№9 частная гистология. Нервная система - polpoz.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Реферат по биологии «нервная система» 1 276.36kb.
Демоверсия. Тест по экономике. Промежуточная аттестация 1 42.03kb.
Тема: Тип Членистоногие (Arthropoda). Класс Ракообразные (Crustacea) 1 66.82kb.
В республике Чувашия, на высоком правом берегу реки Волга, в лесном... 1 92.43kb.
Сравнительная характеристика различных классов типа хордовые в связи... 1 80.12kb.
Нервной системы являются интеграция в единое целое тканей и органов... 1 183.85kb.
Вопросы к экзамену "Физиология высшей нервной деятельности" 2 500.93kb.
Сравнительно-анатомическая таблица «Плоские, круглые, кольчатые черви» 1 32.4kb.
Backround: Это система Мартингейл которая всегда будет побеждать... 1 92.48kb.
Образовательная программа «Клеточная биология, цитология, гистология» 1 184.76kb.
Ендокринна система людини 1 211.8kb.
Рабочая программа по английскому языку для 2 502.58kb.
1. На доске выписаны n последовательных натуральных чисел 1 46.11kb.

№9 частная гистология. Нервная система - страница №1/8



Государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Ставропольский государственный медицинский университет»

Министерства здравоохранения Российской Федерации

Кафедра гистологии
«Утверждаю»

заведующий кафедрой

Г.Л. Радцева__________

« »_________________ 2013г.


МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

к практическому занятию

для студентов

1 курса специальности лечебное дело

по учебной дисциплине гистология


Тема № 9 ЧАСТНАЯ ГИСТОЛОГИЯ. НЕРВНАЯ СИСТЕМА

Занятие № 11 «НЕРВНАЯ СИСТЕМА»


Обсуждена на заседании кафедры

« » _______________2013г.

Протокол №___

г. Ставрополь, 2013



Тема №9 Частная гистология. Нервная система.

Занятие №11 Нервная система

Учебные вопросы занятия:

  1. Морфо-функциональная характеристика органов нервной системы.

  2. Развитие органов нервной системы в эмбриогенезе: нервная пластинка, нервная трубка,
    ганглиозная пластинка. Дифференцировка элементов нервной трубки на вентрикулярную(камбиальную),промежуточную(плащевую),маргинальные зоны.Нервный гребень и плакоды.

  3. Периферическая нервная система.Строение периферического нерва.Гистологическое строение спинномозгового ганглия, форма нервных клеток, их
    расположение в органе, функциональное значение и место в рефлекторных дугах.Характеристика нейронов и нейроглии.Автономная нервная система.Общая характеристика строения центральных и периферических отделов парасимпатической и симпатической нервной системы.

  4. Центральная нервная система.Строение серого и белого вещества.Гистологическое строение спинного мозга. Состав и расположение серого и белого
    вещества. Нейронный состав, глиоциты. Ядерные нервные центры.Современные представления о пластинах Рекседа.

  5. Гистологическое строение белого вещества спинного мозга. Понятие о проводящих путях.

  6. Кора больших полушарий головного мозга. Общая морфо-функциональная характеристика коры. Цитоархитектоника. Нейронньй состав,характеристика пирамидных нейронов. Межнейрональные связи. Миелоархитектоника, глиоциты. Модуль.

  7. Мозжечок. Строение и функциональное значение. Нейронный состав.Грушевидные,корзинчатые,звездчатые нейроциты и клетки-зерна.
    Межнейрональные связи (сочетательные системы мозжечка). Глиоциты мозжечка.
    Афферентные и эфферентные волокна.

Место проведения занятия – база кафедры гистологии (морфокорпус) аудитории №506, №507, №508, №510 и комната самоподготовки.

Материально-лабораторное обеспечение: гистологическая лаборатория с наличием реактивов и оборудования, слайды, таблицы, муляжи, препараты по органам нервной системы, микроскопы, плазменные панели, ноутбук, презентация занятия.

Учебные и воспитательные цели

а) общая цель – Вам необходимо овладеть знаниями учебной программы данного занятия и овладев особенностями морфофункционального состояния органов нервной системы, разобраться в строении и особенностях центральной и переферической нервной системы, в строении и функциях коры больших полушарий, мозжечка, спинного мозга, спинального ганглия. Определить связь между строением и выполняемой функцией. Научиться выявлять нарушения в нормальном строении и функции органов нервной системы. Применять учебный материал в своей будущей профессии врача.

б) частные цели

В результате изучения учебных вопросов занятия ВЫ должны

З Н А Т Ь:

- медицинскую международную латинскую терминологию в объеме данной темы;

- источники и ход развития нервной системы для понимания наиболее часто встречающихся аномалий и пороков развития органов нервной системы.

- общий план и общие закономерности строения органов центральной и переферической нервной системы.

-морфофункциональное строение спинного мозга: особенности строения коры больших полушарий, мозжечка, спинального ганглия;

- основные морфофункциональные особенности строения сочетательных систем мозжечка, иметь понятие о модуле и нейронах его образующих .

- общий план и классификация ядер спинного мозга, основные морфофункциональные особенности строения нейронов спинного мозга, морфологические признаки их различия.

У М Е Т Ь:

-идентифицировать клетки, ткани, органы препаратов: мозжечок, спинальный ганглий, кора больших полушарий, спинной мозг на микроскопическом уровне;

- оценивать морфоологическое состояние различных клеточных, тканевых и органных структур;

- узнавать структуры и органы нервной системы при микроскопии «немых» гистологических препаратов: мозжечок, спинальный ганглий, кора больших полушарий, спинной мозг;

- пользоваться научной литературой при подготовке к занятиям и написании реферата: “Центральная нервная система”;

- анализировать информацию, полученную с помощью методов светооптической микроскопии.

ВЛАДЕТЬ:


- навыками микрокопирования гистологических препаратов;

- анализом гистологических структур в препаратах;

- гистофизиологической оценкой состояния различных клеточных, тканевых и органных структур;

- навыками работы с научной литературой и уметь использовать их.

ОБЛАДАТЬ НАБОРОМ КОМПЕТЕНЦИЙ:

- готовностью и способностью обладать достаточным объемом знаний морфо-функционального состояния органов при изучении смежных дисциплин;

- готовностью и способностью использовать данные анатомии(анатомия строения органов, их расположение, функции), состояния органов нервной системы при первичном осмотре больных.

- готовностью и способностью обладать объемом знаний и пониманием нормального гистофизиологического состояния различных клеточных, тканевых органных структур, чтобы ориентироваться в нормальных и возможно патологических состояниях изучаемых органов и уметь использовать эту информацию в клинической практике;

- готовностью и способностью иметь достаточный объем знаний морфо-функционального состояния тканей и органов изучаемых на данном занятии для выяснения причин возникновения патологических состояний органов, чтобы использовать полученные на кафедре знания при установлении диагноза заболевания;

-готовностью и способностью к критическому мышлению полученной информации, ее анализу и синтезу.



Рекомендуемая литература:

1..Гистология под ред.Ю.И.Афанасьева и Н.А.Юриной, 5-издание,2001.

2. Атлас микроскопического и субмикроскопического строения клеток,

тканей и органов под ред.Ю.И.Афанасьева, М. 1970.

3. Атлас по гистологии и эмбриологии, И.В.Алмазов, Л.С.Сутулов, 1979.

4. «Частная гистология человека», 2-е изд. В.Л. Быков. СПб: СОТИС, 1997.

5. “Тесты по гистологии, цитологии и эмбриологии”. Под ред. Г.Л. Радцевой. Ставрополь: изд-во СГМА, 2004.

6. Лекции.


ВАШИ ДЕЙСТВИЯ ПО ПОДГОТОВКЕ К ЗАНЯТИЮ И ОТРАБОТКЕ ПРОГРАММЫ ЗАНЯТИЯ:

  1. При подготовке к данному занятию

Проработайте данный учебный материал «Органы нервной системы» ранее изучаемый в школе (школьный учебник анатомии человека). Это очень важно, т.к. он является базисным и на этом материале строится вся программа данного занятия. Обратите внимание на анатомическое строение органов нервной системы.

Проработайте рекомендованную литературу по нашей дисциплине. Обратите внимание на следующее: мозжечок, спинальный ганглий, кора больших полушарий, спинной мозг.

а) источниками развитие органов нервной системы в эмбриогенезе являются: нервная пластинка, нервная трубка,
ганглиозная пластинка,затем происходит дифференцировка элементов нервной трубки на вентрикулярную(камбиальную),промежуточную(плащевую),маргинальные зоны. Из внутреннего слоя, эпендимного, образуются эпиндимоглиоциты, выстилающие полости мозга. Из среднего, плащевого, образуется серое вещество (тела нейронов и два вида макроглии- астроциты и олигодендроциты); из наружного слоя- белое вещество (нервные волокна, образующие проводящие пути).

б) спинальные ганглии лежат по ходу задних корешков спинного мозга, либо черепно-мозговых нервов. они окружены соединительнотканной капсулой, от которой внутрь узла проникают прослойки соединительной ткани с сосудами. Соединительная ткань образует строму узла.

Псевдоуниполярные нейроны узла располагаются, в основном, группами по его периферии ,вокруг тел нейронов расположены клетки нейроглии и клетки соединительной ткани,образуя капсулу.

в) спинной мозг имеет серое и белое вещество, серое вещество на поперечном сечении имеет вид бабочки или (буквы «Н» и образует рога: передние (вентральные), задние (дорсальные) и боковые латеральные) и представлено телами мультиполярных нейров, которые образуют ядерные нервные центры.Всего выделяют 10 пластин Рекседа.

г)мозжечок является центральным органом равновесия и координации движений. На его поверхности много извилин и бороздок, увеличивающих ее площадь и на разрезе мозжечка создающих картину « древа жизни». Серое в-во располагается на поверхности и образует кору. Белое в-во в центре органа. Кора мозжечка образованна тремя основными слоями: молекулярным, ганглионарным, зернистым,эти слои представлены грушевидными,корзинчатыми,звездчатыми нейроцитами и клетками-зернами.

