1 Пояснительная записка Основная образовательная программа основного общего образования мбоу лицей с - polpoz.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Основная образовательная программа основного общего образования амоу... 10 3676.75kb.
Основная образовательная программа начального общего образования 8 1532.82kb.
Примерная программа основного общего образования по физике vii—ix... 1 179.63kb.
2012г Основная образовательная программа начального общего образования 12 3286.6kb.
Пояснительная записка к основной образовательной программе 15 3670.86kb.
«Пояснительная записка», где охарактеризован вклад курса в достижение... 1 76.1kb.
Пояснительная записка Программа по литературе составлена в соответствии... 2 689.73kb.
Примерная программа основного общего образования по направлению «технология. 6 628.38kb.
Пояснительная записка Статус документа 3 383.24kb.
Основная образовательная программа начального общего образования... 18 8095.98kb.
Пояснительная записка Рабочая программа составлена в соответствии... 1 61.39kb.
Мбоу «Бокситогорская гимназия» Всероссийская олимпиада школьников... 1 33.86kb.
1. На доске выписаны n последовательных натуральных чисел 1 46.11kb.

1 Пояснительная записка Основная образовательная программа основного общего образования - страница №6/7


Организация внеурочной деятельности
В 5-х классах реализуется в формах, отличных от классно-урочной, интеграционная модель внеурочной деятельности. Она позволяет обеспечить благоприятную адаптацию ребенка в школе, оптимизировать учебную нагрузку обучающихся, улучшить условия для развития ребенка, учесть возрастные и индивидуальные особенности обучающихся. Внеурочная деятельность школьников направлена на достижение школьниками результатов основной образовательной программы.

В соответствии с требованиями ФГОС в школе организована внеурочная деятельность обучающихся 5-х классов по следующим направлениям развития личности:

- духовно – нравственное;

- социальное;

- общеинтеллектуальное;

- общекультурное;

- спортивно-оздоровительное.

В соответствии с целями основного общего образования первостепенной задачей является обеспечение условий для самоопределения личности. В связи с этим на второй ступени образования значимым является эффективная внеурочная деятельность и предпрофильная подготовка, которые способствуют решению следующих задач:



  • выявление интересов, склонностей, способностей школьников и формирование практического опыта в различных сферах познавательной и профессиональной деятельности, ориентированного на выбор профиля обучения в старшей школе;

  • оказание психолого-педагогической помощи в приобретении школьниками представлений о жизненных, социальных ценностях в том числе, связанных с профессиональным становлением;

  • развитие широкого спектра познавательных и профессиональных интересов, ключевых компетенций, обеспечивающих успешность в будущей профессиональной деятельности;

  • формирование способности принимать адекватное решение о выборе дальнейшего направления образования, пути получения профессии.

Содержание внеурочной деятельности реализуется в таких формах, как:

- кружки;

- экскурсии;

- школьные научные общества;

- олимпиады;

- конкурсы;

- соревнования;

- проекты;

- коллективные творческие дела

- общественно-полезные практики и др.

При организации внеурочной деятельности обучающихся в лицее использованы возможности учреждений дополнительного образования района (школа искусств, МБОУ ДОД «Центр дополнительного образования детей», МАОУ ДОД «Детско-юношеский центр»). В период летних каникул для продолжения внеурочной деятельности используются возможности пришкольного лагеря.

Внеурочная деятельность осуществляется классными руководителями, специалистами служб сопровождения, педагогами дополнительного образования, учителями-предметниками.

Результаты внеурочной деятельности не являются предметом контрольно-оценочных процедур. Формой отслеживания достижений результатов внеурочной деятельности является «портфолио» обучающихся.

Координирующую роль в реализации модели внеурочной деятельности выполняет классный руководитель.

Отличительной особенностью организации внеурочной деятельности на данной ступени является расширение спектра форм деятельности социального направления: Школа лидера, деятельность детских общественных организаций, реализация проекта «Толерантность». Учитывая возрастные особенности обучающихся, организована работа кружков.
3.2. Система условий реализации основной образовательной программы
3.2.1. Описание кадровых условий реализации основной образовательной программы основного общего образования
Лицей полностью укомплектован педагогическими кадрами, вакансий нет. В лицее работают 64 педагогических работника, в том числе 47 учителей.

