А. М. Горького Уральское психоаналитическое общество Практикум - polpoz.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Н. И. Лобачевского О. В. Рокунова налоговая система практикум 5 990.12kb.
1890 ■Общество свободы «Адамийат» !1891 1 64.4kb.
Тамара Михеева "Не предавай меня!" 1 69.66kb.
Практикум для студентов небиологических специальностей 15 1054.11kb.
Практикум для родителей «Коррекция звукопроизношения у детей» 1 48.37kb.
Рецензия на повесть М. Горького Детство Если отойти от привычного... 1 25.25kb.
Слобода – старинное уральское село 1 41.06kb.
Практикум проведено на високому організаційному рівні. Всі учасники... 1 155.71kb.
По вопросам подготовки к егэ: «Путь к успеху: эффективная подготовка... 1 72.61kb.
Руководство по овладению принципами традиционной и символической... 9 994.73kb.
«Философский анализ общества» 1998 План: Глава Общество как философская... 1 373.27kb.
Программа дисциплины для направления/ специальности подготовки бакалавра/... 1 109.37kb.
1. На доске выписаны n последовательных натуральных чисел 1 46.11kb.

А. М. Горького Уральское психоаналитическое общество Практикум - страница №1/1

Уральский государственный университет им. А.М.Горького

Уральское психоаналитическое общество



Практикум по динамическому наблюдению за детьми:

методические рекомендации

ББК

УДК


Практикум по динамическому наблюдению за детьми: методические рекомендации / Сост. И.С.Зимина. – УрПАО. – ИППК УрГУ. – Екатеринбург, 2010. – 24 с.

Методические рекомендации составлены в помощь студентам по организации работы в условиях дошкольного учреждения. Даются правила проведения наблюдения, правила оформления работы. Предлагается список литературы для использования в процессе проведения данного наблюдения.

Одобрено Советом УрПАО 23.12.2010 г.

Содержание

Введение ……………………………………………………………………… 4

1. Организация наблюдения в дошкольном учреждении…………….. 5

1.1. Выбор дошкольного учреждения ………………………… 5

1.2. Выбор объекта наблюдения ……………………………….. 5

1.3. Правила проведения не-включенного наблюдения ………. 6



  1. Оформление работы ……………………………………………………. 7

    1. Требования к построению содержания работы ………… 7

    2. Требования к оформлению списка литературы ………... 7

    3. Требования к оформлению текста ………………………. 8

  2. Содержание работы ……………………………………………………... 8

    1. Теоретические основания для изложения содержания работы ……………………………………………………… 8

      1. Паттерн ……………………………………….. 8

      2. Тревога ………………………………………... 10

      3. Психологические защиты …………………… 12

    2. Практическое описание процесса наблюдения …………. 18

Литература для самостоятельной работы ……………………………………. 22

Приложения ……………………………………………………………………. 23



Введение

Практикум динамического наблюдения за детьми – обязательная часть учебного процесса при подготовке специалистов в области психоанализа. Вне зависимости от того, с какой возрастной категорией намерен в будущем работать выпускник данной специальности, практикум проводится в дошкольных учреждениях различных типов и видов (центры развития, приюты, детские дома, общеразвивающие учреждения, мини-сады и др.) по наблюдению за детьми от 0 до 7 лет.

Анна Фрейд в 1950 году достаточно убедительно говорила о значимости наблюдений за детьми и важности «изучать детей практически с рождения», что делала сама и к чему привлекала студентов1. Первоначально подобные наблюдения проводились родителями и психоаналитиками либо во время сеансов психоанализа, либо дома над своими собственными детьми. Отстраненное наблюдение (не-включенное) дает «преимущество, заключающееся в большей объективности и эмоциональной беспристрастности по сравнению с родителями, исследующими поведение своих собственных детей» (А.Фрейд, 1950). Именно к такой категории исследований относятся наблюдения, проводившиеся в Хэмпстедской детской клинике в 1940-1945 годах. Исследователи могли наблюдать отдельные фазы развития либидо и агрессивности, приучение к туалету, возникновение речи и разнообразные проявления эго.

Студенты А.Фрейд проводили наблюдение «без заранее составленного плана… Внимание наблюдателя специально ни на чем не фокусировалось, свободно следовало за возникающим материалом, куда бы это его не привело»2.

Мы же предлагаем нашим студентам заранее разработанную структуру наблюдения за ребенком. Свободным остается выбор дошкольного учреждения и объекта наблюдения. В течение учебного года проводятся практические занятия по обсуждению полученных результатов, определения пути дальнейшего исследования. Результатом исследования является защита работы в присутствии комиссии преподавателей в конце IV семестра обучения.



  1. Организация наблюдения в дошкольном учреждении




    1. Выбор дошкольного учреждения

1 шаг. Прежде, чем обратиться в дошкольное образовательное учреждение (ДОУ), необходимо получить «Договор» о сотрудничестве в Уральском психоаналитическом обществе (УрПАО). Обращаться к исполнительному директору общества Калашниковой Марине Алексеевне.

2 шаг. Выбрать ДОУ, в котором будет проводиться наблюдение.

Существует несколько вариантов выбора учреждения:



  1. Выбрать ближайший детский сад к своему месту жительства и подойти с договором к заведующему ДОУ.