д) в коре больших полушарий головного мозга серое вещество располагается по периферии органа, белое занимает его центральную часть. серое вещество коры больших полушарий головного мозга представлено следующими слоями-1) Молекулярный слой

2)Наружный зернистом слой

3)Слой малых пирамид

4)Внутренний наружном слой

5)Ганглионарный слой

6)Слой полиморфных клеток

модуль-структурно-функциональная единица неокортекса

е) различают цитоархитектонику ( особенности расположения и строения нервных клеток) и миелоархитектонику (расположение волокон) коры больших полушарий
При необходимости воспользуйтесь аннотацией (приложение 1).
Решите тесты 1-15

1.Передние корешки спинного мозга образованы:

1)Дендритами чувствительных нейронов

2)Дендритами мотонейронов

3)Аксонами чувствительных нейронов

4)Аксонами мотонейронов

5)Аксонами ассоциативных нейронов симпатической рефлекторной дуги
2.Белое вещество спинного мозга располагается:

1)По периферии

2)В центре
3.Главными компонентами белого вещества спинного мозга являются:

1)Миелиновые нервные волокна

2)Безмиелиновые нервные волокна

3)Тела нервных клеток


4.Клетки Беца коры больших полушарий располагаются в:

1)Молекулярном слое

2)Наружном зернистом слое

3)Слое малых пирамид

4)Внутреннем наружном слое

5)Ганглионарном слое

6)Слое полиморфных клеток
5.Клетки Беца коры больших полушарий образуют:

1)Ассоциативные нервные волокна

2)Комиссуральные нервные волокна

3)Проекционные нервные волокна


6.Гранулярный тип коры больших полушарий характерен для:

1)Моторных центров коры

2)Чувствительных центров коры
7.Задние корешки спинного мозга образованы:

1)Дендритами чувствительных нейронов

2)Дендритами мотонейронов

3)Аксонами чувствительных нейронов

4)Аксонами мотонейронов

5)Дендритами ассоциативных нейронов


8.Мотонейроны спинного мозга располагаются в:

1)Задних рогах

2)Боковых рогах

3)Передних рогах

4)Спинальных ганглиях
9.Серое вещество мозжечка располагается:

1)По периферии органа

2)В центре
10.Клетки Беца коры больших полушарий являются:

1)Чувствительными нейронами

2)Ассоциативными нейронами

3)Эфферентными нейронами

4)Секреторными нейронами
11.Комиссуральные волокна коры больших полушарий связывают:

1)Отдельные участки коры одного полушария

2)Кору различных полушарий

3)Связывают кору с ядрами низших отделов ЦНС


12.Тормозная система модуля неокортекса представлена:

1)Клетками с аксональной кисточкой

2)Корзинчатыми нейронами

3)Шипиковыми звездчатыми нейронами фокального типа

4)Шипиковыми звездчатыми нейронами диффузного типа

5)Аксоаксональными нейронами


13.Клубочки мозжечка образуются:

1)Лиановидными нервными волокнами

2)Моховидными нервными волокна

3)Аксонами клеток Пуркинье

4)Дендритами клеток Пуркинье

5)Аксонами корзинчатых клеток


14.Главными компонентами серого вещества спинного мозга являются:

1)Миелиновые нервные волокна

2)Безмиелиновые нервные волокна

3)Тела нервных клеток


15.В каком органе нервной системы у новорожденных ,нейроны являются более дифференцированными
1)В головном мозге

2)В спинном мозге


Решите ситуационные задачи 1-6.

  1. Заболевание полиомиелитом сопровождается поражением спинного мозга и
    нарушениями функции двигательного аппарата. Деструкцией каких нейронов можно
    объяснить это явление? Какое звено рефлекторной дуги при этом нарушается?

  2. У больного вследствие травмы повреждены передние корешки шейного отдела
    спинного мозга. Функция каких органов будет нарушена? Какие изменения в них
    наступят?

  3. В результате травмы нарушен передний корешок грудного отдела спинного мозга.
    Определить, отростки каких нейронов повреждены.

  4. У больного в результате травмы повреждены задние корешки спинного мозга. Какие
    клетки и какие отростки при этом повреждаются?

  5. В результате вирусной инфекции погибли псевдоуниполярные нейроны
    спинномозговых узлов. Какое звено рефлекторной дуги выключается?

  6. Алкогольная интоксикация, как правило, сопровождается нарушением координации
    движений в результате повреждения структурных элементов мозжечка. Функции каких
    элементов мозжечка нарушаются в первую очередь?

Заготовьте в альбоме следующие рисунки: Они Вам пригодятся при работе на занятии.







Данное занятие занимает особое место в работе по изучению гистологии органов нервной системы и является не только теоретической основой для понимания их строения и значения в организме, но и в практической деятельности врача при установлении диагноза.

При возможности накануне занятия ознакомтесь с рабочим местом своей исследовательской и учебной работы. Вспомните правила и меры безопасности при работе с микроскопом и препаратами (изложены в конце методической разработки). Заблаговременно приготовьте униформу.


  1. По выполнению программы учебного занятия:

Проверьте рабочее место на предмет наличия всего необходимого для Вашей работы. При необходимости обратитесь к преподавателю. При работе с 1-м препаратом занятия обратите внимание на его окраску и объяснения преподавателя.

ПРЕПАРАТ: СПИНАЛЬНЫЙ ГАНГЛИЙ.

Фиксатор: жидкость Ценкера.

Краситель: гематоксилин-эозин.

ЗАДАНИЕ:

МАЛОЕ УВЕЛИЧЕНИЕ: найти задний корешок спинного мозга, по ходу которого располагается ганглий и передний корешок, прилежащий к ганглию. Рассмотреть общее микроскопическое строение ганглия: его соединительнотканную капсулу, прослойки соединительной ткани внутри органа, тела округлых нервных клеток, расположенных преимущественно по периферии узла и окружающие их клетки глии, соединительной ткани, пучки нервных волокон, проходящих в центральной части ганглия.

БОЛЬШОЕ УВЕЛИЧЕНИЕ: зарисовать участок ганглия, показав на рисунке:


  1. Соединительнотканную капсулу.

  2. Псевдоуниполярные нейроны.

  3. Мантийные глиоциты, прилежащие к телам нейронов.

  4. Клетки соединительной ткани, имеющих вытянутую форму ядер в отличие от мантийных глиоцитов, ядра которых имеют округлую форму.

  5. Мякотные нервные волокна, располагающиеся в центре узла.

ПРЕПАРАТ: СПИННОЙ МОЗГ СОБАКИ.

Фиксатор: 10% формалин.

Краситель: импрегнация азотнокислым серебром.

ЗАДАНИЕ:

МАЛОЕ УВЕЛИЧЕНИЕ: рассмотреть строение органа, определив серое и белое вещество. В сером веществе (центральная часть препарата) найти центральный канал, серую спайку, передние, задние рога, промежуточную зону и скопления в них нейронов (ассоциативные пучковые и двигательные ядра). Обратить внимание на крупные нейроны передних рогов – двигательные ядра соматической рефлекторной дуги. В белом веществе (периферическая часть органа) увидеть передние, боковые и задние канатики, белую спайку и глиальные септы.

БОЛЬШОЕ УВЕЛИЧЕНИЕ: зарисовать половину спинного мозга, показав на рисунке следующее:

1.Серое вещество. 2. Белое вещество. 3. Передние рога, в них - моторные ядра соматической рефлекторной дуги (латеральное и медиальное. 4. Боковые рога, в них – латеральное и медиальное ядра. 5. Задние рога, в них – ядро Кларка и собственное ядро заднего рога. 6.Глиальные септы белого вещества. 7. Проводящие пути.


ПРЕПАРАТ: МОЗЖЕЧОК СОБАКИ.

Фиксатор: 10% формалин.

Краситель: импрегнация солями серебра.

ЗАДАНИЕ:


МАЛОЕ УВЕЛИЧЕНИЕ: рассмотреть извилины мозжечка, обратить внимание на периферически расположенное в них серое вещество (кору мозжечка) и более глубоко – белое вещество. В коре органа отличить слои: наружный молекулярный, средний ганглионарный (слой грушевидных клеток или клеток Пуркинье) и самый глубокий – зернистый слой. Обратить внимание на соединительнотканную оболочку (мягкую мозговую), покрывающую орган снаружи с проходящими в ней сосудами.

БОЛЬШОЕ УВЕЛИЧЕНИЕ: зарисовать участок коры мозжечка с прилегающим к нему слоем белого вещества, обозначив следующее:



  1. Молекулярный слой, в нем – звездчатые и корзинчатые нейроны.

  2. Дендриты грушевидных клеток в молекулярном слое

  3. Ганглионарный слой с телами клеток Пуркинье.



  1. «Корзинку» вокруг тел грушевидных клеток.

  2. Зернистый слой с зерновыми клетками.

  3. Белое вещество.

ДЕМОНСТРАЦИОННЫЙ ПРЕПАРАТ: КОРА БОЛЬШИХ ПОЛУШАРИЙ.

Фиксатор: 10% формалин.

Краситель: импрегнация солями серебра.

ЗАДАНИЕ:

МАЛОЕ УВЕЛИЧЕНИЕ: рассмотреть серое и белое вещество. Убедиться в том, что нервные клетки серого вещества располагаются слоями (экранные нервные центры). Определить слои: молекулярный, наружный зернистый, слой малых пирамид, внутренний зернистый, слой больших пирамид (ганглионарный или слой клеток Беца), слой полиморфных клеток. Сверху найти мягкую мозговую оболочку с сосудами.

БОЛЬШОЕ УВЕЛИЧЕНИЕ: ознакомиться с формой и строением нервных клеток в разных слоях коры. Обратить внимание на строение клеток Беца (больших пирамид) и многочисленных их отростков.
По выполнению программы занятия представьте преподавателю отчет о выполненной работе. Выясните то, что у Вас вызвало затруднения.
3. При проведении заключительной части учебного занятия

Решите тестовые задания №№ 15-19 (приложение 2) и решите ситуационные задачи № 1-3. (приложение 3).

Прокомментируйте результаты своей работы по решению контрольных заданий.

Выслушайте преподавателя по оценке работы учебной группы и Вас лично! Обратите внимание на объяснение преподавателем Вашей предстоящей работы на следующем занятии. Попрощайтесь с преподавателем.


Приложение №1

Нервная система.