Образовательное учреждение укомплектовано медицинским работником, работниками пищеблока, вспомогательным персоналом.



Общая численность педагогических работников

Высшая квалификацилнная категория

Первая квалификационная категория

Без категории

64

37

23

4


Характеристика педагогических работников по образованию:

- высшее - 63 человека;

- среднее специальное – 1 человек;

Награды педагогических работников:

«Отличник народного просвещения РФ» - 10 ;

«Почетный работник общего образования» - 6;

Почётная грамота Министерства образования РФ –7 ;

Лауреат премии Горской - 2

Победитель НПП «Образование» - 11.

Коллектив лицея стал победителем Приоритетного национального проекта «Образование».

Основой для разработки должностных инструкций, содержащих конкретный перечень должностных обязанностей работников с учётом особенностей организации труда и управления, а также прав, ответственности и компетентности работников образовательного учреждения, служат квалификационные характеристики, представленные в Едином квалификационном справочнике должностей руководителей, специалистов и служащих (раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования»).



Кадровое обеспечение реализации основной образовательной

программы основного общего образования

Должность

Должностные обязанности

Количество работников в ОУ (имеется)

Уровень квалификации работников ОУ

Требования к уровню квалификации

Фактический

Директор

обеспечивает системную образовательную и административно-хозяйственную работу образовательного учреждения

1

Высшее профессиональное образование по направлениям подготовки «Государствен-

ное и муниципальное управление», «Менеджмент», «Управление персоналом» и

стаж работы на педагогических должностяхне менее 5 лет либо высшее профессиональное бразование и дополнительное профессиональное образование в области государственного и муниципального управления

или менеджмента и экономики и стаж работы на педагогиче-

ских или руководящих должностях не менее 5 лет


Соответствует

заместитель

координирует работу преподавателей, воспитателей, разработку учебно-методической и иной документации. Обеспечивает совершенствование методов организации образовательного процесса. Осуществляет контроль качества образовательного процесса

3

Высшее профессиональное образование по направлениям подготовки «Государственное и муниципальное управление», «Менеджмент», «Управление персоналом» и стаж работы на педаго гических должностях не менее 5 лет либо высшее профессиональное образование и

Дополнительное профессиональное образование в области государственного и муниципального управления или менеджмента и экономики и стаж работы на педагогических или руководящих должностях не менее 5



2 -Соответствует

учитель

осуществляет обучение и воспитание обучающихся, способствует формированию общей культуры личности, социализации, осознанного выбора и освоения образовательных программ

47

Высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование

по направлению подготовки «Образование и педагогика» или в области, соответствующей преподаваемому предмету, без предъявления требований к стажу работы либо высшее профессиональное образование

или среднее профессиональное образование и дополнительное профессиональное образование по направлению деятельности в образовательном учреждении

без предъявления требований к стажу работы



Соответствует

Социальный педагог

осуществляет комплекс мероприятий по воспитанию, образованию, развитию и социальной защите личности в учреждениях, организациях и по месту жительства обучающихся

1

высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование по направлениям подготовки «Образование и педагогика»

Соответствует

учитель-логопед

осуществляет работу, направленную на максимальную коррекцию недостатков в развитии у обучающихся

1

высшее профессиональное образо-вание в области дефектологии без предъявления требований к стажу работы

Соответствует

педагог-психолог

осуществляет профессиональную деятель-ность, направленную на сохранение психического, соматического и социального благополучия обучающихся.

1

высшее профессиональное образо-вание или среднее профессиональное образование по направлению подготовки «Педагогика и психология» без предъявления требований к стажу работы либо высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование и дополнительное профессиональное образование по направлению подготовки «Педагогика и психология» без предъявления требований к стажу работы.


Соответствует

старший вожатый

способствует развитию и деятельности детских общественных организаций, объединений

2

высшее профессиональное образова-ние или среднее профессиональное образование без предъявления требований к стажу работы.


соответствует

преподаватель-организатор основ безопасности жизне-деятельности.


осуществляет обучение и воспитание обучающихся с учётом специфики курса ОБЖ. Организует, планирует и проводит учебные, в том числе факультативные и внеурочные, занятия, используя разнообразные формы, приёмы, методы и средства обучения.