  2. Обратиться в детский сад, который посещает ваш ребенок (при этом наблюдение проводить в другой группе).

  3. Выйти для проведения наблюдения в ДОУ, являющееся базовой площадкой УрПАО для проведения практики.

Наименование и адрес учреждения:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение - детский сад комбинированного вида № 27.

620034 г. Екатеринбург, ул. Опалихинская, 29-а.

12 - групповой детский сад:

3 группы детей младшего возраста (2-4 года);

2 средние группы (4-5 лет);

2 старшие группы(5-6 лет);

2 подготовительные к школе группы (6-7 лет).

3 коррекционные группы: 1 – дети с ТНР (тяжелыми нарушениями речи) + с ЗПР (задержкой психического развития) – разновозрастная группа, 2 группы – дети с речевыми нарушениями (старший возраст).

Первый выход в данное дошкольное учреждение проводится организованно группой студентов по договоренности с научным руководителем – Зиминой И.С. Договоренность осуществляется на занятии.
1.2. Выбор объекта наблюдения

В группе детского сада выбирается один ребенок, за которым организуется не-включенное наблюдение. Мотив выбора носит личностный характер и не зависит от предложений воспитателя или просьбы родителей о проведении наблюдения


1.3.Правила проведения не-включенного наблюдения
Наблюдение – метод, используемый при изучении внешних проявлений поведения человека, по которым можно составить представление о нем. Не-включенное наблюдение – исследователь наблюдает за детьми, но сам не участвует в этом процессе. У него есть возможность регистрировать наблюдаемые явления.

- Наблюдение проводится 1 раз в неделю в течение 1 часа (с декабря по май);

- наблюдатель находится в группе детского сада (на участке, в музыкальном зале или другом помещении, где находятся дети), не привлекая к себе внимания;

- следует объяснить другим взрослым в группе, что вы проводите наблюдение: это ваше рабочее место на протяжении часа. Можете посоветовать педагогам, чтобы они занимались привычными делами и не вмешивались в процесс наблюдения, в ход событий, разве что в кризисной ситуации;

- при выборе ребенка в качестве объекта наблюдения, следует сообщить об этом педагогу группы, чтобы ребенка не забирали без необходимости из зоны наблюдения в течение этого часа;

- наблюдатель должен фиксировать не то, что он «хочет увидеть» в подтверждение своего предположения, а объективные факты; при этом и записи должны носить объективный характер: например, «Ребенок зовет взрослого. Взрослый говорит с сотрудниками. Ребенок не мог привлечь их внимания», а не субъективный критический характер: «Ребенок зовет взрослого, но они заняты болтовней»;

- передвижения по группе не рекомендуются: если ребенок ушел из поля видимости – фиксируется время его отсутствия;

- при вступлении в контакт с детьми группы (в случае, если дети подходят с вопросами и просьбами), отвечать лаконично, не выделять наблюдаемого ребенка, не оказывать ему особых знаков внимания;

- данные наблюдения фиксируются в дневнике наблюдения с четкой фиксацией времени и фактов деятельности ребенка (Приложение 2), поэтому необходимо иметь часы с секундной стрелкой или секундомер;

- данные наблюдения не обсуждаются с сотрудниками дошкольного учреждения; их обсуждение возможно на занятиях по «Практикуму …», которые организуются 1 раз в месяц на учебных занятиях.



  1. Оформление работы

    1. Требования к оформлению содержания работы

  1. Общие сведения об объекте наблюдения

    1. Возраст, биографические данные, сведения медицинской карточки.

    2. Мотив выбора ребенка.


2. Психодинамическая формальная оценка

2.1. Оценка влечений (либидозных и агрессивных)

2.2. Оценка Эго

2.3. Оценка Суперэго

2.4. Генетико-динамическое определение ребенка
3.Выделение и определение опорного паттерна


    1. Обоснование выбора паттерна

    2. Фактологический протокол паттерна

    3. Возможные источники происхождения паттерна

    4. Возможные пути коррекции паттерна


4.Выводы

5.Список литературы

6.Приложения


    1. Требования к оформлению списка литературы

Образец оформления с соответствии с требованиями ГОСТа от 2003 г.:

Список литературы

  1. Данные Всерос. социологического опроса [электронный ресурс]. – Режим доступа. – http://socio.rin.ru/cgi_bin/news.pflidn=750

  2. Дольто Ф. Ребенок зеркала / Ф.Дольто, Ж.Назью – М.: ПЕР СЭ, 2004, – 96 с.

  3. Зеленский В.В. Аналитическая психология: словарь / В.В.Зеленский – СПб.: Б.С.К., 1996. – 324 с.

  4. Лейбин В.М. Словарь-справочник по психоанализу/ В.М.Лейбин. – СПб.: Питер, 2001. – 688 с.

  5. Меннингер К. Война с самим собой / К. Менингер. – М.: Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2001. – 480 с.

  6. Евзрезов Д.В. Анализ категорий «паттерн» и «метапаттерн» / Д.В.Еврезов, Б.О.Майер // Философия образования, № 3(17). – Новосибирск: Издательство СО РАН. – 2006. – с.63-70.

  7. Мак-Вильямс, Нэнси. Психоаналитическая диагностика: Понимание структуры личности в клиническом процессе. / Н. Мак-Вильямс — Москва: Класс, 1998. — 480 с.

