2. Генезис философии - polpoz.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
Похожие работы
2. Генезис философии - страница №2/12

11.Ортодоксальние

шесть главных философских систем: миманса, веданта, санкхья, йога, ньяя и вайшешика. Они считаются ортодоксальными не потому, что допускают наличие бога, а потому, что признают авторитет вед. Так, например, хотя школы мимансы и санкхьи отрицают существование бога как творца мира, они все же считаются ортодоксальными, так как признают авторитет вед. Перечисленные выше шесть систем относятся к главным ортодоксальным системам. Кроме них, имеются еще и менее важные ортодоксальные школы, как, например, грамматическая, медицинская и другие, отмеченные в сочинении Мадхавачарьи.

(3 . Основные ортодоксальные учения древнеиндийской философии

Веданта («завершение вед»)

Основные положения Веданты изложены Бадараяном в сочинении Веданта-

сутры. В ведантах существует два направления – адвайта и вишишта-адвайта.

Основателем адвайты был Шанкара в 8 в. Согласно адвайте в мире не

уществует никакой другой реальности, кроме единой высшей духовной сущности

– Брахмана, который неопределим, необусловлен и бескачествнен.

Представление о многообразии предметов и явлений вселенной является

результатом неведения – кроме бога все является иллюзией. Основные методы

познания, согласно адвайте, - это интуиция и откровение, а вывод и ощущение

играют второстепенную роль. Цель человека – постижение того, что за всем

многообразием стоит единое божество.

Согласно вишишта-адвайты, основоположником которого является

Рамануджи, существует три реальности: материя, душа и бог. Они находятся во

взаимоподчинении: индивидуальная душа подчиняет себе материальное тело, а

бог господствует над ними обоими. Без бога и душа и тело могут существовать

только как чистые понятия, а не как действительность. Цель чедлвека –

освобождение от материального существования, которого можно достичь путем

духовной активности, знаний и любви к богу.

Миманса


Цель Мимансы – оправдание ведического ритуала, но содержащиеся в Ведах

философские и религиозные положения должны быть логически обоснованы.

В основе учения лежит убеждение в том, что конечное освобождение от

воплощенного состояния не может быть рационально объяснено, оно достижимо только с помощью знаний и сознательных усилий. Основное внимание должно быть направлено на неукоснительное соблюдение религиозного о общественного долга - дхармы, который заключается в выполнении обрядов и в подчинении запретам, налагаемым кастой. Следование дхарме приведет индивида к конечному освобождению. Миманса признает существование материального и духовного начал во вселенной.

Санкхья

Данное учение признает существование двух первоначал во вселенной:

материального – пракрити (материя, природа) и духовного – пуруши

(сознание). Материально начало находится в постоянном изменении и развитии,

подчинено закону причинно-следственной связи. Духовное начало – это вечный,

не меняющийся принцип индивидуальности, сознание, созерцающее как ход жизни живого существа , в котором оно находится, так и процесс эволюции

вселенной, взятой в целом. Все изменения материального начала зависят от

того, в каком соотношении в ней представлены три гуны (основные тенденции

существования материального мира): саттва (ясность, чистота), тамас

(инертность), раджас (активность). Сочетания этих гун приводят к появлению

всего многообразия природы. Контакт материального начала с духовным

приводят к развитию индивида и вселенной. Каждое живое существо состоит из

трех частей: духовного начала, тонкого тела и грубого тела. Тонкое тело

состоит из интеллекта, органов чувств и связанных с ними элементов и

чувства «Я».

Ньяя


Возникновение данного учения связано с древним мифическим мудрецомГотамой. Согласно ньяе, существует материальная вселенная, состоящая из томов, сочетание которых образует все предметы. Кроме того, во вселенной уществует бесчисленное множество душ, которые могут быть связанными с атериальными атомами, либо могут быть в свободном состоянии. Высшим уховным регулирующим началом является бог Ишвара. Бог не является оздателем атомов, а только создает сочетание атомов и вызывает связь душ с томами или освобождение душ от атомов. Учение признает четыре способа ознания: ощущение, вывод, аналогию и свидетельство других людей.

Вайшешика (с санскрита – «особенность)

Учение устанавливает семь категорий для всего существующего субстанцию, качество, действие, общность, особенность, присущность,

небытие. «Субстанция», «качество» и «действие» существуют реально.

