2012г Основная образовательная программа начального общего образования - polpoz.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Основная образовательная программа начального общего образования 8 1532.82kb.
Основная образовательная программа начального общего образования... 18 8095.98kb.
Основная образовательная программа начального общего образования 14 6728.9kb.
Основная образовательная программа начального общего образования... 27 8307.49kb.
Основная образовательная программа начального общего образования 10 3621.31kb.
Основная образовательная программа начального общего образования 18 2865.34kb.
Основная образовательная программа начального общего образования 14 5208.34kb.
Основная образовательная программа начального общего образования... 25 3512.96kb.
Основная образовательная программа начального общего образования... 5 1114.08kb.
Основная образовательная программа основного общего образования амоу... 10 3676.75kb.
Характеристика реализуемых образовательных программ 1 702.4kb.
Стивен Кинг Сборник редких рассказов 5 944.3kb.
1. На доске выписаны n последовательных натуральных чисел 1 46.11kb.

2012г Основная образовательная программа начального общего образования - страница №1/12

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

« Средняя общеобразовательная школа №4»

СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДЕНО

Педагогический совет

Протокол № 3 Директор школы

« 27_»_марта_2012г

________________ Пронина Л.В.

Управляющий совет Приказ № 56 от «_27» марта_2012г

__________________ Малий С.С.

Протокол № 3

«_24_»_марта__2012г

Основная образовательная программа

начального общего  образования

(2011г – 2015г)


г. Югорск

2012г.


Содержание

1. Целевой раздел

1.1. Пояснительная записка ………………………………………………………………….…4

1.2. Планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы основного общего образования

1.2.1. Общие положения…………………………………………………………………………..16

1.2.2. Планируемые результаты освоения учебных и междисциплинарных программ

1.3. Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования

1.3.1.  Основные направления и цели оценочной деятельности……………………………….18

1.3.2. Описание объекта и содержания оценки ……………………………………….………...19

1.3.3. Критерии и процедура оценивания…………………………………………………..........23

1.3.4. Система внутришкольного мониторинга образовательных достижений……………….27

1.3.5. Форма представления результатов и портфель достижений как инструменты динамики образовательных достижений........................................................................................................ 31

1.3.6. Итоговая оценка выпускника………………………………………………………………33

2. Содержательный раздел

2.1. Программа формирования универсальных учебных действий на ступени начального общего образования

2.1.Ценностные ориентиры начального общего образования…………………………........35

2.2. Понятие, функции, состав и характеристики универсальных учебных действий на ступени начального общего образования………………………………………………………...36

2.3. Связь универсальных учебных действий с содержанием учебных предметов………..44

2.4. Информационно-коммуникационные технологии — инструментарий универсальных учебных действий.Подпрограмма формирования ИКТ-компетентности обучающихся……...49

2.5.Обеспечение преемственности программы формирования универсальных учебных действий при переходе от дошкольного к начальному и основному общему образованию….52

2.6. Типовые задачи формирования личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных УУД.…………………………………………………………………………...63

2.2.7.Планируемые результаты реализации программы……………………………………..66



2.2. Программы отдельных учебных предметов, курсов и курсов внеурочной деятельности

2.2.1. Общие положения…………………………………………………………………………...76

2.2.2. Основное содержание учебных предметов на ступени начального общего образования

2.2.2.1 Русский язык

2.2.2.2. Литературное чтение

2.2.2.3. Английский язык

2.2.2.4. Математика

2.2.2.5. Информатика

2.2.2.6. Окружающий мир

2.2.2.7. Основы религиозных культур и светской этики

2.2.2.8. Музыка

2.2.2.9. Изобразительное искусство

2.2.2.10. Технология

2.2.2.11.Физическая культура

2.2.2.12. Риторика

2.2.2.13. Основы информационной культуры

2.2.2.14. Основы проектной деятельности

2.2.2.15. Мир деятельности

2.2.3. Основное содержание курсов внеурочной деятельности …………………......................79

2.2.3.1. Азбука толерантности

2.2.3.2.Использование ИКТ в проектной деятельности

2.2.3.3. Шахматное образование

2.2.3.4. Подвижные народные игры

2.2.3.5. Путешествие в прекрасное

2.2.3.6. Путь к здоровью

2.2.3.7. Ребятам о зверятах

2.2.3.8. Умники и умницы

2.2.3.9. Я – гражданин России



2.3. Программа духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся на ступени начального общего образования

