1 Модернизация образования, как фактор развития содержания деятельности учителя - polpoz.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Межрегиональная образовательная миграция как фактор инновационного... 1 61.77kb.
И профильного обучения как оптимальная форма индивидуализации содержания... 2 273.28kb.
Информационные технологии становятся неотъемлемой частью современной... 1 58.07kb.
Роль психофизиологических показателей в этапах формирования учебных... 1 39.09kb.
Шутикова маргарита ивановна построение содержания общеобразовательного... 3 689.11kb.
Модернизация системы дошкольного образования, как определено в Конвенции... 1 114.29kb.
Семинар-дискуссия «Что является главным в модернизации дошкольного... 1 14.67kb.
Школа русского языка” для мигрантов как фактор развития вечерней... 1 407.84kb.
Инвестирование в высшее образование как фактор развития социально-экономических... 2 447.52kb.
Внеурочная деятельность является одним из важных аспектов в деятельности... 1 41.73kb.
1. Третьяков Филипп Андреевич. Стратегия национального образования... 1 177.63kb.
Практика построения корпоративных порталов 1 34.8kb.
1. На доске выписаны n последовательных натуральных чисел 1 46.11kb.

1 Модернизация образования, как фактор развития содержания деятельности учителя - страница №1/3


ГОУ ВПО «Дагестанский государственный педагогический университет»



МУСТАФИНА КАМИЛА РАВИЛЬЕВНА



ИНТЕРНЕТ-ТЕХНОЛОГИИ В ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧИТЕЛЯ
540.200 – Информационные технологии

в физико-математическом образовании

540.604. – высшее образование
Диссертация

на соискание академической степени магистра

по направлению «Информационные технологии

в физико-математическом образовании»

Научный руководитель: к. ф.-м. н.,

доцент Алиева Л. М.


Махачкала – 2009

СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….3
ГЛАВА 1. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ СОДЕРЖАНИЯ

ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧИТЕЛЯ В УСЛОВИЯХ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ

ИНТЕРНЕТ –ТЕХНОЛОГИЙ……………………………………......8
1.1. Модернизация образования, как фактор развития содержания деятельности учителя. Возможности использования Интернет- технологий в образовании………………………………………………8

1.2. Развитие содержания профессиональной деятельности учителя в условиях использования Интернет-технологий………………………26

Выводы по главе 1……………………………………………………………….50
ГЛАВА 2. МЕТОДИКА ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСОВ В УЧЕБНОЙ И ВНЕУЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

УЧИТЕЛЯ…………………………………………………………….51


1.2. «Сеть творческих учителей», как средство сетевого взаимодействия педагогов…………………………………….......…....51

2.2. Методика использования Интернет-технологий на уроке информатики……………………………………………………………..69

Выводы по главе 2……………………………………………………….73
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….74
ЛИТЕРАТУРА………………………………………………………...…………76
ПРИЛОЖЕНИЕ………………....……………………………………………….81



ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования. Информатизация образования сегодня является необходимым условием поступательного развития общества. В обществе создаются материальные и организационные предпосылки для развития единой информационной образовательной среды, способствующей овладению учащимися основами информационной культуры, создающей условия для модернизации содержания образования, развития новых образовательных технологий.

В последние годы новые перспективы совершенствования образовательной системы открыло развитие глобальной компьютерной сети Интернет. С одной стороны, этот фактор обусловил новые требования к технической оснащенности образовательных учреждений, их доступу к мировым информационным ресурсам, а с другой стороны, дал мощный импульс к развитию содержания деятельности учителя, использованию им новых видов, методов и форм обучения, ориентированных на активную познавательную деятельность учащихся, обучение в сотрудничестве, самообразование.

Исследованиям в области создания образовательных сетей, дистанционного обучения, учебных телекоммуникационных проектов посвящены работы М. Ю. Бухаркиной, А. Н. Тихонов, А. В. Могилева, М. В. Моисеевой, Е. В. Огородникова, Н. Ю. Пахомовой, Е. С. Полат, Т. А. Полиловой, А. Ю. Уварова, Д.И. Тиффинова, Д. Т. Рудаковой, М. Ю. Монахова и других.

Глобальные изменения, связанные с процессом информатизации, предъявляют новые требования к современному человеку, диктуют новые


задачи образования. При организации обучения информационным технологиям важно уйти от «кнопочно-технологической идеологии», речь должна идти не столько о подготовке «информационного потребителя», который умеет в нужный момент найти нужную информацию, сколько о человеке, умеющем организовать информацию в систему, соотносить ее с личным и общественно-историческим опытом и на этой основе вырабатывать адекватную и целенаправленную линию поведения. Гораздо важнее и сложнее научиться и научить учащихся работать с информацией, понимать сущность информационных процессов.

В отдельных регионах и школах в последние годы активно используются интернет-технологии в образовательной деятельности: проводятся телекоммуникационные проекты, учителя-предметники вместе со школьниками создают образовательные сайты, виртуальные предметные кабинеты, работают созданные по инициативе учителей-энтузиастов сетевые методические объединения, проводятся уроки с использованием ресурсов Интернет, организуются теле-, видеоконференции и семинары в Интернет, чат-сессии. Развивающаяся информационная образовательная среда существенно меняет позиции участников образовательного процесса.

В содержании педагогической деятельности учителя в условиях использования Интернет-технологий получает развитие «информационная составляющая», что обусловливает формирование у учащихся общеучебных и общекультурных навыков работы с информацией. Необходимость совершенствования подготовки учителя, нацеленной на развитие содержания компонентов педагогической деятельности на основе использования Интернет-технологий, является чрезвычайно актуальным в условиях современного информационного общества, что и обусловливает выбор темы данного исследования.

Возможности использования информационных и коммуникационных технологий в образовательном процессе рассматривались в работах В. Олифер, С. В. Симоновича, Ю. А. Семенова, А. Д. Иванникова, М. П.Лапчика, Е. В. Алексеева, Г. А. Андрианова, С.А. Бешенкова, А. Г. Гейна, Б.С. Гершунского, С. Г. Григорьева, Е. С. Полат, И. В. Роберт, А. Н. Тихонова, А. Ю. Уварова и других, но в их работах не отражены многие аспекты проблемы использования Интернет-технологий в деятельности современного учителя.

Исследования в этой области касались в основном подготовки студентов к использованию средств НИТ в обучении. При этом ряд аспектов этой подготовки, например, подготовка к применению интернет-технологий в деятельности учителя разработана далеко не в полной мере. Таким образом, целостного системного анализа развития деятельности учителя на основе использования Интернет-технологий и обоснования методики его подготовки в этой области проведено не было.

Все вышеизложенное указывает на актуальность выбранной темы исследования.

Существующие противоречия между потребностью в использовании Интернет-технологий в деятельности учителя и непроработанностью этих вопросов в педагогических исследованиях определили тему нашего исследования «Интернет-технологии в профессиональной деятельности учителя».

Объект исследования – профессиональная деятельность учителя в условиях новой информационной образовательной среды, включающей в себя средства и ресурсы Интернет-технологий.

Предмет исследования – содержание Интернет-технологий и методика использования образовательного сообщества «Сеть творческих учителей» в образовательной деятельности.

Цель исследования – раскрыть педагогические возможности Интернет-технологий и методику использования их в учебной и внеклассной деятельности.

Гипотеза исследования – заключается в том, что применение Интернет-технологий должно усовершенствовать деятельность учителя, повысить качество образования, обеспечить решение задач модернизации образования.

В соответствии с поставленной целью были сформулированы следующие задачи исследования:



  • выявить состояние исследуемой проблемы;

  • разработать методику использования учителем материалов сетевого педагогического сообщества «Сеть творческих учителей» на уроках и во внеурочной деятельности;

  • разработать конспект урока по применению Интернет-технологий на уроке информатики.

Методологической основой исследования являются работы в области философии образования и методологии психолого-педагогической науки Ю. К. Бабанского, В. В. Давыдова, Б. С. Гершунского, В. В. Краевского, В. С. Леднева, И. Я. Лернера, А. Н. Леонтьева и других; работы в области теории, методологии и практики информатизации образования С. А. Бешенкова, А. Г. Гейна, С. Г. Григорьева, А. П. Ершова, А. А. Кузнецова, Е. С. Полат, И. В. Роберт, М. П. Лапчика, А. С. Драхлер и исследования в области структуры и содержания профессиональной деятельности В. П. Беспалько, Т. В. Добудько, Н. В. Кузьминой, В. А. Сластенина, Н. В. Софроновой, С. В. Панюковой, Н. В. Щербакова, Е. Н. Шиянова.

Для решения поставленных задач использовались следующие методы исследования: формально-педагогический, анализ психолого-педагогической и методической литературы по проблеме исследования.



Научная новизна и теоретическая значимость исследования определяются тем, что:

1) выявлены основные направления использования Интернет- технологий в педагогической деятельности учителя;

2) разработана методика использования материалов образовательного сетевого сообщества педагогов «Сеть творческих учителей».

Практическая значимость исследования заключается:


  • в представлении материала по содержанию Интернет-технологий, который ,может быть, использован учителями;

  • в разработке методики по использованию Интернет-ресурсов на уроках и во внеучебной деятельности.

На защиту выносятся:

  • Методика использования Интернет-технологий в урочной и внеклассной работе;

  • Технология использования ресурсов «Сети творческих учителей».

Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемой литературы, состоящего из 50 наименований и приложения.

Первая глава «Основные направления развития содержания деятельности учителя в условиях использования Интернет-технологий» посвящена анализу педагогических возможностей Интернет-технологий, школьной практике их использования.

Во второй главе «Методика использования Интернет-ресурсов в учебной и внеучебной деятельности учителя» рассмотрена методика использования ресурсов образовательного сетевого педагогического сообщества «Сеть творческих учителей» в деятельности учителя.

