, разделяющий все страны и регионы мира на субъекты, доминирующие в информационно-психологическом пространстве и являющиеся источниками экспансии, и на субъекты, не обладающие необходимыми информационными ресурсами, технологиями и развитой информационно-телекоммуни­кационной инфраструктурой и являющиеся поэтому информационно зависимыми от субъектов-доминантов. Роль таких государств в информационно-психологическом пространстве достаточно очевидна – они становятся источниками важнейшего стратегического ресурса информационного общества – информации и знаний – для ведущих информационно развитых стран мира.

Уровень развития сетевых технологий, их интеграция в различные области общественной жизни, концентрация узлов сетевой инфраструктуры и других сетевых ресурсов на одних территориях и их отсутствие на других в информационном обществе всегда приводит к промышленному, экономическому, культурному отставанию и общему регрессу территорий и государств, находящихся в стороне от информационных потоков. Изучение вопроса о том, кто реально контролирует информационные потоки и сетевую инфраструктуру, направляя их через территории различных государств, может подсказать идею о разделении всех держав в информационном пространстве на государства, владеющие информационными и сетевыми технологиями, и государства, не имеющие собственных позиций в этой области и находящиеся в зависимости от направленности их информационной политики, которая может быть связана с ущемлением национальных интересов. Таким образом, такие государства в информационно-психологической сфере попадают почти в колониальную зависимость к государствам-владельцам сетей и технологий, что позволяет говорить о зарождающихся в информационном обществе процессах разделения территорий на колонии и метрополии – процессах современного неоколониализма.

Информационно-психологический неоколониализм является агрессивной идеологией достижения геополитического превосходства, ставит целью изменение структуры глобального информационно-психологического пространства и предполагает необходимость привлечения арсенала сил, средств и методов информационно-психологической агрессии (войны) для достижения этих целей. Одной из важнейших задач государственной системы информационного противоборства в современных условиях является противодействие стремлению агрессивно настроенных участников противоборства превратить государство в информационную колонию – сырьевой придаток, источник извлечения (выкачивания) информационных ресурсов для национальных экономик государств – лидеров информационно-психологической борьбы.

Геополитическая конкуренция в современном многополярном мире является основной формой выяснения отношений между геополитически­ми субъектами по поводу влияния на экономическое, политическое, социальное пространство и установления контроля над стратегическими источниками ресурсов, в результате которого одни субъекты получают пре­имущества, а другие его теряют, что отражается на состоянии их безопасности [135]. Информационная революция и формирование информационного общества привели к распространению такого соперничества на информационно-психологическое пространство, в котором заметно меняется содержание геополитической конкуренции – как через изменение содержания собственно вооруженной борьбы, так и через пересекающееся с ней, но не совпадающее полностью информационное противоборство [100]. Информационное противоборство является в современных условиях эффективным средством обеспечения геополитического баланса. Решение практических задач геополитической конкурентной борьбы с использованием средств и методов информационного противоборства позволяет, в частности, даже слабым государствам и коалициям сохранять относительную независимость в виде выбора собственного внешнеполитического курса и возможности давать достойный (асимметричный) ответ на вызовы конкурирующих геополитических субъектов. С развитием сетевой информационно-телекоммуникационной инфраструктуры даже самые удаленные от линии непосредственного соприкосновения с вероятным противником районы и расположенные в них объекты оказываются в зоне досягаемости современных средств поражения. Геополитическое пространство приобретает новые измерения, включая в себя пространство информационное и информационно-психологическое.

Преобразование традиционной системы социальных отношений индустриального общества в систему отношений общества информационного сопровождается коренными изменениями облика сформировавшейся в условиях системы ценностей (парадигмы) индустриального общества многополярной геополитической картины мира и характера, содержания, принципов и приоритетов геополитической конкуренции. Информационно-психологическая борьба субъектов геополитической конкуренции становится определяющим фактором в формировании геополитического баланса сил конкурирующих геополитических образований, вносит новые закономерности формирования новых (и разрушения прежних) геополитических центров силы, полюсов, геополитических союзов и коалиций, приводит к изменениям стратегического значения параметров и категорий, определяющих геополитическую мощь и значение субъектов конкуренции. Появление в геополитической конкуренции новых, не имеющих прямых аналогов в индустриальном обществе, субъектов (виртуальных социальных сообществ, транснациональных корпораций, виртуальных коалиций) и постепенного вытеснения ими традиционных государств из сферы мировой политики требует пересмотра (модернизации) основных положений геополитики индустриального общества, а асимметричный характер информационно-психологической борьбы создает необходимость определения информационным обществом новых геополитических приоритетов конкурентной борьбы и изменения самой материи поля политики.