  8. Фрейд, Анна. Психология Я и защитные механизмы. / А. Фрейд. — Москва: Педагогика-Пресс, 1993. — 68 с.

Ссылки на литературный или информационный источник даются в квадратных скобках с указанием страницы.

Общий список приводится в конце работы и нумеруется по алфавиту.




    1. Требования к оформлению текста

Формат текста: текстовый редактор Word (любая версия).

При наборе текста использовать следующие установки:



    • шрифт – Times New Roman Cyr;

    • кегль шрифта – 14;

    • интервал – одинарный;

    • поля – все по 2 см;

    • выравнивание по ширине строки;

    • абзац – отступ первой строки (1 см);

    • для нумерации страниц использовать положение внизу страницы, от центра (нумерация начинается от титульного листа включительно).



  1. Содержание работы

    1. Теоретические основания для определения содержания работы

      1. Паттерн

Паттерн - английское слово, значение которого передается по-русски словами «шаблон», «система», «структура», «принцип», «модель», также это слово имеет значение «узор». Из-за применения термина «паттерн» в различных западных дисциплинах и технологиях в русскоязычную среду оно проникло как специфический термин сразу в нескольких сферах деятельности. По набору смыслов и интерпретаций в различных контекстах это слово до некоторой степени коррелирует с некоторыми смыслами греческого слова «характер» (в переводе с греческого характер - это печать, чеканка, отличительная черта).

  • Паттерн в психологии — 1) набор стереотипических поведенческих реакций или последовательностей действий; 2) объединение сенсорных стимулов как принадлежащих одному классу объектов.

  • Паттерн в психоанализе - совокупность, системное объединение психологических защит, выстроенных в определенном порядке и обеспечивающих снятие тревожного состояния личности.

Паттерн – функциональная единица, состоящая из различимых частей, но действующая как единое целое. Части (элементы системы) – психологические защиты, которые обладают способностью снимать тревогу в фрустрирующей ситуации, но только в единстве и выстроенные в определенном порядке. Каждая в отдельности психологическая защита таким свойством не обладает

Свойства паттерна:



  1. Паттерн очень устойчив. Как некий стереотип поведения он повторяется, что и позволяет его увидеть. Благодаря этому свойству паттерн может использоваться для коммуникаций. Изменить устаревший паттерн оказывается очень непростым делом.

  2. Паттерн способен активизироваться целиком при активизации любой своей части. Это называется кодом. Например, нам достаточно бывает услышать название курорта, где мы провели отпуск, чтобы на нас нахлынула целая волна воспоминаний. Таким образом, любая часть паттерна является кодом, немедленно запускающим весь паттерн.

  3. Паттерн универсален: подобная совокупность защит может быть использована в различных фрустрирующих ситуациях.

  4. Способность к росту. Паттерны растут, объединяются с другими паттернами или поглощают их. При этом естественного механизма для прекращения роста паттерна не существует. Паттерн может стать неподходящим для актуальной информации, но будет продолжать расти.

  5. Инкапсуляция. Паттерн стремится целиком завладеть содержащейся в нем информацией, которая таким образом становится доступной исключительно в рамках этого паттерна, даже если при этом она имеет отношение и к другим паттернам.

  6. Хронологичность. Паттерны строятся по мере поступления информации, поэтому зависят от порядка её поступления. Это означает, что расположение информации в паттерне всегда хуже возможного. То есть мы по умолчанию «лепим из того, что было», хотя более свежая информация может дать нам возможность построить гораздо более совершенную модель.

  7. Паттерн бессознательно выстроенный алгоритм поведения. Это самоорганизующаяся структура, изменение или наращивание которой усилиями сознания практически невозможны (или очень сложны).



      1. Тревога

Тревога – волнительность, неопределенное чувство опасности; беспокойство, сильное душевное волнение, смятение (обычно в ожидании опасности, чего-нибудь неизвестного).

Тревога — отрицательно окрашенная эмоция, выражающее ощущение неопределённости, ожидание негативных событий, трудноопределимые предчувствия. В отличие от причин страха, причины тревоги обычно не осознаются, но она предотвращает участие человека в потенциально вредном поведении, или побуждает его к действиям по повышению вероятности благополучного исхода событий.

Тревога - это то, что мы делаем со стрессом. В ситуации интенсивного стресса человек может освободиться от тревоги. Достигается за счет сосредоточения на решении задачи, на главной цели - выжить. Ключевые факторы тревоги - наше восприятие, интерпретация, образ мышления.

Тревога не является причиной дезорганизации личности, она скорее следствие этого. Дезорганизация появляется, когда происходит диссоциация, вытеснение - и тревога является не только попыткой вернуть вытесненное содержание, но и стремлением личности к восстановлению гармонии, единства, целостности.

Склонность к реакциям тревоги следует искать в раннем детстве. По мнению исследователей, она коренится в отвержении ребенка матерью. Механизм появления невротической тревоги таков: реальный страх -> вытеснение этого страха -> невротическая тревога -> формирование симптома для разрешения тревоги. Конфликты, порождающие тревогу, относятся к социальной, этической сферам. Источниками конфликтов становятся социальный страх и вина. Человек боится социального наказания - изгнания, лишения любви. Именно эти страхи вытесняются и превращаются в невротическую тревогу.