В заключении магистерской диссертации формируются основные результаты и выводы, полученные в процессе теоретического и практического исследования в соответствии с целями и задачами.

В приложении представлен конспект урока по теме «Использование Интернет-ресурсов при работе с электронными таблицами».
ГЛАВА 1. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ СОДЕРЖАНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧИТЕЛЯ В УСЛОВИЯХ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИНТЕРНЕТ ТЕХНОЛОГИЙ
1.1. Модернизации образования как фактор развития содержания деятельности учителя. Возможности использования Интернет-технологий в образовании
Всемирная Паутина сейчас активно входит во все области науки, искусства и повседневной жизни. Естественно, не осталась в стороне и педагогика. Можно с уверенностью сказать, что в этой области успехи и перспективы развития Internet являются впечатляющими.

Для руководящих работников и специалистов образования Internet постепенно превращается в один из важнейших источников информации и удобное средство общения. С его помощью возможна непосредственная передача информационных массивов по компьютерным сетям, их просмотр и обработка на удаленных системах в соответствии с учебными, научными и управленческими нуждами. Без всякого сомнения, в ближайшем будущем компьютеры всех учебных заведений будут не только объединены в локальные сети, но и получат выход в Internet. В связи с этим все специалисты образования должны иметь представление о принципах поиска и обмена информацией в Сети.

Независимо от того, какая необходима информация, в Internet обязательно найдется соответствующий материал.

В Internet имеется огромное количество самых разнообразных ресурсов, но полный официальный их перечень отсутствует по следующим причинам: во-первых, они огромны и практически неисчерпаемы; во-вторых, каждый желающий может в любой момент создать свой новый ресурс, следовательно, ресурсы быстро обновляются и изменяются. За год в любом указателе сетевых ресурсов устаревает приблизительно четвертая часть сведений.

Описать ресурсы Internet в области педагогики также является крайне сложной задачей. Это педагогические и учебные базы данных, мультимедийные учебные сервера, виртуальные образовательные учебники, различного рода научная литература, дискуссионные группы, электронные версии журналов и газет, описания научно-исследовательских проектов, педагогическое программное обеспечение различного назначения и многое другое.

Единого списка педагогических конференций, семинаров, проектов не существует. Привести сколько-либо осмысленный список педагогических и научно-педагогических учреждений не представляется возможным из-за его огромных размеров [18]

Под Интернет-технологиями мы будем понимать различные виды услуг, представляемые пользователю глобальной сети: сервис WWW, электронную почту и листы рассылки, поисковые системы, ICQ, чат-беседу, html-форумы, гостевые книги, телеконференции, ftp-серверы и другие виды услуг. В некоторых источниках под Интернет-технологиями также понимают еще технологии ActiveX: броузер Internet Explorer, редактор веб-страниц FrontPage, веб-совместимый пакет Office 2003, языки программирования VBScript, JavaScript и другие. Так или иначе, Интернет-технологии - это совокупность программных продуктов и технологий Интернет и различных видов услуг Сети.

Рассмотрим наиболее распространенные Интернет-технологии, представляемые пользователю Сети Интернет.



Всемирная паутина (WWW). По мере развития Internet в его оборот вовлеклись все большие и большие объемы информации и ориентироваться в Internet становится все труднее. Тогда и встала задача создать простой и понятный способ организации информации, размещаемой в узлах Интернета. С этой задачей в полном объеме справилась служба WWW (Word Wide Web, Web) – Всемирная Паутина.

История WWW начинается с того момента, когда в 1989 году сотрудник известной научной организации СЕRN Бернерс-Ли предложил своему руководству создать базу данных в виде информационной сети, которая состояла бы из документов, включающих в себя как саму информацию, так и ссылки на другие документы. Такие документы есть не что иное как гипертекст.

Идея организации информации в виде гипертекста не нова. Гипертекст «жил» задолго до появления компьютера. Простейший пример некомпьютерного гипертекста – энциклопедия. Некоторые слова в статьях помечаются курсивом.

Это означает, что мы можем обратиться к соответствующей статье и получить более подробную информацию. Но если в некомпьютерном гипертексте нам нужно листать страницы, то на экране монитора переход по ссылке гипертекста мгновенный. Нужно только щелкнуть мышью на слове-ссылке.

В компьютерном варианте гипертекст используется в справках, поставляемых с программами. Ссылки позволяют быстро отыскать ответ на интересующий вопрос.

Основная заслуга Тима Бернерс-Ли в том, что он не только выдвинул идею создания информационной системы на базе гипертекста, но и предложил ряд методов, которые легли в основу будущей службы WWW.

Создается новая организация – WWW-консорциум (W3С), призванная разрабатывать и утверждать стандарты WWW.

В 1994 году количество WWW-серверов начинает быстро расти, и новая служба Internet не только получает мировое признание, но и привлекает в Internet огромное количество новых пользователей [11].



Принципы WWW.

WWW – всемирно распределенное множество Web-страниц, размещенных на узлах Internet и связанных между собой гиперссылками (или просто ссылками).

Web-страница – структурная единица WWW, которая включает в себя:

  • собственно информацию (текстовую и графическую);

  • ссылки на другие страницы.

Web-страницы, физически находящиеся на одном узле Internet, образуют так называемый Web-сервер (или Web-сайт).

Итак, служба WWW построена на идее гипертекста.

Каждый компьютер, имеющий постоянное (то есть не коммутируемое) подключение в Internet, можно использовать в качестве Web-сервера и поместить на него документы, имеется в виду сделать общедоступными. А для просмотра содержимого любых серверов WWW пользователь должен иметь лишь программу просмотра WWW – Web-броузер. Подсоединившись к Internet, пользователь должен ввести лишь имя Web-сервера, и его содержимое появится на экране.

Взаимодействие клиент – сервер при работе на WWW происходит по протоколу, который называется HyperText Transport (или Transfer) Protocol – сокращенно HTTP. Для получения WWW-документов с сервера в запросе обязательно указывается протокол, адрес сервера, имя директории на сервере и файла с необходимым документом. Эта комбинация получила название Uniform Resource Locator (URL или Location). Типичный URL выглядит следующим образом: http:// www.vspu.ac.ru/tol/index.html.

Рассмотрим более подробно, что из себя представляет ссылка?

Внешняя ссылка – это фрагмент текста или рисунок, щелчок по которому вызывает переход на связанный с ним ресурс, написанный в формате URL. С помощью URL можно сделать ссылку на:

а) WWW – сервер или конкретную страницу этого сервера. Для этого используется следующий формат:

http://<адрес сервера>/<путь к странице>

Например, http://www.microsoft.com

Путь к конкретной странице можно не указывать. В этом случае вы попадете на начальную страницу, так называемый homepage.

б) FTP-сервер или конкретный файл на сервере:

ftp://<адрес сервера>/<путь к файлу>

Например, ftp://ftp.microsoft.com/internet/ic.exe

Путь к файлу можно не указывать. В этом случае откроется корневая папка сервера.

в) Телеконференцию:

nntp://<адрес конференции>/<номер сообщения>

Например, nntp:relcom.humor/60

г) Входящий почтовый ящик:

mailto: <электронный адрес>

Например, mailto:bar@glasnet.ru

д) Файл:

file:/// <адрес файла (путь)>

Благодаря наличию URL в Web-странице может находится ссылка не только на другую страницу, но и на любой другой ресурс Internet [4].

Просмотр WWW.

При подключении к Web-серверу на экран выводится картинка (Web-страница), похожая на экран встроенного справочника Windows- программы. На Web-странице могут находиться надписи, тексты, рисунки и другие объекты. Как и в справочнике Windows-программы, щелкнув мышью любое выделенное (обычно подчеркнутое) слово (ссылку), вы перейдете к Web-странице, соответствующей этому слову (этой ссылке). Однако, в отличие от встроенных справочников программ, выведенная по ссылке Web-страница может находиться на любом другом Web-сервере (то есть может быть передана вам уже другим Web-сервером). Щелкая по различным ссылкам, вы можете в поисках информации за несколько минут проскакать по Web-серверам в десятке разных стран.



Web-броузеры. Из программ просмотра WWW (Web-броузеров) наиболее широко используются Netscape Navigator фирмы Netscape Communications и Internet Explorer фирмы Microsoft. Они очень удобны в использовании и обеспечивают просмотр почти всех видов информации, доступных в WWW [5].

Поисковые системы. Современные поисковые системы часто являются информационными порталами, которые предоставляют пользователю не только возможности поиска документов в Интернете, но и доступ к другим информационным ресурсам (новостям, информации о погоде, о валютном курсе и так далее).

Поисковые системы делятся на две группы систем: поисковые системы общего назначения и специализированные поисковые системы.

Поисковые системы общего назначения являются базами данных, содержащими тематически сгруппированную информацию об информационных ресурсах Всемирной паутины. Такие поисковые системы позволяют находить Web-сайты или Web-страницы по ключевым словам в базе данных или путем поиска в иерархической системе каталогов.

Интерфейс таких поисковых систем общего назначения содержит список разделов каталога и поле поиска. В поле поиска пользователь может ввести ключевые слова для поиска документа, а в каталоге выбрать определенный раздел, что сужает поле поиска и таким образом ускоряет его [16].

Рассмотрим наиболее используемые российские поисковые системы общего назначения.

1. Aportодин из первых российских поисковых систем. По способу представления результатов поиска служба Апорт в настоящее время является одной из самых передовых не только в России, но и во всем мире.

2. Атрус(@Rus) – популярный каталог, при его наполнении активно используются средства поисковой системы Апорт, а результаты поиска могут представляться как через службу @Rus, так и в составе результатов Апорт.

