2. Генезис философии - polpoz.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
Похожие работы
2. Генезис философии - страница №3/12

20Пифагорийская школа.

Пифагор основал братство религилзного, философского и научного характера с политическим уклоном. Труды, приписываемые обычно Пифагору, относятся не только к легендарному Пифагору, но вообще к трудам этой школы между 585 и 400 г. до н. э .

В своей космологической концепции Пифагор отказался от монистической идеи первичной субстанции, породившей всю Вселенную. Его концепция дуалистична, и в напряжении между двумя противоположными принципами - ограниченное - неограниченное, нечетное - четное, единое - множественное, прямое - кривое, квадратное - продолговатое - он видел причину всякого развития. Мало интересуясь материальными элементами, которые могли бы дать представление о генезисе различных составных частей Вселенной, Пифагор, увлеченный глубоким религиозным течением, охватившим Грецию того времени, стремился дать глобальную картину космоса в целом. Основу всего он видел в числе, о чем свидетельствует его девиз: “Все есть число”. Наиболее важным среди приписываемых пифагорейцам открытий было открытие иррационального в виде несоизмеримых отрезков прямой линии. Возможно, что оно было сделано в связи с исследованием геометрического среднего а:в = в:с, величиной, которая интересовала пифагорейцев и служила символом аристократии. Чему равно геометрическое среднее единицы и двойки, двух священных символов? Это вело к изучению отношения сторон и диагонали квадрата, и было обнаружено, что такое отношение не выражается “числом”, то есть тем, что мы теперь называем рациональным числом (целым числом или дробью), а только такие числа допускались пифагорейской арифметикой. Другими словами, иррациональные числа были открыты, когда стало ясно, что некоторые отношения нельзя выразить с помощью целых чисел. Это открытие ознаменовало крушение пифагорейской точки зрения о представимости мира с помощью целых чисел и вызвало первый кризис в истории математики

22.Анаксагор (500-428 гг. до нашей эры) по свидетельству Диогена Лаэртского, был учеником Анаксимена.

Анаксагор считает основой всех вещей бесконечное множество малых материальных частичек, качественно различных между собой, которые он называл «семена вещей» (ГОМЕОМЕРИИ).Материя, по Анаксагору, вечна, несотворима и неуничтожима, но качественно дифференцирована. Так он пытается решить проблему отношения единства и многообразия (качественного различия) сущего через признание положения о качественной определенности семян вещей. С этих же позиций он пытается решить проблему возникновения и гибели. Согласно Анаксагору, новое возникает, потому что семена вещей содержаться в различных вещах. Поэтому одни вещи могут переходить в другие, соединяться и разъединяться, что и предстает перед нами либо как возникновение, либо как гибель и упадок.

Анаксагор, однако, не считал, что семена вещей способствуют соединению и разъединению. Семена вещей как материальную основу мира он считает инертными, неподвижными. Причину, приводящую их в движение и являющуюся в то же время причиной всех вещей, Анаксагор определяет термином НУС - разумi. «Нус» у Анаксагора был основным принципом упорядочения материального мира. Значительного прогресса достиг Анаксагор в области теории познания. Основной (элементарной) ступенью познания он считал чувственное познание. Разум тесно связан с чувствами, и только при их посредстве можно получить знание об окружающем мире. Однако, согласно его взглядам, восприятие совершается обратным, ибо одинаковое не воздействует на одинаковое. И, хотя он признает за чувственным познанием главную роль, но не абсолютизирует егоii. Он также подчеркивал необходимость коррекции чувственного познания.

23. Атомизм. (Левклипп, Демокрит, Эпикур).