1

высшее профессиональное образова-ние и профессиональная подготовка по направлению подготовки «Образование и педагогика» или ГО без предъявления требований к стажу работы либо, среднее профессиональное образование по направлению подготовки «Образование и педагогика» или ГО и стаж работы по специальности не менее 3 лет, либо среднее профессиональное (военное) образование и дополнительное профессиональное образование в области образования и педагогики и стаж работы по специальности не менее 3 лет.

соответствует

педагог дополнительного образования

осуществляет дополнительное образование обучающихся в соответствии с образовательной программой, развивает их разнообразную творческую деятельность

1

высшее профессиональное образова-ние или среднее профессиональное образование в области, соответствующей профилю кружка, секции, студии, клубного и иного детского объединения, без предъявления требований к стажу работы либо высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование и дополнительное профессиональное образование по направлению «Образование и педагогика» без предъявления требований к стажу работы.


соответствует

бухгалтер

выполняет работу по ведению бухгалтерского учёта имущества, обязательств и хозяйственных операций

5

бухгалтер II категории: высшее профессиональное (экономическое) образование без предъявления требований к стажу работы или среднее профессиональное (экономическое) образование и стаж работы в должности бухгалтера не менее 3 лет. Бухгалтер: среднее профессиональное (экономическое) образование без предъявления требований к стажу работы или специальная подготовка по установленной программе и стаж работы по учёту и контролю не менее 3 лет

Соответствует

Для кадрового обеспечения реализации основной образовательной программы основного общего образования необходима профессиональная переподготовка заместителя руководителя по воспитательной работе, планируемая в 2013-2014 учебном году.

Профессиональный уровень педагогов, преподающих в 5-х классах



ФИО

Предмет

Квалификационная категория

Курсы повышения квалификации

1

Копаева Т.Ю.

Русский язык, литература

высшая

2013 год

2

Мартынова Л.В.

Русский язык, литература

Первая

2013 год

3

Упрямцева Н.Н.

Русский язык, литература

первая

2013 год

4

Трефилова И.Г.

Иностранный язвык

высшая

2013 год

5

Батурина В.Н.

Иностранный язвык

высшая

2013 год

6

Бельская Е.В.

Технология

высшая

2013 год

7

Арапова Г.В.

Иностранный язвык

высшая

2013 год

8

Молодов Р.А.

Физическая культура

б/категории

2013 год

9

Михалькова Е.И.

История, общечтвознание

высшая

2012 год

10

Антонова В.А.

география

высшая

2012 год

11

Руднев В.М.

Технология

высшая

2012 год

12

Сасина Т.В.

Музыка

высшая

2013 год

13

Филатова О.П.

Математика

первая

2012 год

14

Алексеева М.П.

Математика

высшая

2012 год

15

Григорьева Н.Н.

биология

высшая

2012 год

16

Федорова С.Н.

ИЗО

Первая

2013 год


Ожидаемый результат повышения квалификации — профессиональная готовность работников образования к реализации ФГОС:

• обеспечение оптимального вхождения работников образования в систему ценностей современного образования;

• принятие идеологии ФГОС общего образования;

• освоение новой системы требований к структуре основной образовательной программы, результатам её освоения и условиям реализации, а также системы оценки итогов образовательной деятельности обучающихся;

• овладение учебно-методическими и информационно-методическими ресурсами, необходимыми для успешного решения задач ФГОС.

Организация методической работы

Цель: обеспечение научно-методических условий для качественной реализации Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования.
Задачи:

1. Выявить уровень ресурсной обеспеченности основного общего образования к введению ФГОС.

2. Создать нормативно-правовую и научно-методическую базу для введения ФГОС

ООО.


3. Обеспечить подготовку педагогических работников к реализации государственного

стандарта основного общего образования второго поколения, ориентировать их на

ценностные установки, цели и задачи, определенные государственным стандартом.



Мероприятия

Сроки

Ответственные

1.

Методическое совещание «Содержание ФГОС ООО, готовность ОУ к введению ФГОС ООО»

сентябрь

Администрация,

Члены рабочей группы



2.

Продолжение работы МО:

- русского языка и литературы (Кондратова Н.Н.);

-иностранной филологии (Батурина В.Н.);

-естественнонаучных дисциплин (Антонова В.А.);

-начальных классов (Ермак Н.Н.);

-учителей физики, математики и информатики (Филатова О.П.);

- учителей истории и обществознания (Михалькова Е.И.);

-классных руководителей, психологов и социальных педагогов (Узунова Т.Н.)