НС развивается из нервой трубки и ганглиозной пластинки. Из краниальной части нервной трубки развивается мозг и органы чувств. Из туловищного отдела - спинной мозг, из ганглиозной пластинки – спиномозговые и вегетативные узлы и хроматофинная ткань организма.

Сначала нервная трубка состоит из одного слоя клеток. Далее идет размножение клеток в боковых отделах нервной трубки, в результате чего, в этих участках можно различить три зоны: эпендимную, плащевой слой и краевую вуаль. Из внутреннего слоя, эпендимного, образуются эпиндимоглиоциты, выстилающие полости мозга. Из среднего, плащевого, образуется серое вещество (тела нейронов и два вида макроглии- астроциты и олигодендроциты); из наружного слоя- белое вещество (нервные волокна, образующие проводящие пути).

Спинномозговой (чувствительный) узел.

Лежат по ходу задних корешков спинного мозга, либо черепно-мозговых нервов.

Спинальный ганглий окружен соединительнотканной капсулой, от которой внутрь узла проникают прослойки соединительной ткани с сосудами. Соединительная ткань образует строму узла.

Нейроны узла располагаются, в основном, группами по его периферии. По строению они являются пседоуниполярными, по функции - чувствительными. Аксон и дендрит, располагающиеся близко друг к другу, в начале обвиваются вокруг тела клетки, образуя клубок. Затем дендриты идут на периферию в составе смешанного нерва, где образуют рецепторы, а аксоны, в совокупности формируя задние корешки, несут импульсы в серое вещество спинного мозга или в продолговатый мозг. Тело каждого нейрона окружено двумя видами клеток. Непосредственно к нейроцитам прилежат клетки глии – мантийные глиоциты, выполняющие трофическую функцию. Кнаружи от них располагаются клетки соединительной ткани. Их можно различить по форме ядер. Клетки глии имеют округлую форму ядер, клетки соединительной ткани – овальную.



Строение периферического нерва.

Нервы состоят из миелиновых и безмиелиновых волокон и соединительно-тканных оболочек. Каждое нервное волокно окружено тонкой прослойкой РВСТ-эндоневрием. Пучки нервных волокон покрыты более толстыми прослойками РВСТ-периневрием. Наружная оболочка нерва – эпиневрий - представляет собой плотную волокнистую соединительную ткань, в которой находятся фибробласты, макрофаги, адипоциты. Соединительнотканные оболочки (эндо-, пери-, эпиневрий) содержат кровеносные и лимфатические сосуды и нервные окончания.



Спинной мозг.

Состоит из двух симметричных половин, отделенных друг от друга: спереди срединой щелью, сзади - соединительнотканной перегородкой. Вещество СМ неоднородно: внутренняя его часть темнее - это серое вещество, на периферии светлое – белое вещество (нервные волокна, образующие проводящие пути). Серое вещество на поперечном сечении имеет вид бабочки или (буквы «Н» и образует рога: передние (вентральные), задние (дорсальные) и боковые латеральные).

Передние рога более толстые и короткие, чем задние. Латеральные рога появляются на уровне грудного отдела позвоночного столба.

В процессе развития СМ нейроны серого в-ва группируются в 10 слоях или пластинах (пластины Рекседа).

Так, I-V пластины соответствуют задним рогам,

VI-VII –в промежуточной зоне (латеральные рога),

VIII-IХ-передним рогам,

Х-около центрального канала.

На поперечных срезах СМ видны скопления нейронов в виде ядер, на сагиттальных срезах видно пластинчатое строение, где нейроны группируются в виде колонок. Каждая колонка нейронов соответствует определенной области на периферии тела. Серое в-во спинного мозга состоит из тел нейронов, безмиелиновых, тонких миелиновых волокон и нейроглии. Нейроны СМ по строению являются мультиполярными. Белое вещество- совокупность миелиновых волокон, образующих проводящие пути.

Нейроны серого в-ва, сходные по строению, размерам и функции образуют скопления, называемые ядрами или ядерными нервными центрами.

Среди нейронов СМ выделяют следующие:


  1. Корешковые, нейриты которых покидают СМ в составе передних корешков;

  2. Внутренние, отростки которых заканчиваются синапсами в пределах серого в-ва;

  3. Пучковые, аксоны которых через белое в-во осуществляют связи между сегментами СМ или отделами головного мозга, образуя проводящие пути.

ЗАДНИЕ РОГА. Здесь различают губчатый слой, желатинозное в-во, собственное ядро заднего рога и грудное ядро. Губчатый слой состоит из широкопетлистого глиального остова и мелких вставочных нейронов.

В желатинозном в-ве преобладают глиальные клетки. Нейронов мало.

Грудное ядро (или ядро Кларка) состоит из крупных вставочных нейронов, аксоны которых выходят в боковой канатик белого в-ва этой же половины СМ и идет в составе спинно - мозжечкового пути к мозжечку. Они получают информацию от рецепторов мышц, сухожилий и суставов.

Собственное ядро заднего рога состоит из вставочных нейронов, аксоны которых переходят через переднюю белую спайку на противоположную сторону СМ в боковой канатик белого в-ва и входят в состав спинно-мозжечкового и спинно-таламического путей, направляясь в мозжечок и зрительный бугор. Это ядро располагается в середине заднего рога. Все нейроны заднего рога осуществляют связь между чувствительными нейронами спинальных ганглиев и двигательными клетками передних рогов, замыкая местные рефлекторные дуги.

В БОКОВЫХ РОГАХ различают медиальное промежуточное ядро, нейриты клеток которого входят в состав спиномозжечкового пути этой же половины, и латеральное промежуточное ядро, образованное группой ассоциативных клеток симпатической рефлекторной дуги.

В ПЕРЕДНИХ РОГАХ расположены самые крупные нейроны СМ, образующие двигательные соматические центры. Наиболее выражены медиальная и латеральная группы моторных клеток. Медиальное ядро иннервирует мышцы туловища и развито на всем протяжении СМ. Латеральное ядро находится в шейном и поясничном отделах СМ, иннервируя, соответственно, мышцы верхних и нижних конечностей.

ГЛИОЦИТЫ СМ.Спинномозговой канал выстлан эпендимоцитами. В сером веществе располагаются протоплазматические астроциты, выполняющие трофическую функцию. Отростки волокнистых астроцитов принимают участие в образовании гемато-энцефалического барьера. Олигодендроциты входят в состав и белого, и серого в-ва СМ, образуя оболочки нервных волокон. Микроглия (макрофаги) распределяются также и в сером, и в белом в-ве СМ.

Кора больших полушарий.

Серое вещество располагается по периферии органа, белое занимает его центральную часть. Различают цитоархитектонику ( особенности расположения и строения нервных клеток) и миелоархитектонику (расположение волокон) коры больших полушарий.



Цитоархитектоника. Мультиполярные нейроны коры разнообразны по форме: пирамидные, звездчатые, веретенообразные, паукообразные, горизонтальные. Они располагаются нерезко отграниченными слоями, характеризующимися преобладанием какого-либо одного вида клеток.

Различают следующие слои:

  1. Молекулярный,

  2. Наружный зернистый,

  3. Слой малых пирамид,

  4. Внутренний зернистый,

  5. Ганглионарный (или слой больших пирамид, или слой клеток Беца),

  6. Слой полиморфных клеток.

I. Молекулярный слой состоит из небольшого количества мелких ассоциативных нейронов веретеновидной формы. Их отростки вместе с отростками клеток нижележащих слоев образуют тангенциальное нервное сплетение молекулярного слоя.

II. Наружный зернистый представлен мелкими клетками округлой, угловатой, звездчатой или пирамидальной формы. Отростки этих клеток входят в состав тангенциального нервного сплетения молекулярного слоя.

III. Пирамидный или слой малых пирамид образован пирамидными клетками, имеющими размеры 10- 40 мкм. От вершины отходит главный дендрит, поднимающийся в молекулярный слой ( в его тангенциальное сплетение). От боковых поверхностей отходят боковые дендриты, образующие синапсы в пределах того же слоя.

Аксон отходит от основания клетки, формируяассоциативные или комиссуральные нервные волокна.





IV. Внутренний зернистый слой образован мелкими звездчатыми нейронами. В этом слое располагается большое количество горизонтальных волокон.

V. Ганглионарный слой содержит гигантские пирамиды ( клетки Беца ) по стро ению схожие с малыми пирамидами, но их размеры гораздо крупнее –80мкм,высота 120 мкм. Аксоны этих клеток образуют проекционные нервные волокна, входящие в состав кортико- спинальных и кортико- нуклеарных путей, заканчиваясь синапсами на клетках моторных ядер.

VI. Слой полиморфных клеток состоит из нейронов различной, преимуществе нно веретеновидной, формы. Дендриты этих клеток входят всостав тангенциального сплетения молекулярного слоя, а аксоны входят в состав эфферентных путей головного мозга.

Понятия гранулярного и агранулярного типа коры:

Гранулярный тип коры располагается в чувствительных корковых центрах (обоняния, слуха, зрения), где слабо развиты слои, содержащие пирамидные клетки, тогда как зернистые слои (2 и 4) достигают максимального развития. Агранулярный тип коры развит в моторных центрах – в передней центральной извилине, где сильно развиты 3, 4 и 6 слои и плохо выражены 2 и 4.

Структурно- функциональной единицей неокортекса является модуль или вертикальная колонка диаметром 300 мкм. Модуль одной половины коры продуцируется на3 модуля той же половины и 2 противоположной. Он состоит из волокон и нервных клеток. В него входит кортико-кортикальное волокно, достигающее I молекулярного слоя и два специфических таламо- кортикальных волокна, заканчивающихся в IV (внутренний зернистый )

Среди нейронов модуля выделяют возбуждающие и тормозные. К возбуждающим нейронам относят шипиковые звездчатые нейроны фокального и диффузного типа; к тормозной системе относят следующие клетки:

- клетки с аксональной кисточкой,

- корзинчатые,

- аксоаксональные,

- клетки с двойным букетом дендритов.

Причем, последние тормозят все тормозные нейроны, в результате чего возникает вторичная волна возбуждения (строение модуля описал Сентаготаи).