3. Ramblerрейтинговая система, обладающая всеми основными функциями поисковых индексов. Она позволяет быстро выяснить круг веб-сайтов, содержащих информацию на заданную тему и оценить их популярность по количеству посещений за последние сутки.

4. Яndex – мощная поисковая служба, обладающая представительной базой данных по отечественным ресурсам Интернета.

Перечислим наиболее распространенные поисковые системы в мире.



1. AltaVista. Создана в 1995г., является одной из крупнейших поисковых систем в мире. Дает возможность поиска информации на многих языках мира, в том числе и на русском. Однако информация о русскоязычных ресурсах занимает лишь малую часть базы данных. Кроме того, имеет значение и территириальная расположенность поисковой системы.

2. Excite. Одна из самых популярных поисковых систем WWW. Создана в 1995г. Кроме поиска веб-страниц предоставляет услуги по поиску других материалов, например сведений о компаниях, спорте и т.д.

3.Google. Одна из старейших, наиболее мощных и известных поисковых служб(начала работу в 1994г.). первоначально работала как поисковая машина, но вскоре перешла на модель, основанную на каталогизации веб-узлов. В настоящее время Google появилась и в России, пытаясь конкурировать с известными российскими поисковыми службами.

4. MSN Search. Служба принадлежащая Microsoft, создана в 1998 г.и является порталом, на котором представлены и другие поисковые службы.

5. Yahoo! Одна из старейших и популярнейших поисковых служб, появившаяся в 1994г. Относится к тематическим каталогам. Высокая репутация данной поисковой службы определяется тщательностью отбора информации.

При входе на тот или иной поисковый сервер на экране обычно появляется окно для слова или фразы, которые надо искать. В течении нескольких минут будет найдено несколько сотен или даже тысяч вхождений искомых ключевых слов в документы во всей сети, которые просматриваются «вручную» и из которых большинство оказываются мало информативными [24].

Укажем современные тенденции развития поисковых систем.

Порталы. В настоящее время многие поисковые системы превращаются в порталы с главной страницей, предоставляющей возможность поиска с помощью других служб. Естественно, что такие услуги предоставляются на основе взаимной договоренности с владельцами других служб. Здесь же на главной странице можно создать бесплатный почтовый ящик и получить доступ к электронной почте, послать поздравительную открытку, познакомиться с новостями, пообщаться в форуме или чате и прочее.

Список образовательных ресурсов сети Интернет (наиболее часто используемые сайты и порталы по преподаваемому предмету):

1.www.edu.ru – Центральный образовательный портал. Cодержит нормативные документы Министерства образования и науки, стандарты, информацию о проведении экспериментов.

2.www.school.edu.ruРоссийский общеобразовательный портал. Рубрикатор сайта позволяет выйти на статьи и разработки уроков, размещённые на других сайтах.

3.www.pedsovet.org.ru – Всероссийский Интернет-педсовет. В разделе «Библиотека» имеются рубрики «Методика и опыт», «Педсовет», «Технологии», и другие, содержание которых может быть полезным учителю математики.

4.www.fipi.ru – Федеральный институт педагогических измерений. Здесь можно найти контрольные измерительные материалы, репетиционное тестирование, итоги конкурса КИМ, федеральный банк тестовых заданий.

5.www.ege.edu.ru – Центральный образовательный портал, содержит нормативные документы Министерства, стандарты, информацию о проведение эксперимента, сервер информационной поддержки Единого государственного экзамена.

6.www.college.ru/mathematics - Математика на портале «Открытый колледж». Можно найти учебный материал по различным разделам математики. Программа eSolver – тренажёр по решению алгебраических уравнений. Раздел «Математика и Интернет» содержит обзор Интернет ресурсов по математике.

7.http://www.prosv.ru – Сайт издательства «Просвещение» (рубрика «Математика»).

8.http://www.center.fio.ru/som - Методические рекомендации учителю-предметнику (представлены все школьные предметы). Материалы для самостоятельной разработки профильных проб и активизации процесса обучения в старшей школе.

9.http://www.internet-scool.ru – Сайт Интернет – школы издательства Просвещение. Учебный план разработан на основе федерального базисного учебного плана для общеобразовательных учреждений РФ и представляет область знаний «Математика». На сайте представлены Интернет-уроки по алгебре и началам анализа и геометрии, включая подготовку сдачи ЕГЭ.

10.http://www.intellectcentre.ruСайт издательства «Интеллект-Центр», где можно найти учебно-тренировочные материалы, демонстрационные версии, банк тренировочных заданий с ответами, методические рекомендации и образцы решений.

11.www.mccme.ru – Московский центр непрерывного математического образования. Ставит своей целью сохранение и развитие традиций математического образования, поддержку различных форм внеклассной работы со школьниками (кружков, олимпиад, турниров, ит.д.), осуществление методической помощи руководителям кружков и преподавателям классов с углубленным изучением математики, поддержку программ в области преподавания математики (есть база данных методических материалов, разработки уроков) На сайте имеются варианты конкурсов для учителей и учащихся, математических олимпиад, множество задач.

12.www.it-n.ru – Сеть творческих учителей. Создана для педагогов, которые интересуются возможностями, улучшения качества обучения с помощью применения ИКТ.

13.www.int-edu.ru – Институт новых технологий. Занимается теорией и практикой образовательной среды, разрабатывает учебно-методические комплекты, осуществляет комплексное оснащение образовательных учреждений, методическое и техническое сопровождение учебного процесса. На сайте можно ознакомиться с продукцией, предлагаемой Институтом, например, программами «Живая статистика», Автограф», развивающее-обучающей настольной игрой «Доли и дроби».

14.www.festival.1septmber.ru – Фестиваль педагогических идей «Открытый урок».

15.www.portfolio.1september.ru – Фестиваль исследовательских и творческих работ учащихся «Портфолио».

16. www.math.1 september.ru – Сайт газеты «Первое сентября. Математика».

17.http://domzadanie.ru – Скорая математическая помощь, новые задачи, решения задач, шуточные задачи, информация, задачи различной сложности, репетиторство.

18.http://sbiryukova.narod.ru – Пособия, уроки, доклады, проекты, задания, история (от древнего до новейшего), пифагорики, конференции, диспуты, неделя математики, презентации по всем темам, интегративные уроки-зачёты.

19.http://zaitsva-irina.ru – Методические материалы, поурочное планирование, разработки уроков, галерея «Великие математики», анкеты для родителей, учащихся, внеклассная работа.

20.http://matica.nm.ru – Конспекты уроков , факультативные занятия, программы факультативов, спецкурсов, элективные курсы, олимпиады, турниры, методические материалы, методика решения задач и уравнений.

21.http://mathnet.spb.ru – Методические материалы, бесплатные пособия в формате PDF, материалы вступительных экзаменов.

22.http://www.uroki.net.ru – Бесплатные разработки уроков, сценарии, конспекты, поурочное планирование, документы, сценарии внеклассных мероприятий, мелодии караоке к мероприятиям [33]



Рейтинговые службы. Суть рейтинговой службы состоит в том, что на ее сервере ведутся списки наиболее популярных веб-ресурсов. Когда мы выбираем одну из ссылок, значение счетчика посещений увеличивается на единицу, и соответственно возрастает рейтинг этого ресурса. Каждый следующий посетитель может судить о популярности данного ресурса по количеству выборов из его списка. Самая популярная отечественная рейтинговая служба – Rambler [15].

Электронная почта (Е-Mail). Так же, как и файловые архивы FTP, относится к одному из старейших сервисов Интернета. Она существовала, когда еще не было службы WWW с ее цветной графикой и интуитивным интерфейсом, а доступ к Интернету осуществлялся на скоростях в десятки раз меньше и модемы, обеспечивающие передачу данных на 1200 бит/с, считались очень быстрыми.

Но и в наше время электронная почта остается удобным средством обмена информации и просто человеческого общения. Недаром в пакет Internet Explorer включена программа Internet Mail, предоставляющая богатые возможности работы с электронной почтой [31].



Как работает электронная почта

Принцип электронной почты сродни почте обычной. С той только разницей, что по электронной почте передаются не бумажные письма, а электронные, и направляются они по электронному адресу. Это файлы, записанные в специальном формате. На сегодняшний день общепринятым форматом является МІМЕ. Любое сообщение в этом формате состоит из заголовка и тела сообщения.

Заголовок обязательно включает в себя четыре основных поля:


  1. адрес отправителя (From:);

  2. адрес получателя (To:);

  3. тема сообщения (Subject);

  4. дата (Date:);

Второе и третье поля указываются отправителями сообщения. Первое же поле (аналог обратного адреса) и четвертое (аналог почтового штемпеля) заполняются автоматически почтовой программой.

Тело сообщения состоит собственно из содержания сообщения. В качестве тела может выступать обычный текст. Кроме этого, к тексту может быть присоединены один или несколько файлов (например, графических, звуковых и текстовых). Содержимое электронного письма влияет на его размер, но никак не на процесс пересылки письма.

Любой пользователь, работающий с электронной почтой, должен быть зарегистрирован на одном из почтовых серверов Интернета. Для вас это, скорее всего, будет узел провайдера. Зарегистрировавшись на почтовом сервере, вы получите электронный адрес, и на сервере создается почтовый ящик, в котором будет накапливаться приходящая почта.

Что из себя представляет электронный адрес? Он похож на обычный адрес, только читать его следует справа на лево, как это принято в Америке и некоторых других странах.

Электронный адрес устроен в общем случае так:

имя_пользователя@имя_узла

Например, bar@glasnet.ru.

Имя_узла – адрес, по которому находится почтовый сервер;

Имя_пользователя – регистрационное имя конкретного пользователя на почтовом сервере.

