1. Метод науки конституционного права зарубежных стран и значение идеологии для его формирования - polpoz.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
История государства и права зарубежных стран 10 876.57kb.
2013 г. Словарь терминов по истории государства и права зарубежных... 9 1691.22kb.
Программа по спецкурсу «конституционное право португалии и бразилии» 1 39.42kb.
Тест «государство и право стран древнего востока» 1 106.52kb.
Курсовая работа по истории государства и права зарубежных стран на... 5 431.27kb.
Л №1. Понятие (предмет, метод) кпзс кп как отрасль права в зарубежных... 10 1897.96kb.
Geetest ru generated тест по Истории государства и права зарубежных... 1 40.49kb.
Министерство внутренних дел 8 1073.4kb.
Вопросы для подготовки к зачету (с 1 по 33 вопрос) и к экзамену (с... 1 33.1kb.
Реферат Источники конституционного права Евгений Твердохлебов Рига... 1 66.85kb.
Темы курсовых работ по истории государства и права зарубежных стран 1 37.46kb.
Добролюбов николай Александрович (1836-1861) 1 326.75kb.
1. На доске выписаны n последовательных натуральных чисел 1 46.11kb.

1. Метод науки конституционного права зарубежных стран и значение идеологии для его - страница №1/6

1. Метод науки конституционного права зарубежных стран и значение идеологии для его формирования.

Методы:


  1. исторический

  2. формально-логический

  3. сравнительно-правовой

  4. др.

Методология – это система методов, которыми руководствуются исследователи. Эта система строится в зависимости от их личного мировоззрения.

Основными видами мировоззрения в Европе являются:



  1. марксистская

  2. либеральная

Общее в том, что они ставят в центр человека экономического (человек – собственник; т.е. бытие определяет сознание).

- геополитика

- теология
3. Предмет науки конституционного права стран Восточной и Центральной Европы. Конституционное право государств «постсоциалистического пространства» и правовые системы современности.

Наука КПЗС изучает общее (у стран) и особенное (единичное у каждой отдельно взятой страны)

Предмет – отношения, складывающиеся в..

(1) общественный строй

(2) основы правового статуса граждан

(3) национально-государственное устройство

(4) принципы организации и деятельности органов государственной власти

Революции и революционные преобразования стран Восточной и Центральной Европы (СВЦЕ) мощнейшим образом влияют на предмет КПЗС:

1) деидеологизация в итоге

2) переход к демократизму и либерализму

3) изменение статуса судебной власти (независимое правосудие и конст.юстиция)

4) изменение правового статуса личности (в сторону большего внимания)


75. Особенности предмета КПЗС. Особенности вступления стран Восточной и Центральной Европы в Европейский Союз.
82. Особенности применения сравнительно-правового метода к изучению стран Восточной и Центральной Европы.

Существует систематизация стран по группам:

3 основные зоны:


  1. страны Центральной, Восточной Европы (бывшие социалистические страны)

  2. страны Восточной Европы, Азии (бывшие республики СССР)

  3. страны Азии (данные страны осуществляют преобразования либерально-демократической направленности)

Критерии такой систематизации:

  1. особенности становления и развития конституционно-правовой традиции. Традиция – это стереотип нормирования в сфере КП. , стереотипы восприятия основных правовых институтов, процедур и социально-правовых феноменов, которые сложились в той или мной стране. Социально-правовой феномен – власть. В зоне № 1 конституционно-правовая традиция уже сформировалась и существует. № 2, 3 – находится в стадии формирования (нет еще всех тех критериев, которые присутствуют в зоне № 1). К зоне № 2 относится и Болгария.

