2 Ветхозаветная религия и нравственный закон Моисея в хш в до н э., когда еврейские племена пришли в Палестину, их религия представ­ - polpoz.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
2 Ветхозаветная религия и нравственный закон Моисея в хш в до н э., когда еврейские - страница №1/1



ХРИСТИАНСТВО И ВЕТХОЗАВЕТНАЯ РЕЛИГИЯ
2.1. Ветхозаветная религия и нравственный закон Моисея
В ХШ в. до н.э., когда еврейские племена пришли в Палестину, их религия представ­ляла собой множество примитивных куль­тов, обычных для кочевников. Лишь посте­пенно возникла иудейская религия – иуда­изм – в том виде, в каком он представлен в Ветхом Завете. Яхве первоначально был божеством южных племен, его представляли с крыльями, летаю­щим меж облаков и появляющимся в гро­зах, молниях, вихрях, огне. Затем он стал покровителем племенного союза, создан­ного для завоевания Палестины, почитае­мым всеми 12 племенами и символизиру­ющим связующую их силу. Прежние боги были частично отвергнуты, частично сли­лись в образе Яхве (более позднее литур­гическое переложение этого имени – Иегова).

Яхве был собственным богом евреев, ко­торые при этом не исключали существования других богов. Когда в Израиле утвердилась царская власть, Соломон построил в Иерусалиме храм Яхве, который стал почитаться и как царь, с небесного трона управляющий судьбой зем­ного царства – Израиля (земные пари стали выразителями воли небесного царя, храни­телями его законов). Но в это время почита­ются еще и другие боги, в Иерусалиме в их честь строятся алтари и храмы Особенно распространенным был культ Ваала — фи­никийского бога, владыки Земли.

В 587 г. до н.э. Иерусалим был захвачен войсками Навуходоносора, храм Яхве раз­рушен, а жители Иудеи уведены в плен ва­вилонянами. Спустя 50 лет, в 538 г. до н.э., Вавилонское царство пало, а евреи верну­лись на родину. К 520 г. до н.э. в Иерусали­ме был воздвигнут новый храм в честь Яхве. Возвращение из плена – точка от счета нового этапа развития религии евре­ев, главным действующим лицом которой становится пророк Моисей. После возвра­щения на родину евреи начинают собирать письменные и устные предания, повеству­ющие о Яхве и связанные с его культом, в результате чего и появляется еврейская Библия.

Пророки выступили против поклонения чужим богам. Они провозгласили теперь, что Яхве не просто один из богов, пусть даже самый могущественный, но единственный Бог, повелевающий всем, что происходит в природе и в истории. Источник всех бед Из­раиля – поклонение чужим богам, за ко­торое Яхве карает свой народ поражением и страданиями в плену. Ветхий Завет включает в качестве первой своей части пять книг Закона (Тора): Бытие, Исход, Левит, Числа, Второзаконие. Вторая груп­па ветхозаветных книг – Пророки, третья – Писания. Согласно библейскому пове­ствованию, через пророка Моисея Бог предложил народу Израиля союз и дал ему Закон, который должен неукоснительно со­блюдаться.

Закон, данный Богом через пророка Моисея избранному израильскому народу, явился наиболее систематизированным Откровением, представляющим собой целый, довольно обширный и сложный кодекс предписаний и заповедей.

Этот нравственный закон изложен кратко в десятисловии:

1. Я Господь, Бог твой; чтобы не было у тебя других бо­гов, кроме Меня.

2. Не делай себе идола и никакого изображения того, что на небе вверху, что на земле внизу, что в водах под зем­лею; не кланяйся и не служи им.

3. Не произноси имени Господа Бога твоего напрасно.

4. Помни день субботний, чтобы проводить его свято. Шесть дней работай и совершай в них все дела твои; а день седьмой – день покоя (суббота) да будет посвящен Господу Богу твоему.

5. Почитай отца своего и мать свою, чтобы тебе хорошо было и чтобы ты долго жил на земле.

6. Не убивай.

7. Не прелюбодействуй.

8. Не воруй.

9. Не произноси на другого ложного свидетельства.