Миелоархитектоника коры представлена следующими волокнами:


  1. 1. Ассоциативные - связывают участки одного полушария,

  2. 2. Комиссуральные – связывают кору одного полушария с противоположным,

  3. 3. Проекционные – связывают кору с ядрами низших отделов

К миелоархитектонике относятся также тангенциальное нервное сплетение молекулярного слоя и сплетение внутреннего зернистого слоя.
Мозжечок.

Является центральным органом равновесия и координации движений. На его поверхности много извилин и бороздок, увеличивающих ее площадь и на разрезе мозжечка создающих картину « древа жизни». Серое в-во располагается на поверхности и образует кору. Белое в-во в центре органа.

В коре мозжечка различают три слоя: молекулярный, ганглионарный (или слой грушевидных клеток, или слой клеток Пуркинье) и зернистый.

Ганглионарный слой содержит нейроны грушевидной формы. Их нейриты покидают кору, образуя начальное звено эфферентных тормозных путей. Тела клеток лежат в один ряд. От тел в молекулярный слой поднимаются 2-3 дендрита, которые, сильно ветвясь, пронизывают всю толщу молекулярного слоя и лежат в одной плоскости, перпендикулярной к направлению извилин.

В молекулярном слое содержится два вида клеток: корзинчатые и звездчатые. Корзинчатые лежат в нижней трети этого слоя, имеют неправильную форму и длинный аксон, идущий параллельно телам грушевидных клеток, формируя на них структуру корзинок.

Звездчатые нейроны лежат в верхней трети слоя и бывают двух типов: мелкие (или с короткими отростками) и крупные (с длинными отростками). Аксоны мелких образуют синапсы с дендритами клеток Пуркинье, а аксоны крупных спускаются в ганглионарный слой и входят в состав корзинок.

Все эти клетки оказывают тормозное действие на грушевидные клетки.

В зернистом слое располагается несколько видов нейронов.

а) зерновидные или клетки- зерна - имеют округлую форму с крупным круглым ядром. 3-4 коротких дендрита этих клеток ветвятся в этом слое в виде лапки птицы. К ним из белого в-ва подходят афферентные возбуждающие волокна

- маховидные- образующие вокруг дендритов характерные структуры, именуемые клубочками мозжечка. Нейриты клеток- зерен поднимаются в молекулярный слой, Т- образно делятся и образуют синапсы с дендритами клеток Пуркинье и дендритами корзинчатых и звездчатых нейронов, передавая на них возбуждающий импульс.

б) большие звездчатые нейроны с короткими и длинными нейритами. Их дендриты образуют синапсы с аксонами клеток- зерен в молекулярном слое. Нейриты больших звездчатых клеток образуют синапсы проксимальнее синапсов маховидных волокон в клубочках мозжечка. При возбуждении большой звездчатой клетки с коротким аксоном блокируется передача возбуждающего импульса с маховидного волокна на клетку- зерно. Нейриты же звездчатых нейронов с длинными отростками уходят в белое в-во, осуществляя связи с различными областями коры мозжечка.

в) веретеновидные нейроциты имеют вытянутое тело, их дендриты заканчиваются в ганглионарном и зернистом слоях. Нейриты уходят в белое в-во.

Помимо афферентных маховидных волокон в кору мозжечка поступают лазащие (или лиановидные) волокна. Они достигают молекулярного слоя, где образуют синапсы непосредственно с дендритами клеток Пуркинье, передавая возбуждающий импульс. Также как в коре больших полушарий, в мозжечке различают ассоциативные, комиссуральные и проекционные нервные волокна.

Аксоны грушевидных клеток могут образовывать коллдтерали(аксо-аксональные синапсы).

Глиоциты мозжечка: в зернистом слое - волокнистые и протоплазматические астроциты, олигодендроциты – во всех слоях, особенно в зернистом слое и белом в-ве. Глиоциты с темными ядрами образуют глиальные волокна, поддерживающие ветвления дендритов грушевидных клеток. Микроглия в большом количестве содержится в молекулярном и ганглионарном слоях.

Взаимодействие нейронов коры мозжечка (их синаптические связи) получило название сочитательной системы.

Приложение №2

1. Установите соответствие:

Отдел нервной системы: Органы:

1. Центральная нервная система а) Периферические нервы

2. Периферическая нервная система б) Спинной мозг

в) Кора больших полушарий

г) Мозжечок

д) Интрамуральные ганглии
2. Дополните ответ: Периферический нерв снаружи окружен _______.
3. Выберите правильные ответы: Передние корешки спинного мозга образованы:


  1. Дендритами чувствительных нейронов

  2. Дендритами мотонейронов

  3. Аксонами чувствительных нейронов

  4. Аксонами мотонейронов

  5. Аксонами ассоциативных нейронов симпатической рефлекторной дуги

4. Выберите правильный ответ: Белое вещество спинного мозга располагается:

  1. По периферии

  2. В центре

5. Выберите правильный ответ: Главными компонентами белого вещества спинного мозга являются:

  1. Миелиновые нервные волокна

  2. Безмиелиновые нервные волокна

  3. Тела нервных клеток

6. Выберите правильный ответ: Клетки Беца коры больших полушарий располагаются в:

  1. Молекулярном слое

  2. Наружном зернистом слое

  3. Слое малых пирамид

  4. Внутреннем зернистом слое

  5. Ганглионарном слое

  6. Слое полиморфных клеток

7. Выберите правильный ответ: Клетки Беца коры больших полушарий образуют:

  1. Ассоциативные нервные волокна

  2. Комиссуральные нервные волокна

  3. Проекционные нервные волокна

8. Выберите правильный ответ: Вторичное возбуждение пирамидных нейронов возникает при возбуждении:

  1. Клеток с аксональной кисточкой

  2. Клеток с двойным букетом дендритов

  3. Аксоаксональных нейронов

  4. Корзинчатых нейронов

  5. Шипиковых звездчатых нейронов фокального типа

  6. Шипиковых звездчатых нейронов диффузного типа

9. Выберите правильный ответ: Гранулярный тип коры больших полушарий характерен для:

  1. Моторных центров коры

  2. Чувствительных центров коры

10. Выберите правильный ответ: Синапсы с клубочками мозжечка образуют:

  1. Клетки Пуркинье

  2. Большие звездчатые нейроны с короткими нейритами

  3. Большие звездчатые нейроны с длинными нейритами

  4. Веретеновидные горизонтальные клетки

  5. Корзинчатые клетки


Приложение №3

1.Дано два препарата коры больших полушарий. На первом препарате борозды


неглубокие, извилины развиты слабее, слои клеток тоньше, клетки меньших размеров с
меньшим количеством дендритов, чем во втором препарате. Какой из них приготовлен
из мозга взрослого, а какой - из мозга ребенка?

2.У больного внезапно возникло нарушение двигательной функции конечностей правой


половины тела без нарушения чувствительности. В какой части головного мозга и в
каких высших нервных центрах следует предполагать локализацию патологического
процесса?

3.У больного вследствие травмы поврежден блуждающий нерв. Отростки каких


нейронов повреждены и функции каких ганглиев автономной нервной системы будут
нарушены?

Правила работы с микроскопом:

-микроскоп берете из шкафа, соответствующий Вашему номеру.

-переносите микроскоп 2-мя руками: одной рукой держите за штатив, другой поддерживаете основание микроскопа.

-установить микроскоп слева, штативом к себе, предметным столиком от себя.

-поворачивая револьвер, установить объектив малого увеличения (х 8) до щелчка, что свидетельствует о фиксации револьвера.

-с помощью макровинта установить объектив х 8 на высоте 0,5 см над столиком.

-глядя в окуляр левым глазом (правый при этом открыт), рукой направить зеркало на источник освещения так, чтобы поле зрения было ярко и равномерно освещено.

-положить на предметный столик микропрепарат покровным стеклом вверх, чтобы объект находился в центре отверстия предметного столика.

Государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Ставропольский государственный медицинский университет»

Министерства здравоохранения Российской Федерации


Кафедра гистологии

«Утверждаю»

заведующий кафедрой

Г.Л. Радцева__________

« »_________________ 2013г.

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

к практическому занятию



для студентов

1 курса специальности ЛЕЧЕБНОЕ ДЕЛО

по учебной дисциплине гистология
Тема № 7«СЕРДЕЧНО-СОСУДИСТАЯ СИСТЕМА»
Занятие «СЕРДЕЧНО-СОСУДИСТАЯ СИСТЕМА»

Обсуждена на заседании кафедры

« » _______________2013г.

Протокол №___

г. Ставрополь, 2013

Тема № 7 «Сердечно-сосудистая система»

Занятие «Сердечно-сосудистая система»
Учебные вопросы занятия:


  1. Строение и эмбриональное развитие сердечно-сосудистой системы.

  2. Кровеносные сосуды. Общие принципы строения, тканевой состав. Классификация сосудов. Зависимость строения сосудов от гемодинамических условий. Васкуляризация сосудов (сосуды сосудов). Возрастные изменения в сосудистой стенке.

  3. Артерии. Классификация. Особенности строения и функций артерий различного типа: мышечного, мышечно-эластического и эластического.

  4. Микроциркуляторноу русло. Артериолы, их виды и роль в кровообращении. Строение.

  5. Гемокарпилляры. Классификация, функции и строение. Органные особенности капилляров.

  6. Венулы. Их виды, функциональное значение, строение.

  7. Артериоло-венулярные анастомозы. Значение для кровообращения. Классификация. Строение артериоло-венулярных анастомозов различного типа.

  8. Вены. Строение стенки вен в связи с гемодинамическими условиями. Классификация. Строение вен различного типа ( мышечного и безмышечного). Строение венозных клапанов.

  9. Лимфатические сосуды. Строение и классификация.

  10. Сердце. Источники развития. Строение стенки сердца и его оболочек, их тканевой состав. Эндокард.

  11. Миокард, рабочие, проводящие и секреторные кардиомиоциты. Регенерация. Проводящая система сердца, ее морфофункциональная характеристика.

  12. Эпикард и перикард.


Место проведения занятия – база кафедры гистологии (морфокорпус) аудитории №506, №507, №508, №510 и комната самоподготовки.