  2. геополитический критерий

  3. идеологический критерий (т.е. в зависимости от тяготения государства к той или иной идеологической концепции, которая отражена в Конституции)

  4. социально-экономический критерий (т.е. в зависимости от уровня социально-экономического развития страны

В свою очередь зона №1 делится на 2 группы:



  1. Польша, Венгрия, Словакия, Чехия. Данные страны уже готовы воспринять либеральные концепции, модели управления (и даже неолиберальные). Они по геополитической позиции относятся к «зоне Рима» (буферная зона между двумя главными силами – моря и суши). Что касается идеологии, то она была либеральной еще в советский период. С точки зрения экономического развития эти страны наиболее развитые. На них делал свою ставку Запад, когда пытался завоевать влияние в этом постсоветском регионе.

  2. страны данной группы не обладают всеми теми характеристиками, которыми обладают страны группы 1. К ним относятся: Болгария, Румыния, Словения, Сербия, Черногория, Албания. Они отличаются от группы 1 и с точки зрения формирования конституционно-правовых традиций, и с точки зрения социально-экономического развития

Зона № 2: к ней относятся такие страны как: Белоруссия, Украина, Литва, Латвия, Эстония, Молдова, Таджикистан, Казахстан, Туркмения, Киргизстан, Грузия, Армения


Зона № 3: это страны Азии: Китай, республика Корея, Вьетнам
Куба не вписывается ни в одну из указанных групп.
Это систематизация постсоветского пространства.
84. Институт основ конституционного строя в странах Восточной и Центральной Европы во второй половине ХХ в. и изменения в политической системе, формирование гражданского общества.
85. Значение мировоззрения и идеологии для определения предмета и методологии исследований в конституционном праве стран Восточной и Центральной Европы.

См. вопрос1


18. Реформы 80-90-х гг. в сфере экономики и их отражение в нормах конституционного права стран Восточной и Центральной Европы: общее и особенное.

Экономическая система – реальный базис, на основе которого создается вся политическая система. Э.С. – важнейший элемент общественного строя.

Бархатные революции в СВЦЕ → создание экономики, основанной на рыночных отношениях:


  1. прямое указание на экономический строй в конституциях

  2. закрепление различных форм собственности в конституциях (чаще всего приоритетом пользуется частная собственность; в Венгрии – равноправие форм собственности)

  3. сохранение важного значения государственной формы собственности (Болгария, Словакия, Румыния, Югославия): где-то круг объектов гос.собственности весьма мал (Югославия, Словакия) vs. Румыния, Болгария

  4. признание права наследования

  5. поддержка предпринимательской деятельности, в т.ч. кооперативов и иных объединений граждан, основанных на использовании собственности

  6. экспроприация собственности возможна только в исключительных случаях – только в общественных интересах

Особенное: в странах Восточной Европы больше «государственности» в экономике, чем в странах Центральной Европы – те всегда были «западнее» и легко перешли на рыночные рельсы.

34. Отражение смены политических режимов в конституционном развитии Центральной и Восточной Европы в XX в. Основные этапы.

См. 18 и 41 вопросы


41. Процессы социально-экономической и политической трансформации в странах Восточной и Центральной Европы в послевоенный период (1949-1953, 1989-1993 гг.) и их отражение в конституционном развитии.

1949-1953

Соц-экономическая сфера:


  1. переход от аграрного, сельского общества к городскому, индустриальному

  2. социалистический подход к собственности: о частной собственности просто не упоминают – приоритет государственной (публичной, общественной собственности)

Политическая сфера:

1. возрастание политической активности населения → многопартийность, парламентаризм

1989-1993

Соц-экон. сфера:

1. переход к рыночной экономике

2. поддержка частной собственности, конкуренции, предпринимательства

3. приватизация → государство утрачивает контроль над экономикой (капитал и рабочая сила начинают уходить из стран)

Политическая сфера:

1. отделение политических партий и др. общественных организаций от государства.

