1. Правовая политика 3 Конституция РФ 9 - polpoz.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
1. Правовая политика 3 Конституция РФ 9 - страница №1/1

Содержание


Введение 2

1.Правовая политика 3

2.Конституция РФ 9

Заключение 18

Список использованной литературы 19



Введение

В настоящее время Россия находится на пути становления правового государства и гражданского общества, государства и общества, в котором право занимает главенствующую позицию и в котором права и свободы человека и гражданина, и гарантии их выполнения являются приоритетом. Правовая политика - наиболее приемлемая, разумная, эффективная и цивилизованная форма руководства обществом в условиях построения правового государства, свободных экономических отношений.




  1. Правовая политика

Политика осуществляется в различных сферах жизнедеятельности общества и в этой связи может иметь разную природу и направленность. Как известно, бывает политика социальная, экономическая, национальная и т. п.

Сейчас на первый план все больше и больше выходит политика правовая, ибо в современных условиях без нее невозможно цивилизованно и гарантированно реализовать все остальные виды политики. Непродуманная и слабая правовая политика, сопряженная с несовершенной и пробельной юридической базой, с противоречиями в правовых актах, с нечеткими приоритетами ведет к сбоям и в осуществлении политики социальной, экономической и проч.

Кроме всего прочего, роль права в жизни российского общества резко возросла, увеличились потоки правовой информации, значительно больше стало приниматься разного рода правовых актов, повысился статус ряда нормативных актов, складывается новая нормативно-правовая ситуация. Это связано еще и с тем, что наше общество, физические и юридические лица активнее стали использовать право для решения насущных проблем, для разрешения разного рода конфликтов, выше стали ценить «миротворческие» юридические средства.

На наш взгляд, правовая политика — это научно обоснованная, последовательная и системная деятельность государственных и муниципальных органов по созданию эффективного механизма правового регулирования, по цивилизованному использованию юридических средств в достижении таких целей, как наиболее полное обеспечение прав и свобод человека и гражданина, укрепление дисциплины, законности и правопорядка, формирование правовой государственности и высокого уровня правовой культуры и жизни общества и личности.

Правовая политика призвана управлять процессами правового развития конкретной страны, повышать степень упорядоченности и организации юридического бытия.

Правовая политика представляет собой систему приоритетов в юридической деятельности, в правовой сфере, основывается на принципах конституции и общепризнанных нормах международного права, находит свое преимущественное выражение в правовых актах конкретной страны. Она ориентирует общество и соответствующие органы государства и местного самоуправления на решение актуальных проблем — на защиту прав и законных интересов субъектов, прогрессивно-юридическое развитие той или иной страны и совершенствование ее правового регулирования. Правовая политика необходима для формирования полноценной и эффективной правовой системы страны и региона.

Правовая политика есть обусловленная системой основополагающих политико-правовых идей и принципов сознательно- волевая, последовательная деятельность субъектов правовой действительности, направленная на научно обоснованное использование права для надлежащей организации общественной жизни. В связи с проводимыми в России политико-правовыми преобразованиями выработка научно обоснованной и эффективной правовой политики становится первоочередной задачей современной юридической науки и практики. От степени решения этой задачи зависит легитимный характер реформ и их проведение в правовом русле.

В формировании и реализации правовой политики в большей или меньшей степени принимают участие все субъекты политико-правовой жизни. От высших представительных органов государства, определяющих стратегию правовой политики, до органов управления, реализующих тактику, и до отдельного гражданина. Особая роль среди них отводится правотворческим и правоприменительным органам, которые, формируя и реализуя основные направления правовой политики, создают правовые предписания и методами убеждения и принуждения добиваются их претворения в жизнь.

В процессе формирования правовой политики определяются виды общественных отношений, подлежащих правовому урегулированию, планируется правотворческая деятельность, устанавливаются режимы регулирования различных отношений, задачи правоприменительным органам, разрабатываются меры по борьбе с преступностью и т. д. Влияние политики на право особенно проявляется в публичном праве, отражающем особенности взаимодействия государства с иными субъектами общественной жизни. Такая политизация объясняется законодательным закреплением в его содержании юридических основ существующего общественно-политического строя. Конституция становится основой существующей правовой ноли- тики.