Основали атамистическую Ф. Левкипп и Демокрит. Первоначально есть атом (бытие) и пустота (небытие). Атомисты определяют бесконечное число форм атома. Атом – это неделимое, твердая самостоятельная частичка вещества. Атом вечный, в середине не происходит изменений. Бывают выпуклые, шароподобные и другие формы. Демокрит утверждал, что живое возникло из неживого за пределами природы без никакого творца. Рассматривая душу, атамисты считают ее совокупностью атомов. Душа смертна. Демокрит дал два вида познанию – темное (незаконнорожденное) и истинное (законорожденное), при помощи чувственного и мышления. При решении одной из главных Ф. проблем – счастье, Демокрит говорил, что счастье в душе. Демокрит – древнегреческий философ материалист. Учение о прерывном строении материи дана и в Ф. Левклиппа и Епикура. Атомы неизменны, находятся в постоянном движении и отличаются друг от друга строением, формо. Из соединения атомов образуются тела и распад атомов ведет к гибели тел. Епикур – материалист, учение которого получило популярность в Римской империи. Много внимания уделяет борьбе с суеверием. В том числе и традиционной греческой религии, которая по Епикуру лишает людей безмятежности духа, вселяя страх перед смертью и перед загробной жизнью. Чтобы рассеять этот страх Епикур доказывает, что душа человека умирает вместе с телом, ибо состоит из атомов точно так же, как и физические тела. Смерти не надо бояться, ибо пака мы есть, смерти нет, а когда приходит смерть, нас уже нет. Поэтому смерти не существует, не для живых, ни для мертвых. Реальным является бытие отдельных, изолированных атомов, а то, что составляется из них – вещи, явления видимого мира, весь космос в целом – это лишь вторичное образование, лишь агрегаты скопления атомов.



24.Эпикуризм.

Эпикуреизм - учение и образ жизни, исходящие из идей Эпикура и его последователей, отдающих не задумываясь предпочтение материальным радостям жизни. Видимо, наиболее выдающимся мыслителем эллинистического периода был Эпикур. Гл.произведения: "Правило" (канон), "О природе" и.т.д. Учение Демокрита Эпикур не принимает пассивно, но поправляет его, дополняет и развивает. Если Демокрит характеризует атомы по величине, форме и положению в пространстве, то Эпикур им приписывает еще одно свойство - тяжесть. Вместе с Демокритом он признает, что атомы, движутся в пустоте. Эпикур допускает и признает закономерным и определенное отклонение от прямолинейного, движения.

Эпикурово понимание случайности не исключает, причинного объяснения. У человека есть свобода выбора, а не все предопределено. В учении о душе Эпикур отстаивает материалистические взгляды. Согласно Эпикуру, душа - это не нечто бестелесное, а структура атомов, тончайшая материя, рассеянная по всему организму. Отсюда вытекает и отрицание бессмертия души. В области теории познания Эпикур - сенсуалист. В основе всякого познания лежат ощущения, которые возникают при отделении отражений от объективно существующих предметов и проникают в наши органы чувств. Таким образом, основной предпосылкой всякого познания является существование объективной реальности и ее познаваемость с помощью чувств.

Большое внимание уделял Эпикур и понятиям. Ясность и точность употребляемых понятий он считал основой любых рассуждений.

Этические и вообще философские воззрения Эпикура теснейшим образом связаны с его открытым и воинствующим атеизмом. Основным источником возникновения и существования религии он считал страх смерти и незнание естественных законов. Эпикуреизм представлял собою в греческой филоcoфии III-I в. до н. э. наиболее четко выраженное материалистическое направление и в принципе сыграл положительную роль.

25.Философия Сократа

Сократ произвел духовную революцию. Основной ?: в чем природа и главное содержание человека? Философия человека должна стать ключом для понимания природы, но никак не наоборот.

Этика Сократа: человека от всех других существ отличает душа (осознание, познание, совесть, добродетель). Тело является инструментом души. «Силен тот кто познает». Главные добродетели в человеке: мудрость, справедливость и умеренность. Он считал, что злые поступки совершают те, кто не знают.