в течение

уч. года


зам. директора по УВР, ВР, (включая зав. филиалами), руководители МО

3.

Проведение предметных недель (Дни наук) по плану:

русский язык и литература; естественнонаучные дисциплины

математика, физика и информатика

история и обществознание

начальные классы

иностранный язык

физкультура, ОБЖ


октябрь


ноябрь

декабрь


январь
февраль

апрель


Руководители МО

4.

Заседания предметных МО «Требования ФГОС ООО»

в течение учебного года

Руководители МО

5.

Внесение дополнений в программы по самообразованию с целью изучения требований ФГОС,

сентябрь

Упрямцева Н.Н.

Руководители МО



6.

Мастер-класс для учителей средних классов.

сентябрь

Упрямцева Н.Н.

Ермак Н.Н.



7.

Проведение дня открытых дверей в рамках Дня лицея

октябрь

Упрямцева Н.Н.

Руководители МО



8.

Родительское собрание «Проблемы и риски внедрения ФГОС основного общего образования» и проведение анкетирования родителей по выявлению проблем, связанных с адаптацией пятиклассников.

октябрь

Зам. директора по УВР Чемисова Л.М.,

кл. руководители



9.

Адаптация 5-х классов к обучению в среднем звене

октябрь

Психолог

Руководители МО

администрация


10.

Проведение смотра учебных кабинетов «Кабинет - творческая лаборатория учащихся и учителя»

декабрь

Зам. директора по УВР

Руководители МО




11.

Формирование УМК на 2015-2016 учебный год по введению ФГОС основного общего образования.

январь

Библиотекарь

Вострикова Е.П.



12.

Проведение ЕМД «Системно-деятельностный подход: от теории к практике»

февраль



Упрямцева Н.Н.

Руководители МО



13.

Проведение педсовета по теме "ФГОС – стратегия обновления содержания образования и достижения нового качества его результатов"

март

Чемисова Л.М.

14.

Проведение круглого стола «Результаты, проблемы, эффекты этапа введения ФГОС НОО, вопросы преемственности в обучении и воспитании учащихся начальной и средней школы» с участием администрации школы, учителей и родителей.

апрель

Упрямцева Н.Н.

Руководители МО



15.

Организация выставки работ урочной и внеурочной деятельности обучающихся

5-ых классов «Мои достижения».



апрель

Зам. директора по УВР и ВР, Чемисова Л.М.,

кл. руководители



16.

Методическая помощь учителям по созданию системы уроков в соответствии с требованиями ФГОС ООО.

в течение учебного года

Упрямцева Н.Н.

Руководители МО



17.

Творческие отчеты по самообразованию учителей.

апрель

Упрямцева Н.Н.

Руководители МО



18.

Оформление лицейского стенда «Методработа».

в течение

уч. года


Упрямцева Н.Н.



3.2.2. Психолого-педагогические условия реализации основной образовательной программы основного общего образования

Требованиями Стандарта к психолого-педагогическим условиям реализации основной образовательной программы основного общего образования являются (п. 25 Стандарта):

• обеспечение преемственности содержания и форм организации образовательного процесса по отношению к начальной ступени общего образования с учётом специфики возрастного психофизического развития обучающихся, в том числе особенностей перехода из младшего школьного возраста в подростковый;

• формирование и развитие психолого-педагогической компетентности участников образовательного процесса;

• обеспечение вариативности направлений и форм, а также диверсификации уровней психолого-педагогического сопровождения участников образовательного процесса.

