2. Генезис философии - polpoz.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
Похожие работы
2. Генезис философии - страница №1/12


http://antibotan.com/ - Всеукраїнський студентський архів

2.Генезис философии.

Нужно отметить, что генезис является проблемой для самой философии, развиваясь, она постоянно сталкивается с проблемой собственного возникновения, ибо, только решив ее, философия сможет в полной мере осознать свою сущность. Существуют три основополагающие теории возникновения философии: мифогенная, гносеогенная и та, которую, по ее характеру, можно назвать концепцией "качественного скачка". Любая из этих точек зрения, если признать только ее единственно верной, ограничена. Философия, ее категориальный аппарат во многом наследует мифологемы, и философское мировоззрение во многом вырастает из мифа, особенно у таких ранних философов, как Ферекид, Эмпедокл и, даже, Платон. Вместе с тем, философское мировоззрение радикально противоречит мифической картине мира. Поэтому нельзя говорить, что сущность философии вытекает из мифа: она настолько же из него вытекает, насколько от него отталкивается в своем становлении. Миф у Ферекида и даже у Гомера уже не тот миф, которому, безусловно, поклоняются и которому, безусловно, верят, - это уже рефлектированный миф, с которого снят ореол святости. Если же говорить о происхождении философии из науки, то, как уже выяснено, это невозможно. Вместе с тем, невозможно, наверное, и развитие философии без науки, как и без мифа. Поэтому, отвечая на вопрос, происходит ли философия из мифа или из накопления научного знания, невозможно дать односложный ответ "да" или "нет", здесь отношения более сложные и замысловатые. Ясно одно: без них бы философия не возникла, и с ними она также могла бы не возникнуть. Так, мы имеем примеры в иных культурах, когда существовала развитая мифология и был достаточный уровень научного знания, однако философия так и не состоялась (Египет, Вавилон и др. культуры). Получается, что наука и миф являются необходимыми, но недостаточными предпосылками возникновения философии. Не хватает еще чего-то, что делает философию именно философией и что невозможно найти ни в науке, ни в мифе. Третья концепция генезиса философии, концепция "качественного скачка", подчеркивает именно эту специфику философского знания как его сущностное отличие от иных типов знания. Поясним: эта концепция не отрицает важность для становления философии мифа и науки, а также развития социальных, экономических, политических и иных связей. Действительно, без совокупности всех этих необходимых предпосылок философия никак бы не могла появиться, однако весь этот перечень предпосылок, сколь бы длинным и объемным он ни был, не способен автоматически породить философию. В современном мире, как, казалось бы, всех этих предпосылок куда больше, и даже новых мифов создается больше, чем было старых у древних греков, однако Древняя Греция породила такую плеяду оригинальных философов, которых в XX веке можно пересчитать по пальцам одной руки. Концепция "качественного скачка" интересна, оригинальна и даже нова тем, что останавливает свое внимание именно на внутреннем существе философского знания, которое несводимо ни к каким предпосылкам, которое ниоткуда невозможно вывести, как только из самой философии. Философия породила саму себя в акте духовного познания и самопознания, она - совершенно суверенная, автономная область знания, знания предвечного, ибо его неспособна постичь ни мифология, ни наука, ни религия. Философия возникает сразу и как бы вдруг, разорвав все путы мифологического, научного, поэтического, эпического и какого угодно иного вида знания. Но хотя философия возникает вдруг и сразу, она не сразу и не вдруг приходит к своему самосознанию, она не сразу обнаруживает себя в своей первозданной чистоте. В истории античной философии она как бы идет от себя к себе, выражаясь терминологией Гегеля, от в-себе-бытия к для-себя-бытию.

4. Сущность познания.

Познание – это процесс проникновения мысли в объект. Познавательной мыслью (целью) этого процесса является постижение истины. Познание – это процесс отражения действительности в сознание человека.

Гносеология (гносио - знания, логос - мышление) - теория познания. Учение о познании. Центральное понятие - субъект и объект познания. Субъект - человек, осуществляющий познавательную деятельность. Объект - то, на что направлена познавательная д-ть. Чувственное дает мироощущение, а рациональное дает миропонимание.