2. закрепление широкого спектра политических прав и свобод


37. Становление государственности и конституционное развитие Польши

В истории мирового конституционализма Польше принадлежит осо­бое место: в мае 1791 г. она получила первую в Европе конституцию, имено­вавшуюся Правительственным законом, или уставом (имелось в виду пра­вительство в широком значении - как вся система высшей власти в госу­дарстве). Строго говоря, это была Конституция общего польско-литовско­го государства, существовавшего со времени Люблинской унии 1569 г. К этому времени относится и определение формы государства как Речи Посполитой. Первая Речь Посполита, хотя и обладала рядом признаков республиканского государства, была вместе с тем свое­образной, выборной монархией. Первая польская К. не признавала равноправия граждан и сохраняла ряд привилегий дворян-землевладельцев, а также давала пре­имущества католикам по сравнению с другими конфессиями. Принцип разделения властей был декларирован, но преобладание в системе высших органов власти получил двухпалатный Сейм. Титул короля стал наследственным, однако, считаясь главой государства и исполнительной власти, последний был свя­зан системой контрасигнатуры и парламентским контролем. Впрочем, уже через год после принятия Майской конституции часть феодалов, опирав­шаяся на Россию, начала мятеж и созвала в Гродно в июне 1793 г. новый Сейм, который 23 ноября того же года принял новую Конституцию. Грод­ненская Конституция вновь поставила во главе государства Постоянный совет Сейма и вернула феодалам те привилегии, которые были отняты у них Майской конституцией. В 1795 г. состоялся третий раз­дел Польши между Пруссией, Австрией и Россией, и независимое Польское государство на без малого столетие с четвертью перестало су­ществовать.

Поражение Германии и Австро-Венгрии в Первой мировой войне и революция в России создали возможность для восстановления польской национальной государственности. Ее возрождение состоялось в октябре- ноябре 1918 г., а 20 февраля 1919 г. Учредительный сейм принял так назы­ваемую Малую конституцию, урегулировавшую систему высших органов власти на период до утверждения Конституции, которая была принята 17 марта 1921 г. Это была демократическая К., помимо ставших обыденными гражданских и политических прав были закреплены и социльные права. В качестве формы правления была избрана парламентарная республика. Парламент (Национальное собрание) образовывали Сейм и Сенат, причем последний представлял собой слабую верхнюю палату. Президент избирался Национальным собранием и дей­ствовал по указаниям Совета министров, председателя которого Прези­дент назначал из представителей большинства Сейма. Министры назнача­лись Президентом по предложению председателя Совета министров. Пра­вительство несло политическую ответственность перед Сеймом. Существует Верховная палата контроля, которая проверяет законность действия Правительства, государственных органов и др. Ситуация меняется после переворота 1922 г. Постепенно Президент получает право роспуска Парламента и наделен правом издавать нпа. Реальную власть теперь осуществляют Президент и Совет министров.

23 апреля 1935 г. была принята новая Конституция Польши:

Конституция вводила авторитарный политический режим:



  1. были ограничены политические права граждан

  2. основные государственные полномочия принадлежали Президенту

  3. роль Парламента была сведена к минимуму, хотя роль Сената и усилилась

  4. Сенат стал формироваться на цензовой основе

После второй мировой проходит К. реформа, которая возвращает Сейму влияние, Правит-во теперь формируется на основе парламентского большинства.

22 июня 1952 была принята еще одна Конституция Польши.

В ней уже отражались «социалистические» перемены. Институт Президентства был отменен, власть была сосредоточена в руках Сема, который мог легко распустить Правит-во, и в руках Гос. Совета – коллегиального главы гос-ва с законодательными полномочиями. Авторитарный режим укрепился, но права и свободы, тем не менее остались в К. Безраздельно правящей партией стала партия ком­мунистов - Польская объединенная рабочая партия (раньше фактически, а теперь юридически)



Конституция 1976 г.

Польша – социалистическое государство. К. характеризовалась словесной демократизацией, особенно формулировок прав и свобод, но в то же время открытым усилением авторитарных, даже тоталитарных, черт в характеристике политического строя и орга­низации власти, что, впрочем, делало Конституцию более реальной.

