1. Какое отношение имеет деятельность средств массовой информации, журналистов ко всем этим областям права - polpoz.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Элвин тоффлер. Третья волна 66 7126.31kb.
Цель данного исследования состоит в определении роли средств массовой... 1 14.15kb.
Перечень средств массовой информации, зарегистрированных на территории... 1 282.27kb.
Закон республики беларусь 17 июля 2008 г. N 427-з о средствах массовой... 2 518.63kb.
Язык средств массовой информации 3 1 Становление и содержание понятия... 3 547.16kb.
Заседание Комитета коомет 21-22 апреля 2010 г 21 2900.95kb.
Роль средств массовой информации в отражении проблем, волнующих население 1 287.55kb.
Моя тема… прекрасно выступила Марина Анатольевна, я согласен с ее... 1 86.96kb.
Беларусь. Бывшая советская республика, зажатая между Россией и Европой. 1 20.11kb.
Союз машиностроителей России Пресс-служба обзор сообщений средств... 1 156.11kb.
Федеральный фонд обязательного медицинского страхования письмо 1 157.02kb.
Андрею Анатольевичу Зализняку Е. Н. Зарецкая 20 7579.1kb.
1. На доске выписаны n последовательных натуральных чисел 1 46.11kb.

1. Какое отношение имеет деятельность средств массовой информации, журналистов ко - страница №1/4


 1.Какое отношение имеет деятельность средств массовой информации, журналистов ко всем этим областям права? В конституционном праве записаны основные права и свободы граждан, в том числе право на получение и распространение информации, что имеет непосредственное отношение к журналистам. В уголовном праве зафиксированы преступления, направленные на воспрепятствование деятельности журналистов, и предусмотрено наказание за них. В гражданском праве говорится о специфике распространения сведений, ущемляющих честь и достоинство. В трудовом праве также существуют нормы, касающиеся журналистов. Избирательное право регламентирует такое направление деятельности СМИ, как участие журналистов в предвыборной кампании и в кампании по проведению референдума. Следовательно, существует возможность объединения всех этих и других норм в особую отрасль права  права средств массовой информации, или массово-информационного права.

Право массовой информации — сравнительно молодая, а для российского правового ландшафта просто юная отрасль права и законодательства, научная и учебная дисциплина.


В рамках политической системы коммуникативная система, важнейшую часть которой составляют СМИ, сосуществует с другими системами: организационно-институциональной, регулятивной, функциональной и дру­гими. Особый интерес представляет взаимоотношение коммуникативной и регулятивной подсистем, а конкрет­нее, отражение средств массовой информации как институ­та демократии в регулятивной системе и отражение регуля­тивной системы в деятельности СМИ. Это предполагает, прежде всего, анализ социальных норм, регулирующих организацию и деятельность прессы.
Феномен полинормативности в регулировании сферы СМИ. Социальные нормы, входящие в регулятив­ную систему и непосредственно связанные с организацией и деятельностью средств массовой информации, включают политические, правовые, корпоративные нормы, а также обычаи, традиции, морально-этические императивы и т.д. Тот факт, что в обществе наряду с правом, и зачастую гораз­до эффективнее, действуют другие нормативные системы, заставляет обратиться к анализу феномена социальной полинормативности. Различные по своей природе социальные нормы взаимодействуют друг с другом не сами по себе, а как элементы разных нормативных систем. Будучи направленны­ми на определенный социальный объект, каковым в данном случае являются средства массовой информации, разнород­ные нормативные системы делают его предметом своего регулятивного воздействия, выполняя роль целевых ориен­тиров, носителей политической воли и социальной инфор­мации. Они образуют как бы регулятивную оболочку данно­го объекта, предопределяя его бытие в системе норм. Говоря о видах норм в системе нормативного регулирова­ния организации и деятельности СМИ, обратим внимание на политические, правовые и корпоративные нормы. Источни­ком политических норм могут считаться, например, еже­годные послания Президента Российской Федерации Феде­ральному собранию, а также утвержденные им доктрины, концепции. Вторую группу норм составляют правовые нормы. Это основа нормативной системы. В третью группу входят кор­поративные нормы, т.е. правила поведения, закрепленные в актах структур гражданского общества. Среди корпоративных норм выделяются локальные нормы. Они содержатся во внутренних документах, например, в редакционных уставах или собственных кодексах журнали­стской этики. Очевидно, что такие нормы наиболее целесо­образны при регулировании общественных отношений, не подвергшихся политической, правовой или корпоративной регуляции. Определенную роль в нормативном регулировании дея­тельности СМИ играют традиции, обычаи, обыкновения, которые предлагается определять как «политическую па­мять» — ретроспективную составляющую политического сознания. Следует различать политическую память граж­данского общества и государственного аппарата.