Причинами повышенной тревоги могут быть:


  • завышенные требования к ребенку, принудительное участие в делах, которые не интересуют его и ставят его в ситуацию неизбежного неуспеха. Неуспех изменяет чувства ребенка от надежды к тревоге и далее - к отчаянию;

  • отрицательное отношение к ребенку - эмоциональное отвержение его близкими людьми (родителями, воспитателями) ;

  • эмоциональная травма - острое психическое переживание, которое оставляет след в сознании ребенка;

  • подражание - ребенку достаточно увидеть, что мать встревожена, как и он тоже начинает беспокоиться. Чрезмерно заботливая мать постоянно как бы излучает тревогу за малыша, которая передается ему;

  • внутренний конфликт - это противоречивость стремлений ребенка, когда одно его сильное желание противоречит другому, одна потребность мешает другой. Внутренний конфликт может быть вызван противоречивыми требованиями к нему, исходящими из разных источников (между родителями и воспитателями), или даже из одного источника (мама по-разному реагирует на проступки ребенка, что вводит его в состояние тревоги). Он может быть вызван неадекватными требованиями к нему - несоответствующими возможностям ребенка (насильно заставляют читать 5-летнего ребенка, когда у него не появилась к этому потребность, нет интереса к этой деятельности) или негативными требованиями («иди стукни его, чтобы больше не обижал тебя», хотя до этого много раз говорили, что драться нехорошо);

  • постоянство конфликта - единичный конфликт, каким бы острым он ни был, не делает ребенка тревожным. Тревога возникает в душе лишь тогда, когда конфликт пронизывает всю его жизнь, препятствуя реализации его важнейших потребностей.


Признаки тревоги (на которые следует обратить внимание исследователю):

- смена вида деятельности (привычная деятельность сменяется на деятельность, не свойственную ребенку);

- смена состояния ребенка, которое можно отследить по некоторым внешним признакам:

а) покраснение или побледнение кожных покровов (неровности покраснения – сдерживание сильного эмоционального импульса);

б) глаза отводит в сторону, закатывает вверх, глядит вдаль;

в) нервные телесные движения (чаще всего ритмичные): раскачивается в стороны, вперед-назад, постукивания ногой, почесывания;

г) повреждения самого себя или предметов, принадлежащих себе: выдергивание волос, ресниц; расцарапывание кожи (иногда до крови) до покраснения; смятие или разрывание одежды, ломание карандашей, ручек или уничтожение поделок.

- по внутренним признакам (о которых можем догадываться):

а) сухость во рту (облизывает губы языком);

б) влажность ладоней (вытирает об одежду);

в) учащенное сердцебиение (останавливается, прикладывает руку к шее или к сердцу);

г) ком в горле (снижение силы голоса, покашливание).



! Начало паттерна всегда сопровождается резким повышением уровня тревоги

      1. Психологические защиты

Психологическая защита — психоаналитическое понятие, обозначающее неосознаваемый психический процесс, направленный на минимизацию отрицательных переживаний.

Термин был впервые введён З. Фрейдом в 1894 году, в работе «Защитные нейропсихозы» и был использован в ряде его последующих работ для описания борьбы Я против болезненных или невыносимых мыслей и аффектов. Изначально З. Фрейд подразумевал под ним, в первую очередь, вытеснение. Но в 1926 году, в приложении к работе «Торможения, симптомы и тревожность», он возвращается к старому понятию защиты, утверждая, что его применение имеет свои преимущества: «поскольку мы вводим его для общего обозначения всех техник, которые Я использует в конфликте и которые могут привести к неврозу, оставляя слово „вытеснение“ для особого способа защиты, лучше всего изученного нами на начальном этапе наших исследований„. Позднее был более детально разработан другими психоаналитиками, в первую очередь Анной Фрейд.

Необходимость в выделении отдельных защитных механизмов связана с практической потребностью психологов в выделении и описании наиболее универсальных из неосознаваемых защитных процессов.

Большинство современных психологов признают определённый набор защитных механизмов, названия которых стали почти универсальными. Защитные механизмы принято подразделять на уровни (от двух до четырёх), но единого мнения о принципах этого разделения и о том, куда какую защиту относить до сих пор нет. Нэнси Мак-Вильямс выделяла 2 уровня защитных механизмов по степени их «примитивности», в зависимости от того, насколько сильно их применение мешает индивиду адекватно воспринимать реальность.



При написании работы, студенты могут использовать любые авторские теории для описания паттерна: теорию объектных отношений, эго-психологию, аналитическую психологию и др.

Первичные защитные механизмы

  • Примитивная изоляция, в частности защитное фантазирование — уход от реальности в другое состояние сознания. У ребенка при такой защите развивается богатая внутренняя фантазийная жизнь, а внешний мир воспринимается как проблематичный или эмоционально бедный. Может усиливаться в ситуациях эмоционального вторжения. Недостаток защиты состоит в том, что она выключает человека из решения межличностных проблем, сопротивляются общению на эмоциональном уровне. Достоинство защиты – она не требует искажения реального мира, т.к. человек удаляется от этого мира в свой фантазийный. При этом может глубоко сопереживать другим людям, хотя свои чувства не демонстрирует. Человек, привычно использующий изоляцию, описывается как шизоидный. Шизоидной личности свойственна врожденная сензитивность: её угнетает избыток света, шума, движения. Чаще всего выявляются проблемы орального уровня: страх быть поглощенной, съеденной. Шизоидная личность – креативная, имеющая уникальное неординарное мышление, но при этом в коллективе – аутсайдеры, наблюдатели, исследователи.