2.3.1. Обоснование актуальности программы……………………………………………….80

2.3.2. Цель и задачи духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования……………………………………………….………..82

2.3.3. Основные направления и ценностные основы духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования……………………… 83

2.3.4. Основное содержание духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся

…………………………………………………………………………………………..……….88

2.3.5. Совместная деятельность школы, семьи и общественности по духовно-нравственному развитию и воспитанию обучающихся………………………………………....93

2.3.6. Планируемые результаты духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования…………………………………….95

2.3.7. Мониторинг реализации программы…………………………………….……………..98

 2.4. Программа формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни

2.4.1. Общие положения……………………………………………………………………….102

2.4.2. Направления реализации программы…………………………………………………..105

2.4.3. Взаимосвязь направлений, ценностных установок, задач, видов и форм воспитания, планируемых результатов формирования культуры здорового и безопасного образа жизни..113

2.4.4. Мониторинг реализации программы……………………………………………………116



2.5. Программа коррекционной работы………………………………………………………..121

3. Организационный раздел

3.1. Учебный план начального общего образования…………………………………………….127

3.2. План внеурочной деятельности………………………………………………………………134

3.2. Система условий реализации основной образовательной программы

3.2.1. Описание кадровых условий реализации ООП НОО…………………………………… .136

3.2.2. Психолого-педагогические условия реализации ООП НОО……………………………..145

3.2.3. Финансовое обеспечение реализации ООП НОО…………………………………………147

3.2.4. Материально-технические условия реализации ООП НОО……………………………... 148

3.2.5. Учебно-методическое и информационное обеспечение реализации ООП НОО………..151

3.2.6.Модернизация условий в соответствии с приоритетами ООП НОО………………….….156

3.2.7. Сетевой график по формированию необходимой системы условий………………… ….158

Приложение 1. Планируемые результаты освоения учебных и междисциплинарных программ

Приложение 2. Программы отдельных учебных предметов и курсов

Приложение 3. Программы курсов внеурочной деятельности

Приложение 4. Методический инструментарий определения эффективности реализации программы формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни


1.Целевой раздел

1.1. Пояснительная записка

Основная образовательная программа начального общего образования разработана в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (далее — Стандарт) к структуре основной образовательной программы на основе анализа деятельности МБОУ «СОШ № 4» с учетом возможностей  учебно-методических комплектов «Школа 2100», «Перспектива», развивающего обучения системы Л.В.Занкова.

Программа определяет содержание и организацию образовательного процесса на ступени начального общего образования и направлена на формирование общей культуры обучающихся, на их духовно-нравственное, социальное, личностное и интеллектуальное развитие, на создание основы для самостоятельной реализации учебной деятельности, обеспечивающей социальную успешность, развитие творческих способностей, саморазвитие и самосовершенствование, сохранение и укрепление здоровья обучающихся.

Основная образовательная программа начального общего образования реализуется МБОУ «СОШ № 4» через организацию урочной и внеурочной деятельности в соответствии с санитарно – эпидемиологическими правилами и нормативами.

Основная образовательная программа сформирована с учётом особенностей первой ступени общего образования как фундамента всего последующего обучения. Начальная школа — особый этап в жизни ребёнка, связанный:

·с изменением при поступлении в школу ведущей деятельности ребёнка — с переходом к учебной деятельности (при сохранении значимости игровой), имеющей общественный характер и являющейся социальной по содержанию;

·с освоением новой социальной позиции, расширением сферы взаимодействия ребёнка с окружающим миром, развитием потребностей в общении, познании, социальном признании и самовыражении;

·с принятием и освоением ребёнком новой социальной роли ученика, выражающейся в формировании внутренней позиции школьника, определяющей новый образ школьной жизни и перспективы личностного и познавательного развития;

·с формированием у школьника основ умения учиться и способности к организации своей деятельности: принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности; планировать свою деятельность, осуществлять её контроль и оценку; взаимодействовать с учителем и сверстниками в учебном процессе;

·с изменением при этом самооценки ребёнка, которая приобретает черты адекватности и рефлексивности;

·с моральным развитием, которое существенным образом связано с характером сотрудничества со взрослыми и сверстниками, общением и межличностными отношениями дружбы, становлением основ гражданской идентичности и мировоззрения.

