2. Место урока в структуре образовательного процесса Урок по учебному плану Тема урока по учебно- тематическому плану Они в опасност - polpoz.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Электролиз (с применением законов Фарадея) 1 69.46kb.
Дисциплины согласно рабочему учебному плану 1 154.6kb.
«Предложения с обращениями» в 5 классе учитель Прохасько Н. 1 35.18kb.
Урок-экспедиция От счета на пальцах к алгебре и геометрии Тема урока... 1 68.92kb.
Алгебра Тип урока: урок закрепления изученного материала Тема урока... 1 96.62kb.
Габидуллина Эльвира Равилевна. Лениногорск, 2012 Тема урока: «Архимедова... 1 108.19kb.
Лекции. Тема и содержание лекции Соответствие тематическому плану... 1 28.07kb.
Разработка урока по географии для 8 класса по теме 1 109.11kb.
Урок английского языка в 10 классе тема урока : "Экология души" 1 20.39kb.
План урока: Подход к теме. 6 мин. Постановка темы, целей урока. 1 56.21kb.
Владыкина Елена Николаевна Тема урока : «Местоимение» (4 класс) 1 94.16kb.
Задания финального тура 1 79.07kb.
1. На доске выписаны n последовательных натуральных чисел 1 46.11kb.

2. Место урока в структуре образовательного процесса Урок по учебному плану Тема - страница №1/1

Конспект учебного занятия


1.

Предмет

Окружающий мир

2.

Место урока в структуре образовательного процесса

Урок по учебному плану

3.

Тема урока по учебно- тематическому плану

Они в опасности: по страницам Красной книги Челябинской области

4.

Номер урока по теме

Урок 33

5.

Форма урока:

Комбинированный урок

6.

Цель урока:

Дать общее представление о Красной книге Челябинской области.

7.

Задачи:

Обучающая: познакомить с некоторыми видами животных и растений, занесённых в Красную книгу Челябинской области; дать понятие об антропогенном факторе; уточнить знания детей о категориях видов, занесённых в Красную книг; дать понятие о международном Союзе охраны природы.

Развивающая: развивать логику мышления, внимание.

Воспитательная: формирование экологического сознания


8.

Оборудование:

Компьютер, экран, проектор, авторская работа (Турсукова Н.С.: презентация по теме «Они в опасности: по страницам Красной книги Челябинской области»).

9.

Ожидаемые результаты:

Расширение и уточнение знаний у школьников о Красной книге, осознание проблем, связанных с охраной животных и растений, усвоение понятия «антропогенный фактор», пропаганда детьми полученных знаний в семье и среди сверстников.

10.

Этапы урока:

1. Организационный момент: знакомство с планом урока (1мин).

2. Выяснение отношения детей к различным животным. Закон биологического равновесия. Красные книги.(12 мин)

3. Физминутка (1мин).

4. Животные и растения из Красной книги Челябинской области (20 мин)

5. Физминутка (1мин)

6. Решение экологических задач (4 мин)

7. Блиц-турнир (2 мин)

7. Выводы и размышления. (2 мин)

8. Домашнее задание (2 мин).


11.

Ф.И.О. учителя, должность, место работы

Турсукова Нина Савельевна, учитель начальных классов, МОУ СОШ №1.

Ход занятия

- Вспомните, какую книгу называют Красной?

- Сегодня, не выходя из класса, мы совершим полезную экскурсию в мир редких животных, растений и грибов, которые попали в Красную книгу Челябинской области.

Прежде, чем начать экскурсию, давайте выясним кое-что о себе.

1 слайд (щелчком показать котёнка, щелчком - собаку)

- Какие чувства вызывают котята и собаки? Как мы к ним относимся? (любим и бережём)

(Добавить щелчком лягушку)

- Какие чувства вызывает у многих людей лягушка? (Мерзкие, противные, скользкие, бесполезные.)

- Чувство отвращения вызвано незнанием этих видов животных.

А ведь они поедают мух, комаров и их личинок и многих вредящих насекомых.

(щелчком добавить изображение летучих мышей)

- Какие чувства вызывают эти животные?

(щелком выделить текст «Рукокрылые, вампиры, упыри, летучие мыши)

- Какие названия правильные? (рукокрылые, летучие мыши)

- Их считают кровососущими вампирами, упырями, которыми пугали детей. А вся причина в том, что летучая мышь – «дитя мрака». Чёртиком вырывается из темноты и туда же проваливается. Страшно? Почему?

(показать изображение первобытного человека)

- А потому, что человек произошёл от обезьяны – дневного животного, для которого ночь, темнота – это всегда опасность, это всегда скрывающийся в ней враг.

Летучие мыши – это особый мир, о котором человек раньше знал мало.

(щелчком показать текста: «Природа создала животное не для того, чтобы оно нравилось или не нравилось человеку»).

- А для чего, по-вашему, она создана природой?

(Для биологического равновесия)

- А теперь перейдём в зал «Закон равновесия»

3 - й слайд «Закон равновесия»

(Показ заголовка)

Люди издавна привыкли делить животный и растительный мир на две части: полезные и вредящие.

В самом деле, известно, что есть птицы полезные для нас. Но представляем ли мы, насколько? Скворцы, например, из полезных могут превратиться во вредящих, если нападут на виноградники.

Чтобы понять, насколько вредно или полезно то или иное живое существо, мы должны кое-что знать.

(показ мухи)

Насекомые по размеру небольшие, но обладают колоссальной энергией размножения.

Знаменитый шведский учёный Карл Линней сказал, что три мухи могут съесть труп лошади также быстро, как лев. Есть мухи, которые по 5-6 раз откладывают по 2000 яиц. Превратившись в мух, её детки принесут ещё потомство. Если бы выжило всё потомство мух, то земной шар оказался бы под слоем мух в 14 с половиной метров.

(показ лягушки)

Но мудрая природа создала виды животных, которые, питаясь насекомыми, регулируют их численность, не давая насекомым перенаселить земной шар. Например, те же лягушки, жерлянки, птицы и другие.

И мух нельзя уничтожать совсем, ведь, поедая трупы животных, они обеспечивают в природе санитарные условия для существования животных и растений.