  • Отрицание — полный отказ от осознания неприятной информации: «Нет», «Все прекрасно, и все к лучшему». Способность к отрицанию опасности для жизни на эмоциональном уровне может стать спасительной в чрезвычайной ситуации. Благодаря отрицанию совершаются героические подвиги (отрицание опасности) и преступления (отрицание морали). Отрицание может стать компонентом более зрелых защит: рационализации, реактивного образования. Мания – пример психопатологии при отрицании: отрицание своих физических потребностей, финансовых затруднений, личных слабостей и даже смерти. Человек, привычно использующий отрицание – гипоманиокален по своему характеру. Ему свойственно чередование маниакальных и депрессивных состояний. Слегка гипоманиакальные люди могут быть очаровательны: остроумны, с энергетическим подъемом и заразительным настроением.

  • Всемогущий контроль — восприятие себя как причины всего, что происходит в мире. Источник всех событий ребенок переживает как внутренний. Ощущение всемогущества, способности влиять на мир. Проявляется в переживании «пикового чувства» удачи. Основные проявления – хитрость, любовь к возбуждению, опасности и готовность подчинять все интересы главной цели – проявить свое влияние. Человек неспособен проговаривать свои эмоции, но стремится их проживать. Речь слабо развита, так как слова используются для контроля других. В детстве наблюдается обилие опасностей и хаоса. Стиль воспитания: смесь жесткой дисциплины и сверхпотворства. У ребенка проявляется повышенная агрессия. Человек, привычно использующий всемогущий контроль и получающий наслаждение от собственного всемогущества, отодвигает все этические нормы на второй план, относится к социопатическому типу личности (антисоциальному, психопатическому).

  • Примитивная идеализация (и обесценивание) — восприятие другого человека как идеального и всемогущего. У маленьких детей – убежденность, что их родители сверхчеловечны и способны к сверхдеяниям. Чем более зависим человек, тем сильнее для него соблазн идеализации. Чем сильнее идеализируется объект. Тем более радикальное обесценивание его ожидает. Человек, мотивированный поиском совершенства через слияние с идеализируемым объектом или через совершенствование собственного Я, относится к нарциссическому типу личности.

  • Проекция — ошибочное восприятие своих внутренних процессов как происходящих извне. В своих благоприятных и зрелых формах она служит основой эмпатии. При проецировании содержания из отрицаемых и резко негативных частей собственного Я, возникают проблемы в межличностных отношениях. Люди в основном проецируют неприятные содержания, на которые реагируют страхом и отвращением. Если для человека проекция является основным способом понимания мира и приспосабливания к жизни, можно говорить о параноидном характере.

  • Интроекция – это процесс, в результате которого идущее извне ошибочно воспринимается как происходящее изнутри. В своих благоприятных формах она ведет к примитивной идентификации со значимым другим. Патологическая интроекция – идентификация с агрессором - бессознательное включение в свой внутренний мир воспринимаемых извне взглядов, мотивов, установок и пр. других людей. В ситуациях переживания страха или плохого обращения люди пытаются овладеть своим страхом и страданием, перенимая качества мучителей. Другой путь патологический связан с горем и его отношением к депрессии. Если человек, которого мы интернализовали, умер, то умирает, опустошается и какая-то часть нашего собственного Я. Людей, систематически использующих интроекцию для уменьшения тревоги и сохранения целостности собственного Я путем удержания психологических связей с неудовлетворительными объектами ранних лет жизни, можно со всем основанием рассматривать как характерологически депрессивных.

  • Проективная идентификация — когда человек не только проецирует внутренние объекты, но и вынуждает другого человека, на которого он их проецирует вести себя подобно этим объектам – как если бы у него были эти же самые интроекты. Проективная идентификация вкупе с расщеплением ложится в основу заключения о пограничной личностной организации параноидной личности.

  • Расщепление Эго — представление о ком-либо как о только хорошем или только плохом, с восприятием присущих ему качеств, не вписывающихся в такую оценку, как чего-то совершенно отдельного. Расщепление всегда влечет за собой искажение. При пограничной личностной организации, расщепление происходит не только внутри личности, но и проецируется на ближайшее окружение, что становится источником споров, ссор и тотального непонимания между людьми.

  • Диссоциация — отделение себя от своих неприятных переживаний. Диссоциированные переживания психотичны по своей природе. Они свойственны людям при реакции их на травму или сильный стресс. При этом, переживания связаны с «выходом из тела» в ситуации собственного уничтожения. Эпизодическая или мягкая диссоциация может способствовать редкому мужеству. Недостатком защиты является её способность включаться в условиях, когда на самом деле нет угрозы для жизни.

Вторичные защитные механизмы

  • Вытеснение, Подавление или Репрессия — в бытовом смысле «забывание» неприятной информации. Возникает, когда очевидно, что мысль, чувство или восприятие чего-либо становятся неприемлемыми для осознания из-за своей способности причинить беспокойство. Человек не способен вспомнить шокирующее событие, но находится под давлением назойливых вспышек воспоминания о них. Применяется более к идеям внутри, чем травмирующим событиям. Например, желание ребенка уничтожить одного из родителей, чтобы самому обладать другим. Постепенно научается отсылать эти желания в бессознательное.

