19. Монархическая форма правления в странах Европы - polpoz.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
19. Монархическая форма правления в странах Европы - страница №1/1

19. Монархическая форма правления в странах Европы.
МОНАРХИЯ - государство, главой которого является монарх. Различают неограниченную (абсолютную) монархию и ограниченную (т. н. конституционную) монархию, при которой власть монарха ограничена парламентом. В современную эпоху существуют государства с конституционной монархией (напр., Великобритания, Норвегия, Дания, Швеция). В некоторых странах глава государства является одновременно религиозным главой.

МОНАРХИЯ, ж. - правленье, где верховная власть в руках одного лица, правленье монархическое, едино- или само - державие

Разделение на монархии и республики, а их внутренняя классификация на абсолютную, дуалистическую, парламентарную монархии, президентскую и парламентарную республики всегда имели и сейчас имеют довольно жесткий характер

Основные различия этих форм, используемые в научной и учебной литературе, что необходимо для дальнейшего изложения, состоят в следующем: в монархии глава государства - наследственный и пожизненный, в республике - выборный и на определенный срок, в абсолютной монархии конституция и парламент отсутствуют, разделения властей1 не существует, вся полнота власти сосредоточена в руках монарха, в дуалистической монархии законодательствует парламент, а управление страной возглавляет король, перед которым (а не перед парламентом) несут ответственность министры, в парламентарных монархиях король царствует, но не правит. В президентской республике взаимоотношения главы государства, парламента, правительства напоминают отношения в дуалистической монархии, но место короля занимает избираемый президент, а в парламентарной республике они похожи на отношения в парламентарной монархии

Парламентская монархия определяется следующим образом - это конституционная монархия, в которой монарх выполняет свои функции чисто номинально. При парламентарной монархии правительство ответственно перед парламентом, которому принадлежит формальное верховенство среди других органов государства.

По сложившейся классификации разновидностей монархий бывает несколько: империя; деспотат; сотрапия; собственно монархия; диктатура (хотя последнее зачастую относится к понятию режим, а не тип).

Правовая практика предпочитает проводить знак различия между разновидностями монархии. В западно-европейской, а особенно русской политической практике принято отделять собственно монархию, относя к ее классическому типу еще и империю, а все прочие виды единоличной власти классифицировать как автаркии (безграничное самовластие), тем самым проводится грань между монархией (империей) и другими видами единоличной власти. Более того, понятия деспотия, сотрапия, диктатура стали символами политики правового произвола. В европейской практике с XVIII века установилось утверждение, что настоящая монархия опирается на право.

В настоящем, при монархическом строе, в Европе, живут граждане Бельгии, Великобритании, Дании, Испании, Лихтенштейна, Люксембурга, Монако, Нидерландов, Норвегии и Швеции. Монархии много раз хоронили. В том числе и в последние 50 лет. В результате Второй мировой войны помимо царя Симеона лишились корон Михай Первый (Румыния), Петр Второй (Югославия), Умберто Второй (Италия). В 1975 г. по итогам референдума, честность которого оспаривается до сих пор, монархом перестал быть Константин Второй (Греция). Единственным за этот период примером восстановления монархии в Европе была Испания, где король Хуан Карлос и его семья пользуются огромной популярностью. Однако ни король Испании, ни его европейские собратья не имеют реальной власти.

Они – монархи конституционные, правят, а не управляют. Исключение составляет князь Лихтенштейна Ханс Адам. На референдуме, существенно урезавшем права парламента, он добился в этом году власти, близкой к абсолютной. Что и заставляет многих задавать вопрос: «А зачем вообще нужен этот архаичный институт?» Пожалуй, два самых распространенных ответа таковы: во-первых, монарх стоит вне партий и политических дрязг, он символ единства страны и народа, а во-вторых, монархия поддерживает преемственность национальной традиции, символизирует связь с историче