Работа с электронной почтой состоит из двух взаимосвязанных процессов: прием приходящей почты и отсылка исходящей почты. Со стороны пользователя и за то, и за другое отвечает почтовая программа, в задачи которой входит обмен информацией с почтовым сервером.

В качестве почтовой программы мы будем использовать Internet Mail, которая имеет богатые возможности подготовки и доставки электронной почты.

В заключение описания принципов работы электронной почты заметим, что вся приходящая почта накапливается на сервере и в случае удаленного доступа по коммутируемой линии она попадает на ваш компьютер только в том случае, если вы дадите своей почтовой программе соответствующую команду [21].

Лист рассылки (mail list) – средство общения по e-mail, при котором отправляемое сообщение доставляется всем участникам листа.

Преимущество рассылки по сравнению с форумом состоит в том, что все сообщения попадают непосредственно в почтовый ящик.

Стать участником листа рассылки, то есть подписаться на рассылку, может любой желающий. Любой участник может в любой момент отменить свою подписку. Писать сообщения в рассылку и отвечать на сообщения рассылки могут все ее участники, и только они [23].

ICQ. («I seek you» – «я ищу тебя») – эта программа позволит иметь он-лайновую (непосредственную) связь с людьми в Интернете, независимо от того, в какой стране они живут. ICQ осуществляет поиск пользователей за Вас, производя все необходимые изменения. С ICQ Вы можете переговариваться в режиме реального времени (Чат), посылать сообщения, файлы и URL ссылки или просто играть.

ICQ также поддерживает большинство популярных внешних Интернет-приложений. С ICQ облегчена работа с Интернет-телефоном и видео. И ещё множество услуг.

Программа работает в фоновом режиме и не занимает много памяти. В то время, как Вы работаете с другими приложениями, ICQ сообщает Вам, когда кто-либо пытается связаться с Вами, позволяет записывать приходящие сообщения, не отрывая Вас от работы. Среди функций доступны:

- Чат беседа

- Посылка сообщений

- Проверка E - Mail

- Передача файлов и URL ссылок

При помощи вышеперечисленных функций можно работать с несколькими адресатами одновременно. Таким образом, Вы можете проводить конференцию или постоянно держать с ними связь. Все эти функции включены в одну легкую для использования программу и присоединены к Вашему рабочему столу.

При установлении ICQ, программа просит Вас зарегистрироваться на сервере, который связан с широкой сетью серверов, охватывающих всю сеть Интернет. Во время регистрации Вы получаете универсальный свой UIN (Universal Internet Number). Кроме того, ICQ дает опцию ввода персональной информации, наряду с Вашим UIN. Это позволяет другим пользователям ICQ видеть Вашу персональную информацию (имя, фамилию, страну и город проживания, возраст и т.д.) [26].

Чат беседа. В Интернете существуют тысячи серверов Internet Relay Chat (IRC), на которых реализуется интерактивное общение. Любой пользователь может подключиться к такому серверу и начать общение с одним из посетителей этого сервера или участвовать в коллективной беседе.

Чат это обмен сообщениями, набираемые с клавиатуры. Вы вводите сообщение с клавиатуры, и оно высвечивается в окне, которое одновременно видят все участники чата.

Если ваш компьютер, а также компьютеры собеседников оборудованы звуковой картой, микрофоном и наушниками или акустическими колонками, то вы можете обмениваться звуковыми сообщениями. Однако «живой» разговор одновременно возможен только между двумя собеседниками.

Для того чтобы вы могли видеть друг друга, то есть обмениваться видеоизображениями, к компьютеру должны быть подключены видеокамеры.

Для организации интерактивного общения необходимо специальное программное обеспечение (например, программа NetMeeting, которая входит состав Internet Explorer) [29].

Телеконференции. Термин телеконференции это один из синонимов слова newsgroup, и в русскоязычных источниках, кроме телеконференции, можно встретить группы новостей, просто конференции, и даже ньюсгруппы. Все это название одного и того же предмета.

Итак, телеконференция представляет собой одну из форм общения людей с помощью Internet на определенную тему. Каждая телеконференция имеет свой адрес, по которому вы сможете к ней присоединиться.

Телеконференция представляет собой поток сообщений, который виден любому из участников. Сами же участники этот поток и образуют, так как каждый может написать либо новое сообщение в конференцию, либо ответить на уже существующее.

Телеконференции тесно связаны с электронной почтой. Отличие собственно состоит в том, что в электронной почте ваше сообщение получает конкретный адресат, а в телеконференциях ваше сообщение адресовано всем ее участникам, каждый из которых получает возможность это сообщение прочитать и при необходимости прокомментировать его ответом.



В начале немного истории.

Адресация телеконференций

Итак, любая телеконференция имеет свой адрес для того, чтобы любой участник мог с ней связаться и принять участие в ее работе.

Адрес телеконференции устроен так же, как и обычный адрес в Internet: последовательность вложенных имен, разделенных точкой. Однако в отличии от последнего, адрес читается по-европейски: слева-направо.

Например, такой адрес телеконференции: usenet.relcom.humor.

Здесь usenet означает, что телеконференция относится к группе USENET;

Relcom указывает на принадлежность к подгруппе «релкомовских» телеконференций;

Humor определяет тему конкретной телеконференции (юмор).

То есть по адресу телеконференции можно сразу определить ее тематическую принадлежность. Для этого надо только знать некоторые английские слова и их сокращения, которые используются для адресации телеконференций [36].

Гостевая книга. Здесь речь идет о наиболее типичной гостевой книге. Прежде всего, это система, предоставляющая пользователю возможности для ввода текста, выбора оценки того или иного сайта, а также для указания собственных данных (ФИО, e-mail, http и т.д.). Это также система представления данных, введенных различными пользователями, с возможностью навигации, отправки электронных писем авторам сообщений. Возможны и вариации с различными настройками и с контролем нормативности лексики.

Гостевая книга — основной механизм, обеспечивающий обратную связь с пользователями сайта, особенно в том случае, если пользователь желает сделать свое мнение достоянием общественности. Нередки случаи, когда гостевые книги на сайтах превращались в места для дискуссий (в форумы, чаты). Таким образом, гостевая книга также (как и система электронного голосования) может пробудить интерес к вашему сайту, а следовательно является еще одним средством привлечения внимания пользователей [27].



FTP-серверы. В Сети для хранения больших объемов данных существуют FTP-сервера. FTP-сервер представляет из себя своеобразную библиотеку файлов. Для перекачки файлов между FTP-серверами и компьютером пользователя используется протокол FTP (File Transfer Protocol — протокол передачи файлов).

Для чего нужен FTP-сервер? Можно выкачивать на свой компьютер файлы, выложенные на многочисленных FTP-серверах. В Сети существуют тысячи FTP-серверов, предоставляющих бесплатный анонимный доступ к гигабайтам самой разнообразной информации: текстовым документам, дистрибутивам программ, фотографиям и музыкальным файлам. По FTP-протоколу можно закачивать свои домашние страницы на бесплатные серверы, предоставляющие под них место. Это гораздо удобнее, нежели применять HTTP (протокол передачи гипертекста), когда на специальной страничке сервера вы указываете файлы, которые надо закачать.

При использовании FTP-сервера следует помнить некоторые особенности этого сервиса, прямо вытекающие из той операционной системы, где он возник – UNIX. Любой FTP-сервер всегда требует авторизации пользователя, то есть ввод его имени и пароля. В зависимости от этого пользователю будет предоставлен доступ лишь к определенным каталогам и файлам вместе с возможностью осуществлять только разрешенные действия над содержимым FTP-хранилища.

Практически каждый FTP-сервер предоставляет так называемый анонимный вход (другое название этого сервиса - анонимный FTP). Для анонимного (или гостевого) входа на сервер необходимо вместо имени пользователя указать ключевое слово anonymous и в качестве пароля набрать адрес своей электронной почты. После чего вам будет предоставлен доступ к общим каталогам, к данным, которыми владелец сервера хочет поделиться. Обычно, в таком режиме доступа к серверу пользователь может только просматривать каталоги и выкачивать файлы к себе на диск. Этот способ работы с общедоступными FTP-серверами называется анонимным FTP.

Некоторые серверы создают специальные каталоги, куда каждый желающий также может закачать свои собственные файлы. Для работы с FTP-сервером можно использовать обыкновенный WWW-броузер. После набора в строке адреса URL желаемого FTP-сервера ваш броузер подключится к нему и выведет содержимое удаленного каталога. Для подключению к FTP-серверу через WWW-броузер необходимо использовать следующую форму записи URL (Uniform Resource Locator).

При использовании FTP-сервера, требующего авторизации: ftp://имя_пользователя:пароль@адрес_FTP-сервера:порт/путь_к_файлу.

Необходимо отметить, что при этом способе работы с FTP-сервером отсутствует возможность докачки файла. Если связь с сервером внезапно оборвалась и мы не успели скачать файл целиком (что случается весьма часто при выкачивании больших файлов с очень удаленных серверов), то нам придется скачивать весь файл с самого начала. Это одна из немалого количества достаточно веских причин, заставляющих использовать при работе с FTP-сервером отдельный FTP-клиент. FTP-клиент позволяет переписывать (выгружать, посылать) файлы на FTP-сервер и, что встречается чаше, переписывать (загружать, получать) файлы с FTP-сервера. В Сети без труда можно найти большое количество FTP-клиентов для всевозможных операционных систем:

- WS_FTP – простейшая бесплатная программа для работы с FTP-серверами.

- LeechFTP - бесплатный, но достаточно мощный FTP-клиент с широкими возможностями и удобным графическим интерфейсом. Особенностью этой программы является возможность работы с несколькими FTP-серверами одновременно.

- CuteFTP - мощный FTP-клиент с большим набором разнообразных функций, занимающий лидирующие позиции среди аналогичных программ [37].



