1 сентября 1963 года открылись двери школы 172, 2066 учащихся начали свой первый учебный год, в первые классы пришло 268 мальчиков и - polpoz.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
1 сентября 1963 года открылись двери школы 172, 2066 учащихся начали свой первый - страница №1/1

Петрущенко Елена Ивановна,

заместитель директора

по воспитательной работе

МБОУ СОШ № 172




Лето в городе

1 сентября 1963 года открылись двери школы 172, 2066 учащихся начали свой первый учебный год, в первые классы пришло 268 мальчиков и девочек. Первый выпуск был в 1967 году. 39 выпускников получили аттестаты о среднем образовании.

В школе работали радиотехнический, мотоциклетный, авиационный кружки. Школа трижды награждалась переходящим Красным Знаменем Райкома ДОСААФ. Многие выпускники школы посвятили себя военному делу. 6 учеников школы выполняли свой интернациональный долг в Афганистане. Среди выпускников школы – самый молодой генерал внутренних войск России – Олдак Александр Григорьевич.

Долгие годы в школе работал Клуб интернациональной дружбы (руководитель Л. Т.Фетисова). Ребята переписывались со своими сверстниками многих стран. С нынешнего учебного года эта работа возобновлена.

С 70-х годов старшеклассники несут почетный караул у Монумента Славы Героям Сибирякам.

В ноябре 2013 года школа отметит свой 50-летний юбилей.

В воспитательной работе школы за 50 лет сложилась система, позволяющая предвидеть желательный и возможный образа человека, принимаемого и востребуемого современной культурой.

В основе воспитательной концепции лежит определение: «Воспитание есть педагогическое управление процессом развития личности». Мы стремимся управлять не личностью растущего человека, а процессом ее развития.

Развитие личности подрастающего человека происходит прежде всего:в урочной и внеурочной познавательной деятельности; в организации разнообразной и захватывающей жизни коллектива класса и школы в целом; в деятельности объединений по интересам; в свободном общении и личной жизни ребенка.

В основу программы воспитания положены идеи Н.Е.Щурковой, положения личностно-гуманистической педагогики Ш.А.Амонашвили, личностно ориентированного обучения М.Н.Берулавы, Е.В.Бондаревской, Л.В.Киргизовой и других педагогов.

В работе с детьми мы опираемся на систему ценностей человека:


    • человек

    • жизнь,

    • природа

    • общество

    • Я

Ценностные отношения – это значимые отношения в человеческом обществе. В своей работе мы обращаем внимание не только на формирование отношения к указанным ценностям, но и на соблюдение принципов воспитания.

Гуманизация воспитательного и образовательного процессов предполагает реализацию следующих принципов воспитания:



  • безоговорочное принятие ребенка, устойчиво положительное отношение к нему;

  • проявление уважения к личности и поддержание чувства собственного достоинства в каждом;

  • осознание и признание права личности быть не похожей на других;

  • предоставление права на свободный выбор;

  • оценка не личности ребенка, а его деятельности, поступков;

  • владение способностью «чувствовать» (эмпатия) каждого конкретного ребенка, умение смотреть на проблему его глазами, с его позиций;

  • учет индивидуально-психологических и личностных особенностей ребенка (типа нервной системы, темперамента, особенности восприятия, памяти, мышления, способности, интересов, потребностей, мотивов, направленности, статуса в коллективе, самооценки, сформированности положительной Я-концепции, активности и т.д.).

Именно гуманно-личностный (личностно ориентированный) подход к воспитанности и образованию является первым методологическим принципом.

Второй принцип – культурологический подход к воспитанию и образованию, который соответствует стремлению человечества к единому мировому сообществу. Данный подход обеспечивает каждому ребенку наилучшие психологические условия для проживания.

Содержание базовой культуры складывается из:


  • культуры жизненного самоопределения;

  • интеллектуальной и физической культуры;

  • культуры общения и семейных отношений;

  • экономической, политической и правовой культуры;

  • экологической и художественной культуры;

  • культуры труда и отдыха.

Мы считаем, что воспитание Человека должно строиться с учетом языковой среды ребенка, с учетом культурных традиций региона, страны и народа.

Третий принцип воспитания – природосообразность воспитания:



  • во-первых, обязательный учет природы ребенка, его половозрастных особенностей;

  • во-вторых, максимальное сближение развития и жизни детей с живой природы.