3. Российское зак-во о СМИ.

Важная норма, определяющая структуру законодательства о СМИ содержится в ч. 1 ст. 5 Закона Российской Федера­ции «О средствах массовой информации» от 27 декабря 1991 г. Здесь закреплено, что любой акт федерального и республиканского законодательства о средствах массовой информации должен издаваться в соответствии с Законом о СМИ. Тем самым законодатель фактически придал этому нормативному акту характер мини-конституции в данной сфере. Он определил Закону о СМИ роль структурообразую­щего фактора, интегрирующего различные по своему мес­тоположению в законодательстве правовые нормы в еди­ную систему взаимосвязанных, взаимодополняющих по своему назначению норм, регулирующих относительно обо­собленную совокупность общественных отношений, возни­кающих в процессе организации и функционирования СМИ. Аналогичную роль в системе законодательства о выборах играет Федеральный закон «Об основных гарантиях изби­рательных прав и права на участие в референдуме граж­дан Российской Федерации».



Непосредственно из текста Закона о СМИ вытекает обя­занность законодателя принять законы об издательском деле (ч. 1 ст. 21), о телекоммуникационных сетях (ч. 2 CT-J24), о порядке формирования и деятельности Федераль­ной и территориальных комиссий по телерадиовещанию (ч. 2 ст. 30), о дополнительных основаниях аннулирования лицензии на вещание (ч. 2 ст. 32), о государственной, ком­мерческой и иной специально охраняемой законом тайне (ч. 1 ст. 40), о случаях, когда журналист не вправе произво­дить записи, в том числе с использованием средств аудио- и видеотехники, кино- и фотосъемки (п. 6 ч. 1 ст. 47), о защите чести, достоинства, здоровья, жизни и имущества журналиста в связи с осуществлением им профессиональ­ной деятельности как лица, выполняющего общественный долг (ч. 4 ст. 49). Кроме того, Закон о СМИ предполагает внесение дополнений в Уголовный кодекс, Уголовно-про­цессуальный кодекс, Кодекс об административных право­нарушениях для конкретизации мер ответственности за ущемление свободы массовой информации (ст. 58), за зло­употребление свободой массовой информации (ст. 59) и за иные нарушения законодательства о СМИ (ст. 60).
Закон о СМИ предусматривает также издание федераль­ным правительством актов, определяющих размер и поря­док уплаты регистрационного сбора (ч. 1 ст. 14), потиражного сбора с продукции рекламных и эротических СМИ (ч. 3 ст. 29), платы за лицензию на вещание (ч. 6 ст. 31) и т.д. Кроме того, Закон о СМИ предполагал издание органа­ми местного самоуправления нормативных актов, касаю­щихся порядка распространения продукции эротических СМИ (ст. 37).
Часть этих правовых норм и актов уже существуют в законодательстве. Так, в начале 90-х годов в действующий тогда КоАП РСФСР были внесены дополнительные статьи, предусматривающие ответственность за нарушение поряд­ка изготовления и распространения продукции СМИ, объяв­ления выходных данных и представления обязательных экземпляров (ст.ст. 1711—1713; ныне — ст.ст. 13.21, 13.22 и 13.23 Кодекса Российской Федерации об административ­ных правонарушениях от 30.12.2001 года № 195-ФЗ), а в УК РСФСР — статья «Воспрепятствование законной про­фессиональной деятельности журналиста» (ст. 144 УК РФ). Появились и законы, касающиеся правового режима ин­формации («О государственной тайне», «Об информации, информатизации и защите информации», «Об участии в международном информационном обмене»), отдельных ви­дов СМИ и отдельных аспектов их деятельности («О поряд­ке освещения деятельности органов государственной влас­ти в государственных средствах массовой информации», «О порядке освещения органов государственной власти в государственных средствах массовой информации», «О государственной поддержке средств массовой информации и книгоиздания Российской Федерации», «Об экономичес­кой поддержке районных (городских) газет», «О связи», «О рекламе», «О таможенном тарифе», «Об обязательном экземпляре документов», «Об основных гарантиях изби­рательных прав и права на участие в референдуме граж­дан Российской Федерации» и др.)
В некоторых из них, например, в Федеральном законе «О порядке освещения деятельности органов государствен­ной власти в государственных средствах массовой инфор­мации» прямо указывается на его принадлежность к зако­нодательству о СМИ, в других же такое упоминание отсутствует. Так, в Законе «О государственной поддерж­ке...», хотя и не указывается, к какой отрасли законода­тельства он относится, однако все основные термины и понятия взяты из Закона о СМИ.