Диалектика Сократа: Д.- это искусство достижения философских истин, искусство постановки вопросов и нахождения ответов на ни. Он разговаривал с различными людьми и наводил человека через диалог на истину. Сократ называл эту систему майевтикой Он помогал людям «беременным» мыслями возродить мысли. Метод, которым пользовался Сократ – метод индукции (наведения от частного к общему).

Этапы диалектики: дисквалификация себя и собеседника «Я знаю, что ничего не знаю». Ирония (ироничное отношение к себе, собеседнику, человек в этот момент становится открытым). Рождение истины. Сократ акцентировал сферу духовную как самостоятельную реальность. Она была не менее достоверной, чем бытие окружающего мира. Добродетель возникает из знания. Считал, что душа бессмертна. Он стоял на позициях рационализма. Худшее – это большинство. Власть должна принадлежать не народу, а лучшим, которые знают, владеют искусством политики

26.философия платона

Учение Платона об «идеях»

Платон – ученик Сократа, он записывал диалоги Сократа, он начал философствовать после смерти Сократа, он стал его продолжателем.

Концепция идей Платона: для данного рода вещей присуща какая-либо особенность - лошадность (идея). Идея – единое, которое составляет суть многообразия. Идея не лежит в области физического, в области метафизического, ее можно «Увидеть» умом

«О космосе» Космос 0 некое художественное произведение, цельное, цельность единичности, это то, что соединяет единичное с общим. В космосе пребывают идеи. Мир двойственен: мир изменчивых предметов и мир невидимых идей. Мир идей – истинное бытие. Первый мир – среднее между бытие и небытие. Основная категория философии Платона – это идея. Идеи управляют космосом, им присуща формообразующая сила. Наивысшей идеей является наивысшее добро, благо = мировой разум = божество. Платон стоит на позициях объективного идеализма.

Этика Платона: душа пока не «родилась» живет в идеальном, истинном мире. Разум дан человеку для обретения гармонии. Для того, чтобы постичь истину, человеку не нужно чувственного познания, ему нужно закрыть глаза и уши.

5 основных категорий Платона: сущее, движение, покой, тождество, различие.

Государство должно быть разделено на 3 части: философы-правители, войны, ремесленники и земледельцы.



28.Философское учение Аристотеля

Ученик Платона: «Платон мне друг, но истина дороже». Ключевое слово Аристотеля – форма. Форма дороже материи, она главная причина бытия.

4 причины бытия: формальная (сущность вещи), материальная (субстрат вещи), действующая (то, из-за чего происходит движение), целевая (во имя чего совершается действие).

Форма ведет себя иерархично. Чистая форма=бог=форма всех форм=ум

Бог – конечная точка всех движений, совершенен, бесконечен, неподвижен, но он источник движения. Аристотель говорил, что форма возможна без материи. Форма – это душа.

Динамизм первостепенное значение, новый образец понимания

Телеология – учение о цели

Логика Аристотеля: он впервые логику изложил систематично. Логика – наука о законах мышления.

3 закона: 1. Исключенного противоречия (из 2-х противоречащих утверждений, одно верное). 2. Исключенного третьего (утверждение и отрицание не могут быть оба ложными). 3. Тождества (а есть а). Учение о силлогизме (сосчитывание, высказывание): общее правило, особенное правило, вывод : «Если все люди смертны и все греки – люди, то все греки смертны».

Этика Аристотеля: этика – практическая наука. Счастье – совпадение добродетеля человека и внешней ситуации. Добродетели: разумная мудрость, практическая мудрость, рассудительность, мужество, умеренность. Он считал, что добродетелям можно научиться. Добродетель – середина и компромисс.

Девиз Аристотеля: ничего слишком.

Политология Аристотеля: правильные формы государства: монархия и аристократия. Неправильные – демократия.



29.психология Аристотеля.

В психологии Аристотеля следует различать две части, которые, хотя и соединены в одно целое, тем не менее ясно обнаруживают преобладающее влияние различных точек зрения: это – общая теория животной души, учение о психических процессах, общих животному и человеку, хотя у последнего они и получают более широкое и совершенное развитие, и учение об уме, как о способности отличающей человека. б.1) животная душа.