Одним из таких приоритетов в настоящее время является использование арсенала сил, средств и методов информационно-психологического воздействия (в том числе – сил, средств и методов информационно-психологической войны как наиболее опасной и агрессивной формы такого воздействия) в качестве основного инструмента достижения геополитического превосходства. Использование информационно-психологичес­кой войны в рамках концепции и идеологии геополитической конкуренции определяет ее цели, задачи, сущность и содержание, средства и методы нападения и защиты, а также основные принципы разработки, организации, подготовки и проведения тайных информационно-психологичес­ких операций. Именно смещение наибольшей активности геополитической конкуренции в информационно-психологическое пространство является основной причиной возникновения и стремительного развития новых форм информационно-психологической борьбы, которые никогда бы не достигли того высокого уровня эволюционного развития (превратившись в информационно-психологическую войну), если бы продолжали использоваться в основном при решении частных вопросов отдельными гражданами, группами граждан и общественными образованиями в процессе их внутриполитической деятельности.

Условия и закономерности геополитической конкуренции являются основным фактором, формирующим всю структуру информационно-психологической войны, указывающим ей цели, задачи и определяющим оптимальные способы достижения этих целей. Для разработки концепции государственной информационной политики в условиях использования иностранными государствами и иными участниками информационного противоборства тайных операций информационно-психологической войны в политических целях необходимо установить характер взаимосвязи, взаимовлияния и взаимообусловленности геополитических и информационно-психологических процессов в современном обществе, а также выявить приоритетные цели и задачи информационно-психологического противоборства, определяемые природой, формами и закономерностями геополитической конкуренции в информационно-психологическом пространстве.

Необходимо исследовать поле политических и социальных отношений современного общества с целью выяснения природы возникновения и закономерностей развития социальных и политических конфликтов в информационно-психологическом пространстве, выявления причин и условий их превращения в особо социально опасные и агрессивные формы – информационно-психологическую агрессию, информационно-психологи­ческую войну, – причин, допускающих использование участниками информационного противоборства особо опасных организационных форм информационно-психологической агрессии в политических целях, а также условий, при которых система социально-политических отношений современного общества становится средой, благоприятной для организации и проведения тайных операций информационно-психологической войны.

Одним из важнейших компонентов системы социально-политических отношений современного общества является информационно-психологи­ческий конфликт – основная форма взаимодействия субъектов социальной и политической деятельности, позволяющая своевременно выявлять и устранять возникающие в этих отношениях противоречия.

Информационно-психологический конфликт – столкновение интересов двух или нескольких субъектов информационно-психологических отношений с целью обострения или разрешения противоречий по поводу власти и осуществления политического руко­водства в информационно-психологи­ческом пространстве, а также по поводу перераспределения их роли, места и функций в социально-политической системе информационного общества. Возникающие в результате этого правовые взаимоотношения социальных субъектов позволяют обозначить и выделить противоречия в процессе реализации субъектами собственных прав и свобод, которые затем либо устраняются (полностью или частично) благодаря совместной деятельности всех участников конфликта по поиску возможных в данной ситуации компромиссных решений, либо становятся основой для изменения характера взаимоотношений субъектов в направлении эскалации конфликта, а также создают условия для вовлечения в расширяющийся конфликт иных социальных субъектов, ранее в нем не участвующих.

Информационно-психологические конфликты выделяются из всего многообразия конфликтов и конфликтных ситуаций, в первую очередь, новыми возможностями устранения или обострения противоречий, ставших причиной возникновения конфликта. Большое разнообразие средств, методов и способов информационно-психологического воздействия определяет высокую тактическую гибкость поведения субъектов социальных отношений современного информационного общества в конфликтных ситуациях.

Информационно-психологическая война является наиболее ярким примером острого информационно-психологического конфликта, характеризующегося высокой степенью интенсивности, агрессивности и социальной опасности. Исследование сущности информационно-психологи­ческой войны невозможно без рассмотрения этого явления на исходном, базовом уровне научного познания – в контексте положений социальной и политической конфликтологии. Несмотря на разнообразие форм и методов ведения информационно-психологической войны, разрабатываемых и используемых участниками информационного противоборства в настоящее время, информационно-психологическая война по-прежнему остается одной из разновидностей социального конфликта, закономерности возникновения, развития и угасания которого определяются психологией социальных отношений.

Одной из важнейших исследовательских задач социальной конфликтологии информационного общества является формирование системы взглядов на генезис информационно-психологического конфликта, определяющего закономерности зарождения и развития конфликтов в информационно-психологической сфере, их видовую трансформацию, появление наиболее опасных агрессивных форм в результате последовательной эволюции ряда стандартных и предсказуемых в рамках положений этой теории конфликтных ситуаций, которые можно определить в качестве стадий развития конфликта. В этом случае информационно-психологи­ческая война уже не будет результатом воздействия совокупности уникальных субъективных факторов, а станет следствием объективного, последовательного, предсказуемого развития исходной конфликтной ситуации – зародыша, который, прежде чем приобрести характерные черты войны, должен пройти в своем развитии через весь полный набор выделяемых информационной конфликтологией промежуточных стадий (этапов), каждая из которых имеет свой набор уязвимых мест для внешнего стабилизирующего воздействия.