Чувственное познание (при помощи чувств) 3 формы:

-ощущение-чувств. образ, в котором воспроизводится одно свойств (кислый);

-Восприятие- чувстр. образ, в котором воспроизводится несколько свойств (кислый и круглый) ;

-Представление-воспроятие при отсутствии контакта. Рациональное познание (при помощи понятий, суждений, умозаключений): 1) Понятие – это форма мысли, в которой отражаются общие, существенные свойства, связи и отношения действительности. 2) Суждение – это такая форма мысли, в которой посредством связи утверждается (или отрицается) что-либо о чем-либо. 3) Умозаключение – это форма мысли в виде рассуждения, в ходе которого из одного или нескольких суждений именуемых посылками выводится новое суждение, которое наз заключением.

5.Исторические изменения предмета философии.

По мере того, как накапливался эмпирический материал и совершенствовались методы научного исследования, происходила дифференциация форм теоретического освоения действительности и в этот момент происходило не только становление новых форм теоретического освоения знания — конкретных наук, но и обретение философией своего нового облика, изменение предмета философии.

Древнегреческий философ и ученый Аристотель выделял: логику — науку о правильном мышлении, психологию — науку о душе, физику — науку о природе, метафизику (собственно философию) - учение о первопричинах, самых общих началах бытия. При этом он называл философию «госпожой наук». Именно к древнегреческой философской традиции следует отнести и начала выделения человека из других "вещей" окружающего мира. Человек становится специальным "предметом" философствования. Протагор высказал это в своем знаменитом тезисе "Человек есть мерой всех вещей - существование существующих и несуществование несуществующих". Это разрешает говорить про человекомерность предмета философии.

Определенную трансформацию испытал предмет философии во времена средневековья. Находясь под неограниченным влиянием религии, средневековая культура толкует вещественный мир как внешнюю видимость духовного мира. При этом, совершенным воплощением духовности средневековая мысль единогласно признает Бога, человек же заслуживает внимания философии как созданный по его "образу и подобию". Формирование индустриального общества, которое началось в Западной Европе в конце 13 - в начале 14 ст., оказалось тесно связанным с радикальными изменениями в общественном сознании, переходом ее на высшую ступеньку культурно-исторического развития - эпоху Возрождения с его новой гуманистической культурой, ориентированной на человека как высшую ценность. Если гуманизм был присущий всей эпохе Возрождения как целостному явлению в духовной истории человечества, то представление о предмете философии в течение этого периода кое-что изменяются. На этапе раннего, или итальянского, Возрождения ударение падает главным образом на естественного человека; на этапе же позднего, или северного Возрождения ударение главним образом смещается в сторону природы вообще, природы как источника постоянных побуждений продуктивно-производственной жизни и предмета прикладывания технологических усилий.

Дальнейшее утверждение индустриальной цивилизации все более предоставляет предмету философии рационалистической направленности. Более явно это видно в эпоху т.н. Нового времени (17-18 ст.). Постепенное изменение мировоззренческих ориентиров побудит философию отождествлять бытие с естественным бытием, выводит на первый план материалистические тенденции в философской мысли. Запятнав средневековую философию как прислужницю богословия, философия Просвещения приближает свой предмет к предмету естественных наук. Вместе с тем он становится еще более человекомерным, сосредоточиваясь на наиболее существенных чертах специфичного человеческого бытия - свободе, творчества и т.д.

Вплоть до 19 ст. границы между философией и другими науками были размытые, нечеткие. Кроме собственно философского, мировоззренческого знания философия включала в себя великое множество природоведческих, религиозных, этических и других елементов. (Гегель, Кант)

Классическнй марксизм рассматривал человека в контексте всей совокупности общественных отношений и истории человечества. «Человек - это мир человека, государство, общество», - так писал об этом К.Маркс. Сущность человека есть, по его определению, «совокупность всех общественных отношений».

Философия — это форма познания наиболее общих, а точнее, всеобщих оснований бытия.



6.Основной вопрос философии. Материализм и идеализм.

