1 сформировать у учащихся знания о классификации кислот, раскрыть основные физические и химические свойства кислот; расширить знания - polpoz.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
3 слайд. Общая характеристика подгруппы азота 1 52.98kb.
Тема окиснення жирних кислот в тканинах тварин 1 256.49kb.
Кислоти, їх склад, назви, класифікація, фізичні властивості 1 98.53kb.
Щелочные металлы 1 87.66kb.
Формировать знания учащихся об особенностях природы степей, животном... 1 41.7kb.
Занятие №16. Свойства кислородсодержащих органических соединений. 1 18.95kb.
На нейтрализацию 7,6 г смеси муравьиной и уксусной кислот израсходовано... 1 61.57kb.
Класс: 7 Тема Покрытосеменные Урок №9 Тема урока: Характеристика... 1 64.25kb.
Развивать навыки аудирования и чтения про себя с целью нахождениянео... 1 84.03kb.
Кислоти, їх склад І назви. Класифікація кислот 1 124.04kb.
Сравнение степени диссоциации растворов кислот и оснований: в три... 1 17.08kb.
Работа Крюковой Анастасии Андреевны моу №12, 10 «б» класс, г. 1 75.65kb.
1. На доске выписаны n последовательных натуральных чисел 1 46.11kb.

1 сформировать у учащихся знания о классификации кислот, раскрыть основные физические - страница №1/1

Всероссийский интернет конкурс педагогического творчества

Номинация: Педагогические идеи и технологии: Среднее образование

Название: Кислоты: Состав-строение-свойства

Автор: учитель химии Данилова Ольга Сергеевна

Место создания: МБОУ СОШ №76 города Иркутска



Урок химии «Кислоты Состав-строение-свойства»
8-й класс

Задачи:

1) сформировать у учащихся знания о  классификации  кислот, раскрыть основные физические и химические свойства кислот;  расширить знания об индикаторах;

2)продолжить развитие у учащихся умение анализировать, выделять главное и используя яркие примеры познавательный интерес к предмету;

3) продолжить воспитание трудолюбия, уважения к сверстникам, учителям.

Материал: Г.Е.Рудзитис,Ф.Г.Фельдман учебник химии 8 класс; Г.Е.Рудзитис,Ф.Г.Фельдман сборник задач по химии 8-9 кл

Оборудование:    спиртовка, пробирки, ручной держатель, демонстрационный штатив для пробирок, индикаторы, карточки с названиями  кислот, карточки с вопросами теста,презентация «Кислоты»




^ Тип урока: изучение нового материала

Оборудование: спиртовка, газоотводная трубка, пробирки, держатели

Реактивы: соляная кислота, гидроксид натрия, р-р фенолфталеин, вода

Ход урока



1. Организационный момент.

2. Проверка выполнения домашнего задания
Актуализация знаний. (3-5 мин)

- какие классы неорганических соединений   мы знаем? Напишите формулу оксида цинка (II), оксида серы (IV), оксида алюминия, гидроксидов  натрия, бария, железа (III) –химический диктант

- по каким признакам их объединили в классы?(по составу)

- как можно узнать среди растворов раствор щёлочи?(индикатором)


- Актуализация опорных знаний (работа с классом)
? Вспомните как классифицируют неорганические соединения? ( На оксиды, основания, кислоты и соли).
? Назовите какие из них мы с вами уже изучили. (Оксиды и основания).

ПОКАЗЫВАЮ 2-3 карточки с формулами оксидов.


? Какой класс неорганических соединений я вам показываю? (Оксиды).
? На основании чего вы сделали такой вывод? (Дают определение оксидам).
? Прочитайте и назовите каждый оксид.

ПОКАЗЫВАЮ 2-3 карточки с основаниями.


? Формулы каких веществ я показываю сейчас? (Оснований).
? Почему эти вещества относятся к основаниям? (Дают определение оснований).
? Прочитайте и дайте названия этим основаниям.


^ 3. Сообщение темы урока и его задач.

Мы изучили класс оксидов, оснований. Сегодня мы продолжим изучать неорганические соединений. Как вы думаете что мы будем изучать? И тема нашего урока: "Кислоты". А какова наша цель?



Цель урока: формирование представления о кислотах.

Этапами сегодняшнего урока являются:

1. Состав кислот.

2. Классификация кислот.

3. Физические свойства.

4. Химические свойства




4.Изучение новых знаний.