Информационное общество породило новые формы конфликтов – информационно-психологические войны, которые фактически не были известны в обществе индустриальном или, во всяком случае, не носили такой интенсивности, не принимали такие масштабы и не представляли такой угрозы для безопасности общества. Создание эффективной системы противодействия акциям информационно-психологической агрессии и операциям информационно-психологической войны требует исследования процессов зарождения и развития информационно-психологических конфликтов на всех стадиях развития и выделения тех характерных особенностей протекания конфликтогенных процессов на каждой из выделенных стадий конфликта, которые определяют их уязвимость для внешнего конструктивного воздействия, использование которых позволяет нарушить течение этих процессов, замедлить их развитие, локализовать влияние, или, в случае невозможности устранения конфликта, – направить конфликтогенные процессы в другое русло.

Особенности протекания информационно-психологического конфликта в современном обществе заключаются в том, что в силу фактического отсутствия международных и национальных правовых норм и социальных механизмов, препятствующих разрастанию (обострению) конфликтов в информационно-психологической сфере и регулирующих их степень социальной опасности (ограничивающих степень социальной опасности этого явления в соответствии с некоторыми заранее установленными для каждой категории конфликтов предельно допустимыми нормами и показателями социальной опасности), информационно-психологический конфликт может разрастаться практически бесконтрольно, принимать любые формы и становиться очагом открытой агрессии даже в мирное время.

В рамках политологического анализа информационное противоборство и государственная информационная политика рассматривается в сложной системе политических координат: через определение состояния политической сферы общества, выявление сущ­ности властных отношений, характеристику видов и способов полити­ческой деятельности, уяснение содержания и направленности внешне- и внутриполитических процессов.

С точки зрения политической конфликтологии:

1. Политические отношения в информационно-психологической сфере – деятельность социальных субъектов, направленная на реализацию общественных интересов в информационном пространстве посредством институтов власти.

2. Поле информационной политики – область конфликтных социальных взаимоотношений в информационно-психологической сфере.

3. Информационная политика – инструмент регулирования конфликтных социальных взаимоотношений в информационно-психологической сфере, разрешения противоречий по поводу власти и осуществления политического руко­водства в информационно-психологическом пространстве, а также по поводу перераспределения роли, места и функций субъектов информационно-психологической деятельности в социально-полити­ческой системе информационного общества и перевода социального взаимодействия в русло согласия.

4. Информационно-психологическая война – политический конфликт, возникающий в результате столкновения двух или более разнонаправленных политических сил с целью разрешения противоречий по поводу власти и осуществления политического руко­водства, а также по поводу перераспределения их роли, места и функций в политической системе информационного общества, в котором столкновение конфликтующих сторон происходит в форме информационно-психологических операций с применением информационного оружия.

Данный конфликт может протекать как в явной, так и в скрытой форме, противоречия могут быть как явными, так и скрытыми.

5. Информационно-психологическая агрессия – политический конфликт, в котором столкновение конфликтующих сторон происходит в информационно-психологическом пространстве в условиях ограниченного и локального по своим масштабам применения силы с целью нанесения противнику контролируемого ущерба в отдельных областях его деятельности. При этом негативное информационно-психологическое воздействие на объект агрессии полностью исчезает с прекращением активности источника агрессии.

Данный конфликт может протекать как в явной, так и в скрытой форме, противоречия могут быть как явными, так и скрытыми.

6. Тайное управление информационно-психологическими процессами – политический конфликт, протекающий в латентной форме, в котором деятельность конфликтующих сторон направлена на создание условий, побуждающих государственную власть других участников политического конфликта к совершению тех или иных действий не столько в собственных, сколько – в чужих интересах.

Наи­более значимыми и опасными среди политических конфликтов являются те из них, которые охватывают все уровни социально-полити­ческой структуры и затрагивают фундаментальные основы общественного бытия. К такой категории относятся политические конфликты в информационно-психологической сфере, которые в информационном обществе представляют особую социальную опасность, в первую очередь, в силу высокой агрессивности таких форм информационного противоборства, как информационная война, и в силу высокой поражающей способности информационного оружия. В политическом конфликте даже кратковременное столкновение политических сил, носящее локальный характер, но имеющее высокий уровень интенсивности, может резко изменить поли­тическую ситуацию – например, динамичное развитие локального кон­фликта в центре власти может привести к государственному перевороту. В информационно-психологической сфере не меньшую социальную опасность может иметь вялотекущий, латентный конфликт, незаметный для окружающих – именно так в условиях мирного времени создаются условия для использования технологий тайного манипулятивного управления, происходит развертывание и организация сил и средств информационно-психологической агрессии, протекают операции информационно-психологической войны, для которых скрытность, маскировка под другие социальные процессы – необходимое условие высокой эффективности.