Материально-лабораторное обеспечение: гистологическая лаборатория с наличием реактивов и оборудования, слайды, таблицы, муляжи, препараты по органам женской половой системы: яичник, матка, желтое тело, молочная железа, микроскопы., плазменные панели, ноутбук, презентация занятия.
Учебные и воспитательные цели

а) общая цель – Вам необходимо овладеть знаниями учебной программы данного занятия и овладев особенностями морфофункционального состояния органов сердечно-сосудистой системы, зависимости строения сосудов от гемодинамических условий. Разобраться в строении и классификации сосудов (артерий, вен, сосудов микроциркуляторного русла, лимфатических сосудов). Строении стенки сердца и его оболочек, их тканевом составе. Определить связь между строением и выполняемой функцией. Научиться выявлять нарушения в нормальном строении и функции органов сердечно-сосудистой системы. Применять учебный материал в своей будущей профессии врача.


б) частные цели

В результате изучения учебных вопросов занятия ВЫ должны

З Н А Т Ь:

- медицинскую международную латинскую терминологию в объеме данной темы;

- развитие сердечно-сосудистой системы для понимания наиболее часто встречающихся аномалий и пороков развития сердца и сосудов.

- строение, классификацию и функции артерий.

- строение, классификацию и функции вен.

- строение, классификацию и функции сосудов микроциркуляторного русла (артериол, венул, капилляров, арериоло-венулярных анастомозов).

- строение, и функции лимфатических сосудов.

- морфофункциональные особенности различных оболочек сердца (эндокарда, миокарда, эпикарда) их тканевой состав.

- состав и функции проводящей системы сердца.

- возрастные изменения сосудов и сердца.


У М Е Т Ь:

-идентифицировать клетки, ткани, органы препаратов: артерия эластического типа, артерия мышечного типа, вена мышечного типа, миокард, волокна Пуркинье, артериолы, венулы, капилляры на микроскопическом уровне;

- оценивать морфологическое состояние различных клеточных, тканевых и органных структур;

- -используя данные микроскопического строения сосудистой стенки, распознавать в препаратах артерии и вены, а также сосуды микроциркуляторного русла;

- микроскопировать «немые» гистологические препараты (артерия эластического типа, артерия мышечного типа, вена мышечного типа, миокард, волокна Пуркинье, артериолы, венулы, капилляры);

- пользоваться научной литературой при подготовке к занятиям и написании реферата;

- анализировать информацию, полученную с помощью методов светооптической микроскопии.

ВЛАДЕТЬ:


- навыками микрокопирования гистологических препаратов;

- анализом гистологических структур в препаратах;

- гистофизиологической оценкой состояния различных клеточных, тканевых и органных структур;

- навыками работы с научной литературой и уметь использовать их.

ОБЛАДАТЬ НАБОРОМ КОМПЕТЕНЦИЙ:

- готовностью и способностью обладать достаточным объемом знаний морфофункционального состояния органов при изучении смежных дисциплин;

- готовностью и способностью использовать данные анатомии (анатомия строения органов, их расположение, функции).

- готовностью и способностью обладать объемом знаний и пониманием нормального гистофизиологического состояния различных клеточных, тканевых органных структур, чтобы ориентироваться в нормальных и возможно патологических состояниях изучаемых органов и уметь использовать эту информацию в клинической практике;

- готовностью и способностью иметь достаточный объем знаний морфо-функционального состояния тканей и органов изучаемых на данном занятии для выяснения причин возникновения патологических состояний органов, чтобы использовать полученные на кафедре знания при установлении диагноза заболевания;

-готовностью и способностью к критическому мышлению полученной информации, ее анализу и синтезу.

ИМЕТЬ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ:

- эмбриопатиях: врожденные пороки развития сердца и сосудов.

- закономерностях гемодинамики, а также корреляции в строении сосудистой стенки от гемодинамических условий крови, а также возрастных изменений.

- вегетативной иннервации сердца и сосудов.



Рекомендуемая литература:

1.Гистология под ред.Ю.И.Афанасьева и Н.А.Юриной, 5-издание,2001.

2. Атлас микроскопического и субмикроскопического строения клеток, тканей и органов под ред.Ю.И.Афанасьева, М. 1970.

3. Атлас по гистологии и эмбриологии, И.В.Алмазов, Л.С.Сутулов, 1979.

4. «Тесты по гистологии, цитологии и эмбриологии для студентов лечебного факультета». Под ред. Г.Л. Радцевой. Ставрополь: изд-во СГМА, 2004.

5. Лекции.


ВАШИ ДЕЙСТВИЯ ПО ПОДГОТОВКЕ К ЗАНЯТИЮ И ОТРАБОТКЕ ПРОГРАММЫ ЗАНЯТИЯ:

При подготовке к данному занятию

Проработайте данный учебный материал «Сердечно-сосудистая система» ранее изучаемый в школе (школьный учебник анатомии человека). Это очень важно, т.к. он является базисным и на этом материале строится вся программа данного занятия. Обратите внимание на анатомическое строение артерий, вен, оболочек сердца, а также сосудов микроциркуляторного русла.

Проработайте рекомендованную литературу по нашей дисциплине.

Обратите внимание на следующее:

- артерии и вены, выполняющие транспортную функцию, имеют общий план строения: внутреннюю, среднюю и наружную оболочки.

- в зависимости от гемодинамических условий меняется строение артерий. При высоком давлении и скорости кровотока в сосудах (аорта, легочная артерия) во всех трех оболочках преобладает эластическая ткань. В средней оболочке имеются эластические волокна и мембраны. При низком давлении и скорости кровотока в сосудах требуется дополнительное усилие для проталкивания крови, поэтому в данных сосудах в средней оболочке будет преобладать мышечная ткань.

- органоспецифичность тематического барьера зависит от функции органа. Чем интенсивнее обмен, тем тоньше барьер. Так, в легких, почках, тонком кишечнике капилляры имеют фенестрированный тип строения.

- строение вен зависит от места их расположения в организме человека.
Вены верхней части тела, в которых кровь течет под действием силы
тяжести, имеют небольшое количество мышечной ткани в средней
оболочке (вены головы, верхних конечностей, верхняя полая вена); вены
же нижней части тела, которые совершают работу по преодолению силы
тяжести, мышечной ткани, хорошо развита мышечная ткань в наружной
оболочке, они имеют клапаны (нижняя полая вена, бедренная вена).

- при характеристике строения сердца необходимо обратить внимание на эндокард, который по строению, функциям и развитию аналогичен сосудам

- при характеристике атипичных кардиомиоцитов необходимо обратить внимание на их отличие от рабочего миокарда

- при рассмотрении сосудистой системы новорожденного и грудных детей следует отметить большое количество сосудов на единицу площади, большую ширину капилляров. По мере развития систем организма и роста ребенка количество сосудов уменьшается. До 12 лет происходит интенсивная дифференцировка всех оболочек сосудов.

- развитие сердца детей тесно связано с гемодинамическими условиями в растущем организме. С момента рождения и до 2 лет жизни ребенка сердце быстро увеличивается в размерах, его стенка утолщается. Утолщение идет за счет образования новых волокон и их роста в длину и толщину. С 2 до 10 лет лет жизни рост сердца замедляется и возобновляется к 12 годам.

Решите тесты 1-10

1. Назовите источник развития кровеносных сосудов:

а) эктодерма

б) энтодерма

в) мезодерма

г) мезенхима
2. Назовите источник развития мезотелия эпикарда:

а) мезенхима

б) эктодерма

в) энтодерма

г) висцеральный листок спланхнотома

д) париетальный листок спланхнотома

е) склетором

3. В каких сосудах встречаются перициты:

а) артериях

б) венах

в) артериолах

г) капиллярах

4. Какая оболочка стенки вен участвует в образовании клапанов:

а) внутренняя

б) средняя

в) наружная


5. Какие кровеносные сосуды содержат гладкую мышечную ткань во всех оболочках:

а) вена со слабым развитием мышечной стенки

б) вена со средним развитием мышечной стенки
в) вена с сильным развитием мышечной стенки

6. Чем выстлана внутренняя оболочка кровеносного сосуда:

а) мезотелий

б) эндотелий

в) многослойный плоский эпителий

г) низкий призматический эпителий
7. В составе каких органов встречаются вены волокнистого типа:

а) мозговые оболочки

б) почки

в) печень

г) тонкий кишечник

д) толстый кишечник



8. Какие из перечисленных сосудов относятся к артериям эластического типа:

а) аорта


б) сонная артерия

в) легочная артерия

г) органные артерии

д) артерии конечностей


9. Назовите источник развития эндокарда

а) эктодерма

б) энтодерма

в) мезенхима

г) мезодерма
10.Какими клетками образована стенка капилляра:

а) эндотелиоцитами

б) миоцитами

в) перицитами

г) нейроцитами

д) адвентициальными клетками



Решите ситуационные задачи 1-10.

1. Внутреннюю оболочку сосудов импрегнировали солями серебра. Были


выявлены клетки с неровными извилистыми границами. Назовите эти
клетки.

2. На препарате видна сеть капилляров, расположенных между двумя


артериолами. Дайте название этой структуре. В каком органе можно
обнаружить эту сеть?

3. Представлены два гистологических препарата. На одном видна


капиллярная сеть, расположенная между двумя артериолами, на втором -
между двумя венами. Дайте название капиллярной сети и в каких органах
она находится?

4. На препарате видны сосуды с диаметром 20-30 мкм. Как называются эти


сосуды? Приведите примеры внутренних органов, их содержащие.

5. На препарате представлены артериолы и кровеносные капилляры, диаметр


которых 20мкм. По какому признаку можно определить артериолы? К
какому типу относятся данные капилляры?

6. При изучении препарата в поле зрения светового микроскопа видна


артерия мышечного типа и одноименная вена, окрашенные орсеином.
Какие структурные элементы сосудов будут окрашены этим красителем?
По каким признакам можно безошибочно определить артерию?

7. Стенки артерий и вен состоят из трех оболочек. При описании двух


оболочек было указано, что они содержат сосуды сосудов. Какие это
оболочки?

8. Какая оболочка артерий и вен не содержит сосуды сосудов? Каким


образом осуществляется ее питание?

9. На препарате видны микроскопические сосуды, по которым кровь, минуя


капилляры, изливается из артериол в венулы. Назовите эти сосуды.