Целью реализации образовательной программы является:

- создание условий для развития и воспитания личности младшего школьника в соответствии с требованиями ФГОС начального общего образования через побуждение и поддержку детских инициатив в культуросообразных видах деятельности, обучение навыкам общения и сотрудничества, поддержание оптимистической самооценки и уверенности в себе, расширение опыта самостоятельного выбора, формирование желания учиться и основ умения учиться - постоянно расширять границы своих возможностей;

-  достижение планируемых результатов в соответствии с ФГОС  и на основе УМК «Перспектива», «Школа 2100», система Л.В.Занкова.




Задачи реализации образовательной программы:

– личностные результаты – знание моральных норм, умение соотносить свои поступки с принятыми этическими нормами, умение выделить нравственный аспект поведения, сформированость мотивации к обучению, сформированность умения учиться;

– метапредметные результаты – освоенные обучающимися в ходе образования (урочной и внеурочной деятельности) универсальные учебные действия: познавательные, регулятивные и коммуникативные;

– предметные результаты – освоенная обучающимися в ходе изучения того или другого предмета, в условиях урочной и внеурочной деятельности, система ЗНАНИЙ и опыт специфичный для предметной области по получению этих знаний, их преобразованию и применению в практике повседневной жизни.

Метапредметные результаты формируются за счёт реализации программы формирования универсальных учебных действий и программ всех без исключения учебных предметов.

Личностные результаты формируются за счёт реализации как программ отдельных учебных предметов, так и программы духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся, программы формирования культуры здорового и безопасного образа жизни.


Программа соответствует основным принципам государственной политики РФ в области образования, изложенным в Законе Российской Федерации “Об образовании”. Это:

  • гуманистический характер образования, приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности;

  • воспитание гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье;

  • единство федерального культурного и образовательного пространства, защита и развитие системой образования национальных культур, региональных культурных традиций и особенностей в условиях многонационального государства;

  • общедоступность образования, адаптивность системы образования к уровням и особенностям развития и подготовки обучающихся и воспитанников;

  • обеспечение самоопределения личности, создание условий для ее самореализации, творческого развития;

  • формирование у обучающегося адекватной современному уровню знаний и ступени обучения картины мира;

  • формирование человека и гражданина, интегрированного в современное ему общество и нацеленного на совершенствование этого общества;

  • содействие взаимопониманию и сотрудничеству между людьми, народами независимо от национальной, религиозной и социальной принадлежности.

Программа опирается на развивающую парадигму, представленную в виде системы психолого-педагогических принципов (А.А. Леонтьев):

а) Личностно ориентированные принципы (принцип адаптивности, принцип развития, принцип психологической комфортности).

б) Культурно ориентированные принципы (принцип образа мира, принцип целостности содержания образования, принцип систематичности, принцип смыслового отношения к миру, принцип ориентировочной функции знаний, принцип овладения культурой).

в) Деятельностно ориентированные принципы (принцип обучения деятельности, принцип управляемого перехода от деятельности в учебной ситуации к деятельности в жизненной ситуации, принцип управляемого перехода от совместной учебно-познавательной деятельности к самостоятельной деятельности ученика, принцип опоры на предшествующее (спонтанное) развитие, креативный принцип).

Характеристика  младшего  школьного возраста 
Младший школьный возраст – это возраст, когда ребёнок проходит первый этап школьного образования. Его границы исторически подвижны. В настоящее время он охватывает период с 6,5 до 11 лет.
Главной чертой этого возрастного периода является смена ведущей деятельности, переход от игры к систематическому, социально организованному учению.

Смена ведущей деятельности – не одномоментный переход, а процесс, занимающий у разных детей различное время. Поэтому на протяжении всего младшего школьного возраста игровая деятельность во всех её разновидностях продолжает оставаться  важной для психического развития. Тем более, что в современных условиях многие дошкольники к моменту начала школьного обучения не овладевают высшими уровнями игры (игра-драматизация, режиссёрская игра, игра по правилам).

  На начальном этапе школьного образования формируется система учебных и познавательных мотивов, умение принимать, сохранять и реализовать учебные цели. В процессе их  реализации ребёнок  учится планировать, контролировать и оценивать собственные учебные действия и их результат.

  Успешность смены ведущей деятельности обеспечивают складывающиеся к концу дошкольного детства  возрастные предпосылки, от наличия которых зависит готовность ребёнка к школьному обучению. В отличие от дошкольника, младший школьник обладает достаточной физической выносливостью, позволяющей осуществлять учебную деятельность, требующую значительного умственного напряжения, длительной сосредоточенности.