Четвертый принцип воспитания – здоровьесберегающий (валеологический) направлен на формирование культуры индивидуального здоровья школьников.

Пятый принцип воспитания – философический подход, призванный развивать рефлексивные (аналитические) способности детей.

Шестой принцип воспитания – принцип субъектности, осознанного участия педагогов в проектировании и осуществлении воспитательной деятельности.

Седьмой принцип воспитаниявоспитание успешно, если оно системно. Целостность природы личности требует и целостного подхода к ее воспитанию.

Именно эти принципы позволяют реализовыват цель воспитания: выявление и развитие способностей каждого ученика, формирование духовно богатой, свободной, физически здоровой, творчески мыслящей личности, обладающей прочными базовыми знаниями в объеме средней школы, способной адаптироваться к условиям современной жизни.

У школы много хороших традиций, являющихся важным средством воспитания, которые не только формируют общие интересы, создают определенную прочность жизнедеятельности школы, но и придают школе то особое, неповторимое, что отличает нашу школу от других и тем самым сплачивает школьный коллектив, обогащая его жизнь.

Одной из таких добрых традиций является ежегодная организация летнего отдыха обучающихся в ЛДП при школе.

Летние каникулы составляют значительную часть свободного времени детей. Этот период как нельзя более благоприятен для развития их творческого потенциала, совершенствования личностных возможностей, приобщения к ценностям культуры, вхождения в систему социальных связей, воплощения собственных планов, удовлетворения индивидуальных интересов в личностно значимых сферах деятельности. Лагерь – это новый образ жизни детей, новый режим с его особым романтическим стилем и тоном. Это жизнь в новом коллективе, это, наконец, новая природосообразная деятельность. Ведь не зря в известной песне О. Митяева поется: «Лето – это маленькая жизнь!», а значит, прожить ее нужно так, чтобы всем: и детям и тем, кто будет организовывать отдых, было очень здорово. Это время игр, развлечений, свободы в выборе занятий, снятия накопившегося за год напряжения, восполнения израсходованных сил, восстановления здоровья. Это период свободного общения детей.

Разрабатывая программу летнего отдыха детей нашей школы, мы продолжаем воспитательную работу, которая велась в течение всего учебного года.

Приоритетным направлением программы является воспитание гражданской позиции у детей на позитивных примерах прошлого, настоящего и будущего нашей страны, города, района.

Актуальность программы обусловлена несколькими факторами:

-нормативно-правовые: Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации», программа «Наша новая школа», Федеральная целевая программа «Формирование установок толерантного сознания и профилактика экстремизма в российском обществе»;

- специфика района: в районе существует большой потенциал для развития личности ребенка, проживают в добрососедстве люди разных национальностей, что приводит к взаимопроникновению культур, традиций.

- специфика школы: школа расположена в зеленом микрорайоне «Ботанический жилмассив», удалена от предприятий, центральных магистралей, больших улиц в старых кварталах. Большая часть учеников является детьми бывших выпускников школы, знающих историю, традиции, учителей и ценящих возможности школы. Новостройки на микроучастке практически отсутствуют, преобладают старые дома и большое количество пенсионеров.

Школа тесно сотрудничает с ТОС «Ботанический», расположенным на нашем микроучастке. В течение года проходят совместные мероприятия «День пожилого человека», концерт ко Дню Победы и другие мероприятия. Несколько лет подряд летом наши ученики работают с ТОС по благоустройству Тимирязевского сквера, прилегающих территорий.

Таким образом, в школе создана система по включению детей в созидательную деятельность на благо района.

Многие годы в школе действуют секции Лыжные гонки, Художественная гимнастика, Шахматы, в которых занимаются не только учащиеся нашей школы.

Спортивная жизнь связана с постоянным тренировочным процессом, поэтому мы считаем важным расширить пространство спортивного зала до района и города. Ребята из спортивных секций активно включены в жизнь ЛДП.

Во время учебного года школьный музей «Бригантина» организовывает экскурсии для учащихся начальной школы, 5 – 6 классов, воспитанников детских садов, проводит мероприятия, посвященные юбилеям Победы, Дням воинской славы. Музей ведет большую работу по воспитанию гражданина – патриота своей страны, города, района. В летний период ученики-экскурсоводы также продолжат работу по данным направлениям.