Информационная агрессия или война успешно маскируются под любые близкие к ним по внешним проявлениям социально-политические процессы, поскольку практически любое информационно-психологи­ческое воздействие, вырванное из контекста информационно-психологи­ческой операции и рассматриваемое отдельно, само по себе не является социально-опасным и часто встречается в массовых коммуникационных процессах. В свою очередь, пострадавшая сторона практически всегда связывает нанесение ущерба с конкретным политическим кризисом и внешними причинами, его вызвавшими, не подозревая, что далеко не всякое, даже очень серьезное, противоречие способно породить политический конфликт, который обладает достаточным потенциалом для его быстрого развития, превращения в политический кризис и даже, возможно, – в политическую катастрофу – без внешней подпитки конфликтогенного потенциала и управления развитием конфликта извне.

Масштабность и многообразность форм проявления политических конфликтов позволяет широко оперировать этими политическими инструментами достижения информационно-психологического превосходства – наиболее значимые и опасные политические конфликты охватывают все уровни социально-политической структуры и затрагивают фундаментальные основы общественной жизни. Методы информационно-психоло­гического управляющего воздействия позволяют извне регулировать интенсивность протекания политических конфликтов, варьируя их степень социальной опасности. Накопление политических конфликтов и их развитие может вывести всю общественную систему из состояния динамического равновесия и вызвать нарастание явлений политической дезорганизации.

Высокое разнообразие форм и разновидностей информационно-психо­логических конфликтов, используемых в политических целях, определяет уникальную гибкость и многовариантность информационной политики каждого из участников международных отношений, реализуемой на оперативном, тактическом и стратегическом уровнях, высокую ценность накапливаемого участниками информационно-психологических отношений практического опыта скрытого управления многофакторными информационно-психологическими процессами.

Система социальных и политических отношений современного информационного общества является средой организации и проведения современных операций информационно-психологической войны в силу следующих причин:

во-первых, информационно-психологическая война как наиболее острая форма информационного противоборства является явлением социальным, естественным этапом эскалации социального конфликта в условиях, когда гражданское общество уже перешло в новую, информационную, стадию развития, но еще не выработало действенных механизмов регулирования стремительно развивающихся новых форм и видов социальных отношений. Это позволяет говорить о том, что информационно-психоло­гическая война является разновидностью социальных отношений, входит в систему социально-политических отношений современного общества и базируется на использовании в основе всех своих комплексных организационных технологий информационно-психологического воздействия тех же базовых элементов и способов социальной коммуникации, что и другие социальные процессы;

во-вторых, существующая система социальных отношений общества и существующие в ней механизмы самосохранения, регулирования и безопасности не могут помешать такой особой категории информационно-психологических конфликтов, как ИВ, развиваться, – ИВ не может носить характер сигнального конфликта, поскольку развивается латентно, скрытно даже от внимания вовлеченных в него участников, что затрудняет его выявление на ранних и иных стадиях, а также – затрудняет выявление и своевременное разрешение противоречий, этот конфликт породивших. Это делает существующую систему социальных отношений благоприятной средой для ИВ;

в-третьих, в информационном обществе информационно-психологи­ческая война является частью поля политики и системы политических отношений, поскольку по своей природе это политический конфликт, возникающий в результате столкновения двух или более разнонаправленных политических сил с целью разрешения противоречий по поводу власти и осуществления политического руко­водства, а также по поводу перераспределения их роли, места и функций в политической системе информационного общества, в котором столкновение конфликтующих сторон происходит в форме информационно-психологических операций с применением информационного оружия. Являясь в информационном обществе наиболее высокоразвитой формой политического конфликта, информационно-психологическая война включает в свой арсенал все существующие формы политической борьбы, тем самым, поднимаясь на новый уровень структурной организации;

в-четвертых, в условиях формирования информационного общества информационно-психологическое воздействие является наиболее эффективным и универсальным инструментом внешней и внутренней политики, предоставляя силам, участвующим в политической борьбе, уникальные (в том числе – по поражающей мощи) возможности для скрытого управления политической системой, нанесения ущерба своим политическим оппонентам и манипулирования ими в собственных целях, т.е. именно те возможности, обладать которыми стремятся любые политические силы. Именно это стремление (существование среди политической элиты страны заказчиков этой продукции и быстро растущего рынка ее потребителей) политической элиты способствует быстрому развитию и совершенствованию организационных и технологических форм и методов информационно-психологической войны, становящихся обязательным элементом современной политической борьбы;

в-пятых, в концепции информационно-психологической войны социально-политические процессы и конфликты являются приоритетным объектом управления, средой, которая легко трансформируется в нужных направлениях в результате применения технологий тайного информационно-психологического воздействия.