Эмоционально младший школьник впечатлителен и отзывчив, но более уравновешен, чем дошкольник. Он уже может в достаточной степени управлять проявлениями своих чувств, различать ситуации, в которых их необходимо сдерживать.

 В этом возрасте ребёнок приобретает опыт коллективной жизни, для него существенно возрастает значимость межличностных и деловых отношений. С  подобным опытом во многом связана самооценка младшего школьника – он оценивает себя так, как оценивают его «значимые другие». Для младшего школьника, как и для дошкольника, такими  значимыми людьми являются прежде всего взрослые.

  Особое место в жизни  ученика начальной школы  занимает учитель. В этом возрасте   он для ребёнка  - образец действий, суждений и оценок.  От него  решающим образом зависит  и принятие  позиции ученика, и мотивация учебной деятельности, и самооценка ребёнка.

   Основными психологическими новообразованиями младшего школьного возраста являются: словесно-логическое мышление, произвольная смысловая память, произвольное внимание, письменная речь, анализ, рефлексия содержания, оснований и способов действий, планирование и умение действовать во внутреннем плане, знаково-символическое мышление, осуществляемое как моделирование существенных связей и отношений объектов; ·развитие целенаправленной и мотивированной активности обучающегося, направленной на овладение учебной деятельностью, основой которой выступает формирование устойчивой системы учебно-познавательных и социальных мотивов и личностного смысла учения.


Состав и образовательные запросы участников образовательного процесса

В 2010 – 2011 учебном году в начальной школе обучается 60 человек, в 2011 -2012 году ожидается поступление 16 первоклассников, в 2012 – 2013 году также 16 первоклассников.

Примерное комплектование начальных классов «СОШ № 4» на 01.09. 2011г.


Ступень обучения

Классы , группы



Количество учащихся

Всего

1 ступень

1 кл. общеобразоват. 2 кл. общеобразоват. 3 кл. общеобразоват. 4 кл. общеобразоват.


16 15 17


13

61 уч-ся


Примерное комплектование начальных классов «СОШ № 4» на 01.09. 2012г.




Ступень обучения

Классы , группы



Количество учащихся

Всего

1 ступень

1 кл. общеобразоват. 2 кл. общеобразоват. 3 кл. общеобразоват. 4 кл. общеобразоват.


16 18 15


14

63 уч-ся


Школа находится в спальном микрорайоне г.Югорска , в удалении от города на расстоянии 14 километров, на территории бывшего военного гарнизона. На территории имеются дошкольные группы, МУК « МиГ», спортивный комплекс «Юность», музыкальная школа, поликлиника, почта. Все семьи проживают в пятиэтажных домах, большинство учащихся имеют комфортные условия для домашней работы, 87% имеют компьютеры, 46% подключены к сети Интернет. 74% детей воспитываются в полных благополучных семьях.

Анализ образовательного ценза родителей выявил: большая часть родителей – 45% имеет высшее образование, 40% среднее техническое и среднее специальное образование. Это влияет на образовательные запросы родителей.

По результатам исследования образовательного запроса третья часть родителей ориентируют детей на получение высшего образования (31%), для 13% приоритетом является перспективная работа, для 5% успешность в жизни, однако велик процент родителей, которые смутно представляют будущее своих детей (33%).

По востребованности в жизни и для овладения будущей профессии родители отдали предпочтение следующим предметам: математика (89%), русский язык (74%), английский язык (52%), информатика (48%), окружающий мир (34%), шахматное образование(28%).

Для социально-экономического окружения школы характерно отсутствие промышленных и производственных организаций, жители микрорайона в основном заняты на предприятиях, расположенных в г,Югорске. В связи с этим есть необходимость в организации занятости детей.

По результатам опросов обучающихся и их родителей, на основе анализа всех возможных ресурсов и перспектив в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования формируется социальный заказ общества, государства и родителей обучающихся, выполнение которого МБОУ «СОШ № 4» реализует через систему общего среднего образования.