Так природа устанавливает равновесие.

(показ изображения бабочки)

- А для чего природа создала других насекомых?

Известно, что растения – основа жизни на Земле. Большинство растений не могут продолжать свой род, не давая семян. Опыляют очень многие растения насекомые. Без насекомых исчезли бы многие растения, и вместе с ними - исчезла бы жизнь на Земле.

Отсутствие насекомых или недостаточное количество насекомых снижает урожай наполовину, а то и намного больше (до 70%), и может принести беду не меньшую, чем нападение вредящих насекомых.

- А для чего природа создала бабочку? Для красоты? Нет.

- Сама бабочка – хороший опылитель.

А гусеница её нередко наносит культурным растениям ощутимый вред.

(показ гусеницы)

Но и польза в этом вреде тоже есть.

Дело в том, что поедание листьев растений на самом деле просто полезно, необходимо растениям.

Установлено, что лесу нужны гусеницы, поедающие листья. Посчитано, что гусениц должно быть 200-300 килограммов на 1 га.

Гусеницы прожорливы. Но, как все живые существа, имеют выделения. За сутки – 100 миллиграмм, а за время развития гусеницы – несколько десятков грамм, а от всех гусениц на 1 га – это несколько сот килограммов прекрасного и равномерно распределённого удобрения.

Да и сами деревья не страдают от гусениц, если их не больше нормы.

Многие деревья формируют листья гораздо больше, чем им нужно для существования. Кто знает, не потонул бы лес от опавшей осенью листвы, если бы часть её не съедалась гусеницами.

А численность гусениц в природе, если человек не вмешивается, например, не травит лес ядохимикатами, уравновешивается насекомоядными: и птицами, и лягушками …

И снова в природе работает закон равновесия.

(показ мышей)

А зачем природа создала грызунов, особенно мышей? Ведь человек от них страдает. Мыши съедают добрую часть урожая!

Не для человека, конечно, а по необходимости. Много их разведётся, сработает закон равновесия.

Нельзя сказать, что мыши только вредят. Конечно, культурным растениям – да. Но в лесу, на лугу и в степи они полезны.

Мышевидные грызуны питаются в основном семенами злаков и запасают их в своих норках. Лесу, степи, лугам это приносит пользу. Во-первых, потому что некоторые грызуны – землерои перелопачивают почву, удобряют почву её своими выделениями.

Во-вторых, часть семян, которые они уносят в норки, прорастает. А это помогает расселять растения.

В-третьих, если бы мы уничтожили всех грызунов, то от голода погибли бы лисы, горностаи, хищные птицы, потому что грызуны - основная пища многих животных, даже некоторых больших лягушек.

Таков закон равновесия.

Пример


В одном районе для борьбы с грызунами применили ядохимикаты. В результате погибло много птиц и тотчас развелось огромное количество гусениц, которые нанесли огромный вред лесам и полям. Так отвечает природа на нарушение биологического равновесия.

(показ лис)

А лисы, которые иногда являются разносчиками бешенства, Может, истребить лис, а с грызунами справятся другие виды животных?

Пример.


В некоторых районах Западной Германии как-то появилось очень много ос, которые жалили людей. Причина оказалась в том, что истребили лис. Лисы разрушают осиные гнёзда, находящиеся в земле, тем самым не давая осам размножаться в больших количествах.

(показ змеи)

Печальна участь животных планеты.

Люди не любят и боятся гадюк, убивают при каждом удобном случае, а то и войну им объявляют.

Известны случаи, когда в некоторых районах изводили гадюк чуть ли не полностью. Но вскоре на жителей этих мест обрушилась «мышиная напасть» - огромное количество неизвестно откуда взявшихся грызунов. И невдомёк было людям, что сами они накликали беду, уничтожая змей. Не знали они, что именно гадюки в значительной степени сдерживают размножение грызунов, которые, выйдя из-под контроля, могут расплодиться в огромных количествах. А это не только гибель урожая, но и чума, инфекционная желтуха и другие опасные заболевания, которые разносят грызуны.

И там где меньше змей, увеличивается во много раз опасность эпидемий.

Мышевидные грызуны очень плодовиты, давая приплод по 2-3 раза в год. Развитие мышат идёт быстро. Самочки, родившиеся весной, осенью дают своё потомство.

Значит, снова человек нарушил биологическое равновесие.

(показ луня)

А это орлан лунь. Люди говорят иногда: «Седой, как лунь». Но у луня голова не седая, а серо-белая. Этим они отличаются от всех орлиных

И в средние века, и в античное время люди любили и берегли хищных птиц. В Англии и Дании человек, убивший сокола, попадал в руки палача.

Но потом объявили врагами человека. Хищная птица наделена особым вооружением: рвущий клюв, изогнутый острым крюком, и когти, в мёртвой хватке пронзающие жертву. Люди считали, что хищные птицы питаются только другими птицами. Стали безжалостно их истреблять. Это принесло только вред.

Пример.

В Норвегии в начале 20-го века решили уничтожить всех хищных птиц. Они, якобы, ловят белых куропаток. В первые годы, действительно количество куропаток сильно увеличилось. Прошло несколько лет, и число белых куропаток начало резко снижаться. А потом они чуть не исчезли совсем. А причиной стало какое-то заболевание, распространившееся среди куропаток. Этого не случилось бы, если бы больных уничтожали хищные птицы.



Хищные птицы своей «санитарной» службой приносят огромную пользу, отлавливая в первую очередь больных, которые носят в своей крови возбудителей чумы, энцефалита и других трудноизлечимых болезней, и ослабленных животных, тем самым оздоровляя популяции животных и нас спасают от страшных недугов и эпидемий

Потеря хищных птиц – это и уменьшение урожаев.

- Что такое закон равновесия, по-вашему? Почему нельзя животных назвать вредными или полезными?

Итак, учёные нам доказали, что в природе нет только полезных или только вредящих.

4 - й слайд «Красная книга фактов»

- А теперь перейдём в зал Красной книги. Здесь мы узнаем, почему учёные всего мира встревожились за животных и что решили предпринять.