Накопившиеся проблемы и кризисные явления в развитии российского общества ставят перед правовой политикой первоочередные задачи и определяют ее приоритеты:


  • преодоление затянувшегося бессилия власти и усиление ее координирующей роли на основе общенационального представительства;

  • борьба с бюрократизмом и коррупцией, минимизация отчуждения власти от насущных интересов населения;

  • выравнивание баланса в разделении властей и разрешение проблем федерального устройства;

  • поиск оптимального взаимодействия государства, права и общества;

  • улучшение качества принимаемых правовых актов и повышение профессионализма законодателей и правоприменителей;

  • устранение разрыва между декларацией прав человека и практикой их реального использования, усиление нравственных основ в правовой политике и стимулирование социальной активности личности;

  • укрепление законности, правопорядка и реальной демократии.

Правовая политика весьма разнообразна по своей природе. В зависимости от сферы осуществления она может быть конституционной, уголовной, семейно-брачной, финансовой, налоговой, таможенной, банковской и т. п.; в зависимости от содержания — законодательной, исполнительной, судейской, прокурорской, нотариальной и т. д.; в зависимости от целей — текущей и перспективной; в зависимости от функций — праворегулятивной и правоохранительной и проч.

Формы и принципы правовой политики

Правовая политика современной России должна складываться из следующих основных направлений, которые вполне могут считаться формами ее реализации.

Правотворческая форма воплощается преимущественно в принятии, изменении и отмене нормативных актов и договоров. Главная проблема здесь заключается не в количестве нормативных актов и договоров, а в том, чтобы они были увязаны в единую систему. Особенно бурно данная форма развивается сейчас в субъектах Федерации. Впервые регионы получили право принимать законы — нормативные акты высшей юридической силы. Однако они оказались в принципе не готовы к этому, ведь законотворчество предполагает подготовленные кадры творцов права, достаточно высокий уровень правосознания и правовой культуры регионального депутатского корпуса.

Правоприменительная форма преимущественно воплощается в правоприменительных актах, документах индивидуального, персонифицированного характера. Особенностью данной формы является то, что в современных условиях значительно расширился субъектный состав правоприменения. Теперь активно, но не всегда, к сожалению, законно применяют право и негосударственные структуры: органы местного самоуправления, руководители частных фирм, банков, общественных объединений и т. п.

Правоинтерпретационная форма преимущественно воплощается в актах толкования правовых норм (интерпретационных актах). Особенностью данной формы выступает то, что после создания Конституционного Суда РФ и соответствующих судов субъектов Федерации (конституционных либо уставных) названное направление правовой политики вышло на новый уровень развития, ибо связано с формированием прецедентного права.

Доктринальная форма преимущественно воплощается в проектах правовых актов, в научном предвидении развития юридических ситуаций. Юридическая наука — важнейшее направление правовой политики, так как именно здесь разрабатывается идеология права как социального института, его цели, функции, принципы, дух и смысл, формируются новые отрасли, институты и нормы права, новые юридические конструкции, понятия, инструменты, прогнозируется эволюция юридических технологий и правовой жизни. Юридические воззрения и концепции чрезвычайно значимы для формирования модели правового регулирования, для совершенствования законодательства, для оптимизации методологии толкования юридических норм, для правореализационного процесса.

Правообучающая форма проявляется в подготовке юристов нового поколения, готовых творчески действовать в новой политико-правовой ситуации. Сейчас, как никогда, повышается роль высшего юридического образования, которое должно вырабатывать иммунитет у студентов-выпускников к негативным сторонам имеющейся юридической практики.

Существуют следующие принципы выстраивания правовой политики в современной России:


  • четкое обозначение приоритетов юридической деятельности, которые должны вытекать из целей и задач Российского государства;

  • предвидение будущих юридических «ходов» субъектов политики и соответствующее их воплощение в жизнь;

  • ориентация на достижимые в данной ситуации цели и применение реальных юридических средств;

  • комплексное и взаимообеспечивающее использование форм реализации правовой политики (правотворческой, правоприменительной, правоинтерпретационной, доктринальной, правообучаюшей);

  • повышение качества и уровня правовой жизни общества и личности как результаты правовой политики, что выражается в уверенности граждан, в гарантирование их статуса, в возможности планировать свою жизнедеятельность на перспективу, в согласованности и предсказуемости действий власти.