В основе реализации основной образовательной программы лежит системно-деятельностный подход, который предполагает:

·воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества, инновационной экономики, задачам построения российского гражданского общества на основе принципов толерантности, диалога культур и уважения его многонационального и поликультурного состава;

·переход к стратегии социального проектирования и конструирования на основе разработки содержания и технологий образования, определяющих пути и способы достижения социально желаемого уровня (результата) личностного и познавательного развития обучающихся;

·ориентацию на достижение цели и основного результата образования — развитие личности обучающегося на основе освоения универсальных учебных действий, познания и освоения мира;

·признание решающей роли содержания образования, способов организации образовательной деятельности и учебного сотрудничества в достижении целей личностного и социального развития обучающихся;

·учёт индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся, роли и значения видов деятельности и форм общения при определении образовательно-воспитательных целей и путей их достижения;

·обеспечение преемственности дошкольного, начального общего, основного общего, среднего (полного) общего и профессионального образования;

·разнообразие индивидуальных образовательных траекторий и индивидуального развития каждого обучающегося (включая одарённых детей и детей с ограниченными возможностями здоровья), обеспечивающих рост творческого потенциала, познавательных мотивов, обогащение форм учебного сотрудничества и расширение зоны ближайшего развития.

       Основная образовательная программа начального общего образования содержит три раздела: целевой, содержательный и организационный.


       Целевой раздел определяет общее назначение, цели, задачи и планируемые результаты реализации основной образовательной программы начального общего образования, а также способы определения достижения этих целей и результатов.
       Целевой раздел включает:
       пояснительную записку;
       планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования;
       систему оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования
.
       Содержательный раздел определяет общее содержание начального общего образования и включает следующие программы, ориентированные на достижение личностных, предметных и метапредметных результатов:
       программу формирования универсальных учебных действий у обучающихся на ступени начального общего образования;
       программы отдельных учебных предметов, курсов и
курсов внеурочной деятельности;
       программу духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся на ступени начального общего образования;
       программу формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни;
       программу коррекционной работы.
       Организационный раздел определяет общие рамки организации образовательного процесса, а также механизмы реализации основной образовательной программы.
       Организационный раздел включает:
       учебный план начального общего образования;
       план внеурочной деятельности;
       систему условий реализации основной образовательной программы в соответствии с требованиями Стандарта.
Основная образовательная программа начального общего образования предусматривает:

·достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования всеми обучающимися, в том числе детьми с ограниченными возможностями здоровья;

·выявление и развитие способностей обучающихся, в том числе одарённых детей, через систему клубов, секций, студий и кружков, организацию общественно полезной деятельности, в том числе социальной практики, с использованием возможностей образовательных учреждений дополнительного образования детей;

·организацию интеллектуальных и творческих соревнований, научно-технического творчества и проектно-исследовательской деятельности;

·участие обучающихся, их родителей (законных представителей), педагогических работников и общественности в проектировании и развитии внутришкольной социальной среды;

·использование в образовательном процессе современных образовательных технологий деятельностного типа;

·возможность эффективной самостоятельной работы обучающихся при поддержке тьюторов и других педагогических работников;

·включение обучающихся в процессы познания и преобразования внешкольной социальной среды (населённого пункта, района, города) для приобретения опыта реального управления и действия.


Особенности концептуальных положений системы обучения и учебно –методических комплектов

Основная образовательная программа реализуется на основе УМК  «Перспектива», «Школа 2100», развивающая система Л.В.Занкова. Одно из ключевых понятий данных предметных программ – линии развития ученика средствами предмета. Это совокупность связанных друг с другом умений, последовательное развитие которых обеспечивает достижение предметных результатов. Каждый учебный предмет решает как задачи достижения собственно предметных, так и задачи достижения личностных и метапредметных результатов. Методический аппарат учебников соответствует ФГОС.

Средствами достижения метапредметных результатов в учебниках прежде всего являются:

– предметное содержание;

– образовательные технологии деятельностного типа;

– продуктивные задания.

Предмет «Русский язык», наряду с достижением предметных результатов, нацелен на личностное развитие ученика, так как формирует представление о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, об основном средстве человеческого общения, воспитывает положительное отношение к правильной, точной и богатой устной и письменной речи как показателю общей культуры и гражданской позиции человека.

Но этот же предмет с помощью другой группы линий развития обеспечивает формирование коммуникативных универсальных учебных действий, так как учит умению «ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач».

Также на уроках русского языка в процессе освоения системы понятий и правил у учеников формируются познавательные универсальные учебные действия.

Предмет «Литературное чтение» прежде всего способствует личностному развитию ученика, поскольку обеспечивает понимание литературы как «средства сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций», даёт возможность для формирования «первоначальных этических представлений, понятий о добре и зле, нравственности». Приобщение к литературе как искусству слова формирует индивидуальный эстетический вкус.