5. Регистрация СМИ.

Ст.8 (в ред. Федерального закона от 14.06.2011 N 142-ФЗ) Редакция средства массовой информации осуществляет свою деятельность после его регистрации, за исключением случаев освобождения от регистрации, предусмотренных настоящим Законом. Сайт в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" может быть зарегистрирован как сетевое издание в соответствии с настоящим Законом. Сайт в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", не зарегистрированный в качестве средства массовой информации, средством массовой информации не является. Заявление о регистрации средства массовой информации, продукция которого предназначена для распространения преимущественно:1) на всей территории Российской Федерации, за ее пределами, на территориях нескольких субъектов Российской Федерации, подается учредителем в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный Правительством Российской Федерации; 2) на территории субъекта Российской Федерации, территории муниципального образования, подается учредителем в территориальный орган федерального органа исполнительной власти, уполномоченного Правительством Российской Федерации. Учредителю или лицу, действующему по его уполномочию, высылается или выдается уведомление о приеме такого заявления и необходимых документов с указанием даты их поступления. Рассмотрение заявления о регистрации средства массовой информации и принятие соответствующего решения осуществляются регистрирующим органом в месячный срок с указанной даты. Средство массовой информации считается зарегистрированным со дня принятия регистрирующим органом решения о регистрации средства массовой информации. На основании решения о регистрации средства массовой информации заявителю выдается свидетельство о регистрации средства массовой информации. Свидетельство о регистрации средства массовой информации оформляется на бланке, являющемся документом строгой отчетности и защищенной от подделок полиграфической продукцией, по форме, установленной федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации. Регистрирующий орган ведет реестр зарегистрированных средств массовой информации в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации. Информация, содержащаяся в реестре зарегистрированных средств массовой информации, является открытой и доступной для ознакомления с ней любых физических лиц и юридических лиц, за исключением случаев, если доступ к такой информации ограничен в соответствии с федеральными законами.

Сведения о конкретном средстве массовой информации предоставляются регистрирующим органом бесплатно в течение пяти рабочих дней со дня получения заявления о предоставлении таких сведений.

Сведения о конкретном средстве массовой информации направляются в письменной форме или в форме электронного документа, подписанного электронной подписью в соответствии с Федеральным законом от 6 апреля 2011 года N 63-ФЗ "Об электронной подписи", в виде выписки из реестра зарегистрированных средств массовой информации или справки об отсутствии запрашиваемых сведений, которая выдается при отсутствии в данном реестре сведений о конкретном средстве массовой информации. Учредитель сохраняет за собой право приступить к производству продукции средства массовой информации в течение одного года со дня выдачи свидетельства о регистрации. В случае пропуска этого срока свидетельство о регистрации средства массовой информации признается недействительным.

7.Система правоотношений по выпуску СМИ.

Пра­воотношения, складывающиеся в сфере массовой инфор­мации, можно условно подразделить на «внутренние» и «внешние». Первые затрагивают вопросы внутренней орга­низации СМИ и включают отношения между основными действующими здесь лицами: учредителем (соучредителя­ми), редакцией, издателем, распространителем и, нако­нец, собственником. Вторая группа включает правоотно­шения, возникающие в связи с деятельностью СМИ между перечисленными выше субъектами и третьими лицами, будь то граждане, объединения граждан, юридические лица, органы государственной власти и местного самоуп­равления и т.д.


«Внутренние» правоотношения касаются внутриредакционного менеджмента, формирования органов управле­ния, границ профессиональной самостоятельности журна­листов, вопросов собственности и т.д. Последние, как показывает опыт, особенно сложны, поскольку в природе СМИ переплетаются право собственности на имущество (на­пример, редакции) и исключительные права на результаты интеллектуальной деятельности (интеллектуальную соб­ственность) — авторское право на периодическое издание в целом и право на наименование, товарный знак и т.д. Учреждение СМИ и учреждение редакции — по сути различные правовые явления. Ни союзный, ни российский законы о СМИ не предусматривают, чтобы учредитель СМИ и учредитель редакции обязательно являлись одним и тем же лицом. Этому важному обстоятельству зачастую не при­дается должного внимания. Многие печатные СМИ в нача­ле 90-х годов учреждались своими редакционными или журналистскими коллективами, которые не заботились о том, чтобы корректно «вписать» правовой статус редакций в рамки ГК РСФСР. Фактически такие редакции осуществ­ляли правомочия, характерные для юридического лица (например, заключение договоров поставки и подряда). И до введения в действие Части первой нового Гражданского кодекса Российской Федерации это не вызывало никаких правовых конфликтов.