Мотивация (5 мин)

Вспомним ещё раз об оксидах. Какие оксиды мы знаем(основные, амфотерные, кислотные)

Приведите примеры кислотных оксидов (SO3,P2O5,N2O5)

Почему их так назвали? (При реакции с водой они образуют  кислоту.)

Напишите одну реакцию.

Вспомним реакцию нейтрализации.  Какие реакции называются реакциями нейтрализации? (Когда щёлочи вступают в реакцию с кислотами.)

Приведите пример, напишите одну реакцию нейтрализации

(Реакции пишутся на тетрадях и на доске)

Ребята, ответьте на вопрос: что образуется в результате этих реакций? (кислота).Сегодня мы изучим с вами состав свойство, получение кислот.

Что вы знаете о кислотах?

Доклад ученицы:

Многие кислоты имеют образные, старинные названия. В образных и древних названиях есть своя прелесть. Они составляют большое лексическое достояние. Во времена Перта I и позднее азотную кислоту называли "крепкой водкой". Серная кислота из - за маслянистого вида называется "купоросное масло". Это название осталось еще со времен алхимиков, когда серную кислоту получали из железного купороса. Этим способом кислоту получали до середины 18 века. В начале 19 века уксусная кислота, получаемая путем перегонки древесины, называлась древесной кислотой. "Ледяная кислота" - это почти 100% уксусная кислота, кристаллы которой напоминает лед.

С кислотами человек сталкивается ежедневно. Дождевая вода лишь на первый взгляд кажется чистой, без примесей. На самом деле в ней растворено немало веществ. Например, за счет растворения углекислого газа (СО2) она является: слабой угольной кислотой (Н2СО3). Раствор угольной кислоты находится в бутылке с лимонадом, шампанским и другими газированными напитками. Пузырьки в них не что иное как СО2.

Впрочем, после летней грозы в дождевой воде оказывается еще и азотная кислота (НNО3). Получается она при растворении в воде оксидов азота, образующихся во время вспышки молний. Ежегодно с дождями на Землю выпадает около 100 млн т НNО3 (для сравнения: заводы США выпускают 7-8 млн т /год).

В последние десятилетия в дождевой воде стали обнаруживаться заметные количества серной (H24) и сернистой (Н23) кислот. Они образуются из оксидов серы, выделяющихся при извержении вулканов и сжигании топлива (особенно нефти и каменного угля).

Овощи и фрукты содержат органические кислоты: лимонную, яблочную, щавелевую, аскорбиновую и др. Они играют определённую роль в пищеварении, а, следовательно, в нашей жизни. Мы же сегодня поговорим о неорганических кислотах, которые очень важны для человека, так как он использует их в своей практической деятельности, несмотря на то, что с большинством кислот надо обращаться крайне осторожно.

При производстве некоторых продуктов и материалов используются кислоты: это красители, лаки, эмали, пластмассы, волокна, резина, лекарственные вещества, маргарин, ароматические вещества, пищевые добавки, средства косметики, парфюмерии и многое другое.


Состав кислот. Демонстрация различных кислот (на столе учителя)

Перед нами ряды формул или названий кислот, ответьте на вопрос.



- Что общего в составе кислот?

НСl, H2SO4

HNO3, H3PO4

- Дать определение кислоты?

- Как узнать валентность кислотного остатка?

Классификация кислот (схема на доске). По составу кислоты делят на кислородсодержащие и бескислородные, а по числу содержащихся в них атомов водорода, спосабных замещаться на металл, - на одноосновные, двухосновные и трехосновные. Учащиеся работают с таблицей.


КИСЛОТЫ


Бескислородные


Кислородсодержащие

HCI, НВr, HI (одноосновные)


НМО3 (одноосновные)


H2S (двухосновные)


H2SO4 (двухосновные)


 

Н3РO4 (трехосновные)



Индикатор Перед вами на блюдцах лежат кусочки белых таблеток (аскорбиновая кислота). Попробуйте их на вкус.
? Каков вкус выданного вам вещества? (кислый)
? Почему оно кислое на вкус? (содержит кислоту) В основном кислоты кислые на вкус, но салициловая - сладкая, никотиновая - горькая.
? Приведите примеры кислот, которые мы используем в своей жизни.
Вы знаете вкус угольной кислоты (это вкус газированной воды, разумеется, без сиропа), а также нескольких органических кислот: молочной (содержится в простокваше), лимонной, яблочной, щавелевой, уксусной и др. Увеличение кислотности пищи, питья вызывает неприятные ощущения, которые как бы предупреждают об опасности. Многие из вас испытали на себе действие муравьиной кислоты при укусах муравьев или крапивы.