Свойство чрезмерно опираться на репрессию, и другие защитные процессы, сосуществующие с ней, свойственно истерической личности.

  • Регрессия — возврат к ребячливым, детским моделям поведения. Возникает чаще всего после демонстрации своих амбиций или достижений, т.е. возвращение к знакомому способу действий после того, как был достигнут новый уровень компетенции. Соматизациявариант регрессии, если вызван переживанием в связи с ростом и возрастными изменениями. Соматизация – физическое неблагополучие, привязанное к эмоциональному стрессу. Регрессия используется для того, чтобы находиться в роли слабого – это самый ранний способ преодоления сложных жизненных аспектов. Соматизация и ипохондрия (+ другие регрессирующие защиты: детское поведение, беспомощность) – признак инфантильной личности.

  • Изоляция аффекта — удаление эмоциональной составляющей происходящего из сознания. Используется людьми в профессиональной деятельности; хирург, полководец, милиционер. Используется обычными людьми в ситуации выживания: из сознания удаляется не весь опыт переживания, а только его эмоциональная составляющая. Это самая примитивная из интеллектуальных защит. А также базовая для формирования таких защит как морализация и рационализация. При изоляции аффекта человек говорит, что вообще не испытывает чувств, в то время как большинство из нас на это же событие бурно эмоционально реагирует.

  • Интеллектуализация — неосознанное стремление контролировать эмоции и импульсы на основе рациональной интерпретации ситуации. Мысли о чувствах приемлемы для человека, но у слушателя создается впечатление отсутствия эмоций. В ситуации, насыщенной эмоциональным значением, человек может действовать рационально. В жизни – ограничение в проявлении эмоций при решения жизненных трудностей.

  • Рационализация — объяснение самому себе своего поведения таким образом, чтобы оно казалось обоснованным и хорошо контролируемым. Когда человеку не удается получить то, что он хотел, он может заявить: «Не так уж и хотелось»; если происходит что-то плохое – «не так уж это и плохо». Чем человек умнее и способнее к творчеству, тем лучшим рационализатором он является. Как защита – рационализация имеет слабую сторону – все может быть рационализовано: родитель бьет ребенка «для его же блага». Когда кто-то рационализирует, он бессознательно ищет приемлемые, с разумной точки зрения, оправдания для выбранного решения.

  • Морализация — поиск способа убедить себя в моральной необходимости происходящего. Человек ищет пути для того, чтобы чувствовать: он обязан следовать в данном направлении. Морализация может быть высокоразвитой стадией расщепления. В морализации можно усмотреть действие супер-эго: ригидного и наказующего.

  • Раздельное мышление (компартментализация) — совмещение взаимоисключающих установок за счёт того, что противоречие между ними не осознаётся. Проявляется в лицемерии. Человек придерживается 2-х или нескольких идей, отношений или форм поведения, конфликтующих друг с другом, без осознания этого противоречия.

  • Аннулирование или Возмещение — бессознательная попытка «отменить» эффект негативного события путём создания некоего позитивного события. Магическое исчезновение негативного аффекта. Естественный приемник всемогущественного контроля. Когда аннулирование является центральной защитой в репертуаре человека – компульсивная личность.

  • Поворот против себя или Аутоагрессия — перенаправление негативного аффекта по отношению к внешнему объекту на самого себя. Возникает иллюзия, что человек может лучше справиться с ситуацией, когда она находится внутри; установить контроль над ситуацией. Предпочитают заблуждаться, что трудности – это их вина, чем чья-то ещё. Автоматическое и компульсивное использование данной защиты является общим для депрессивных личностей.

  • Вымещение, Замещение или Смещение — в бытовом смысле «поиск козла отпущения». Это перенаправление драйва, эмоции, озабоченности чем-либо или поведения с первоначального объекта на другой, потому что его изначальная направленность по какой-то причине вызывает тревогу. Смещена может быть страсть (фетиш), тревога (страх ножей, которые бессознательно приравниваются к фаллосу). Положительные виды смещения включают в себя перевод агрессивной энергии в созидательную активность.

  • Реактивное образование — защита от запретных импульсов, с помощью выражения в поведении и мыслях противоположных побуждений. Преобразование негативного аффекта в позитив и наоборот. Самое раннее проявление 3-4 года. Какой-то неуправляемый аффект «прорывается» сквозь защиту, так что сторонний наблюдатель может почувствовать «фальшь». При реактивном образовании человек убеждает себя в том, что все, что он чувствует, относится только к одному полюсу сложного эмоционального ответа. Эта защита используется в случаях психопатологии, когда враждебные и агрессивные чувства являются главным содержанием. Но на опыте человеком проверено насколько опасно не уметь их держать в руках.

  • Реверсия — проигрывание жизненного сценария, с переменой в нём мест объекта и субъекта. Достоинством реверсии является то обстоятельство, что человек перемещает сильные отношения трансакций таким образом, чтобы играть инициирующую роль, чем отвечающую. Ребенок играет с куклами. Трансформация пассивного в активное.

  • Идентификация — отождествление себя с другим человеком или группой людей.

  • Отреагирование или Разрядка — cнятие эмоционального напряжения за счет проигрывания ситуаций, приведших к негативному эмоциональному переживанию.