Сегодня Швеция - конституционная монархия с парламентской формой правления. Король, Карл XVI Густав, как глава государства, имеет лишь представительские функции. В Швеции парламент (риксдаг) появился в 1809 г., дважды — в 1866 и в 1974 гг. — существенно реорганизовывался

Король Густав VI Адольф строго соблюдал правила конституционной монархии, сформулированные во время его правления ( 1950-1973). Почти всём на протяжении его царствования шла работа над новой конституцией, принятой в 1975 году. В период конституционной реформы никто, возможно, не сделал большего для сохранения монархии в Швеции, как сам Густав VI Адольф. Несмотря на требования провозглашения республики, ему удалось направить общественное мнение в пользу сохранения династии Бернадотов на шведском троне. Популярности Густава VI Адольфа способствовала его непринужденная манера общения с людьми, лишённая церемониальности и пышности. Другим фактором, имевшим, несомненно, большое значение, была широкая образованность короля.

По новой конституции обязанности короля состоят в следующем:


● Король является главой государства.
● Он открывает риксдаг каждый год в сентябре.
● Он председательствует на специальных заседаниях кабинета министров при смене правительства, а также во время так называемых информационных заседаний кабинета, где члены правительства информируют его о текущих событиях в стране.
● Он является председателем Консультативного внешнеполитическою комитета, т.е. комитета, избранного риксдагом для консультаций между правительством и риксдагом по внешнеполитическим вопросам.
● Король имеет наивысшее военное звание, однако вооруженные силы страны подчиняются только правительству.
● В качестве главы государства он принимает верительные грамоты от иностранных дипломатов и подписывает верительные грамоты шведских послов.

Согласно новой конституции, таким образом, обязанности короля носят в основном представительский и церемониальный характер. По просьбе правительства король принимает глав других государств и выезжает с государственными визитами в другие страны. Как правило, во время этих визитов короля сопровождают один или два члена правительства, которые обсуждают вопросы политики, экономики и культуры с представителями правительства принимающей страны.


Король обладает неприкосновенностью перед законом, т.е. не может быть привлечен к ответственности за свои поступки в соответствии с уголовным правом, однако ему может быть предъявлен иск в суде в соответствии с гражданским правом. Король обязан представлять декларацию о своих личных доходах и имуществе и платит налоги  наравне со всеми. Каждый год риксдаг решает, какая сумма будет выделена королю для выполнения его обязанностей. Члены королевской семьи имеют право голоса, но по установившейся традиции воздерживаются от голосования.

Испания.

Политической формой испанского государства является парламентская монархия. Король — глава государства, символ его единства и преемственности, арбитр и примиритель в постоянной деятельности государственных органов, — осуществляет высшее представительство испанского государства в международных отношениях, особенно с народами, с которыми его связывает историческая общность, и осуществляет также функции, предоставленные ему Конституцией и законами.



По Статье 62 Король обладает следующими функциями:

а) подписывает и обнародует законы,

б) созывает и распускает Генеральные Кортесы и назначает выборы в порядке, предусмотренном Конституцией,

в) назначает референдум в случаях, предусмотренных Конституцией,

г) предлагает кандидата в председатели Правительства и, при необходимости, назначает или освобождает его от должности в соответствии с условиями, предусмотренными в Конституции,

д) по представлению председателя Правительства назначает на должность членов Правительства и освобождает их от должности,

е) издает согласованные в Совете Министров декреты, жалует гражданские и воинские должности, награждает орденами и присваивает почетные звания в соответствии с законами,

ж) осведомлен о государственные делах и председательствует в силу этого на заседаниях Совета министров, когда сочтет это необходимым, по просьбе председателя Правительства,

з) является Верховным Главнокомандующим Вооруженными Силами,

и) осуществляет право помилования в соответствии с законом, который не предусматривает всеобщих амнистий,

к) оказывает высшее покровительство королевским Академиям.

- Король назначает послов и других дипломатических представителей. Иностранные представители в Испании аккредитируются при нем.