Программная поддержка: броузер Internet Explorer. В настоящее время получили распространение более десяти программ просмотра WWW-документов. Из них наиболее известными являются программы Microsoft Internet Explorer, Netscape Navigator и Opera, работающие в среде Windows.

Одним из популярных в настоящее время броузеров (программ для просмотра документов WWW-серверов) является Internet Explorer – программа, разработанная компанией Microsoft.

Возможность, предусмотренная Internet Explorer, - автоматическое установление связи с сервером компании Microsoft и обновление компонентов операционной системы (драйверов, приложений).

Отметим, что Internet Explorer может работать не только с протоколом HTTP(т.е. WWW-сервисами) по умолчанию, но и с другими протоколами Интернета: FTP, Gopher и прочее [26].

Какие из услуг и технологий можно и нужно применять в современном школьном образовании? Каждый из нас - активных пользователей сети, школьных учителей и администраторов, ученых, работающих на школу, - применяет ту или иную технологию. Так как сейчас идет только внедрение Интернет-технологий в школьный учебный процесс, то ответ может быть неполным [22].
1.2. Развитие содержания профессиональной деятельности учителя в условиях использования Интернет-технологий
В своей диссертации я постараюсь отразить все возможные технологии и виды деятельности в Интернет, применяемые учителями в своей профессиональной деятельности.

Как известно, школьный учитель занимается различными видами профессиональной деятельности: преподавательской, научной, методической, социально-педагогической, воспитательной, культурно-просветительской, управленческой. В зависимости от того или иного вида деятельности существуют различные способы использования технологий Интернета, дающих возможность получать, передавать, систематизировать и обрабатывать информацию, а также осуществлять коммуникацию. Попытаемся показать некоторую часть тех возможностей, которые дает применение телекоммуникационных сетей.

Какие очевидные преимущества внедрения технологий Интернета в работу педагога можно перечислить? По мнению С.М.Авдеевой, это возможность:

- стать проводниками новых знаний и технологий;

- проводить учебные занятия по своим предметам с использованием ИКТ;

- повысить собственный профессиональный уровень и уровень своего учебного материала, благодаря доступу к всемирному информационному пространству через WWW и знакомству с последними открытиями и новинками в своей предметной области;

- активно обмениваться опытом с коллегами из регионов;

- коллективно разрабатывать новые информационные образовательные ресурсы.

Пожалуй, одной из лучших в мире книг, описывающих состояние и перспективы внедрения Интернета в образование, стал бестселлер Билла Гейтса "Дорога в будущее" (1995). Основатель Microsoft описывает грандиозные изменения, которые происходили и будут происходить в жизни людей под воздействием информационных технологий. Следуя от одного примера к другому, опираясь на свой личный опыт и опыт американских школ, он показывает, что учеба станет настоящим удовольствием на протяжении всей человеческой жизни. Возможность утолить любознательность в море информации, научные эксперименты и обучение в ведущих университетах мира, улучшение методик преподавания и обмен передовым опытом среди преподавателей, общение с единомышленниками, проживающими в разных уголках земли - это и многое другое коренным образом изменит школьное образование.

В качестве основных достоинств Сети можно отметить следующие:

- Интернет представляет собой самый большой, постоянно обновляемый и пополняемый информационный ресурс в мире;

- высока скорость манипулирования огромными массивами данных;

- доступ к имеющейся в Сети информации не зависит от географического местонахождения баз данных и пользователей, а также времени суток;

- возможен поиск данных, необходимых конкретному пользователю;

- открыт доступ к современным исследованиям во многих отраслях науки;

- существуют большие возможности для передачи разнообразных видов текста, изображения, звука.

Как учитель может использовать Интернет в процессе своей профессиональной деятельности?

Ознакомиться с самыми современными нормативными материалами, учебными программами и пособиями, требованиями к материальным средствам обучения можно легко и очень быстро на официальных сайтах Министерства образования и науки РФ, а также на специальных методических сайтах. Примечательно, что даже начинающий учитель может получить всю исчерпывающую информацию, независимо от работы методических объединений школы и своего населенного пункта, не говоря уже о том, что разобраться в новшествах опытному учителю не составит особого труда! Педагоги со стажем наверняка могут привести немало примеров того, как долго и трудно порой доходит подобная информация до учителей.

Большое значение для реализации содержания образования имеют учебные программы и учебники. Учебные программы конкретизируют содержание учебных предметов и устанавливают состав, структуру, последовательность предъявленного к изучению материала с распределением его по годам обучения, разделам и темам. Здесь же определяются и предполагаемые результаты обучения, межпредметные связи и иногда методическая модель изучения материала. Учебник и учебные пособия призваны наполнить обучение конкретным материалом, дать ориентиры построения курса педагогу и материал для самостоятельной работы учащихся.

Нормативные акты, определяющие федеральный компонент содержания образования представлены на сайте Министерства образования и науки (Федерального агентства по образованию) - http://www.ed.gov.ru/. Здесь расположены Федеральный компонент государственного образовательного стандарта общего образования, Федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы, примерные программы начального, основного и среднего (полного) общего образования, требования к оснащению образовательного процесса в соответствии с содержанием учебных предметов [47]. Кроме того, здесь же имеется "Обязательный минимум содержания среднего (полного) общего образования" (Приложение к приказу Минобразования России от 30.06.99 № 56.).

Новые перспективы в определении содержания образования возникают и в связи с началом профильного обучения. Согласно постановлению Правительства Российской Федерации от 09.06.2003 № 334 и приказу Минобразования России от 26.06.2003 № 2757 на старшей ступени общего образования вводится профильное обучение. Концепцию профильного обучения, требования к новым учебным изданиям, рекомендации по организации профильного обучения и другие материалы можно изучить по адресу: http://www.ed.gov.ru/ob-edu/noc/rub/groun/.
Сайт "Профильное обучение в старшей школе" (http://www.profile-edu.ru) содержит не только основные нормативные документы, но и интересные экспериментальные материалы по проектированию и реализации элективных курсов в разных регионах страны. Появляются новые материалы по данной теме и на сайтах издательств, электронных СМИ. Допустим, издательство "Просвещение", выпустившее учебное пособие для школьников "Технология профессионального успеха. 10-11 кл." (Под ред. С.Н.Чистяковой), предлагает на своем сайте в свободном доступе методические рекомендации к нему.

Крупнейшим электронным ресурсом в Рунете, содержащим подробное описание учебной и методической литературы для дошкольного, школьного и начального профобразования, в том числе все учебники из федеральных перечней, мультимедийные учебные пособия, новинки издательств учебной литературы, а также базы данных учебных программ, издательств, книгораспространителей, является электронный каталог учебных изданий. Он постоянно пополняется. Актуальную версию каталога можно посмотреть в Интернете по адресу: http://www.ndce.ru/new/title.htm.

Важная информация по учебной литературе содержится также на сайте Федерального совета по учебникам Министерства образования и науки Российской Федерации.

С 2003 года работает спутниковый канал единой образовательной информационной среды. В самых отдаленных уголках страны тысячи школ регулярно получают актуальные информационные выпуски Спутникового канала ЕОИС (их можно изучить также по адресу: http://www.sputnik.mto.ru/). Каждый выпуск строится из 6-8 разделов, включающих постоянные или

тематические рубрики. Основные из них:

1. Пользователю спутникового образовательного канала. В этом разделе транслируются материалы, помогающие пользователям наладить работу со спутниковым каналом и правильно его использовать, а также информационные материалы редакционной службы.

2. Нормативные документы по общему образованию. В раздел включаются актуальные нормативные и методические документы по общему образованию, разработанные Министерством образования и науки РФ.

3. Единый государственный экзамен. В разделе публикуются материалы для организации и проведения единого государственного экзамена.

4. Фрагменты образовательного Интернета. В разделе транслируются локальные версии Интернет-сайтов образовательного назначения.

5. Методические и учебные материалы. Здесь публикуются методические и учебные материалы по различным предметам и учебным программам общеобразовательной школы, предоставляемые ведущими издательствами учебной литературы.

6. Информация заочных профильных школ. В разделе размещаются материалы, предоставленные ведущими заочными профильными школами России.

7. Выпускнику и абитуриенту. В данном разделе публикуются информационные, учебные, методические и нормативные материалы для выпускников школ, желающих продолжить образование.

8. Повышение квалификации работников образования. В этом разделе публикуются информационные и методические материалы для учителей, методистов, руководителей школ о возможностях повысить свою квалификацию или получить дополнительное образование. Транслируется информация о различных программах и курсах повышения квалификации работников образования.

В информационных выпусках также предлагаются статьи из педагогических журналов, материалы педагогических конференций, адреса передового опыта, информация о конкурсах, фестивалях, выставках, слетах для школьников и грантах, предоставляемых общеобразовательным учреждениям. Кроме того, транслируется программное обеспечение, которое может быть полезно пользователям.

Современные методы и формы обучения охарактеризованы, в первую очередь, на сайтах методического направления, созданных специально для учителей. К ним можно отнести Интернет-проект Федерации Интернет Образования "СОМ - В помощь учителю" [46].

Сеть дает широкие возможности для изучения современных методов обучения посредством анализа опыта своих коллег, преподающих другие учебные дисциплины. Интернет не только помогает ознакомиться с уже имеющимися организационными формами и методами обучения, но и способствует появлению новых форм и методов. Это связано, с одной стороны, с применением Интернета в рамках традиционной классно-урочной системы обучения, с другой стороны, с развитием системы дистанционного обучения.

Ознакомиться с планами-конспектами уроков, разработанных с применением средств ИКТ, можно, используя материалы книги "Золотая рыбка в сети". Ее электронный вариант в PDF-формате размещен по адресу: http://iatp.projectharmony.ru/about.php?menu=publications&lang=RUS [48].