Информационно-психологическая безопасность является главным стратегическим объектом комплексного воздействия, осуществляемого в форме тайных операций информационно-психологической войны, которая определяет характер выбора целей, задач, формирования и использования сил и средств тайных операций на различных уровнях – оперативном, тактическом и стратегическом. Обеспечение информационно-психологической безопасности является приоритетным направлением государственной информационной политики.

Изменения, происходящие в поле политических и социальных отношений современного общества под влиянием новых агрессивных форм информационного противоборства, требуют переосмысления существующей парадигмы безопасности, не позволяя ее рассматривать ни как состояние защищенности от внешних и внутренних угроз (которое в информационно-психологическом пространстве принципиально недостижимо), ни как состояние динамического равновесия между деструктивными и стабилизирующими факторами, оказывающими воздействие на систему (поскольку, даже находясь в таком состоянии, система может остановиться в развитии, что само по себе является угрозой безопасности). Неэффективность существующей сегодня парадигмы безопасности в условиях информационно-психологической войны требует ее модернизации.

Важнейшим компонентом системы социальных и политических отношений современного общества является информационная политика – деятельность субъекта по актуализации и реализации своих интересов в обществе посредством формирования, преобразования, хранения и передачи всех видов информации [117]. Информационная политика – это особая сфера жизнедеятельности людей (политиков, ученых, аналитиков, журналистов, слушателей и читателей и т.д.), связанная с воспроизводством и распространением информации, удовлетворяющей интересы социальных групп и общественных институтов. Информационная политика как научная дисциплина является отраслью социальной информациологии, ее социально-политической составляющей.

В системе регулирования социальных и политических отношений в современном информационном обществе центральное место занимает Государственная информационная политика (ГИП) – деятельность системы органов государственной власти и управления по достижению национальных интересов в информационно-психологической сфере, компетенция которых определяется действующим, стремительно развивающимся информационным законодательством. В сложных современных условиях государственная информационная политика во многом способствует формированию и развитию новой системы информационно-психологических отношений, позволяющих современному обществу перейти на новый, революционный, этап развития, обеспечивает защиту национальных интересов и информационно-психологическую безопасность личности, общества и государства в изменяющихся условиях. Между тем, сегодня государственная информационная политика сама находится в стадии формирования, поиска и испытания новых методов, способов и технологий государственного управления, эффективных в условиях информационного общества.

В информационном обществе управление социальными системами реализуется с помощью комплексных организационных технологий информационно-психологического воздействия, основными элементами которых является побуждение и принуждение. По отношению к сознанию объекта информационно-психологического воздействия принуждение может быть открытым и скрытым (тайным). К формам открытого принуждения относятся такие виды принуждения, как государственное принуждение и принуждение общественное, основанное на действии норм социального поведения – морали и нравственности, а также юридически оформленных отношений между социальными субъектами. К формам тайного принуждения относятся: психологические манипуляции, дезинформирование, агрессивная пропаганда, лоббирование, шантаж, технологии антикризисного управления, широко используемые в современных операциях информационно-психологической войны. Технологии информационно-психологического воздействия в массовых информационных процессах базируются на использовании возможностей СМИ и МК для воздействия на массовое и индивидуальное сознание аудитории.

Государственная информационная политика реализует свои функции государственного управления системой социально-политических отношений общества через установленные российским законодательством меры, процедуры и технологии информационно-психологического воздействия на индивидуальное и массовое сознание граждан, отдельных социальных групп, социальных систем и всего общества в целом.

Наряду с информационной политикой, в информационном обществе облик системы политических отношений на глобальном (геополитическом) уровне определяет явление, получившее название информационного противоборства.

Информационное противоборство – соперничество социальных систем в информационно-психологической сфере по поводу влияния на те или иные сферы социальных отношений и установления контроля над источниками стратегических ресурсов, в результате которого одни участники соперничества получают преимущества, необходимые им для дальнейшего развития, а другие их утрачивают.

Действия участников информационного противоборства могут носить наступательный (агрессия, война) или оборонительный характер. Важным фактором выявления, предупреждения и пресечения внешней информационно-психологической агрессии (войны) является государственная информационная политика, принимающая в условиях непосредственной угрозы войны или на этапе реализации противником своих агрессивных намерений характер системы превентивных мер по предупреждению, выявлению и пресечению агрессии, а также мер по использованию для пресечения внезапной агрессии сил и средств быстрого реагирования.