Человек пытается найти ответ на наиболее общие и глубокие вопр.: что предст. собой окружающий мир и каково место и предназн. человека в мире? Что лежит в основе всего существ-го: матер./дух.? Подчинен ли мир каким-либо законам? Может ли ч-к познать окр. мир, что предст. собой это познание? В чем смысл жизни, ее цель? Такие вопр. наз. мировоззренч. Центральной мировоззренческой проблемой - отнош. мышления к бытию/чел-ка к миру/сознания к материи/ идеального и материального, что явл. первичным - формир. ОВФ, т.к. через отношение человека, его мышл-я, созн-я, духовной, деят-сти осознаетсяся место человека в мире, его предназн-е, смысл сущ-я. Любое ф. учение основыв. на его решении, опир. на него как на исх. принцип при ответах на др. вопр.: о сущности, отношении матер./дух., о природе истинного знания, о жизни/смерти и др. ОВФ делит филос-в на материалистов, признающих первичн. эл-том материю, сущ-ю вне и независимо от созн-я, а созн. - вторичным, производным от материи. и идеалистов, считающих, что дух, созн-е предшеств. материи, творит ее. Существует две разновид. идеализма: объ./субъ. О.И. признает основой всего существующего объективное, незав. от человека дух. начало - мировой дух, внечел. разум. С.И. счит. первич. сознание ч-ка, кот. признается единств. реальностью, при этом действ-сть явл. рез-том дух. творч-ва субъекта. Ид-м близок к религии, ф. интерпрет. Бога, но не искл. обоснования своих положений рац. ср-вами, используя логич. приемы аргументации. матер-м тесно связан с наукой, опирается на ее полож-я и выводы. Сущ. дуалистич. сист., призн. мат. и дух. двумя независ. началами. Напр., ф-ы, матер-ски объясн. природу, идел-ски - обществ. явл-я. Хотя многие ф-ы не призн. вопр. об отн. мышл-я к бытию ОВФ, к нему сводятся другие вопр., дающие в совокупности целостную картину мира.



7,5.предмет и функции философии.

Предметом ф. явл. всеобщие св-ва и связи (отн-я) действительности - природы, общества, человека, отношения объективной действительности и субъективного мира, матер. и идеальн., бытия и мышления. Всеобщее - это св-ва, связи, отн-я, присущие как объ. дейст-сти, так и субъ. миру человека. Количественная и качественная определённость, структура и прич.-следств. связи и др. св-ва, связи относятся ко всем сферам дейст-сти: природе, о-ву, сознанию.

Хотя многие философы не призн. вопр. об отн. мышленияя к бытию основным вопросом философии, к нему сводятся другие вопр., дающие в совокупности целостную картину мира. Дать такую картину, представить мир как целое - мировоззренческая функция философии (F). В отличие от других наук философия исклисключает подробности, выделяя только наиболее общие св-ва и связи. Гносеологическая F состоит в изуч. отношения “мир-человек”. Теория познания рассматривается как отношение объекта и субъекта познания, выявляет связь чувственного и рацианального, исследует пробл. истины и др. гносеол. вопр. Каждая ф. концепция является взглядом на мир, представляя собой метод познания. Ф. разрабатывает всеобщ., обоснованные частные и общенауч. методы познания - выполняя методологич. F. Ф. обобщает выводы наук, объединяя их на осн. своих ф-й и методов познания - выполняя интегрир. F, распростр. ее и на другие области духовной культуры (вкл. полит., правов., моральн., эстет., религ./атеист. формы общ. созн-я). Ф. система не только выдвигает и обосновывает положения, но и интерпр. их, дает оценку, формир. сист. ценностей - аксиологич. F. Подвергает критической оценке то, что не соотв. ф. системе - выполняя критич. F.

8.Любов до мудрості. Слово "філософія" як любов до мудрості.

У Древній Греції слово "філософія" як любов до мудрості застосовувалося до людей, що відкривають таємницю природи і людського життя, учать діяти і жити в згоді з природою і вимогами самого життя. Філософія являє собою форму раціонально фі лософське рішення питання про сущності світу і людини, про його відношення до світу явилося методологічною основою формування якісно нового світогляду. У цьому зв'язку важливим ставати питання про те, що ж являє собою філософія як феномен духовного для з'ясовування її специфіки необхідно з'ясувати, ЩО відбивається у філософії, ЩО є об'єктом філософського осмислення дійсності. Як, під яким кутом зору цей об'єкт розглядається у філософії, що є предметом філософії, ЧОМУ так, а не інакше відбувається ЧОГО вона потрібна людині, яке її соціальне призначення, які функції вона виконує. Специфічним об'єктом філософського осмислення дійсності є відношення "людина-світ".Філософія тлумачиться ним як любомудріє, як любов до мудрості. Мудрість покликана “уразуметь тое, в чем состоит щастіє”. Любомудріє – це спосіб життя, який грунтується на шуканні істини й в істині згідно з нею.