«Общность», «особенность» и «присущность» – продукты умственной

деятельности. Категория «особенность» играет особую роль в учении, так как

в ней отражается реальное разнообразие субстанций. Мир состоит из

субстанций, обладающий качеством и действием. Вайшешика выделяет 9

субстанций: земля, вода, свет, воздух, эфир, время, пространство, душа, ум.

Атомы земли, воды, света и воздуха образуют все материальные объеты. Атомы

вечны, неделимы, не имеют протяжения, но их комбинации образуют все

протяженные тела. Соединением атомов управляет мировая душа. В результате

постоянного движения атомов мир, существующий во времени, пространстве и

эфире, периодически создается и разрушается. По качеству атомы разделяют на

четыре рода, в зависимости от происхождения. Атомы вызывают четыре вида

ощущений: осязание, вкус, зрение и обоняние.

Йога

Йога опиpается на Веды и является одной из ведических философских



школ. Йога означает "сосpедоточение", ее основателем считается мудpец

Патанджали (II в. до н.э.).

Согласно учению, основной целью всех поступков человека должно быть

полное освобождение от материального существования. Два условия такого

освобождения – войрагья (бесстрастие и отрешенность) и йога (созерцание).

Первое основано на убежденности в бесплодности мирской жизни, исполненной

зла и страданий.

Йога - есть индивидуальный путь спасения, пpедназначенный для

достижения контpоля над чувствами и мыслями, в пеpвую очеpедь, пpи помощи

медитации. В системе йоги веpа в бога pассматpивается как элемент

теоpетического миpовоззpения и как условие пpактической деятельности,

напpавленной на освобождение от стpаданий. Соединение с Единым необходимо

для осознания собственного единства. Пpи успешном овладении медитацией,

человек пpиходит к состоянию самадхи (т.е. состоянию полной интpавеpсии,

достигаемой после целого pяда физических и психических упpажений и

сосpедоточенности). Кpоме этого, йога включает в себя и пpавила пpиема

пищи. Пища делится на три категории соответственно трем гунам материальной

природы, к которой она относится. например, пища в гунах невежества и

страсти способна умножить страдания, несчастья, болезни (прежде всего, это

мясо). Учителя йоги особое внимание обращают на необходимость выработки

терпимости по отношению к другим учениям.

13,12.Зародження філософії у стародавньому Китаї.

Становлення філософської думки у стародавньому Китаї спостерігається вже в 7ст. до н.е. Про це свідчить зміст старокитайських трактатів: "І-цзін" ("Книга перемін"), "Ші-цзін" (Книга пісень"), "Шу-цзін" ("Книга історії") та ін. У цих книгах проглядаються такі філософські проблеми: про єдність і різноманітність речей; про дію протилежних сил в єдиній субстанції: про природну закономірність; про природність людської душі і свідомості. Щодо розгляду цих проблем особливе місце у китайській філософії посідає вчення Лао-цзи (VI ст. до н.е.). Центральною проблемою філософії Лао-цзи є питання "дао". "Дао", за Лао-цзи, – це одночасно і всезагальний шлях, якого дотримуються всі явища і речі, і їхнє першоджерело, першооснова.Поряд із категорією "дао" у вченні Лао-цзи чільне місце посідає категорія "де". Якщо "дао" – це всезагальний шлях, якому підкорені всі речі, то "де" – це конкретний шлях окремої речі або групи речей.Розробляючи категорії "дао" і "де", Лао-цзи вперше в історії філософії висуває проблему єдності сутності і якості та їх відмінностей. Завдання пізнання Лао-цзи вбачає у зведенні різноманітності речей до їх загальної єдності, що прихована в "дао".Філософські погляди Лао-цзи містять у собі зразки наївної діалектики. Він завжди вказував на плинність, змінність речей і на їхню внутрішню суперечливість.Іншу позицію займав видатний філософ Стародавнього Китаю Кон-фуцій, що також жив у VI ст. до н.е., точніше з 551 по 479 рр. до н.е.Загальновідомим є те, що Конфуцій не звертав уваги на вивчення та розробку загальнотеоретичних проблем, він не створив філософської системи крайнього спрямування. Всю свою увагу він зосередив на питаннях етики, бо цього вимагали історичні умови того часу, соціальний інтерес. Свою етику він побудував на грунті релігійно-філософських уявлень про навколишню дійсність. Етика Конфуція – це раціоналізована старокитайська релігійна мораль. В основу цієї моралі покладені принципи: 1) людяність (жень); 2) справедливість і обов'язок (і); 3) ритуальність (лі); 4) знання (чжи); 5) довіра (сінь).Центральним принципом морялі Конфуція є гуманність, яка й становить основу доброчесності. Бути "гуманнним" – означає любити не стільки себе, скільки інших, на несправедливість відповідати справедливістю, за добро платити добром. Бути гуманним – означає вміти вчасно пожертвувати своїми інтересами.