(показ заголовков «Красная книга фактов» и «Международный Союз охраны природы»)

Человек, уничтожая животных и растения по своей прихоти, нанёс природе такой урон, что многие из них оказались на грани исчезновения.

Действия человека, которые изменяют жизнь животных, ведут к сокращению видов животных, называются антропогенными факторами.

Найти путь спасения животных – одна из задач активных защитников природы. В середине 20-го века возникла идея составить списки животных и растений Земли, нуждающихся в охране в первую очередь. Так появилась Международная Красная книга – под названием Красная книга фактов, созданная Международным Союзом охраны природы, в котором сейчас работают 7000 учёных.

Постепенно список расширялся и уточнялся и сейчас это 5 томов, изданные Международным Союзом охраны природы и природных ресурсов. Цвет у переплёта действительно красный.

- Почему? (Дети объяснят сами.)

Животные, внесённые в Красную книгу фактов, учёные разбили на 5 групп (категорий)

В 1-ю вошли исчезающие виды, или виды, находящиеся под угрозой исчезновения. Это значит, что таких видов на Земле осталось мало и численность их продолжает сокращаться. Сведения о них даются на красных листах.

Во вторую категорию вошли сокращающиеся виды, сведения о них даются на жёлтых листах. Численность этих видов ещё высока, но она продолжает неуклонно сокращаться. Если и дальше так пойдёт дело, то эти виды попадут в 1-ю категорию.

3-я категория – редкие - это виды животных, которые встречаются редко либо потому, что их вообще мало на Земле или потому, что они живут на ограниченных территориях (т.е. не во всех уголках Земли).

4-я категория – неопределённые виды, они мало изучены и тоже редки. О них рассказывают на серых листах.

А на листах зелёного цвета говорится о животных, которым уже не угрожает опасность. Однако на этих животных нельзя охотиться.

После создания МККФ выяснилось, что для спасения животных этого мало

Часто бывает так. На всей планете каких-то животных много, но распределены по планете неравномерно: в одних странах их много, а в других мало или почти не осталось. Значит, там, где их мало, животные нуждаются в охране.


Так стали появляться КК в других странах. В России КК появилась в 1978. Но страна наша большая, животные по разным частям страны распределены тоже неравномерно, поэтому в 2005 году вышла Красная книга Челябинской области.

В отличие от МККФ в КК России внесены не только животные,

но и растения, и грибы.

6-й слайд «Физминутка»:

Мы на берег моря выйдем,

Руки к солнышку поднимем,

Распластаем руки над волнами

И парим под облаками, как могучие орланы.


- Для чего, по-вашему, нужны Красные книги?

(Для сохранения равновесия в природе. Исчезновение одних может привести к исчезновению других видов.)

Неужели положение настолько серьёзно? Да

Редкими животные и растения были не всегда. Редкими они стали по разным причинам и многие из них из-за разных человеческих (антропогенных) факторов

(Анализ антропогенных факторов)

С некоторыми антропогенными факторам вы сегодня познакомились. Какие запомнили? (Уничтожение – в случае с гадюками, лисами и хищными птицами, применение ядохимикатов в случае с травлей мышее

7-й слайд «Фактор беспокойства. Выпас скота»

(показ заголовка «Фактор беспокойства»

- Есть такой термин «фактор беспокойства». Особенно он применим к птицам.

(показ изображения кроншнепа)

Многие птицы пугливы, особенно во время насиживания яиц.

(показ гнезда)

Увидят человека поблизости гнезда, услышат голоса людей, или увидят, что трава возле гнезда примялась от следов человека, пока их не было в гнезде, покинут гнездо навсегда. И не вылупятся птенцы, или уже появившиеся птенцы будут брошены.

(показ изображения «Выпас скота»

- Этот фактор тоже сокращает численность птиц. Почему, попробуйте объяснить.

8-й слайд «Нет браконьерству!»

Для первобытного человека охота была оправданной – от охоты зависело его существование. Со временем человек одомашнил диких зверей и птиц. Казалось бы, промысел на диких животных прекратится. Однако привычка охотиться осталась. Об этом замечательный писатель и знаток природы Николай Иванович Сладков сказал, что человек ещё не убил первобытного зверя в себе, поэтому и убивает животных в природе.

Мало того, что часть птиц страдает от фактора беспокойства, многие виды птиц становятся редкими из-за браконьерства.

(показ савки)

Савка вошла в категорию исчезающих видов, (показ пискульки) пискулька – в категорию сокращающихся, (показ лебедя-кликуна) лебедь-кликун – в категорию редких.

Страдает и вид поганки (показ поганки), вошедшей в категорию неопределённых, малоизученных видов. Возможно, она и называется так, потому что мясо её «поганое» - невкусное. Эта птица в отличие от других не ходит по земле. С воды она поднимается тяжело, а потом, разгоняясь, набирает такую скорость, что не может тормозить. Сядь она на землю с такой скоростью – расшибётся. Поганка и на воду-то не садится, а плюхается с разгона.

(показ лебедя-шипуна)

Лебедю-шипуну, который крупнее лебедя-кликуна наконец-то повезло – он теперь расположен на зелёной странице, а это значит, что численность этого вида восстановлена

9-ый слайд «Жертвы ради красоты» (рассказать подробно только об одном по выбору)

- Есть и такой антропогенный фактор как беспредельный промысел пушных зверей.

Речная выдра.

В народе её называют «порешня», за пристрастие к рекам, потому что живёт по берегам рек с быстрым течением.

В народе выдру любят и уважают за смелость и благородство: при необходимости она не только защищает своё потомство, но, и, не раздумывая, бросается на выручку собратьев. Любят выдру за доброжелательность: никогда не прогонит со своего участка ондатру или норку. Наконец, выдры не кровожадны, никогда не ловят больше того, что им надо съесть.

Среди куницеобразных нет пловцов, равным выдрам. Всё у них приспособлено к жизни в воде: торпедообразное тело, гладкий мех, перепонки на лапах, хвост, служащий рулём, специальные клапаны, закрывающие уши и нос.