Начало 80-х – серьезный политический кризис, народ не доверяет Правит-ву (в общем смысле). Возникло оппозиционное политическое объединение – «Солидарность». Верхняя палата контроля выводится из подчинения Правительству (она наблюдала за соблюдением законов гос. органами). Учреждаются органы К. контроля – К. трибунал и Гос. трибунал (рассматривает дела о нарушении органами К.).

31 декабря 1989 г. была принята новая редакция Конституции. Из на­звания государства было убрано слово "Народная", исключена идеологи­зированная преамбула, объединены первые два раздела о политическом и социально-экономическом строе, имевшие 19 статей, в один, состоявший из восьми статей. Из Конституции были выброшены всякие упоминания о социализме. власть при­надлежит нации, которая осуществляет ее через своих представителей в Сейме, Сенате, через референдум. В 1990 г. – утверждены прямые выборы Президента
14. Конституционно-правовые реформы 80-90-х гг. в Польше.

см. вопрос 37


76. Конституционная хар-ка источников права Польши.

Источники:



  • конституция

  • законы

  • МД

  • распоряжения

Особенность – принятие МД (кое-что про это есть в вопросе 67).

Особенность – Польша может передать международной организации часть гос. полномочий! Закон о ратификации такого МД принимается Сеймом 2/3 депутатов при присутствии 50% состава и Сенатом – 2/3 при присутствии 50 % состава, т.е. эта процедура даже сложнее изменения К. (там Сенату достаточно абсолютного большинства голосов, а здесь - квалифицированное).

На издание распоряжений соответствующий орган должен быть специально уполномочен законом, причем такое полномочие не может быть делегировано другому органу.

Президент может издавать распоряжения только в рамках, предусмотренных законом.


29. Общая хар-ка Конституции Польши.
Действующая Конституция Республики Польша 1997 г. гарантирует соблюдение всех гражданских прав, признанных нормами демократического правового государства — свободы и прав личных, политических, экономических, социальных и культурных

. Конституция обеспечивает всем гражданам равноправие перед законом (без различия пола, расы, профессии, национальности и образования), свободу и неприкосновенность личности и жилища, свободу совести и вероисповедания, право на справедливый суд (на основе презумпции невиновности) и право на защиту жизни.

Конституция гарантирует: свободу и охрану тайны корреспонденции, свободу выражения взглядов, свободу слова, союзов и собраний в мирных целях, право участия в органах государственной службы, избрания органов власти Республики Польша и право на получение исчерпывающей информации о деятельности органов государственной власти.

Конституция защищает право собственности и право на наследство, свободу выбора профессии, право на безопасные условия труда, гарантирует трудовое вознаграждение не ниже установленного минимального уровня, охрану здоровья, обеспечение социальных прав и право на учебу (учеба до 18 лет является обязательной). Основной закон обеспечивает также свободу художественного творчества, научных исследований, свободу форм обучения и пользования достижениями культуры.


Под особой защитой Конституции РП находятся права семьи и права ребенка.
Польский основной закон накладывает на граждан Польши обязательства по отношению к государству. Основной обязанностью является верность Республике Польша и забота о благе общества.
Контроль над соблюдением Конституции обязаны осуществлять все государственные органы, но особая роль принадлежит Конституционному суду, целью деятельности которого является проверка соответствия законодательных актов основному закону. Каждый гражданин имеет право подать жалобу в Конституционный суд о нарушении Конституции Республики Польша.

В Преамбуле про К. сказано:

«устанавливаем Конституцию Польской Республики как основные права для государства, основанные на уважении свободы и справедливости, взаимодействии властей, общественном диалоге, а также на принципе субсидиарности, укрепляющем права граждан и их сообществ». Принцип субсидиарности означает, что гос-во не вмешивается в общ. жизнь, общ-во, по идее, большинство вопросов должно урегулировать само, а гос-ву достается уже остаточная, дополнительная компетенция (что на мой взгляд является полнейшей дуростью!).
67. Структура и содержание К. Польши. Особенности.