Таким образом, можно сказать, что разрабатываемые ежегодно программы летнего отдыха являются продолжением реализуемой в течение года системы воспитательной работы и опираются на те подходы, которые были апробированы нами, но при этом есть возможность расширения некоторых направлений за счет высвобождения времени учащихся.

Традиционно программа летнего отдыха помогает ученикам больше узнать о здоровом образе жизни, районе, городе, увидеть перспективу завтрашнего дня жителей района и города в труде родителей, сверстников, жителей района и города. Знания перспектив развития района и города позволяют учащимся увидеть собственные перспективы. Отсюда основные задачи летнего отдыха:

- Дать ученикам знания об истории района, города, познакомить с замечательными людьми района.

- Способствовать формированию созидательной гражданской позиции посредством организации работ на благо района.

- Помочь учащимся овладеть начальными навыками здорового отдыха.

До наступления летнего сезона ведется предварительная организационная работа. В мае начинает работать штаб по организации летнего отдыха детей. Проводятся инструктивно-методические совещания: «Организация воспитательного процесса в лагере», «Организация деятельности оздоровительного лагеря с дневным пребыванием», разработывается программа, направления работы ЛДП «Цветик-семицветик».

На совещаниях рассматриваются следующие проблемы:

-организация общественно-полезной занятости несовершеннолетних во время каникул;

-профилактика детской безнадзорности во время летних каникул;

-создание условий для развития детско-юношеского творчества, физкультуры и спорта;

-формирование у обучающихся навыков общения и толерантности;

-привитие навыков здорового образа жизни;

-методическое обеспечение разнообразных форм отдыха и оздоровления детей и подростков в каникулярный период;

-развитие и укрепление связей школы, семьи, общественности, учреждений дополнительного образования детей, культуры, здравоохранения в организации каникулярного отдыха, занятости детей и подростков;

-формирование у обучающихся простейших навыков работ по благоустройству;

-частичное решение проблемы трудоустройства подростков, получение ими материальной помощи.

Мы видим пути решения данных проблем в создании следующих отрядов: «Цветик – семицветик», две бригады по благоустройству, спортивный отряд, профильные отряды.

Осуществлять данную работу в течение многих лет нам помогает сотрудничество со следующими организациями:ТОС «Ботанический», Центр занятости населения Заельцовского района, МБУЗ ДГБ № 1, театр «Сердце детям», ДК «Энергия», театр «Старый дом», автогородок, бассейн «Бригантина», ДЮСШ № 1 «Лигр», библиотека им. С. Чекалина.

Также в мае социальным педагогом составляется план работы с учащимися «группы риска» в летний период, который включал следующие меры:

-составление списков занятости учащихся, состоящих на внутришкольном учете и учете ПДН, детей из семей, находящихся в социально опасном положении;

-трудоустройство учащихся через родителей, центр занятости населения, ТОС «Ботанический»;

-постоянный контроль учащихся, посещение семей учащихся «группы риска».

-посещение неблагополучных семей и семей, находящихся в социально опасном положении, 1 раз в неделю;

-поддерживать постоянный контроль с инспекцией по делам несовершеннолетних, с КДНиЗП;

-профориентационная работа- экскурсии по средним специальным учебным заведениям Новосибирска;

-беседы об уголовной и административной ответственности.

Все педагоги, работающие в ЛДП имеют опыт работы в пришкольных и загородных лагерях. В течение нескольких лет в лагере работали вожатыми обучающиеся нашей школы, прошедшие обучение в Школе отрядных вожатых в ЦРТДиЮ в течение года, участвующие регулярно в массовых мероприятиях школы и района.

Основными методами организации деятельности являются:

Метод игры (игры отбираются воспитателями в соответствии с поставленной целью);

Методы театрализации (реализуется через костюмирование, обряды, ритуалы);

Методы состязательности (распространяется на все сферы творческой деятельности);

Метод коллективной творческой деятельности (КТД).

Формы и методы работы:

Индивидуальные и коллективные формы работы в лагере осуществляются с использованием традиционных методов (беседа, наблюдение, поручение, конкурсы рисунков, плакатов, утренники, праздники, экскурсии); метод интерактивного обучения (социально-психологические тренинги, ролевые игры, дискуссии); в которых дети непросто «проходят» что-то, а проживают те или иные конкретные ситуации; методики коллективно-творческого воспитания одним из важнейших средств и методов организации воспитательного пространства является создание органов детского самоуправления-самостоятельности в проявлении инициативы, принятии решения и его самореализации.