Важное место системы органов государственной власти в информационном противоборстве не подвергается сомнению. Однако при разработке положений государственной информационной политики следует учитывать, что система органов государственной власти присутствует в информационно-психологической сфере не в явном виде, а в форме «электронного правительства», что во многом определяет набор форм и методов воздействия, оказываемого государством в целях регулирования общественных (внутригосударственных) и международных отношений в информационно-психологической сфере. Для определения концепции информационной политики в условиях информационно-психологической войны необходимо исследовать вопрос, какие дополнительные возможности для организации противодействия тайным информационно-психологическим операциям дает такая форма интеграции государственной власти в информационное общество. Особая роль в информационно-психологической войне средств массовой информации и массовой коммуникации, транснациональных информационно-телекоммуникационных корпораций и виртуальных социальных (сетевых) сообществ требует пристального исследования последствий вовлечения этих субъектов информационного пространства в информационное противоборство на стороне различных участников конфликта.

Информационно-психологическая война в настоящее время рассматривается большинством ведущих стран мира в качестве эффективного и универсального средства достижения внешнеполитических целей. Отсутствие норм международного и национального права, дающих юридическую квалификацию особо опасных агрессивных акций (мероприятий, операций) информационно-психологического воздействия и препятствующих развязыванию такой агрессии в отношении других государств, позволяет использовать арсенал сил и средств информационно-психоло­гической войны как в военное, так и в мирное время.

Среди теоретических проблем исследования информационной (информационно-психологической) войны, которую можно рассматривать как крайний способ разрешения политических противоречий в информационном обществе, можно выделить следующие нерешенные проблемы.

1. Отсутствие общепринятого определения информационно-психоло­гической войны, однозначно выделяющего из всего многообразия разновидностей и организационных форм информационно-психологического воздействия сравнительно небольшую группу акций, мероприятий и операций, представляющих особую опасность для личности, общества и государства, сравнимую с опасностью развязывания обычной войны.

2. Отсутствие ясной и четкой концепции информационной и информационно-психологической войны, осуществляемой в форме тайных операций с применением информационного оружия.

3. Отсутствие уголовно-правовой и криминологической характеристики операций информационно-психологической войны.

4. Отсутствие научных подходов и предложений по способам представления внутренней структуры тайной информационно-психологи­ческой операции, позволяющим построить структуру информационно-психологической операции любого уровня сложности исходя из комбинаций конечного числа составляющих ее «элементарных» информационно-психологических воздействий, играющих роль атомов в молекулярной органической структуре тайной операции.

5. Отсутствие методик аналитической реконструкции замысла, целей, задач, этапов, внутренней структуры тайных операций информационно-психологической войны по их признакам, внешним (доступным наблюдателю) следам и проявлениям.

Попробуем раскрыть эти тезисы более подробно.

В настоящее время, несмотря на общепризнанную опасность акций, мероприятий и операций информационно-психологической войны, наносящих ущерб, соизмеримый с ущербом от ведения боевых действий на территории государства, ставшего жертвой информационно-психологи­ческой агрессии, термин «информационная война» все еще носит публицистический характер – об этом свидетельствуют непрекращающиеся дискуссии по поводу того, что же на самом деле скрывается под этим понятием, в чем сущность явлений, относимых к «информационным войнам», а также споры по поводу корректности и принципиальной применимости данного термина к той сфере социальных взаимоотношений, которую принято называть информационным противоборством или конфликтом интересов в информационной сфере социальных систем. Как следствие, мы можем наблюдать использование в научной литературе несколько десятков различных формулировок «информационной войны»1, явные (индивидуальные) достоинства и столь же явные недостатки которых (а также общая научная неразработанность данной проблематики) не позволяют отдать предпочтение ни одной из них. В принципе, в совокупности эти определения достаточно полно (разумеется, пока еще только на прикладном уровне) выделяют из всевозможного многообразия существующих в современном социальном обществе взаимоотношений те социальные явления, взаимоотношения и процессы, которые можно выделить в отдельную группу с условным названием «информационная война». Эти определения не только наполняют термин «информационная война» определенным смыслом и содержанием, но и подчеркивают, что взгляды научного сообщества на информационную войну, агрессию и противоборство еще не сформированы окончательно, все существующие термины и понятия еще не прошли проверку временем и находятся в состоянии динамичного развития, совершенствования и корректировки, что, возможно, в недалеком будущем приведет к появлению совершенно иной базовой терминологии.

Тем не менее ни одно из существующих на сегодня определений информационной (информационно-психологической) войны не позволяет выделить из всего многообразия акций, мероприятий, операций информационно-психологического воздействия те из них, которые представляют высшую степень опасности для государства и общества и вполне справедливо могут быть отнесены к категории военных действий.