Структура Конституции при довольно традиционном наборе норм и принципов отличается все же некоторыми специфическими особенностя­ми. Она открывается преамбулой, в которой, в частности, отмечается, что Третья республика продолжает наилучшие традиции Первой и Второй республик и памятует "о горьком опыте времен, когда основные свободы и права человека были в нашей Отчизне попраны". Конституция в преам­буле определяется "как основные законы для государства, опирающиеся на уважение свободы и справедливости, взаимодействие властей, обще­ственный диалог, а также на принцип дополнительности, укрепляющий правомочия граждан и их сообществ". Принцип дополнительности (субсидиарности) означа­ет, что применительно к экономическим и социальным проблемам обще­ство имеет приоритет перед государством, которое призвано оказывать помощь там, где местные сообщества не способны решать проблемы само­стоятельно. Помимо преамбулы, Конституция состоит из 243 статей, объе­диненных в 13 разделах.

В качестве интересной особенности структуры Конституции хотелось бы отметить весьма оригинальный, хотя и небольшой (всего восемь ста­тей), разд. III "Источники права", который, как и предыдущий, посвя­щенный свободам, правам и обязанностям человека и гражданина (см. об этом ниже), напоминает изложение в форме конституционных статей учеб­ника конституционного права. Надо признать, однако, что четкое опреде­ление в данном разделе иерархии нормативных актов и процедур введе­ния их в действие должны способствовать упорядочению нормотворчества различных органов власти и усилению режима законности. Примечатель­но, что постановления Совета Министров и приказы его председателя и министров обязывают только подчиненные им организационные единицы и не могут служить основанием решений в отношении граждан, юриди­ческих лиц и иных субъектов.

В последнее время в развитии мирового конституционализма заметна тенденция к относительно целостному регулированию в конституциях об­щественных отношений, связанных с публичными финансами, чему ста­ли посвящаться специальные главы или разделы конституций. Пошла по этому пути и новая Конституция Республики Польша, в которую включен разд. Х "Публичные финансы", состоящий из 12 статей и, среди прочего, регулирующий основы статуса Польского Национального Банка.

Еще одна особенность структуры Конституции - специальный разд. XI, устанавливающий три вида чрезвычайного положения - военное положе­ние, исключительное положение и положение стихийного бедствия (пос­леднее представляет собой конституционную новеллу). Это также можно считать достижением польского конституционного опыта, поскольку здесь объем возможных ограничений демократических начал публичной жизни тесно увязан с принципиально различающимися между собой фактичес­кими ситуациями.

Итак, основные особенности:



  • принцип диспозитивности в Преамбуле

  • очень широкий раздел II о правах человека. Причем обязанности в рамках этого раздела отдельно сгруппированы

  • оригинальный раздел III «источники права» и оригинальная последовательность перечисления источников – К., законы, международные договоры, распоряжения. Вступление в силу международного договора стоит в зависимости от предварительного принятия спец. закона (типа, закон о ратификации), в котором выражается согласие на этот МД, потом МД применяется напрямую и становится частью закон-ва. МД имеет высшую юр. силу по отношению к закону.

  • по разделам первым из органов упомянут Сейм+Сенат (термин «Парламент» как уже было упомянуто выше, не используется), затем Президент, потом Совет министров. Это отражает реальную расстановку сил.

  • отдельный раздел «Публичные финансы»

  • 3 вида чрезвычайного положения.

  • положения о референдуме находятся в разделе о Парламенте, что странно, поскольку это институт непосредственной, а не представительной демократии. Объяснение этому я вижу в том, что именно парламенту принадлежат решающие права назначения референдума (подробнее в соответствующем вопросе).

следующая страница >>


izumzum.ru