Модель аналитической таблицы для оценки базовых компетентностей педагогов


п/п

Базовые компетентности педагога

 

Характеристики компетентностей

 

Показатели оценки компетентности




I. Личностные качества




1.1

Вера в силы и возможности обучающихся

Данная компетентность является выражением гуманистической позиции педагога. Она отражает основную задачу педагога — раскрывать потенциальные возможности обучающихся. Данная компетентность определяет позицию педагога в отношении успехов обучающихся. Вера в силы и возможности обучающихся снимает обвинительную позицию в отношении обучающегося, свидетельствует о готовности поддерживать ученика, искать пути и методы, отслеживающие успешность его деятельности. Вера в силы и возможности ученика есть отражение любви к обучающемуся. Можно сказать, что любить ребёнка — значит верить в его возможности, создавать условия для разворачивания этих сил в образовательной деятельности

— Умение создавать ситуацию успеха для обучающихся;

— умение осуществлять грамотное педагогическое оценивание, мобилизующее академическую активность;

— умение находить положительные стороны у каждого обучающегося, строить образовательный процесс с опорой на эти стороны, поддерживать позитивные силы развития;

— умение разрабатывать индивидуально-ориентированные образовательные проекты






1.2

Интерес к внутреннему миру обучающихся

Интерес к внутреннему миру обучающихся предполагает не просто знание их индивидуальных и возрастных особенностей, но и выстраивание всей педагогической деятельности с опорой на индивидуальные особенности обучающихся. Данная компетентность определяет все аспекты педагогической деятельности

— Умение составить устную и письменную характеристику обучающегося, отражающую разные аспекты его внутреннего мира;

— умение выяснить индивидуальные предпочтения (индивидуальные образовательные потребности), возможности ученика, трудности, с которыми он сталкивается;

— умение построить индивидуализированную образовательную программу;

— умение показать личностный смысл обучения с учётом индивидуальных характеристик внутреннего мира






1.3

Открытость к принятию других позиций, точек зрения (неидеоло-гизированное мышление педагога)

Открытость к принятию других позиций и точек зрения предполагает, что педагог не считает единственно правильной свою точку зрения. Он интересуется мнением других и готов их поддерживать в случаях достаточной аргументации. Педагог готов гибко реагировать на высказывания обучающегося, включая изменение собственной позиции

— Убеждённость, что истина может быть не одна;

— интерес к мнениям и позициям других;

— учёт других точек зрения в процессе оценивания обучающихся





1.4

Общая культура

Определяет характер и стиль педагогической деятельности. Заключается в знаниях педагога об основных формах материальной и духовной жизни человека. Во многом определяет успешность педагогического общения, позицию педагога в глазах обучающихся

— Ориентация в основных сферах материальной и духовной жизни;

— знание материальных и духовных интересов молодёжи;

— возможность продемонстрировать свои достижения;

— руководство кружками и секциями






1.5

Эмоциональная устойчивость

Определяет характер отношений в учебном процессе, особенно в ситуациях конфликта. Способствует сохранению объективности оценки обучающихся. Определяет эффективность владения классом

— В трудных ситуациях педагог сохраняет спокойствие;

— эмоциональный конфликт не влияет на объективность оценки;

— не стремится избежать эмоционально-напряжённых ситуаций





1.6

Позитивная направленность на педагогическую деятельность. Уверенность в себе

В основе данной компетентности лежит вера в собственные силы, собственную эффективность. Способствует позитивным отношениям с коллегами и обучающимися. Определяет позитивную направленность на педагогическую деятельность

— Осознание целей и ценностей педагогической деятельности;

— позитивное настроение;

— желание работать;

— высокая профессиональная самооценка






II. Постановка целей и задач педагогической деятельности




2.1

Умение перевести тему урока в педагогическую задачу

Основная компетенция, обеспечивающая эффективное целеполагание в учебном процессе. Обеспечивает реализацию субъект-субъектного подхода, ставит обучающегося в позицию субъекта деятельности, лежит в основе формирования творческой личности

— Знание образовательных стандартов и реализующих их программ;

— осознание нетождественности темы урока и цели урока;

— владение конкретным набором способов перевода темы в задачу





2.2

Умение ставить педагогические цели и задачи сообразно возрастным и индивидуальным особенностям обучающихся

Данная компетентность является конкретизацией предыдущей. Она направлена на индивидуализацию обучения и благодаря этому связана с мотивацией и общей успешностью

— Знание возрастных особенностей обучающихся;

— владение методами перевода цели в учебную задачу на конкретном возрасте






III. Мотивация учебной деятельности




3.1

Умение обеспечить успех в деятельности

Компетентность, позволяющая обучающемуся поверить в свои силы, утвердить себя в глазах окружающих, один из главных способов обеспечить позитивную мотивацию учения

— Знание возможностей конкретных учеников;

— постановка учебных задач в соответствии с возможностями ученика;