Закон о СМИ говорит о статусе юриди­ческого лица применительно именно к редакции, а не к самому средству массовой информации, которое, как сказа­но выше, не более чем форма периодического распростране­ния массовой информации. Редакция же — это организа­ция, учреждение, предприятие или гражданин, объединение граждан, осуществляющие производство и выпуск сред­ства массовой информации.


«Геометрия» правоотношений. Учредитель, редакция, издатель и собственник имущества составляют четырех­угольник, в котором имущественные отношения определя­ются системой договоров между сторонами, как то предус­мотрено ст. 22 Закона о СМИ. В договоре между учредителем и редакцией определяются производственные, имуществен­ные и финансовые отношения между ними. Здесь устанавли­вается порядок выделения и использования средств на со­держание редакции, распределения прибыли, образования фондов и возмещения убытков, обеспечения надлежащих производственных и социально-бытовых условий жизни и труда сотрудников редакции. выборе организационно-правовой формы юридического лица принимается его уч­редителем. Если газета как средство массовой информации имеет несколько соучредителей, то вполне вероятно, что все они пожелают стать учредителями редакции. В этом случае решение о выборе организационно-правовой фор­мы редакции должно быть согласованным между ними (п. 1 ст. 52 Гражданского кодекса, ч. 3 ст. 7 и ч. 1 ст. 20 Закона о СМИ).
Нередки ситуации, когда соучредителями СМИ являют­ся государственные и муниципальные органы разного уров­ня либо субъекты различных форм собственности. При­мер — газета, учрежденная областным управлением печати и районной администрацией. Редакция такой газеты мо­жет быть организована в форме либо государственного (об­ластного), либо муниципального учреждения (унитарного предприятия). Но смешанного государственно-муниципаль­ного учреждения (предприятия) быть не может, поскольку субъекты права собственности различны. Устав редакции и устав юридического лица. Устав редакции является своеобразным договором между редак­цией и учредителем. Об этом свидетельствуют три момента. Во-первых, ч. 3 ст. 20 Закона о СМИ допускает замену устава договором, если редакция только создана или состо­ит из менее чем десяти человек. Во-вторых, устав по необ­ходимости должен в равной степени соответствовать инте­ресам и редакции, и учредителя, поскольку согласно части первой той же статьи он принимается на общем собрании коллектива журналистов — штатных сотрудников редак­ции (простым большинством голосов при наличии не менее двух третей его состава) и утверждается учредителем. На­конец, в-третьих, именно в уставе должны быть определе­ны взаимные права и обязанности учредителя и редакции. Согласно Закону о СМИ в уставе редакции должны быть определены: взаимные права и обязанности учредителя, редакции, главного редактора; полномочия коллектива жур­налистов; порядок назначения (избрания) главного редак­тора, редакционной коллегии и (или) иных органов управ­ления редакцией; основания и порядок прекращения и приостановления деятельности средства массовой инфор­мации; передача и (или) сохранение права на название, иные юридические последствия смены учредителя, измене­ния состава соучредителей, прекращения деятельности СМИ, ликвидации или реорганизации редакции, изменения ее организационно-правовой формы; порядок утверждения и изменения устава редакции и т.д. Статус издателя. Третьей «вершиной» в треугольнике «внутренних» правоотношений является издатель. Этим статусом наделяется издательство, иное учреждение или коммерческая организация, осуществляющие материаль­но-техническое обеспечение производства продукции сред­ства массовой информации. К ним приравниваются юриди­ческие лица и граждане, для которых эта деятельность не является основной либо не служит главным источником дохода. В свою очередь, под издательствами понимаются предприятия, а равно структурные подразделения пред­приятий, организаций, учреждений, осуществляющие издательскую деятельность, т.е. подготовку, а равно подго­товку и выпуск печатных изданий любого вида3.
Издатель также заключает договор с редакцией. В нем определяются производственные, имущественные и финан­совые отношения между сторонами, взаимное распределе­ние издательских прав (эта абсолютно неразработанная тема требует отдельного исследования), обязательства издателя по материально-техническому обеспечению производства продукции СМИ и ответственность сторон.
9. Правовой статус редакции. Ст.19

Ст. 19. Редакция осуществляет свою деятельность на основе профессиональной самостоятельности.