10. Не желай жены ближнего твоего; не желай дома ближнего твоего, ни поля его, ни раба его, ни рабыни его, ни вола его, ни осла его, ни какого скота его и вообще ни­ чего, что принадлежит ближнему твоему (Исх. 20: 2 – 17).

По своему происхождению Моисеево законодательство принадлежит к чрезвычайным явлениям в истории. Оно появилось тогда, когда чело­вечеству грозила крайняя степень развращения и попра­ния всякого человеческого достоинства, как это и было от­части у древних народов, где при глубоком извращении религиозных, нравственных и общественных понятий уже сами законы подчас способствовали дальнейшему развра­щению, увеличению несправедливости, служа средством угнетения друг друга.

Весь смысл и значение Моисеева закона состоял в пе­дагогическом, воспитательном значении. Во время получе­ния Моисеем закона и заключения завета с отдельным народом человечество находилось в состоянии поисков та­ких путей общественной жизни, которые обеспечили бы ему благополучное бытие и здоровое развитие.

Библейская история после Синайского законодательства свидетельствует о процессе воспитания целого народа в духе веры и послушания. Конкретным предметом веры в ветхозаветной религии был Мессия, Избавитель, Спаситель, а средством воспитания был Закон.

Итак, Бог дает еврейскому народу для духовного руко­водства закон как средство воспитания. В дальнейшем пророки много и часто вразумляли израильтян, что одно внеш­нее обрядовое служение Богу без внутреннего, без понимания сути, недостойно ни человека, ни Бога. В ветхозаветной книге «Исход» сказано: «... этот народ приближается ко Мне устами своими и языком своим чтит Меня, сердце же его далеко отстоит от Меня» (Ис. 29: 13).

Завет Бога с Моисеем, а через него и с израильским народом был действи­тельно исключительным по своему характеру, но он был временным и носил служебный характер, способствуя при­готовлению людей к пришествию Мессии (Избавителя, Освободителя).
2.2. Библейское учение о Мессии
Увещания, призывы и проро­чества ветхозаветных пророков, хотя и принад­лежат деятелям различных исторических периодов, отсто­ящих иногда один от другого на целые столетия, хотя и произносились по самым многообразным причинам и по­водам, при самых различных обстоятельствах, почти все они, однако, объединены своей устремленностью к «гряду­щему Царству Божьему», которому предстоит открыться с пришествием Христа (Мессии, Помазанника), который откроет новую эру взаимоотношений человека с Богом. Пришествие Примирителя народов предсказывал уже уми­рающий Иаков: «Не отойдет скипетр от Иуды и законодатель от чресл его, доколе не придет Примиритель, и Ему покорность народов» (Быт. 49: 10).

Язычник Валаам, под дей­ствием охватившего его божественного вдохновения, гово­рил о восхождении звезды от Израиля, Которую он уже видел, хотя еще ее не было, видел, но издалека: «Вижу Его, но ныне еще нет; зрю Его, но не близко. Восходит звезда от Иакова и восстает жезл от Израиля» (Числ. 24: 17).

Пророк Исайя предсказывал страдания грядущего Спасителя с такой убедительностью и с такими подробностями, как будто стоял у голгофского креста: «Он был презрен и умален пред людьми, муж скорбей и изведавший бо­лезни, и мы отвращали от Него лице свое; Он был презираем, и мы ни во что ставили Его. Но Он взял на Себя наши немощи, и понес наши болезни; а мы думали, что Он был поражаем, наказуем, и уничто­жен Богом.Но Он изъязвлен был за грехи наши и мучим за беззакония наши; наказание мира нашего было на Нем, и ранами Его мы исцелились. Все мы блуждали как овцы, соврати­лись каждый на свою дорогу; и Господь возложил на Него грехи всех нас. Он истязуем был, но страдал добро­вольно, и не открывал уст Своих; как овца, веден был Он на заклание, и, как агнец пред стригущим его безгласен, так Он не отверзал уст Своих <…> Он отторгнут от земли живых; за преступления народа Моего претерпел казнь. Ему назначали гроб со злодеями, но Он погребен у богатого, потому что не сделал греха, и не было лжи в устах Его. Но Господу угодно было поразить Его, и Он предал Его мучению; когда же душа Его принесет жертву умилостивле­ния, Он узрит потомство долговечное, и воля Господня благоуспешно будет ис­полняться рукою Его. На подвиг души Своей Он будет смотреть с довольством; чрез познание Его Он, Праведник, Раб Мой, оправдает многих, и грехи их на Себе понесет. Посему Я дам Ему часть между ве­ликими, и с сильными будет делить до­бычу, за то, что предал душу Свою на смерть, и к злодеям причтен был, тогда как Он понес на Себе грех многих и за преступников сделался ходатаем» (Ис. 53:3-12).