  1. Конституция РФ

Конституция РФ - основной закон государства, обладающий высшей юридической силой, закрепляющий и регулирующий базовые общественные отношения в сфере правового статуса личности, институтов гражданского общества, организации государства и функционирования публичной власти.

Именно с понятием конституции связана ее сущность: основной закон государства призван служить главным ограничителем для власти в ее отношениях с человеком и обществом.

Сущность Конституции РФ состоит в том, что она призвана закрепить конституционный строй и его основы, права и свободы человека и гражданина, основы организации государства, а также основы организации осуществления власти (публичной власти).

Конституция РФ – это основной закон общества и государства. Присущие Конституции свойства основного закона обусловлены тем, что она в самом обобщенном виде закрепляет основные итоги проведенных или проводимых в стране экономических, политических, социально-культурных преобразований, а также итоги предшествующего развития всей правовой системы.

Как основному закону Конституции характерны следующие особенности:

Конституция регулирует самую широкую сферу общественных отношений, затрагивающих интересы всех граждан.

Конституция закрепляет основы политической организации общества и основы экономического устройства государства.

Только Конституция определяет основные направления законодательной, исполнительной и судебной деятельности органов государства.

Только Конституция регламентирует вопросы, имеющие важное значение для внешнеполитической деятельности государства (в том числе вопросы закрепления символики государства).

Особый порядок принятия и изменения Конституции.

Юридические свойства Конституции РФ, т. е. характерные признаки, определяющие качественное своеобразие этого документа:

выступает в качестве основного закона государства;

обладает высшей юридической силой (юридическое верховенство);

является основой всей правовой системы страны;

стабильность.

Конституция РФ является Основным Законом страны. Несмотря на то, что в официальном названии и тексте этот термин отсутствует (в отличие, например, от Конституции РСФСР 1978 г., конституций некоторых республик – субъектов РФ или конституций ФРГ, Монголии, Гвинеи и других государств), это свойство вытекает из самой правовой природы и сущности конституции.

Конституция РФ обладает высшей юридической силой по отношению ко всем остальным правовым актам: ни один правовой акт, принимаемый в стране (федеральный закон, Указ Президента РФ, Постановление Правительства РФ, акт регионального, муниципального или ведомственного правотворчества, договор, судебное решение и т. д.), не может противоречить Основному Закону, а в случае противоречия (юридических коллизий) приоритет имеют нормы Конституции. О верховенстве Конституции РФ говорится непосредственно в конституционном тексте (ч. 2 ст. 4, ч. 1,2 ст. 15)1. Обеспечение юридического верховенства Конституции РФ – задача всех без исключения государственных органов и должностных лиц, однако ведущее место в механизме охраны Конституции принадлежит специализированному органу конституционного контроля – Конституционному Суду РФ.

Конституция РФ – ядро правовой системы государства, основа развития текущего (отраслевого) законодательства. Помимо того что Конституция РФ закрепляет компетенцию различных органов публичной власти по нормотворчеству, определяет главные цели такого нормотворчества, сферы общественных отношений, которые должны быть урегулированы федеральными конституционными законами, федеральными законами, указами Президента РФ, нормативными правовыми актами органов государственной власти субъектов РФ, она содержит и многие базовые положения для развития других отраслей права.

Так, гражданское законодательство России построено с учетом конституционных принципов многообразия и равенства форм собственности, единства экономического пространства, свободы экономической деятельности и предпринимательства, поддержки добросовестной конкуренции (ст. 8, 34, 35 и др.).