Редакция может быть юридическим лицом, самостоятельным хозяйствующим субъектом, организованным в любой допускаемой законом форме. Если редакция зарегистрированного средства массовой информации организуется в качестве предприятия, то она подлежит также регистрации в соответствии с федеральным законом о государственной регистрации юридических лиц и помимо производства и выпуска средства массовой информации вправе осуществлять в установленном порядке иную, не запрещенную законом деятельность.

(в ред. Федеральных законов от 21.03.2002 N 31-ФЗ, от 08.12.2003 N 169-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

Часть третья утратила силу. - Федеральный закон от 02.11.2004 N 127-ФЗ.

(см. текст в предыдущей редакции)

Редакция может выступать в качестве учредителя средства массовой информации, издателя, распространителя, собственника имущества редакции.

Редакцией руководит главный редактор, который осуществляет свои полномочия на основе настоящего Закона, устава редакции, договора между учредителем и редакцией (главным редактором). Главный редактор представляет редакцию в отношениях с учредителем, издателем, распространителем, гражданами, объединениями граждан, предприятиями, учреждениями, организациями, государственными органами, а также в суде. Он несет ответственность за выполнение требований, предъявляемых к деятельности средства массовой информации настоящим Законом и другими законодательными актами Российской Федерации.

11. Статус издателя. Статья 18 Закона «О средствах массовой информации» определяет правовой статус учредителя средства массовой информации, его правомочия, законные пределы его прав и обязанностей по отношению к редакции СМИ, учредителем которого он является.

Необходимо различать учредителя СМИ и учредителя редакции СМИ, то есть учредителя юридического лица, если редакция зарегистрирована как юридическое лицо.

Учредитель утверждает устав редакции и (или) заключает договор с редакцией средства массовой информации (главным редактором). Устав, в соответствии с законодательством и вместе с ним, определяет правовой статус данной редакции и определяет основные взаимные права и обязанности учредителя, редакции, главного редактора, журналистов - штатных сотрудников редакции, порядок управления, деятельности, ликвидации редакции СМИ и т.д.

До утверждения устава редакции, а также если редакция состоит менее чем из десяти человек, ее отношения с учредителем СМИ могут определяться заменяющим устав договором между учредителем и редакцией (главным редактором), как определено ч. 3 ст. 20 Закона.

Часть 3 статьи 18 Закона устанавливает запрет для учредителя на вмешательство в деятельность редакции средства массовой информации, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Законом, уставом редакции, договором между учредителем и редакцией (главным редактором). Круг полномочий учредителя по отношению к редакции, которые могли бы влиять на редакционную политику, устанавливать пределы критики, пределы вмешательства редакции в общественные события и иным образом влиять на процесс производства и выпуска продукции СМИ, весьма ограничен Законом.

Закон РФ о СМИ в статье 2 дает понятия редакции СМИ и издателя. Под редакцией СМИ Закон понимает организацию, учреждение, предприятие либо гражданина, объединение граждан, осуществляющие производство и выпуск средства массовой информации.

Под издателем понимается издательство, иное учреждение, предприятие (предприниматель), осуществляющее материально-техническое обеспечение производства продукции средства массовой информации, а также приравненное к издателю юридическое лицо или гражданин, для которого эта деятельность не является основной либо не служит главным источником дохода.

В отличие от издателя в функции редакции входит не материально-техническое, но в большей степени творческое обеспечение производства продукции СМИ, хотя оба эти аспекта деятельности, результатом которой является создание некоего нового предназначенного для неограниченного круга лиц информационного продукта, переплетаются весьма тесно. Именно в творческом аспекте следует трактовать такое основополагающее для юридического статуса редакции понятие, как "профессиональная самостоятельность".

Издатель осуществляет свои права и несет обязанности на основе Закона о СМИ, Федерального закона "О порядке освещения деятельности органов государственной власти в государственных средствах массовой информации", законодательства об издательском деле, предприятиях и предпринимательской деятельности. Издатель может выступать в качестве учредителя СМИ, редакции, распространителя, собственника имущества редакции.

Статья 21. Статус издателя

 Издатель осуществляет свои права и несет обязанности на основе данного Закона, Федерального закона "О порядке освещения деятельности органов государственной власти в государственных средствах массовой информации", законодательства об издательском деле, предприятиях и предпринимательской деятельности.

Издатель может выступать в качестве учредителя средства массовой информации, редакции, распространителя, собственника имущества редакции.



13.Экономическая деятельность в сфере СМИ.