Итак, работа ЛДП организуется по нескольким направлениям:

- лагерь «Цветик-семицветик»,

- бригада по благоустройству при ТОС «Ботанический»,

- 2 спортивных отряда (художественная гимнастика и лыжные гонки)

- профильные отряды.



Лагерь «Цветик-семицветик» формируется из детей 6 – 12 лет. Программа работы с этой категорией детей включает 3 основных направления: здоровый образ жизни, интеллектуально-творческое, нравственно-патриотическое. На протяжении ряда лет в лагере «Цветик-семицветик» сложился уклад: торжественное открытие и закрытие сезона, ежедневная зарядка, организационные линейки, Дни здоровья, Веселые старты, игры по ПДД, общелагерная спартакиада, различные конкурсы: рисунков, поделок из природного материала и другие, постановка спектаклей, проведение Дня города, Дня памяти, Дня защиты детей, беседы со специалистами и педагогами о здоровье, посещение спектаклей в театрах города и выезды в кинотеатры.

При формировании бригад по благоустройству и озеленению преимущество отдается учащимся, состоящим на внутришкольном учете и на учете в ПДН, учащимся из малообеспеченных семей, опекаемых в возрасте от 14 до 16 лет.

Работа организуется по графикам согласно нормативным положениям занятости учащихся с учетом их возраста. Количественный состав определяет центр занятости населения, который совместно с администрацией города осуществляет и финансирование

Для работы детей приобретается весь необходимый инвентарь (перчатки, халаты, инструменты, мешки для мусора). В течение июня бригадами по озеленению и благоустройству проводятся следующие работы: прополка сорняков и посадка растений на клумбе (площадь Ботсад), обрезка старых веток деревьев на пришкольной территории, благоустройство клумбы на территории Ботанического сада и детского городка в Тимирязевском сквере, ежедневная уборка детской площадки в Тимирязевском сквере. Совместно с ТОС Ботанический эти ребята организовывали и проводили праздники для ЛДП и жителей микрорайона День защиты детей и День города, а с ДЮСШ № 1 – День здоровья.

В течение нескольких лет в июне в июне, августе в школе работали добровольные ремонтные бригады, которые помогали в подготовке кабинетов к ремонту (вынос мусора, старой мебели, подготовка кабинетов к покраске).

Спортивные отряды включают в себя детей-спортсменов разных возрастов, классов, возглавляют отряды тренеры-преподаватели ДЮСШ № 1 «Лигр», ежегодно работающие на базе нашей школы. Ребята спортивных отрядов помимо ежедневных тренировок, участвуют во многих мероприятиях и праздниках ЛДП. Но, конечно, спорт для них на первом месте. Каждый тренер разрабатывает свою программу тренировок. Если гимнастки в основном находятся в спортивном зале, то лыжники участвуют в велопробегах в Заельцовском парке, гонках на роликах, различных лагерных спартакиадах.

Каждый год мы ищем новые формы работы в ЛДП. Это различные профильные смены, опробованные в наших ЛДП за последние несколько лет:

- профильный отряд «Юный химик». Участники – выпускники 7 класса (25 человек). Программа была рассчитана на 10 дней и предполагала ознакомительный курс занимательной химии «Химия вокруг нас», разработанный учителем химии.

- профильный отряд «Юный физик». Участники – ученики 6 классов (15 человек). Программа также была рассчитана на 10 дней и знакомила детей с занимательной физикой.

Обе программы предполагали не только теоретические сведения, но большей частью – практические занятия.

- летняя ремонтная мастерская мальчиков. Участники – ученики 10 класса, которые занимались сборкой новой мебели, выполнением мелких столярных ремонтных работ.

- профильный отряд «Патриотическая экспедиция». Участники – лекторская группа музея «Бригантина» , возглавляемая руководителем музея Семешко Г.Ф.( 6 человек). Ребята изучали историю Заельцовского района, готовили материалы для музея и школьной газеты о ветеране Великой Отечественной войны, долгое время проработавшем в нашей школе, Пухе Г.И. «Наш ветеран войны», о вкладе семей в строительство и жизнь города «Моя семья – моему городу», а также проводили викторины для малышей, конкурсы стихов, рисунков и фотографий о районе и городе. Лучшие детские работы были опубликованы в школьной газете «Шаг за шагом».