  • Сексуализация или Инстинктуализация — превращение чего-то негативного в позитивное, за счёт приписывания ему сексуальной составляющей.

  • Сублимация — перенаправление импульсов в социально приемлемую деятельность.

    1. Практическое описание процесса наблюдения

1.Общие сведения об объекте наблюдения

1.1.Возраст, биографические данные, сведения медицинской карточки. Каждый наблюдающий ведет дневник, в который записывает все полученные сведения о ребенке, за которым наблюдает. Это сведения из медицинской карты: дата рождения, дата поступления в детский сад, сведения о заболеваниях. Если ребенок – часто болеет, следует выбрать другого ребенка для наблюдения.

В этом же разделе могут быть помещены характеристики на ребенка, данные сотрудниками дошкольного учреждения; сведения о родителях ребенка, о составе семьи. Особенности процесса воспитания в семье.



1.2.Мотив выбора ребенка. Заранее следует определить возрастную группу для наблюдения. При посещении группы обратиться к своим ощущениям, контрпереносным реакциям, а также к реакциям детей на Ваше посещение группы и пребывание в ней. Мотив выбора может быть как сознательным, так и бессознательным, который трудно объяснить в первый день посещения ДОУ. Но этот выбор должен быть вами проанализирован, т.е. найдены объективные объяснения выбора именно этого ребенка.
2. Психодинамическая формальная оценка3

2.1. Оценка влечений (либидозных и агрессивных). Для оценки использовать психосексуальное фазовое развитие: в соответствие с возрастом и реальным проявлением в деятельности ребенка. Найти признаки данной фазы для подтверждения вывода. Определить наличие высококачественных объектных отношений (в большинстве своем относящиеся к либидо), количество и распределение агрессивности.

2.2. Оценка Эго

1. Защитные функции – преимущественные способы защиты, адекватность и эффективность.

2. Качество объектных отношений – степень способности поддерживать отношения.

3. Отношения с реальностью – способность к адаптации.

4. Природа процессов мышления – соотношение абстрактного и конкретного, использование фантазии.

5. Регуляция и контроль влечений – развитие способности испытывать влечения, функция Суперэго; оценка степени возбуждаемости, переносимость фрустрации и объем внимания.

6. Автономные функции – умственные способности, память (оперативная и долговременная, сниженная или расстроенная), двигательная функция (координация и использование мимики и жестов), способность восприятия (расстройства – органические или психологические) и речь.

7. Синтетическая функция – оценка способности интегрировать и упорядочивать опыт.

8. Оценка общего функционирования Эго в свете предшествующих вопросов по отношению к возрасту и стадии развития.

2.3. Оценка Суперэго. В общих чертах определить природу и степень чувства вины относительно боязни внешних авторитетов.

2.4. Генетико-динамическое определение ребенка. Отразить главные источники конфликта относительно: психосексуальной фазы развития, внешних и внутренних конфликтов, имеющих отношение к ребенку, главных идентификаций и их вкладов в адаптацию ребенка.

3.Выделение и определение опорного паттерна

3.1.Обоснование выбора паттерна. Необходимо определить, в каких ситуациях проявляется данный паттерн. Предоставляются доказательства, что описанное поведение – действительно паттерн. Поясняется, почему выбран именно этот паттерн, а не какой-то другой: чем он показался вам интересен. Существовала ли динамика в изменении паттерна в процессе наблюдения: в чем она заключалась?

3.2. Фактологический протокол паттерна. В работе необходимо отметить, когда впервые был выявлен наблюдаемый паттерн, как часто он прослеживался в процессе наблюдения. Описание может быть представлено по следующей схеме:


  1. Нормальный уровень тревоги (привычная деятельность).

  2. Ситуация фрустрации.

  3. Скачок тревоги

  4. Совокупность психологических защит, направленных на снижение тревоги (здесь может быть несколько этапов: неэффективное совладание с тревогой, эффективное совладание с тревогой).

  5. Снижение тревоги.

  6. Возвращение к привычной деятельности.

Дается описание 1-2-х конкретных ситуаций, отражающих схему паттерна с указанием времени каждого отдельного пункта паттерна.

Представляется схематичное описание паттерна (в виде графика) с указанием точек, соответствующих каждому отдельному виду психологической защиты. Необходимо доказать, что именно эта защита проявляется в данный момент. Дается также образное осмысление паттерна, т.е. его латентное (скрытое) содержание. С помощью латентного содержания удается понять, какие силы движут поведением ребенка, какие образы являются для него актуальными при решении проблемной ситуации, вызвавшей тревогу.

Рекомендуется также определить уровень невротичности, на который регрессирует ребенок для решения ситуации (или указать психологическую позицию, если анализ проводится по М.Кляйн).

3.3. Возможные источники происхождения паттерна. Источником происхождения паттерна является травмирующая ситуация, которая могла происходить в раннем детстве. Или некоторый выработанный условиями жизни стереотип (кормления, удовлетворения потребностей общения, эмоциональных контактов и др.). Способ совладания с травмой является либо случайной находкой, находящегося в отчаянии ребенка (интрапсихические факторы), либо навязывается ему кем-то из взрослых (внешние факторы). Этот способ и предопределяет формирование паттерна, который будет или способствовать или ограничивать развитие ребенка.