Таким чином, (філософія Конфуція – це яскраве відбиття тендеції до стабілізації в людських відносинах. Ця стабілізація досягається за рахунок ієрархії в пануванні і підкоренні, що здійснюється із вічного плину законів неба. Відстоюючи міцну державну владу, Конфуцій завжди говорив, що правитель має божественну сутність. Цар, монарх, імператор, на його думку, – це "син неба". А воля неба поширюється і на суспільне життя. Суспільство має дотримуватись не законів природності, як говорив Лао-цзи, а вічних законів неба, носієм яких і є "син неба". Принцип підкорення, слухняності, покірливості та примирення є одним із головних у соціальній філософії Конфуція (Чжун-пі). Важливу роль у розвитку філософії Стародавнього Китаю відігравала школа вільнодумця Ян Чжу (приблизно 395-335 р. до н.е.).

Підсумовуючи розгляд філософії Стародавнього Китаю, зробимо висновок. У більшості філософських шкіл переважала практична філософія, яка була тісно пов'язана з проблемами життєйської мудрості, моралі, пізнання природи і соціальним управлінням. Хоч ця філософія була малосистемна і в ній проявився слабкий зв'язок навіть з тими науками, які існували тоді в Китаї, однак за формою і методами постановки проблем ця філософія є широкомасштабним явищем, а по суті вирішення поставлених проблем - цінніснозначи-мою і гуманістичною.



15. Этический идеализм философии Конфуция.

Оpиентация на практическое поведение. Конфуция интересовало положение человека в обществе. Каков человек по своей природе? Конфуций: скорее по своей природе добр или нейтрален. Откуда зло? - От недостатка образования и воспитания человека. Hеобходимо образовывать каждого и всех, но в рамках кастового слоя. Судьба помещает человека в определенный слой. Чтобы ей не сопротивлялись, человека нужно образумить. Реализовал на практике ряд принципов поведения: человеколюбие (жень), справедливость (инь), знание (джи), церемонии (ли), Уважение к родителям (сяо), принцип почитания старшего брата (ди, все наследовал старший брат), принцип почитания господина. Все управляется государством на основе сакральных норм. Юpидическая норма вроде бы не нужна. Эту систему развили: ученики Мен-цзы (природа человека-пpиpода добра), Сюнь-цзы (исказил концепцию - природа человека - природа зла). Испpавить зло можно образованием и воспитанием. Появились противоположные Конфуцию по методам решения школы.



16. Основные особенности и этапы развития античной философии.

Поиск первоосновы мира в античной философии.

Период с 6 века до н.э. по 3 век н.э. Возникла в Др. Греции.

Систематическое рациональное мышление на основе идей. Проблема многого и единого – главная проблема: как по многому отнестись к единому? Многое едино и понятно, а что такое единое?

Фалес (первый мудрец из Милетской школы) заявил, что началом всего является вода. Ученик Ф. – Анаксилен началом всего считал воздух. Анаксимандр началом всего считал аперон (беспредельное вещество). Гераклит считал началом всего огонь. Все эти ответы объединяет то, что они считали, что началом всего материальная субстанция, то, что не нуждается в объяснении.

Пифагор не отрицал эти 4 субстанции, но он пошел дальше, он считал основой всего число: 1234 (точка, линия, плоскость, объем). «Числом все можно измерить». Числом можно описать количество, но не качество! Число позволило описывать различные по качеству явления, используя единообразный подход. Элейская школа: Парменид и Зенон: «Многое вообще не существует, все это не более чем обман чувств». Если мир существеут из множества бесконечных вещей, то как конечное может состоять из бесконечного? Мир единен и целокупен. Левкипп и Демокрит (атомисты): «есть некое неделимое начало, фрагменты вещества(атомы), времени (хрономы) и пространства (семеры).