У выдры очень красивый, тёплый и прочный мех. Но надо, чтобы ценился не только мех, но и сам зверь: ведь выдра – образец красоты, энергии и грации. И какая шапка или шуба из меха могут сравниться с живым прекрасным зверем!

Русская выхухоль – ровесник и предок мамонта. Просуществовав тысячелетия, выхухоль чуть было не исчезла с лица Земли меньше, чем несколько веков из-за страсти человека к красивому меху зверька.

Мех плотный, густой, тёплый, не намокает.

На животе у выхухолей волосы растут даже гуще, чем на спине. У сухопутных зверей - наоборот. В воде ведь со всех сторон холодно, поэтому важно, чтобы живот был также хорошо одет в мех, как и спина.

Мех сыграл роковую роль и в судьбе русской выхухоли. Ежегодно в Лейпциг поступало из России около 100 000 выхухолевых шкурок. Почему так много? Да потому что шкурки по величине маленькие: длина зверька без хвоста 20 см.

Такая нагрузка оказалась не под силу зверьку. В конце Х1Х века численность выхухоли стала резко сокращаться. Ежегодная поставка в Лейпциг сократилась до 10 000 – 12 000, а в начале ХХ века - уже до 1 000.

У основания хвоста у выхухоли находятся мускусные железы, выделяющие вещества с сильным и стойким запахом. С помощью этой железы выхухоль метит занятый ею участок обитания. Даже хвост привлёк человека. Когда-то в купеческих домах хранили бельё в комодах, для придания ему приятного аромата перекладывали его высушенными выхухолевыми хвостами.

Выделения этой железы использовали и в парфюмерии – как закрепитель запаха в дорогих духах.

Вывод:


- Так погоня за прекрасными мехами привела к тому, что эти звери стали редкими и попали в Красную книгу.

10-й слайд «Пернатые разбойники в Красной книге»

Многие виды семейства ястребиных, куда входят – ястребы, коршуны, орлы, подорлики, орланы, луни и орлы – змееяды - внесены в Красную книгу.

Коршуны и ястребы не внесены в красную книгу, хотя их во многих местах гораздо меньше, чем нужно, и совсем не потому, что они более вредные. Просто эти птицы в отличие от своих сородичей селятся повсюду, не привередливы ни в жилье, ни в местах обитания, ни в еде.

Каждая из этих птиц имеет мощный клюв, острые стальные когти, зоркое зрение, внезапное молниеносное нападение – действительно «пернатые разбойники», и долгое время их считали вредными, думая, что эти хищники питаются только другими птицами. Сравнительно недавно стало известно, что основная пища большинства хищных птиц – грызуны.

Все эти хищные птицы подразделяются на орлов, орланов и соколов.

(показ орлов)

Орлы или настоящие орлы называются по-разному: орёл-могильник, основная пища которого суслики, зайцы, мыши, полёвки, птицы, своё название получил потому, что его часто видели сидящим на курганах – местах древних захоронений. Орлы – могучие птицы: размах крыльев – от полутора до двух метров.

Степной орёл получил своё название по месту обитания.

(показ орланов)

Орланы похожи и на коршунов и на орлов, но отличаются тем, что орланы питаются в основном рыбой, только орлан-осоед – осами, и тем, что ноги у орланов голые, а у орлов – оперённые (почему?)

(показ соколов)

Соколы размером меньше и весом, и добыча у них более мелкая.

Соколы отличаются и тем, что жертву бьют с воздуха, бросаясь на неё сверху, пикируя и хватая лапами. При этом соколы развивают огромную скорость – до 300-350 км/ч. У них даже перья жёсткие и прижаты к телу, чтобы не мешать полёту.

Так называемые «пернатые разбойники» удивительные птицы.

Интересно, что сокол кречет совершает разбойные нападения на «птичьи базары». Но птичьи базары редки, а питаться чем-то надо, а гнездящихся поблизости птиц кречеты не трогают.

Хищные птицы вообще никогда не нападают на птиц вблизи гнезда и не позволяют делать это другим хищным птицам. Своих соседей – гусей и уток – они специально не защищают, а просто прогоняют всех хищных птиц со своего участка. А фактически получается, что защищают.

Интересно и то, что эти птицы – моногамы, т.е. живут парами всю жизнь.

У ястребов так принято: самец – добытчик, а самка – кормилица. Неся еду в гнездо, самец особым сигналом сообщает самке об этом ещё издали. Самка вылетает навстречу, забирает у самца добычу и садится неподалёку от гнезда «готовить обед». Она очищает добычу от перьев или шкурки, потом приносит мясо в гнездо и раздаёт птенцам

Самец делать этого не может. Если погибнет самка, он по-прежнему будет носить еду птенцам и бросать в гнездо. И будет делать это и тогда, когда птенцы умрут от голода (ведь они не в состоянии самостоятельно съесть добычу).

Так выкармливают птенцов большинство хищных птиц.

О пользе хищных птиц мы уже говорили

Основная их пища – грызуны, а птицы попадаются реже, и то больные. Это настоящие санитары природы, так как многие из них поедают и падаль.

Известно, что у воробьиных (т.е. у мелких птиц) от болезней и по другим причинам гибнет до 80% молодняка. Из этого числа по вине ястребов погибает только 5-6 %. Многие учёные считают, что на 6-8 кв. км леса (это размер нашего села) для 40 000-50 000 мелких птиц должна быть пара ястребов-перепелятников.

Какие же антропогенные факторы влияют на сокращение численности «пернатых разбойников»?

Для этого надо знать, какие условия считаются нормальными для их существования.

1. Большинство птиц этого племени строят гнёзда и достраивают на одном и том же месте в течение многих лет. Очень привязаны к своим гнездовым участкам соколы. В ямальской тундре пара соколов гнездилась в одном и том же месте 34 года.

А для гнезд выбирают или скалы или высокие старые деревья пойменные и островные леса, степные сосновые боры.

- Какие антропогенные факторы называет Красная книга?

1. Вырубка лесов.

- Чем вредна вырубка лесов для хищных птиц? (Вырубая леса, человек изгоняет хищных птиц с мест обитания).