Пророки Иере­мия и Иезекиль также говорили о то, что придет время когда Господь напишет закон Свой на сердцах людей Своих, простит их беззакония и грехов их не вспо­мянет более.

На пророческое значение Ветхого Завета, как воспита­теля, подготовлявшего народ израильский к пришествию Христа, указывал и сам Христос когда говорил: «Исследуйте Писания... они свидетельствуют о Мне» (Ин. 5: 39).

Но гордый своим избранничеством и уязвленный потерей политической самостоятельности еврейский народ, особенно в лице своих религиозных и политических руково­дителей, мечтал о приходе такого Мессии, который освобо­дил бы их от иноземного владычества и воцарился над евреями, поработив им все народы земли. Это должно было принести народу сказочное благополучие: море будет выбра­сывать на землю жемчуг и все другие свои сокровища, народ оденется в багряницу, украшенную драгоценными камнями, а небо будет питать людей манной, еще более сладкой, чем та, которая посылалась им в пустыне во дни Моисея. Однако та проповедь, с которой обратился к народу Иисус Христос, звучала явным диссонансом материалисти­ческим ожиданиям еврейского народа.



2.3. Заповеди блаженств как продолжение Моисеева законодательства
Христовы заповеди блаженств представляют из себя опре­деленный род приветствий, обращенных к народу. Этими приветствиями Христос не только учит, но, в какой-то сте­пени, и характеризует стоящих перед ним людей. Каж­дая новая заповедь начинается словом «блаженны», т.е. счастливы.

Своими заповедями Христос приветствует тех незлобивых, скромных лю­дей, которые борются со злом этого мира посредством своих добрых дел, на первый взгляд, может быть, и непри­метных, но исключительно важных для всего человечества и по-настоящему мужественных ввиду их каждодневности. Именно такие люди могут быть настоящими хозяевами земли. Они, по словам Христа, являются наследниками Славы Божией здесь, на земле.

Христос приветствует также милостивых. Он утвер­ждает, что они будут помилованы. Под милостивыми здесь разумеются прежде всего люди, обладающие милосердием.

Христос обращается и к тем, у кого чистое сердце, которые выделяются своими свет­лыми, радостными лицами. Издревле сердце считалось цент­ром внутренней, интимной жизни человека. Все его чувство­вания, желания и стремления рождаются в сердце. И если человеческое сердце остается чистым от порочных страстей и греховных помышлений и дел, то открывается постепенно его духовное зрение, Бог вселяется в его сердце.

«Блаженны миротворцы», - этими словами Христос приветствует тех, кто всегда и везде стремится к миру. Но дело это по-настоящему подвластно только для тех людей, которые имеют мир в своей душе. Внутренняя умиротворенность является условием миротворческой дея­тельности среди людей, потому что к Богу человек может обращаться лишь тогда, когда он находится в мире с самим собой и ближними.

Христос говорит, что Он пришел исполнить закон, который дан народу через Моисея, и в Нем должны испол­ниться древние пророчества. Но закон этот уже нельзя понимать в том ветхом значении, как его истолковывают книжники и фарисеи. Они не могут привести человека к Богу. Поэтому Бог Сам пришел на землю, чтобы человек мог взойти на Небо. И далее следует сама суть Нагорной проповеди, где Христос разъясняет народу, как по-новому нужно понимать древние Божественные заповеди.