Трудовое законодательство построено на основе конституционных положений о свободе труда, праве на отдых, на ежегодный оплачиваемый отпуск, на разрешение трудовых споров и др. (ст. 37).1

Семейное законодательство не может не учитывать положения ст. 38 Конституции РФ о государственной защите семьи, материнства и детства, основных правах и обязанностях родителей и детей и т. д.2

Таким образом, Конституция РФ является основным источником не только конституционного права, но и всех других отраслей российской системы права. При этом конституционные нормы имеют учредительный характер, являются первичными, для Основного Закона страны нет каких-либо иных предписаний позитивного права (иногда учредительный характер предписаний выделяется в качестве самостоятельного свойства Конституции).

Стабильность Конституции проявляется в установлении особого порядка ее изменения (по сравнению с законами и иными правовыми актами). Как Основной Закон государства, ядро правовой системы Конституция РФ должна быть ограждена от частого и произвольного изменения в угоду различным политическим силам, сменяющим друг друга у власти в стране.

С точки зрения порядка изменения российская Конституция является «жесткой» (в отличие от «мягких», или «гибких», конституций некоторых государств – Великобритании, Грузии, Индии, Новой Зеландии и др., где изменения в Конституцию вносятся в том же порядке, что и в обычные законы, или по достаточно простой процедуре). Жесткость Конституции РФ проявляется в материальном и процессуальном аспектах:

Конституция РФ содержит так называемые «защищенные» положения, которые не могут быть изменены путем внесения поправок в конституционный текст. Это гл. 1 «Основы конституционного строя», гл. 2 «Права и свободы человека и гражданина» и гл. 9 «Конституционные поправки и пересмотр Конституции». Положения данных глав могут быть изменены только путем принятия новой Конституции страны, т. е. законотворческая функция парламента в этом случае ограничена. Остальные главы Конституции (гл. 3–8) могут быть изменены Федеральным Собранием, однако по более сложной процедуре. В связи с изложенным следует различать понятия «пересмотр Конституции» (если речь идет о внесении изменений в «защищенные» главы) и «внесение поправок к Конституции» (если имеются в виду изменения гл. 3–8).

Круг субъектов права законодательной инициативы сужен. Если по общему правилу таким правом обладают Президент РФ, Совет Федерации и каждый из его членов, каждый депутат Государственной Думы, Правительство РФ, законодательные (представительные) органы субъектов РФ, а также Конституционный Суд РФ, Верховный Суд РФ и Высший Арбитражный Суд РФ по вопросам своего ведения (ч. 1 ст. 104 Конституции РФ), то инициировать внесение изменений в Конституцию страны (выступать в качестве субъектов конституционной законодательной инициативы) могут только Президент Российской Федерации, Совет Федерации, Государственная Дума, Правительство Российской Федерации, законодательные (представительные) органы субъектов Российской Федерации, а также группа численностью не менее одной пятой членов Совета Федерации или депутатов Государственной Думы (ст. 134 Конституции). В соответствии с ч. 3 ст. 92 Конституции РФ исполняющий обязанности Президента РФ (Председатель Правительства РФ) не вправе вносить предложения о поправках и пересмотре положений Основного Закона.

Существенно различаются процедуры пересмотра Конституции РФ и внесения в нее поправок. Если предложение о пересмотре положений глав 1, 2 и 9 Конституции Российской Федерации будет поддержано тремя пятыми голосов от общего числа членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы, то в соответствии с федеральным конституционным законом созывается Конституционное Собрание.

Конституционное Собрание либо подтверждает неизменность Конституции Российской Федерации, либо разрабатывает проект новой Конституции Российской Федерации, который принимается Конституционным Собранием двумя третями голосов от общего числа его членов или выносится на всенародное голосование. При проведении всенародного голосования Конституция Российской Федерации считается принятой, если за нее проголосовало более половины избирателей, принявших участие в голосовании, при условии, что в нем приняло участие более половины избирателей.