10. На гистологическом препарате виден микроскопический сосуд диаметром 30-50 мкм, в стенке которого обнаруживаются единичные гладкомышечные клетки. К какому типу венул относится данный сосуд?


Заготовьте в альбоме следующие рисунки: Они Вам пригодятся при работе на занятии.

Аорта



Артерия мышеного типа.



Вена мышечного типа.


Артериолы, венулы, капилляры.


Волокна Пуркинье. Миокард.


Данное занятие занимает особое место в работе по изучению гистологии органов сердечно-сосудистой системы и является не только теоретической основой для понимания их строения и значения в организме, но и в практической деятельности врача при установлении диагноза.


При возможности накануне занятия ознакомитесь с рабочим местом своей исследовательской и учебной работы. Вспомните правила и меры безопасности при работе с микроскопом и препаратами (изложены в конце методической разработки). Заблаговременно приготовьте униформу.
По выполнению программы учебного занятия:

Проверьте рабочее место на предмет наличия всего необходимого для Вашей работы. При необходимости обратитесь к преподавателю. При работе с 1-м препаратом занятия обратите внимание на его окраску и объяснения преподавателя.


ПРЕПАРАТ: АРТЕРИОЛЫ, ВЕНУЛЫ, КАПИЛЛЯРЫ.

Фиксатор: 10% формалин.

Краситель: гематоксилин-эозин.

ЗАДАНИЕ:

МАЛОЕ УВЕЛИЧЕНИЕ: рассмотреть сеть мелких кровеносных сосудов, расположенных в рыхлой волокнистой соединительной ткани.

БОЛЬШОЕ УВЕЛИЧЕНИЕ: зарисовать сосуды микроциркуляторного русла, обозначив на рисунке следующее:

1.Артериолы. 2. Ядра эндотелиальных клеток., расположенных продольно сосуду.3. Ядра гладкомышечных клеток, образующих вид «березки» в стенке артериолы. 4. Венулы. 5. Капилляры. 6. Адвентициальные клетки, расположенные вокруг сосудов.


Контролируйте свои действия. Представьте преподавателю отчет о выполненном задании. Получите задачу на выполнение очередного задания. Обратите внимание на окраску и объяснения преподавателя
ПРЕПАРАТ: ВЕНА МЫШЕЧНОГО ТИПА (поперечный разрез стенки).

Фиксатор: 10% формалин.

Краситель: гематоксилин-эозин.

ЗАДАНИЕ:

МАЛОЕ УВЕЛИЧЕНИЕ: рассмотреть в стенке бедренной вены оболочки: внутреннюю, среднюю и наружную. Обратить внимание на соотношение их толщины.

БОЛЬШОЕ УВЕЛИЧЕНИЕ: зарисовать участок стенки данного сосуда, обозначив на рисунке:

1. Внутреннюю оболочку, в ней: а) эндотелий, б) подэндотелиаьный слой. 2.Среднюю оболочку, образованную пучками гладких миоцитов и прослойками соединительной ткани. 3.Наружную оболочку, состоящую из соединительной ткани с проходящими в ней сосудами.


Контролируйте свои действия. Представьте преподавателю отчет о выполненном задании. Получите задачу на выполнение очередного задания. Обратите внимание на окраску и объяснения преподавателя.
ПРЕПАРАТ: АРТЕРИЯ МЫШЕЧНОГО ТИПА (поперечный срез).

Фиксатор: 10% формалин.

Краситель: гематоксилин-эозин.

ЗАДАНИЕ:

МАЛОЕ УВЕЛИЧЕНИЕ: в стенке сосуда увидеть три оболочки (внутреннюю, среднюю и наружную), обратив внимание на соотношение их толщины.

БОЛЬШОЕ УВЕЛИЧЕНИЕ: зарисовать участок стенки артерии, обозначив:

1. Внутреннюю оболочку, в ней: а) эндотелий, б) подэндотелиальный слой, в) внутреннюю эластическую мембрану. 2. Среднюю оболочку, образованную циркулярно расположенными гладкими мышечными клетками. 3. Наружную оболочку, в ней: а) наружную эластическую мембрану, б) рыхлую волокнистую соединительную ткань с проходящими в ней сосудами.


Контролируйте свои действия. Представьте преподавателю отчет о выполненном задании. Получите задачу на выполнение очередного задания. Обратите внимание на окраску и объяснения преподавателя.
ПРЕПАРАТ: ВОЛОКНА ПУРКИНЬЕ (ЭНДОКАРД С МИОКАРДОМ).

Фиксатор: 10% формалин.

Краситель: гематоксилин-эозин.

ЗАДАНИЕ:

МАЛОЕ УВЕЛИЧЕНИЕ: ознакомиться с оболочками сердца и особенностями их строения. Внутренняя оболочка – эндокард, выстланный эндотелием в виде узкого темного слоя. Под ним располагаются скопления крупных оксифильно окрашенных атипичных кардиомиоцитов, образующих волокна Пуркинье. Клетки имеют крупные ядра и окрашиваются слабее, чем титпичные кардиомиоциты.

БОЛЬШОЕ УВЕЛИЧЕНИЕ: зарисовать участок стенки сердца, подписав: 1. Эндокард, в нем: а) эндотелий, в) подэндотелиальный слой, в) мышечно-эластический слой, г) наружный соединительнотканный слой. 2. Волокна Пуркинье. 3. Миокард.

Контролируйте свои действия. Представьте преподавателю отчет о выполненном задании. Получите задачу на выполнение очередного задания. Обратите внимание на окраску и объяснения преподавателя.


ДЕМОНСТРАЦИОННЫЕ ПРЕПАРАТЫ:

ПРЕПАРАТ: АРТЕРИЯ ЭЛАСТИЧЕСКОГО ТИПА (АОРТА)

Фиксатор: 10% формалин.

Краситель: орсеин.

МАЛОЕ УВЕЛИЧЕНИЕ: в стенке сосуда увидеть три оболочки (внутреннюю, среднюю и наружную), обратив внимание на соотношение их толщины.
3. При проведении заключительной части учебного занятия

Решите тестовые задания № 11-15 (приложение 2) и решите ситуационные задачи № 11-18. (приложение 3).

Прокомментируйте результаты своей работы по решению контрольных заданий.

Выслушайте преподавателя по оценке работы учебной группы и Вас лично! Обратите внимание на объяснение преподавателем Вашей предстоящей работы на следующем занятии. Попрощайтесь с преподавателем.


Приложение №1

Сердечно-сосудистая система образована сердцем, кровеносными и лимфатическими сосудами.

КРОВЕНОСНЫЕ СОСУДЫ. Развитие. В мезенхиме стенке желточного мешка и хориона на 2-3 неделе эмбриогенеза появляются скопления клеток – кровяные островки. Клетки мезенхимы по периферии островков теряют связь с клетками расположенными в центральной части, уплощаются и превращаются в эндотелиальные клетки первичных сосудов. Клетки центральной части островка дифференцируются и превращаются в эритроциты. Из мезенхимных клеток вокруг сосуда развиваются гладкие миоциты, перициты, адвентициальные клетки и фибробласты. В теле зародыша из мезенхимы образуются первичные кровеносные сосуды, которые в конце 3 недели начинают сообщатся с сосудами внезародышевых органов.

Кровеносные сосуды делятся на артерии, несущие кровь от сердца; вены, по которым движется кровь к сердцу; сосуды микроциркуляторного русла.

Строение стенки различных сосудов зависит от гемодинамических условий. Гемодинамические условия – это условия движения крови по сосудам, которые зависят от: величины артериального давления, скорости кровотока, местоположения сосуда в организме, вязкости крови, воздействия гравитационного поля Земли.

ОБЩИЙ ПЛАН СТРОЕНИЯ СОСУДОВ:

Состоят из трех оболочек: внутренней- tunica intimae, средней (мышечной) - tunica media, наружной (адвентициальной) - tunica externa.



  1. Tunica intimae представлена: Эндотелий – это плоский эпителий, образующий внутреннюю выстилку кровеносных сосудов, имеет извилистые, конгруэнтные границы, выявляемые импрегнацией азотнокислым серебром. Имеют ядровыбухающие участки до 0,5мкм и более и истонченные периферические безъядерные участки до 0,2 мкм. Размеры клеток от 5- 8 до 150 мкм – в капиллярах и до 500 мкм – в крупных сосудах. Органеллы развиты слабо, но много митохондрий, пиноцитозных пузырьков, микрофиламентов, микротрубочек. На апикальной части клеток имеются тупые микроворсинки. Питание эндотелия осуществляется диффузно из крови. Подэндотеллиальный слой – образован РВСТ, содержащей малодифферинцированные звездчатые клетки. Внутренняя оболочка сосуда получает питательные вещества преимущественно путем диффузии и протекающей крови.

  2. Tunica media - эта оболочка образованна гладкомышечными клетками и эластическими волокнами, соотношение которых меняется в зависимости от гемодинамических условий. Также здесь имеется небольшое количество коллагеновых волокон, фибрабластов и ОАВ.

  3. Tunica externa – образована РВСТ, в которой коллагеновые и эластические волокна имеют в основном косопродольное направление. Питание средней и наружной оболочек осуществляется за счет vasa vasorum и nervi vasorum (проникающие в оболочки нервные стволики).

АРТЕРИИ.Классификация артерий. По количественному соотношению в средней оболочке мышечного и эластического компонентов подразделяются на артерии

  1. Артерии эластического типа – артерии крупного калибра (аорта, легочная артерия)

  2. Артерии смешанного типа (мышечно-эластические)– артерии среднего калибра (подключичная, сонная артерии)

  3. Артерии мышечного типа – артерии мелкого калибра (органные артерии, артерии нижних конечностей).

Артерии эластического типа

Tunica intimae:Эндотелий и подэндотелиальный слой (слой Ланхганса) – РВСТ, с малодифференцированными клетками звездчатой формы. В артериях эластического типа он составляет около 20% от общей толщины стенки, но по мере уменьшения калибра сосуда происходит истончение подэндотелиального слоя. В этом слое происходит отложение фосфолипидов, жирных кислот, холестерина, приводящее к образованию атеросклеротических бляшек. Сплетение эластических волокон- на границе со средней оболочкой.