2. Вырубка лесов у водоёмов. Чем вредна вырубка лесов, расположенных у водоёмов? (там гнездятся орланы).

3. Применение ядохимикатов в сельском и лесном хозяйстве травит не только грызунов, но и хищных птиц, которые питаются отравленными грызунами.

4. Кроме того, крупные хищные птицы выводят 1-2 птенцов, а молодые птицы приступают к размножению через 4 года.

5. Беспокойство, попадание в капканы.
11-й слайд «Собаки воздуха. Конвенция СИТЕС»

(показ заголовка «Собаки воздуха»)

(показ степного орла и сапсана)

- Это степной орёл.

Самый знаменитый орёл – беркут: размах крыльев – до 2-х метров, длина тела – до метра, вес – до 6-ти с половиной ккилограммов. Может быть, именно благодаря этой птице - её мощи и размерам, гордой голове и грозному взгляду, стальным когтям и плавному полёту, орлы прославились в веках и сейчас ещё столь знамениты.

Орёл был символом мужества и силы, изображение орла с давних пор красовалось и красуется на гербе нашего государства и городов.

- А сапсан – это сокол. Сокол издавна на Руси был символом отваги и удали. Не было выше похвалы, чем «ясный сокол», «орлиный глаз».

Причём же тут «Собаки воздуха»?

Слово «собаки» даёт подсказку. (Для чего человек использует собак?)

Орлы, орланы и соколы издавна использовались человеком на охоте в качестве ловчих птиц.

И сейчас, несмотря на все запреты, продолжается браконьерский отлов птенцов многих орлов, орланов и соколов для вывоза за границу. Ежегодно животных и растений продают за границу на миллиарды долларов.

Поэтому государства составили соглашения о запрете вывоза редких животных и растений. Одним из таких соглашений является Конвенция СИТЕС. СИТЕС – английское название, на русский переводится как Конвенция о международной торговле видами дикой фауны и флоры, находящимися под угрозой исчезновения. В настоящее время членами Конвенции являются 154 государства. Конвенция – это закон, к нему прикладывается список – приложение, где перечисляются виды животных и растений, которые запрещено вывозить. В Приложение 2 внесено почти всё орлиное племя.

12-й слайд «Красная книга запрещает отлов и вывоз»

(показ заголовка)

В приложения к Конвенциям внесены и эти животные.

(показ гребенчатого тритона)

Гребенчатый тритон

Тритоны – животные удивительные и очень распространённые. Из всех земноводных по численности уступают только травяной и остромордой лягушкам, но тритоны ночные животные. Их трудно разглядеть – небольших – сантиметров 8-10, бурых или тёмно-оливковых – на фоне земли. Но иногда они снимают свой скромный наряд и одеваются ярко. Особенно самцы. У них в это время появляется удивительное украшение – огромный гребень, тянущийся от затылка до конца хвоста. Гребень окрашен в оранжевые и голубые тона, отливает перламутром. Но красота тритонов недолговечна. Пройдёт немного времени, самцы потускнеют, гребни исчезнут.

Селиться гребенчатые тритоны предпочитают в лесистых местах, изредка и на открытых равнинах.

Но потомство тритоны выводят в воде. Для безопасности заботливая тритониха приклеивает каждую икринку к листьям подводного растения, а затем загибает или сворачивает эти листья. И икринка оказывается как бы между двумя створками. А чтобы личинки, которые появятся недели через три, не голодали, пристраивает их подальше друг от друга. Ведь тритоны – хищники, питаются мелкой живностью. Личинки – тоже хищники. И если появятся в одном месте 500-700 личинок, они быстро опустошат всё вокруг. Поэтому мамаша обеспечивает каждой личинке свой охотничий участок. Через два месяца личинка вырастет до 4 см и покинет водоём, отправится искать место для зимовки.

Безусловно, что тритоны – очень полезные животные.

Несколько веков назад было замечено, что у тритона восстанавливаются потерянная нога или хвост. Сейчас уже знают, что у тритонов восстанавливаются (регенерируют) подкожный покров, лёгкие, частично глаза. Пересаженный глаз не только приживается, но и отрастает зрительный нерв, который находит путь к головному мозгу, а в мозгу находит те участки, которые управляют зрением.

(показ жерлянки)

Жерлянка – тоже заботливая мамаша: тоже каждую икринку по отдельности приклеивает к растению.

На зимовку забираются в норы грызунов или в ямы под корни деревьев, на дне водоёма, а то и в погреба, если поблизости есть человеческое жильё. Некоторые могут зазимовать и на дне водоёмов.

Жерлянки – амфибии дневные и увидеть их несложно. При виде человека стараются удрать, но бегуны они неважные. Чаще всего, почувствовав опасность, жерлянка переворачивается на спину, демонстрируя своё красное брюшко. Показывая эти пятна, жерлянка как бы говорит: «Не тронь меня! Я ядовитая, несъедобная!»

Жерлянка, действительно, ядовита, и многие животные не трогают её. Однако, яд жерлянки страшен не для всех. И некоторые птицы, ужи, гадюки уничтожают немало этих земноводных.

До года – двух доживает только 2% от общего числа жерлянок, появляющихся на свет.

Поэтому человек должен быть добр и внимателен к ним – жерлянки ведь истребляют мух, комаров и их личинок и других, вредящих человеку насекомых.

(показ болотной черепахи)

Данных о численности нет. Отмечены лишь редкие находки единичных особей.

Живет в болотах, прудах, озерах, реках, каналах.

Болотные черепахи истребляют много вредных насекомых, оздоровляют популяции рыб, поедая слабых, больных или раненых.

На суше кормятся насекомыми и их личинками, червями, клопами-черепашками, мокрицами, различными саранчовыми, в воде мелкими водными животными: лягушками, тритонами, рачками.

На ночь уходят на дно водоёма, зимуют тоже на дне водоёма, находятся в состоянии спячки.

Занесена в список Бернской Конвенции.

Антропогенные факторы, по которым исчезают и становятся редкими эти животные – это ещё и осушение болот, захват человеком мест их обитания – укрупнение городов, загрязнение водоемов, отлов любителями, выпас скота в прибрежной зоне, вырубка лесов, из-за которых небольшие водоёмы пересыхают.