Интересны поурочные планы и другие методические материалы, представленные на различные конкурсы и фестивали. В общем-то, каждый учитель стремиться для участия в конкурсе предложить самые лучшие свои разработки. Имея такую своеобразную методическую копилку уроков, можно использовать работы своих коллег и на основе передового педагогического опыта создавать новые увлекательные уроки по технологии. Особенно полезны подобные коллекции метод-материалов для начинающего учителя, который еще только начинает формировать свою базу данных.

Кроме того, подобные конкурсы интересны еще и тем, что есть возможность применять дидактические находки учителей, преподающих другие предметы (было бы очень накладно выписывать все методические издания, предназначенные для своих коллег, практически невозможно посещать уроки педагогов всей страны, а Интернет-ресурсы дают просто уникальный шанс для изучения современных методик преподавания!).

Составить рейтинг подобных конкурсов невозможно, постольку, поскольку их очень много, и каждый из них преследует определенную цель.

Например, в 2005 году стартовал конкурс "Учитель - Учителю". Информацию о конкурсе можно посмотреть по адресу: http://www.prosv.ru/search/searched_doc.php?sid=372 [49]. Традицией стало проведение конкурса "Учитель года России".

Сайт этого конкурса - http://teacher.org.ru/. Можно посмотреть информацию о конкурсах и фестивалях и на Федеральном портале "Российское образование" (http://www.edu.ru/), на сайтах педагогических СМИ, например на сайте журнала "Вопросы Интернет-образования" (http://vio.fio.ru/vio_site/default.htm).

С 2003-2004 учебного года Издательский дом "Первое сентября" проводит фестиваль педагогических идей "Открытый урок". Его цель - представления и популяризации педагогического опыта работников образования - учителей, администраторов, работников дошкольных учреждений, психологов и т.д., и учреждений образования - школ, детских садов, учреждений дополнительного образования и т.д. Участники - педагоги и учреждения образования. Если в 2003-2004 году участвовало более 2600 педагогов, то в 2004-2005 учебном году - уже 4700! Все материалы каждого из фестивалей педагогических идей вывешены в открытом доступе на сайте (http://festival.1september.ru/) и их очень много: на сайте первого фестиваля было опубликовано 2654 статьи, а на втором - 4721.

Интересной и полезной была работа всероссийских августовских Интернет-педсоветов, которые проводились с 2000 по 2004 гг. как Всероссийская научно-практическая конференция, в августе, перед началом нового учебного года в он-лайн режиме на сайте http://pedsovet.alledu.ru. В предметных секциях вывешивались доклады, методические разработки участников педсовета. В 2005 году педсовет проводился в форме фестиваля сетевых сообществ (http://pedsovet.org).

Множество интересных материалов можно найти по внеклассной работе. Это олимпиады, сценарии внеклассных мероприятий. Информация об олимпиадах широко представлена опять же на вышеназванных методических сайтах (например, на сайте СОМа http://som.fio.ru).

Дистанционные олимпиады проводит также центр "Эйдос" (http://www.eidos.ru/olymp/schedule.htm). Страничка, посвященная календарю московских олимпиад для школьников, расположена на сайте Московского центра непрерывного математического образования по адресу: http://www.mccme.ru/olympiads.

Кроме странички на СОМе, внеклассные мероприятия можно встретить на специализированных сайтах, где расположены сценарии различных праздников (Праздничный информационный центр "Prazdnik.by"- http://www.prazdnik.by, Сценарии праздников - http://scenarii.ru/, Все для досуга и отдыха детей - http://www.forkids.ru/ и т.п.), на сайтах вузов, школ, гимназий и так далее.

Итак, какие же средства обучения и каким способом можно изготовить благодаря Сети? В первую очередь, это могут быть изображения, схемы, таблицы, анимационные ролики, небольшие видеоролики и т.п., изготовленные благодаря копированию и сохранению различных информационных объектов. Их можно использовать для подготовки учебных материалов в электронном или печатном виде. В отдельных случаях можно применять и аудиоматериалы (например, для подготовки показа моделей одежды).

Раздаточный материал, задания для внеклассных мероприятий, инструкции разнообразят и сделают более увлекательными соответствующие теме рисунки, фотографии, схемы. Их достаточно легко найти в Интернете, они очень разные, легко копируются и обрабатываются.

На сайте педагогической библиотеки в Интернете имеется коллекция, состоящая из тысячи с лишним разнообразных рисунков (http://pedlib.ru/php/kartinki3.php). В алфавитном и тематическом каталоге можно найти изображения некоторых растений и животных, инструментов, предметов домашнего обихода, зданий и другие.

Интернет содержит великое множество уникальных виртуальных коллекций, которые невозможно собрать в печатном виде в школьной или домашней библиотеке. Следует отметить особые возможности, которые предоставляют информационные и коммуникационные технологии для изготовления и изучения идеальных средств обучения в виде образных представлений, знаковых моделей и так далее. Например, это виртуальный фонд естественнонаучных и научно-технических эффектов "Эффективная физика" (http://www.effects.ru/home/#1). Можно продемонстрировать какое-либо производство (пример - клип "Как делают валенки" http://peace.unesco.ru/video/video.htm).

Практически любой учитель может стать членом электронных педагогических сообществ. В них людей объединяет общая цель, а возраст, место жительства и социальное положение, так мешающие иногда общению в педагогическом коллективе, теряют свое прежнее значение. Многие педагоги стремятся к тесному профессиональному сотрудничеству с коллегами: обмениваются своим педагогическим опытом, информацией, исследуют какие-либо проблемы и так далее. Рассмотрим для примера два из них.

Интернет-государство учителей – ИнтерГу.ru. (http://www.intergu.ru) - проект Минобрнауки России, Федерации Интернет Образования, АНО "Компьютер и дети". Он был создан для профессиональной поддержки деятельности учителя, предоставления возможности самореализации и самоутверждения через совместную сетевую практическую деятельность, а также создание и поддержки новых образовательных инициатив. Участники проекта ИнтерГУру – Граждане – обмениваются методическими материалами и дают друг другу советы, есть также множество других способов для общения.

СОМ – сетевое объединение методистов (http://som.fio.ru). Проект Федерации Интернет-образования. Надо отметить, что этот проект – один из самых значимых и полезных проектов для учителя-предметника. На сайте размещаются различные методические материалы по курсам общеобразовательной школы. Действуют рассылки по предметам. Спецификой этого проекта являются форумы по отдельным школьным дисциплинам. Координируют работу сетевых сообществ заслуженные учителя РФ, кандидаты наук, Соросовские учителя и преподаватели вузов. Им можно задать интересующий вопрос в форуме или при помощи электронной почты. Кроме СОМа интерес представляют также и другие проекты ФИО, предназначенные для родителей, подростков.

В последние годы возрос интерес учителей к научно-исследовательской деятельности. Сеть дает прекрасные возможности для научного общения. Как правило, информация обо всех наиболее значительных научных конференциях распространяется через объявления на сайтах или электронную почту. Некоторые конференции проводятся в двух режимах: обычном реальном и в электронном. Много проводится и сетевых конференций.

Благодаря Internet-магазинам не составляет труда выбрать и заказать новейшую научно-методическую литературу с последующим ее получением по почте наложенным платежом (такие услуги предоставляют магазины "Озон": http://www.ozon.ru/, "Болеро": http://www.bolero.ru/ и другие). Поисковая система bookler.ru дает возможность искать книги в базах данных сразу 24 книжных магазинов, которая содержит более 1 миллиона книг.

В современном мире все шире и многограннее используются новые информационно-коммуникационные технологии. Педагог, освоивший технологии Интернета, прекрасно понимает, что они очень полезны и для него [35].

Одним из самых востребованных ресурсов Интернета стали библиотеки. Их называют как виртуальными, так и электронными, цифровыми библиотеками. Особенность такого рода библиотек состоит в том, что определенная часть информационного фонда (или полностью весь фонд) после цифровой обработки становятся доступными через сети, CD или DVD. Они могут быть виртуальными, то есть существовать, так сказать, «без стен», либо опираться на ресурсы уже имеющихся традиционных библиотек. В последних оцифровываются сначала, как правило, каталоги, а необходимые для пользователей данные пересылаются по электронной либо обычной почте или по факсу. Для удовлетворения запросов читателей работает специально подготовленный персонал, используя современные средства информационных и коммуникационных технологий. В данной статье мы будем называть подобные библиотеки электронными, так как это название является наиболее часто употребляемым в России.

Чем полезны такие библиотеки для профессиональной деятельности учителя? Тем, что имеется возможность работы с каталогами, доступа к электронным материалам: оцифрованным печатным работам (книгам, журналам, иллюстрациям, картам, диаграммам, графикам и т.п.), фотографиям, кино и видеофильмам, картинам, трехмерным моделям, анимации, аудиофайлам и так далее. Причем каталоги и многие электронные материалы предлагаются в режиме свободного (бесплатного) доступа.

Профессор Королевского колледжа библиотечного дела из Копенгагена (Дания) Оле Гарбо, отмечает ряд существенных изменений, которые появились вследствие применения современных информационных и коммуникационных технологий в библиотеках. Проанализируем эти тенденции в контексте деятельности учителя.

Во-первых, очевидны перспективы снижения стоимости распространения нормативной, учебной, методической информации посредством использования технологий сети Интернет. Уже сейчас массу материалов не нужно печатать, складировать, транспортировать и распространять. Электронные издания способствуют расширению возможностей авторов. Даже малотиражные, а потому малорентабельные издания могут найти своего читателя и принести положительный практический эффект.

Во-вторых, значительно сократится время поступления необходимой информации до ее потребителей в лице школ, учителей, учащихся и их родителей.