Порядок изменения положений гл. 3–8 Конституции РФ определен в ст. 136 Основного Закона и в Федеральном законе от 04.03.1998 № 33-ФЗ «О порядке принятия и вступления в силу поправок к Конституции Российской Федерации». Такие изменения вносятся путем принятия специальных законов о поправках. Обязательные процедурные требования здесь следующие: одобрение большинством не менее 2/3 голосов от общего (т. е. конституционно установленного) числа депутатов Государственной Думы и 3/4 голосов от общего числа членов Совета Федерации, а также органами законодательной власти не менее чем 2/3 субъектов РФ (принять решение об одобрении либо неодобрении поступившего из Совета Федерации закона о поправках региональные парламенты должны в течение года).1

В отношении принятых законов о поправках Президент РФ не обладает правом вето: в течение 14 дней они должны быть подписаны им и обнародованы. В месячный срок после вступления в силу закона о поправках Президент РФ должен официально опубликовать новый (измененный) текст Конституции РФ. В случае, если закон о поправке (поправках) к Конституции РФ не получит одобрения законодательных (представительных) органов государственной власти не менее чем 2/3 субъектов РФ, повторное внесение в Государственную Думу предложения о данной поправке (данных поправках) допускается не ранее чем через один год со дня установления результатов рассмотрения закона региональными парламентами. Результаты рассмотрения устанавливает и объявляет Совет Федерации, при этом постановление Совета Федерации об установлении результатов рассмотрения в течение семи дней со дня его принятия может быть обжаловано в Верховном Суде РФ Президентом РФ или законодательным органом любого субъекта РФ.

Указанный жесткий порядок изменения Конституции РФ не касается порядка изменения лишь одной конституционной нормы – ч. 1 ст. 65, определяющей состав Российской Федерации. Изменения в эту статью вносятся либо на основании федерального конституционного закона об изменении состава Российской Федерации, либо указом Президента на основании решения органа государственной власти субъекта РФ об изменении своего наименования.

Рассмотренный сложный порядок изменения российской Конституции призван обеспечить стабильность политической и правовой системы, Основного Закона государства вообще и базовых принципов (основ конституционного строя, составляющих правового статуса личности) в особенности.

Рассмотренные сущность и юридические свойства Конституции РФ полностью применимы к характеристике конституции (устава) каждого субъекта РФ, который, являясь основным законом соответствующего субъекта, занимает особое (центральное) место в его правовой системе.


Используя текст Конституции РФ, конституцию либо устав своего субъекта, монографическую и учебную литературу, проанализируйте способ разграничения компетенции между федеральными органами и органами субъекта федерации в РФ. Что такое исключительная компетенция, компетенция совместная и остаточная компетенция.
Разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти ее субъектов — это принцип федеративного устройства России. Федеративная природа российского государства, наличие в нем двух уровней осуществления государственной власти (федерального и субъектов РФ) обусловливает необходимость разграничения предметов ведения и полномочий между этими уровнями власти. Конституция РФ (статья 5) говорит о равноправии всех субъектов федерации, в том числе в их взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти. Тем не менее, исторически сложившаяся асимметричность федерации сказывается на правовом статусе ее субъектов, но при этом не затрагивает основных аспектов реализации принципа равноправия.

Конституция РФ наделяет субъектов федерации широкой компетенцией, в которую входят предметы совместного ведения с федерацией (статья 72) и исключительная компетенция субъектов федерации, к которой отнесено все то, что не входит в компетенцию федерации и совместную компетенцию федерации и ее субъектов. Права выхода из Российской Федерации ее субъекты не имеют, как, впрочем, и члены всех других существующих федеративных государств. Принятие в Российскую Федерацию и образование в ее составе нового субъекта осуществляется в порядке, установленном федеральным конституционным законом.

Рассмотрим разграничения компетенции между федеральными органами и органами субъекта федерации в РФ на примере Свердловской области.

Предметы ведения Свердловской области определяются, исходя из разграничения предметов ведения между Российской Федерацией и ее субъектами, установленного Конституцией Российской Федерации, Федеративным договором и иными договорами по разграничению предметов ведения и полномочий.

Предметы совместного ведения Российской Федерации и Свердловской области определяются Конституцией Российской Федерации.

Вне пределов ведения РФ и полномочий РФ по предметам совместного ведения Российской Федерации и Свердловской области Свердловская область обладает всей полнотой государственной власти на своей территории.

