1 примерная образовательная программа курса для развития культуры энергосбережения и энергоэффективности среди учащихся начальных кл - polpoz.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Рабочая программа учебного курса «физическая культура» 6 1837.71kb.
Рабочая программа учебного предмета (курса) «Английский язык» (базовый... 3 559.66kb.
«Я б в лесничие пошел…» и провели для учащихся начальных классов... 1 25.16kb.
Е. А. Мясоедова 3 296.17kb.
Программа организации внеурочнойдеятельности учащихся начальной школы 5 1070.07kb.
Программы для общеобразовательных учреждений. Физика. Астрономия. 3 375.89kb.
Рабочая программа по учебному предмету «Музыка» составлена на основании... 1 323.3kb.
Рабочая программа по организации внеурочной деятельности обще-интеллектуальной... 2 530.02kb.
Программа курса по выбору «Музеи мира» предназначена для учащихся... 1 201.85kb.
Программа по предмету «Музыка» для 1-4 классах четырёхлетней начальной... 1 387.64kb.
Программа общеобразовательных учреждений «Комплексная программа физического... 1 319.59kb.
Спецификация 1 78.87kb.
1. На доске выписаны n последовательных натуральных чисел 1 46.11kb.

1 примерная образовательная программа курса для развития культуры энергосбережения - страница №1/6


Доработанное методическое приложение
ГК № 10.Р20.11.0001 от 30 июля 2012 г.


ДОРАБОТАННОЕ МЕТОДИЧЕСКОЕ ПРИЛОЖЕНИЕ
СОДЕРЖАНИЕ


ВВЕДЕНИЕ 2

1 ПРИМЕРНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА КУРСА
ДЛЯ РАЗВИТИЯ КУЛЬТУРЫ ЭНЕРГОСБЕРЕЖЕНИЯ
И ЭНЕРГОЭФФЕКТИВНОСТИ СРЕДИ УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ 4


1.1 Целевой раздел 4

1.1.1 Пояснительная записка 4



1.1.2 Планируемые результаты освоения обучающимися образовательной программы курса «Учимся беречь энергию» 8

1.1.3 Система оценки достижения планируемых результатов освоения образовательной программы курса «Учимся беречь энергию» 13

1.2 Содержательный раздел 15

1.2.1 Программа учебного курса по развитию культуры энергосбережения и энергоэффективности среди учащихся начальных классов, ориентированную на достижение личностных, предметных и метапредметных результатов 15

1.2.2 Учебно-тематический план 17

1.3 Организационный раздел 71

1.3.1.Общие рамки организации образовательного процесса 71

1.3.2. Механизм реализации Примерной образовательной программы «Учимся беречь энергию» 72

2 МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ИСПОЛЬЗОВАНИЮ ПЕЧАТНОГО УЧЕБНОГО ПОСОБИЯ
И ЭЛЕКТРОННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ИЗДАНИЯ ДЛЯ РАЗВИТИЯ КУЛЬТУРЫ ЭНЕРГОСБЕРЕЖЕНИЯ И ЭНЕРГОЭФФЕКТИВНОСТИ СРЕДИ УЧАЩИХСЯ
НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ
В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ 74


2.1 Методические рекомендации по проведению тематических уроков для развития культуры по энергосбережению и энергоэффективности в учебном процессе 74

2.2 Рекомендации по организации индивидуальной и коллективной работы учащихся начальных классов 98

2.2.1 Организация индивидуальной (самостоятельной) работы учащихся на уроке 98



2.3 Общие рекомендации по организации урочной и внеурочной деятельности с использованием печатного учебного пособия и электронного образовательного издания 106

2.3.1 Организация самостоятельной деятельности учащихся начальной школы вне урока 110

2.3.2 Методические рекомендации по организации учебного процесса в условиях различных вариантов организации учебного процесса 112

2.4 Возрастные и психофизиологические особенности детей начального школьного возраста и специфика методики работы с учащимися начальной школы 120

2.4.1 Специфика методики работы с учащимися начальной школы 128

2.4.2 Особенности усвоения детьми специфической образовательной области (энергосбережение и энергоэффективность) 130

2.4.3 Специфика работы с разными средствами предъявления информации 132

2.4.4 Общие подходы, учитывающие различные варианты оснащения учебного процесса средствами ИКТ 133

2.4.5 Особенности разработки методических рекомендаций 136

2.4.6 Рекомендации по использованию 137

ЛИТЕРАТУРА 137



ВВЕДЕНИЕ


Энергосбережение с каждым годом становится все более насущной проблемой. Основными вопросами предмета «Учимся беречь энергию» (www.edusaveenergy.ru) являются актуальность энергосбережения и, не только отраслевой характер этой проблемы, но и общая значимость рационального использования энергоресурсов для нашей страны и мирового сообщества, а также топливно-энергетические ресурсы, способы получения, преобразования, передачи и использования энергии.