Tunica media представлена эластическими волокнами, сливающимися в окончатые эластические мембраны. Между ними косопродольно располагаются в небольшом количестве гладкие миоциты. Эластические волокна связывают между собой 50-70 окончатых эластических мембран в единый эластический каркас. Такое строение средней оболочки обусловлено тем, что сердце при своем сокращении выбрасывает в крупные сосуды до 70 мл. крови, под большим давлением, поэтому сосуды должны хорошо растягиваться во время систолы и возвращаться в исходное положение во время диастолы.

Tunica externa - РВСТ с косопродольно - ориентированными коллагенновыми и эластическими волокнами.



Артерии смешанного типа

Tunica intimae- Эндотелий, подэндотелиальный слой – РВСТ, с малодифференцированными клетками звездчатой формы, внутренняя эластическая мембрана.

Tunica media. В средней оболочке одинаковое количество гладкомышечных клеток и эластических окончатых мембран.

Tunica externa. В наружном слое можно выделит 2 слоя : внутренний – представлен продольно ориентированными пучками миоцитов, наружный – РВСТ с косопродольными коллагеновыми и эластическими волокнами.



Артерии мышечного типа

Tunica intimae- Эндотелий, подэндотелиальный слой – РВСТ, с малодифференцированными клетками звездчатой формы, внутренняя эластическая мембрана.

Tunica media - в средней оболочке преобладают гладкомышечные клетки, лежащие по пологой спирали, между ними небольшое количество эластических волокон, которые связаны с внутренней и наружной эластическими мембранами, образуя при этом единый эластический каркас. Хорошее развитие мышечной оболочки обеспечивает дальнейшее продвижение крови на периферию за счет нагнетающей силы мышечного сокращения среднего слоя сосудистой стенки. Наружная эластическая мембрана лежащая на границе с наружной оболочкой.

Tunica externa - РВСТ с косопродольно - ориентированными коллагенновыми и эластическими волокнами.



ВЕНЫ.

Вены осуществляют отток крови от органов, участвуют в обменной и депонирующих функциях. Различают поверхностные и глубокие вены. Низкое кровяное давление и незначительная скорость кровотока определяют слабое развитие эластических элементов и большую растяжимость их, соответственно отличительной особенностью структуры вены является слабо развитый эластический каркас. Во многих венах имеются клапаны, являющиеся производными внутренней оболочки. Клапаны в бедренной вене способствуют току венозной крови к сердцу, препятствуя, ее обратному движению. Клапаны – это складки внутренней оболочки, имеют форму в виде кармашка. Эндотелиальные клетки во внутренней части клапана вытянуты по длиннику сосуда, а с наружной располагаются поперек створок, внутри клапана РВСТ подэнтдотелиального слоя, а у основания гладкомышечные клетки.

Для верхней полой вены характерно слабое развитие мышечных элементов в стенке, но при этом данный вид вены имеет крупный диаметр. Для нижней полой вены характерно отсутствие клапанов, но наличие поперечных складок, которые образуются в результате сокращения миоцитов преимущественно адвентициальной оболочки. Адвентициальная оболочка развита очень хорошо.

Классификация.


  1. Вены волокнистого типа, их называют венами безмышечного типа.

  2. Вены мышечного типа делятся на вены со слабым, средним и сильным развитием мышечных элементов.

К венам безмышечного типа относятся вены плаценты, костей, сетчатки глаза, мягкой мозговой оболочки, ногтевого ложа, трабекул селезенки, центральные вены печени. Отсутствие в них мышечной оболочки объясняется тем, что кровь здесь движется под действием силы тяжести, и ее движение не регулируется мышечными элементами. Построены эти вены из внутренней оболочки с эндотелием и подэндотелиальным слоем и наружной оболочки из рыхлой волокнистой неоформленной соединительной ткани. Внутренняя и наружная эластические мембраны, так же как и средняя оболочка, отсутствуют. Наружная соединительнотканная оболочка сосудов срастается с окружающей соединительной тканью, поэтому на препаратах эти сосуды зияют, а повреждение их ведет к сильнейшему кровотечению.

Вены мышечного типа

Вены со слабым развитием мышечных элементов (вены лица, шеи, верхняя полая вена) Tunica intimae – Эндотелий, подэндотелиальный слой –РВСТ, слабо развит.Tunica media - содержит небольшое количество спирально направленных гладких миоцитов. Tunica externa - РВСТ, с единичными продольно направленными мышечными клетками.

Вены со средним развитием мышечных элементов (вены верхней половины туловища (плечевая вена) Tunica intimae – Эндотелий, подэндотелиальный слой –РВСТ, имеет в своем составе отдельные продольно расположенные миоциты .Tunica media - состоит из спирально расположенных пучков гладких миоцитов. Tunica externa - РВСТ, очень сильно развита, в ней встречаются отдельные продольно ориентированные гладкие мышечные клетки.

Вены с сильным развитием мышечных элементов (вены нижней части тела - нижняя полая вена, бедренная вена). Tunica intimae – Эндотелий, подэндотелиальный слой –РВСТ, с продольно ориентированными пучками гладких миоцитов.Tunica media - циркулярно расположенные гладкомышечные клетки с прослойками коллагеновых и эластических волокон.Tunica externa - РВСТ, в которой продольно располагаются пучки гладкомышечных клеток

МИКРОЦИРКУЛЯТОРНОЕ РУСЛО (МЦР) – это сеть мелких кровеносных сосудов, расположенных между артериальными и венозными отделами сосудистой системы и включает в себя: артериолы, гемокапиляры, венулы, артериоловенулярные анастомозы (АВА).

Общая площадь сечения МЦР в 800 раз больше площади сечения аорты, поэтому происходит резкое замедление кровотока в капиллярах до 0,5 мм/сек., что создает условия для транскапиллярного обмена между кровью и тканями, а также осуществляет дренажную и депонирующую функции.

Функции микроциркуляторного русла состоят в следующем: трофическая и дыхательная функции, депонирующая функция, дренажная функция, регуляция кровотока в органе, эту функцию выполняют артериолы благодаря наличию в них сфинктеров, транспортная функция.

АРТЕРИОЛЫ – это сосуды мышечного типа диаметром не более 50-100 мкм, которые с одной стороны связаны с артериями, а с другой стороны переходят в капилляры. В функциональном отношении артериолы являются «кранами сосудистой системы», которые регулируют приток крови к органам, благодаря сокращению спирально расположенных миоцитов, иннервируемых эфферентными нервными окончаниями.

Tunica intimae- эндотелий, подэндотелиальный слой слабо выражен, внутренняя эластическая мембрана. Tunica media- образована одним двумя слоями гладких миоцитов, имеющих спиральное направление (поэтому на препаратах артериола имеет вид березки). В артериолах обнаруживается перфорации в базальной мембране эндотелия и внутренней эластической мембране, благодаря которым осуществляется контакт эндотелиальных клеток и миоцитов. Между мышечными клетками обнаруживается небольшое количество эластических волокон, наружная эластическая мембрана отсутствует. Tunica externa – рыхлая волокнистая соединительная ткань. В месте перехода прекапиллярного отдела артериолы в капилляр имеется сужение, состоящее из 3-4 слоя спирально ориентированных миоцитов, которые образуют прекапиллярный сфинктер.

КАПИЛЛЯРЫ – это самые тонкие сосуды, наиболее многочисленные (диаметром от 4,5 до 20-30 мкм).

Классификация:

По строению:

1. соматические – капилляры со сплошной эндотелиальной выстилкой и базальной мембраной (в скелетной и сердечной мышечной ткани, легких, ЦНС и др)

2. фенестрированные – капилляры с сужениями (фенестрами) в эндотелиоцитах и сплошной эндотелиальной выстилкой (эндокринные органы, почка, бурая жировая ткань, тонкая кишка);

3. перфорированные – капилляры со сквозными отверстиями в эндотелии и базальной мембране (органы кроветворения, селезенка, печень).

Кроме того, по размеру выделяют:


  1. Соматические (4,5-7 мкм) – поперечно-полосатых мышцах, легких.

  2. Висцеральные (8-11 мкм) - коже, слизистых оболочках.

  3. Синусоидные (20-30 мкм) - в кроветворных органах, характеризуются тем, что на протяжении сосуда изменяется его диаметр.

  4. Лакуны (50-60 мкм) - в пещеристых телах половых органов.

  5. Чудесная сеть – это сеть капилляров между двумя одноименными сосудами (почки (артериальная чудесная сеть), печень (венозная).

Стенки капилляров содержат также 3 оболочки, но они истончены и представлены клетками:

Tunica intimae - эндотелий – размером до 8-150 мкм, поверх эндотелия отрицательно заряженный гликокаликс, образующий параплазматический слой, который обеспечивает барьерную функцию и атромбогенную функцию – в венозном отделе капилляра образуются складки пламолеммы, формирующие клапанообразные структуры, здесь вырабатываются факторы, активирующие систему свертывания крови (тромбопластин и тромбоксан) также вырабатывается простациклин, ингибирующий агрегацию тромбоцитов. В эндотелии может быть несколько ядер, если ядра в шахматном порядке – это капилляры 1-го типа, что встречается наиболее часто, ядра, лежащие напротив друг друга – это капилляр 2-го типа. Tunica media – предсавлена перицитами – это отростчатые клетки, расположенные в расщеплениях базальной мембраны капилляров. Своими отростками перициты охватывают капиллярную стенку, на них заканчиваются эфферентные нервные окончания. Базальная мембрана между эндотелиоцитом и перицитом истончена, и даже может отсутствовать в отдельных участках. Функции 1) изменение просвета капилляра; 2) источник гладкомышечных клеток; 3)синтез компонентов базальной мембраны; 4) фагоцитарная функция. Tunica externa – редко расположенные коллагеновые волокна и адвентициальные клетки - это малоспециализированные клетки, сопровождающие кровеносные сосуды. Они имеют уплощенную или веретено­образную форму со слабобазофильной цитоплазмой, овальным ядром и не­большим числом органелл.

ВЕНУЛЫ. Различают три вида венул:


  1. Посткапеллярные (Д 8-30 мкм) по своему строению напоминают венозный отдел капилляра, но в стенке этих венул отмечается больше перицитов.