    1. Возможные пути коррекции паттерна.

То, каким образом ребенок избегает тревоги, какие психологические механизмы использует для её трансформации, дает возможность диагностировать развитие типа личности. Чем младше ребенок, тем менее уверенно мы можем констатировать личностную типологию, которая может со временем меняться, совершенствоваться. Но, для нахождения выхода из конкретной ситуации, ребенок в любом возрасте может использовать типичные для определенной личности психологические защиты.

В исследовании необходимо определить, какова перспектива этого паттерна, если он сохранится и закрепится в поведении ребенка. Для подтверждения своей идеи, нужно руководствоваться подтверждением той динамики, которую удалость увидеть в сравнении двух паттернов в процессе наблюдения (начало и конец исследования).



Если паттерн патологичен для развития ребенка, следовало бы провести его коррекцию. В чем будет заключаться психокоррекционная работа, на что направлена? Как должен измениться паттерн, если будет проведена психоаналитическая работа?

Этот раздел носит теоретический характер и не требует выполнения данной работы в дошкольном учреждении.



Выводы

Выводы могут быть построены по трем основаниям: теоретические выводы (на основании использованных теорий); практические выводы (на основе проведенной практической работы); выводы, касающиеся личностного осмысления проделанной работы.



Список литературы

Иначе раздел может быть назван «Информационные источники», если основная теоретическая информация взята из сети Интернет, с CD и DVD носителей. В любом оформлении, по алфавиту указывается автор, название статьи (или книги) и место издательства или режим доступа.



Приложения

Может быть представлена дополнительная информация о ребенке: характеристики педагогов, родителей; сведения о родителях; справки. Отзывы руководства о вашей работе; дневниковые записи и др.

Приложений может и не быть в работе.


Отчетность

Проводится ежемесячно на занятиях в виде обсуждения в группе на основе супервизорской помощи исследователю.

Окончательная отчетность проводится в виде публичной защиты в июне комиссии преподавателей-психоаналитиков.

Литература для самостоятельной работы


    1. Винникотт Д.В. Игра и реальность / Д.В.Винникотт. – М.: Институт общегуманитарных исследований, 2002. – 288 с.

    2. Винникотт Д.В. Маленькие дети и их матери / Д.В.Винникотт. -М., Класс, 1998. – 80 с.

    3. Кляйн М. Зависть и благодарность. Исследование бессознательных источников / М.Кляйн. - Санкт-Петербург, 1997. – 84 с.

    4. Кляйн М. Развитие в психоанализе / М.Кляйн, С.Айзекс, Дж.Райвери и др. – М.: Академический проект, 2001. – 512с.

    5. Лекции по юнговской типологии / М.-Л.фон Франц, Дж.Хиллман. – СПб: Б.С.К., 1998. – 198 с.

    6. Лиар Дениз. Детский юнгианский психоанализ / Д.Лиар. – М.: Когито-Центр, 2008. – 207 с.

    7. Лэнг Р. Расколотое Я / Р.Лэнг. – СПб: Белый кролик, 1995. – 352с.

    8. Мак-Вильямс, Нэнси. Психоаналитическая диагностика: Понимание структуры личности в клиническом процессе. / Н. Мак-Вильямс — Москва: Класс, 1998. — 480 с.

    9. Психоанализ. Популярная энциклопедия / Сост. П.С.Гуревич.- М.: Олимп; ООО «Фирма «Издательство АСТ», 1998.-592с.

    10. Психология. Словарь/Под общ. Ред. А.В.Петровского, М.Г.Ярошевского. М., Политиздат, 1990. – 494 с.

    11. Тайсон Ф. Психоаналитические теории развития / Ф.Тайсон, Р.Л.Тайсон. – Екатеринбург: Деловая книга, 1998. – 528 с.

    12. Фрейд А. Теория и практика детского психоанализа. В 2т. М., Изд-во ЭКСМО – Пресс, 1999.

    13. Фрейд, Анна. Психология Я и защитные механизмы. / А. Фрейд. — Москва: Педагогика-Пресс, 1993. — 68 с.

    14. Шлыков В.Н. Влечения: краткий очерк / В.Н.Шлыков. – Ур.пс-ан.общество, Екатеринбург, 2004. – 144с.

    15. Шпиц Р. Психоанализ раннего детского возраста / Р.Шпиц. - М., Университетская книга, 2001. – 115 с.

    16. Эриксон Э. Детство и общество / Э.Эриксон. – СПб: Летний сад, 2000. – 416.

Возможно использование и других источников психоаналитической литературы.




Приложение 1

Уральский государственный университет им. А.М.Горького

Кафедра психологии ИППК

Уральское психоаналитическое общество



Практикум по динамическому наблюдению за детьми

на базе МДОУ № …..

города ……..

Исполнитель: Фамилия И.О.



2010 г.

Приложение 2

Время

Деятельность ребенка

Контрпереносные чувства, примечания











1 Фрейд А. Метод наблюдения в исследовании развития детей/ Доклад к симпозиуму по проблемам детского развития в Стокгольме, апрель 1950 г.// А. Фрейд. Теория и практика детского психоанализа. Т.II. М., 1999, с.226-243.

2 Там же.

3 Четик М. Техники детской терапии: психодиагностические стратегии / Мортон Четик, - СПб, Питер, с.38.




izumzum.ru