-Король подписывает международные договоры от имени государства, в соответствии с Конституцией и законами.

-Король, с предварительного согласия Генеральных Кортесов, объявляет войну и заключает мир.

-Решения Короля скрепляются подписью председателя Правительства и, при необходимости, соответствующих министров. Представление кандидата и назначение председателя Правительства, а также роспуск Генеральных Кортесов, предусмотренный статьей 99, скрепляются подписью председателя Конгресса.

-За решения Короля ответственны лица, скрепившие их своей подписью.

-Король получает от государственного бюджета общую сумму на содержание своей семьи и Двора и свободно распоряжается ей.

-Король сам назначает на должность и освобождает от должности гражданских и военных служащих своего Двора


Великобритания.


Англия - страна давних гражданских свобод, старейшего парламента и еще более почтенной по возрасту монархии. В обществе, где ценятся вековые традиции, монархия является одним из популярных государственных институтов.

Соединенное Королевство Великобритании и Северной Ирландии - парламентская монархия. Наряду с современными демократическими институтами - двухпалатным парламентом, состоящим из палаты лордов и палаты представителей, в стране действует монархия. В палату представителей входят 659 депутатов, избираемых на пять лет всеобщим голосованием. В основном она состоит из представители двух партий - лейбористов и консерваторов. В зависимости от того, какая партия набирает на всеобщих выборах большинство, она формирует правительство. Оппозиция по обычаю формирует так называемое "теневое правительство" с "теневыми министрами" и "теневым" премьером, которые "дублируют" своих "настоящих" коллег. Должность спикера палаты общин была учреждена достаточно давно - в 1377 году.


XVII-XIX столетия - время эволюционного, несмотря на потрясения середины XVII в., преображения абсолютистской монархии в Англии в конституционную, что не уменьшило, а прибавило ей популярности.

Парламентарная модель разделения властей в виде конституционной монархии —возникла в результате длительного эволюционного процесса трансформации абсолютной монархии в ограниченную начиная с XVII в. Особенностью исследуемой системы является неписаный характер британской Конституции и её состав. Сложность анализа данной модели заключается в понимании важнейшего компонента английской Конституции — конституционных соглашений. Именно соглашения выступают формой выражения механизмов сдерживания и контроля ветвей власти. Другими словами, принцип разделения властей и его логическое продолжение — система сдержек и противовесов — в британской Конституции закреплены в первую очередь конституционными соглашениями.

Полномочия британского монарха не подвергались значительным юридическим ограничениям, однако в силу действующих конституционных соглашений, нигде не зафиксированных, но неукоснительно соблюдающихся, корона практически лишена каких-либо дискреционных полномочий. Все юридические акты, исходящие от монарха, нуждаются в министерской скрепе, причем ответственность за них несет только правительство, что находит свое выражение в известной формуле "король не может поступить неправильно". В силу английской неписаной конституции все полномочия по осуществлению исполнительной власти принадлежат монарху, однако на практике роль его в подавляющем большинстве случаев носит чисто номинальный характер. "Правительство его величества" формируется парламентским путем и сохраняет свои полномочия только до тех пор, пока оно опирается на большинство в палате общин. На должность премьер-министра монарх может назначить только лидера победившей на выборах партии. Состав кабинета определяется премьер-министром. Все полномочия короля в отношении парламента (роспуск парламента, назначение лордов, тронная речь) осуществляются только по предложению кабинета. Вся нормотворческая деятельность монарха осуществляется также по воле кабинета.

Доминионы состоят в отношениях личной унии с Соединенным Королевством Великобритании и Северной Ирландии и собственных монархов не имеют. Английская королева является королевой каждого из доминионов, но в ее отсутствие функции главы государства в доминионе осуществляет генерал-губернатор, который назначается английской королевой по представлению правительства доминиона из числа жителей последнего. В современных развитых странах монархия является большей частью слабым политическим учреждением, не играющим сколько-нибудь существенной роли в осуществлении государственного руководства обществом.





1