Правовое регулирование экономических отношений в сфере массовой информации призвано стимулировать со­здание благоприятных правовых условий для обеспечения информационного плюрализма. Речь идет, во-первых, о мерах, гарантирующих прозрачность отношений собствен­ности и контроля над организациями, осуществляющими выпуск СМИ (транспарентность). Во-вторых, настоятельным велением времени является установление мер, которые мог­ли бы обеспечить добросовестную конкуренцию между орга­низациями, осуществляющими выпуск СМИ, упорядочить объективно полезный процесс концентрации средств мас­совой информации и в то же время предотвратить их моно­полизацию, в том числе государством. В-третьих, через регулирование отношений собственности и контроля зако­нодатель должен обеспечить защиту профессиональной са­мостоятельности редакций и журналистов. Оче­видно, что, будучи объектом права, средства массовой ин­формации могут переходить от одного владельца к другому и в конце концов концентрироваться в руках немногих. Эта проблема имеет не столько экономическое, сколько поли­тическое значение, поскольку обратная зависимость между уровнями монополизации СМИ и информационного плюра­лизма очевидна.


Следует подчеркнуть, что процессы концентрации СМИ являются в условиях рыночной экономики объективно полез­ными. Концентрация может принимать здесь самые различ­ные организационно-экономические формы: издательско-производственные объединения (например, ИПО писате­лей), издательские дома («КоммерсантЪ», «Провинция» и др.), концерны (например, ОАО «Концерн «Известия»), медиа-холдинги («Медиа-Мост», «Газпром-Медиа», «Воль­ная Кубань» и др.)- Такие организационно-экономические схемы во многих случаях дают возможность добиться само­окупаемости СМИ за счет перераспределения доходов внут­ри корпорации, а значит минимизации зависимости редак­ций от сторонних групп, заинтересованных в той или иной коррекции редакционной политики.
В то же время нельзя сбрасывать со счетов тот непрелож­ный факт, что инвестиционная активность в сфере СМИ крупных финансовых структур и сырьевых монополистов имеет целью прежде всего не извлечение дохода, а получе­ние мощных рычагов воздействия на общественное мнение и, главное, влияния на процессы принятия политических решений. Так, ценность «Независимой газеты» определя­ется не ее тиражом, который сравнительно невелик, а тем авторитетом, которым она пользуется среди политиков, аналитиков, менеджеров высшего звена и т.д.

Цель транспарентности СМИ в том, чтобы знать, кто реально владеет СМИ, дабы иметь возможность формировать мнение по отношению к распространяемой ин­формации. Эти сведения должны, по крайней мере, указы­вать на личность тех, кто управляет СМИ. Там же, где СМИ управляется юридическим лицом, общественности должна быть представлена информация об учредителях этого юриди­ческого лица.

В действующем Законе о СМИ закреплен принцип профес­сиональной самостоятельности редакций и журналистов. Этот принцип на практике подвергается постоянной эрозии из-за того, что сложившиеся в сфере СМИ теневые эконо­мические отношения не способствуют установлению циви­лизованных отношений между редакциями и владельцами. Поэтому достижение прозрачности СМИ является, помимо прочего, необходимым условием редакционной самостоя­тельности.

В деятельности СМИ глав­ную роль играет свобода выражения мнений. Поскольку владельцы средств массовой информации используют услу­ги других лиц, журналистов и редакторов, для реализации своей свободы слова, постольку они должны соизмерять свое основное право с аналогичным основным правом жур­налистов. Точно так же как служащий обязан уважать индивидуальные особенности работодателя, так и работо­датель обязан уважать личность служащего.

Доходы от рекламы являются одним из главных источников финансирования деятельности средств массовой информации. В большей сте­пени от рекламных поступлений зависят негосударственные СМИ и, прежде всего, те, которые не имеют постоянных дотаций от контролирующих их бизнес-структур, использу­ющих прессу как инструмент политического влияния.
15. Ущемление свободы массовой информации.

В соответствии со ст.58 Закона Российской Федерации «О средствах массовой информации» ущемление свободы массовой информации, то есть воспрепятствование в какой бы то ни было форме со стороны граждан, должностных лиц государственных органов и организаций, общественных объединений законной деятельности учредителей, редакций, издателей и распространителей продукции средства массовой информации, а также журналистов, может осуществляться посредством:

- осуществления цензуры;

- вмешательства в деятельность и нарушения профессиональной самостоятельности редакции;

- незаконного прекращения либо приостановления деятельности средства массовой информации;

- нарушения права редакции на запрос и получение информации;

- незаконного изъятия, а равно уничтожения тиража или его части;

- принуждения журналиста к распространению или отказу от распространения информации;

- установления ограничений на контакты с журналистом и передачу ему информации, за исключением сведений, составляющих государственную, коммерческую или иную специально охраняемую законом тайну;

- нарушения прав журналиста, установленных настоящим Законом,

В соответствии со ст. 3 Закона цензура массовой информации - требование от редакции СМИ со стороны должностных лиц, государственных органов, организаций, учреждений или общественных объединений предварительно согласовывать сообщения и материалы (кроме случаев, когда должностное лицо является автором или интервьюируемым), а равно наложение запрета на распространение сообщений и материалов, их отдельных частей.