- профильный отряд «Репортер». Участники – обучающиеся 4 – 6 классов (12 человек). С 2007 года в нашей школе работал пресс – центр общешкольной газеты «Шаг за шагом», которая являлась не только печатным органом школы, ее летописью, вестником информации, способом самовыражения подростков, но и адаптационным пространством для перехода в мир взрослых. Ребята, работающие в газете, учились делать выбор и принимать решения, приобретали инструментальные знания, с помощью которых можно проектировать нечто новое, сочиняли, исследовали, наконец, просто участвовали в деятельности, которая им в данный момент по силам.

В мае 2008 года мы вне конкурса приняли участие в областном конкурсе ИКТ, посвященном Году семьи в России в номинации «Школьная газета» по теме «Наша школьная семья». Получили грамоту за активное участие в конкурсе.

В феврале 2009 года 8 номер газеты стал лауреатом городского конкурса «Здоровьесбережение в цифровом мире».

Два номера газеты, посвященные 65 – летию Победы в Великой Отечественной войне отправлены в сентябре 2009 года на конкурс «Областная патриотическая экспедиция «Молодежь Новосибирской области – 65 – летию Победы».

Ученики, которые начинали работать в газете заканчивали школу, необходимо было подготовить им смену, поэтому в летний период мы решили обучать учащихся среднего звена работе в газете.

Для этого была создана программа профильной школы «Репортер», которая позволяет детям не только применить свои знания, но быть активными, инициативными, способными принимать решения в трудной ситуации.

Ребята работали над темой «Мой дом – Новосибирск!». Организационная форма практической деятельности представляла собой деловую игру, моделирующую ситуацию взрослой жизни, и позволяла охватить достаточно широкий круг учащихся, различных по возрасту, по интересам, по социальному положению.

Результатом работы данного профильного отряда стало два летних спецвыпуска школьной газеты и большой итоговый номер о работе ЛДП.

Неоднократно мы принимали участие в районных и городских смотрах-конкурсах ЛДП (ДТДУМ «Юниор») в номинации «Открытый проект»» в направлении «Мой дом – Новосибирск!», занимая призовые места в районе.

Будущим летом мы собираемсят провести экологическую профильную смену. Уже разработана программа, согласована совместная деятельность с новосибирским зоопарком, институтом леса. У школы накопился достаточный опыт в проведении профильных смен. И в год экологического разнообразия наша летняя смена будет экологической.

В течение нескольких лет обучающиеся школы участвуют в акциях «Ботсаду – вторую жизнь», проводимых Новосибирской ассоциацией детских объединений, Артемом Скатовым, зоопарком; работают в кружке юннатов зоопарка, ухаживая за животными и участвуя в научно-практических конференциях района.

Каждое лето отряд детей совместно с ТОС Ботанический облагораживает территорию ботанического парка, вскапывает клумбы, высаживает растения. В школе разработана программа «Наша зеленая планета», по которой обучаются учащиеся 5 – 7 классов.

Наши задачи в нынешнем году: организовать учащихся и вовлечь их в процесс экологического движения; сформировать у детей не только экологическое сознание, но и активную жизненную позицию.



Ежегодно анализируя проведенную летом работу, мы приходим к выводу, что большинство детей настроены на доброе, весёлое общение. Воспитателей они видят доброжелательными и справедливыми. За время, пребывания в лагере, ребята заряжаются положительными эмоциями, приобретают много друзей. Проведённая с детьми воспитательная работа в лагере способствует развитию индивидуальных качеств личности ребёнка, формированию здорового образа жизни, достижению радостно- эмоционального состояния, активного общения, оказывает положительное воздействие на внутренний мир ребёнка, достижение гармонии с окружающими, природой и собой.
Список литературы:

  1. Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации»

  2. Программа «Наша новая школа»

  3. Федеральная целевая программа «Формирование установок толерантного сознания и профилактика экстремизма в российском обществе»

  4. Амонашвили Ш.А. Школа жизни. Трактат о начальной ступени образования, основанный на принципах гуманно-личностной педагогики. Изд-во Народное Образование. 1998 – 80 с.

  5. Берулава М.Н. Теория и практика гуманизации образования - М., Гелиос, 2000

  6. Е.В. Бондаревская «Теория и практика личностно-ориентированного образования» (2000)

  7. Программа «Лето в городе», Петрущенко Е. И. 2008 – 13 гг.




izumzum.ru