В настоящее время во всем мире произошло обострение экологической ситуации, во многом обусловленной увеличением энергопотребления, истощением невозобновляемых природных ресурсов и загрязнением окружающей среды отходами энергетических производств. В связи с этим возникла необходимость рационального и экономного и ответственного использования природных ресурсов в экономике страны.

Рассматривая вопросы о местных видах топлива и возобновляемых источниках энергии учащимся необходимо разъяснить, что на современном этапе реальными видами топливно-энергетических ресурсов могут быть древесина и древесные отходы, биомасса и гидроэнергия (малые электростанции), в определенной мере торф и лигнин. Возможности энергии ветра и Солнца при сегодняшнем уровне развития технологий весьма ограничены, хотя научные исследования и разработки во всем мире и в нашей стране в этом направлении ведутся довольно интенсивно.

Возникновение этих проблем в значительной мере обусловлено социальными факторами. Поэтому и решение их должно реализовываться не только техническими средствами, но и путем изменения системы ценностей по отношению к окружающей среде, т.е. ключ к решению этих задач - формирование нового менталитета общества.

Известно, что экономия достигается снижением потерь, использованием ресурсосберегающих технологий, эффективным ведением хозяйства. В связи с этим особую значимость приобретает формирование нового сознания у подрастающего поколения, сохранность и экономное использование энергии и природных ресурсов.

Перед учителем стоит важная задача — воспитание нового поколения, которое, внедряя и используя современные технологии во всех отраслях хозяйства, в то же время будет понимать важность экономии энергоресурсов, так как, обладая ими, государство обеспечивает свою энергетическую безопасность. Для учащихся должно стать очевидным: от отношения к имеющимся в распоряжении человека ресурсам зависит не только наше собственное благополучие, но и благосостояние последующих поколений.

Методическое приложение предназначено для размещения в интернете в разработанной в рамках настоящего проекта специализированной автоматизированной системы для методической поддержки. Методическое приложение включает примерную образовательную программу курса и рекомендации по проведению тематических уроков по энергосбережению и энергоэффективности, по использованию электронного образовательного издания в практической деятельности педагогов и самостоятельной работе учащихся.

1 ПРИМЕРНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА КУРСА
ДЛЯ РАЗВИТИЯ КУЛЬТУРЫ ЭНЕРГОСБЕРЕЖЕНИЯ
И ЭНЕРГОЭФФЕКТИВНОСТИ СРЕДИ УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ



1.1 Целевой раздел

1.1.1 Пояснительная записка


Рациональное использование энергии – приоритет государственной политики развитых стран мира. Энергосбережение – это образ жизни общества в целом и каждого человека, вырабатывающий определенный алгоритм поведения. Каким будет будущее нашей страны, во многом зависит от ценностных основ поведения, которые закладываются в сознании детей еще в дошкольных и общеобразовательных учебных заведениях. Человечество продолжает использовать все сокращающиеся запасы ископаемого топлива. Все больше людей понимают, что будущее – за возобновляемыми, экологически чистыми видами получения энергии: солнечной, ветровой, волновой и другими. Кроме того, необходимо задуматься, что очень часто в быту и на производстве мы бездумно тратим гораздо больше энергии, чем ее реально необходимо использовать.

Осознание каждым отдельным человеком необходимости перехода от потребительского отношения к природе к совместному гармоничному развитию природы и человека, природы и общества рассматривается как одно из условий устойчивого развития человечества. Именно поэтому в настоящее время возросла значимость поиска путей решения экологических проблем, в том числе энергетических и проблем энергосбережения.

Сегодня разработано множество эффективных методов для сбережения энергии и снижения ее потребления в жилых помещениях, производственных процессах, индивидуальном использовании. Но очень мало людей знакомы с этими методами и еще меньше используют их, поэтому перед современными общеобразовательными учреждениями стоит задача воспитания у подрастающего поколения гражданской позиции и навыков рационального и экономного использования топливно-энергетических ресурсов как неотъемлемой части энергосберегающей политики нашего государства.