Формирование коммуникативных универсальных учебных действий обеспечивается через обучение правильному и умелому пользованию речью в различных жизненных ситуациях, передаче другим своих мыслей и чувств, через организацию диалога с автором в процессе чтения текста и учебного диалога на этапе его обсуждения.

Знакомство с «элементарными приёмами интерпретации, анализа и преобразования художественных, научно-популярных и учебных текстов с использованием элементарных литературоведческих понятий» способствует формированию познавательных универсальных учебных действий.

Предмет «Математика» направлен прежде всего на развитие познавательных универсальных учебных действий. Именно этому учит «использование начальных математических знаний для описания и объяснения окружающих предметов, процессов, явлений, а также оценки их количественных и пространственных отношений», «овладение основами логического и алгоритмического мышления». Но наряду с этой всем очевидной ролью математики («ум в порядок приводит») у этого предмета есть ещё одна важная роль – формирование коммуникативных универсальных учебных действий. Это связано с тем, что данный предмет учит читать и записывать сведения об окружающем мире на языке математики, строить цепочки логических рассуждений и использовать их в устной и письменной речи для коммуникации.

Предмет «Окружающий мир» через две главные линии развития обеспечивает формирование личностных и метапредметных результатов. Первая линия – знакомство с целостной картиной мира (умение объяснять мир) – обеспечивает развитие познавательных универсальных учебных действий. Именно она обеспечивает «осознание целостности окружающего мира», «освоение доступных способов изучения природы и общества», «развитие навыков устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в окружающем мире. Вторая линия – формирование оценочного, эмоционального отношения к миру (умение определять своё отношение к миру) – способствует личностному развитию ученика. С ней связана «сформированность уважительного отношения к России, родному краю, своей семье, истории, культуре, природе нашей страны», «воспитание чувства гордости за национальные свершения, открытия, победы», «освоение основ экологической грамотности, элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей, норм здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде».

Предмет «Технология» имеет чёткую практико-ориентированную направленность. Он способствует формированию регулятивных универсальных учебных действий путём «приобретения навыков самообслуживания; овладения технологическими приемами ручной обработки материалов; усвоения правил техники безопасности». В то же время «усвоение первоначальных представлений о материальной культуре как продукте предметно-преобразующей деятельности человека» обеспечивает развитие познавательных универсальных учебных действий. Формируя представления «о созидательном и нравственном значении труда в жизни человека и общества; о мире профессий и важности правильного выбора профессии», данный предмет обеспечивает личностное развитие ученика.

Большую роль в становлении личности ученика играет предметная область «Искусство», включающая предметы «Изобразительное искусство», «Музыка». Прежде всего они способствуют личностному развитию ученика, обеспечивая «сформированность первоначальных представлений о роли искусства в жизни человека, его роли в духовно-нравственном развитии человека, сформированность основ культуры, понимание красоты как ценности; потребности в художественном творчестве и в общении с искусством». Кроме этого, искусство дает человеку иной, кроме вербального, способ общения, обеспечивая тем самым развитие коммуникативных универсальных учебных действий.

В предмете «Информатика» на этапе начального обучения предусмотрены два отдельных компонента: логико-алгоритмический и технологический.

Логико-алгоритмический компонент информатики направлен прежде всего на развитие универсальных логических действий (познавательные УУД). Основная цель уроков логико-алгоритмического компонента информатики в начальной школе  научить детей применять при выполнении заданий приёмы и методы из областей, относимых к информатике, с опорой на выделение и описание объектов, их признаков и составных частей в виде схем и таблиц, отношений между объектами в виде схем, действий объектов (или действий над объектами) в виде алгоритмов, логики рассуждений в виде схем логического вывода. Кроме того, изучение алгоритмов как планов действий, приводящих к заданной цели, включающее способы описания алгоритмов, описание действий, наступающих при выполнении некоторых условий, описание повторяющихся действий, поиск ошибок и исправление алгоритмов, вносит вклад в регулятивные универсальные учебные действия: составление планов действий и их выполнение. Принципиальная позиция в курсе логико-алгоритмического компонента информатики – любой аргументированный ответ считается правильным (следствие принципа множественности моделей) – приводит учащихся к необходимости аргументировать свои ответы, внося тем самым вклад в формирование коммуникативных универсальных учебных действий.