В-третьих, увеличится емкость хранилищ, подчас страдающих от недостатка необходимых площадей и соответствующего оборудования.

В-четвертых, расширится доступ к редким источникам, благодаря их оцифровке. Сохранятся от исчезновения и полного забвения источники, хранящиеся на таких недолговечных носителях, как бумага, кино- аудио- и видеопленки, диски, пластинки, тем более что некоторые воспроизводящие устройства постепенно исчезают из употребления (например, проигрыватели для пластинок).

В-пятых, интенсивнее распространяются инновационная информация, передовой педагогический опыт. Есть возможность бесплатно работать с каталогами крупнейших государственных, региональных и университетских библиотек и отслеживать необходимые данные о современных публикациях. Развитию инноваций способствуют также электронные издания книг, энциклопедий, журналов, газет или электронных версий печатных изданий.

В-шестых, постоянно расширяется возможность получения быстрого доступа ко всей имеющейся в мире информации (часть информации предоставляется только на платной основе, но это зачастую является обычной практикой и вне Сети, например в случае копирования необходимых материалов). Пользователи могут работать в электронных библиотеках, независимо от физического месторасположения источников информации, в любое удобное время суток и в любом удобном для читателя месте.

Все это, несомненно, повышает интерес педагога к преподавательской и научно-исследовательской деятельности.

Несмотря на все эти проблемы, только в русскоязычной части Интернета количество заметных электронных библиотек составляет уже несколько сотен, хотя не все из них регулярно пополняются новыми материалами.

Какие материалы, полезные для учителя, можно найти в режиме свободного доступа в российских электронных библиотеках? Это во многом зависит от статуса и финансирования библиотеки, ее связей с научными центрами.

Наибольшее количество достоверных электронных материалов и широкий спектр предлагаемых услуг среди электронных российских библиотек имеется в библиотеках федерального значения.

Самой крупной российской библиотекой является Российская Государственная Библиотека. На сайте библиотеки (http://www.rsl.ru) возможна бесплатная работа с каталогами. РГБ формирует фонды Открытой Электронной библиотеки (http://orel.rsl.ru/), рассматривая эту работу как служение духовному возрождению нации. На начало 2005 года в открытом доступе уже находились 6602 книги, 522 диссертации, учебники, карты, ноты, иллюстрации. В качестве приоритетов названы история и культура России, история и культура Москвы, школьная литература, школьные учебники, диссертации и словари.

Большую помощь в профессиональной деятельности учителей может оказать Государственная Научная Педагогическая Библиотека им. К.Ф. Ушинского (http://www.gnpbu.ru/). Ее фонд насчитывает более полутора миллионов единиц хранения по различным направлениям педагогической науки и смежным с ней наукам. Представлена литература, которая издавалась на территории России и иностранная литература на 39 языках народов мира. В библиотеке имеются монографии, энциклопедии, справочники, словари, авторефераты диссертаций педагогической тематики, отечественные и иностранные журналы и газеты, самая полная коллекция школьных учебников на русском языке и много других материалов. В свободном доступе каталоги, постоянно расширяющаяся база данных авторефератов кандидатских и докторских диссертаций по педагогике. Регулярно обновляется коллекция ссылок на педагогические ресурсы Интернета.

Учителям иностранных языков можно посетить сайт Всероссийской государственной библиотеки иностранной литературы им. М.И. Рудомино (http://www.libfl.ru), а учителям истории – Государственной публичной исторической библиотеки России (http://www.shpl.ru).

Для биологов много интересных ресурсов представлено в электронной библиотеке Центральной научной сельскохозяйственной библиотеки Российской академии сельскохозяйственных наук (http://www.cnshb.ru/). Распределенный каталог дает возможность работать с описаниями книг, журналов и изданий БЕН РАН, каталогами РГБ, ГПНТБ и Библиотеки МГУ, базой "Агрос" ЦНСХБ Россельхозакадемии и другими источниками.

Библиотека МГУ малодоступна для внешних пользователей, так как заключила лицензионное соглашение с Научной Электронной Библиотекой о подключении компьютеров своей университетской локальной сети к ресурсам, предоставляемым электронной библиотекой, поэтому для бесплатного использования в Сети доступны лишь библиотеки некоторых факультетов.

Преподавателям истории интересной покажется библиотека электронных ресурсов Исторического факультета (http://www.hist.msu.ru/ER/index.html). В ней представлены электронные тексты исторических источников на русском языке, базы данных по экономической истории России конца XIX – начала XX, аннотации книг Исторического факультета МГУ, статьи сотрудников «Французской секции» кафедры Новейшей и Новой истории, оцифрованные источники, коллекция ссылок, материалы проекта по истории трудовых отношений в России 1880-1920-х гг.

Для преподавателей физики пригодятся ресурсы библиотеки Физического факультета (http://www.phys.msu.ru/rus/struct/library/). В свободном доступе уникальные электронные версии книг и лекций по различным разделам физики, астрономии. Например, лекция «Планеты во Вселенной» (авторы – Ж.Ф. Родионова и В.В.  Шевченко) содержит не только лекционный текст, предназначенной для студентов астрономического отделения, но и редкие фотографии, сделанные при помощи космических телескопов.

В процессе преподавания обществознания достаточно сложно найти тексты по философии. Учителю помогут ресурсы библиотеки Философского факультета МГУ (http://www.philos.msu.ru/library.php). Основные разделы: «Древневосточная философия», «Философия античности», «Философия средних веков», «Философия эпохи Возрождения», «Философия Нового времени», «Философия IX–XX веков», «Русская философия», «Критическая литература» и «Учебная литература».

Очень богата ресурсами библиотека Химического факультета МГУ (http://www.chem.msu.su/rus/weldept.html). Кроме каталогов, в бесплатном доступе учителя химии могут изучить полнотекстовые электронные версии журналов «Вестник МГУ. Серия «Химия» и «Российский химический журнал». Даны ссылки на электронные версии зарубежных журналов, крупнейшие научные центры, кроме того, представлены базы и банки данных по химии [10].

Использование телеконференций в учебном процессе. Некоторые учителя используют телекоммуникации преимущественно для внеклассной работы с учащимися по отдельным экспериментальным проектам. Однако отечественные школы начинают использовать компьютерные телекоммуникации и непосредственно на уроках в условиях реального учебного процесса.

Для достижения наибольшей эффективности необходимо соблюдение ряда требований к использованию телеконференций в учебном процессе:

1. Наличие значимой в исследовательском, творческом плане и определенной учебными целями задачи (проблемы), которая может обладать следующими свойствами:

- не имеет определенного решения и поэтому требует коллективного обсуждения для его выработки;

- требует анализа и сравнения существующих точек зрения и выработки определенного суждения на этот счет;

- требует совместного решения или создания какого-либо продукта деятельности.

2. Обязательное получение в итоге конференции практически, теоретически, познавательно значимого результата.

3. Самостоятельная (индивидуальная, парная, групповая) деятельность участников.

4. Структурирование содержательной части телеконференции (с указанием поэтапных результатов).

5. Использование участниками методов сравнения, анализа, исследования, моделирования, навыков коммуникативного общения и творческого мышления.

Учебная телеконференция должна помочь сформировать у ученика определенную систему знаний по обсуждаемым вопросам. Поэтому ясная и четкая постановка учебных целей и задач является необходимым условием. При постановке конкретных целей и задач большую вспомогательную помощь может принести составление моделей обучаемых «до» и «после» проведения телеконференции. В этих моделях должны быть отражены наиболее существенные характеристики участников, отображающие их образовательный уровень как в области обсуждаемого предмета, так и в области информатики (в частности, телекоммуникационных технологий), их коммуникативные навыки, уровень общего развития.

Проведение учебной телеконференции.

Интеграция учебной телеконференции в учебный процесс является весьма важным и в то же время весьма трудным этапом. Действительно, «вписывание» учебной телеконференции в реальный процесс обучения, построенный на классно-урочной системе, требует решения многих проблемных вопросов. В первую очередь, это касается организации деятельности обучаемых во время работы в телеконференции, наличия необходимого количества компьютеров и возможности использования ими электронной почты и других телекоммуникационных средств.

Проведение занятий во внеурочное время не совсем желательно, так как в этом случае существует большая вероятность того, что участвовать будет не вся группа обучаемых (класс), а лишь заинтересованные. К тому же, в этом случае участники не будут ответственно относиться к работе, а воспринимать ее как развлечение. Однако использование такой формы организации работы в качестве дополнительной к классно-урочной предоставляет дополнительные возможности. Организация работы в учебной телеконференции непосредственно на занятиях по обсуждаемому предмету создает условия ответственного отношения, позволяет осуществлять непосредственный контроль деятельности и представляет учебную телеконференцию как реальную активную форму организации учебного процесса, а не как внеклассное мероприятие по интересам.

Специфика предметной области также диктует свои направления разработки курсов. Например, в области обучения иностранным языкам это могут быть курсы, предусматривающие: С 1995 г. в России разрабатывается система дистанционного образования (СДО). Она не заменяет, а дополняет очную и заочную формы обучения. СДО – это гибкая адаптивная модульная технология обучения. Она ориентирована на потребителя и опирается на современные информационные и коммуникационные технологии, считается экономически эффективной.

Система открытого образования призвана обеспечить равноправную возможность получения образования для всех категорий граждан без исключения. Эта возможность ценна для лиц, которые физически не могут добраться до места учебы. К этой категории относятся, например, лица, имеющие ограничения передвижения по состоянию здоровья; лица, работающие по вахтовому методу. По данным социологического исследования Министерством образования РФ, открытые образовательные программы пользуются популярностью у жителей населенных пунктов, удаленных от административных центров; у лиц, получающих параллельно второе образование. Гибкие условия формирования собственной образовательной программы привлекают государственных служащих, инженеров, педагогов, а так же людей, желающих повысить квалификацию по плану, наиболее приемлемому для них. Свобода в выборе времени, места и темпов обучения привлекают огромное количество лиц, образовательные потребности которых не могут быть удовлетворены в следствии невозможности прерывания основной деятельности. В основном это работа или уход за ребенком или больным.