9.Условия возникновения философии в Индии.

Обычно под философским наследием Индии понимают философские уче­ния периода древности и средневековья, т.е. — индийскую классическую (тра­диционную) философию в отличие от индийской философии Нового времени XVIII-XX вв. В рамках этого исторического периода выделяется три этапа раз­вития индийской философии, в общем и в целом соответствующих основным узловым моментам социально-экономической истории древней и средневеко­вой Индии; ведический — первая половина I тыс. до н.э. (время разложения пер­вобытнообщинного строя, возникновения раннеклассовых рабовладельческих обществ); эпический — вторая половина I тыс. до н.э. (время закрепления систе­мы хозяйственных, политических, нравственных и т.п. связей и отношений в форме варно-кастового деления общества); классический — с первого тыс. н.э. и вплоть до XVII-XVIII вв. (возникновение и развитие феодализма на основе сословно-классовой социальной структуры).

Согласно традиционным принципам классификации, принятым большинством ортодоксальных индийских мыслителей, школы и системы индийской философии разделяются на два обширных лагеря — ортодоксальные (астика) и неортодоксальные (настика).

10) Неортодоксальные

К числу неортодоксальных систем относятся главным образом три основные школы — материалистическая (типа чарвака), буддийская (вайбхашика, саутрантика, йогочара и мадьямака) и джайнская. Их называют неортодоксальными потому, что они не признают авторитета вед.

Школа йогачаров, или виджнянавадинов, также придерживается того взгляда, что внешние объекты нереальны. То, что представляется нам внешним, на самом деле только идеи нашего ума. Но ум должен быть признан реальным. Утверждение, что ум нереален, противоречит самому себе, так как уже самая мысль, что ум нереален, сама себя опровергает, поскольку мысли есть не что иное, как проявление деятельности ума. Это мировоззрение получило название субъективного идеализма (виджнянавада).

Школа саутрантиков считает, что оба мира, как духовный, так и недуховный, действительно существуют. Если бы все, что мы воспринимаем извне, было нереальным, то наше восприятие объектов зависело бы не от чего-либо, находящегося вне ума, а лишь от самого ума. Однако мы знаем, что ум не в состоянии воспринимать любой объект (например, тигра) в том месте, в каком бы он пожелал. Это доказывает, что идея о тигре, в тот момент, когда мы воспринимаем его, зависит от недуховной реальности - от самого тигра. Исходя из этой идеи, или представления тигра, мы можем прийти к заключению о существовании причины данного представления – тигра - вне нашего ума. Следовательно, о внешних объектах можно судить как о существующих вне ума. Это мировоззрение может быть названо репрезентационизмом, или теорией подразумеваемости внешних объектов.

Школа вайбхашиков согласна с предыдущей в вопросе о реальности как внутренних, так и внешних объектов. Однако она придерживается иных взглядов на способы познания внешних объектов. По мнению вайбхашиков, внешние объекты воспринимаются непосредственно, а не выводятся из их идей или представлений, порождаемых нашим умом, потому что исходя из той или иной идеи было бы невозможно прийти к заключению о существовании внешнего объекта, если бы внешний объект не был воспринимаем в соответствии с идеей. Эта точка зрения может быть названа непосредственным реализмом, поскольку, согласно ей, внешние объекты воспринимаются непосредственно.

Буддизм по религиозным вопросам делится на две хорошо известные школы: хинаяну, процветающую в настоящее время на Цейлоне, в Бирме и Сиаме, и махаяну, распространившуюся в Тибете, Китае и Японии. Школы мадхьямиков и йогачаров вошли в школу махаяны, а школы саутрантиков и вайбхашиков относятся к хинаяне. Наиболее важным религиозным вопросом, по которому расходятся обе эти школы, является вопрос о том, что представляет собой нирвана. Хинаянисты считают, что цель достижения состояния нирваны заключается в том, чтобы избавить индивида от страданий. Представители же школы махаяны полагают, что цель достижения нирваны — не прекращение собственных страданий, а достижение совершенной мудрости, с помощью которой освобожденный может попытаться спасти от страданий все живые существа.



следующая страница >>


izumzum.ru