- Как вы думаете, почему надо сохранить болотных черепах, если они питаются тритонами, занесеными в Красную книгу?

13-й слайд «Изгнанники мест обитания»

Один из человеческих факторов, снижающий численность животных – освоение земель и прибрежных зон, на которых обитают животные.

(показ дрофы)

Дрофа (дудак)– крупная птица – из журавлеобразных, вес – до 16 - 21 килограмма. Но есть кое-что общее с курами: нет жировой железы, вот она и намокает, как курица после дождя. А если ударит заморозок, то покроется льдом и не сможет двигаться.

(показ стрепета)

Это тоже степная птица

К сожалению, люди распахали все целинные земли – главное место обитания дров и стрепетов. Эти птицы вынуждены селиться на пшеничных полях. Поэтому кладки яиц и выводки погибают под комбайнами.

(показ черноголового хохотуна)

Чайка - черноголовый хохотун – тоже изгоняется из привычных мест обитания: человек всё больше осваивает прибрежные зоны: строит дома отдыха, туристические базы. Мало того отстреливает чаек и отлавливает.

Этот антропогенный фактор относится не только к птицам, но и к другим видам животных.

14-й слайд «За чистоту водоёмов и сохранение прибрежных зон»

Немало хищников среди водных жителей.

(показ ранатры палочковидной)

Относится к хищным клопам. Толщиной со спичу, длиной 4 см, а хвост – дыхательная трубка – примерно такой же длины. Передними длинными ногами ранатра хватает добычу.

Для ранатры жизненно опасен загрязнённый водоём: тонкая дыхательная трубочка забивается отходами нефтепродуктов и клоп погибает.

(показ сфагнумной водомерки)

- Кого из водных клопов называют «меряющими воду»?

Водомерка сфагновая. Название подсказывает место её обитания – сфагнумные болота.

Чувствуя малейшие колебания воды, возникающие, когда что-то падает на воду, водомерка мчится во весь опор. Оказывается, она понимает, от чего они произошли: от съедобного предмета или от несъедобного, если от несъедобного - водомерка остаётся на месте.

Зимуют водомерки на берегу во мху.

Стало меньше сфагнума – становится меньше сфагнумных водомерок.

(показ широчайшего плавунца)

Широчайший плавунец – настоящий хищник, нападает на улиток, головастиков, личинок насекомых, живущих в воде, тритонов, лягушат и даже на мелких рыбёшек. А личинка ещё прожорливей. Мы уже знаем, что хищники необходимы для того, чтобы не было перенаселения среди животных, т.е. для биологического равновесия.

Время от времени плавунец всплывает и висит вниз головой, выставив вверх брюшко – запасается воздухом.

Плавунцы летают в поисках водоёмов. Жить могут только в чистых водах, поэтому по присутствию плавунца можно определить чистоту водоёма.

(показ блестящей красотки)

Населяет берега озер, рек и других водоёмов. Непременным условием обитания вида является наличие водной растительности и прибрежных зарослей кустарников. Взрослые стрекозы летают с июня по август.

Стрекозы летают медленно, только вблизи воды, часто присаживаясь для отдыха, обычно на листья ивы.

Личинки живут в ручьях, речках и озёрах только с чистой водой.

Численность сокращается из-за хозяйственного освоения прибрежных зон.

15-й слайд «Мир летучих мышей»

(показ заголовков «Мир летучих мышей» и «Обитатели пещер и дуплистых деревьев»)

Нетрудно догадаться, какие действия человека влияют на сокращение численности этих видов, если знать, где они питаются, зимуют и гнездятся летом. (Догадались?)

(В пещерах беспокоят туристы, срубают дуплистые деревья, вырубка лесов, освоение человеком прибрежных зон для отдыха…

Единственные млекопитающие, способные к настоящему длительному полёту.

В отличие от птиц поверхность крыла и ушей летучей мыши покрыты голой кожистой перепонкой.

Если уши и перепонка пересохнут, зверёк уже никогда не сможет летать. Поэтому для дневного сна рукокрылые выбирают места, где темно и влажно. Это пещеры и старые дуплистые деревья.

Наши летучие мыши (их 5 видов) – насекомоядные. В этом их огромное значение и огромная польза. Если в светлое время суток множество насекомых поедается птицами, то ночные летающие насекомые поедаются почти исключительно рукокрылыми.

Природа распорядилась очень умно, установив такой порядок, чтобы животные, питающиеся сходной пищей, не мешали друг другу. Разные виды, молодые и взрослые охотятся или только в сумерках – вечером или перед рассветом, другие – глубокой ночью. Есть мыши, летающие только над водоёмами, другие – над землёй. Одни виды летают повыше - вокруг крон деревьев, другие – под пологом леса.

Этот порядок тоже – закон биологического равновесия.

16 -й слайд «Проблемы мохнатых помощников»

(показ гнезда шмеля)

В Красную книгу внесли сразу 2 рода насекомых – настоящих шмелей и муравьёв. Причиной такого решения послужило снижение численности многих видов за последние 15-20 лет.

В отличие от пчёл шмели устраивают гнездо только на одно лето. Уходят в зимнюю спячку лишь молодые самки - шмелихи.

С конце апреля начинают появляться перезимовавшие жужжащие шмелихи.

Задача всех шмелих одна – подыскать место для будущего гнезда.

Одним для этого подойдёт мышиная норка, вторым – дупло или трещина, третьим – хватит и ямки на обочине дороги.

Виды, гнездящиеся на земле - оказываются в наихудшем положении. Они больше других страдают от применения на лугах ядохимикатов. Их вытаптывает пасущийся или просто проходящий мимо скот.

Но самое страшное для жителей луга – покос. Для них это такая же катастрофа, как сплошная рубка для лесных животных.

И пощады нет никому. Все шмелиные семьи лишаются пищи для себя и для своих личинок. Кроме того, в гнёздах наземных видов шмелей моментально меняется освещённость и влажность почвы. В первый же жаркий день гнёздам грозит гибель от перегрева, а первая же гроза может затопить их водой.