Идея непрерывного образования предполагает развитие и совершенствование каждого человека на протяжении всей жизни. Открытое образование реализует идею опережающего образования, что является требованием времени. По утверждению специалистов, технологические знания стареют каждые 2–3 года, при этом наблюдается положительная динамика данного процесса. Из этого следует, что при сохранении прежних образовательных технологий, к концу обучения в вузе знания выпускника будут в большинстве своем уже устаревшими. Как следствие – необходимость повышения квалификации, то есть необходимость открытого образовательного пространства.

Дистанционное обучение (ДО) – технология обучения на расстоянии, при которой преподаватель и обучаемые физически находятся в различных местах. Ранее, дистанционное обучение означало заочное обучение. Однако это не совсем так. Когда речь идет о процессе дистанционного обучения, то предполагается наличие в этом процессе преподавателя и учащихся, их постоянное общение. В этом принципиальная разница, концептуальное отличие дистанционного обучения от различных форм заочного обучения, систем и программ самообразования, представленными автономными курсами на видеокассетах, телевизионными и радиокурсами, при работе с компьютерными программами, программами на компакт-дисках. В этом же ряду следует рассматривать и процесс самообразования на основе сетевых программ, курсов и т. д., где не предусматривается взаимодействия учителя, учащихся между собой. Применять в данном случае термин «дистанционный» представляется не вполне оправданным, поскольку речь идет о самостоятельной работе любого учащегося (в широком понимании этого слова) с обучающей программой, информационно-образовательными ресурсами на разных носителях [28].

Создание первых web-страничек с рисунками и ссылками под руководством опытных преподавателей вдохновляет гуманитариев и позволяет поверить в свои силы и возможность овладеть новыми информационными технологиями на практике. Дистанционный этап дает возможность реализовать учителям свои идеи в сети вместе со своими учениками.

Активное участие учителей, прошедших обучающие курсы, в самых разных мероприятиях, происходящих сегодня в образовательном пространстве Интернета также свидетельствует об успешном опыте очно-дистанционных курсов и необходимости развития данного опыта.

Понятие дистанционное обучение применимо к той форме обучения, в которой учитель и учащиеся разделены между собой расстоянием, что и привносит в учебный процесс специфические средства и формы взаимодействия. Сейчас в качестве средств обучения при дистанционном образовании используются: кейс – технологии, ТВ – технологии и сетевые технологии обучения.

Кейс-технологии – технологии, основанные на комплектовании наборов (кейсов) текстовых учебно-методических материалов и рассылке их обучающимся для самостоятельного изучения (с консультациями у преподавателей–консультантов в региональных центрах).

ТВ-технологии – технологии, базирующиеся на использовании эфирных, кабельных и космических систем телевидения.

Сетевые технологии – технологии, базирующиеся на использовании сети Интернет как для обеспечения студентов учебно-методическим материалом, так и для интерактивного взаимодействия между преподавателями и обучаемыми. Сетевые технологии – самая популярная и перспективная форма взаимодействия на настоящий момент [14].

Разработка курсов дистанционного обучения – более трудоемкая задача, чем создание нового учебника или учебного пособия, поскольку в этом случае необходима детальная проработка действий учителя и учащихся в новой информационно-предметной среде. Успешность дистанционного обучения во многом зависит от организации учебного материала. Если курс (электронный учебник) предназначен действительно для обучения, т. е. для взаимодействия преподавателя и обучаемого, то соответственно и требования к организации такого курса, принципы отбора содержания и его организации, структурирования материала будут определяться особенностями этого взаимодействия. Если курс предназначен для самообразования (а таких курсов на серверах Интернет подавляющее большинство), то отбор материала и его структурирование, организация будут существенно иные.

Типологию ДО можно провести по разным признакам: по целям обучения; по учебным дисциплинам; по специфике предметной области; по уровням подготовки обучаемых; по возрастной ориентации обучаемых; по используемой технологической базе и др.

Исходя из целей обучения выделяют несколько направлений дистанционного подготовки:



  • профессиональная подготовка и переподготовка кадров например, педагогических кадров по соответствующим специальностям);

  • повышение квалификации педагогических кадров по определенным специальностям;

  • подготовка школьников по отдельным учебным предметам к сдаче экзаменов экстерном;

  • подготовка школьников к поступлению в учебные заведения определенного профиля;

  • углубленное изучение темы, раздела из школьной программы или вне школьного курса;

  • ликвидация пробелов в знаниях, умениях школьников по определенным предметам школьного цикла;

  • подготовка по базовому курсу школьной программы для учащихся, не имеющих возможности по разным причинам посещать школу вообще или в течение какого-то отрезка времени;

  • дополнительное образование по интересам.

По учебным дисциплинам можно выделить столько курсов, сколько таких дисциплин предусматривает то или иное учебное заведение (университет, институт повышения квалификации педагогических кадров, педагогический колледж, общеобразовательная школа, гимназия, лицей и др.).

  • обучение в рамках базового уровня школьников первому иностранному языку;

  • обучение в рамках базового уровня второму(третьему) иностранному языку;

  • углубленное изучение иностранного языка;

  • обучение как всем видам речевой деятельности в комплексе, так и отдельным видам речевой деятельности и даже аспектам языка (чтению на разных уровнях трудности; говорению, письму, аудированию, грамматике, лексике, фонетике);

  • профильное обучение иностранному языку (деловой язык, диалекты, сленги, язык научных конференций, разговорный язык, язык художественной прозы, поэтический язык и др.);

  • обучение культуроведческим аспектам изучаемого иностранного языка (по различным аспектам страноведения, речевого этикета, культурного наследия и истории и др.).

включая целые разделы по науке и образованию. Этот сайт доступен как на русском, так и на английском языках [30].

Учебно-воспитательный процесс в любой форме обучения строится в соответствии с логикой познавательной деятельности и научной организацией деятельности учителя и учащихся. Процесс познания начинается с ознакомления с новой проблемой, новой познавательной задачей. Ученик может это делать самостоятельно, либо с помощью преподавателя (объяснение). Для этого этапа познания в зависимости от выбранного способа ознакомления с новым материалом используются разные методы и средства обучения. В первом случае учащимся можно предоставить для размышления противоречивые или неизвестные им ранее ситуации, отражающие то или иное явление, предмет познания с разных сторон, и указать на источники информации, где они могут самостоятельно (индивидуально или в малых группах сотрудничества) найти материал, знакомящий их с данной проблемой. Если при этом предусматривается в дальнейшем использование метода проектов, то совместная деятельность учащихся организуется далее по типу "мозговой атаки", цель которой – выдвижение гипотез решения проблемы.

Во втором случае учащимся дистанционной формы обучения предлагается готовый материал в виде лекции, базового текста. Однако, как установлено, слушать преподавателя в классе легче, чем читать текст с экрана. Психологи выявили определенную закономерность: внимание учащихся среднего и старшего возраста ослабевает через 10-12 минут объяснения учителя. Чем младше возраст, тем быстрее рассеивается внимание школьников. В условиях дистанционного обучения объем предлагаемого материала не должен превышать 2-3 экранов для учащихся 8–11 классов и более старшего контингента. Для детей младшего возраста он не может превышать одного экрана. При этом средства наглядности целесообразно использовать для иллюстрации основных мыслей текста, а не для украшения экрана.

После ознакомления с новым материалом в соответствии с логикой познания необходимо удостовериться в том, что материал воспринят адекватно.

Как правило, мотивация учебной деятельности в дистанционном обучении значительно выше, поскольку к дистанционной форме человек обращается вполне осознанно, желая получить знания.

Телекоммуникационные проекты оправданы педагогически в тех случаях, когда в ходе их выполнения:

- предусматриваются множественные, систематические, разовые или длительные наблюдения за тем или иным природным, физическим, социальным и другим явлениям, требующим сбора данных в разных регионах для решения поставленной проблемы;

- предусматривается сравнительное изучение, исследование того или иного явления, факта, события, происшедших или имеющих место в различных местностях для выявления определенной тенденции или принятия решения, разработки предложений;

- предусматривается сравнительное изучение эффективности использования одного и того же или разных (альтернативных) способов решения одной проблемы, одной задачи для выявления наиболее эффективного, приемлемого для любых ситуаций, решения, т.е. для получения данных об объективной эффективности предлагаемого способа решения проблемы;

- предлагается совместная творческая разработка какой-то идеи: чисто практической (например, выведение нового сорта растения в разных климатических зонах, наблюдения за погодными явлениями) или творческой (создание журнала, газеты, пьесы, книги, музыкального произведения, предложений по совершенствованию учебного курса, спортивных, культурных совместных мероприятий, народных праздников);

предполагается провести увлекательные приключенческие совместные компьютерные игры, состязания.

Таким образом, описанные возможности ДО позволяют каждому педагогу выбирать свой путь и технологию их применения. В то же время, широкое внедрение информационных технологий способствует формированию единого образовательного пространства, в которое педагог может быть и сам включен как субъект обучения [41].


Выводы по главе 1. Проведен анализ по применению Интернет-технологий в педагогической деятельности учителя, в ходе которого были рассмотрены наиболее применяемые Интернет-ресурсы такие как: электронные библиотеки, электронная почта, дистанционное обучение, телеконференции, листы-рассылки, гостевые книги, поисковые.

следующая страница >>


izumzum.ru