В частности, доктор технических наук профессор С.П. Расторгуев определяет понятие информа­ционной войны как «открытые и скрытые целенап­равленные информационные воздействия инфор­мационных систем друг на друга с целью получения определенного выигрыша в материальной сфере» [132, с. 35 – 37]. Прекрасное определение, в котором верно указаны два основных признака информационной войны. Во-первых, основной задачей информационной (информационно-психологической) войны на тактическом уровне является получение определенного материального выигрыша (преимущества), при этом в процессе информационной войны одни участники противоборства эти преимущества получают, а другие их утрачивают. Для тех, кто преимущества утрачивает, эти потери могут служить количественным выражением материального ущерба, нанесенного войной. Во-вторых – информационная война осуществляется в результате использования открытых и скрытых информационных воздействий.

Однако, пристально рассматривая определение информационной войны, данное С.П. Расторгуевым, нетрудно установить, что под него подпадает практически любая акция, мероприятие или операция информационно-психологического воздействия.

Таким образом, использование многих наиболее распространенных в научной литературе определений информационной войны для оценки степени опасности выявляемых негативных информационно-психологи­ческих явлений и процессов требует дополнительного уточнения или дополнения этих формулировок рядом признаков и деталей, присущих только акциям, мероприятиям и операциям информационно-психологи­ческой войны. Одним из таких признаков, на наш взгляд, может служить факт применения информационного оружия. Другим признаком информационно-психологи­ческой войны может служить особая, характерная только для войны, организационная форма реализации намерений – тайные операции.

Несмотря на многочисленные работы, посвященные тематики информационной войны, ее информационно-психологическая составляющая остается практически неисследованной. Изучение глубинных процессов и закономерностей развития системы информационно-психологических отношений современного информационного общества требует разработки ясной и стройной теоретической концепции информационно-психологи­ческой войны, в которой раскрывались бы цели, задачи, принципы, закономерности, сущность и содержание информационного противоборства, осуществляемого в форме информационных и информационно-психоло­гических операций.

Безусловно, в такую концепцию кроме основных разделов, посвященных характеристике среды проведения операций информационно-психо­логической войны, сущности и содержания информационной войны, психологической войны, информационно-психологических операций должна войти методика аналитической реконструкции замысла, целей, задач, этапов и структурных элементов тайной информационно-психологической операции по ее внешним признакам, следам и проявлениям.

Тайные информационно-психологические операции на первый взгляд поражают разнообразием тактических приемов использования широкого спектра средств, форм и методов информационно-психологического воздействия на систему социальных отношений государства, индивидуальное и массовое сознание гражданского общества, на систему государственной власти. Может показаться, что каждая операция неповторима и требует отдельного (индивидуального) описания и научного рассмотрения в качестве объекта исследования. Действительно, внутренняя структура тайных операций информационно-психологической войны может быть достаточно сложной, а технологии синтеза и организации структуры тайной операции из отдельных элементов информационно-психологического воздействия могут представлять государственную тайну. Тем не менее методика проведения научных исследований требует существования способа универсального формализованного представления структуры любой тайной операции в виде совокупности конечного числа элементов, объединенных прямыми и обратными связями, вытекающими из целей, задач тайной операции и совокупности взглядов ее руководства на способы достижения этих целей.

Одним из возможных способов построения «атомарной» модели тайной информационно-психологической операции, по мнению авторов, может быть выделение шести разновидностей информационно-психологи­ческого воздействия – дезинформирования, манипулирования, пропаганды, лоббирования, управления кризисами и шантажа – в отдельную группу основных составляющих тайных операций информационно-психоло­гической войны и принятие в качестве постулата утверждения о том, что все тайные операции информационно-психологического воздействия представляют собой различные комбинации этих шести основных элементов, объединенных общим замыслом, целями, задачами и идеологией.

В силу дискуссионности понятия «информационная война» и общей неоднозначности его толкования одной из важнейших теоретических проблем изучения процессов зарождения и развития конфликтов в сфере информационно-психологических отношений является определение того момента, когда обычная, заурядная конкуренция превращается в агрессию, а агрессия – в войну. Всем трем формам информационно-психологи­ческих отношений (конкуренция, агрессия, война) соответствуют свои адекватные внешней степени опасности системы методов противодействия, предполагающие различную тактику организации противодействия с использованием умеренных, интенсивных или радикальных методов разрешения политических противоречий, применение для отражения враждебных посягательств различных по своей численности и составу сил и средств, в том числе – в случае войны – информационного оружия и обычных вооруженных сил государства. В сфере информационно-психологических отношений определить, что в отношении тебя противник ведет именно информационно-психологическую войну, а не что-либо другое, очень трудно – в силу латентности возникновения и протекания информационно-психологических процессов информационно-психологи­ческая война может вестись и в мирное время без официального объявления и разрыва дипломатических отношений, а также «под чужим флагом» – от имени другого государства или анонимно, и государство, подвергнувшееся нападению, может даже некоторое время не знать о том, что оно стало жертвой агрессии.