Античная философия – натур. Философия.

18.Милетская школа.

Миле́тская школа (ионийская школа натурфилософии) — философская школа, основанная Фалесом в Милете, греческой колонии в Малой Азии (1-я пол. VI в. до н. э.). Представители — Фалес, Анаксимандр, Анаксимен.Содержание [убрать]

Очерк Философы Милетской школы стояли у истоков греческой науки: астрономии, географии, математики, метеорологии, физики. Представления о космогонии, космологии, теологии и физике, прежде в абстрактно-символическом виде распространённые по мифологии и традиции, милетцы перевели в плоскость научного интереса, сформировав группу неотвлечённых образов. Ввели первую научную терминологию, впервые стали писать свои сочинения прозой.

Исходя из принципа сохранения «ничто не возникает из ничего», милетцы полагали Единое — вечное, бесконечное, «божественное», материальное первоначало видимого многообразия вещей, источник жизни и существования космоса. Т.о. за многообразием явлений они усмотрели некую отличную от этих явлений их сущность («первоначало»); для Фалеса это — вода, для Анаксимандра — апейрон (неопределенное и беспредельное первовещество), для Анаксимена — воздух. («Воду» Фалеса и «воздух» Анаксимена следует, конечно, понимать условно-аллегорически, как символ комплекса абстрактных свойств такого первовещества.)

Милетская школа рассматривала мир как живое целое; не делала принципиального различия между живым и мёртвым, психическим и физическим; признавала за неодушевлёнными предметами только меньшую степень одушевлённости (жизни). Сама одушевлённость («душа») рассматривалась как «тонкий» и подвижный вид первовещества.

С утратой Милетом (нач. V в. до н. э.) политической самостоятельности, отнятой персами, прекращается цветущий период жизни Милета и замирает развитие здесь философии. Однако в других городах Греции учения милетцев не только продолжали оказывать действие, но нашли продолжателей. Таковы были Гиппон из Самоса, примыкавший к учению Фалеса, а также прославившийся Диоген из Аполлонии, выводивший вслед за Анаксименом всё из воздуха и развивший идею множественности самих изменений. Милетская школа оказала большое влияние на дальнейшее развитие материалистической мысли Древней Греции.



19.Філософія Геракліта

Філософія Геракліта діалектична: світ, яким править логос, єдиний і змінюваний, ніщо в ньому не повторюється, все скороминуче й одноразове, а головний закон Всесвіту - боротьба: батько всього й цар над усім, боротьба загальна, і все народжується завдяки боротьбі й через необхідність. Отже, Геракліт один з перших пояснював суть речей та процесів через боротьбу протилежностей. Саме протилежно спрямовані сили, що діють одночасно, утворюють напружене становище, яке й обумовлює внутрішню, таємну гармонію речей. Цю глибоку думку Геракліт ілюструє відомим прикладом: обидва дугоподібних кінця лука прагнуть розігнутися, але тетива стримує їх, і їх взаємна дія створює вищу єдність. Та незважаючи на те, що логос панує всюди, порядкує, владарює над усім, люди досить часто втрачають зв'язок із логосом. Відхилення від логосу трапляється тоді, коли люди обмежують себе поверхневими буденними знаннями і стають прихильними до чуттєво-тілесних втіх. Геракліт дуже негативно оцінював неспроможність зрозуміти внутрішню суть світу та гонитву за насолодою, що є взаємозв'язаними та майже тотожними. Але кожна людина має можливість відновлювати та підсилювати безпосередній зв'язок із логосом.

Геракліт радив: по-перше, «свавілля треба гасити частіше, аніж пожежу», по-друге, «необхідно дотримуватись всезагального», що є предметом не чуттєвого пізнання, а філософського міркування. «Мислення - це велика вартість, й мудрість - в тому, щоб говорити істинне й щоб, прислухаючись до природи, діяти згідно з нею». Пізнання прихованої, таємної гармонії, що є кращою, аніж явна, - це є спосіб уникнення зарозумілості. Таке пізнання дозволяє подолати різноманіття поглядів, орієнтуватись на осягнення єдиної істини, що забезпечує взаєморозуміння та об'єднання людей.

<< предыдущая страница   следующая страница >>


izumzum.ru