Хуже всего, что люди даже не подозревают, что натворили. Кому же в голову придёт, что под скошенной травой оказались погребёнными десятки семей, может быть самых нужных для луга и человека насекомых? А ведь луг – это не поле, травы на нём вырастают из собственных семян. И поэтому косят их только тогда, когда семена созрели и осыпались. Но много ли семян образуется на будущий год, если самых ценных опылителей покос и уничтожил?

Прекратить покос луга, невозможно. Так же как и переселить оттуда шмелей. Выходит, что судьба шмелей предрешена. А если попытаться придумать что-нибудь. Представим себе луг перед покосом, на котором возвышаются вешки с яркими тряпочками – флажками. Это местные юннаты обозначили места, где находятся гнёзда шмелей. Они занимались поиском гнёзд целый месяц, но зато теперь над каждым гнездом стоит запрещающий знак. Предупреждённые заранее, механизаторы на сенокосилках издалека замечают их и осторожно объезжают, оставляя вокруг каждой вешки небольшой островок нетронутой травы. Убытки от потери травы минимальны, а выгоды получается несравнимо больше.

Как же их сохранить? А значит, остаётся одно – создать для них, а заодно и для других степных насекомых, небольшие заказники.

(показ пчелы-плотника)

В таком же положении пчёлы-плотники, которые устраивают гнёзда в земле.

Не надо путать её с мухой.

Величиной с крупного шмеля, тело одето в чёрный бархатный костюм, крылья – с сильным тёмно-фиолетовым отливом, чёрное блестящее брюшко.

Замечательны гнёзда этих пчёл. Пчёлы устраивают их, прогрызая ходы в мёртвой древесине старых деревьев, столбов или в трещинах земли и норах.

Инструментами для работы служат челюсти и передние ножки. Замечено, что пчёлы-плотники часто поселяются в зараженной грибами древесине: разрушенная грибницей, эта древесина легче поддаётся челюстям.

Пчёлы – плотники довольно часто встречаются в парках и садах. Они садятся и на хризантемы, и на золотисто-жёлтые корзинки цинний. Пчела-плотник активный опылитель многих лесных, полевых и плодово-ягодных растений. Посещает 60 видов цветковых..

(показ ос-сколий)

- А это осы, осы-сколии.

Устрашающая внешность сколий кажущаяся. На человека яд действует слабее яда обычных лесных ос.

Для кого предназначено её жало? (открыть изображение гигантской сколии)

Самая крупная сколия гигантская 4-4,5 см – это хищник.

Мохнатая сколия – опылитель, а личинки сколий – паразиты. Чтобы стать взрослой, личинка сколии должна съесть личинку хозяина – личинку майского жука, или жука-носорога

Все сколии – дневные животные. Ночь проводят, зарывшись в подстилку.

Не все жуки-хозяева сколий так уж безвредны. Многие из них могут существенно повреждать растения. Известны случаи, когда сколий завозили в новые для них страны для борьбы с местными видами жуков – носорогов, вредящих сахарному тростнику и кокосовым орехам.

Редкой становится из-за освоения человеком целинных земель.

17-й слайд «Физминутка»

Мы на берег моря выйдем,

Руки к солнышку поднимем,

Распластаем руки над волнами,

Высоко парим под облаками,

Как могучие орланы.

- А теперь перейдём в ботанический зал и познакомимся с редкими растениями.

18-й слайд «Три чуда орхидей»

(открыть заголовок и изображения орхидей)

Орхидеи были открыты коло 260 лет назад, в неприступных чащах Центральной и Южной Америки.

У орхидных существует свои особенности.

Главная особенность у орхидей – нижний лепесток, называется он губой. У всех орхидей он самый яркий и крупный, и всегда вздут, у одних меньше, у других больше.

Эта орхидея получила своё название – венерин башмачок из-за своей губы (у этого растения она особенно вздута) - цветок действительно напоминает башмачок. На Руси его называли «марьин башмачок», «богородицыны сапожки», «кукушкин башмачок», а ботаники дали ему имя венерин башмачок в честь богини красоты.

Есть губа и у ятрышников. Формой цветки у одного из ятрышников напоминают шлем воина, поэтому и называется ятрышник шлемоносный.

Губа цветка приспособлена к форме тела и повадкам насекомых, которые их опыляют: пчёл, ос и других. Это приманка для насекомых. Вход в цветок всегда свободен, а вот назад выйти из цветка насекомое не может, потому что края цветка начинают загибаться внутрь. Выход впереди есть, но он очень узкий. С трудом протискивается насекомое вперёд, а пока пробирается, к его телу прилипают пакетики с пыльцой. Когда насекомое перелетит в другой цветок, пакетики отлепятся, и произойдёт опыление.

Вторая особенность, которая отличает семейство орхидных от других, - обязательное участие гриба в прорастании семени. Каждый цветок даёт до 10 000 мелких, как пыль, семян. Но прорасти и выжить могут, только попав на определённые грибы, обитающие в почве.

Третья особенность – цветение у некоторых наступает на 15-20-й год после прорастания семени. Вот почему и исчезают прекрасные цветы.

Во многих странах выработано специальное законодательство, которое ограничивает сбор и экспорт (вывоз за границу) орхидей. Все наши орхидные внесены в Приложение к Конвенции СИТЕС.

Антропогенные факторы: рубка лесов, осушительная мелиорация, выпас скота, сбор на букеты и для лекарственных целей. Исчезновение орхидей потянет за собой исчезновение целой экологической цепи питания.

(показ венерина башмачка в Ильменском заповеднике)

- Вот так он растёт в природе.

19-й слайд «Мхи, лишайники, грибы, папоротники»

(показ сфагнума скрученного)

Мхи, по-другому их называют водохлёбами, потому что выпивают воды в 30 раз больше, чем весят сами. Если влаги достаточно, то и морозов мхи не боятся. Мало того, продолжают и под снегом расти. И засуху могут перенести.

А польза мхов в том, что ими питаются олени, лемминги, тетерева, рябчики, куропатки. А многие птицы используют его для постройки гнёзд.