Само название «кислота» указывает на то, что эти вещества имеют кислый вкус. Только не следует пробовать на вкус все кислоты подряд! Для определения кислоты существуют специальные вещества-указатели
? Как они называются? (Индикаторами).


Сейчас вам предстоит провести лабораторный опыт по исследованию изменений окраски индикаторов в кислотных средах.

Распознаем кислоты с помощью индикаторов.

Опыт: на столе пробирки с растворами кислот, прильем поочередно индикаторы и следим за изменением цвета растворов.

+ лакмус - красный

+ метиоранж -розовый

+ фенолфталеин - цвет не меняется

Вывод: лакмус и метилоранж можно использовать для определения кислоты.




^ Химические свойства

На доске прикрепляю карточки (зачитываю химические свойства)



http://rudocs.exdat.com/data/480/479375/479375_html_6596a641.png

Первая группа выполняет лабораторный опыт “Взаимодействие кислот с щелочами (основаниями)”

^ Лабораторный опыт “Взаимодействие кислот с щелочами (основаниями)”

Порядок выполнения работы:


  1. В пробирку налейте 2 мл раствора гидроксида натрия и прибавьте 1-2 капли фенолфталеина. Что вы наблюдаете?


  2. К раствору щелочи с фенолфталеином приливайте по каплям соляную кислоту, периодически взбалтывая содержимое пробирки. Что вы наблюдаете?


  3. Составьте молекулярное и ионные уравнения проделанной реакции.




Вторая группа - лабораторный опыт “ Взаимодействие кислот с солями”.

Лабораторный опыт “Взаимодействие кислот с солями”

Порядок выполнения работы:


  1. В пробирку налейте 2 мл серной кислоты и прибавьте несколько капель хлорида бария. Что вы наблюдаете?


  2. Напишите молекулярное и ионные уравнения проделанной реакции




Третья группа - лабораторный опыт “Взаимодействие кислот с металлами”.

Лабораторный опыт “Взаимодействие кислот с металлами”

Порядок выполнения работы:


  1. В пробирку положите 2 гранулы цинка и прилейте соляную кислоту, закройте пробирку пробкой. Подождите некоторое время, чтобы она заполнилась водородом, затем откройте пробку и поднесите зажженную спичку к отверстию.


  2. Что вы наблюдаете?


  3. Напишите молекулярное уравнение проделанной реакции.




Четвертая группа - лабораторный опыт “Взаимодействие кислот с основными оксидами”.

Лабораторный опыт “Взаимодействие кислот с основными оксидами”

Порядок выполнения работы:

1. В пробирку насыпьте немного оксида меди (СиО) и прилейте раствор серной кислоты. Подогрейте смесь. Что вы наблюдаете?

2. Напишите молекулярное уравнение проделанной реакции.




5. Закрепление (по схеме).

Закрепление изученного материала:


1) Найдите формулы кислот. Разместите их в таком порядке, чтобы внизу получилось название индикатора.
KCl, H2SO4, О3, HCl, BaO, NaOH, H3PO4,H2CO3, CO2, HNO3, H2, H2SO3, CuF2.
б л о а в г к м и у е с д

2) Игра «Третий лишний»


В каждом ряду найдите лишнюю формулу, ответ мотивируйте:
HCl H2SO4 H3PO4
H2SO3 H2SiO3 H3PO4

3) Ребята решили укомплектовать свою учебную лабораторию оксидами, основаниями и кислотами. Заказ им прислали по почте в виде двух посылок:


1-я посылка: NaOH, CaO, H3PO4, HNO3, Ca(OH)2, Cr2O3;
2-я посылка: FeO, H2SO4, KOH, Fe(OH)2, P2O5, HCl.
Но названия веществ подписать забыли. Помогите ребятам.

4) Даны кислотные остатки:


F¯ ; ClO4¯ ; SiO3²¯.
Составьте формулы возможных кислот, назовите их и дайте им характеристику, используя признаки классификации.


6. Домашнее задание:

§ 32, учить формулы и названия кислот,



упр. 2, 7 стр. 104


izumzum.ru