Животная душа отличается от растительной, главным образом, своей объединяющей концентрацией, которой нет у последней. Главная ее деятельность, по Аристотелю, состоит в ощущении, которое он объясняет, через взаимодействие воспринимаемого и воспринимающего, причем это взаимодействие для различных чувств обусловливается различными посредствующими серединами. Самое первоначальное чувство, присущее всем животным, есть чувство осязания, которому Аристотель подчиняет также и вкус; самое же ценное чувство есть слух.

Деятельность отдельных чувств ограничивается восприниманием качеств внешнего мира, которые в виде возможности свойственны им и присущи их (подобночастной) материи; соединение же этих качеств в полные восприятия и усвоение отношений вещей, познаваемых при посредстве различных чувств, т.е. их числа, пространственных временных отношений, их движений, все это производится центральным чувственным органом, общим чувством, которое находится в сердце. В этом центральном органе возникает наше знание о нашей собственной деятельности; в нем же сохраняются эти представления, как образы воображения и по прекращении внешнего возбуждения. Всякий образ воображения становится воспоминанием, как только в нем узнается отобраз прежнего восприятия. Возникновение представлений, удержанных в памяти, обусловлено той последовательностью, которой они между собой связаны; именно эта ассоциация идей и делает возможным для человека произвольное припоминание.

Наряду с представлением и его различными степенями стоит вторая основная форма деятельности животной души, а именно желание. Причиной удовольствия и желания всегда служит ощущение приятного, и наоборот, ощущение неприятного есть причина неудовольствия и отвращения. Но желание, по Аристотелю, чрез согревание и охлаждение, которое физиологически следует из живости чувства удовольствия или неудовольствия, вызывает целесообразные движения органов.

б.2) учение об уме.

Все деятельности животной души образуют в человеке материю для развития свойственной ему формы – разума. Последний, являясь уже не формой тела, а скорее формой души, вполне нематериален; он не смешивается с телом, даже и как задаток; но, как чистая форма, разум прост, неизменяем и не подвержен страданию. Разум не возникает вместе с телом, как животные функции души, он приходит извне, как нечто высшее, Божественное, и поэтому только он один и переживает смерть тела.

Его основная деятельность есть мышление, объектом которого являются те высшие принципы, в которых непосредственно познаются первые основания всякого бытия и знания. Разум бывает так же и практическим.Но в человеческом индивидууме разум не есть чистая, а только развивающаяся форма: поэтому-то и следует в человеческом уме делать различие между его способностью и его действительностью, его пассивной материей и активной формой. Вследствие этого Аристотель, обозначая собственно ум, как деятельный, противопоставляет ему, как его еще долженствующий осуществиться задаток, ум страдательный. Этот задаток уже заключается в теоретических функциях животной души, однако только в том смысле, что у человека они могут стать поводом для усмотрения тех высших непосредственно известных принципов. Отсюда постепенное развитие разума заключается в том, что у человека, вследствие постоянных чувственных впечатлений, возникают общие представления, а эти последние путем индуктивного процесса становятся в конце концов поводом к тому, что на первоначальной tabula rasa страдательного разума появляются познания разума деятельного.

Трудности учения Аристотеля об уме заключаются прежде всего в том, что «разум», согласно с обычным способом выражения, рассматривается и обсуждается, как особенность человеческой «души», но при этом определяется таким образом, что он не может более подойти под родовое понятие души, как «энтелехии тела».Разумное познание подразделяется Аристотелем на два вида: теоретический и практический. Первый, как мудрость, ведет к знанию, второй, как практичность – к искусству. Но и практический разум сам по себе есть только теоретическая деятельность, усмотрение истинных принципов поступков; и от свободного решения индивидуума зависит, желает ли он им следовать или нет.

<< предыдущая страница   следующая страница >>


izumzum.ru