Представить себе возможность создания органов, организаций, учреждений или должностей, в задачи либо функции которых входит осуществление цензуры массовой информации, в нынешних условиях достаточно трудно.

Можно сказать, что нормы о запрете цензуры и запрете создания и деятельности органов с целью осуществления цензуры (ст. 3 и ч. 2 ст. 58 акона) оказывают превентивный и профилактический эффект. Однако полностью исключать вероятность появления таких органов, организаций и должностей в будущем нельзя. Вот почему важно, что эта норма предусматривает немедленное прекращение финансирования и ликвидацию соответствующих субъектов в порядке, установленном законодательством РФ, тотчас по их обнаружении.

Учитывая радикальность такой меры, как ликвидация, а также сложность процедуры применения данной меры, представляется, что в большинстве случаев органам прокуратуры, осуществляющим надзор за законностью и соблюдением прав и свобод человека и гражданина в соответствии с главами 1 и 2 раздела III Федерального закона от 17.11.95 N 168-ФЗ "О прокуратуре РФ", для прекращения незаконной деятельности достаточно будет вынести в адрес лица, осуществляющего цензуру, представление об устранении выявленных нарушений в порядке статей 24 и 28 упомянутого Закона.

В случае если субъектом, в задачи либо функции которого входит осуществление цензуры массовой информации, является юридическое лицо, оно подлежит ликвидации в порядке, установленном статьей 61 Гражданского кодекса РФ по решению суда с его прекращением без перехода прав и обязанностей в порядке правопреемства к другим лицам. Требование о ликвидации юридического лица по основаниям осуществления им деятельности, запрещенной Законом (п. 2 ст. 61 ГК РФ), может быть предъявлено в суд государственным органом или органом местного самоуправления, которому Закон предоставил право на предъявление такого требования.
17.Права СМИ.
Средства массовой информации являются не субъектами, а объектами права. В частности, СМИ могут находиться в собственности. Это текстуально зафиксировано в статье 1 Закона о СМИ, где говорится о владении, пользовании и распоряжении средствами массовой информации. Кроме того, часть вторая статьи 30 Федерального закона "Об общественных объединениях", допускает нахождение средств массовой информации в собственности общественных объединений, обладающих правами юридического лица. Наконец, статья 128 ГК РФ относит информацию, а также результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации продукции к объектам гражданских прав.

Содержание права собственности на СМИ Законом не конкретизируется. Однако из смысла ряда статей можно сделать вывод, что собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему СМИ любые действия, не противоречащие Закону о СМИ и другим правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц (пункт второй статьи 209 ГК РФ).

Хотя Закон о СМИ весьма гибко подходит к вопросу о том, кто может быть собственником СМИ, однако наиболее естественным следует признать соединение статусов собственника и учредителя. Во-первых, это следует из конструкции статьи 1 Закона о СМИ, где в единую формулу увязаны учреждение, владение, пользование и распоряжение средствами массовой информации. Во-вторых, учредителем редакции как юридического лица должен быть именно собственник, поскольку без формирования обособленного имущества создание юридического лица невозможно. Впрочем, ГК РФ допускает случаи, когда учредитель юридического лица и собственник его имущества – суть разные лица (пункт третий статьи 56). Аналогичным образом могут не совпадать в одном лице учредитель и собственник СМИ, а также учредитель СМИ и учредитель редакции.

19. Право на ответ и опровержение.

Право на опровержение, ст.44. Гражданин или организация вправе потребовать от редакции опровержения не соответствующих действительности и порочащих их честь и достоинство сведений, которые были распространены в данном средстве массовой информации. Такое право имеют также законные представители гражданина, если сам гражданин не имеет возможности потребовать опровержения. Если редакция средства массовой информации не располагает доказательствами того, что распространенные им сведения соответствуют действительности, она обязана опровергнуть их в том же средстве массовой информации.

Если гражданин или организация представили текст опровержения, то распространению подлежит данный текст при условии его соответствия требованиям настоящего Закона. Редакция радио-, телепрограммы, обязанная распространить опровержение, может предоставить гражданину или представителю организации, потребовавшему этого, возможность зачитать собственный текст и передать его в записи.