А мох сфагнум полезен тем, что образует торф и обладает обеззараживающим средством.

А почему он занесён в Красную книгу? Догадаться нетрудно.

(показ лишайника коллемы чешуйчатой)

Форма лишайников разнообразна: одни похожи на кустики, другие на бороду, третьи – напоминают тонкие корочки. Иногда лишайники приобретают форму лепёшек. В старину их так и называли «лишай». Отсюда и название.

Окраска лишайников тоже разнообразна. Только одного цвета им не дала природа – ярко-зелёного. По этому признаку их легко отличить от мхов.

Лишайник – это и гриб, и водоросль одновременно. Так им жить удобнее: один добывает воду, другой из воздуха – питательные вещества. Такой союз придаёт лишайникам необыкновенную выносливость: они могут перенести 60 – градусный мороз и 50 –градусную жару. Лишайники могут жить в воде, а могут и усохнуть до размера мелкой монетки, а потом, как по волшебству, снова разрастись, приспособиться к любым условиям.

Но одно обязательное условие: чистота воздуха.

Лишайниками тоже питаются животные.

Это самые медленно растущие растения на Земле – 2 мм в год.

(показ гриба-трутовика - спонгиппелиса пенообразного)

Польза трутовиков может показаться парадоксальной: ведь все трутовики дереворазрушающие грибы! Зачем же разрушать нужные всем деревья. Оказывается, это касается больных деревьев, которым уже не справиться с короедами. Такие деревья обречены. На таких деревьях споры трутовиков поселятся в отверстиях, проделанных короедами.

(показ папоротника)

Некоторые учёные считают, что значение папоротников, которым на Земле насчитывается уже 300 миллионов, велико во время пожаров: когда сгорают растения на поверхности, корни папоротника, находясь на глубине до полуметра, остаются целыми, и снова начинают расти. Они не дают водам размыть почву, а позднее, когда разрастутся, ветром занесённые семена деревьев, легко соскальзывают по папоротникам и приживаются. Так вырастают новые леса.

(показ рамарии разделённой)

20-й слайд «Птицы нашего района»

Местонахождение птиц

21-й слайд «Наши растения в Красной книге»

(местонахождение растений)

22-й слад «Орхидные нашего района»

(Местонахождение)

- Вот и закончилась наша экскурсия. Понравилась ли экскурсия?

- А теперь посмотрим, что вы запомнили и поняли.

23-й слайд «Антропогенный фактор»

(Распознавание антропогенных факторов по фотографиям: выпас скота, фактор беспокойства, распашка целинных земель, загрязнение водоёмов нефтепродуктами)

24-й слайд «Ползучие гады? А вернее?»

- Назовите человеческий фактор, который сокращает численность этих видов. (Уничтожение по незнанию, вырубка лесов.)

А веретеница – совсем не змея, а безобидная ящерица. Она действительно похожа на веретено. И к тому же совершенно беззащитна: хвост, который, как у всех ящериц, у неё при опасности «отламывается» (поэтому и ломкая веретеница), не защищает её, потому что даже при смертельной опасности она не может увеличить скорость. Ведь у неё нет ног. Это единственное сходство со змеями.

Ползает всю ночь веретеница по лесу и питается слизнями и гусеницами. Ухватит слизня своими беззубыми челюстями, помотает из стороны в сторону - и нет слизня.

Может и не много за ночь уничтожит слизней и гусениц, но ведь живёт она 30-40 лет, и всё это время будет добросовестно трудиться.

Из них только восточная гадюка ядовита.

25-й слайд Антропогенный фактор» (распознавание по фотографиям: добыча полезных ископаемых, применение ядохимикатов, вырубка лесов, освоение прибрежных зоныча полезных ископаемых, ям, который сокращает численность этих видов. )

26-й слайд «Меры охраны» (принятые меры)

Созданы и давно действуют заповедники, памятники природы, заказники, природные парки.

Один из самых крупных и первых заповедников – Ильменский. По фотографии видно, что его размеры огромны. Ильменский заповедник включает и несколько озёр. На территориях заповедников, парков, памятников запрещено строить жилые здания, собирать растения или охотиться.

- Какие меры и в связи с чем приняты в нашем районе?

27-й слайд «Меры охраны»

Это те меры охраны, которые ещё надо организовать и проводить.

Каждый человек должен быть активным гражданином, даже школьники могут способствовать сохранению животных и растений, занесённых в Красную книгу.

- Какие из этих мер под силу вести школьникам? (Пропаганда среди населения)

Блиц-турнир (1 мин) «Умники и умницы»

1. Какая птица не умеет тормозить? (серощёкая поганка)

2. Какой водяной клоп похож на спичку? (ранатра палочковидная)

3. Кто из орлиного племени питаются рыбой? (орланы)

4. Лесные пахари. (Грызуны)

5. Какой вид из Красной книги Челябинской области восстановлен? (лебедь-шипун)

6. Какой орлан из Красной книги обитает в нашем районе? (орлан-белохвост)

7. Какое растение самое медленнорастущее на Земле? (лишайник)

8. Какая пчела для строительства гнезда пользуется челюстями? (пчела-плотник)

9. Безногая ящерица (веретеница)

10. Самый крупный заповедник нашей области? (Ильменский)

11. Какие дереворазрушающие грибы можно назвать санитарами леса?

(трутовики)

12. У каких насекомых зимуют только самки? (у шмелей)

13. Кто пугает своим брюхом? (краснобрюхая жерлянка)

14. Чего боятся летучие мыши? (пересушить уши и крылья)

15. Полезные листогрызы. (гусеницы)

28-й слайд: выводы и рассуждения по данным предложениям. (Каждый живой организм имеет право на существование. Человеку природа дала разум на разумные действия.)

(показ вида)

Какие добрые мысли вам подарила экскурсия? Выскажите их одним предложением.

(показ предложений)

Домашнее задание:

- О чём вы хотели бы рассказать дома своей семье, друзьям после этой экскурсии?



В библиотеке почитать книгу «»Книга природы» Юрия Дмитриева






izumzum.ru