— демонстрация успехов обучающихся родителям, одноклассникам





3.2

Компетентность в педагогическом оценивании

Педагогическое оценивание служит реальным инструментом осознания обучающимся своих достижений и недоработок. Без знания своих результатов невозможно обеспечить субъектную позицию в образовании

— Знание многообразия педагогических оценок;

— знакомство с литературой по данному вопросу;

— владение различными методами оценивания и их применение





3.3

Умение превращать учебную задачу в личностнозначимую

Это одна из важнейших компетентностей, обеспечивающих мотивацию учебной деятельности

— Знание интересов обучающихся, их внутреннего мира;

— ориентация в культуре;

— умение показать роль и значение изучаемого материала в реализации личных планов





IV. Информационная компетентность




4.1

Компетентность в предмете преподавания

Глубокое знание предмета преподавания, сочетающееся с общей культурой педагога. Сочетание теоретического знания с видением его практического применения, что является предпосылкой установления личностной значимости учения

— Знание генезиса формирования предметного знания (история, персоналии, для решения каких проблем разрабатывалось);

— возможности применения получаемых знаний для объяснения социальных и природных явлений;

— владение методами решения различных задач;

— свободное решение задач ЕГЭ, олимпиад: региональных, российских, международных






4.2

Компетентность в методах преподавания

Обеспечивает возможность эффективного усвоения знания и формирования умений, предусмотренных программой. Обеспечивает индивидуальный подход и развитие творческой личности

— Знание нормативных методов и методик;

— демонстрация личностно ориентированных методов образования;

— наличие своих находок и методов, авторской школы;

— знание современных достижений в области методики обучения, в том числе использование новых информационных технологий;

— использование в учебном процессе современных методов обучения





4.3

Компетентность в субъективных условиях деятельности (знание учеников и учебных коллективов)

Позволяет осуществить индивидуальный подход к организации образовательного процесса. Служит условием гуманизации образования. Обеспечивает высокую мотивацию академической активности

— Знание теоретического материала по психологии, характеризующего индивидуальные особенности обучающихся;

— владение методами диагностики индивидуальных особенностей (возможно, со школьным психологом);

— использование знаний по психологии в организации учебного процесса;

— разработка индивидуальных проектов на основе личных характеристик обучающихся;

— владение методами социометрии;

— учёт особенностей учебных коллективов в педагогическом процессе;

— знание (рефлексия) своих индивидуальных особенностей и их учёт в своей деятельности


4.4

Умение вести самостоятельный поиск информации

Обеспечивает постоянный профессиональный рост и творческий подход к педагогической деятельности.

Современная ситуация быстрого развития предметных областей, появление новых педагогических технологий предполагает непрерывное обновление собственных знаний и умений, что обеспечивает желание и умение вести самостоятельный поиск



— Профессиональная любознательность;

— умение пользоваться различными информационно-поисковыми технологиями;

— использование различных баз данных в образовательном процессе


V. Разработка программ педагогической деятельности и принятие педагогических решений

5.1

Умение разработать образовательную программу, выбрать учебники и учебные комплекты

Умение разработать образовательную программу является базовым в системе профессиональных компетенций. Обеспечивает реализацию принципа академических свобод на основе индивидуальных образовательных программ. Без умения разрабатывать образовательные программы в современных условиях невозможно творчески организовать образовательный процесс.

Образовательные программы выступают средствами целенаправленного влияния на развитие обучающихся.

Компетентность в разработке образовательных программ позволяет осуществлять преподавание на различных уровнях обученности и развития обучающихся.

Обоснованный выбор учебников и учебных комплектов является составной частью разработки образовательных программ, характер представляемого обоснования позволяет судить о стартовой готовности к началу педагогической деятельности, позволяет сделать вывод о готовности педагога учитывать индивидуальные характеристики обучающихся



— Знание образовательных стандартов и примерных программ;

— наличие персонально разработанных образовательных программ:

характеристика этих программ по содержанию, источникам информации;

по материальной базе, на которой должны реализовываться программы;

по учёту индивидуальных характеристик обучающихся;

— обоснованность используемых образовательных программ;

— участие обучающихся и их родителей в разработке образовательной программы, индивидуального учебного плана и индивидуального образовательного маршрута;

— участие работодателей в разработке образовательной программы;

— знание учебников и учебно-методических комплектов, используемых в образовательных учреждениях, рекомендованных органом управления образованием;

— обоснованность выбора учебников и учебно-методических комплектов, используемых педагогом



5.2

Умение принимать решения в различных педагогических ситуациях

Педагогу приходится постоянно принимать решения:

— как установить дисциплину;

— как мотивировать академическую активность;

— как вызвать интерес у конкретного ученика;

— как обеспечить понимание и т. д.