Технологический компонент информатики («Информатика и ИКТ») нацелен на достижение метапредметных результатов обучения, связанных с использованием средств информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач, включая поиск, сбор, обработку, анализ, организацию, передачу и интерпретацию информации. Нацеленность технологического компонента информатики на применение средств ИКТ в качестве инструмента в учёбе и повседневной жизни, а также завершение изучения отдельных модулей курса созданием творческих работ (мини-проектов) позволяет формировать у учащихся такие регулятивные универсальные учебные действия, как постановка цели при выполнении итоговых проектных работ, планирование действий, ориентация на конечный результат, сравнение результата с замыслом.

Предмет «Риторика» направлен, прежде всего, на формирование коммуникативных универсальных учебных действий, его предметные цели непосредственно относятся к формированию метапредметных результатов. Большая часть времени выделяется на формирование коммуникативно-риторических умений и навыков, значительное место занимают так называемые инструментальные знания – о способах деятельности (инструкции, конкретные рекомендации и т.д. Например, «Как слушать собеседника», «Правила для говорящего» и т.д.). Понятийный аппарат, его отбор и интерпретация также подчинены прагматической установке курса. Главное внимание уделяется формированию коммуникативных, риторических умений двух типов: первые связаны с умением анализировать и оценивать общение (например, степень его эффективности, корректность поведения, уровень владения языком), вторые – с умением общаться – в пределах, обозначенных в блоке «Речевые жанры», когда оценивается умение ориентироваться в ситуации, например, учитывать адресата, аудиторию; формировать своё коммуникативное намерение; определять свои неудачи и промахи и т.п. Кроме того, предмет «Риторика» способствует достижению учащимися личностных результатов (прогнозировать оценки одних и тех же ситуаций с позиций разных людей, вырабатывать в противоречивых конфликтных ситуациях правила поведения, способствующие ненасильственному и равноправному преодолению конфликта), метапредметных познавательных результатов (выстраивать логическую цепь рассуждений, уметь передавать содержание в сжатом, выборочном или развёрнутом виде).

Формы, средства и методы обучения, духовно - нравственного развития и воспитания обучающихся, а также система оценок, формы, порядок и периодичность их промежуточной аттестации определены Уставом МБОУ «СОШ № 4» и соответствуют требованиям Закона Российской Федерации «Об образовании», Стандарта и положениям Концепции духовно- нравственного развития и воспитания личности гражданина России.
Общие подходы к организации внеурочной деятельности

В соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования основная образовательная программа начального общего образования реализуется, в том числе, и через внеурочную деятельность.

Под внеурочной деятельностью понимается образовательная деятельность, осуществляемая в формах, отличных от классно-урочной, и направленная на достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования.

Заинтересованность школы в решении проблемы внеурочной деятельности (ВУД) объясняется новым взглядом на образовательные результаты. Если предметные результаты достигаются в процессе освоения школьных дисциплин, то в достижении метапредметных, а особенно личностных результатов – ценностей, ориентиров, потребностей, интересов человека, удельный вес внеурочной деятельности гораздо выше, так как ученик выбирает ее, исходя из своих интересов, мотивов.

Таким образом, целью внеурочной деятельности является создание условий для проявления и развития ребенком своих интересов на основе свободного выбора, постижения духовно-нравственных ценностей и культурных традиций.

Принципы организации ВУД


  • соответствие возрастным особенностям обучающихся, преемственность с технологиями учебной деятельности;

  • опора на традиции и положительный опыт организации ВУД;

  • опора на ценности воспитательной системы ;

  • свободный выбор на основе личных интересов и склонностей ребенка.

Названные принципы определяют специфику организации внеурочной деятельности обучающихся начальных классов школы. Анализ ресурсного обеспечения определил смешанную модель внеурочной деятельности: интеграция ресурсов школы (программ и воспитательной работы) и учреждений дополнительного образования.

Данная модель предполагает создание общего программно-методического пространства внеурочной деятельности и дополнительного образования детей. Для реализации данной модели в школе выстроена сеть взаимодействия с социальными партнерами. При организации внеурочной деятельности сохраняются традиции и система работы. Время, отводимое на внеурочную деятельность, используется по желанию учащихся и в формах, отличных от урочной системы обучения.

Внеурочная деятельность является составной частью учебно-воспитательного процесса и одной из форм организации свободного времени учащихся; организуется во второй половине дня, с 14.00 и проводится по выбору обучающихся и их семей.

следующая страница >>