В настоящее время в образовательных учреждениях общего образования одним из направлений образовательной деятельности является информационно-разъяснительная деятельность, ориентированная на  формирование и развитие у школьников культуры энергосбережения, которая осуществляется в рамках разрабатываемых и реализуемых в образовательных учреждениях общего образования Программ Энергосбережения во исполнении Федерального закона РФ №261-ФЗот 32.11.2009 г. «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ» (далее - ФЗ № 261)  в частности статьи 22  , регламентирующей обеспечение мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности. Значимость формирования культуры энергосбережения, популяризации и пропаганде знаний и умений по энергосбережению и энергетической эффективности среди учащихся школ  возрастает в контексте вступления России во Всемирную торговую организацию.

Начальная школа является важным этапом интеллектуального развития, периодом интенсивного приобретения знаний и становления мировоззрения человека. Именно в этом возрасте происходит накопление («впитывание») моральных ценностей и норм поведения, что определяет младший школьный возраст как наиболее благоприятный для знакомства с вопросами бережного отношения к окружающей природе, формирования и развития культуры энергосбережения и повышения энергетической эффективности. Следует отметить, что в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (далее – ФГОС НОО) вопросы энергосбережения и повышения энергетической эффективности включены в программу духовно-нравственного развития и воспитания, а также программу формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни. При этом Программы должны реализовываться «в единстве урочной, внеурочной и внешкольной деятельности, в совместной педагогической работе образовательного учреждения» [1]. Как следствие, в начальной школе вопросы энергосбережения и повышения энергоэффективности могут быть интегрированы в содержание обучения таких учебных предметов как окружающий мир, технология, математика, чтение и русский язык. Одновременно знакомство с этими важными проблемами может осуществляться в рамках внеклассных мероприятий и внеурочной деятельности (кружки, факультативы, проектная деятельность). Такой подход обеспечит целенаправленное и системное формирование культуры энергосбережения и повышения энергетической безопасности у учащихся начальной школы.

Все выше сказанное подтверждает необходимость и актуальность практической реализации образовательной программы учебного курса «Учимся беречь энергию», ориентированного на формирование и развитие культуры энергосбережения и энергоэффективности учащихся начальной школы.



Отличительными особенностями и новизной программы является:

  • деятельностный подход к воспитанию и развитию ребенка;

  • принцип комплексного развития личности ребенка как общая научно-методическая основа разработки образовательной программы;

  • принцип междисциплинарной интеграции – применим к смежным учебным предметам (технология и окружающий мир, окружающий мир и литератур);

  • принцип креативности – предполагает максимальную ориентацию на развитие творчества ребенка;

  • принцип вертикальной межпредметности – предполагает ориентацию на подготовку учащихся к изучению естественно-научных дисциплин основной школе (география, физика, химия, биология, технология);

  • принцип перспективности – реализуется через возможность установления преемственных связей, как между учебными предметами начальной школы, так и основа для обеспечения успешного изучения соответствующих естественнонаучных предметов в основной школе).

Цель образовательной программы учебного курса «Учимся беречь энергию»: создание условий для формирования у учащихся начальной школы культуры энергосбережения и энергоэффективности.

Задачи образовательной программы учебного курса «Учимся беречь энергию»:



  • формирование представлений о том, что такое энергия, как она связана с работой, какие виды энергии можно выделить и как один вид энергии переходит в другой;

  • формирование системы представлений об источниках энергии и их использовании;

  • формирование знаний о средствах, которые могут быть использованы для измерения энергии, в том числе энергии, потребляемой в жилище человека (дом, квартира), в школе и т.д.;

  • формирование знаний о способах экономии разных видов энергии и ее источников;

  • формирование простейших умений экономии разных видов энергии в быту;

  • развитие умений использования информационно-коммуникационных технологий;

  • формирование мышления, воображения, речи учащихся начальной школы, их эрудиции и общей культуры.

Значимость образовательной программы учебного курса «Учимся беречь энергию» определяется вкладом в экологическое воспитание школьников, в том числе в воспитание бережного отношения к энергии, в формирование у младших школьников элементарных умений предвидеть последствия своего поведения, сравнить свои действия с энергосберегающими нормами поведения в окружающей среде.
следующая страница >>


izumzum.ru