  2. Собирательные венулы (Д 30-50 мкм) появляются отдельные гладкие миоциты, четко выражена наружная оболочка.

  3. Мышечные венулы (Д 50-100 мкм) имеют 1-2 слоя гладких миоцитов, хорошо развитую наружную оболочку.

Через стенки венул, также как и через капилляры, могут мигрировать лейкоциты. Функция: венозный отдел выполняет дренажную функцию, регулирует равновесие между кровью и внесосудистой жидкостью.

АРТЕРИОЛОВЕНУЛЯРНЫЕ АНАСТОМОЗЫ. Это соединения сосудов несущих артериальную кровь в вены в обход капиллярного русла.

Классификация:

1. истинные АВА (шунты), по которым сбрасывается артериальная кровь.

2. атипичные АВА (полушунты) по которым течет смешанная кровь.

ПРОСТЫЕ ШУНТЫ

А. ПРОСТЫЕ

1. Простые АВА, с нерегулируемым кровотоком, характеризуются тем, что в анастомозах границы перехода одного сосуда в другой соответствуют участку, где заканчивается средняя оболочка артериолы.

2. Простые АВА, снабженные специальными сократительными структурами.

А). Простые АВА эпителиоидного типа характеризуются наличием в средней оболочке внутреннего продольного и наружного циркулярного слоев миоцитов, которые по мере приближения к венозному концу заменяются на светлые клетки (Е – клетки), похожие на эпителиальные. Е-клетки способны набухать (накапливают в себе воду) и отбухать, в результате чего происходит открытие или закрытие шунта.

Б). Простые АВА с валиками или подушками гладкомышечных клеток, расположенными в подэндотелиальном слое. Сокращение подушек, выступающих в просвет анастомоза приводит к прекращению кровотока.

Б. СЛОЖНЫЕ АВА – отличаются от простых тем, что приносящая артериола делится на 2-4 веточки, которые переходят в венозный сегмент. Эти ветви окружены одной общей соединительнотканной оболочкой.

АТИПИЧНЫЕ АНАСТОМОЗЫ (ПОЛУШУНТЫ) представляют собой соединение артериолы и венулы, через короткий, но широкий капилляр, по которому притекает смешанная кровь.

СЕРДЦЕ – основной орган, приводящий в движение кровь. Стенка сердца состоит из трех оболочек: внутренней – эндокарда, средней – миокарда и наружной – эпикарда.

Развитие. Сердечная поперечнополосатая мышечная ткань и эпикард развиваются из миоэпикардиальной пластинки внутреннего листка спланхнотома, эндокард – из мезенхимы.

Функции сердца: насосная функция - постоянно сокращаясь, поддерживает постоянный уровень артериального давления; эндокринная функция - выработка натрийуретического фактора; информационная функция - сердце кодирует информацию в виде параметров артериального давления, скорости кровотока и передает ее в ткани, изменяя обмен веществ.

Эндокард выстилает изнутри камеры сердца, папиллярные мышцы, сухожильные нити, а так же клапаны сердца. Эндокард образует дубликатуры - клапаны сердца - плотные пластинки волокнистой соединительной ткани, покрытые эндотелием. По строению эндокард соответствует стенке сосуда, состоит из:


  1. Эндотелиального слоя, который лежит на базальной мембране и представлен однослойным плоским эпителием.

  2. Субэндотелиального слоя, образованого рыхлой волокнистой неоформленной соединительной тканью. Эти два слоя являются аналогом внутренней оболочки кровеносного сосуда.

  3. Мышечно-эластического слоя, образованогго гладкими миоцитами и сетью эластических волокон, аналог средней оболочки сосудов.

  4. Наружного соединительнотканного слоя, образованого рыхлой волокнистой неоформленной соединительной тканью и является аналогом наружной оболочки сосуда. Он связывает эндокард с миокардом и продолжается в его строму.

Питание эндокарда осуществляется диффузно за счет крови, находящейся в камерах сердца.

Миокард - образован кардиомиоцитами, которые делятся на три вида:



  1. типичные (сократительные)

  2. атипичные - формируют проводящую систему сердца

  3. секреторные- вырабатывают натрийуретический фактор

Проводящая система сердца – это мышечные клетки, формирующие и проводящие импульсы к сократительным клеткам сердца. В состав проводящей системы входят синусный (синоатриальный) узел (генерирует 60-80 импульсов в минуту), атриовентрикулярный узел (генерирует 40-50 импульсов в минуту), пучок Гиса (генерирует 30-40 импульсов в минуту), ножки пучка Гиса (волокна Пуркинье) (генерирует 20 импульсов в минуту). Различают три типа атипичных кардиомиоцитов, которые в разных соотношениях находятся в различных отделах этой системы.

  1. Пейсмекерные клетки (Р– клетки) – водители ритма, способные к самопроизвольному сокращению. Они небольших размеров, многоугольной формы с небольшим количеством неупорядоченных миофибрилл, в цитоплазме наблюдается высокое содержание свободного кальция, поэтому эти клетки способны самостоятельно генерировать импульс.

  2. Переходные клетки располагаются по периферии Р-клеток синусного узла и в основном составляющие атриовентрикулярный узел. Эти клетки тонкие, вытянутые, миофибриллы более развиты, ориентированы параллельно друг другу. Функциональное значение этих клеток состоит в передаче возбуждения от Р-клеток к проводящим клеткам.

  3. Проводящие клетки – клетки пучка Гиса и его ножек (волокна Пуркинье). Клетки Пуркинье – самые крупные не только в проводящей системе, но и во всем миокарде, в них много гликогена, нет Т-трубочек. Клетки связаны между собой нексусами и десмосомами, расположены на границе эндокарда и миокарда пучками. Участвуют в передаче импульса на рабочий миокард.

Эпикард – наружная оболочка сердца, представляет собой висцеральный листок перикарда. Эпикард образован тонкой прослойкой соединительной ткани, плотно срастающейся с миокардом, свободная поверхность покрыта мезотелием. В перикарде соединительнотканная основа развита сильнее, чем в эпикарде, много эластических волокон. Поверхность перикарда, обращенная к перикардиальной полости, покрыта мезотелием. Эпикард и перикард имеют многочисленные свободные нервные окончания.

Регенерация. У новорожденных и в раннем детском возрасте, возможно деление кардиомиоцитов. У взрослых физиологическая регенерация осуществляется в миокарде за счет внутриклеточной регенерации, деление клеток митозом не возможна.

Приложение №2

11. Назовите источник развития миокарда:

а) мезенхима

б) нефрогонатом

в) эктодерма

г) миоэпикардальная пластинка висцерального листка спланхнотома

д) париетальный листок спланхнотома

е) склеротом

12.Какие из перечисленных сосудов относятся к артериям мышечного типа:

а) аорта


б) сонная артерия

в) легочная артерия

г) органные артерии

д) артерии конечностей


13.Какие капилляры имеют диаметр от 20-30 и более мкм и способны на своем протяжении изменять просвет.

а) висцеральные

б) соматические

в) синусоидные

г) капилляры «чудесной» сети
14.В каких сосудах встречаются клапаны:

а) артериях эластического типа

б) артериях мышечного типа
в) капиллярах

г) венах со слабым развитием мышечной стенки

д) венах волокнистого типа

е) венах с сильным развитием мышечной стенки


15.Какие венулы имеют диаметр просвета 100 мкм:

а) посткапиллярные

б) собирательные

в) венулы мышечного типа



Приложение №3

11. На гистологическом препарате определяется сосуд диаметром 50-100 мкм, имеющий один-два слоя гладких мышечных клеток в средней оболочке и сравнительно хорошо развитую наружную оболочку. К какому типу венул относится данный сосуд?

12. Известно, что в стенке капилляров имеются клетки отросчатой формы, расположенные в расщеплениях базальной мембраны эндотелия. Какие это клетки и каково их функциональное значение?

13. В стенке кровеносных сосудов и в стенке сердца различают несколько оболочек. Какая из оболочек сердца по гистогенезу и тканевому составу сходна со стенкой сосуда?

14. Известно, что посткапиллярные венулы по своему строению напоминают
венозный отдел капилляра. По какому признаку в строении стенки можно
отличить венулу от капилляра?

15. В сосудах и в сердце мышечная оболочка имеет клеточное строение.


Каким видом мышечной ткани она представлена?

16. При изучении ультраструктуры кардиомиоцитов обнаружили, что одни


содержат много миофибрилл и митохондрий, но мало саркоплазмы; другие
- мало миофибрилл и много саркоплазмы. Какой вид сердечной мышечной
ткани образуют первые и вторые кардиомиоциты?

17. При сильном охлаждении кожа бледнеет. С какими гистофункциональными особенностями сосудистой системы это связано?

18. На препарате кровеносный сосуд, внутренняя оболочка которого образует клапан. Какие сосуды имеют клапаны и какими гистологическими структурами они образованы?
Правила работы с микроскопом:

-микроскоп берете из шкафа, соответствующий Вашему номеру.

-переносите микроскоп 2-мя руками: одной рукой держите за штатив, другой поддерживаете основание микроскопа.

-установить микроскоп слева, штативом к себе, предметным столиком от себя.

-поворачивая револьвер, установить объектив малого увеличения (х 8) до щелчка, что свидетельствует о фиксации револьвера.

-с помощью макровинта установить объектив х 8 на высоте 0,5 см над столиком.

-глядя в окуляр левым глазом (правый при этом открыт), рукой направить зеркало на источник освещения так, чтобы поле зрения было ярко и равномерно освещено.

-положить на предметный столик микропрепарат покровным стеклом вверх, чтобы объект находился в центре отверстия предметного столика.

Государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Ставропольский государственный медицинский университет»

Министерства здравоохранения Российской Федерации


Кафедра гистологии

«Утверждаю»

заведующий кафедрой

Г.Л. Радцева__________

« »_________________ 2013г.

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

к практическому занятию

для студентов

1 курса специальности Лечебное дело

по учебной дисциплине гистология


Тема № Система органов кроветворения и иммунной защиты.

Занятие № Система органов кроветворения и иммунной защиты.


Обсуждена на заседании кафедры

« » _______________2013г.

Протокол №___

г. Ставрополь, 2013



следующая страница >>