Несмотря на кажуще­еся резкое противопоставление старого и нового, Христос нигде не повреждает смысла древнего закона. С особенной строгостью Христос подчеркивает необходимость исполнять две заповеди: «не убий» и «не прелюбодействуй». Тот, кто нарушает эти заповеди, «подлежит геенне огненной». В юго-восточной части Енномовой долины, покрытой сада­ми и рощами, близ Силоамского пруда, находилось, по словам блаженного Иеронима, место, называемое Тофет (т.е. гарь), где идолопоклонники евреи сжигали в честь Мо­лоха своих детей. Иосия, царь Иудейский, уничтожил эти мерзости. Енномова долина – это место, которое позд­нее получило название «долины Ге-Хинном» или «огненная Ге-Хинном», в греческом произношении «геенна». Она стала символом вечной муки осужденных. Говорят также еще, что это было место для свалки всяческих нечистот, куда свозились тела непогребенных и где постоянно поддержи­вался огонь. Именно в таком смысле и употребляет это выражение Христос. Но, по словам Христа, «геенне огнен­ной» принадлежат не только те, кто убивает и прелюбодей­ствует, но также и те, в чьем сердце разгорается гнев на своего брата, кто пребывает в постоянной вражде со своим ближним, кто, наконец, не подавляет своего страстного желания владеть женой другого. Такие люди являются нечистыми по своей сути, и поэтому их место на помойке в прямом и переносном смысле. Поэтому Христос запре­щает развод, который дает человеку повод к прелюбодея­нию.

При Моисее клятва между израильтянами была очень распространена, как старинный обычай. Но поскольку к ней часто относились слишком легковесно, Моисей ввел определенные ограничения. Например, строго запрещается ложная клятва с упоминанием имени Бога. Христос же запрещает всякую клятву. Для пра­ведного человека вполне достаточно сказать «да» или «нет». Христианин должен быть настолько честным и правдивым, чтобы люди верили одному его слову. Недопустима пустая легкомысленная клятва, которая больше свидетельствует о бесчестности человека, чем о его правдивости.

Древний закон «око за око и зуб за зуб» ограничивал обычай мести. Не позволялось обидчику наносить вред больший, чем истец справедливости претерпел от него. Христос же отменяет месть совершенно. Он запрещает восставать на человека с ответной злобой, ибо, в таком слу­чае, зло это проникает в самое сердце. Таким образом, христианину запрещается злое чувство мстительности, но это не означает, что ему непозволительно противиться злу.

Христова заповедь о любви тесно связана и с поучением о том, как нужно творить милостыню. Господь хочет, чтобы помощь нуждающимся людям была делом нашего любящего сердца. Чтобы это великое дело не сводилось к бесчувствен­ному обычаю или рекламной выгоде.

В заключение наставлений об отношении нашем к дру­гим людям Господь изрекает правило, которое называют «золотым»: «Во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними» (Мф. 7, 12). В этом – «закон и пророки», ибо любовь к людям есть отражение любви к Богу.

Таким образом, как мы видим христианское вероучение есть продолжение ветхозаветного. Их отличие в том, что Моисей дал закон внешних предписаний, а Христос – закон любви, добра и милосердия.




СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:


  1. Библия. Книги Священного Писания Ветхого и Нового Завета: В 2-х томах. Т. I. – Л.: Петергоф, 1990. – 574 с.

  2. Библия. Книги Священного Писания Ветхого и Нового Завета: В 2-х томах. Т. II. – Л.: Петергоф, 1990. – 622 с.

  3. Епископ Александр (Сепменов – Тян – Шанский). Православный Катихизис. – М.: Издание Московской патриархии, 1990. – 128 с.

  4. Катихизис. – Киев: Издание Украинской Православной Церкви, 1991. – 416 с.

  5. Религии мира. / Под ред. Я.Н. Щапова. – М.: Просвещение, 1994. – 192 с.

  6. Религия. История и современность. / Под ред. Ш.М. Мунчаева. – М.: Культура и спорт, ЮНИТИ, 1998. – 264 с.

  7. Яблоков И.Н. Религиоведение. – М.: Гардарика, 1998. – 536 с.






izumzum.ru