В ее ведении находятся:

а) принятие и изменение Устава, законов и иных нормативных правовых актов Свердловской области, контроль за их соблюдением и исполнением;

б) определение административно-территориального устройства области;

в) установление системы областных органов государственной власти, порядка их организации и деятельности на основании общих принципов организации системы органов государственной власти, формирование областных органов государственной власти;

г) управление и распоряжение государственной собственностью Свердловской области;

д) определение направлений социально-экономического развития Свердловской области, утверждение и выполнение программ социально-экономического развития Свердловской области; утверждение и выполнение областных государственных целевых программ Свердловской области;

е) иные вопросы, находящиеся вне предметов ведения Российской Федерации и ее полномочий по предметам совместного ведения Российской Федерации и Свердловской области (статья 23 Областного закона «Об уставе Свердловской области»

В совместном ведении Российской Федерации и Свердловской области находятся:

а) обеспечение соответствия Устава, законов и иных нормативных правовых актов Свердловской области Конституции Российской Федерации и федеральным законам;

б) защита прав и свобод человека и гражданина; защита прав национальных меньшинств, обеспечение законности, правопорядка, общественной безопасности, режим пограничных зон;

в) вопросы владения, пользования и распоряжения землей, недрами, водными и другими природными ресурсами;

г) разграничение государственной собственности;

д) природопользование; охрана окружающей среды и обеспечение экологической безопасности; особо охраняемые природные территории; охрана памятников истории и культуры;

е) общие вопросы воспитания, образования, науки, культуры, физической культуры и спорта;

ж) координация вопросов здравоохранения; защита семьи, материнства, отцовства и детства; социальная защита, включая социальное обеспечение;

з) осуществление мер по борьбе с катастрофами, стихийными бедствиями, эпидемиями, ликвидация их последствий;

и) установление общих принципов налогообложения и сборов в Российской Федерации;

к) и др.


Заключение

Правовая политика - это комплекс идей, мер, задач, целей, программ, методов, установок, реализуемых в сфере действия права и посредством права, особая форма выражения государственной политики, средство юридической легитимации, закрепления и осуществления политического курса страны, воли ее официальных лидеров и властных структур.

Среди разновидностей правовой политики обычно выделяют законодательную, уголовную, исправительную, судебную, следственную, надзорную, правоохранительную и др.

Сущность Конституции РФ состоит в том, что она призвана закрепить конституционный строй и его основы, права и свободы человека и гражданина, основы организации государства, а также основы организации осуществления власти (публичной власти).



Конституция РФ – это основной закон общества и государства. Присущие Конституции свойства основного закона обусловлены тем, что она в самом обобщенном виде закрепляет основные итоги проведенных или проводимых в стране экономических, политических, социально-культурных преобразований, а также итоги предшествующего развития всей правовой системы.

Список использованной литературы





  1. Конституция Российской Федерации от 12.12.1993 г. с учетом поправок, внесенных законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 г.

  2. Федеральный закон от 04.03.1998 N 33-ФЗ "О порядке принятия и вступления в силу поправок к Конституции Российской Федерации"// "Российская газета", 1998 г. N 46.

  3. Авсеенко В.И. Конституционное право России: Учебник для вузов (под ред. А.С. Прудникова, В.И. Авсеенко). Изд. Юнити-дана, 2007. – 767 с.

  4. Баглай М.В. Конституционное право Российской Федерации: Учеб. для вузов. М., 2004.

  5. Козлова, Е. И. Конституционное право России: учебник / Е. И. Козлова, О. Е. Кутафин; Моск. гос. юрид. акад. - 4-е изд., перераб. и доп. - М.: ТК Велби : Проспект, 2008. - 608 с.

  6. Козлихин И.Ю. Право и политика. СПб., 1999.

  7. Матузов Н.И. Понятие и основные приоритеты российской правовой политики // Правоведение. 1997. N 4.

  8. Политология для юристов: Курс лекций / Под ред. Н.И. Матузова и А.В. Малько. М., 1999.

  9. Политика. Власть. Право: Сборник научных статей. СПб., 1998.

  10. Право и политика в современной России / Под ред. В.Н. Кудрявцева. М., 1999.





izumzum.ru