Статья 46. Право на ответ

Гражданин или организация, в отношении которых в средстве массовой информации распространены сведения, не соответствующие действительности либо ущемляющие права и законные интересы гражданина, имеют право на ответ (комментарий, реплику) в том же средстве массовой информации.

В отношении ответа и отказа в таковом применяются правила статей 43 - 45 настоящего Закона.

Ответ на ответ помещается не ранее чем в следующем выпуске средства массовой информации. Данное правило не распространяется на редакционные комментарии.

21. Участие СМИ в освещении избирательных кампаний.

Роль средств массовой информации в избирательной кампании зависит от значительного числа факторов, среди которых не последнюю роль играют национальные традиции, превратности исторического пути, уровень структурированности гражданского общества, доминирующие этические представления и т.д. Но если от всего этого абстрагироваться, если представить, что все мы не более чем субъекты права, существующие в стерильной атмосфере правовых отношений, то можно ясно увидеть те правила электоральной игры, которыми законодательно определена роль СМИ в избирательной кампании. Говоря о законах, я имею в виду прежде всего федеральные избирательные законы - «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» от 19 сентября 1997 г. (с изменениями и дополнениями, внесенными Федеральным законом от 30 марта 1999 г.), «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» от 24 июня 1999 г. и «О выборах Президента Российской Федерации» от 31 декабря 1999 г., а также Закон Российской Федерации «О средствах массовой информации» от 27 декабря 1991 г.

Но если взглянуть на все эти законы в их взаимодействии и проанализировать правоприменительную практику, то оказывается, что электоральная игра идет по совершенно иным правилам. Реальная жизнь стирает границы «игрового поля», и политический выбор уже становится неотличим от выбора товара в супермаркете, журналистика - от рекламы, или, пользуясь языком имиджмейкеров, от «public relations», а политическая деятельность - от бизнеса. Так нарождающаяся рыночная экономика, проникая в несвойственный ей социальный ландшафт, порождает «рыночное общество».

Законодатель, на мой взгляд, ясно ощущая опасность коммерциализации избирательных кампаний, предвидел и пытался предотвратить появление «черного PR». Анализ нормативного материала показывает, что интенция законодателя была направлена именно на предотвращение «подпольной», «левой» предвыборной агитации, против манипулирования голосами избирателей путем теневой скупки СМИ. Однако, как мы увидим в дальнейшем, далеко не всегда использованные средства оказались адекватны целям. В одних случаях они вообще не достигли никакой цели, в других - достигли частично, в третьих - достигли совершенно противоположных целей.

Причем, чтобы обезопасить законодательство о выборах от противоречий с другими законами, в Закон «Об основных гарантиях...» были включены специальные нормы, позволяющие решать любые коллизии в его пользу. Однако данный акт, устанавливающий общие правила, касающиеся роли СМИ в организации и проведении выборов, имеет более высокую юридическую силу только в сравнении с другими законами о выборах. В случае противоречия с нормами, например, Федерального закона «О выборах Президента Российской Федерации» применению подлежат нормы Федерального закона «Об основных гарантиях...» (п. 7 ст. 1). В отношении всех прочих федеральных законов он не занимает какого-либо особого места, а значит, возможные коллизии между его нормами и положениями, например, закона о СМИ должны решаться по общим правилам коллизионного права.

В сфере формирования представительных и других выборных органов власти роль СМИ многогранна. При этом следует различать использование СМИ в избирательной кампании и их участие. В первом случае СМИ выступают преимущественно как производитель массово-информационных услуг, во втором - как самостоятельный институт демократии. Причем, обе указанные ипостаси СМИ взаимосвязаны и неразделимы: с одной стороны, использование СМИ субъектами политических отношений, как правило, означает вовлечение печатной и электронной прессы в политический процесс; с другой - ее участие в политическом процессе в конечном счете является результатом ее использования теми или иными субъектами политических отношений.

Кто вправе использовать, пользоваться услугами СМИ в ходе избирательной кампании? Избирательные комиссии, органы государственной власти и местного самоуправления, кандидаты и т.д. О каких услугах идет речь? Об информировании (в формах опубликования и оповещения) и о предоставлении (платном или бесплатном) печатных площадей и эфирного времени для предвыборной агитации.

В чем состоит участие СМИ в избирательной кампании? В осуществлении гражданского контроля на всех этапах подготовки и проведения выборов.Такова воля законодателя. На практике же все обстоит несколько иначе.


следующая страница >>


izumzum.ru