В силу этих причин для организации эффективной государственной системы противодействия акциям, мероприятиям информационно-психо­логической агрессии, операциям информационно-психологической войны и определения адекватной степени внешней опасности формы государственного реагирования (противодействия) в каждом конкретном случае внешней агрессии необходимо решить следующие задачи.

1. Провести классификацию всех разновидностей организованного внешнего информационно-психологического воздействия, применяемого иностранными государствами и другими участниками информационного противоборства в агрессивных целях, разделив эти формы и разновидности на несколько категорий по избранным критериям, – например, по степени опасности для личности, общества и государства, по степени наносимого ущерба национальным интересам, государственной и общественной безопасности, психическому здоровью населения, по масштабам агрессии и т.д. – в целях определения адекватных мер и организационных форм противодействия для каждой выделенной в процессе классификации категории агрессии.

2. Для каждой категории агрессивных информационно-психологи­ческих воздействий необходимо определить конечный набор признаков, позволяющих отнести любое выявленное информационно-психологи­ческое воздействие к одной из таких категорий, и тем самым определить степень ее социальной опасности.

3. В соответствии с установленной степенью социальной опасности выявленных акций, мероприятий, операций информационно-психологи­ческих воздействия, относимых к выделенным раннее категориям, необходимо для каждой такой категории (группы) определить адекватную этой опасности общегосударственную систему мер противодействия использованию иностранными государствами и другими субъектами геополитической конкуренции данных информационно-психологических воздействий в политических целях.

Противодействие операциям информационно-психологической войны и иным враждебным акциям может включать в себя не только прямую борьбу с силами и средствами агрессора, но и уничтожение, подавление, нейтрализацию или локализацию источников информационно-психологи­ческой агрессии. В этом случае неразработанной научной проблемой остается определение, классификация и типология источников информационно-психологической агрессии, в том числе – источников ее вооруженной формы – информационно-психологической войны.

В отношении правового обеспечения деятельности государства по организации системы противодействия акциям информационно-психологи­ческой агрессии и операциям информационно-психологической войны совершенно неразработанной остается проблема уголовно-правовой и криминологической характеристики операций информационно-психоло­гической войны – как сложных операций, к которым относятся, например, некоторые пиар-кампании или некоторые компании по организации и проведению выборов, так и относительно простых и условно неделимых основных составляющих этих операций, таких, например, как дезинформирование, манипулирование, лоббирование, пропаганда или управление кризисами. Отсутствие юридической квалификации этих деяний не позволяет использовать в полной мере действующее уголовное законодательство в целях пресечения агрессивного информационно-психологи­ческого воздействия.

В отношении правового обеспечения деятельности органов государственной власти, участвующих в информационном противоборстве, неразработанными остаются следующие проблемы:

отсутствуют нормы федерального законодательства, дающие юридическую квалификацию, уголовно-правовую и криминологическую характеристику акциям (мероприятиям) информационно-психологической агрессии и операциям информационно-психологической войны, относящие их к противоправным деяниям, устанавливающие степень их социальной опасности и объем ответственности физических лиц за организацию, подготовку, исполнение и пособничество в совершении этих деяний;

отсутствуют нормы международного права, устанавливающие международную ответственность государств-инициаторов информационно-психологической агрессии;

отсутствуют исследования в отношении определения перечня и составов правонарушений, связанных с организацией, подготовкой и исполнением акций (мероприятий) информационно-психологической агрессии и операций информационно-психологической войны;

отсутствуют механизмы проведения следствия и судебного разбирательства по фактам противоправных действий в информационной сфере, связанных с акциями (мероприятиями) внешней информационно-психо­логической агрессии и операциями информационно-психологической войны, а также порядок ликвидации последствий этих противоправных действий;

отсутствуют нормативные правовые акты, определяющие организацию следствия и судебного разбирательства по фактам организации, подготовки и проведения (участия) акций, мероприятий, операций информационно-психологической агрессии и войны, разработку составов правонарушений с учетом специфики уголовной, гражданской, административной, дисциплинарной ответственности и порядок включения соответствующих правовых норм в уголовный, гражданский, административный и трудовой кодексы, в законодательство Российской Федерации о государственной службе.

Существование множества нерешенных проблем в области обеспечения информационно-психологической безопасности государства в условиях реальной угрозы использования иностранными государствами и другими участниками информационного противоборства арсенала сил, средств и методов информационно-психологической войны в политических целях определяет важность и актуальность выбранной темы исследования.

следующая страница >>


izumzum.ru