Разрешение педагогических проблем составляет суть педагогической деятельности.

При решении проблем могут применяться как стандартные решения (решающие правила), так и творческие (креативные) или интуитивные

 


— Знание типичных педагогических ситуаций, требующих участия педагога для своего решения;

— владение набором решающих правил, используемых для различных ситуаций;

— владение критерием предпочтительности при выборе того или иного решающего правила;

— знание критериев достижения цели;

— знание нетипичных конфликтных ситуаций;

— примеры разрешения конкретных педагогических ситуаций;

— развитость педагогического мышления


VI. Компетенции в организации учебной деятельности

6.1

Компетентность в установлении субъект-субъектных отношений

Является одной из ведущих в системе гуманистической педагогики. Предполагает способность педагога к взаимопониманию, установлению отношений сотрудничества, способность слушать и чувствовать, выяснять интересы и потребности других участников образовательного процесса, готовность вступать в помогающие отношения, позитивный настрой педагога

— Знание обучающихся;

— компетентность в целеполагании;

— предметная компетентность;

— методическая компетентность;

— готовность к сотрудничеству


6.2

Компетентность в обеспечении понимания педагогической задачи и способах деятельности

Добиться понимания учебного материала — главная задача педагога. Этого понимания можно достичь путём включения нового материала в систему уже освоенных знаний или умений и путём демонстрации практического применения изучаемого материала

— Знание того, что знают и понимают ученики;

— свободное владение изучаемым материалом;

— осознанное включение нового учебного материала в систему освоенных знаний обучающихся;

— демонстрация практического применения изучаемого материала;

— опора на чувственное восприятие


6.3

Компетентность в педагогическом оценивании

Обеспечивает процессы стимулирования учебной активности, создаёт условия для формирования самооценки, определяет процессы формирования личностного «Я» обучающегося, пробуждает творческие силы. Грамотное педагогическое оценивание должно направлять развитие обучающегося от внешней оценки к самооценке. Компетентность в оценивании других должна сочетаться с самооценкой педагога

— Знание функций педагогической оценки;

— знание видов педагогической оценки;

— знание того, что подлежит оцениванию в педагогической деятельности;

— владение методами педагогического оценивания;

— умение продемонстрировать эти методы на конкретных примерах;

— умение перейти от педагогического оценивания к самооценке



6.4

Компетентность в организации информационной основы деятельности обучающегося

Любая учебная задача разрешается, если обучающийся владеет необходимой для решения информацией и знает способ решения. Педагог должен обладать компетентностью в том, чтобы осуществить или организовать поиск необходимой для ученика информации

— Свободное владение учебным материалом;

— знание типичных трудностей при изучении конкретных тем;

— способность дать дополнительную информацию или организовать поиск дополнительной информации, необходимой для решения учебной задачи;

— умение выявить уровень развития обучающихся;

— владение методами объективного контроля и оценивания;

— умение использовать навыки самооценки для построения информационной основы деятельности (ученик должен уметь определить, чего ему не хватает для решения задачи)



6.5

Компетентность в использовании современных средств и систем организации учебно-воспитательного процесса

Обеспечивает эффективность учебно-воспитательного процесса

— Знание современных средств и методов построения образовательного процесса;

— умение использовать средства и методы обучения, адекватные поставленным задачам, уровню подготовленности обучающихся, их индивидуальным характеристикам;

— умение обосновать выбранные методы и средства обучения

 


6.6

Компетентность в способах умственной деятельности

Характеризует уровень владения педагогом и обучающимися системой интеллектуальных операций

— Знание системы интеллектуальных операций;

— владение интеллектуальными операциями;

— умение сформировать интеллектуальные операции у учеников;

— умение организовать использование интеллектуальных операций, адекватных решаемой задаче



 
<< предыдущая страница   следующая страница >>